УДК 7.092.4
Г. А. Шарко
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»
Екатеринбург, Россия
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ
БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ
ГРАФИКИ
«УРАЛ - ГРАФ О »:
ОТ ИДЕИ
ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Статья содержит информацию о Всероссийском открытом биеннале-фестивале «УРАЛ-ГРАФО» (Екатеринбург). Прослежены основные вехи его развития - от изначальной идеи до её воплощения в 2011-2012, 2014-2015, 2017-2018 годах. Сформулированы цели и задачи фестиваля, выявлен формат, прослежены временная и содержательная трансформации, отмечены авторы персональных выставок (корифеи отечественной графики), подведены итоги, обозначены перспективы развития. Освещена роль уральской графики в контексте отечественного искусства ХХ-ХХ1 вв.
Ключевые слова: Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО»; Союз художников; виды и техники графики; выставки-номинации; академическая школа; уральские графики.
Рис. 1.
В. Волович.
Парад-алле.
Серия «Цирк». 1980.
Офорт.
66x57,5
Персональная выставка «урал-графо - 7»
Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» - масштабный выставочный проект, экспонирующий графические произведения отечественных и зарубежных художников ХХ-ХХ1 вв., начал свою историю в 2011 г. Инициаторы и организаторы фестиваля - уральские художники Сергей Айнутдинов и Вячеслав Вишняков - выступили с идеей объединить в одном художественном проекте графиков нескольких поколений, применяющих различные творческие методы, движущихся в разных, иногда противоположных, векторах развития, и были горячо под-
держаны коллегами Свердловского регионального отделения Союза художников России. Этот энтузиазм объясняется тем, что, в силу причин, прежде всего социально-политических (распад СССР, повлекший за собой ликвидацию советских институций, например, Художественного фонда СССР, осуществлявшего закупки произведений; исчезновение книжных издательств; прекращение государственной поддержки творческих союзов и т.д.), художники чувствовали свою разобщённость внутри организации и оторванность от коллег из других регионов, что негативно сказывалось на развитии
самого изобразительного искусства - при всей лихорадочной активности выставочной деятельности. Обсуждение и выявление соответствующих времени смыслов изобразительного искусства, поиски формообразования, освоение новых технологий - всё это стало личным делом каждого отдельно взятого художника или его самых ближайших единомышленников; распад связей между поколениями только усугубил ситуацию. Именно интенция на преодоление изоляции и тесное взаимодействие (практическое и теоретическое) графиков разных поколений из множества регионов России и других стран, знакомство широких зрительских кругов с их творчеством стала импульсом появления и развития «УРАЛ-ГРАФО».
Идея проведения многоцелевого и слож-носоставного проекта потребовала от организаторов неординарных решений в определении его формата. В 2011-2012 гг. в программу фестиваля вошло 23 выставки: конкурсные номинации: «Печатная графика», «Пастель», «Акварель», «Техники рисунка», «Мини-графика», «Смешанные и авторские техники»; исторические экспозиции: «К 500-летию офорта. Посвящение В. Волови-чу», «К 160-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка»; персональные выставки: В. Бушуева, А. Вохменцева, О. Житеневой, Н. Письмак, А. Сивкова, М. Смирновой (Екатеринбург), Е. Бортникова, В. Зуева (Нижний Тагил), И. Кириакиди (Афины), И. Макове-евой (Москва), М. Павлюкевича (Пермь), О. Яхнина (Санкт-Петербург); экспериментальные проекты: «Абстракция», «Весеннее обострение»; итоговая экспозиция «Лучшие работы по всем номинациям». Выставочное пространство «УРАЛ-ГРАФО», объединив 207 авторов из 41 города и населённого пункта России и других стран, позволило показать зрителям 1050 графических произведений. В программу фестиваля вошли не только экспозиции, но и экскурсии, обсуждения, круглые столы, встречи с художниками, мастер-классы.
Фестиваль «УРАЛ-ГРАФО» смог состояться благодаря тесному взаимодействию
Рис. 2.
И. Кириакиди. Ф. Г. Лорка. Стихи. Лист 2. 1979. Ксилография. 10x6
Персональная выставка «УРАЛ-ГРАФО -1»
Министерства культуры Свердловской области, Союза художников России и Российской академии художеств. В силу отсутствия большого выставочного пространства, фестиваль длился полгода на площадках различных художественных институций: Союза художников России, государственных музеев, частных галерей, профильных учебных заведений. Участие в выставках-номинациях «УРАЛ-ГРАФО - I» корифеев отечественного искусства, народных и заслуженных художников России, членов Российской академии художеств, лауреатов Государственной премии России: С. Алимова, В. Волови-ча, Н. Воронкова, В. Зуева, И. Кириакиди, В. Наседкина, А. Новика, И. Смирнова, 3. Церетели, О. Яхнина придало фестивалю серьёзный художественный вес и эталонное звучание, на которое могли ориентироваться молодые художники, авторы из далёких от столиц регионов. «Именно сплав мастерства и молодости стал той чертой, тем качеством, которое создало особый характер целостно-
Рис. 3.
3. Церетели. Свирель. 2005. Цветная шелкография. 90x62
Выставка-номинация «Печатная графика» «УРАЛ-ГРАФО -1»
Рис. 4. С. Алимов. Бегство. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 2011. Шелкография. 50x34
Персональная выставка
«УРАЛ-ГРАФО - II»
3, \ . о Г.
го экспозиционного содержания проекта» [3, с. 10]. Персональные выставки продемонстрировали широкий тематический и жанровый диапазон художников, которым владение техническим инструментарием - от рисунка разными материалами до печатной графики и сложных комбинаций смешанных техник - позволило воплотить самые смелые замыслы. Экспозиция «Абстракция» обозначила вопросы формообразования, а выставка «Весеннее обострение» продемонстрировала варианты интерпретаций современными авторами обнажённого человеческого тела.
Многостраничный каталог, освещающий все события фестиваля, включающий обширный визуальный и аналитический материал, стал настоящим подарком участникам фестиваля и всем ценителям графического искусства.
Одной из важнейших целей «УРАЛ-ГРАФО» стало формирование из подаренных участниками фестиваля работ коллекции графики, которую можно не только экспонировать, но и безвозмездно передавать в музейные собрания. Так, Государственный
художественный музей г. Ханты-Мансийска, где в 2012 г. прошла выставка «УРАЛ-ГРАФО - I», первым получил коллекцию современной графики.
Второй фестиваль (2014-2015) утвердил основные ориентации «УРАЛ-ГРАФО» -сопряжение выставок-номинаций с экспозициями приглашённых гостей; бережное сохранение традиций и внимание к смелым экспериментам; признание паритета оригинальной и печатной графики, возможность высказывания на любом её языке; активное включение разных географических полюсов в единое пространство графического искусства, взаимообогащающее и расширяющее авторское видение. Важно было поддержать активный и разноаспектный творческий поиск участников, направленный на формирование оригинального и самобытного авторского почерка, экспериментирование с формами и технологиями, расширение эмоционального опыта, базирующегося при этом на высоком уровне ремесленно-
го мастерства. Второй фестиваль позволил подтвердить постулат о высокой скорости реагирования графики на события, происходящие в мире, и убедиться в разнообразии средств и форм выражения авторских замыслов при невозможности определения одной ведущей графической техники.
Всего в фестивале «УРАЛ-ГРАФО - II» приняли участие 252 художника из 56 городов и населённых пунктов России и других стран, представив более 1200 работ. В программу вошло 18 экспозиций, среди них номинации: «Печатная графика», «Книжная графика», «Оригинальная графика», «Мини-графика», «Редкие и смешанные техники графики»; персональные: С. Алимова, А. Би-сти, Д. Бисти, Н. Воронкова, И. Кращина, И. Смирнова (Москва), В. и Л. Анциферовых, В. Кошелева (Екатеринбург), В. Зуева (Нижний Тагил), О. Яхнина (Санкт-Петербург) и групповые: «Из собрания издательства "Вита Нова"», «Н. Воронков: мастер и ученики», «О. Яхнин: мастер и ученики», «Художники Крыма».
Стремительные изменения современной культуры, необходимость сохранения творческого наследия уральских мастеров повлияли на появление новой групповой выставки, включающей произведения художников Свердловского регионального отделения, недавно ушедших из жизни. Экспозиция «Памяти художников» не только представила графические работы А. Казанцева, С. Киприна, Р. Копылова, Г. Метелёва, но и позволила встретиться коллегам и родственникам уральских графиков со зрителями, рассказать о вехах их биографий и особенностях творческого пути. Содержательный разговор на фоне выставки оказался особенно востребованным среди молодых художников, получивших возможность живого общения с мастерами старшего поколения.
«УРАЛ-ГРАФО - II» сфокусировал внимание на книжной графике и искусстве книжного оформления, поскольку печатная книга очевидным образом теряет в XXI в. свои позиции как носитель информации и активно вытесняется другими источниками.
Однако, по словам итальянского философа и писателя Умберто Эко, «...книги останутся незаменимыми. Останется незаменимой не только художественная литература, но и книги для всех случаев, в которых предполагается чтение вдумчивое, то есть не только получение информации, но и размышление о ней» [5]. Именно в подобном процессе расширить границы восприятия и рефлексии могут зрительные образы, создаваемые соавторами мастеров слова - художниками. Важность книги для формирования личности, оценка её значимости для формирования гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры постоянно были в фокусе выставок и иных событий.
Широким зрительским кругам второго фестиваля были представлены работы мастеров отечественной графики, уже ставших частью истории мирового искусства: С. Алимова (серия шелкографий к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), Д. Бисти (иллюстрации к сочинениям Гомера «Илиада» и «Одиссея», романам Апулея «Метаморфозы» и И. Стоуна «Муки и радости», к шедевру древнерусской литературы «Слово о полке Игореве» и др.), А. Бисти (графическая трактовка романа «Процесс» и притч Ф. Кафки, творчества поэтов есенинского круга), Н. Воронкова (визуальные интерпретации поэзии И. Бунина и повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»), О. Яхнина (серия портретов персонажей повести К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»), И. Смирнова, Н. Кращина. Акцент на книжной графике был усилен тем, что мастера печатной графики Н. Воронков и О. Яхнин представили также работы своих учеников, убедительно доказав, что и в XXI в. вполне возможно продолжать поддерживать высокий уровень сложных графических техник, не потерявших своей актуальности даже при активном вмешательстве в художественную практику современных технологий. Персональные выставки уральских художников - Василия и Любови Анциферовых, Владимира Кошелева, Владимира Зуева - открыли зрителям новые горизонты развития искусства в регионе.
Оформлению книги, её восприятию как словесно-изобразительного ансамбля уделяет особое внимание издательство из Санкт-Петербурга «Вита Нова», которое в рамках «УРАЛ-ГРАФО - II» продемонстри-
Рис. 5. Н. Зайков. Вокзал в Новом Петергофе. 2016. Бумага, карандаш. 30x40 Выставка номинации «Традиционные техники графики» «УРАЛ-ГРАФО - III»
ровало свои издания и книжные иллюстрации, выполненные художниками: Н. Андреевым, Б. Забирохиным, Т. Козьминой, Р. Доминовым, К. Ли, О. Михайловым, В. Мишиным, В. Мыслицким, Г. Трауготом, М. Шемякиным к различным произведениям отечественной и мировой литературы с широким кругом тем и жанров - сказкам и мифам народов мира, сочинениям И. Гёте, Г. де Мопассана, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Цветаевой, В. Высоцкого и др. Издательство не ограничивает художников в выборе языка высказывания, и «в иллюстрациях к книгам представлены самые различные индивидуальности - от умеренного консерватизма до изощренного постмодернизма» [1, с. 239]. По словам художественно-
го критика Ю. Герчука, «работа издательства с серьезными современными иллюстраторами - большая редкость в сегодняшнем книжном мире, его несомненная заслуга. ..."Вита Нова", так явно приверженная традиции
старинных иллюстрированных изданий, отнюдь не боится при этом вторжения в свои по-старому солидные книги живого языка и смелой, нередко парадоксальной фантазии современных художников» [1, с. 239]. Кроме того, читатели и зрители на встрече с генеральным директором издательства «Вита Нова» А. Захаренковым в Свердловской областной библиотеке им. В. Г. Белинского, где была представлена одна из выставок «Вита Нова», смогли задать интересующие их вопросы о проблемах создания и существования книги в современном мире.
Фестивальная программа также позволила зрителям оценить разнообразие индивидуальных творческих подходов, особенности столичных и региональных художественных школ - екатеринбургской, красноярской, нижнетагильской, новосибирской, омской, тюменской и др. (это касается, в первую очередь, тех городов, где существуют профильные учебные заведения), представляющих множественные техники графического искусства. И если состоявшиеся мастера продемонстрировали в своих работах оригинальность, самостоятельность содержания и совершенство технического исполнения, то
Щ|и|и|1Г||
менее зрелые авторы довольно часто фокусировались на фиксации своей эмоциональной реакции - без рефлексии, пластических поисков, технических экспериментов.
Выставки второго фестиваля прошли в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Омске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Челябинске и других городах Урала и Сибири. Кроме того, после закрытия экспозиций представленные работы были подарены в Нижнетагильский музей изобразительных искусств и Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
Программа фестиваля, включившая, помимо выставок, круглые столы, встречи с художниками, лекции, давшая возможность обсуждать самый широкий круг вопросов о традициях и развитии графического искусства, позволила «УРАЛ-ГРАФО - II» стать значительным явлением в художественном пространстве не только Урала, но и России в целом.
С 2014 г. фестиваль стал отмечать авторов персональных выставок и победителей номинаций особыми наградами - объёмными логотипами «УРАЛ-ГРАФО», созданными в тесном сотрудничестве с Нижнетагильским городским отделением Союза художников России и являющимися своеобразным произведением пластического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность.
«УРАЛ-ГРАФО - III» (2017-2018) продолжил традиции предыдущих фестивалей и представил произведения признанных мэтров, открыв для широких зрительских кругов неизвестные страницы творчества мастеров, выявив новые имена и обозначив горизонты поисков для начинающих художников. 22 групповые и персональные выставки сделали звучание фестиваля панорамным, сфокусировали внимание на разных аспектах графического искусства - историко-культурном, техническом, художественно-эстетическом, социальном. В фестивале приняли участие более 450 художников из 87 городов и населённых пунктов России и других стран, представив более 1200 работ.
Организаторы «УРАЛ-ГРАФО» - Министерство культуры Свердловской области, Союз художников России, Российская академия художеств, Свердловское региональное отделение ВТО О «Союз художников России»,
ш мэ *
- выступая в содружестве, позволили расширить географию участников, разнообразить варианты групповых выставок, умножить число участников, увеличить зрительские круги. Фестиваль проходил в год 260-летия
Рис. 6.
С. Айнутдинов. Выбор. Эскиз к анимационному фильму
«Белка и Стрелка». 1986. Офорт. 32x26
Выставка « Челюскинская-70» «УРАЛ-ГРАФО - III»
мРис. 7. В. Гошко. Спелый арбуз. 2009. Цветная литография. 43x60
Персональная выставка
«.УРАЛ-ГРАФО - III»
Рис. 8. В. Теплое. Неустойчивость. Из серии «Ностальгия». 2013. Картон, пастель. 70x100
Выставка номинации «.Оригинальная графика»
«УРАЛ-ГРАФО - II»
Российской академии художеств, 85-летия Союза художников России, 70-летия Дома творчества «Челюскинская» и убедительно доказал, что для сохранения традиций и дальнейшего развития отечественного изобразительного искусства в контексте мирового особенно важен общий вектор движения различных профессиональных структур.
Большой резонанс имела выставка печатной графики «Челюскинская-70», актуализировавшая интерес к формату Домов творчества, которые для художников старших поколений были настоящей школой мастерства. Московский художник С. Харламов так отозвался о «Челюскинской»: «Всё, весь уклад жизни Дома творчества были подчинены только одному - работе и общению между собой... За одним столом и у печатного станка встречались и маститые мастера, и приехавшие издалека, из провинции молодые художники, как губка впитывающие в себя то, что дают им более опытные, старшие товарищи... Художники туда до сих пор приезжают разные, но всех их объединяет творческое горение и желание создать про-
изведения высокого графического мастерства...» [4, с. 23].
Экспозиция «Челюскинская-70» из Екатеринбурга триумфально отправилась в выставочные залы других городов (Омск, Красноярск, Новосибирск и др.), прирастая эстампами, выполненными местными графиками, перешагнув, таким образом, границы фестиваля и став значительным художественным явлением нескольких регионов.
Отличительной особенностью третьего фестиваля стало фокусирование внимания на частных собраниях художников или собирателей, где сконцентрирована недоступная широким зрительским слоям часть графических работ. Открытие, сохранение и популяризация неизвестного творческого наследия художников XX века - одна из задач фестиваля, важная для развития профессионального изобразительного искусства и просвещения публики. Благодаря энтузиазму художников и собирателей стало возможным проведение таких выставок, как «Графика Г. Басырова» (из собрания И. Литвин); «Мастера офорта», «В поисках потерянного рая» (из собрания В. Зуева); «Украинские художники XX века» (из собрания С. Ваксмана); «Иллюстрации к поэме В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин"», «Интернационал» Д. Бисти (из собрания А. Бисти). Кроме того, «УРАЛ-ГРАФО -III» включил в свою программу экспозиции мастеров отечественной графики: народного художника А. Муравьёва (Москва), заслуженных художников Российской Федерации В. Калинина (Москва), В. Гошко (Москва),
A. Терегулова (г. Уфа), почётного члена PAX
B. Богорада (Санкт-Петербург). Каждый из этих авторов уже вписал своё имя в историю отечественной графики, поэтому выставки имели не только художественный, но и историко-культурный интерес для всех зрительских категорий - от профессионалов до любителей.
Чрезвычайно важными стали партнёрские музейные выставки: «Художники книги» (из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств) и «К 100-летию Б. А. Семёнова» (из собраний Свердловского
областного краеведческого музея им. О. П. Клера и Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Экспозиция «Художники книги» представила иллюстрации к детским произведениям П. Болюха, Ю. Васнецова, С. Вихарева, В. Зуева, О. Кукушкина, а екатеринбургские музеи познакомили зрителей с творческим наследием свердловского художника-акварелиста В. Семёнова, запечатлевшего в 1940-1980-е годы локусы Екатеринбурга и образы своих современников.
Экспозиция «Памяти художников», включившая ироническую графику Е. Скаридова, иллюстрации С. Сухова и Ю. Филоненко, натурные зарисовки А. Туманова, открыла новые аспекты творчества этих уральских художников, подчас совершенно незнакомых зрителям.
Открытый формат «УРАЛ-ГРАФО» позволил, в рамках партнёрского участия, пригласить иностранных художников. Третий фестиваль включил экспозицию призовых работ триеннале печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL» (Уфа), где около 100 авторов из 45 стран представили более 200 работ, отражающих многообразие вариантов развития современного графического процесса. Выставка из Башкирии, с большим успехом прошедшая в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России, стала настоящим подарком для зрителей Среднего Урала, которые смогли познакомиться с различными техниками печатной графики - офорта и его разновидностей, меццо-тинто, литографии, ксилографии, линогравюры, шин-колле и др., а также сложными авторскими вариациями известных приёмов, помогающими выражению общего смысла. Особенно большой интерес зрителей вызвали работы художников из Армении, Ирана, Канады, Польши, Таиланда и других стран, позволившие воочию увидеть особенности мировосприятия различных культур, которые сближаются благодаря интернациональному языку печатной графики.
Творчество зарубежных авторов в программе фестиваля также было представлено благодаря частному собранию графика В.
Зуева. Экспозиции «Мастера офорта» и «В поисках утраченного рая» продемонстрировали блестящие образцы современной печатной графики художников из Армении, Белоруссии, Испании, Италии, Китая, Литвы, Македонии, Польши, России и др., доказав,
что для мастеров, виртуозно владеющих тех- Рис. 9.
ническим инструментарием, нет запретных В. Кошелев.
тем и преград в высказывании, а сочетание кУРжак-2012-
Бумага, акварель. традиции и экспериментов, национальных и 56х76
универсальных начал, натурного импульса и Персональная выставка обобщения, описательного и символико-ме- «урал-графо - п» тафорического языков ведёт к наиболее впечатляющему результату, отражающему и выражающему современную картину мира.
Выставки-номинации, благодаря широкому географическому охвату, дали возможность познакомиться с особенностями развития современного художественного процесса: рассмотреть тематический диапазон, увидеть сходство и различия разных графических школ, оценить самобытность авторских языков. К сожалению (это касается, прежде всего, молодых авторов), участники номинаций нередко останавливаются на передаче изображения фрагмента натуры, без попытки обобщения и отбора, либо занимаются формалистическими экзерсисами,
Рис. 10.
П. Болюх.
Реставрация
памяти. 2019.
Монотипия,
карандаш.
29,5x29,8
Выставка номинации «Редкие и смешанные техники графики» «УРАЛ-ГРАФО - IV»
без выражения эмоционального отношения автора, составляющего сущность искусства. Эталонные произведения состоявшихся мастеров играют в этом случае роль нити Ариадны, которая, возможно, позволит найти им свой путь в изобразительном искусстве.
Работы из фондов «УРАЛ-ГРАФО» в 2018-2019 гг. были представлены в экспозиции Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул) «Алтай. Коллекции. Графика». Произведения, выполненные в разных графических техниках: оригинальной (карандаш, пастель, акварель, гуашь), печатной (офорт, ксилография, линогравюра, сухая игла, шелкография), смешанной - после завершения выставки стали частью музейного собрания.
«УРАЛ-ГРАФО - IV» (2020-2021) посвя-щён ушедшему в 2019 г. идеологу, организатору, составителю каталогов, активному участнику трёх фестивалей Вячеславу Вишнякову. Четвёртый фестиваль по-прежнему преследует следующие цели и задачи: активизация и актуализация процесса системного взаимодействия сообщества художников со зрителями; презентация достижений современной графики; расширение регионального экспозиционного контекста за счет показа произведений мастеров из разных
городов России и других стран; создание постоянного художественно-информационного поля графики; пополнение фондов государственных музеев графическими произведениями современных художников.
В фестивале приняли участие более 300 художников из 78 городов и населённых пунктов России и других стран, представив около 1200 работ. Программа фестиваля включает 8 персональных экспозиций: А. Бурака (1921-1997, Екатеринбург), В. Истомина (1939-2019, Нижний Тагил), В. Лузина (Реж), А. Любавина (Москва), А. Машанова (Омск), М. Раздобурдина (Санкт-Петербург), И. Репникова (Стрежевой), А. Б. Суворова (Москва); групповые выставки: «Памяти художников»; «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард); «Арт-про-ект Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» (Нижний Новгород); «Выставкахудожников анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» (Москва, Екатеринбург, Ярославль); выставки-номинации: «Мини-графика», «Редкие и смешанные техники графики», «Печатная графика», «Традиционная графика: рисунок, акварель, темпера, гуашь».
К сожалению, агрессия рыночных отношений в экономической сфере страны, ориентация на примитивные образцы искусства, активно насаждаемая СМИ, доминирование культа потребления, варваризация зрительских кругов, разрушение профессиональных институций, деградация художественного образования, размывание граней между дилетантами и профессиональными авторами и т. д. стремительно ведут к сокращению гуманистического потенциала отечественного искусства, без которого любые технологии и формальные эксперименты становятся не просто бессмысленными, но и враждебными, поэтому выставки «УРАЛ-ГРАФО - IV», в той или иной степени, фокусируют внимание на традициях академической школы, утверждающих, в первую очередь, значимость и ценность рисунка, являющегося основой любого визуального изображения. По словамМикеланджело, «...рисунок,который иначе называют искусством наброска, есть
высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [2, с. 3]. Работы А. Бурака, М. Брусиловского, В. Бушуева, А. Любавина, А. Машанова, М. Раздобурдина, И. Симонова,
A. Суворова, при всей свободе их творческого самовыражения, имеют также методическую ценность и будут особенно интересны начинающим художникам. Помимо работ, высокий профессиональный уровень мастеров подтверждают их статусы: А. Любавин
- народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского государственного академического художественного института имени
B. И. Сурикова; А. Машанов - профессор кафедры «Дизайн» Омского государственного технического университета, член-корреспондент Российской академии художеств; М. Раздобурдин - декан факультета графики Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; А. Суворов - руководитель мастерской офорта в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, академик Российской академии художеств.
Выставка «Памяти художников: М. Бру-силовский, В. Бушуев, В. Вельбой, В. Воло-вич, В. Вишняков, И. Симонов»» занимает особое место в программе «УРАЛ-ГРАФО
- IV», ведь каждый из мастеров внёс свой вклад в развитие уральского искусства, будь
то книжные иллюстрации, станковые произведения, плакаты, кинематографические эскизы или промышленная графика. Экспозиция откроет незнакомые страницы творчества данных художников.
Выставка «Арт-проект Владимира Фу-фачёва» позволит познакомиться уральским зрителям с творчеством художника из Нижнего Новгорода В. Фуфачёва, ведущего пластические поиски в архаическом наследии родной для него Восточной Сибири и уже более 15 лет объединяющего вокруг себя начинающих авторов, которым он помогает раскрыть их потенциал через обретение своего самостоятельного языка.
Групповая экспозиция «Художники анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» посвящена памяти художника, режиссёра, педагога С. Алимова (1938-2019). Она включает графический материал, созданный авторами из Екатеринбурга, Москвы, Ярославля, - эскизы к будущим фильмам, должные запечатлеть не только композиционные построения кадра, но и характеристику персонажей, общие художественные решения и будущую драматургию. Выставка позволит познакомиться с редким изобразительным материалом, с которого начинается любой анимационный фильм.
Экспозиция «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард) представит взгляд на мир авторов, живущих в своеобразных климатических условиях, где связь между природой и человеком является особенно тесной и накладывает отпечаток на содержание произведений искусства.
Выставки-номинации «УРАЛ-ГРАФО -IV» представят около 400 работ, выполненных авторами из 78 городов и иных населённых пунктов России и других стран (Австралия, Германия, Украина), продемонстрировав результаты творческих поисков художников, реализованных в период с 2016 г.
С каждым разом фестиваль расширяет свои экспозиционные пространства - он проводится в залах Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственных музеях,
Рис. 11. А. Семергей. Вечер.
Серия «Степь». 2017. Цветной офорт. 37x50
Выставка номинации «Печатная графика» «УРАЛ-ГРАФО - IV»
Рис. 12. А. Новик. Две фигуры. 2014. Бумага, смешанная техника. 50x70
Выставка номинации «Редкие и смешанные техники графики» «УРАЛ-ГРАФО - II»
частных галереях, профильных учебных заведениях Екатеринбурга, Свердловской области, Урала и других регионов России. Запланированные в рамках «УРАЛ-ГРАФО - IV» экспозиции на площадках Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Магнитогорской художественной галереи, содержание которых перейдёт в фонды данных учреждений, - только первые в списке; около 300 работ фестиваля будут переданы провинциальным музеям.
Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО» был бы невозможен без привлечения информационных партнёров - представителей СМИ, которые помогают охватить максимально широкие зрительские круги, делая проект значительным событием современной отечественной культуры. Думается, общее изменение информационного поля современной жизни неизбежно приведёт к переформатированию освещения событий фестиваля и его экспансии в медийное пространство, что поможет охватить более широкие зрительские круги, сделает звучание мероприятий «УРАЛ-ГРАФО» более резонансным и откроет новые перспективы его развития.
Литература
1. Второй открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». 2014-2015 : каталог. - Екатеринбург, 2014. - 346 е., ил.
2. Ли, Н. Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учебник. - Москва: Эксмо, 2005. - 480 е., ил.
3. Степанов, А. В. Первый открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». 2011-2012 : каталог. - Екатеринбург, 2011. - 346 е., ил.
4. Третий открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». 2017-2018 : каталог. - Екатеринбург, 2017. - 346 е., ил.
5. Эко, У От интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст : лекция, прочитанная в МГУ им. M.B. Ломоносова 20.05.1998. - URL: http://umbertoeco. ru/ot-interneta-k-gutenbergu-tekst-i-gipertekst/ (дата обращения 18.06.2015)
Об авторе
Шарко Галина Александровна - преподаватель Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра, председатель секции искусствоведения и художественной критики Свердловского регионального отделения BTOO «Союз художников России», член оргкомитета, составитель каталогов Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» E-mail: [email protected]
ALL-RUSSIAN OPEN BIENNALE-FESTIVAL OF GRAPHICS "URAL-GRAFO": FROM IDEA TO IMPLEMENTATION
Sharko Galina Aleksandrovna
Teacher at the Sverdlovsk Art School named after I. D. Shadr, Chairman of the Section of art criticism of the Sverdlovsk regional branch of the Union of artists of Russia, member of the organizing Committee, cataloguer of the all-Russian Biennale-festival of graphics "URAL-GRAFO"
Abstract: The article contains information about the all-Russian open biennial-festival "URAL-GRAFO" (Yekaterinburg). It traces the main milestones - from the initial idea to its implementation in 2011-2012, 2014-2015, 2017-2018. The author names the goals and objectives of the festival, defines the format, tracks the temporal and substantive transformation, names the authors of solo exhibitions (the leading graphic artists), and summarizes the development prospects. The role of the Ural graphics in the context of Russian art of the XX-XXI centuries has also been highlighted.
Keywords: All-Russian open Biennale-festival of graphics "URAL-GRAFO"; Union of artists; types and techniques of graphics; exhibitions-nominations; academic school; Ural graphics.