Научная статья на тему 'МИНИ-ГРАФИКА В БОЛЬШОМ ПРОЕКТЕ'

МИНИ-ГРАФИКА В БОЛЬШОМ ПРОЕКТЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ГРАФИКА / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ЭКСЛИБРИС / «УРАЛ-ГРАФО» / MINI-GRAPHIC / PRINT GRAPHICS / EXLIBRIS / “URAL-GRAFO”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галеева Тамара Александровна, Лаптева Влада Игоревна

В статье дается обзор графических работ IV Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (2020), экспонировавшихся в номинации «мини-графика». Малый размер листов, их камерный характер оставляют художникам большую творческую свободу: они отмечены стилевым, техническим и тематическим разнообразием, воплощают богатый мир эмоций и размышлений современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINI-GRAPHICS IN A BIG PROJECT

The article discusses the graphic works of participants of the IV all-Russian Biennale-festival “Ural-Grafo” (2020), exhibited in the category “mini-graphics”. The small size of the paper sheets and their intimate nature give a great creative freedom to artists: the works have got a stylistic, technical and thematic diversity, they embody a rich world of emotions and reflections of a contemporary person.

Текст научной работы на тему «МИНИ-ГРАФИКА В БОЛЬШОМ ПРОЕКТЕ»

УДК 76.03/09

Т. А. Галеева В. И. Лаптева

Уральский федеральный университет Екатеринбург, Россия

МИНИ-ГРАФИКА

В БОЛЬШОМ ПРОЕКТЕ

В статье дается обзор графических работ IV Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (2020), экспонировавшихся в номинации «мини-графика». Малый размер листов, их камерный характер оставляют художникам большую творческую свободу: они отмечены стилевым, техническим и тематическим разнообразием, воплощают богатый мир эмоций и размышлений современного человека.

Ключевые слова: миии-графика; печатная графика; экслибрис; «УРАЛ-ГРАФО».

О. А. Житенева. Экслибрис «Тракайский замок». 2020. Меццо-тинто, травленый штрих. 12x11,5

Собственность автора

Номинация «Мини-графика» - традиционная для Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО», проходящего в Екатеринбурге в 2020 году в четвертый раз [1, 2, 3]. Инициированный региональным отделением Союза художников России в 2011 году, фестиваль давно превратился в масштабное международное событие, притягивающее в свое поле художников, коллекционеров, зрителей, музеи, галереи, учебные заведения.

Мини-графика привлекает авторов, работающих в размерах, не превышающих 15x15 см. Строгие ограничения не мешают им использовать любые техники и материалы: офорт, меццо-тинто, ксилографию, линогравюру, гравюру на пластике, акватинту, литографию и другие печатные виды, а также акварель, гуашь, рисунок карандашом, гелевыми роллер-пенами и пр. Миниатюр-

ность размеров придает графическим листам особую камерность и рукотворность.

Более трети работ в номинации «мини-графика» - экслибрисы. С момента своего появления в XVI веке эта популярная ныне разновидность прикладной графики всегда была тесно связана с книгой. Сначала тисненый знак, свидетельствовавший о принадлежности определенному владельцу, размещался на левом форзаце издания или манускрипта. Позднее, заняв промежуточное положение между станковой и книжной графикой, он перешел от геральдических и шрифтовых композиций к изобразительным принципам. В XX веке, выйдя из книжного блока, экслибрис окончательно стал самостоятельной формой печатной графики, предметом активного коллекционирования.

В экслибрисах, представленных на фестивале «УРАЛ-ГРАФО», часто используется техника черно-белой линогравюры,

органично ложащейся на плоскость книжной страницы, ибо форма в ней рождается из контрастов пятен и контурных линий. Выполняя функцию владельческого знака, они отмечены минималистичностью («Автопортрет» Лилии Абдрашитовой, «Экслибрис И. Шишкина» Натальи Гуровой), обобщенными, несколько лапидарными формами (экслибрис «Х.ОУ» Ольги Зюзи-ной, 2020).

Ирония и юмор свойственны гравюрам на пластике Владимира Лупандина. В его экслибрисе для Елены Краузе (2019) изогнутые силуэты Адама и Евы, Змия, дерева, птиц сплетаются в цельную композицию, включающую также иронический текст («Пока Адам ворон считает, хитрый змей Еву искушает»). Миниатюры Юрия Моли-боженко, предназначенные для Домов-музеев И. И. Шишкина (2018) и А. И. Куприна (2020), отличают тонкость штриховки, проработанность формы, своеобразная живописность (использованная в них техника торцовой гравюры на дереве применялась в XIX веке для репродукционных целей).

В редкой технике меццо-тинто, совмещенной с травленым штрихом, выполнен книжный знак Ольги Житенёвой, посвященный уникальному памятнику восточноевропейского зодчества - Тракайскому замку (2020). Романтическая атмосфера средневекового ансамбля здесь создается сопоставлением увеличенного и почти физически осязаемого археологического артефакта (фигурки коня) и, напротив, уменьшенного до игрушечной модели замкового комплекса. В экслибрисе «N0» Дарьи Наумовой (2020) на первый план выходит абстрактное сочетание различных текстур, обусловленных особенностями техники офорта.

Вместе с тем большинство работ, представляющих мини-графику на фестивале «УРАЛ-ГРАФО», абсолютно самодостаточны и не имеют функциональной нагрузки. В листах, посвященных историческому и современному состоянию российских городов, их повседневной жизни, конкретным

$ ДОЛА - ВО-Рон-сЧЦ-

УО.

Хит.

•РЫи йчий

■/иску

/Ж-ша-

Шкет

событиям, превалирует достоверность, безусловная связь с предметным миром. В круглых композициях Марии Поповой («Вечер», «Во дворе», «Дерево» - все 2019) тихие сцены жизни провинциальных окраин словно подсмотрены в бинокль. Лаконичные ксилографические оттиски строятся на соотношении контрастных пятен и динамичных штрихов, обладая внутренней энергией, они одновременно сохраняют ощущение тишины маленьких улочек.

Жизнь промышленного города оживает в диптихе Евгения Мельченко «Томск. Демонтаж завода ФиКС» (2018). Процесс ликвидации некогда очень важного для жизни города предприятия (производство формалина и карбосмол - ФиКС) представлен буднично, словно задокументирован советским пленочным фотоаппаратом. Статичные постройки геометрических форм оживляют лишь шероховатые штрихи литографского карандаша, живописно намечающие небо с бегущими облаками, движение воздушных потоков.

В. А. Лупандин.

Экслибрис

Елены Краузе. 2019.

Гравюра

на пластике.

11x7

Собственность автора

Е. Д. Мелъченко. Лист 2. Диптих «Томск. Демонтаж завода ФиКС». 2018. Литография. 9,5x14

Собственность автора

Э. В. Шачкова. Сибирская дорога. 2020. Бумага, акварель. 14,5x12,5

Собственность автора

О. П. Попова. Желтоперик яйценосный. Лист 5 из серии «Птички-невелички». 2020. Картон, гуашъ. 15x15

Собственность автора

Исторический образ города - в офорте Татьяны Крюковой «Нижний Тагил» (2020), композиционно объединяющем старые заводские сооружения, портреты основателей Акинфия и Никиты Демидовых и атрибутику горняцкого дела. Тонкость офортного штриха снимает суровость темы, диктует специфику графического языка, тяготеющего к камерности.

Натурные впечатления лежат и в основе акварельной композиции Эльвиры Шачко-вой «Сибирская дорога» (2020). В ней монохромное цветовое решение рождает состояние тревожности: доминирование сил величественной природы усиливает внутреннюю экспрессию работы.

Неизменный образный источник мини-графики на фестивале - литературные мотивы. Иллюстрации к басням И. А. Крылова (2020) Сергея Айнутдинова входят в серию, посвященную интерпретации русской классики. Они продолжают начатое художником в 2014 году с поэзии А. С. Пушкина «легкое путешествие в прошлое с намёком на будущее». Упругая и невесомая линия пера, четкое ритмическое соотношение штрихов, воздушное поле белой бумаги создают ироничный и метафоричный мир.

Для акварелей Павла Лапыша выбраны ключевые моменты сказки Вильгельма Га-уфа «Калиф-аист» (2020). Цветные композиции сопровождают литературный текст, выделяя в нем сюжеты с коварным торговцем редкостями и приспешниками злого колдуна Кашнура, с превращением калифа и визиря в аистов и преображением прекрасной дочери властителя Индии в сову.

Рисунки Андрея Баландина связаны с литературными текстами более опосредованно: они визуально комментируют и развивают фантазийные сочинения самого художника. Их странным текстам точно соответствует причудливый линейный рисунок, выполненный обычной гелевой ручкой.

Линогравюра «Первая история» (2017) Натальи Кузнецовой апеллирует к образам первого короткометражного мультфильма

о Микки Маусе «Безумный самолет» (1928) - культовом персонаже поп-культуры. В ней изображения словно вышиты штрихами-стежками, композиция включает не только многочисленные фигурки храброго мышонка, но и атрибуты киносъемки, а также портрет аниматора компании Дисней -Аба Айверкса.

В фокусе внимания Светланы Рябовой -мифологические богини-музы Каллиопа и Мельпомена (серия «Девять муз», 2020), уподобленные кукольным марионеткам, послушно исполняющим свою роль на зеркале сцены. Приемы театральности поддерживаются в композиции плоскостно-декоративным решением фона, орнаментальными растительными мотивами.

Эфемерные загадочные видения возникают в работах Виктора Рубанского, мастерски сочетающего офорт, акватинту и «черную манеру» (меццо-тинто). Почти апокалиптическое настроение наполняет листы с геометрическими названиями («Вертикаль-горизонталь», «Разрывая круг» - оба 2019), которые одновременно и напряженно тревожны, и изящны, а крылатый носорог в них - словно посредник с иным миром.

К некоторой причудливости образов тяготеет и Ольга Попова в серии «Птички-невелички» (2020). Ее длинноклювые птички вписаны в форму квадрата, своей композиционной устойчивостью сдерживающего вибрацию ярких цветовых пятен гуаши, подвижность штрихов. Беспокойный ритм оперения птиц создает почти абстрактную игру цвета и форм. Наконец, свободная им-провизационность и геометрическая зна-ковость доминирует в серии Александра Сивкова «Белое цветение» (2020). Простые природные мотивы и формы трансформируются в ней в эстетические объекты, лишенные натуроподобия.

«Мини-графика» - один из наиболее открытых форматов для художественных экспериментов: классические техники и сюжеты могут в ней легко сочетаться с новыми. Малый размер дает авторам свободу в

исполнении, позволяет завершить работу в один прием, на единой импровизационной и эмоциональной волне. Наконец, она предельно мобильна благодаря своим размерам. Не удивительно, что в художественном мире в 1990-2000-е годы появилось множество международных фестивалей и регу-

А. В. Баландин. Сто лет. 2018. Цветная крафтовая бумага, гелевый роллер-пен.

10x7

Собственность автора

В. Н, Рубанский.

Разрывая круг.

Офорт,

акватинта,

меццо-тинто.

10x7,5

Собственность автора

С. С. Айнутдинов. Иллюстрация к басням

И. Крылова. 2020. Бумага, тушь, перо. 14x12

Собственность автора

лярных выставок экслибриса и графики малых форм. Присутствие номинации «Мини-графика» в структуре фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» дает его участникам дополнительный шанс для включения в международный арт-контекст.

Литература

1. Первый Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» : альбом-каталог. - Екатеринбург, 2012. - 344 с.

2. Второй Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» : альбом-каталог. -Екатеринбург : Уральский рабочий, 2014. - 344 с.

3. Третий Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» : каталог. - Екатеринбург : Уральский рабочий, 2018. - 343 с.

Об авторах

Галеева Тамара Александровна - доцент, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения Уральского федерального университета

E-mail: [email protected]

Лаптева В л ад а Игоревна - искусствовед, научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, магистрант Уральского федерального университета

E-mail: [email protected]

MINI-GRAPHICS IN A BIG PROJECT

Galeeva Tamara Aleksandrovna Associate professor, candidate of arts, head of the Department of art history and museology at the Ural Federal University

Laptev a Vlada Igorevna Art critic, researcher at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, master's degree student at the Ural Federal University

Abstract: The article discusses the graphic works of participants of the IV all-Russian Biennale-festival "Ural-Grafo" (2020), exhibited in the category "mini-graphics". The small size of the paper sheets and their intimate nature give a great creative freedom to artists: the works have got a stylistic, technical and thematic diversity, they embody a rich world of emotions and reflections of a contemporary person.

Keywords: mini-graphic; print graphics; exlibris; "Ural-Grafo".

H. С. Кузнецова. Первая история. 2017. Линогравюра. 10x13

Собственность автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.