та»
тш
'ШШ
.
УДК 769.1. (571.56) Г. Г. Неустроева
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Якутск, Россия
СОВРЕМЕННАЯ
ГРАФИКА ЯКУТИИ
(1990-2019)
В статье рассматривается развитие современной графики Якутии, основные тенденции в этой области, творчество ведущих художников, вступивших в художественную жизнь республики в конце 1980-х и в 1990-е годы.
Ключевые слова: особенности и проблемы современной графики Якутии; творчество А. Евстафьева, А. Васильева, М. Старостина, Т. Шапошниковой, С. Ивановой.
М. Г. Старостин. Рыбак. 2017. Бумага, офорт.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Искусство Якутии рубежа веков претерпевает серьезные изменения, что связано с перестройкой общественной, нравственной, экономической жизни страны. В это время художественная практика республики испытывает на себе непосредственное влияние целого комплекса традиционных фундаментальных представлений, связанных с идеей национального возрождения и глобализации, многомерным диалогом традиционной и креативной культур.
Отметим, что продолжают успешно и активно работать художники старшего поколения, но на рубеже веков в художественную жизнь республики вступают графики молодого поколения, выпускники художественных вузов Красноярска, Москвы, Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске, которые вносят в творчество свое ощущение
национальных традиций и формируют самобытное искусство.
Особенностью изобразительного искусства является смена «школы» одиночками, индивидуализация отношения к реальности и творчеству. Если графики Якутии второй половины ХХ в. больше вдохновлялись этнокультурным наследием, то мастера рубежа ХХ-ХХ1 веков формируют новое знаково-символическое художественное пространство произведения. В их образном языке можно выделить условность, метафоричность, ассоциативность, декоративность. Графики используют богатейшие традиции, идущие от академического и реалистического искусства, эстетики экспрессионизма, различных проявлений модерна, но при этом сохраняют повышенную тягу к истокам традиций своих народов, ориентируясь на созидательное постижение этнокультурных архетипов, этномифологической символики. Они обращаются к поискам новых форм, в том
числе к творческому использованию новейших технологий, активно работают в разных техниках эстампа - линогравюре, литографии, офорте, ксилографии. Расширяется диапазон приемов, материалов оригинальной графики: карандаш, коллаж, акварель, пастель, темпера, акрил, смешанная техника. В их произведениях нарушаются привычные жанровые границы, появляется новый нетрадиционный подход к материалу, фактуре, цвету.
В современной графике Якутии параллельно существуют несколько направлений:
- традиционно-реалистическое (А. П. Мун-халов, М. А. Рахлеева, А. Л. Соргоева, А. Е. Евстафьев, А. Д. Васильев, И. Г. Шадрин);
- фольклорное, восходящее к мифологическому типу сознания, представленное творчеством Н. Н. Курилова, М. Г. Старостина, Т. Е. Шапошниковой, Л. И. Гоголевой, С. В. Ивановой, Н. С. Ивановой;
- абстрактное, представленное отчасти творчеством М. Г. Старостина, Т. Е. Шапошниковой, Е. К. Атласовой.
Творчество Алексея Егоровича Евстафьева (1955-2014), на редкость цельное и поэтичное, органично продолжает направление, заложенное Э. С. Сивцевым, М. А. Рахлеевой, В. Д. Ивановым. А. Е. Евстафьев продолжает разрабатывать графику, аккумулирующую лирический тип мироощущения, тяготеющую к живописным решениям, теплой интонации. Он работает в литографии, оригинальной графике, отличающейся мягкой тональной моделировкой.
Уже в ранних литографиях (серии «Детство. Родные мотивы», 1986; «Намские мотивы», 1988) определились характерные особенности дарования мастера: поэтическое видение мира, достоверность в передаче натуры, способность к обобщению. Внутренняя гармония произведений - в плавности ритма линий, в мягких цветовых переходах, неповторимом ощущении природы, неспешном течении времени.
Евстафьев - один из немногих художников Якутии, кто постоянно работает в акварели. Совершенно самобытна его поэтическая акварель и замечательные карандашные рисунки о деревенской жизни, сельских детях, якутских
лошадях, передающие зрителю ощущение внутреннего покоя, обескураживающей беззащитности и погружения в искусство («Конец лета», «Табунщик», «Ийэ сир (Родина)», все 1992; «Сайылык (Летник)», 1996; «Зимний
день», «Дьол (Счастье)», обе 2000; «Табунщик. Сайылык», 2001; «Светает», 2006; «Предзимье, лунный вечер», 2008).
Исключительное место в творчестве живописца Артура Дмитриевича Васильева (род. в 1953) занимает карандашный рисунок, где складывается новый тип графического произведения, для которого мы предлагаем определение «графическая картина». Его графи-
Рис. 1.
А. Д. Васильев. Легенда. 2018. Бумага, карандаш.
Собственность автора
Рис. 2.
А. Е. Евстафьев. Квмнвх хаары тукэрэр тыал. (Ветер,
предвещающий обильный, густой снег, идущий хлопьями). 2012.
Бумага, акварель.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
ка разнообразна по жанровому диапазону: пейзаж, тематические композиции, портрет («Ветреный день», 1994; «Легенда о любви», 2002; «Муза поэта», 2015; «Легенда», 2018 (рис. 1)).
Одно из самых загадочных произведений А. Васильева - «Легенда» (2018) - отличает образная самодостаточность содержательной и пластической структур, масштабность построения композиции, символичность. Оно одновременно просто и сложно, чувственно и глубоко философично. Это психологическая, мистиче-
ская драма о сокровенной тайне любви, послание, в котором есть терпкая горечь и скрытая нежность. В основу произведения автор положил мотивы народных преданий о трагической судьбе юной красавицы, ее стремлении к любви и гармонии.
Художник строит лист как сказание с драматургическим сюжетом и своеобразной композицией, где тема пути-дороги выступает в роли сквозного сюжета. Как и в якутской мифологии о сотворении трех миров, композиция делится по вертикали на три неравные части, а действие происходит во всех трех мирах. Торжественная, скорбная процессия отъезда невесты в чужую семью и дом, в неизвестность, в сопровождении родных, подруг, собак через густой лиственничный лес занимает основное место.
Пейзаж с лиственницами, где, по народной поэзии, могут скрываться нечистые силы (Верхний мир?), воспринимается здесь как «образ чужого мира, мира духов природы, находящегося на пограничье между
миром людей и миром мертвых» [1, с. 46]. Чувство тревоги усиливают разлетающиеся в хаотичном порыве сопровождающие шествие летучие мыши - провозвестники и живые символы несчастий и смерти. Но художник изображает их светлыми, почти белыми, парящими в ночном небе, выступающими как бы посредниками между тремя мирами Вселенной.
Как самое дорогое видение вспоминается невесте семейный отдых в пути, неторопливые занятия родных в окружении домашних
животных, особо почитаемых якутами (лошадь, корова, собаки), покой и мир в Срединном мире, которому отводится место в центре. Спокойному и ясному ритму этих частей противопоставлена перевернутая композиция в нижней, «подземной» части произведения, представляющей трагическую судьбу невесты, окруженной безжалостными силами тьмы. В этой истории любви и смерти остро ощущается ирреальность, магическая атмосфера тревоги и смятения, торжество любви...
Многослойность содержания, безошибочность графических касаний, линий, фактура с тончайшими переходами серебристых тонов, отличающаяся удивительной красотой и разнообразием, умение передать духовную жизнь материи делают рисунок А. Васильева замечательным явлением в истории якутской графики.
В 1990-е годы в Якутию возвращается новая плеяда художников синтетического склада, в основном это выпускники Красноярского художественного института - М. Г.
Старостин, Т. Е. Шапошникова, Д. А. Бой-тунов. Они успешно работают в живописи и графике, дизайне, книжной иллюстрации. В их творчестве переосмысливаются, параллельно существуют разные стилистические системы, перекрещиваются национальные традиции и опыт искусства Арктики, Востока, Запада [2, с. 7]. Определенное ускорение процессу развития графики придали М. Г. Старостин, Т. Е. Шапошникова, что было связано с активизацией авторского начала, углублением содержательной основы, исследованием духовного состояния общества. В их творчестве происходит синтез мироощущения человека Севера, чувственно-динамичной фантазии пращуров и философии нового времени [3, с. 18].
Михаил Гаврильевич Старостин (род. в 1959) работает в живописи, графике, книжной иллюстрации, плакате, дизайне. В его творчестве параллельно существуют разные стилистические системы - экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, реализм. Несмотря на этот широкий спектр творческих устремлений, в произведениях художника всегда ярко и сильно выступает этническая психология - тяга к глобальному высокому смыслу, склонность к обобщенному видению окружающего мира, который представляется космическим миром-вселенной, стремление к передаче эмоциональной духовной атмосферы, рождающей сложные ассоциации, символы. Сила его живописи и графики - в поиске изначального в пространстве и времени, отражении глубинных движений души и импульсов генной памяти. Он - философ, ироничный, нередко трагичный, но неизменно поэтически обаятельный. В его работах существует избранный круг тем (кочевники, путь, встречи и расставания, любовь), персонажей и предметов (путники, охотники, рыбак, женщина, птица, гнездо), образующих своеобразные родовые знаки. В героях, изображенных несколько утрированно, сконцентрированы наиболее устойчивые черты национального характера северных народов - близость к природе, Космосу [4, с. 56].
В творчестве художника не нашли отражения конкретные политические события, но дух времени, его проблематика, философия выражены с ясностью и полнотой. В начале 1990-х годов с работами Старостина в якутское искусство программно вошло экспрессивное начало. Линия, начатая в мощных трагических рисунках Ю. И. Вотякова, приобретает у Старостина иную интонацию, более импульсивную, чувственную, менее драматическую. За короткое время Старостин выработал свой почерк, отличающийся обобщенностью замысла и композиционного решения, произвольным изменением пропорций фигур, ясной тенденцией к сконденсированным формам, в то же время насыщенный подробной деталировкой.
Первые шаги в искусстве художника связаны с областью плаката. В 1989 году Михаил участвует в Международной выставке плаката, проходившей в Москве и Гаване. Диплом в Красноярском художественном институте защитил по театральным плакатам к постановкам Якутского драматического театра «Голубой желанный берег мой», «Споткнувшийся», «Куданса Великий», «О плохом человеке Хаппарове и других» (1990). Их отличает образное выражение идеи спектакля, лаконизм, точно отобранные шрифт и предметный ряд, тонкое чувство цвета. Плакаты выполнены в смешанной технике. Особое значение автор придает сделанности, шероховатости поверхности, когда краски, наплывая, образуют еле заметные подтеки, соединяются друг с другом и дают неожиданное фактурное, цветовое качество произведению («Механическая птица», 1992; «Искусство народов Арктики», 1993).
С самого начала Старостин в своем творчестве обращается к различным техникам исполнения и стилям, разрабатывает разные темы и жанры. Это мархинские пейзажи («Осень в Мархе», 1991), библейские сюжеты («Год большого наводнения», 1992), притчи («Собиратели хвороста», 1992), шаманские мистерии («Два белых шамана», 1992), острые характерные портреты («Девушка моей мечты», 1991), абстрактные компози-
ции («Бронзовый век», «Ночь», обе 1991). «Портрет матери» (меццо-тинто), «Птенчик» (офорт), обе 1989, и др. выполнены в традициях реализма; тушевые композиции «Похороны», «Четверо», обе 1990, лежат в русле концептуальных построений. Листы «Всадник на закате дня», «Завоеватели», «Бронзовый век» (все 1991) созданы в русле абстрактного экспрессионизма.
ту, утварь, но и гнездо, птицу, срубленное дерево, свое озеро, то есть все, что необходимо в пути, для жизни в суровых условиях Севера. Этот метод цикличности создает образ-тип, с наиболее характерными национальными чертами. Художник ненавязчиво переводит эти мотивы в бытийный план, в область раздумий о пути человека в цивилизацию, о корнях, единстве с природой, в
Рис. 3.
С. В. Иванова. Я своего любимого всегда жду, жду и смотрю, когда он появится за семью поворотами реки (северная песня). 2016. Бумага, компьютерная графика.
Собственность автора
Знакомство с научными исследованиями В. Г. Богораза, посвященными северным коренным народам, явилось основой для создания цикла работ «Охотник», «Сезон дождей», «Безмолвие», все 1991-1992; «Дорога домой», «Ожидание», 1997.
Офорты 1994-2000-х годов выполнены в жанре философской притчи («Охотники», «Гнездо», «Прыжок», «Рыбак», «Спешащий», «Прыжки через нарты», «Старушка Тэбэнэкээн», «Гость», «Love story»). На листах изображен один и тот же персонаж, который носит с собой не только весь жизненный скарб - ложку, котелок, нож, веревки, лопа-
целом о стремлении человека обрести свою дорогу к Истине, Добру (см. разворот).
Особый блок произведений составляет серия «Ексекулээх-айанньыт», посвященная А. Е. Кулаковскому, созданная в технике компьютерной графики в 2002 г.
Редкой поэтичности график достигает в цикле «Старые фотографии» (2004). Абстрактные композиции 2005 года («Посвящение Поллоку», «Старая изгородь», «Игра в геометрию») выполнены в смешанной технике цветного офорта и акватинты. Их светящаяся, символическая экспрессия действует на зрителя благодаря богатству цвето-
вых отношений и ритмов, создающих иллюзию нескончаемости жизненного потока.
Туйаара Ефимовна Шапошникова (род. в 1967) успешно работает в станковой и книжной графике, живописи и дизайне. Последовательно осваивая разные техники - ксилографию, литографию, офорт, акварель, пастель, акрил, она стремится познать пределы различных способов работы, их возможности.
Определяющим в ее творчестве является органическое слияние декоративного и изобразительного начал, современное осмысление народной поэтики, стремление к целостному восприятию мира. Т. Шапошникова в своих произведениях ориентируется в поисках пластического эквивалента
художественным и эстетическим ценностям родной культуры на добротное рукотворное наследие, в частности на сюжетные рисунки берестяных туесков и табакерок, на фольклор, древние мифы и органично синтезирует национальные традиции и современные стилистики.
Предельная обобщенность форм, разнообразие контуров, совмещение разновременных действий отличают ксилографии «Якутские истории», «Алаас», «Айыыкыт» (1996).
Ее цветные литографии «Дом Омогоя» (рис. 4), «Мудрость в заплечных мешках», «Путь Элляя» (все 2000), обращенные к мотивам исторических преданий о прародителях «рода людей уранхай саха» - Омогое и Элляе, их переселении с юга на север, транс-
Рис. 4.
Т. Е. Шапошникова. Дом Омогоя. 2000. Бумага, цв. литография.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
формированы в русле этнокультурных особенностей эстетического мышления.
Гравюра «Кочевник» (1994), решенная в условной манере, выполнена в технике цветной литографии. Повозка, окруженная деревьями, повторяет своими очертаниями форму якутского жилища-балагана, упирающегося верхом в звездный свод ночного неба. Композиция воспринимается как знак Отчего дома, символ близости кочевника к Вечному Синему Небу, дарующему каждый день Земле рассвет. Сочетание бирюзово-синих, фиолетовых, коричневых, светлых красновато-пурпурных тонов со всплесками ярких пятен создает звучный цветовой аккорд, придающий гравюре изысканную декоративность.
Созидательная цветоносность колорита, живая внутренняя энергия определяют поэтику ностальгических «деревенских» композиций, выполненных в пастели, смешанной технике (серия «Хамагатта», 1996; пастели «Крест-Кытыл», «Соседи», обе 1995; «Старый Дом», 1999).
Шапошникова в искусстве Якутии наиболее последовательно разрабатывает абстрактную традицию. В акварелях, пастелях 1998-1999 гг. художник практически не изображает зримую реальность, в них происходит своего рода дематериализация предметов, среды («Далекие города», «Золотой стог», 2006). В них автор стремится постичь скрытое энергетическое поле сущего, бесконечное таинство природы и искусства. Их жизненная сила, чарующая мелодика строятся на ритме обтекаемых линий и тонкой нюансировке цвета. Красочность, декоративность, богатство орнаментальных мотивов, цветовых гамм, используемых техник (пастель, акварель, акрил, смешанная техника) создают собственную неповторимую ауру, открытую Миру и Другим, рождают чувство бесконечного таинства природы и искусства (серия «По течению», 1998; «Закат-отшельник», 1999; «Ночные разговоры», «Стоянка», обе 2007; «Март (Кулун тутар)», «Дорожная песенка», обе 2007; «Кумыс», 2011; «Весна», 2013).
Особый пласт составляют ксилографии на ткани и бумаге, созданные в 2017 г. Композиции листов «Орто сайылык», «Сахая» составлены из отдельных сцен монтажным спосо-
бом, где не соблюдается принцип единства места и времени. В этом сложном напластовании слоев и всплеске цвета, их объединяющего, прочитывается ощущение нерасторжимой связи времен, где прошлое и будущее - неотъемлемая часть сегодняшнего дня, где идет бесконечная смена поколений. Гравюра «Орто сайылык» посвящена матери автора Ольге Васильевне Шапошниковой. Крупно вынесены на первый план девочка (мама в детстве) и бабушка в шапке, напоминающей формой балаган - символ отчего дома, семьи. Фигуры обнесены монограммой художницы, которая олицетворяет то ли колыбель, то ли лодку мира. Этот малый родной мир с пролетающей птицей, вечным древом, цветным облаком, уносящим в «страну воспоминаний», - часть огромного мироздания.
Сардана Владимировна Иванова (род. в 1964) вошла в искусство в 1990-е годы, во время полной свободы самовыражения, была одним из организаторов и участников молодежного объединения «Флогистон» в республике. С тех пор работает в области станковой графики и книжной иллюстрации, технике батика и лоскутной мозаики, является автором символов и знаков многих известных фирм и брендов, инсталляций и арт-перформансов, арт-объектов в публичном пространстве, а также графическим дизайнером, педагогом.
В работах, выполненных в различных техниках и видах, органично сочетаются экспериментальный дух, эмоциональный интерес к северным мотивам с внимательным подходом к их исполнению (графические листы «Охотник», «Сурук (Письмо)», оба 1993; панно «Песня якутского лета», «Олень», «Ночь», все 1997; «Старушка Бэйбэрикээн», «Комарики», обе 1999; арт-объект «Арктическая космогония», созданный в 2018 году в рамках V Якутского международного биеннале современного искусства, проведенного Национальным художественным музеем РС(Я), и установленный в г. Якутске).
В начале 2000-х годов Сардана Иванова увлекается стилями восточного искусства ва-би-саби и суми-э с их философией неброской утонченной красоты и скромной простоты
(«Хокку 1», «Хокку 2», 2003). В произведении «Дзен» (2004) мятая фактура материала, лаконичность, колористический аскетизм, энергия пятен, выстроенная по вертикали и горизонтали, воспринимаются как нескончаемое путешествие, ведущее к открытию новых горизонтов собственного сознания, как ключевой знак, который способен дать не только просветление, но и внутреннюю свободу.
С. Иванова одна из первых в Якутии творчески освоила направление искусства компьютерной графики, создав оригинальные произведения в индивидуальной манере и определив в какой-то степени ее стиль и направление в современном искусстве Якутии. Работы художник создает в основном в технике коллажа, сочетая традиционные приемы графики с компьютерными технологиями. Основу многих работ составляют старинные фотографии или древнее искусство вырезания из бересты, сгенерированные посредством компьютера в художественное произведение. Автор выполняет композиции из сложно пересекающихся линий, узоров, цветовых пятен, дополняя историю фотографий новыми смыслами, олицетворяющими связь времени и пространства («Натюрморт», «Табык», «Мастерица», все 2014; «Якутск», 2017).
Как и в фольклоре, в ее творчестве этнопоэ-тические константы, опорные ключевые образы (солярные мотивы, лошадь, олень, птицы, небо, женщина, тосы, предметный мир) составляют определенный тематический цикл в разном контексте. Они выступают как стержневой элемент, культурный код искусства и представляют собой маркеры поэтико-стиле-вых особенностей произведения.
Много ассоциаций вызывают лист «Ысыах. Праздник лета», 2014, цикл «Уходящая натура», посвященный якутским женщинам - хранительницам семейного очага, древних традиций, культуры («Сон», «Уходящая натура», 2012-2014).
В листе «АйыыНыт»1 из этого цикла архети-пический образ мирового древа представляет мощная коновязь сэргэ - один из сакральных символов якутского народа. Лист наполнен внутренней динамикой. В его композицион-
ном построении статика фиксированной центральной оси (древа) совмещается с круговым движением старинных якутских календарей, «тающая» фигура молодой женщины с фотографии И. В. Попова2 в богатом национальном костюме, традиционных ювелирных украшениях - с проработкой зеленеющих ветвей и ствола молодой лиственницы.
Отдельный блок в творчестве Ивановой представляют графические произведения, посвященные якутской лошади - божественному, чистому животному в культуре и языческих культах народа саха. Композиционное ядро листов составляют берестяные вырезки лошади, где плоскостная трактовка формы превращает объект в знак.
Автор каждый раз по-новому создает мифопоэтический, идеально-метафизический образ. Трескучий зимний мороз атыыр тымныы, цветущий алаас, сияющее лето, обряд жертвоприношения переданы с помощью образа коня - дьесегея. Эти поэтические образы основаны на исконных, корневых, народных представлениях якутов. Четкая минималистическая композиция, апплика-тивность и графичность изображений, сочетание разномасштабных фигур, использование локальных пятен, равновесие масс темного и светлого, вертикалей и горизонталей в пластическом решении композиции, разнообразие фактур - свечение бересты и старого дерева, шершавость конского волоса, тусклый блеск металла, благородная текстура капокорня на глухом черном или белоснежном фоне, орнаментальные элементы, безыскусность предметного ряда - все, излучая особую интонационную пронзительность, отражает жажду красоты и гармонии, свободу духа («Песнь о лошади», «Зимнее», «Жертвоприношение», «Сылгы (Лошадь)», «Лошади и утки», «Сайылык. Летнее пастбище», все 2014).
Смыслообразующим центром листа «Я своего любимого всегда жду, жду и смотрю, когда он появится за семью поворотами реки» (рис. 3) является фотография молодой якутки А. А. Бунге3 , на которой в графических знаках запечатлены типы северных народов и тосы
- ее любовное послание, которое разворачивается по горизонтали. Важную роль в композиции играют орнаментальные мотивы из бесконечно разнообразных образцов швов народного шитья, наложенных на полуисчезающий в мареве северный пейзаж гор, перевалов, рек... Гораздо больше них по масштабу тосы - юкагирские пиктографические письмена, образующие своеобразный узор признания в любви. Так, на одной плоскости соединяются реальность и видения, что глубже раскрывает внутренние переживания, мечту о счастье молодой девушки, тоскующей в разлуке.
Отметим, что тосы в творчестве С. Ивановой используются в разных ситуациях в виде кочующих метафор не только как формула любви, но и мифологическое представление о душе, которая держит жизнь в тоненькой ниточке, сохраняют символические корни с магической и ритуальной функцией («Су-рук», «Якутская красавица», 2014).
В своих произведениях Иванова, используя арктическую мифопоэтику, обращается к идее гармонии человека и природы, где одним из основных персонажей выступает олень, который для северных народов с древнейших времен олицетворял непостижимую силу и могущество природы («Охотник», «Лето в тундре», «Стойбище. Тундра», 2014).
Сегодня Сардана Иванова является одним из ярких представителей современного искусства Якутии, чье искусство отличает тяга к экспериментам, синтез корневой культуры народов Севера и острый современный язык, символичность и лиризм, органичная смесь цифровых и традиционных методов при сохранении глубокой мировоззренческой основы.
В заключение отметим, что современные якутские графики, создающее образы и формы, окрашенные особыми национальными чертами и передающие веяния нового времени, несомненно, вносят свой вклад в развитие отечественного искусства.
Примечания
1. Айыыкыт - общее название богинь, покровительствующих увеличению потомства.
2. Фотоснимок И. В. Попова. Иван Васильевич
Попов (1874-1945) - первый профессиональный художник Якутии, этнограф. На фото запечатлена Анастасия, дочь Е. Н. Оросина, богача и купца Ботурусского улуса, первая жена А. Е. Кулаков-ского.
3. Бунге Александр Александрович (1851-1930) - доктор медицинских наук, зоолог, путешественник, который в 1882-1884 годах принял участие в экспедиции на устье р. Лены, снаряженной Императорским Русским географическим обществом, состоя врачом, естествоиспытателем и помощником начальника экспедиции, а также собирателем для Далемского этнологического музея (Берлин). Он был первым полярником, использовавшим в своих трудах фотоаппарат.
Литература
1. Бравина, Р. И. Погребальный обряд якутов (XVII-XX вв.) : учебное пособие / Р.И. Бравина ; Гос. ком. РФ по высшему образованию ; Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 1996. - 230 с.
2. Графика Якутии : [альбом] / Нац. худ. музей Республики Саха (Якутия) ; [авт.-сост. Г.Г. Неустрое-ва]. - Якутск : Бичик, 2005. - 40 с.
3. Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)»: художественное наследие Якутии: живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство : альбом-каталог / [авт. ст. и сост. кат.: А. Л. Габышева, Г. А. Сафронова, Г.Г. Неустроева]. - Москва : Сканрус, 2002. - 95 с.
4. Неустроева, Г. Кочевники и завоеватели Михаила Старостина // Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) : сборник статей / под ред. Г.Г. Неустроевой ; фотогр. А.Г. Степанова. -Якутск : Сахаполиграфиздат, 1999. - С. 52-56.
Об авторе
Неустроева Галина Гаврильевна - главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
E-mail: [email protected]
CONTEMPORARY GRAPHIC ART OF YAKUTIA (1990-2019)
Neustroeva Galina Gavrilievna
Main Researcher, National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), Honored Worker of culture of the Russian Federation and of the Republic of Sakha (Yakutia)
Abstract; The paper discusses the development of the contemporary graphic art of Yakutia, main trends in this sphere, the work of the leading graphic artists, who joined the art scene of the republic at the end of 1980s and 1990s.
Keywords: features and problems of contemporary graphic art of Yakutia; art by A. Yevstafiev, A. Vasiliev, M. Starostin, T. Shaposhnikova, S. Ivanova.