Психолого-педагогические науки
• ••
33
УДК 159.922.7
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2008 маллаев Д.М., Омарова П.О., Салихова К.А.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статье описываются результаты экспериментального исследования специфики гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста. Особенности гендерного развития таких детей проявляются в поверхностных представлениях у младших школьников о полах и их различиях, высоком уровне эмоционального неприятия ими своей половой принадлежности, слабом проявлении гендерных стереотипов поведения в деятельности.
The authors of the article describe results of the experimental study of specifics of orpfans of the younger school age’s gender socialization.Particularities of these children’s gender development are displayed in younger schoolchildren’s superficial presentations about genders and their difference, their high-level emotional rejection of their gender, weak display of gender stereotypes of behaviour in their activities.
Ключевые слова: гендерная социализация и идентификация, критерий Фишера, половозрастная идентификация, цветовой тест отношений.
Keywords: gender socialization and identification, Fischer’s criterion, gender and age identification, colour test of relations.
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с социальной средой, миром взрослых и сверстников. Отсутствие позитивного образца отношений в системах «родитель -родитель», «ребенок - родитель» приводит детей-сирот к смещению ценностных ориентаций, осложняет строительство собственной семьи или вынуждает копировать негативный родительский опыт.
Необходимость исследования процесса гендерной идентификации как условия социализации детей-сирот старшего младшего школьного возраста в детском доме обусловлена с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы гендерной идентификации и социализации, с другой - специфическими условиями, в которых она осуществляется (преобладание женщин в педагогическом коллективе, отсутствие родителей как эталонов половой
принадлежности и т.д.). Для определения путей эффективного психолого-педагогического сопровождения детей-сирот следует выявить специфику гендерного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома.
Первой методикой, использованной нами, была карта наблюдений по И. С. Клециной. Анализ полученных в исследовании сырых данных позволяет прийти к выводу о том, что во всех видах игровой деятельности лидируют младшие школьники из нормальных семей (табл. 1).
Таблица 1 отражает то, что при нормальных условиях развития по ряду показателей в младшем школьном возрасте почти не наблюдаются различия между мальчиками и девочками.
Так, по показателям двигательной активности, созидательной и конструк-
34
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
тивной деятельности, выдвижения новых идей в игре, подчинения педагогу, выполнения его поручений, внимательности и активности на занятиях, отвлекаемое™ мы не выявили существенных различий. На наш взгляд, это
связано с тем, что эти показатели менее зависимы от гендерной роли у первоклассников и связаны с общим психофизическим развитием ребенка вне зависимости от половых различий.
Психолого-педагогические науки
• ••
35
Таблица 1
Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек вДОУ и детском доме (в абсолютных цифрах)
Игровая деятельность Мальчики Д/д Девочки Д/д Мальчики школа Девочки школа
Двигательная активность 37 27 45 40
Созидание и конструирование 37 24 46 46
Лидерство в игре 15 11 30 41
Выдвижение новых идей 4 11 29 27
Подчинение 27 13 39 37
Агрессия 34 5 9 13
Помогающая деятельность
Выполняет поручения воспитателя по своей инициативе 34 38 48 44
Отказывается или выполняет без удовольствия 8 - - 2
Помогает другим детям 19 24 45 38
Учебная деятельность
Внимательность на занятиях 24 30 35 34
Активность на занятиях 19 30 39 40
Старательность 23 24 42 38
Мешает другим детям 29 30 27 27
Часто отвлекается 13 27 27 28
При этом следует отметить, что девочки из школы чаще лидируют в игре, более агрессивны, менее склонны выполнять поручения учительницы и помогать другим детям, чем мальчики. Эти данные разрушают сложившиеся в педагогике стереотипы о девочках. Возможно, это связано с тем, что меняются гендерные роли мужчин и женщин в нашем обществе, что дети копируют поведение своих родителей.
Аналогичные параллели мы наблюдаем при изучении выборки де-тей-сирот. Несмотря на то, что количественные данные разнятся по сравнению с данными по детям из семей, в то же время в процентном соотношении данные по детям из детского дома коррелируют с результатами, полученными в выборке детей из школы.
Таблица 1 показывает, что мальчики из семей в 1,2 раза чаще проявляют двигательную активность по сравнению с мальчиками из детского дома. У девочек из семей этот пока-
затель еще больше - они в 1,5 раза чаще двигаются по сравнению с де-вочками-сиротами.
В созидательной и конструктивной деятельности девочки из обычной школы почти в 2 раза больше заинтересованы по сравнению с девочками из детского дома. У мальчиков эта разница составила 1,3.
Следует отметить и большую пассивность детей-сирот в игровой деятельности по сравнению с детьми из семей. Они не стремятся к лидерству, менее заинтересованы в совместных играх со сверстниками: мальчики-
сироты в 2 раза реже проявляют лидерство в игре по сравнению с мальчиками из семей. Аналогичный показатель у девочек составляет разрыв почти в три раза. Кроме того, дети из детского дома реже выдвигают новые идеи в игре по сравнению со сверстниками из обычной школы. Причем различия эти существенны: у девочек из семей новые идеи возникают в 2,5 раза чаще, чем у девочек из детского
36
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
дома, а мальчиков - почти в 7 раз чаще, чем у мальчиков-сирот.
Несмотря на некоторую пассивность в социальных контактах, дети-сироты менее склонны подчиняться требованиям значимого взрослого (в нашем случае, учителя): девочки почти в 3 раза, а мальчики почти в 1,5 раза чаще проявляют различные формы неподчинения взрослым. Возможно, это происходит потому, что у детей из семей на протяжении всего дошкольного детства формируется уважительное отношение к старшим членам семьи (родителям, бабушкам и дедушкам). При попадании ребенка в образовательное учреждение это отношение переносится и на педагогов. У детей-сирот возникает потребность в специальной организации этого аспекта социализации (уважения к старшим).
Видимо, этот показатель также тесно связан и с показателем проявлений агрессии: дети-сироты младшего школьного возраста более агрессивны по сравнению с детьми из нормальных семей. Девочки агрессивнее в 2,5, а мальчики в 3,5 раза.
В помогающей деятельности более склонны к сотрудничеству дети из обычной школы. Среди отказавшихся выполнять поручения учительницы детей-сирот больше.
Анализ помогающей деятельности показывает, что мальчики-сироты почти в 1,5 раза реже выполняют по-
ручения учителя по своей инициативе по сравнению с мальчиками из семей. У девочек этот показатель меньше - 1,2 раза. При этом оказалось, что девочки-сироты и мальчики из нормальных семей не отказываются от выполнений поручений воспитателя, в то время как в ряде случаев мальчики-сироты и девочки из семей либо выполняют эти поручения, демонстрируя свое неудовольствие, либо вообще отказываются от них. Этот феномен нуждается, на наш взгляд, в дополнительном анализе.
Дети из семей охотнее помогают другим по сравнению с детьми-сиротами: девочки в 1,6, а мальчики в 2,4 раза чаще.
Интересные данные получены при анализе учебной деятельности: приоритет принадлежит также младшим школьникам из семей.
Мальчики из семей в 2,5 раза внимательнее на уроках по сравнению с мальчиками-сиротами, в то время как у девочек такой разницы не наблюдаются. При этом мальчики из обычной школы в 2 раза активнее на занятиях своих сверстников из детского дома, а девочки - в 1,3 раза. Мальчики-сироты менее старательны на уроках по сравнению со своими сверстниками из семей (разница почти в 1,8 раза). Аналогичная картина наблюдается у девочек (разница почти в 1,6 раза).
Таблица 2
Сопоставительный анализ харакгеристикдеятельности мальчиков из семей и детского дома
Вид деятельности П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Двигательная активность 37 45 88,09 93,75 2,436 2,636 0,901
Созидание, конструирование 37 46 88,09 95,83 2,436 2,731 1,336
Лидерство в игре 15 30 35,71 62,50 1,281 1,823 1,713
Подчинение 27 39 64,28 81,25 1,860 2,246 1,541
Выдвижение новых идей 4 29 9,52 60,42 0,628 1,781 2,161
Агрессия 34 9 80,95 18,75 2,238 0,896 3,579
Выполняет поручения воспитательницы по своей инициативе 34 48 80,95 100 0,904 3,141 4,032
Психолого-педагогические науки
• ••
37
Помогает другим детям 19 45 45,24 93,75 1,476 2,636 4,239
Внимателен на занятиях 24 35 57,14 72,92 1,714 2,047 1,256
Активный на занятиях 19 39 45,23 81,25 1,476 2,246 2,752
Старательность 23 42 54,76 87,50 1,666 2,419 2,902
Мешает другим детям 29 27 69,05 56,25 1,962 1,696 0,994
Часто отвлекается 13 27 30,95 56,25 1,180 1,696 1,528
Примечание: ДД - детский дом, Ш - школа. Курсивом выделены значимые различия по критерию Фишера
38
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
Таблица 3
Сопоставительный анализ харакгеристикдеятельности девочек из семей и детского дома
Вид деятельности n1 n2 Процентные доли (%) угол (ф), 9*
дд Ш ДД Ш дд Ш
Двигательная активность 30 54 92,98 174 5,73 4,808 4,040
Созидание, конструирование 27 62 80 100 5,316 6,284 4,198
Лидерство в игре 12 56 79,98 80,64 3,255 5,166 5,850
Подчинение 15 50 79,99 60,66 3,69 4,458 2,608
Выдвижение новых идей 12 36 79,98 76 3,255 3,462 0,621
Агрессия 6 18 39,99 58 22,41 2,274 0,070
Выполнение поручений воспитателя по своей инициативе 42 60 79,99 83,54 6,854 5,56 6,431
Помогает другим детям 27 52 81 77,74 5,316 4,630 2,891
Внимательна на занятиях 33 46 79,99 148,38 6,168 4,150 8,845
Активна на занятиях 33 54 88,99 174 6,168 4,808 6,155
Старательна 27 52 81 67,74 5,316 4,630 2,861
Мешает другим детям 33 36 79,99 66 6,168 3,462 11,452
Часто отвлекается 30 38 69,98 672,58 5,73 3,598 8,729
Курсивом выделены значимые различия
При этом единственным показателем, не имеющим заметных различий в обеих выборках, является показатель «Мешает другим детям». Интересен факт, что отвлекаемость дево-чек-сирот, мальчиков и девочек из семей находится примерно на одном уровне, в то время как мальчики-сироты отвлекаются меньше остальных детей, охваченных исследованием примерно в два раза.
Для определения статистической достоверности сделанных нами выводов мы воспользовались угловым преобразованием Фишера, результаты которого приведены в таблицах 2 и 3.
Критические значения критерия Фишера имели фиксированные значения: ф* = 1,64 для 5% уровня значимости и ф* = 2,28 для 1% уровня значимости.
Таким образом, можно говорить о том, что все значения ф*, превышающие критические, попадали в зону значимости различий.
Сопоставительный анализ результатов качественной интерпретации полученных данных и статистической
экспертизы свидетельствует о том, что выявленные нами различия имеют достоверность в выборках мальчиков по следующим показателям:
- лидерство в игре;
- подчинение учителю;
- выдвижение новых идей;
- выполнение поручений воспитателя по своей инициативе;
- помощь другим детям;
- активность на занятиях;
- старательность на уроках;
- отвлекаемость.
В выборках девочек различия статистически значимы по показателям:
- двигательная активность
- созидательная и конструктивная деятельность;
- лидерство в игре;
- подчинение учителю;
- выполнение поручений воспитателя по своей инициативе;
- помощь другим детям;
- помехи другим детям;
- внимательность на занятиях;
- активность на занятиях;
- старательность на уроках
- отвлекаемость.
Психолого-педагогические науки •••
Полученные результаты позволили проанализировать виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в обычной школе и в условиях детского дома. Качественный анализ повседневных проявлений, нашедший отражение в специально организованных наблюдениях, подвел нас к выводу о специфике повседневных видов деятельности. Сопоставительный анализ характеристик деятельности мальчиков и девочек детского дома и обычной школы показывает следующее. Игровая деятельность характеризуется включением всех детей детских домов и из семей в двигательную активность, в созидательную и конструктивную деятельность. Практически во всех видах деятельности отмечается значимое отставание детей-сирот от младших школьников из семей.
Следующим направлением нашей экспериментальной работы стало выявление специфики гендерной идентификации младших школьников из семей и из детского дома. Сопостави-
39
тельный анализ представлений половозрастных образов производился по критерию Фишера, так как условия задачи аналогичны предыдущей. Полученные сырые данные отражены в таблицах 4 и 5. Обработка данных по критерию Фишера представлена в таблицах 6 и 7.
Анализ представлений о полах и их социальных функциях был осуществлен с помощью методики Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Результаты диагностики детей разнятся между детьми, воспитывающимися в условиях детского дома и семьи, о чем свидетельствуют занесенные в таблицы 6 и 7 данные (о неадекватной половозрастной идентификации и о значимых различиях между детьми двух выборок).
Исследование привлекательных и непривлекательных для младших школьников образов свидетельствует о статистически значимых различиях между детьми, воспитывающимися в условиях семьи, и детьми-си ротам и.
Таблица 4
Сравнительный анализ восприятия образов мальчиков детского дома и детского сада по методике «Половозрастная идентификация»
Возрастная иерархия Привлекательный образ Д / дом Непривлекательный образ Д / дом Привлекательный образ Школа Непривлекательный образ Школа
Младенец 12 - 5 18
Дошкольник - - - -
Школьник 32 14 32 -
Юноша 40 18 37 9
Мужчина - - 16 7
Старик - 37 - 47
Таблица 5
Сопоставительный анализ восприятия образовдетей детского дома и школы по методике
«Половозрастная идентификация»
Возрастная иерархия П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Привлекательный образ
Младенец 12 4 14,45 4,25 0,778 0,413 0,632
Дошкольник 0 0 0 0 0 0 0
Школьник 33 26 39,75 27,65 1,363 1,106 0,98
Юноша 40 30 48,19 31,91 1,535 1,200 1,469
Мужчина 0 13 0 13,82 0 0,761 2,743
Старик 0 0 0 0 0 0 0
40
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
Непривлекательный образ
Младенец 0 14 0 14,89 0 0,793 2,967
Дошкольник 0 0 0 0 0 0 0
Школьник 15 0 18,07 0 0,879 0 3,404
Юноша 18 7 21,68 7,44 0,969 0,551 0,938
Мужчина 0 6 0 6,38 0 0,512 1,254
Старик 38 38 45,78 40,42 1,487 1,378 0,475
Дети из детского дома в три раза чаще в качестве привлекательного образа выбирают младенца по сравнению с детьми из семей. Возможно, это связано с тем, что на подсознательном уровне они считают, что, будучи младенцами, они получали бы больше любви и заботы от окружающих взрослых. При этом дети, воспитывающиеся в условиях семьи, зачастую воспринимают образ младенца как непривлекательный.
Это подтверждается тем, что образ школьника является привлекательным для обеих выборок (для де-тей-сирот и детей, воспитывающихся в условиях семьи, причем для последних в 1,3 раза чаще). В большинстве случаев это свидетельствует об адекватной самооценке и реальном оценивании себя в существующей социальной ситуации развития. Интересно, что определенная часть детей-сирот воспринимает образ школьника как непривлекательный, что, по нашему мнению, является следствием сниженной школьной успеваемости и социальнопсихологических проблем, связанных с образом школы.
Образ юноши привлекателен для обеих выборок, однако дети-сироты выбирают его чаще. При этом часть этих детей воспринимает его как непривлекательный, чего не наблюдается в выборке детей, воспитывающихся в условиях семьи. Возможно, это определяется тем, что старше-
классники в детском доме чаще могут проявлять различные виды насилия и жестокости по отношению к де-тям-сиротам, которые не имеют той поддержки, которая может быть им оказана в условиях семьи. Поэтому младшие школьники из детского дома в ряде случаев воспринимают образ юноши как пугающий. Видимо, и привлекательность этого образа связана со стремлением вырасти и стать физически сильнее.
Образ мужчины довольно равнодушно воспринимается детьми из детского дома, в то время как дети, воспитывающиеся в условиях семьи, могут проявлять по отношению к этому образу как симпатию, так и антипатию.
Образ старика носит непривлекательный характер для детей всех выборок, принимавших участие в исследовании. Возможно, это связано с представлениями об угасании, смерти. В этом контексте показателен единственный случай, когда ребенок из детского дома выбрал образ старика в качестве привлекательного. Эта девочка стремилась постареть, чтобы быстро умереть и «уйти к своей маме», которая умерла и по которой девочка очень скучала.
Результаты, полученные по методике «Половозрастная идентификация», позволили провести гендерный анализ представлений мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома.
Таблица 6
Сопоставительный анализ половозрастных выборов мальчиков из детского дома и из семьи по методике «Половозрастная идентификация»
Вид идентификации П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Неадекватная гендерная 12 1 28,57 2,08 1,129 0,291 2,902
Психолого-педагогические науки
• ••
41
идентификация
Неадекватная возрастная идентификация 24 14 57,14 29,16 1,713 1,142 1,697
Таблица 7
Сопоставительный анализ половозрастных выборокдевочек детского дома и из семьи по методике «Половозрастная идентификация»
Вид идентификации П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Неадекватная гендерная идентификация 4 0 9,75 0 0,633 0 1,266
Неадекватная возрастная идентификация 20 10 48,78 21,73 1,547 0,969 1,492
Как свидетельствуют данные таблицы 6, неадекватная гендерная идентификация у мальчиков-сирот является весьма частым явлением и встречается в два раза чаще, чем у обычных младших школьников. Аналогичное исследование было проведено в выборках девочек.
Данные таблицы 7 показывают, что у девочек из семей практически не отмечается неадекватной гендерной идентификации, которая встречается в два раза чаще у девочек из детского дома, чем у первых.
Таблица 8
Общиеданные по выполнению методики «Выбор вдействии»
При этом следует отметить, что у мальчиков-сирот неадекватная гендерная идентификация отмечается в три раза чаще, чем у девочек-сирот. Мы считаем, что это является определенным результатом феминизации работников детского дома.
Методика «Выбор в действии» проводилась с целью изучения и оценки межличностных отношений между девочками и мальчиками младшего школьного возраста.
Выбор Мальчики Девочки
ДД ш ДД ш
Однополый 37 21 7 25
Смешанный 12 11 12 8
Противоположный - 1 2 -
В таблице 8 приведены общие результаты выполнения методики «Выбор в действии», которые позволяют выявить специфику в гендерных предпочтениях по отношению к игровым партнерам у детей из детского дома и из семей. Результаты свидетельствуют о том, что смешанные игровые объединения имеют одинаковую привлекательность для всех выборок, принимавших участие в исследовании. При этом однополые объединения чаще выбирают мальчики-сироты (в 1,8 раза чаще, чем мальчики из семей).
Однако в выборках девочек ситуация иная - девочки, воспитывающиеся в условиях семьи, выбирают однополые игровые объединения в три раза чаще, чем девочки-сироты. Возможно, это связано с теми гендерными стереотипами поведения девочки-девушки-женщины, которые навязываются детям в условиях семейного воспитания (что проявляется в необходимости абстрагироваться от мальчиковых игровых объединений).
Игровые объединения с детьми противоположного пола в диадиче-ском общении почти не выбираются
42
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
детьми обоих полов, как воспитывающихся в условиях семьи, так и в условиях детского дома. Имеющиеся небольшие различия статистически не достоверны и не могут служить материалом для качественной интерпретации данных.
Дальнейший анализ результатов выполнения методики «Выбор в действии» позволяет выявить гендерную специфику в игровых предпочтениях
младших школьников из детского дома и из обычной школы. Результаты, приведенные в таблицах 9 и 10, показывают, что мальчики-сироты в два раза чаще выбирают однополые игровые объединения по сравнению с девочками-сиротами, в то время как между мальчиками и девочками из семьи таких различий почти не наблюдается.
Таблица 9
Сопоставительный анализ выборов по признаку пола мальчиков из детского дома и из семьи по методике «Выбор в действии»
Вид выбора П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Однополый выбор 32 30 76,19 62,5 2,122 1,823 1,176
Смешанный выбор 10 16 23,80 33,33 1,019 1,230 0,523
Противоположный выбор 0 1 0 3 0 0,348 0,348
Таблица 10
Сопоставительный анализ выборов по признаку пола девочек из детского дома и из семьи по методике «Выбор в действии»
Вид выбора п1 п2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд Ш ДД Ш дд Ш
Однополый выбор 14 35 34,14 76,08 1,247 2,120 2,760
Смешанный выбор 23 11 56,09 23,91 1,693 1,022 1,830
Противоположный выбор 4 0 9,75 0 0,637 0 1,274
При этом девочки-сироты в два раза чаще, чем мальчики-сироты, выбирают смешанный состав участников игры, в то время как в выборке детей, воспитывающихся в условиях семьи, наблюдается иная картина: мальчики в 1,5 раза чаще выбирают смешанные игровые объединения, чем девочки.
Только мальчики-сироты изредка могут выбирать партнера противоположного пола для совместной игры. Девочки-сироты и дети, воспитывающие в условиях семьи, почти не стремятся к такому выбору.
Дальнейшим направлением нашей работы стал сопоставительный анализ отношений между детьми по методике «Цветовой тест отношений», результаты которого приведены в таблицах 11 и 12.
Цветовой тест отношений (ЦТО) -невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. В нашем исследовании проводился упрощенный вариант ЦТО. Из восьмицветного набора Люшера ребенок последовательно выбирал по два цвета - для мальчиков и для девочек. В итоге по четыре цвета описывали эмоциональное восприятие своего и противоположного пола. После этого им предлагалось при помощи всех восьми цветов описать себя.
Обследование дало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола. Полученные данные обрабатывались с помощью точного критерия
Психолого-педагогические науки
• ••
43
Фишера. Результаты диагностики показали, что большой процент детей испытывает негативное отношение к
своему полу, особенно мальчики из детского дома.
Таблица 11
Общие данные по методике «Цветовой тест отношений»
Негативное отношение к своему полу Негативное отношение к противоположному полу Негативное отношение к себе
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
ДД ш ДД ш ДД ш ДД ш ДД ш ДД ш
23 7 30 7 18 7 15 36 17 23 21 4
Анализ данных, приведенных в таблице 11, позволяет выявить особенности отношений к своему полу, к противоположному полу и к себе у детей младшего школьного возраста, а также специфику этих отношений в условиях детского дома. Негативное отношение к своему полу с одинаковой частотой встречается у мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях семьи. При этом девочки из семьи в пять раз чаще проявляют негативное отношение к противоположному полу, по сравнению с мальчиками ив 6 раз реже - негативное отношение к себе. Неблагополучие ребенка-сироты способствует трансформации этих отношений. Мальчики-сироты в 3, а девочки-сироты в 4 раза чаще проявляют негативное отношение к своему полу по сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в условиях семьи. В сопоставлении с детьми из обычной школы мальчики - воспитанники детского дома в 2,5 раза чаще проявляют негативное отношение к детям противоположного пола, в то время как у девочек-сирот негативных стереотипов по отношению к мальчикам значительно меньше, чем у девочек из семьи. Отметим, что негативное отношение к себе чаще всего формируется у девочек-сирот и у мальчиков из семьи (примерно равные
количественные показатели). Реже всего это происходит с девочками из обычной школы.
Мы считаем, что это еще один результат того, что почти все взрослые, с которыми сталкиваются дети в детском доме женского пола, что приводит к тому, что мальчики пытаются гендерно идентифицировать себя, выступая «от противного», то есть абстрагируясь от девочек. Кроме того, как уже указывалось выше, именно в семье, исходя из лучших побуждений, родители стремятся навязать девочкам негативное отношение к лицам противоположного пола, стремясь таким образом побудить их к более нравственному поведению.
При этом родители весьма часто позволяют себе проявлять любовь и ласку по отношению к девочке, нежели к мальчику, что способствует более позитивному самовосприятию у девочек.
Данные выполнения цветового теста отношений, приведенные в таблицах 12 и 13, позволяют сделать дополнительные выводы относительно гендерной специфики отношений к своему полу, к противоположному полу и к себе, поскольку отражают статистическую значимость сделанных нами выводов при качественной интерпретации результатов, приведенных в таблице 11.
Таблица 12
Сопоставительный анализ отношений между мальчиками из детского дома и из семьи по методике «Цветовой тест отношений»
Вид выбора
П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф),
44
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
дд Ш ДД Ш ДД Ш
Негативное отношение к своему полу 23 7 54,76 14,58 1,167 0,784 0,887
Негативное отношение к противоположному полу 18 7 42,85 14,58 1,426 0,784 1,441
Негативное отношение к себе 17 23 40,47 47,91 1,380 1,529 0,465
Данные таблицы 12 показывают, что практически по показателям «негативное отношение в своему полу» и «негативное отношение к противоположному полу» различия носят достоверный характер, чего нельзя отнести к показателю «негативное отношение к себе».
В отношении девочек (таблица 13) статистическая значимость отмечена по всем трем параметрам исследуемых отношений. Следует отметить также заметно высокий уровень негативного отношения к себе у дево-чек-сирот, что способствует резкому снижению самооценки и дальнейшим
деструктивным изменениям личности. Считаем необходимым отметить этот факт для дальнейшей педагогической коррекции указанного явления.
Еще одним направлением нашей экспериментальной работы стало изучение специфики влияния учителя на формирование гендерной идентификации детей-сирот.
В таблицах 14 и 15 отражен характер взаимодействия, действий (поощрение, наказание) педагога с мальчиками и девочками, также указан возраст воспитателя, образование, стаж работы по профессии.
Таблица 13
Сопоставительный анализ отношений между девочками из детского дома и из семьи по методике «Цветовой тест отношений»
Вид выбора П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), 9*
ДД ш ДД Ш дд Ш
Негативное отношение к своему полу 30 7 73,17 15,21 2,053 0,801 2,982
Негативное отношение к противоположному полу 15 36 36,58 78,26 1,299 2,172 2,840
Негативное отношение к себе 21 4 51,21 8,69 1,595 0,599 1,825
Возраст учителей: детский дом -от 28 до 46 лет; школа - от 29 до 52 лет. Образование: детский дом -среднее и высшее; школа - среднее специальное и высшее. Стаж работы по специальности: детский дом - от 4 до 20 лет; школа - от 10 до 30 лет.
Анализ характеристик взаимодействия учителя с мальчиками показал, что в деятельности педагога обязательно присутствовал метод поощрения как словом, так и действием, особенно за послушание.
Следующий метод, не всегда используемый учителем, - это наказание. Он не применяется в учреждени-
ях интернатного типа по отношению к девочкам. Наказание применяется педагогами детских домов за излишнюю активность, за непослушание, за пассивность, в основном по отношению к мальчикам. Взаимодействие педагога с девочками носит иной характер. Метод поощрения используется для девочек, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи. Вербальное наказание применяется чаще в школах по сравнению с детским домом, физическая сила не применяется. За излишнюю активность наказываются чаще девочки из обычных школ.
Сопоставительный анализ характеристик взаимодействия учителя с мальчиками из детского дома и из семьи
Таблица 14
Психолого-педагогические науки
• ••
45
Действия педагога П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Поощрение
Хвалит словом 42 48 100 100 3,142 3,142 0
Хвалит действием 13 46 30,95 95,83 1,179 2,729 4,956
За послушание 25 14 59,52 39,16 1,762 1,353 1,225
Наказание
Ругает 36 48 85,71 100 2,366 3,142 3,519
Применяет физическую силу 8 12 19,04 25 0,902 1,047 0,317
Приводит отрицательный пример 42 38 100 79,16 3,142 2,194 4,234
За что наказывает
За излишнюю активность 42 14 100 29,16 3,142 1,142 6,480
За непослушание 42 48 100 100 3,142 3,142 0
За пассивность 25 48 59,52 100 1,762 3,142 5,595
За неправильные ответы 42 48 100 100 3,142 3,142 0
Таблица 14 показывает, что педагоги в 1,4 раза реже поощряют маль-чиков-сирот по сравнению с мальчиками, воспитывающимися в условиях семьи. При этом если поощрение словом встречается одинаково часто в детском доме и в обычной школе, то поощрение действием - в обычной школе. Следует отметить, что мальчиков-сирот в 1,8 раза чаще поощряют за послушание. Эти данные коррелируют с нашими результатами относительно активности, внимательности, старательности на занятиях. Мальчики, воспитывающиеся в условиях семьи, чаще получают поощрения за выполненные задания, в то время как в детском доме мальчиков больше стимулируют к «послушности», нежели к активности.
Методы наказания мальчиков встречаются в обычной школе и в детском доме примерно с одинаковой частотой, однако удельный вес разных видов наказания различен. В детском доме мальчиков реже ругают, но чаще приводят в качестве отрицательного примера по сравнению с мальчиками из семьи. Анонимный
характер исследования позволил прийти к весьма неутешительному выводу, что и в детском доме и в обычной школе наши дети подвергаются физическим наказаниям со стороны так называемых «педагогов», что недопустимо ни при каких условиях. Удивительно, что в обычной школе это происходит даже чаще, чем в детском доме.
Поводы к наказаниям весьма различны. Мальчиков-сирот в сравнении с мальчиками из семей в три раза чаще наказывают за излишнюю активность и в два раза реже, чем за пассивность. Таким образом, педагоги стимулируют их к снижению активности, стремясь облегчить свой труд и не задумываясь над тем, как снижение активности (основной гендерной характеристики мужчины) отразится на его последующей гендерной социализации. За непослушание и неправильные ответы мальчиков в школе и в детском доме наказывают с примерно одинаковой частотой.
Аналогичное исследование в выборках девочек демонстрирует более благополучную картину (таблица 15).
Таблица 15
Сопоставительный анализ характеристик взаимодействия учителя с девочками из детского дома и из семьи
Действия воспитателя
П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф),
ДД ш ДД Ш ДД Ш
Ф*
46
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
Поощрение
Хвалит словом 41 46 100 100 3,142 3,142 0
Хвалит действием 29 44 70,73 95,65 11,98 2,719 3,014
За послушание 16 32 39,02 69,56 13,49 1,974 2,06
Наказание
Ругает 10 32 24,39 69,56 1,033 1,974 2,597
Применяет физическую силу 0 0 0 0 0 0 0
Приводит отрицательный пример 0 46 0 100 0 3,142 21,31
За что наказывает
За излишнюю активность 0 32 0 69,56 0 1,974 11,16
За непослушание 0 46 0 100 0 3,142 21,31
За пассивность 0 46 0 100 0 3,142 21,31
За неправильные ответы 41 46 100 100 3,142 3,142 0
Оказывается, что девочек в обычных школах поощряют чаще, чем в детском доме. При этом если хвалят словом примерно одинаково, то в школе поощряют действием в 1,5 раза чаще. За послушание девочек из семьи хвалят в два раза чаще, чем воспитанниц детского дома.
По сравнению с наказаниями мальчиков наказание девочек встречается в педагогической практике значительно реже, причем отрадно, что в отношении них практически не используются методы физического наказания. Наказание девочек имеет место в обычной школе почти в восемь раз чаще, чем в детском доме. При этом, если воспитанниц детского дома только ругают (причем, в три раза реже, чем девочек из обычной школы), то последних весьма часто приводят в качестве отрицательного примера. Создается впечатление, что педагогический персонал детского дома эмоционально больше привязан к своим воспитанникам, чем в обычной школе.
За неправильные ответы девочек обеих выборок наказывают с одинаковой частотой. Но именно девочек, воспитывающихся в условиях семьи, могут наказать за излишнюю активность или, наоборот, пассивность, а также за непослушание, с чем в детском доме мы практически не столкнулись.
Дополнительным методом исследования стало полустандартизированное интервью, в котором мы пытались уточнить и конкретизировать результаты, полученные в ходе диагностической работы.
Обследование в целом давало возможность оценить и сопоставить когнитивные и эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя пола. Количественному анализу были подвергнуты все дети, выявлены своеобразные полоролевые представления и предпочтения обеих выборок.
Родовые понятия «Дядя и Тётя», «Муж и Жена» осваиваются лучше детьми младшего школьного возраста, воспитывающимися в условиях семьи. Они правильно называли свои будущие половые роли и предпочитали их. 90,9% не допускали возможности и не хотели изменения своего пола, в то время как дети из детского дома могли допустить возможность изменения своего пола.
В своих объяснениях мальчики из школы обнаруживали достаточно явное когнитивное предпочтение маскулинных ролей: мужчины сильнее, смелее, мальчики защищают девочек. Полученные данные в выборке детей, воспитывающихся в условиях семьи, соответствовали представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей, как одном из механизмов формирования гендер-
Психолого-педагогические науки
47
• ••
ных представлений. При этом эмоциональное самовосприятие у маль-чиков-сирот было менее позитивным, чем у мальчиков из нормальных семей.
Результаты полустандартизированного интервью приведены в таблицах 16 и 17. Количественные данные отражают количество адекватных ответов.
Материалы, представленные в таблице 16, показывают, что девоч-
ки, воспитывающиеся в условиях семьи, в 1,4 раза чаще осознают свою будущую гендерную роль, в два раза лучше понимают гендерные различия, осознают невозможность «случайной» смены пола. Приведенные в таблице 17 данные по выборке мальчиков свидетельствуют о том, что мальчики-сироты в 1,5 раза реже осознают свою гендерную роль ив 8 раз хуже понимают различия между мальчиками и девочками
Таблица 16
Сопоставительный анализ адекватных выборов в полустандартизированном интервью девочек из детского дома и из семьи
Вопросы П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф). Ф*
дд ш ДД Ш дд Ш
Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? 34 46 82,92 100 2,289 3,142 3,771
Может быть так, что ляжешь вечером спать девочкой, а утром проснешься мальчиком? 34 42 82,92 91,30 2,289 2,543 1,101
А если бы это было возможно, ты хотела бы заснуть девочкой, а проснуться мальчиком? 33 46 80,48 100 2,227 3,142 4,01
Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? 19 36 46,34 78,26 1,497 2,172 2,38
Курсивом выделены значимые различия
Таблица 17
Сопоставительный анализ адекватных выборов в полустандартизированном интервью мальчиков из детского дома и из семьи
Вопросы П1 П2 Процентные доли (%) угол (ф), Ф*
ДД ш ДД Ш дд Ш
Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? 33 48 78,57 100 2,180 3,142 4,254
Может быть так, что ляжешь вечером спать девочкой, а утром проснешься мальчиком? 35 48 83,33 100 2,300 3,142 3,788
А если бы это было возможно, ты хотела бы заснуть девочкой, а проснуться мальчиком? 40 45 95,23 93,75 2,700 2,634 0,303
Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? 5 39 11,90 81,25 0,704 2,245 3,244
Курсивом выделены значимые различия
При этом девочки-сироты лучше понимают гендерные различия и осознают свою гендерную роль, чем мальчики в детском доме, видимо, потому постоянно наблюдают значимых взрослых женского пола и используют их в качестве образцовых моделей для формирования собственного гендерного поведения. Это в очередной
раз свидетельствует о том, что отсутствие для мальчиков адекватных гендерных примеров поведения мужчины и женщины в условиях детского дома делает необходимыми специальную организацию педагогического воздействия и разработку методики гендерного воспитания детей-сирот в процессе их социализации.
48
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
Таким образом, в ходе работы нами была выявлена специфика протекания процесса гендерной социализации детей-сирот в условиях детского дома, проявляющаяся в следующем:
- поверхностных представлениях о разных полах и их различиях у младших школьников;
- высоком уровне эмоционального неприятия своей половой принадлежности;
- слабом проявлении ими гендерных стереотипов поведения в деятельности.
Указанные особенности детерминированы, на наш взгляд, отсутствием образца семейных взаимоотношений (дети не наблюдают характерных мужчинам и женщинам стереотипов поведения); преобладанием женского окружения в детском доме (среди персонала нет ни одного мужчины); дефицитом общения с внешним окружающим миром и т.д.
Статья поступила в редакцию 07.11.2008 г.
УДК 376.02
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГООБУЧЕНИЯ
© 2008 Сороколетова Е.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представлены следующие психологические условия обучения учащихся классов коррекционно-развивающего обучения: мотив, положительная цель обучения и способность к целеполаганию.
The following psychological conditions of pupils of correctional and developing forms’ education, such as: motive, positive educational purpose and ability to rely upon aims.
Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, классы коррекционно-развивающего обучения, дети «группы риска», условия, психологические условия.
Keywords: correctional and developping education, correctional and developing forms, children from "risk groups ", conditions, psychologic conditions.
Коррекционно-развивающее обучение определяется нормативно-правовы-ми положениями [2] и строится на основе организационнопедагогических и научно-методических положений концепции коррекционноразвивающего обучения, а также на психолого-педагоги-ческих принципах развивающего обу-чения [3].
Согласно нормативно-правовым положениям в современной общеобразовательной школе коррекционноразвивающее обучение осуществляется в классах коррекционного обучения, которые были открыты в 2003 году. При этом содержание коррекционно-развивающего обучения определяется особенностями контин-