Научная статья на тему 'Своеобразие графики Владимира Мельника'

Своеобразие графики Владимира Мельника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЛАДИМИР МЕЛЬНИК / ГРАФИКА / ОФОРТ / МЕЦЦО-ТИНТО / ПАСТЕЛЬ / СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА / ЗАГАДОЧНОСТЬ / ОБРАЗ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ / ВЕРИЗМ / ИСКУССТВО МОЛДОВЫ / VLADIMIR MELNIK / GRAPHIC ARTS / ETCHING / MEZZOTINT / PASTEL / MIXED / MYSTERIOUS / IMAGE / ILLUSTRATION / DOCUMENTARY / VERISIMILAR / ART OF MOLDOVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравченко В. П.

В статье рассматривается творчество Владимира Мельника, одного из самых опытных мастеров графического искусства Республики Молдова. Несмотря на значительные достижения художника в разных областях графики, ранее его творчество не было изучено. Автор статьи освещает многолетнюю деятельность мастера для введения его произведений в международный научный оборот. Анализируются работы, выполненные с 1980-х по 2010-е годы: натурные и полуфантастические композиции (офорт, меццо-тинто, пастель), документальные изображения для книг и марок (темпера с добавлениями гуаши, акварели, карандаша, пастели). Работая в трех областях графики - станковой, книжной и малых форм, В. Мельник проявляет утонченность художественного исполнения, а также тонкое пейзажное видение. Станковые произведения выделяются метафоричностью художественного языка и обилием насыщенных черных тонов. Усложнение технического исполнения приводило к созданию неповторимых эффектов. Графика малых форм, предназначенная для репродуцирования в книгах и на марках, интересна емкостью при описательной правдоподобности. Мастер стремится одновременно к типологизации и психологизации образов, к детальной разработанности и обобщенности форм. Творчество В. Мельника показательно как синтез старинных и современных традиций разных видов графики в талантливой авторской обработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHENTICITY OF THE VLADIMIR MELNIK’S GRAPHIC ART

In small graphic works for book pages and stamps (mixed technique), the artist provides both typological and psychological descriptions, both thorough details and overall atmosphere. V. Melnik complies with the basic requirements for an illustrator of non-fiction, as evidenced in the accuracy of depiction, detailed portrayals, solid draftsmanship of the works. But the artist goes beyond the requirements, since he usually individualizes the appearances and animates the precisely reconstructed background landscapes (“Stefan the Great”, “Castles of Moldavia”). Given the fragmentation, the rhythm of the silhouettes is accentuated (“Birds of the World”). The rigor of the drawing is combined with the integrity of color, and exquisite detailing with the monumentality, implying grandeur and even epic content (“Animals Disappeared”, “Birds of Moldova”, series of stamps issued by “Moldavian Post”). In the times when digital technologies affect the process of making illustrations, artworks by V. Melnik are valuable for the character of unique piece products, as they appear to be like pearls of filigree decoration.

Текст научной работы на тему «Своеобразие графики Владимира Мельника»



у ¿г • 1 *

v wf^t'^

■ i ЩЩшШ^

Kravchenko, Vladimir Petrovich

nf

Institute of Cultural Heritage, Chisinau, Republic of Moldova

Кравченко Владимир Петрович

Институт культурного наследия, г. Кишинев, Республика Молдова

AUTHENTICITY OF THE VLADIMIR MELNIK'S GRAPHIC ART

СВОЕОБРАЗИЕ ГРАФИКИ ВЛАДИМИРА МЕЛЬНИКА

о

о

со

о

о

сч

о

сч

со

<

ОС

э

ш

1-

ос

<

оЗ

сч

ъ сч

о CD

_

о

Q >

АННОТАЦИ

В статье рассматривается творчество Владимира Мельника, одного из самых опытных мастеров графического искусства Республики Молдова. Несмотря на значительные достижения художника в разных областях графики, ранее его творчество не было изучено. Автор статьи освещает многолетнюю деятельность мастера для введения его произведений в международный научный оборот. Анализируются работы, выполненные с 1980-х по 2010-е годы: натурные и полуфантастические композиции (офорт, меццо-тинто, пастель), документальные изображения для книг и марок (темпера с добавлениями гуаши, акварели, карандаша, пастели). Работая в трех областях графики — станковой, книжной и малых форм, В. Мельник проявляет утонченность художественного исполнения, а также тонкое пейзажное видение. Станковые произведения выделяются метафоричностью художественного языка и обилием насыщенных черных тонов. Усложнение технического исполнения приводило к созданию неповторимых эффектов. Графика малых форм, предназначенная для репродуцирования в книгах и на марках, интересна емкостью при описательной правдоподобности. Мастер стремится одновременно к типологизации и психологизации образов, к детальной разработанности и обобщенности форм. Творчество В. Мельника показательно как синтез старинных и современных традиций разных видов графики в талантливой авторской обработке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Владимир Мельник; графика; офорт; меццо-тинто; пастель; смешанная техника; загадочность; образ; иллюстрация; документальность; веризм; искусство Молдовы.

ABSTRACT

The paper is dedicated to the creation of Vladimir Melnik, one of the most experienced graphic artists of the Republic of Moldova (born in 1957, in Chisinau). Despite all his personal achievements, his art has never been studied before. The author aims to examine the lasting activity of the master in order to introduce the artworks in the international scientific circle. The stylistic description and analysis of the representative fantastic and documentary works made by V. Melnik and also an overview of trends that influenced their development, are provided. In conclusion, the author identifies three types of graphic art—easel (large-size), book (medium-size), and miniature (small-size). In the context of examining the most revealing works from each of these fields, the author has distinguished the main features of the V. Melnik's creation. The main features of the works are the refined technical and artistic performance, a subtle "landscape" vision provided by author. Easel paintings in pencil, pastel, watercolor and half-tone black and colored prints are also distinguished by the metaphoric language and extensive black areas. The forms, ideas and knowledge of the previous periods were all readily adopted and adapted for new leitmotifs. The artworks are inventive and mysterious, which is introduced by different methods: unexpected points of view, unusual compositional schemes, contrasting appearances and colors, shaded by black. There is the importance of the innermost attached to compositions, which were inspired either by field impressions ("Old Chisinau", "Night Landscape"), observations ("Goat", "Boar"), or by feelings and thoughts ("Source", "Wanderer", "Flying bird").

In small graphic works for book pages and stamps (mixed technique), the artist provides both typological and psychological descriptions, both thorough details and overall atmosphere. V. Melnik complies with the basic requirements for an illustrator of non-fiction, as evidenced in the accuracy of depiction, detailed portrayals, solid draftsmanship of the works. But the artist goes beyond the requirements, since he usually individualizes the appearances and animates the precisely reconstructed background landscapes ("Stefan the Great", "Castles of Moldavia"). Given the fragmentation, the rhythm of the silhouettes is accentuated ("Birds of the World"). The rigor of the drawing is combined with the integrity of color, and exquisite detailing with the monumentality, implying grandeur and even epic content ("Animals Disappeared", "Birds of Moldova", series of stamps issued by "Moldavian Post"). In the times when digital technologies affect the process of making illustrations, artworks by V. Melnik are valuable for the character of unique piece products, as they appear to be like pearls of filigree decoration.

KEYWORDS:

Vladimir Melnik; graphic arts; etching; mezzotint; pastel; mixed; mysterious; image; illustration; documentary; verisimilar; art of Moldova.

Сегодня, к сожалению, мы все меньше встречаем художников-специалистов интеллектуального склада, выпускников высших учебных заведений бывшего СССР, таких как Владимир Мельник (р. 1957, г. Кишинев). Несмотря на то, что работы молдавского графика находятся в коллекциях Национального художественного музея Молдовы, фонда Союза художников Молдовы, а также зарубежных галерей, еще не было публикаций, посвященных творческой эволюции мастера. В. Мельник — художник международного уровня, с начала 1980-х годов он жил и работал в родной Молдавии (с 1987 года член Союза художников МССР).

Формирование В. Мельника как творческой личности пришлось на начало 1980-х годов, когда он окончил учебу в полиграфическом институте им. И. Федорова во Львове (ныне Академия печати Украины), известного особо высоким уровнем художественной и профессиональной подготовки. Уже тогда гравюра по металлу (и техники глубокой печати) стала наиболее близкой его душе. «Офорт—слишком субъективный, слишком аристократический жанр, он может восхищать лишь тех, кто обладает врожденной восприимчивостью к искусству... Это искусство глубокое и опасное, оно выявляет самобытность художника, но и художник в свою очередь не может утаить от гравировальной доски самые сокровенные свойства своей души» [1, с. 280-282]. Эти мысли Шарля Бодлера, выдающегося французского поэта и художественного критика, были высказаны в 1862 году. Тогда гравюра только начинала развиваться как отдельный вид изобразительного творчества, впитывая художественные тенденции своей эпохи. С течением времени становилось очевидно, что усложнение визуальных идей нюансами исполнения ведет к интеллектуальности офортных композиций. В советском искусстве расцвет офорта пришелся на 1970-1980-е годы.

Культурная среда, поощрявшая развитие графических искусств, сказалась на раннем творчестве В. Мельника. В его работах начала 1980-х годов преобладают натурные наблюдения, главная «говорящая» роль—у природных форм. К примеру, в гравюре «В саду» (1983; рис. 2) атмосфера раздумья создается деревьями возле дома, на фоне которых изображена со спины женщина (сестра жены художника).

В работах второй половины десятилетия простота природного сюжета контрастирует с неожиданной сложностью образного строя. Композиции являются выражением не простого наблюдения или переживания момента, а именно созерцания увиденного и пережитого, прошедшего осмысление. В «Стене» (1987; рис. 3) представлен бытовой мотив — каменная

стена с проемом на фоне крыши дома. Однако 1 Владимир Мельник элементы изображения—замысловатая текстура в своей мастерской. 2°°2. стены, линии, будто случайно попавшие на нее, па- Фото: С. Мельник. дающие тени — намекают на сложную внутреннюю жизнь конструкций. В этом же году была выполнена композиция «Старый Кишинев» (1987; рис. 4), где крупным планом изображен ствол дерева с рисунком коры, напоминающим глаза.

В конце 1980-х годов В. Мельник, много работавший на творческой базе в Подмосковье, создал целую серию сложно задуманных офортных композиций на свободную тему. В искусстве того времени обращение к беспредметности и иллюзиям сюрреализма стало кульминацией тенденции к открытости. Распространились опыты фантастического смещения визуальных плоскостей, эксперименты с отказом от изображения реального объекта для понимания того, что лежит за пределами видимого. Средством достижения образной экспрессии стало преобладание пустоты над вымышленными устойчивыми конструкциями, попавшими на плоскость листа как бы случайно. В гравюрах В. Мельника узнаваемые природные формы замысловато уравновешиваются полуабстрактными конфигурациями. Композиции передают атмосферу возвышенного одиночества, производят впечатление таинственности, душевного напряжения. Преобладает темная тональность с плавными градациями черного, из которой вырисовываются объекты, как бы освещенные изнутри. Так, в работе «Источник» (1987; рис. 5) причудливые лентовидные и округлые формы пронизывают

2 4

3 5

2. В. Мельник. В саду.

1983. Бумага, сухая игла. 26,2 х 18,5 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

3. В. Мельник. Стена.

1987. Бумага, офорт, акватинта. 43 х 35 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

4. В. Мельник. Старый Кишинев. 1987. Бумага, пастель.

55,6 х 43 см. Частное собрание. Фото предоставлено В. Мельником.

5. В. Мельник. Источник.

1987.

Бумага, офорт, акватинта. 59,5 х 49,6 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

воздух на фоне крупных камней стены, проступающих из темноты пространства. В композиции «Острова» (1988; рис. 6) в обширной пустоте с редкими «звездными» свечениями свободно парят таинственные объекты, отбрасывающие тени: фигуры, похожие на старцев и одновременно на камни, и ярко освещенные камешки-пылинки. Выделяется гравюра «Птица» (1987; рис. 7), где люди у стола и мифическая птица в полете даны на фоне пустынного пейзажа (композиция на тему смерти матери художника Романа Куцюбы, приятеля В. Мельника). Так, уже на раннем этапе проявились главные свойства графики В. Мельника: метафоричность художественного языка и пейзажное видение. Возможность созерцания индивидуального художественного мира, вероятно, более привлекательна для зрителя, чем проникновение в символический подтекст, иносказательно передающий мысли и чувства автора. Усложнение технического исполнения приводило к созданию неповторимых эффектов.

В первой половине 1990-х годов почерк В. Мельника окончательно сформировался. Хотя многие профессиональные ориентиры в искусстве теряли актуальность вследствие распада советского строя, молдавский мастер уже был достаточно зрелым, чтобы руководствоваться собственным опытом художественной работы. Несомненно, он был знаком и с зарубежными достижениями, информация о которых стала более доступной. Пластический язык становился лаконичнее, так как В. Мельник ограничил свой творческий полет возможностями техники меццо-тинто, пожалуй, самой трудоемкой техники офорта, иногда называемой «английской гравюрой». Гравирование производится не путем нанесения рисунка на гладкую поверхность (рисование черным по белому), а путем выглаживания зернистой фактуры доски в местах, которые станут светлыми (рисование белым

по черному). Процесс приготовления доски требует больших физических усилий. Гравюры меццо-тинто В. Мельника отличаются филигранностью светотеневых переходов и контрастов, бархатистостью тона, живописной игрой тоновых пятен. По сей день художник является одним из немногих в республике виртуозов этого относительно редкого типа офорта.

Для композиций В. Мельник чаще всего выбирал миниатюрный формат (не превышающий 20 см по длинной стороне) — максимально используя небольшую площадь, мастер стремился к поэтизации и высокой эмоциональной наполненности художественного образа. Изображения включались не только в квадрат и прямоугольник, но и в овал, усиливающий композиционную динамику небольшой картинки. Роль художественной детали и тонкой обработки еще более возросла.

Гравюры 1990-х годов можно тематически поделить на фантастические изображения и портреты животных. Действие в фантастических композициях разворачивается на фоне уже знакомого «вселенского» пространства с загадочными черными «провалами». Основную повествовательную и изобразительную роль в пространстве листа по-прежнему играет пейзажный мотив. Так, «Художник» (1990-е; рис. 8) — это ночной пейзаж с отражающимся в темной воде судном—замысловатой конструкцией, поддерживаемой лестницами, длинным шестом с флагом и одиноким мольбертом на вершине. Все сооружение освещено бархатисто-мягким светом, исходящим от луны и от самих предметов. Стоящая фигура в лодке посреди водоема из композиции «Святой Франциск» (1990-е; рис. 9) замысловато «рассекается» плоскостями на фоне ночных облаков (по легенде, Св. Франциск владел языком птиц).

Портреты животных, приуроченные к наступающим годам по восточному календарю, составляют

6. В. Мельник. Острова.1988. Бумага, офорт, акватинта. 59,5 х 99,5 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

7. В. Мельник. Птица.

1987. Бумага, офорт. 11 х 23 см. Частное собрание. Фото предоставлено В. Мельником.

8. В. Мельник. Художник. 1990-е. Бумага, меццо-тинто. 7,5 х 4,8 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

9. В. Мельник. Святой Франциск.

1990-е.

Бумага, меццо-тинто. 15 х 11 см.

Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

другую группу гравюр меццо-тинто 1990-х годов. Работы отличаются тонкой деталировкой форм и экспрессией ракурсов изображения, усиливающей новизну повествования. Привычное и узнаваемое художник видит по-иному, придавая новые значения деталям самих предметов и их окружения. В композиции «Коза» (1991; рис. 10) представлен персонаж народного обряда—голова козы на шесте, увешанном лентами. «Петух» (1992; рис. 11) и «Кабан» (1997; рис. 12) — это изображения животных крупным планом, как бы вырисовывающихся из темноты. Самые освещенные (высветленные) части «Свиньи» (1994; рис. 13) — это хвост животного и слетающий лист дерева. Мастер интригует зрителя загадочными деталями: лукавым взглядом искоса козы, пристальным и как бы назидающим взором петуха, напряженной мимикой кабана, неожиданной точкой зрения сверху на свинью.

В середине 1990-х годов В. Мельник выполнил серию станковых работ с использованием цвета. Новые работы пастелью 1995-1996 годов отличаются яркостью и при этом рафинированностью цветов, а также большим форматом, выявляющим живописность колорита. Все композиции строятся на плавных цветовых градациях, на эффектах дымки, как бы углубляющей пространство,

на контрастах ярких и приглушенных пастельных тонов. Роль глубокого черного—как тональности, соответствующей рефлексии автора, и как цвета, усиливающего звучание других,— важна во многих работах цикла. Пятен черного, обогащенного оттенками, много в пейзажах, выполненных с натуры во время пребывания на творческой базе в районе Тулча в Румынии, на дельте Дуная. Эта живописная местность около вхождения реки в Черное море к тому времени уже была занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря уникальному ландшафту и богатейшей флоре и фауне. Тогда В. Мельник работал над картинами совместно с группой живописцев из Республики Молдова (Е. Бонтя, С. Кучук и др.). В работе «В мерцании лунного света» (1995; рис. 14) таинственность создается колоритом, построенным на плавных градациях зеленого, желтого и черного, зыбкими начертаниями контуров кустов и луны. В «Ночном пейзаже» (1996; рис. 15) запечатлен ничем не примечательный фрагмент степи — скудная растительность и уже знакомые по прошлым работам камешки-пылинки, акцентирующие засушливость земли. Контрастная освещенность растений в темноте придает изображенной реальности значение легенды. В работе «Чертик» (1996; рис. 16) присутствие,

10 12

11

10. В. Мельник. Коза.

1991. Бумага, меццо-тинто. 11 х 14,5 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

11. В. Мельник. Петух.

1992. Бумага, меццо-тинто. 15,1 х 11,3 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

12. В. Мельник. Кабан.

1997. Бумага, меццо-тинто. 16 х 20,5 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

точнее, исчезновение таинственного обнаруживают разводы в воде у камышовой заросли. Яркость окраски камышей подчеркивается оттенками черного и серого фона. Внутренний подтекст активен в тех композициях, где натурные впечатления тонко сочетаются с чувствами и размышлениями. Летящие

птицы из композиции «Закат» (1996; рис. 17) изображены обобщенно-символически на фоне водной дали, а в «Страннике» (1996; рис. 18) силуэт судна со спущенным парусом погружен в призрачную синеву, как бы пронизанную золотистыми лучами. Притом что художник продолжал выполнять тонко

Искусство Евразии

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

13. В. Мельник. Свинья.

1994. Бумага, меццо-тинто. 15 х 6,5 см.

Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

продуманные фантастические офортные и пастельные композиции, со второй половины 1990-х годов в его творчестве воплощалась склонность к веризму. Параллельно со станковыми работами создавались документальные иллюстрации в цвете, предназначенные для репродуцирования в книгах и позже на марках. Миниатюрные рисунки В. Мельника, изображающие формы природы и формы материальной культуры народов, являются самостоятельными произведениями графического искусства.

Облик богато иллюстрированной книги документального направления сформировался в 1990-х годах в лондонском издательстве Dorling Kindersley. Книги на разные научно-популярные темы {non-fiction book), породившие новое направление, представляли собой тонкие иллюстрированные альбомы с твердой обложкой. Это своеобразные «виртуальные выставки», где показаны в разных ракурсах сами объекты и материальная культура времени, со множеством статистических «вставок» в виде таблиц и коротких текстов в виде надписей под картинками. В последние двадцать лет книги этого типа востребованы и в Республике Молдова. Большинство содержит рисунки зарубежных художников. В этом отношении исключение составляют энциклопедии «Pâsârile lumii» {«Птицы мира») [3], «§tefan cel Mare» {«Штефан Великий», правитель Молдовы, 1457-1504) [6] и «Cetâii

din Jara Moldovei» («Крепости древней Молдовы») [4] с рисунками В. Мельника. В них подробно воссоздаются внешность и повадки больших и малых птиц, костюмированные образы исторических персонажей, архитектурное убранство зданий. В. Мельник соблюдает основные требования к иллюстратору-документалисту, проявляя твердые навыки рисовальщика и точность наблюдения для достоверности передачи деталей. Но этими требованиями он не ограничивается, придавая индивидуальность облику каждого персонажа и в особенности окружающего пейзажа.

В 2002 году Антонио Фаэти, президент конкурса Bologna Ragazzi, проводимого в рамках Болонской ярмарки книг для детей, самой влиятельной в мире, отметил историческое направление как одно из самых популярных во всем мире в книгах non-fiction [5, c. 34]. Так, естественным было появление богато иллюстрированных книг, посвященных героическому прошлому Молдовы. В рисунках к «Крепостям древней Молдовы» В. Мельник, вслед за автором книги, членом-корреспондентом Академии наук Молдовы Марианной Шлапак, достоверно воссоздает ситуации, добиваясь максимальной предметности изображений (как проходили рыцарские турниры, как строили, осаждали и обороняли поселения и крепости Орхей, Сучава и т.д.). Однако мастер не ограничивается документальным воспроизведением архитектурных объектов, но воссоздает атмосферу далеких времен. Художник оживляет виды, акцентируя линейную и воздушную перспективу: сооружения, строители, войска, всадники являются частью панорамных пейзажей. Все композиции выполнены в смешанной (авторской) технике на основе темперы, с добавлением акварели и карандаша. Плотность красочных наслоений не исключает эластичности штрихов (рис. 19).

В соответствии с литературным повествованием в иллюстрациях В. Мельника появляется и стремительное движение. Но и в самых динамичных сценах ощущается созерцательность художника, допускающего длительное рассматривание действия. Персонажам придается величавость, как, например, в сцене охоты из иллюстрации легенды об основании Молдовы — Богдану-воеводе, быку и собаке Молде (репродуцирована в книге «§tefan cel Mare» и позже на марках). Стремление автора к точности передачи движения показательно в иллюстрациях к «Легенде о манкурте» Ч. Айтматова [2]. Напряженность пластической характеристики создается рисунком простым карандашом — редкой техникой в современной книжной графике, требующей большого опыта рисовальщика и не терпящей множественных изменений внутри рисунка. При всей видимости

15

14 16

14. В. Мельник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мерцании лунного света. 1995. Бумага, пастель. 50 х 60 см. Частное собрание. Фото предоставлено В. Мельником.

15. В. Мельник. Ночной пейзаж. 1996. Бумага, пастель.

48,2 х 67,8 см. Частное собрание. Фото предоставлено В. Мельником.

16. В. Мельник. Чертик. 1996. Бумага, пастель. 62 х 46,9 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

17 19

18

17. В. Мельник. Закат. 1996. Бумага, пастель.

49.8 х 61,8 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

18. В. Мельник. Странник. 1996. Бумага, пастель.

61.9 х 49,7 см. Коллекция художника. Фото предоставлено В. Мельником.

19. В. Мельник. Белгород-Днестровская крепость, Украина.

Из книги «Крепости древней Молдовы». 2008. Бумага, смешанная техника. 29 х 35 см. Частное собрание. Фото предоставлено В. Мельником.

The Art of Eurasia No. 3 (1B) 2020

штудировки форм предметы и формы «дышат» в композиции, будучи как бы пронизанными вибрирующим воздухом, особенно в полевых сценах, где изображаемое охвачено ветром.

С 2000-х годов В. Мельник создает рисунки для марок, выпускаемых государственными почтовыми предприятиями. Основным тематическим направлением миниатюрных графических репрезентаций художника является флора и фауна Республики Молдова. Птицы, животные, архитектурные сооружения, костюмированные персонажи предстают по отдельности и в разных ракурсах, обычно в естественном природном окружении (равнина, ствол дерева, вершина горы и др.). При тщательной деталировке внешнего вида главных героев и их окружения акцентируется пластика их силуэтов. Строгость рисунка не исключает целостности колорита, а изысканная детализация — монументальности форм, придающей изображениям величественность и даже некоторую эпичность (рис. 20). Цветовая гамма является узнаваемой особенностью марок В. Мельника. В одних марках колорит ярок и при этом сбалансирован, будучи образован насыщенными цветами {«Fauna Moldovei» [«Фауна Молдовы»], 2014; «Päsäri domestice» [«Домашние птицы»], 2018; «Din cartea ro§ie» [«Из Красной книги»], 2011, 2017, 2019; «Päsäri nationale» [«Птицы Молдовы»], 2019). В других марках колорит складывается из оттенков приглушенных и коричневато-черных тонов, как бы высвечивающих белизну облика персонажа или же просто создающих эффект тонкого графического рисунка в два или три цвета («Ora§ul Tighina — 6QQ de ani de la prima mentiune documentarä» [«Город Бендеры - 600 лет со дня первого документального упоминания»], 2008; «Animale dispärute din fauna Moldovei» [«Виды исчезнувших животных Молдовы»], 2010, 2016; «Personalität care au schimbat istoria lumii» [«Люди, изменившие мировую историю»], 2019). Особой свежестью цветов и фотографичностью отличаются рисунки представителей фауны Киргизии {«Fauna of Kyrgyzstan» [«Фауна Кыргызстана»], 2014; «Traditional Kyrgyz Hunting» [«Традиционная охота киргизов»], 2015) (рис. 21).

В. Мельник продолжает участвовать в конкурсах по гравюре и искусству почтовой марки, его рисунки флоры и фауны репродуцируются на марках, а композиции на свободную тему выставлены на сайтах об искусстве. Несмотря на то, что мастер продолжает неустанно создавать, все его многолетнее творчество можно подытожить, разделив на три направления. Это искусство станковое, книжное и малых графических форм, и в каждом из них удачно выделяются группы пейзажей и портреты животных. Все области графики, в которых художник работал в разные годы, ознаменованы его персональными

творческими вершинами: гравюры среднего и малого формата в техниках офорта и меццо-тинто (1980-е и 1990-е годы), крупноформатные работы пастелью (1990-е годы), иллюстрации к книге «Крепости древней Молдовы» (2008), к сериям марок «Почты Молдовы» и «Экспресс-почты Киргизии» (2015-2019). Иллюстрации, предназначенные для репродуцирования, выполнены в неповторимой авторской (комбинированной) технике на основе темперы. Все вышеперечисленное показательно как синтез старинных и современных традиций разных видов графики в талантливой авторской обработке.

Станковая или «свободная» графика В. Мельника — это эстампы и картины карандашом, пастелью, акварелью, неизменно изобретательные технически и стилистически, впечатляющие таинственной недосказанностью. Обычно эффект вводится путем показа простых вещей с неожиданной стороны, необычным расположением предметов на листе, эффектами контрастного выявления облика персонажей из окружающей тьмы, яркими цветами, оттеняемым черным. Значение сокровенного придается композициям, созданным по свежим натурным впечатлениям («Старый Кишинев», «Ночной пейзаж»), по итогам наблюдений за животными («Коза», «Кабан»), на основе чувств и размышлений («Источник», «Странник», «Летящая птица»).

В работах среднего и миниатюрного формата, созданных для репродуцирования в книгах и на марках, ярко проявилось дарование В. Мельника как художника-бытописателя. Он стремится одновременно к типологизации и психологизации

20. В. Мельник. Из Красной книги Республики Молдова.

Из серии марок компании «Почта Молдовы». 2003. Бумага, смешанная техника. 10 х 15 см (формат сувенирного листа).

Фото предоставлено В. Мельником.

Искусство Евразии

№3 (18) 2020 eISSN 2518-7767

21. В. Мельник. Фауна Кыргызстана.

Из серии марок компании «Экспресс-почта Киргизии». 2014. Бумага, смешанная техника. 11,4 х 16,2 см (формат конверта). Фото предоставлено В. Мельником.

образов, к их описательной правдоподобности и емкости, к детальной разработанности и обобщенности форм. Мастер не ограничивается задачей создания облика персонажа, но сотворяет интригующий художественный образ. В наши дни, когда тираж прямо и косвенно влияет на исполнительский уровень иллюстраций, рисунки В. Мельника особенно ценны качествами уникального штучного товара, они предстают жемчужинами филигранной отделки.

The Art of Eurasia

No. 3 (18) 2020

Литература

1. Бодлер, Ш. Об искусстве / Пер. с фр. Н.И. Столяровой и Л.Д. Липман. М.: Искусство, 1986. 424 с.

2. Aitmatov C. Legenda mancurtului [Айтматов Ч. Легенда о манкурте]. Chi§inäu: ARC, 2013. 32 c.

3. Päsärile lumii. Enciclopedie pentru copii [Птицы мира. Энциклопедия для детей]. Chi§inäu: ARC, 1998; 2004. 48 p.

4. §lapac M. Cetä|i din tara Moldovei. Micä enciclopedie ilustratä [Крепости древней Молдовы. Малая иллюстрированная энциклопедия]. Chi§inäu: ARC, 2008. 56 c.

5. The Non-fiction Illustration. A Bookbird Interview with the President of the Bologna Ragazzi Award Jury, Professor Antonio Faeti // Bookbird. 2003. Vol. 41, no. 1. P. 33-34.

6. Jurcanu I. §tefan cel Mare. Micä enciclopedie pentru adolescent [Штефан Великий. Малая энциклопедия для подростков]. Chi§inäu: ARC, 2004; 2006. 48 p.

О

о сч

ni

X

ф

ц с

о о с

то

H

References

1. Baudelaire Ch. Oeuvres completes. Bruges, 1968 (Russ. ed.: Bodler Ch. Ob iskusstve [Charles Baudelaire on Art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 424 p.).

2. Aitmatov C. Legenda mancurtului [The Legend of Mankurt]. Chi§inau, ARC Publ., 2013. 32 p. (In Romanian).

3. Pasarile lumii. Enciclopedie pentru copii [Birds of the World]. Chi§inau, ARC Publ., 1998; 2004. 48 p. (In Romanian).

СЧ 4. §lapac M. Cetäp din ¡ara Moldovei. Micä enciclopedie ilustratä [Fortresses of the Land of Moldova]. Chi§inäu, ARC Publ., 2008.

56 p. (In Romanian).

<J>

J3 5. The Non-fiction Illustration. A Bookbird Interview with the President of the Bologna Ragazzi Award Jury, Professor Antonio Faeti.

Bookbird, 2003, vol. 41, no. 1, pp. 33-34. £ 6. Jurcanu I. §tefan cel Mare. Mica enciclopedie pentru adolescen(i [Stefan the Great]. Chi§inau, ARC Publ., 2004; 2006. 48 p.

■§ (In Romanian).

с

0

w w

1

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Кравченко Владимир Петрович - кандидат искусствоведения, научный сотрудник, w Институт культурного наследия, Центр искусствоведения,

г. Кишинев, Республика Молдова. E-mail: [email protected]

о сч

о ABOUT AUTHOR: Kravchenko, Vladimir Petrovich - Ph.D. in Art History, Researcher, Centre of Art Studies,

g Institute of Cultural Heritage, Chisinau, Republic of Moldova.

ю E-mail: [email protected]

сч

Для цитирования

For citation:

Кравченко В.П. Своеобразие графики Владимира Мельника // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 3 (18).

^ C. 23-35. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.002. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/21

Kravchenko V.P. Authenticity of the Vladimir Melnik's graphic art. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2020, No. 3 (18), pp. 23-35. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.002. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/21 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.