Научная статья на тему 'Выставка "Алтай. Коллекции. Графика. 2018"'

Выставка "Алтай. Коллекции. Графика. 2018" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / КОЛЛЕКЦИИ / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / УНИКАЛЬНАЯ ГРАФИКА / ОФОРТ / АКВАТИНТА / ЛИТОГРАФИЯ / МЕЦЦО-ТИНТО / ПАСТЕЛЬ / АКВАРЕЛЬ / ЧЕЛЮСКИНСКАЯ / УРАЛ-ГРАФО / EXHIBITION / COLLECTIONS / PRINTED GRAPHICS / UNIQUE GRAPHICS / ETCHING / AQUATINT / LITHOGRAPHY / MEZZOTINT / PASTEL / WATERCOLOR / CHELYUSKINSKAYA / URAL-GRAFO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белокурова Софья Михайловна

Статья посвящена выставке «Алтай. Коллекции. Графика. 2018», представившей в г. Барнауле произведения уникальной и печатной графики из российских и монгольских частных и музейных коллекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The exhibition "Altai. Collections Graphics. 2018"

The article is devoted to the exhibition «Altai. Collections Graphics. 2018», which presented works of unique and printed graphics from Russian and Mongolian private and museum collections in the city of Barnaul.

Текст научной работы на тему «Выставка "Алтай. Коллекции. Графика. 2018"»

The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019

Вернисаж

VERNISSAGE

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.017

УДК 069.152(7.074:76)

ВЫСТАВКА «АЛТАЙ. КОЛЛЕКЦИИ. ГРАФИКА. 2018»

Белокурова Софья Михайловна Кандидат философских наук, доцент Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. Россия, г. Барнаул. belle.sonet312@gmail.com

Статья посвящена выставке «Алтай. Коллекции. Графика. 2018», представившей в г. Барнауле произведения уникальной и печатной графики из российских и монгольских частных и музейных коллекций.

Ключевые слова: выставка, коллекции, печатная графика, уникальная графика, офорт, акватинта, литография, меццо-тинто, пастель, акварель, Челюскинская, УРАЛ-

Библиографическое описание для цитирования:

Белокурова С.М. Выставка «Алтай. Коллекции. Графика. 2018» // Искусство Евразии. - 2019. - № 1(12). - С. 211-218. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1329235/27/

Выставка «Алтай. Коллекции. Графика. 2018», в экспозицию которой вошли произведения уникальной и печатной графики более чем из 20 частных и музейных коллекций из Барнаула, Красноярска, Екатеринбурга, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Улан-Батора (Монголия), прошла в Барнауле c 27 декабря 2018 года по 27 января 2019 года. Каждая коллекция имеет свое лицо, свой характер, в каждой сокровищнице свои шедевры. Это обеспечило разнообразие экспозиции и интерес публики.

Событие такого масштаба было организовано и проведено Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске, Государственным художественным музеем Алтайского края, Музеем

Аннотация

ГРАФО.

ТЬе Ал Of Eurasia № 1(12) • 2019

«Город» под патронатом Министерства культуры Алтайского края и при участии кафедры ЮНЕСКО Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и Алтайского отделения Союза художников России.

Семантическим ядром выставки стала коллекция заслуженного художника РФ из Омска Андрея Машанова. Она включает работы из фонда Дома творчества «Челюскинская». Этот Дом творчества был основан в 1947 году по инициативе президента Академии художеств СССР Александра Герасимова специально для художников-графиков в живописной местности Подмосковья, недалеко от станции «Челюскинская». Здесь находятся мастерские литографии, офорта, линогравюры, чтобы художники разных поколений работали сообща и обменивались опытом. В экспозиции выставки показаны работы Александра Муравьева, Клары Калинычевой, Николая Домашенко, Николая Ковалева, Александра Максимова, Олега Яхнина и др.

Наряду с личными коллекциями были представлены и работы из собраний музеев и галерей. Например, Государственный художественный музей Алтайского края выставил работы художника из Екатеринбурга Виталия Михайловича Воловича, ушедшего в 2018 году. Его графика рождает необычные и неожиданные ассоциации, противоречивые эмоции, от отторжения до благоговения.

Большая часть экспозиции выставки была привезена из Красноярска. Город представили Фонд Андрея Поздеева и Студия ксилографии Германа Паштова.

Интересной частью экспозиции стала коллекция Фонда Всероссийского открытого фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» из Екатеринбурга. Важнейшим направлением работы «УРАЛ-ГРАФО» является собирание художественных произведений, попадающих по желанию авторов в коллекцию фестиваля.

Омский союз художников подготовил экспозицию из работ Александра и Марии Макаровых, Евгения Дорохова, Николая Горбунова, Андрея Машанова, Анны Савельевой — художников, которые работают в различных графических техниках: офорт, литография, меццо-тинто.

Искусствоведы Барнаула предоставили на выставку работы из своих личных коллекций. Искусствовед, академик Российской академии художеств М.Ю. Шишин показал из своей графической коллекции работы заслуженного художника РФ и первого вице-президента РАХ Виктора Калинина. Эти графические работы разнообразны, есть большой круг произведений, в которых явно прослеживается символический подтекст. Рисунки В. Калинина ценны и как самостоятельные произведения, и как ключи, раскрывающие особенности художественного и идейного планов его живописных произведений.

Коллекция художницы Ларисы Пастушковой содержит уникальные произведения — работы Василия Рублева и Владимира Квасова, двух одаренных художников-единомышленников.

Отдельно следует упомянуть графические работы из коллекции художника А. Щетинина. Безусловно, листы Ф.А. Филонова, Г.К. Тарского, С.И. Чернова, несмотря на свойственную акварельной и угольной графике легкость, демонстрируют психологизм и энергию образов, красоту природы.

Искусствовед, сотрудник ГХМАК Оксана Сидорова предоставила для выставки свою коллекцию работ Александра Потапова, известного алтайского художника, работающего в стилистике русского лубочного рисунка.

ТЬе Ал Of Ешжха № 1(12) • 2019

Большую часть экспозиции составляют работы из семейных коллекций. Так, Юлия Раменская предоставила для экспонирования произведения своего отца — Владимира Александровича Раменского, выдающегося художника-графика. Зритель снова смог окунуться в добрый таинственный мир сказочной иллюстрации. А Наталья Короткова показала рисунки своей матери — Людмилы Кульгачевой. Это фигуры натурщиц: со спины, в фас и профиль, в три четверти. Коллекция Светланы Каминской представлена работами ее супруга — художника, архитектора, дизайнера Владимира Каминского, ушедшего в 2016 году. Художник активно работал как в живописи, так и в графике, а среди графических техник предпочитал пастель и акварель.

Органично в экспозицию были вписаны работы из коллекции Б. Уранчимэг, директора института искусств и дизайна Монгольского государственного университета культуры и искусств. И здесь наиболее ярким представителем можно считать ведущего монгольского графика в современной Монголии Зоригт Уянгу, выпускницу Института им. И.Е. Репина. Для ее манеры характерны свобода, выразительность композиционного построения.

Выставка «Алтай. Коллекции. Графика. 2018» стала ярким событием не только художественной жизни Барнаула, но и Сибири в целом. В планах организаторов продолжить проведение схожих мероприятий, поскольку интерес к коллекционным работам вполне закономерен: это то, что редко можно увидеть в музее.

А.Н. Машанов. Вдохновение. 2001. Офорт. 50 х 63. В.Г. Калинин. Портрет матери.

2002. Бумага, тушь.

The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019

А.Г. Поздеев. Красноярские дворы. Конец 1960-х. В.М. Волович. Клоун и гиппопотам. Из серии Бумага, акварель, карандаш. «Цирк». 1980. Бумага, офорт. 59,8 х 46,8.

А.М. Муравьев. Михаил Лунин. Из серии «Герои О.Ю. Яхнин. Двое. 1978. Литография. Декабря 1825 года». 1984. Гравюра на камне, цветная литография. 80,5 х 65,5.

ТЬе Ай Of Ешжха № 1(12) • 2019

Н.Г. Горбунов. Старъ тинто.

вещи. 1987. Б., меццо- К.И. Калинычева. Суббота. 1963 год. Бумага,

литография. 40 х 61.

А.А. Чермошенцев. Тишина. Цветная линогравюра. 1990. 50 х 50.

Е.Д. Дорохов. Лужайка из Ботанического сада. 1994. Бумага, монотипия, коллаж.

В.В. Абрамов. Вечереет. 2016. Бумага, акварель. 51,5 х 63.

Ю.А.

59 х 84.

Путники. 2017. Бумага, кар

ТЬе Ай Of Eurasia № 1(12) • 2019

В.А. Раменский. Как синица обманула Н.В. Острицов. Стрелок.. Бумага, карандаш.

беркута». Иллюстрация к «Алтайским 2018 г. 30 х 21.

сказкам». 1982 г.

В.Ф. Рублев. Автопортрет. Бумага, уголь. 1983 В.Ф. Рублев. Друзья, 1992 г. Бумага,уголь, г. 47 х 38 сангина. 35 х 30.

ТЬе Ай Of Eurasia № 1(12) • 2019

В.М. Квасов. Автопортреты разных лет. Бумага, карандаш, фломастер. 1983 г. 47 х 38

З. Уянга. Жена. Офорт, акватинта. 1994 г. 29,8 х 24,9.

Статья поступила в редакцию 25.03.2019 г.

The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.017

THE EXHIBITION «ALTAI. COLLECTIONS GRAPHICS. 2018»

Belokurova Sophia Mikhailovna PhD in Philosophical sciences, associate Professor of Altai State Technical University. Russia, Barnaul. belle.sonet312@gmail.com

The article is devoted to the exhibition «Altai. Collections Graphics. 2018», which presented works of unique and printed graphics from Russian and Mongolian private and museum collections in the city of Barnaul.

Keywords: exhibition, collections, printed graphics, unique graphics, etching, aquatint, lithography, mezzotint, pastel, watercolor, Chelyuskinskaya, URAL-GRAFO.

Bibliographic description for citation:

Belokurova S.M. The exhibition «Altai. Collections Graphics. 2018». Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, № 1(12), pp. 211-218. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/1329235/27/ (In Russian).

Received: March 25, 2019.

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.