Научная статья на тему 'ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЧУКОТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА'

ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЧУКОТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. А. ИСТОМИН / ЧУКОТКА / ХУДОЖНИК-ГРАФИК / ПЕЙЗАЖ / ПОРТРЕТ / ЖАНРОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирных Лариса Леонидовна

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Российской Федерации Владимира Алексеевича Истомина. Исследуется самый важный и плодотворный период творчества В. А. Истомина - Чукотский: рассматривается его становление как личности, формирование как художника печатной и оригинальной графики, анализируются тематические направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIMIR ISTOMIN: CHUKOTKA PERIOD IN CREATIVE WORK

The article is devoted to the work of the honored artists of Russia Vladimir Istomin. The most important and fruitful period of Istomins creative work - the Chukotka period - is investigated. The author considers Istomins formation as a person, as an artist of printed and original graphics, and examines different thematic fields.

Текст научной работы на тему «ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЧУКОТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА»

УДК 76.031/.09 Л. Л. Смирных

Нижнетагильский музей изобразительных искусств Нижний Тагил, Россия

ВЛАДИМИР ИСТОМИН:

ЧУКОТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Российской Федерации Владимира Алексеевича Истомина. Исследуется самый важный и плодотворный период творчества В. А. Истомина - Чукотский: рассматривается его становление как личности, формирование как художника печатной и оригинальной графики, анализируются тематические направления.

Ключевые слова: В. А. Истомин; Чукотка; художник-график; пейзаж; портрет; жанровая композиция.

В. А. Истомин. Танец. 1975. Бумага, линогравюра. 56,8x47,8

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

Чукотка - необыкновенный край, туда легко приехать, но сложно с ним расстаться. Я вернулся в Нижний Тагил, но моя душа осталась там, и во сне я по-прежнему вижу Чукотку...

Зти слова принадлежат заслуженному художнику Российской Федерации Владимиру Алексеевичу Истомину, прожившему долгое время в далеком северном крае и навсегда сроднившемуся с ним.

Чукотский период в жизни художника стал не только обретением художнических навыков и становлением профессионального мастерства, но и временем творческого расцвета. Именно там от-

крылись лучшие стороны дарования мастера, проявилась его яркая творческая индивидуальность. Произведения, созданные на Севере и ставшие сутью творчества Истомина, принесли автору широкую известность и признание. За серию офортов Владимиру Истомину в 1989 году было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Становление В. Истомина как художника было в общем-то типичным. Родом с Урала, из патриархальной крестьянской семьи, Володя Истомин, несмотря на неудовольствие родителей, с раннего детства постоянно рисовал не только с натуры, но и по воображению, создавал образы литературных героев. В Сверд-

ловское художественное училище он не прошел по конкурсу, но в 1969 году сумел поступить на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. После прохождения там же двухгодичной педагогической практики преподавал рисунок и пластическую анатомию. Позже переехал в Курган, где в клинике знаменитого доктора-ортопеда Г.А. Илизарова был назначен на должность «художник по науке»: создавал эскизы проведения уникальных операций.

В начале своего творческого пути, увлекшись произведениями известных графиков Г.Ф. Захарова, И.В. Голицына, A.A. Ушина, он шел за поколением художников-шестидесятников, что обусловило ряд технических приемов и тематические предпочтения.

Отъезд на Чукотку в 1973 году - самый главный в жизни Истомина творческий этап. Откликнувшись на приглашение брата побывать на Чукотке, он, заболев ею, остался там на 27 лет. Сделав для себя естественным живое общение с натурой, Истомин неустанно путешествовал: по Иультинской трассе на грузовой машине пересек полуостров с восточных берегов до северных, плыл с караваном судов по Северному морскому пути, пробиваясь по Лене за ледоколами, и, дойдя на речнике-танкере до Якутска, побывал на Аляске, став участником Межконтинентальных гонок на собачьих упряжках. Эти поездки обострили его чутье к национально-характерному, самобытному. Испытав на первых порах некоторое влияние классика американской графики Р. Кента, художник все же сумел избрать свой путь и найти собственное видение Севера.

Истомин - автор произведений, лишенных красивости и затейливости, последовательный сторонник ясности мысли, простоты ее изложения. Культура его пластического высказывания основана на системе, где основным критерием выступает непосредственное отражение реальности, не противоречащее поэтическому взгляду

художника, но придающее ему жизненную достоверность. Тонко чувствуя и понимая эстетическую природу «северных людей», автор сам творческий процесс очищает от суеты и случайности, рождая в композициях особый эмоциональный строй. Он стремится постичь феномен «первозданной природы» и найти модель со-бытия природы и человека.

Индивидуальность авторского восприятия состоит в способности поэтического осмысления самых обычных жизненных ситуаций. Истомин, лирик по натуре, видел во всем что-то необыкновенное. Он стремился связать конкретные события с фи-

В. А. Истомин. Оленевод Иван Аритагин. 2008. Картон, сангина, пастель. 57,8x38,3

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

лософскими размышлениями, в которых бы отразились представления местных жителей о круговороте жизни, о вечном обновлении природы, раздумья о человеке и человеческих ценностях, о бережном отношении к духовным истокам и национальной культуре. Особенность поэтики его произведений отмечена ощущением миропонимания коренных жителей со свойственным им осознанием неразделимости существования природы и человека.

В графических листах художника можно наблюдать различные по этническим характеристикам типы лиц и сложения фигур, увидеть традиционные одежды чукчей, получить представление об их занятиях, подробностях бытового уклада... Жи-

В. А. Истомин. Старая

эскимоска. 1988. Бумага, офорт. 43x48

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

тели Севера, увиденные острым взглядом художника, показаны в момент разговора, важных праздников, традиционных игр и танцев. В одних листах художник, визуализируя романтическую потребность людей в общении с природой, лишь где-то далеко в глубине намечает фигуры, делая их частицей мироздания, неким знаком. Но есть произведения, в которых автор выдвигает человека на первый план, укрупняя его и наделяя способностью постигать глубинные тайны бытия посредством общения с природой, выделяя его как «избранного», отмеченного способностью «прислушаться к миру».

Одним из первых произведений, созданных Истоминым на Чукотской земле, стала линогравюра «Чукотская песня». В основу графического листа легла личность конкретного человека - чукотского резчика Вуквутагина: автор создает обобщенный образ не просто художника-костореза, но человека-философа. Линогравюра «Чукотская песня» - это поэма о северной земле и ее людях: раскинувшаяся по берегам двух океанов Чукотка запечатлена автором как земля, населенная оленеводами и охотниками, бесстрашными зверобоями на вельботах, искусниками резьбы по моржовой кости, сказочниками, танцорами с буб-ном-яраром.

Художник в своих работах представляет Север разнопланово и разножанрово, стремясь выявить стиль его жизни, имеющий глубинные корни. Насыщая произведения этнографическим и фольклорным материалом, автор подробно рассказывает об отличающихся особой поэтикой обычаях, ритуальных действах и праздниках, отсылающих к далеким временам языческих обрядов. Повседневность в этой ситуации приобретает особую значимость.

В 1988 году В. Истомин создает цикл «Чукотско-эскимосские праздники», отмеченный единым стилистическим решением: зимой / «Тиркык» - праздник встречи солнца, весной / «Кильвей» - первого теленка в честь прибавления в стаде, спуск

байдары - начала весенней охоты; поздним летом - молодого оленя, осенью - праздник кита, прародителя человеческого рода, дарующего пищу, высшей точкой которого становится обряд Благодарения.

Достоверность сюжетных композиций с их романтическим началом - характерная черта изображений В. Истомина. В жанровые сцены он как чуткий наблюдатель вводит предметы из подлинного окружения северян, расширяя контекст таким образом, чтобы отобразить привычки, насущные заботы, отношения между людьми, духовные ценности своих персонажей. Жанровые листы Истомина полны то сосредоточенности, то обостренного лиризма, то романтического мироощущения, всегда побеждающего бытописательство.

Пейзаж как отдельный жанр получил развитие в творчестве Истомина только в середине 1980-х гг. и нашел свое воплощение прежде всего в технике рисунка. В соответствии с авторской концепцией, природа Севера для Истомина есть нечто живое, существующее по собственным законам.

В пейзажах, создаваемых мастером не только во время путешествий, но и в мастерской по зарисовкам и впечатлению, существует своя особая жизнь, исполненная то покоя и гармонии, то мощи и движения. Северные виды с необозримыми просторами тундры, особой пластикой гор, дыханием далеких горизонтов приполярной земли втягивают зрителя в свое пространство. В них Истомин открылся как мастер, прекрасно владеющий техникой гуаши и пастели. Во время творческой поездки от Анадыря до Тикси художник, находясь под магическим обаянием природы, создает цикл северных марин с панорамным построением композиций, в которых явлены могучая водная стихия, уходящие за горизонт величественные горные хребты и сопки. Насыщенные, но строгие по цвету, выстроенные на точно взятых тональных отношениях листы отличают строгость и торжественная величавость. Истомин навсегда полюбил этот край, признаваясь, что «северные мотивы ему снятся и после отъезда с Чукотки...».

В. А. Истомин. Чукотская песня. 1973. Бумага, линогравюра. 35x55

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

В. А. Истомин. Музыка. 1976. Бумага, линогравюра. 45x52

Нижнетагильский изобразительных искусств (Нижний Тагил)

музей

Общение с коренным населением и его мировоззрением открыло В. Истомину особый мир человеческого духа и простоты, мудрости народного эпоса, глубинных знаний сокровенных тайн природы.

Автор делится: «... я обращаю внимание на одежду, национальные черты людей. Их культура очень интересна, восприятие мира удивительно». Портреты, созданные безо всякой идеализации, отмечены пониманием национального характера и авторской симпатией. В образах Вуквута-гина, старейшего резчика по кости, или поэтессы А. Кымытваль, собирателя народного фольклора, художником представлены всем известные на Чукотке люди. Но большинство его героев - это простые труженики: морзверобои и рыбаки, пастухи и чумработницы, охотники и оленеводы, строители Билибинской атомной станции, геологи, моряки и авиаторы. Они несут в себе чистоту, удивительное целомудрие и

осознанное чувство человеческого достоинства. Именно в рисунке, тщательном и «картинном», автором созданы наиболее удачные острохарактерные образы.

Графические работы Истомина выполнены в разных техниках, причем не только в таких традиционных печатных, как линогравюра, офорт, литография, меццо-тинто, мягкий лак, сухая игла, которые художник, как правило, осваивал на творческих дачах, но «сконструированных» им самим. Автор признается, что «...желание создать новую технику - это как озарение, возникает внезапно, прямо во время работы».

Свидетельством высокого мастерства художника, пришедшего к точности формы и легкости линий, к слаженности ритма и той необыкновенной свободе, с которой строятся композиции, становятся цельность найденного образа и артистизм его воплощения.

Если говорить о романтических векторах в творчестве В. Истомина, они наиболее ярко просматриваются в росписях, выполненных мастером в интерьерах общественных зданий и связанных с идеей поиска / рождения «рая» в далеких, почти безлюдных землях. В его работах ощущается желание видеть/сделать мир совершеннее, в т.ч. посредством собственных стремлений: и он «конструирует рай на земле».

Жизнь В. Истомина на Чукотке отличалась поразительной, всепоглощающей работоспособностью: наряду со станковыми произведениями (более 1000 графических и 500 живописных) им проиллюстрировано и оформлено 15 книг, выполнено около 400 экслибрисов, более 30 плакатов, 50 монументальных росписей.

Так, в экслибрисах, по словам автора, его привлекали «их малая форма, не составляющая труда, и получаемое от работы удовольствие». Надо отметить, что именно экслибрисы, создаваемые автором в разных техниках и отличающиеся тонкостью проработки, принесли ему премии и награды на международных выставках, участником которых он становился многократно.

Владимир Истомин на Чукотке был в зоне активного внимания. В середине 1980-х гг. благодаря В. А. Истомину Анадырь, столица Чукотки, стал центром искусства. В автономном округе под его руководством открывалась первая художественная школа. Истомина знали как талантливого педагога и первого председателя Чукотской организации Союза художников СССР. В памяти местного населения художник навсегда останется своими произведениями, которые украшали почти каждый дом, и книгами с его иллюстрациями.

После возвращения в 2004 году в Нижний Тагил и экспонирования в Музее изобразительных искусств первой на уральской земле персональной выставки Владимир Алексеевич передал в дар музею большую графическую коллекцию своих произведений, а также экслибрисы российских и зарубежных мастеров, тем самым пополнив фонд книж-

В. А. Истомин.

Аляска.

1991.

Бумага, гуашь. 43x53,2

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

В. А. Истомин. Бухта Провидения. 1984.

Картон, гуашь, лак.

45,3x66,1

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

В. А. Истомин. Далекое стойбище. 1996.

Бумага, акварель. 38,2x47,2

Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)

ных знаков более чем на полторы тысячи предметов.

Чукотские земли... Так можно назвать все пространства истоминских работ, ставших воплощением этой северной земли. Владимир Истомин никогда не переставал ощущать себя художником Севера. «Есть желание и настроение работать дальше, невозможно забыть северное сияние, гонки на собаках...» Неслучайно многие его работы послечукотского периода - это воспоминания о далеком крае как о земле особого притяжения, оставшейся в его сердце навсегда. «На Севере покоряет всё: закаты, рассветы, пурга, ветер, суровая природа, особая красота людей... Душа моя принадлежит Северу!»

Примечания

1. Произведения, иллюстрирующие статью, хранятся в коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств

2. Все высказывания В.А. Истомина, приведенные в статье, взяты из интервью автора с художником.

Литература

1. Владимир Истомин. Благодарен судьбе. Графика. Живопись : буклет / Нижнетагильский музей изобразительных искусств ; сост., авт. ст. Л. Смирных, Н. Гундырева ; дизайн: Н. Гундырева, М. Подольский. - Нижний Тагил : Репринт, 2014. - 24 с. : ил.

2. Владимир Истомин. Графика : каталог выставки / Управление культуры администрации Чукотского АО ; Магаданская орг. Союза художников России. - Анадырь, 1994. - 35 с.: ил.

3. Владимир Истомин. Графика, живопись : каталог выставки / Администрация г. Н. Тагила ; НТГО ВТОО «СХР» ; НТМИИ ; ФГУП ПО «Урал-вагонзавод» ; автор-сост. Л.Л. Смирных. - Нижний Тагил, 2004. - 28 с. : ил.

4. Не только праздник [О VII Региональной выставке «Советский Дальний Восток»] // Художник. - Москва, 1991. - № 6. - С. 5.

5. Назаров, Н. Выставка почетного гражданина Чукотки // Тагильский рабочий. - Нижний Тагил, 2006. - № 86. - 17 мая. - С. 3.

6. Персональная выставка произведений графики В. А. Истомина, март-апрель 1977 г. : каталог : буклет / сост. Л.Е. Тимашевой, вступ. ст. В. Ивановой, Л. Андреевой. - Анадырь, 1978. - 4 с.

7. Свахина, Р. «Душа моя принадлежит Северу» // Тагильский рабочий. - Нижний Тагил, 2014.

- № 122. - 5 июля. - С. 4.

8. ХГФ. История и современность : сборник материалов к 50-летию создания художественно-графического факультета НТГСПА / отв. ред. Л. П. Филатова. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2009.

- 97 е.: ил.

9. Художники Нижнего Тагила. Члены Нижнетагильского отделения Союза художников России. Справочник к 70-летию со дня создания / НТМИИ ; НТОВТОО «СХР» ; авт.-сост. М. Агеева, Е. Ильина, Л. Смирных, О. Лебедева, Л. Хай-дукова ; дизайн М. Подольского ; фот. В. Кулак и др. - Нижний Тагил, 2012. - 234 с. : ил.

10. Широков, Ю. Северная тема // Творчество.

- Москва, 1983. - № 7. - С. 20-21.

Об авторе

Смирных Лариса Леонидовна - искусствовед, заместитель директора по хранению МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», хранитель коллекции «Живопись» E-mail: [email protected]

VLADIMIR ISTOMIN: CHUKOTKA PERIOD IN CREATIVE WORK

Smirnykh Larisa Leonidovna

Deputy Director of the Nizhny Tagil Museum of Fine Arts, keeper of the painting collection

Abstract: The article is devoted to the work of the honored artists of Russia Vladimir Istomin. The most important and fruitful period oflstomins creative work - the Chukotka period - is investigated. The author considers Istomins formation as a person, as an artist of printed and original graphics, and examines different thematic fields.

Keywords:!^ A. Istomin; Chukotka; graphic artist; landscape; portrait; genre composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.