Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы подростков, оставшихся без попечения родителей, и их сверстников из семей'

Гендерные стереотипы подростков, оставшихся без попечения родителей, и их сверстников из семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2324
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ / ФЕМИННОСТЬ / МУСКУЛИННОСТЬ / ДЕПРИВАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / СЕМЬЯ / GENDER / GENDER STEREOTYPE / GENDER ASPECT / FEMININE / MASCULINE / DEPRIVATION CONDITIONS / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фокина Екатерина Витальевна

Рассматривается формирование полового самовосприятия, особенности гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства, и их сверстников, воспитывающихся в семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фокина Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER STEREOTYPES OF JUVENILES LEFT WITHOUT CARE OF PARENTS AND THEIR PEERS RAISED IN FAMILY

In the article it is told about sexual self-perception, features of gender stereotypes of juveniles deprived of parental guardianship and their peers raised in families.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы подростков, оставшихся без попечения родителей, и их сверстников из семей»

УДК 37.037 ББК 4420.055.7

ГСНТИ 14.07.01

Код ВАК 13.00.01

Е. В. Фокина

Екатеринбург

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОДРОСТКОВ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ИХ СВЕРСТНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; гендерный стереотип; гендерный аспект; феминность; мускулин-ность; депривационные условия; семья.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается формирование полового самовосприятия, особенности гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства, и их сверстников, воспитывающихся в семьях.

Е. V. Fokina

Ekaterinburg

FEATURES OF GENDER STEREOTYPES OF JUVENILES

LEFT WITHOUT CARE OF PARENTS AND THEIR PEERS RAISED IN FAMILY

KEY WORDS: gender; gender stereotype; gender aspect; feminine; masculine; deprivation conditions; family.

ABSTRACT. In the article it is told about sexual self-perception, features of gender stereotypes of juveniles deprived of parental guardianship and their peers raised in families.

Г

ендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов, а родители являются для детей эталоном поведения людей соответствующего пола, первым институтом гендерной социализации [4; 5]. По мнению таких психологов, как В. С. Мухина, Д. Я. Райгородский, Е. П. Ильин, И. С. Кон и др., поведение, свойственное мужскому или женскому полу, присваивается детьми с самого раннего детства (гендерные стереотипы) [5; 6; 8; 9]. Разный опыт жизни и воспитания, который получают дети, растущие в семье и вне семьи, существенно влияет на их психическое развитие. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Так, воспитывающиеся без отца мальчики усваивают женский тип поведения, имеют искаженное представление о мужском поведении, они менее зрелые и целеустремленные, безынициативны, более робки. Девочка, воспитывающаяся в семье без отца, в женском окружении (детский дом), не может назвать ни одной родительской функции [1; 8].

В образовательных учреждениях, в том числе и детских домах, преобладающим большинством учителей и воспитателей

являются женщины. Жизнь детей проходит преимущественно в женской среде, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на то, как складываются их представления о поведении, свойственном своему полу. Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов социализации детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также влияния типа семьи на успешность социализации ребенка [3; 5; 10].

На базах, к которым имелся доступ, нами было проведено исследование, посвященное изучению гендерных стереотипов мальчиков и девочек, лишенных родительского попечительства, и их сверстников, воспитывающихся в семьях: детский дом № 51 (г. Екатеринбург), Центр социальной помощи семье и детям Орджони-кидзевского района (г. Екатеринбург), общеобразовательная школа № 81 (г. Екатеринбург) и детский дом (г. В. Пышма). Выборка испытуемых составила 39 человек, из которых 15 (8 девочек и 7 мальчиков) — подростки, воспитывающиеся в семьях, и 24 (16 девочек и 8 мальчиков) — подростки, воспитывающиеся в детских домах наиболее длительное время (с дошкольного и младшего школьного возраста). Возраст испытуемых 13—16 лет.

Цель исследования заключалась в формировании гендерных стереотипов у под-

© Фокина Е. В., 2012

ростков-девочек и подростков-мальчиков, лишенных родительского попечительства. Задачи:

- изучение и анализ литературных источников и трудов исследователей, занимающихся проблемой формирования гендерных стереотипов и влияния социальных условий на развитие полового самосознания детей и подростков;

- экспериментальное изучение гендерных стереотипов подростков, воспитывающихся в детском доме и в различных типах семей;

- анализ экспериментально полученных данных;

- развитие необходимого представления о внешности мальчиков и девочек и чертах их характера в соответствии с принятыми в обществе стереотипами. Использовались методики: «личностного дифференциала», «фемининности — маскулинности»; «Кто я?»; «Рисунок мужчины и женщины»; «Я — девочка-мальчик».

Результаты методик показали, что подростки, воспитывающиеся в детском доме, имеют нечеткие, недостаточно полные представления о себе как о представителе своего пола и личности вообще, не осознают гендерных стереотипов, плохо представляют особенности взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом. Сирот отличает наличие противоречивых и отрицательных личностных характеристик. Например, в ответах, данных одним и тем же человеком, могут содержаться слова «умная» и «глупая». Это может говорить о том, сироты, в отличие от подростков, воспитывающихся в семьях, имеют неполное, ограниченное представление о себе как в социальном аспекте, так и в гендерном или имеют своеобразное самовосприятие.

Эмоциональная сдержанность, наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях, выявились у 5-ти детей-сирот, репрезентации, говорящие о несформированной гендерной установке, — у 2-х детей-сирот. Один ребенок придает важное значение дружеским отношениям, имеет установку на партнера-друга, у него отсутствует агрессия к противоположному (или своему) полу, имеются позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола. У всех обследованных девочек, воспитывающихся в детском доме, в рисунках не встречается элементов, которые характерны для рисунков девочек из семей: сердец, цветов, животных и т. д. Их рисунки очень похожи на мужские. Рисунки мальчиков тоже однотипны, без выраженной гендерной окраски. Большее количество гендерных характеристик дали себе подростки, воспитывающие-

ся в семьях, в отличие от сверстников, воспитывающихся в детских домах.

Выявлено плохое осознание или вытеснение гендерных стереотипов 2-мя под-ростками-девочками, несоответствие гендерному стереотипу 3-х девочек и 3-х мальчиков. Большая часть подростков из детских домов вытесняют гендерные стереотипы, в отличие от сверстников из семей. Дети-сироты имеют недостаточно сформированные гендерные установки, неполное, ограниченное представление о себе как в социальном аспекте, так и в гендерном, у них наличествует неадекватное самовосприятие, отсутствует независимость, преобладают недостаточная уверенность в себе, неудовлетворенность собственным поведением и уровнем собственных достижений, наблюдается недостаточный уровень принятия самого себя. Для подростков, лишенных родительского попечительства, характерен низкий самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок. Их сверстники из семей продемонстрировали уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. В их ответах меньше отрицательных личностных характеристик.

Коррекция гендерных стереотипов подростков проводилась в виде психологических тренингов с 2-мя мальчиками и 2-мя девочками, воспитывающимися в детском доме. Занятия велись 2-мя тренерами разного пола в целях демонстрации мужской и женской моделей поведения. В проведенных тренинговых занятиях были использованы упражнения, разработанные такими авторами, как Л. Ф. Анн, С. В. Кривцова и

др. [2, 7].

Цель тренинговых занятий — коррекция гендерных стереотипов подростков-мальчиков и подростков-девочек, воспитывающихся в детском доме.

Подростки придерживаются достаточно стереотипных представлений о мальчиках и девочках. Мальчики указали на предпочтение чаще видеть девочек в юбках. Ситуации, когда девушка (юноша) нецензурно выражается, не нравятся никому из участников, но допускаются ими с целью выражения эмоций. Курение, неопрятный вид не вызвали поддержки ни у одного из участников. Почти все подростки единодушно утверждают, что финансово обеспечивать семью должны оба родителя (супруга). Участники с трудом подбирали нужные слова для обозначения гармоничной, идеальной семьи. После наводящих вопросов дети отметили целостность структуры семьи (т. е. в идеальной семье должны быть и де-

ти, и оба родителя, и предки других поколений), а также качественную составляющую, касающуюся добрых, взаимоподдер-живающих отношений между мужем и женой. На вопрос «Какие качества личности вы цените в девушках и юношах? » подростки дали ответы: силу, работоспособность (для юноши), умение готовить (для девушки), доброту, порядочность, понимание поддержку, ласку, нежность. Внимание подростков было обращено на те стереотипные представления о качествах мужчин и женщин, как целеустремленность, вера в себя, склонность защищать свои взгляды, независимость, любовь к детям, спокойствие, жизнерадостность, застенчивость, совестливость и т. д. Дети выявили положительное отношение к этим качествам и признали их необходимость в идеальной семье.

В связи с тем что подростки, лишенные родительского попечительства, убегают из детских домов и приютов или же принимаются в семьи, состав контрольной группы сократился до 9-ти человек (2 мальчика, 7 девочек).

При повторной диагностике результаты контрольной и экспериментальной групп изменились незначительно. У девочек выявилось повышение числа черт женственности по сравнению с первичной диагностикой и снижение числа черт мужественности. У мальчиков значения тоже изменились. Так, у Андрея Б. снизилось число характеристик, связанных со стереотипом мужественности, а у Ярика X., наоборот,

возросло: появились «супермен», «мужик», «курильщик», «дядя». Также были выявлена характеристика, соответствющая стереотипу женственности, — «любознатель». Незначительно улучшились результаты по методике «Личностный дифференциал». Наиболее заметен прогресс по результатам методики «Рисунок мальчика и девочки»: в рисунках подростков появилось больше символов, присущих их полу.

Результаты математической обработки полученных данных показали, что положительная динамика в развитии показателя сформированности гендерных стереотипов отсутствует или она незначительна, наблюдается нулевая и отрицательная динамика развития. Это можно объяснить недостаточностью проведения тренинговых занятий, так как процесс становления гендерных стереотипов является сложным и дол-говремененным.

Таким образом, подростки, лишенные родительского попечительства, с раннего возраста воспитывающиеся в депривацион-ных условиях детского дома, имеют нечеткие, неполные представления о себе как о представителе пола и личности вообще. Они не осознают гендерных стереотипов, замыкаются в себе, плохо представляют особенности взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом, что, в свою очередь, требует вмешательства специалистов с последующей коррекцией представлений подростков о себе и своей половой принадлежности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АДЛЕР А. Воспитание полов, взаимодействие полов / пер. с англ. А. А Валеева, Р. А. Валеевой. Ростов н/Д : Феникс, 1998.

2. АНН Л. Ф. Психологический тренинг с подросткам. СПб. : Питер, 2005.

3. БОЖОВИЧ Л. М. Личность ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1993.

4. ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ словарь / АпН СССР. НИИ дефектологии. 2-е изд., доп. М. : Педагогика, 2010.

5. ИЛЬИН Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб : Питер, 2002.

6. КОН И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001. № 2.

7. КРИВЦОВА С. В., Е. А. МУХАМАТУЛИНА. Навыки конструктивного взаимодействия с подростами. Тренинг для педагогов. 4-е изд., испр. и доп. М. : Генезис, 2004. (Психолог в школе).

8. МУХИНА В. С. Шестилетний ребенок в школе. М. : Просвещение, 1986.

9. РАЙГОРОДСКИЙ Д. Я. Ребенок и семья. Самара : БаРаХ-М, 2002.

10. РОМАНОВ И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4.

11. СЛОВАРЬ гендерных терминов / под. ред. А. А. Денисовой. М. : Информация — XXI век, 2002.

12. ЦЕЛУЙКО В. М. Психология неблагополучной семьи. М. : ВЛАДОС, 2004.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.