ВЛИЯНИЕ ДЕПРИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фокина Е. В. Екатеринбург
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном субъекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. д.)[7].
Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов. Гендерная стереотипизация фиксируется в языке и влияет на формирование ожиданий от представителей того или другого пола определенного типа по-ведения[7].
Гендерный стереотип - это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины[1].
И. Г. Малкина-Пых определила понятие «гендерный стереотип» как социальные нормы, характеризующие распространенные представления о том, что как мужчинам, так и женщинам присущи определенные свойства и модели поведения. Подавляющее большинство людей придерживается такой точки зрения а так же понимаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.
По мнению различных психологов (В. С.Мухина, Д. Я. Райгородский, Е. П. Ильин, И. С. Кон и др.) поведение, свойственное мужскому или женскому полу присваивается детьми с самого раннего детства. Забирая ребенка из роддома, родители перевязывают его одеяло голубой или розовой лентой, впоследствии покупают им разные игрушки, одежду, и самое главное - требуют соответствующего поведения. Например, родители часто говорят: «Не плачь! Ты же мальчик!» или «Девочки не должны драться!» и т. д. В полной семье, где присутствует и отец, и мать, полоролевая идентификация ребенка происходит наиболее успешно, в связи с наличием образцов для поведения, как мужского, так и женского. Девочка идентифицирует себя с матерью, перенимает от нее тип поведения, учится способам общения с противоположным полом на примере общения матери с отцом. Обратный процесс происходит и у мальчиков.
Таким образом, родители являются для детей эталоном поведения людей, соответст-
вующего пола, первым институтом гендерной социализации. Отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на психике ребенка, на его развитии и, прежде всего, на формировании его полоролевой идентичности. Отсутствие человека, заменяющего отца, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они не хотят воспринимать то, что им пытаются привить. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. С девочками-сиротами ситуация немного проще. Для них существует объект идентичности, но нет противоположного ему. Девочка, живущая в чисто женском окружении, не отражает действия папы и мамы и не может назвать ни одной родительской функции. По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. В развитии девочки отец играет важную роль. Его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.
В настоящее время в образовательных учреждениях, в том числе и детских домах, преобладающим большинством учителей и воспитателей являются женщины. Жизнь детей проходит преимущественно в женской среде, что в свою очередь накладывает отпечаток на то, как складываются их представления о поведении, свойственном своему полу.
В процессе воспитания детей в общественных учреждениях эта ситуация еще более усугубляется, так как детям не только не хватает семейного тепла, но и представителя своего пола, того, с кем можно было бы себя
идентифицировать. С самого рождения мальчик попадает в среду общественного воспитания и, как водится, в феминную среду российского общества, поскольку преобладающее большинство работников детских учреждений приходится на долю женщин: воспитатели детского сада, учителя, врачи и т. д. Поэтому мальчики, гораздо меньше знают о поведении, соответствующем половой роли мужчины. Соответственно, мальчик, воспитывающийся в условиях детского дома, имеет нечеткую или неадекватную идентификацию, что связано с отсутствием мужчины как образца поведения.
По данным А. Л. Козловой и Н. В Поляковой дети, воспитывающиеся в приютах, не отличаются по когнитивному и эмоциональному компонентам полоролевой идентичности от детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Однако на поведенческом уровне ярко выраженное предпочтение поведения, типичного для своего пола, имеется только у девочек.
На базе детского дома №51 и Центра территориальной помощи семье и детям г. Екатеринбурга было проведено исследование, посвященное изучению гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства и их сверстников, воспитывающихся в семьях. Были использованы следующие методики:
• методика личностного дифференциала, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева;
• методика феминности-маскулинности С. Бэм;
• методика М. Куна и Т. Маркпартленда «Кто я?»;
• модификация теста «Рисунок человека», предложенная Романовой Н.М. как «Рисунок мужчины и женщины»;
• методика «я - девочка-мальчик».
Выборка испытуемых состояла из 23 человек, из которых 15 (8 девочек и 7 мальчиков) - подростки, воспитывающиеся в семьях и 8 (5 девочек и 3 мальчика) - в детских домах. У детей-сирот, по сравнению с их сверстниками из семей, преобладают следующие личностные характеристики: недостаточная уверенность в себе, отсутствие независимости, неудовлетворенность собственным поведением и уровнем собственных достижений, недостаточный уровень принятия самого себя. Их сверстники из семей продемонстрировали уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, что может говорить об их большей критичности к самому себе и хорошем самоконтроле.
По результатам методики «феминно-
сти-маскулинности» была выявлена андро-гинность (относительно равное соотношение женственности и мужественности) у 7 подростков из детских домов, среди них: мальчики -3 человека, девочки 4 человека. 2 девочки продемонстрировали феминность (женственность, характеристики, связанные с женским полом). У их сверстников из семей 13 человек характеризуются как андрогинные, из них 2 девочки -феминность и 6 андрогинность. Все 7 мальчиков показали андрогинность. Таким образом, экспериментальные данные отражают большее количество гендерных характеристик, даваемых себе подростками, воспитывающимися в семьях, по сравнению с их сверстниками, воспитывающихся в детских домах.
Благодаря методике «Кто я?» были получены следующие результаты. У сирот 2 -5 гендерных характеристик и 7 - 22 общих личностных, что в целом на несколько значений меньше, чем у их сверстников, которые дали 1 - 8 гендерных характеристик и 13 - 24 личностных. Это может говорить о том, что сироты, в отличие от подростков, воспитывающихся в семьях, имеют неполное, ограниченное представление о себе, как в социальном аспекте, так и в гендерном или имеют своеобразное самовосприятие.
С помощью методики «Рисунок мужчины и женщиныг» эмоциональная сдержанность, наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях выявились у 5 сирот и у 8 их сверстников, а репрезентации, характерные для интровертиро-ванных личностей, шизоидов, говорящие о не-сформированной гендерной установке - у 2 сирот и у 3 их сверстников. И только у одного человека позиция, символизирующая то, что автор такого рисунка придает важное значение дружеским отношениям, эмоциональный компонент отношений преобладает над физическим, установка на партнера-друга, отсутствие агрессии к противоположному (или своему) полу, позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие. У всех девочек, воспитывающихся в детском доме, в рисунках не встречаются элементов, которые характерны для рисунков девочек из семей: сердец, цветов, животных и т. д. Их рисунки очень похожи на мужские. Рисунки мальчиков тоже однотипны, без выраженной гендерной окраски. По результатам этой методики можно сделать вывод о том, что сироты имеют недостаточно сформированные гендерные установки, представления о себе как о представителе пола.
Методика «я - девочка-мальчик» позволила выявить такие результаты: плохое осознание или вытеснение гендерных стереотипов 2-мя подростками-девочками из детского дома, остальные 6 человек (3 мальчика и 3 девочки) характеризуют себя как не соответствующие гендерному стереотипу. У выполнивших это задание подростков из семей только 2 подростками гендерные стереотипы плохо осознаются или вытесняются, остальные характеризуют себя как несоответствующие гендерному стереотипу. Экспериментальные данные отражают то, что большая часть подростков из детских домов плохо осознает гендерные стереотипы или вытесняет их, в отличии от сверстников из семей.
Таким образом, по результатам всех методик можно сделать вывод о том, что подростки, с раннего возраста воспитывающиеся в депривационных условиях детского дома, имеют нечеткие, не достаточно полные представления о себе как о представителе своего пола и личности вообще. Они могут не осознавать гендерные стереотипы, замыкаться в себе, плохо представлять особенности взаимоотношений, как со своим, так и с противоположным полом, что в свою очередь требует вме-
шательства специалистов с последующей коррекцией представлений подростков.
Литература
1. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер. - М. : Вече, Я. : 2000. - 1 т. - 560 с.
2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2002. - 544 с.
3. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. -№ 2. - С. 47 - 57.
4. Мухина, В. С. Таинство детства: в 2 т. / В. С. Мухина. - 3-е изд. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - Т. 1. - 504 с.
5. Практикум по гендерной психологии / под. ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил. - (серия «Практикум по психологии»)
6. Райгородский, Д. Я. Ребенок и семья / Д. Я Райгородский. - Самара : БАРАХ - М, 2002. - 736 с.
7. Словарь гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. - М. : Информация - XXI век. 2002. - 256 с.
© Е. В. Фокина, 2008