Научная статья на тему 'Традиции книжной графики в творчестве алтайских художников'

Традиции книжной графики в творчестве алтайских художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузькина М. А.

В статье рассмотрено творчество алтайских графиков в контексте традиционной отечественной художественной школы. Проанализированы книжные иллюстрации ведущих графиков Алтая В.А. Раменского, А.К. Дерявского, Ю.Б. Кабанова, Б.Н. Лупачева. Отмечается высокий профессионализм и значение творческой индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции книжной графики в творчестве алтайских художников»

влекательной функции произведений для детей над идеалообразующей, предпочтением интеллектуальных гносеологических образцов образцам культурным (чувственно-интеллектуальным), а также восприятием детского зрителя «ниже рангом» зрителя взрослого.

Список литературы:

1. Быстрова Н.Н. Структура культурного пространства: автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Н.Н. Быстрова. - Томск, 2004.

2. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления / Б.Г. Мосалев. - М., 1998.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.

5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М., 1992.

6. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. - М.: Искусство, 1983.

ТРАДИЦИИ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

© Кузькина М.А.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье рассмотрено творчество алтайских графиков в контексте традиционной отечественной художественной школы. Проанализированы книжные иллюстрации ведущих графиков Алтая В. А. Раменского, А.К. Дерявского, Ю.Б. Кабанова, Б.Н. Лупачева. Отмечается высокий профессионализм и значение творческой индивидуальности.

Книжная графика вошла в нашу культуру как самобытное и уникальное художественное явление. Графика - на редкость подвижное искусство, она быстро откликается на меняющиеся потребности общества, на все разновидности и все изменения его настроений и вкусов. История книги тесно связана с историей изобразительного искусства и графики, так как именно художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков. Художник, средствами изобразительного искусства, воплощает идейно-художественный замысел, создает художественно-декоративный облик книги. Он дол-

* Магистрант. Научный руководитель Т. М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор

жен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь их видоизменять, создавать новые - соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Работая над иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги. В настоящее время существуют различные виды литературы и различные типы книг, назначение и круг читателей которых определяет тираж, формат, степень и характер оформления [2, с. 19].

В станковой графике широкое распространение на Алтае получило создание тематических циклов и серий. Среди них цельностью и ограниченностью образов, содержание и формы выделяются графические листы Ю.Б. Кабанова «Красные конники» (1960-е гг.). Здесь особенно четко и талантливо осуществлен синтез фольклорных традиций и профессионального мастерства. На Алтае получило глубокое развитие искусство станковой и книжной графики. Алтайская книжная графика начиналась с обложки к книге стихов «Лесные доктора», выполненной Илзе Рудзите, и с иллюстраций к книгам Алтайского книжного издательства художников С. Савчука и Г. Тарского. Уже к середине 1960-х годов на Алтае существовала целая группа «книжников», приехавших после получения художественного образования из Казани, Палеха, Иванова, Москвы и других культурных центров России. Это А.К. Дерявский, В.А. Раменский, Ю.Б. Кабанов, Б.Н. Лу-пачев, Е. Еврасов, В.П. Туманов. В оформлении и иллюстрировании книг они используют традиционные уникальные техники (рисунок пером, кистью, карандашом, акварель) и техники тиражной графики (офорт, линогравюра, ксилография, литография).

В 1970-1980-е годы число художников, работавших в книжной графике растет, к искусству обращаются выпускники Новоалтайского художественного училища А.Е. Емельянов, А.В. Курдюмов, В.А. Кашкаров, Р.И. Хай-рулинов [4, с. 23-24].

Крупнейшим мастером книжной графики и книжного дизайна на Алтае является Владимир Александрович Раменский, с его именем связана деятельность с Алтайским книжным издательством. Им проиллюстрированы и оформлены многие произведения «Осенью» В. Шукшина, «Дем-жай-алтаец» И. Мухачева, «Тайга» В. Шишкова. В работе над книгой художник учитывает назначение издания, характер содержания, категорию читателей, на которых она рассчитывается. Следуя принципам В.А. Фаворского, художник выражает и стиль произведения, и его содержание через архитектонику книги, когда конструктивные особенности издания, его декоративные элементы и иллюстрации «работают» согласованно и направленно. Силой таких выразительных средств художник исподволь погружает читателя в атмосферу произведения [5, с.10]. Художник мас-

терски выражает идею произведения, с большим вниманием относится к описываемым событиям и образам произведения.

Творческая биография Юрия Борисовича Кабанова началась на Алтае. Особое место в творчестве Ю. Б. Кабанова занимает книжная иллюстрация. Он работает в станковой и книжной графике в технике линогравюры, офорта, автолитографии, карандаша, является автором художественного оформления ряда изданий Алтайского книжного издательства он иллюстрировал произведения русских и советских авторов среди них «Хаджи-Мурат» А.Н. Толстого, «Дым в лесу» А. Гайдара, «Мороз, Красный нос»

Н.А. Некрасова, «Диковинка» А.С. Пушкина [3, с. 50]. В своих произведениях художник - график стремится отразить многогранность жизни, раскрытие психологии героев, выразительности зрительных образов.

Известен Владислав Петрович Туманов как художник-иллюстратор. Он проиллюстрировал значительные произведения русской классики «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Серая-шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка, «Дед-Мазай и зайцы» А.Н. Некрасова, «Искорка» С. Виноградской [5, с. 85]. Он работает в технике офорта, линогравюры, автолитографии, карандаша. В своих иллюстрациях художник отмечает романтизм, лаконичное композиционное решение, цельностью и продуманностью композиций, яркой обрисованностью характеров.

Среди мастеров книжной графики нельзя не выделить художника -графика Бориса Никитича Лупачева, который с 1965 года сотрудничал с Алтайским книжным издательством. Среди оформленных и проиллюстрированных книг есть ряд значительных изданий «Рассказы» А.П. Чехова, «Звезды чужой стороны» Л. Квина, «Хлебозары» И. Кудинова, сборники стихов Г. Панова «Июнь, «Отрада». Работы художника выполнены в технике ксилографии, линогравюры, рисунка пером, кистью. Его творчеству характерно проникновение в содержание литературы, стремление к верному отображению времени, среды, к передаче определенного настроя книги [5, с. 116].

Лирический образ природы Алтая воссоздал в многочисленных гравюрах Андрей Григорьевич Вагин. Художник работает в жанре тематического и лирического пейзажа. Основная техника - линогравюра. Большинство работ посвящено целине, природе Алтая, окрестностям Барнаула «Пришла весна», «Поэма о журавлях», «Песни времен», «Барнаульские дали». «Весенние мелодии». В произведениях художника присуща ярко выраженная лиричность, богатство красоты природы.

Ярким представителем в искусстве алтайской графики представляет творчество Александра Кузьмича Дерявского. Наиболее полно он выразил себя как книжный иллюстратор. С 1956 года началась творческая деятельность А.К. Дерявского в Алтайском книжном издательстве. Первой книгой

вышедшей в Алтайском книжном издательстве, проиллюстрированной А.К. Дерявским, стал сборник рассказов алтайского автора В. Чиликина «На реке». Излюбленная тема произведений Дерявского - историческое прошлое народа, особенно это чувствуется в работах «Степан Разин» С. Злобина, «Былое» А. Семищева, «Великое кочевье» А. Коптелова, «Я пришел дать Вам волю» В. Шукшина [4, с. 25]. Рисунки графика отличались реалистичной манерой исполнения, большим знанием натурного материала, четкой прорисовкой графических образов, с применением тонкой штриховкой и штриха-пятна. Большинство работ художника выполнены в технике рисунка карандаш, акварель, тушь, пастель. Он старается показать в рисунке (через композицию, линию, цвет) трудноуловимый психологический подтекст литературного произведения. Графические произведения А.К. Дерявского характеризуются ярко выраженной лиричностью, декоративностью, выразительностью и образностью.

Искусство оформления книги - это высокое искусство. Выбрать автора для художника очень важно, так как только при наличии особого единения между писателем и оформителем или иллюстратором можно приблизиться к выразительному слиянию литературного и зрительного образа, что высокого оценивается читателем. Каждый художник выбирает более близкие ему принципы оформления и иллюстрирования книги в зависимости от ее автора и содержания [4, с. 25].

Состояние книжной графики определяется верностью живым, непреходящим традициям их задач и требований сегодняшнего дня. Самое значительное и яркое, талантливое в книжной графике представляют те работы, где художники остаются самими собой, видят современность своими глазами, постигают писателя своим умом и сердцем.

Книжная графика - динамично развивающийся вид искусства; в начале XXI века она обретает новые черты и новую стилистику.

Список литературы:

1. Изобразительное искусство Алтая. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977.

- С. 47-49.

2. Сидоров А. А. Русская графика ХХ века. Очерки истории и теории. -М.: Изд-во Искусство, 1969. - С. 19.

3. Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2009.

- С. 50.

4. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ - начало XXI в.): монография / Науч. ред. Т.М. Степанская. - Барнаул: Изд-во Азбука, 2009. - С. 23-25.

5. Художники Алтая. - изд. 2-е, перераб.и дополн. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. - С. 6-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.