УДК 37.037 ББК 4420.055.7
ГСНТИ 14.07.01
Код ВАК 13.00.01
Е. В. Фокина
Екатеринбург
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОДРОСТКОВ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ИХ СВЕРСТНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; гендерный стереотип; гендерный аспект; феминность; мускулин-ность; депривационные условия; семья.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается формирование полового самовосприятия, особенности гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства, и их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Е. V. Fokina
Ekaterinburg
FEATURES OF GENDER STEREOTYPES OF JUVENILES
LEFT WITHOUT CARE OF PARENTS AND THEIR PEERS RAISED IN FAMILY
KEY WORDS: gender; gender stereotype; gender aspect; feminine; masculine; deprivation conditions; family.
ABSTRACT. In the article it is told about sexual self-perception, features of gender stereotypes of juveniles deprived of parental guardianship and their peers raised in families.
Г
ендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов, а родители являются для детей эталоном поведения людей соответствующего пола, первым институтом гендерной социализации [4; 5]. По мнению таких психологов, как В. С. Мухина, Д. Я. Райгородский, Е. П. Ильин, И. С. Кон и др., поведение, свойственное мужскому или женскому полу, присваивается детьми с самого раннего детства (гендерные стереотипы) [5; 6; 8; 9]. Разный опыт жизни и воспитания, который получают дети, растущие в семье и вне семьи, существенно влияет на их психическое развитие. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Так, воспитывающиеся без отца мальчики усваивают женский тип поведения, имеют искаженное представление о мужском поведении, они менее зрелые и целеустремленные, безынициативны, более робки. Девочка, воспитывающаяся в семье без отца, в женском окружении (детский дом), не может назвать ни одной родительской функции [1; 8].
В образовательных учреждениях, в том числе и детских домах, преобладающим большинством учителей и воспитателей
являются женщины. Жизнь детей проходит преимущественно в женской среде, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на то, как складываются их представления о поведении, свойственном своему полу. Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов социализации детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также влияния типа семьи на успешность социализации ребенка [3; 5; 10].
На базах, к которым имелся доступ, нами было проведено исследование, посвященное изучению гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства, и их сверстников, воспитывающихся в семьях: детский дом № 51 (г. Екатеринбург), Центр социальной помощи семье и детям Орджони-кидзевского района (г. Екатеринбург), общеобразовательная школа № 81 (г. Екатеринбург) и детский дом (г. В. Пышма). Выборка испытуемых составила 39 человек, из которых 15 (8 девочек и 7 мальчиков) — подростки, воспитывающиеся в семьях, и 24 (16 девочек и 8 мальчиков) — подростки, воспитывающиеся в детских домах наиболее длительное время (с дошкольного и младшего школьного возраста). Возраст испытуемых 13—16 лет.
Цель исследования заключалась в формировании гендерных стереотипов у под-
© Фокина Е. В., 2012
ростков-девочек и подростков-мальчиков, лишенных родительского попечительства. Задачи:
- изучение и анализ литературных источников и трудов исследователей, занимающихся проблемой формирования гендерных стереотипов и влияния социальных условий на развитие полового самосознания детей и подростков;
- экспериментальное изучение гендерных стереотипов подростков, воспитывающихся в детском доме и в различных типах семей;
- анализ экспериментально полученных данных;
- развитие необходимого представления о внешности мальчиков и девочек и чертах их характера в соответствии с принятыми в обществе стереотипами. Использовались методики: «личностного дифференциала», «фемининности — маскулинности»; «Кто я?»; «Рисунок мужчины и женщины»; «Я — девочка-мальчик».
Результаты методик показали, что подростки, воспитывающиеся в детском доме, имеют нечеткие, недостаточно полные представления о себе как о представителе своего пола и личности вообще, не осознают гендерных стереотипов, плохо представляют особенности взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом. Сирот отличает наличие противоречивых и отрицательных личностных характеристик. Например, в ответах, данных одним и тем же человеком, могут содержаться слова «умная» и «глупая». Это может говорить о том, сироты, в отличие от подростков, воспитывающихся в семьях, имеют неполное, ограниченное представление о себе как в социальном аспекте, так и в гендерном или имеют своеобразное самовосприятие.
Эмоциональная сдержанность, наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях, выявились у 5-ти детей-сирот, репрезентации, говорящие о несформированной гендерной установке, — у 2-х детей-сирот. Один ребенок придает важное значение дружеским отношениям, имеет установку на партнера-друга, у него отсутствует агрессия к противоположному (или своему) полу, имеются позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола. У всех обследованных девочек, воспитывающихся в детском доме, в рисунках не встречается элементов, которые характерны для рисунков девочек из семей: сердец, цветов, животных и т. д. Их рисунки очень похожи на мужские. Рисунки мальчиков тоже однотипны, без выраженной гендерной окраски. Большее количество гендерных характеристик дали себе подростки, воспитывающие-
ся в семьях, в отличие от сверстников, воспитывающихся в детских домах.
Выявлено плохое осознание или вытеснение гендерных стереотипов 2-мя под-ростками-девочками, несоответствие гендерному стереотипу 3-х девочек и 3-х мальчиков. Большая часть подростков из детских домов вытесняют гендерные стереотипы, в отличие от сверстников из семей. Дети-сироты имеют недостаточно сформированные гендерные установки, неполное, ограниченное представление о себе как в социальном аспекте, так и в гендерном, у них наличествует неадекватное самовосприятие, отсутствует независимость, преобладают недостаточная уверенность в себе, неудовлетворенность собственным поведением и уровнем собственных достижений, наблюдается недостаточный уровень принятия самого себя. Для подростков, лишенных родительского попечительства, характерен низкий самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок. Их сверстники из семей продемонстрировали уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. В их ответах меньше отрицательных личностных характеристик.
Коррекция гендерных стереотипов подростков проводилась в виде психологических тренингов с 2-мя мальчиками и 2-мя девочками, воспитывающимися в детском доме. Занятия велись 2-мя тренерами разного пола в целях демонстрации мужской и женской моделей поведения. В проведенных тренинговых занятиях были использованы упражнения, разработанные такими авторами, как Л. Ф. Анн, С. В. Кривцова и
др. [2, 7].
Цель тренинговых занятий — коррекция гендерных стереотипов подростков-мальчиков и подростков-девочек, воспитывающихся в детском доме.
Подростки придерживаются достаточно стереотипных представлений о мальчиках и девочках. Мальчики указали на предпочтение чаще видеть девочек в юбках. Ситуации, когда девушка (юноша) нецензурно выражается, не нравятся никому из участников, но допускаются ими с целью выражения эмоций. Курение, неопрятный вид не вызвали поддержки ни у одного из участников. Почти все подростки единодушно утверждают, что финансово обеспечивать семью должны оба родителя (супруга). Участники с трудом подбирали нужные слова для обозначения гармоничной, идеальной семьи. После наводящих вопросов дети отметили целостность структуры семьи (т. е. в идеальной семье должны быть и де-
ти, и оба родителя, и предки других поколений), а также качественную составляющую, касающуюся добрых, взаимоподдер-живающих отношений между мужем и женой. На вопрос «Какие качества личности вы цените в девушках и юношах? » подростки дали ответы: силу, работоспособность (для юноши), умение готовить (для девушки), доброту, порядочность, понимание поддержку, ласку, нежность. Внимание подростков было обращено на те стереотипные представления о качествах мужчин и женщин, как целеустремленность, вера в себя, склонность защищать свои взгляды, независимость, любовь к детям, спокойствие, жизнерадостность, застенчивость, совестливость и т. д. Дети выявили положительное отношение к этим качествам и признали их необходимость в идеальной семье.
В связи с тем что подростки, лишенные родительского попечительства, убегают из детских домов и приютов или же принимаются в семьи, состав контрольной группы сократился до 9-ти человек (2 мальчика, 7 девочек).
При повторной диагностике результаты контрольной и экспериментальной групп изменились незначительно. У девочек выявилось повышение числа черт женственности по сравнению с первичной диагностикой и снижение числа черт мужественности. У мальчиков значения тоже изменились. Так, у Андрея Б. снизилось число характеристик, связанных со стереотипом мужественности, а у Ярика X., наоборот,
возросло: появились «супермен», «мужик», «курильщик», «дядя». Также были выявлена характеристика, соответствющая стереотипу женственности, — «любознатель». Незначительно улучшились результаты по методике «Личностный дифференциал». Наиболее заметен прогресс по результатам методики «Рисунок мальчика и девочки»: в рисунках подростков появилось больше символов, присущих их полу.
Результаты математической обработки полученных данных показали, что положительная динамика в развитии показателя сформированности гендерных стереотипов отсутствует или она незначительна, наблюдается нулевая и отрицательная динамика развития. Это можно объяснить недостаточностью проведения тренинговых занятий, так как процесс становления гендерных стереотипов является сложным и дол-говремененным.
Таким образом, подростки, лишенные родительского попечительства, с раннего возраста воспитывающиеся в депривацион-ных условиях детского дома, имеют нечеткие, неполные представления о себе как о представителе пола и личности вообще. Они не осознают гендерных стереотипов, замыкаются в себе, плохо представляют особенности взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом, что, в свою очередь, требует вмешательства специалистов с последующей коррекцией представлений подростков о себе и своей половой принадлежности.
ЛИТЕРАТУРА
1. АДЛЕР А. Воспитание полов, взаимодействие полов / пер. с англ. А. А Валеева, Р. А. Валеевой. Ростов н/Д : Феникс, 1998.
2. АНН Л. Ф. Психологический тренинг с подросткам. СПб. : Питер, 2005.
3. БОЖОВИЧ Л. М. Личность ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1993.
4. ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / АпН СССР. НИИ дефектологии. 2-е изд., доп. М. : Педагогика, 2010.
5. ИЛЬИН Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб : Питер, 2002.
6. КОН И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001. № 2.
7. КРИВЦОВА С. В., Е. А. МУХАМАТУЛИНА. Навыки конструктивного взаимодействия с подростами. Тренинг для педагогов. 4-е изд., испр. и доп. М. : Генезис, 2004. (Психолог в школе).
8. МУХИНА В. С. Шестилетний ребенок в школе. М. : Просвещение, 1986.
9. РАЙГОРОДСКИЙ Д. Я. Ребенок и семья. Самара : БаРаХ-М, 2002.
10. РОМАНОВ И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4.
11. СЛОВАРЬ гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. М. : Информация — XXI век, 2002.
12. ЦЕЛУЙКО В. М. Психология неблагополучной семьи. М. : ВЛАДОС, 2004.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев