Научная статья на тему 'Изобразительное искусство на первом Уральском культурном форуме'

Изобразительное искусство на первом Уральском культурном форуме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
386
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УРАЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЕКАТЕРИНБУРГ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / URAL CULTURAL FORUM / VISUAL ARTS / YEKATERINBURG / SVERDLOVSK REGION / PAINTING / GRAPHICS / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

В июне 2019 года в Екатеринбурге и Свердловской области состоялся Первый Уральский культурный форум. Девиз форума Культура стратегия нации отражает консолидацию творческих центров Уральского федерального округа, создание единого социокультурного пространства округа, определение перспектив развития социальнокультурной сферы и художественного образования в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In June 2019 the First Ural Cultural Forum was held in Yekaterinburg and the Sverdlovsk Region. The motto of the forum Culture the strategy of the nation reflects the consolidation of the creative centers of the Urals Federal District, the creation of a single sociocultural space of the district, the definition of prospects for the development of sociocultural sphere and art education in the regions.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство на первом Уральском культурном форуме»

DOI 10.25712MSTU2518-7767.2019.02.022 УДК 7.079

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА ПЕРВОМ УРАЛЬСКОМ КУЛЬТУРНОМ ФОРУМЕ

С 5 по 8 июня 2019 года в Екатеринбурге и Свердловской области состоялся Первый Уральский культурный форум. Учредителем масштабного события выступил Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе, а организатором — Министерство культуры Свердловской области.

Девиз форума «Культура — стратегия нации» отражает консолидацию творческих центров Уральского федерального округа, создание единого социокультурного пространства округа, определение перспектив развития социально-культурной сферы и художественного образования в регионах.

Мероприятия форума прошли на 45 площадках города и области, в программе — 86 мероприятий, которые объединили 211 экспертов и более 2800 участников. Спектр направлений работы форума обширный: традиционная культура и народное творчество, изобразительное искусство, музейное дело, музыкальное искусство, театр, кинематография, сохранение культурного наследия, инфраструктура чтения, художественное образование.

Ряд знаковых для региона и страны мероприятий прошел в секции «Изобразительное искусство» Уральского культурного форума. Так, в Год театра в России состоялось открытие выставки художников театра Уральского федерального округа. Экспозиция продемонстрировала последние достижения театральных художников и привлекла внимание молодых авторов, зрителей, художественной критики к этому искусству. Выставка поддерживает традиции создания авторских произведений театрального искусства и помогает сохранить наследие мастеров театра.

Международная научно-практическая конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» была посвящена вопросам формирования нового взгляда на феномен экспертизы в области культуры, искусства, дизайна. За последнее десятилетие выявились два аспекта ее видения: узкопрофессиональный (например, классические вопросы экспертизы как атрибуции в искусствоведении, культурологическая экспертиза, по заказу правоохранительных органов) и общегуманитарный, зафиксировавший изменение роли эксперта в современных социокультурных процессах, социальном и экономическом измерении.

Выставка живописи и графики художников Уральского федерального округа

показала возможности искусства живописи и графики на современном этапе, обозначила тенденции их развития. Зрители смогли познакомиться с многообразием авторских почерков, стилей, манер художников УрФО, выявить особенности развития разных жанров с точки зрения традиций и новаций.

Персональная выставка скульптуры Александра Самвела «На стыке эпох» привлекла внимание художников, зрителей, искусствоведов, музейных работников, религиоведов к творчеству мастера как феномену евразийского мышления и яркого образца художественной культуры Урала начала XXI века.

Персональная выставка «Владимир Зуев. Графика» показала образцы развития печатной графики XXI века. Произведения этого художника, выполненные на высоком техническом уровне, поражают полифоничностью звучания лирических и эпических мотивов, глубиной философского осмысления вечных тем, оригинальностью их интерпретаций и являются ярчайшим феноменом современной культуры.

Одно из масштабных событий форума — Всероссийская выставка «II Уральская триеннале декоративного искусства», которая проходит с 6 июня по 10 июля 2019 года. Эта выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства художников УрФО активизирует творческие объединения художников, вносит вклад в формирование «образа места» Урала как одного из центров декоративного искусства России. Она демонстрирует различные направления современного декоративного искусства, в том числе работы молодых авторов, оказывает поддержку и продвижение талантливой молодежи, создает постоянное художественное информационное поле в области декоративного искусства Уральского федерального округа. Этим и другим актуальным вопросам был посвящен и круглый стол «Проблемы специфики современного декоративного искусства», среди экспертов которого: заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова Сергей Владимирович Гавин; доктор искусствоведения, член Союза художников Республики Казахстан, доцент Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова Малик Флоберович Муканов; заслуженный художник РФ, член Союза художников России, профессор Уральского архитектурно-художественного университета Ольга Леонидовна Орешко.

В рамках Уральского культурного форума с 5 июня по 15 июля 2019 года проходит выставка художников театра Уральского федерального округа. Ее организаторами выступили Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Министерство культуры Свердловской области при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе.

Выставка приурочена к проходящему в России Году театра. Авторы, работающие в учреждениях культуры Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, предоставили зрителям редкую возможность увидеть оборотную сторону создания спектакля, поиски и вариативность интерпретаций самого разного литературно-драматургического материала глазами художников.

На открытии выставки присутствовали не только авторы и зрители из разных городов Урала, но и почетные гости, эксперты в области художественного творчества: Сергей Ануфриев — председатель регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, член Президиума РАХ, заслуженный художник РФ (г. Красноярск); Надежда Каргаполова — заместитель начальника управления по работе с регионами РАХ (г. Москва); Александр Греков — вице-президент Союза художников России, заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ (г. Москва).

Выставка художников театра Уральского федерального округа

Особая страница выставки — рабочий материал Эдгара (1885—1951) и Олега (1909— 1998) Бернгардов (рис. 1), представителей художественной династии, своими судьбами словно отразивших непростой исторический путь развития России в XX веке. Историко-культурный интерес современного зрителя, несомненно, вызывают эскизы костюмов работавшего в 1940—1970-е годы XX в. в Свердловском театре оперы и балета художника О. Манькова к спектаклю «Доктор Айболит» (рис. 2).

Рис. 1. Бернгард О.Э. Эскизы декораций к спектаклю «Берендей». Бумага, смешанная техника.

Рис. 2. Маньков О.А. Бармалей. Эскиз костюма к пьесе по сказке К Чуковского «Доктор Айболит». 1936 г. Бумага, гуашь.

Рис. 3. Моор В.А. Макет сценографии к спектаклю по пьесе Ж. Ануя «Антигона». 2015 г.

Современные театральные художники, освоив опыт предшественников, отражают реалии XXI века. Большая часть работ выполнена традиционными материалами — акварелью, гуашью, темперой, маслом, пастелью, карандашами и др., однако многие авторы предпочитают применять компьютерную графику, позволяющую быстро передать основные пластические и цветовые ключи спектакля. Обращение

к культурному наследию человечества, ироничное цитирование, тонкое использование аллюзий, умение придать им современные коннотации — зачастую именно в этом заключается искусство современного мастера сцены.

Выставка живописи и графики художников Уральского федерального округа

Выставка живописи и графики художников УрФО в рамках Уральского культурного форума проходит 6 июня — 1 августа 2019 года. Организовали ее Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Тюменское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Челябинское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Министерство культуры Свердловской области при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, Международный центр искусств «Главный проспект».

Основу экспозиции составили работы, представленные на Межрегиональной художественной выставке «Большой Урал—Х11» и Всероссийской художественной выставке «Россия—ХШ». Авторы из Свердловской, Тюменской, Челябинской областей демонстрируют свои лучшие работы участникам и гостям Уральского культурного форума, а также всем посетителям центра искусств «Главный проспект».

«Большой Урал—Х11» — это проект, в котором приняли участие региональные организации ВТОО «Союз художников России». В экспозиции представлено около 700 лучших работ, выполненных в период с 2013 по 2018 годы более чем 500 авторами Уральского региона. В проекте участвуют и маститые мэтры, имена которых давно стали визитной карточкой уральского искусства, и молодые художники, ищущие свой язык, свои темы, только встраивающие голоса творческих поисков в общее звучание изобразительного искусства Урала.

Рис. 4. Абрамов В.В. Зимний лес. 2016 г. Бумага, акварель. Рис. 5. Айнутдинов С.С. Эскиз 57 х 75. персонажей к анимационному

фильму «Красавицы», лист 3. Шелкография. 50 х 38.

Рис. 6. Алексеев А.А. Птица Сирин. 2017 г. Холст, масло.

130 х 150.

Свердловские авторы, представленные в экспозиции, продолжают поиски в области формы и цвета, находят новые образные решения, создают неповторимый авторский язык выражения. Это художники В. Абрамов, С. Айнутдинов, А. Алексеев, Л. Анциферова, В. Анциферов, А. Вохменцев, Н. Костина, А. Ефремов, М. Житников, А. Ремезов, Р. Хабибуллин, В. Лузин А. Сивков и др. Важная часть выставки — произведения авторов из других регионов: народных художников РФ Александра Новика (г. Тюмень) и Анатолия Ладнова (г. Челябинск), заслуженных художников Дмитрия Сурина (г. Челябинск), Михаила Гардубея, Юрия Юдина (Тюмень) и др.

Экспозиция проходит 6 июня — 20 июля 2019 года в рамках Уральского культурного форума и организована Свердловским региональным отделением ВТОО «Союз художников России», Министерством культуры Свердловской области при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, Международным центром искусств «Главный проспект». Профессиональный скульптор, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО Александр Самвел владеет уникальной техникой лепного фарфора.

Александр Самвел — художник большого жеста в эпоху фантомных целей, мелочной морали и выхолощенного общественного дискурса. Оттого так много сосредоточенности и внутренней боли в его пластике, так много не выводимого наружу, но лишь символически обозначенного напряжения. Скульптура Самвела в большинстве своем — перевод на язык пластического шифрования выкристаллизованных временем притч. Посему ее восприятие требует усиленной зрительской работы, эмоционального включения, вживания вплоть до какого-то особого болезненного резонанса.

Выставка Александра Самвела «На стыке эпох»

Рис. 7. Самвел А. И дух Божий

носился над землей. 2005 г.

Рис. 8. Самвел А. Бастет. 2016 Рис. 9. Самвел А. Копье судьбы. 2015 г. Бронза. г. Бронза.

Творчество Александра Самвела словно бы изначально вписано в лапидарные контуры некой эзотерической геометрии. Над всем пластическим многообразием его скульптурных и графических образов царствует Форма. Но именно ее логика, ее твердая художественная дисциплина позволяют открывать в конкретных сюжетах сложно организованную многомерность смысла. Так, в ожидании своего пространства и в преклонении перед высшей силой Формы, сворачивая и разворачивая живую историю, аккумулируя в метаобразах энергию творчества, движется во времени художник большого жеста, терпеливо творит свою собственную историю библейский скиталец Александр Самвел.

Выставка графики Владимира Зуева

В рамках Уральского культурного форума 7 июня — 30 июля 2019 года проходит выставка графики Владимира Валентиновича Зуева, организованная Свердловским региональным отделением ВТОО «Союз художников России», самим автором,

Министерством культуры Свердловской области при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, Центром современной культуры УрФУ им. Б.Н. Ельцина.

В художественном пространстве современной России график Владимир Зуев — явление уникальное. Свой творческий путь художник начал в конце 1970-х — начале 1980-х после окончания художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, где уроки ремесла ему довелось постигать у мастеров графики Е. Бортникова и В. Наседкина, уделявших особенно большое внимание в обучении приемам и экспериментам в области формы, графических материалов и техник.

Начав с абстрактных композиций большого масштаба, мастер активно экспериментировал с пластикой и цветом, выявляя особенности различных технических приемов, уделяя одинаковое внимание как глубокой, так и высокой печати. На палитру технического мастерства Зуева оказали влияние поездки на творческие дачи «Челюскинская» и «Сенеж», педагогическая среда родного института, общение с художниками, по-разному развивавшими традиции абстрактного искусства, работа иллюстратором в Средне-Уральском книжном издательстве, а с конца 1980-х — поездки за рубеж для участия в выставках, конкурсах, конгрессах, симпозиумах. В последние годы Зуев отходит от однозначной абстракции и больших форматов и обращается к мини-графике.

«Графика Зуева требует серьезных интеллектуальных и эмоциональных усилий, готовности к неожиданным интертекстуальным сопряжениям. Аппелируя к мировому культурному наследию, художник обращается к образам, давно ставшим символами, метафорами, архетипами вне национальной идентификации, осмысляемыми человечеством на протяжении тысячелетий — Адам и Ева, Зевс, Прометей, Орфей, Леда, Пандора, Дон Жуан, Дон Кихот, Отелло и др. <.. .> Важные темы — искусство, любовь, творчество, например, оперы, ставшие вехами, определенными ступенями в развитии музыкальной культуры и приобретшими свою неисчерпаемость трактовок при всей конкретике художественной основы», — пишет искусствовед Галина Шарко.

Рис. 10. Зуев В.В. Дон Кихот. 2012 г. Бумага, мягкий лак, резцовая гравюра, высокая печать. 21х17 / 12,8х12,2 см.

График Владимир Валентинович Зуев — член Союза художников России (1989), заслуженный художник России (2010), лауреат Губернаторской премии (2013), профессор кафедры изобразительного искусства Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, участник более чем 250 российских и международных выставок графики (где удостоен различных наград, более двадцати из них — высшего достоинства), а также многочисленных международных конгрессов, симпозиумов, программ по культурному обмену в Бельгии, Германии, Италии, Канаде, Китае, Польше, Сербии, США, Чехии, Японии. Мастер постоянно работает в составе международных жюри конкурсов в разных странах. Произведения Владимира Зуева находятся в государственных и частных собраниях разных регионов России: в музеях изобразительных искусств Екатеринбурга, Ирбита, Нижнего Тагила, Уфы, в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», художественных галереях Калининграда, Норильска, Перми и др., в коллекциях музеев, галерей и частных владельцев Бельгии, Венгрии, Италии, Испании, Китая, Польши, Словакии, США, Франции, Чехии, Японии.

В каждой работе математически выверенная форма, умноженная на блистательную виртуозность технического мастерства, впечатляет зрителя оркестровым звучанием, позволяющим постичь глубину философского осмысления вечных тем и уникальность их интерпретаций Владимиром Зуевым.

Не только Хокусай. Жанры и герои японской гравюры ХУ1Н—Х1Х веков

из собрания О. П. Малахова

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств выставка японской гравюры представляет 7 июня — 4 августа 2019 года избранные произведения из коллекции Олега Петровича Малахова (г. Челябинск), насчитывающей на сегодняшний день уже более 500 листов.

В основе системы жанров японской ксилографии лежало философское восприятие жизни как потока сменяющих друг друга событий, в непрерывном калейдоскопе которых человек должен уметь органично воспринимать каждое мгновение и наслаждаться простыми радостями бытия. Термин «укиё» (изначально буддийский в значении «бренный мир») с появлением отдельных городских кварталов, где находились дома куртизанок и гейш и процветал театр Кабуки, был переосмыслен как «мир мимолетных наслаждений» и стал названием направления японской ксилографии.

Рис. 11. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве. 1832 г. 25,7 х 37,9.

На выставке наряду с самым известным произведением укиё-э — «Большой волной в Канагаве» Хокусая — представлены листы малоизвестной и редкой для музейных и частных собраний серии Цукиоки Еситоси «Сто видов луны», избранные гравюры Судзуки Харунобу, Китагавы Утамаро, Тосюсая Сяраку, Утагавы Хиросигэ и Утагавы Кунисады, а также их учеников и современников.

Построенная по жанровому принципу экспозиция позволяет познакомиться с такими направлениями, как бидзин-га — изображения красавиц, якуся-э — сцены из пьес театров Кабуки и Но, муся-э — исторические сюжеты и сцены битв, фукэй-га — пейзажи, катё-га — изображения птиц и цветов.

В отдельной зоне представлен редко экспонируемый жанр сюн-га — «весенняя картинка». Эротическая гравюра, к которой обращались многие мастера укиё-э, обрела широкую популярность в Японии XVII века и оказала значительное влияние не только на развитие отдельных жанров японской анимации и кинематографа, но и многих европейских художников рубежа Х1Х—ХХ веков.

Коллекционер Олег Малахов ведет активную собирательскую деятельность с начала 1970-х годов. Первоначально формировалась коллекция древнерусского искусства, куда входила уникальная меднолитая пластика и иконопись, а также старопечатная книга XVII—XX веков. Позднее начала складываться обширная коллекция живописи и графики русских и европейских мастеров XIX — начала XX века. Начиная с 1980 года коллекции Малахова неоднократно демонстрировались в музеях Челябинска и других городов России.

Интерес к философии Востока способствовал формированию коллекций восточного искусства, к которым относятся китайский и японский фарфор XVIII—XIX веков, клуазоне XVIII—XX века, тангка (буддийская живопись) Монголии, Тибета, Китая, Бурятии XVIII—XX веков, художественная бронза Китая и Японии X—XIX веков. Значительное место в собрании искусства Востока принадлежит коллекции японской гравюры укиё-э XVII—XX веков.

II Уральская триеннале декоративного искусства

II Уральская триеннале декоративного искусства в рамках Уральского культурного форума проходит в Екатеринбурге с 6 июня по 3 июля 2019 года. Это мероприятие также организовано Свердловским региональным отделением ВТОО «Союз художников России», Уральским архитектурно-художественным университетом, Министерством культуры Свердловской области при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе.

Это масштабный конкурсный проект с участием профессиональных художников, искусствоведов, студентов Уральского федерального округа, с широкой географией участников. Он призван продемонстрировать современное состояние декоративного искусства. В экспозиции представлено более 1000 произведений 350 художников декоративно-прикладного искусства из 8 стран и 72 городов России и зарубежья.

На торжественном открытии Всероссийской выставки «II Уральская триеннале декоративного искусства» 7 июня 2019 года гостей и участников приветствовали Сергей Евгеньевич Ануфриев — председатель регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, член Президиума РАХ,

заслуженный художник РФ; Наталья Витальевна Урядова — секретарь отдела декоративного искусства Секретариата СХР, заслуженный художник РФ; Сергей Владимирович Гавин — член-корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова.

Рис. 12. С.Е. Ануфриев, председатель регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, на открытии Всероссийской выставки «II Уральская триеннале декоративного искусства» 7 июня 2019 года.

Рис. 13. С.В. Гавин, член-корреспондент РАХ, на открытии Всероссийской выставки «II Уральская триеннале декоративного искусства» 7 июня 2019 года.

Современное декоративное искусство — это сочетание народных традиций с современными авторскими технологиями, привычных декоративных материалов с необычными способами их обработки. В любом случае, профессиональное декоративное искусство нашего времени — это авторский взгляд на традицию, ее бережное сохранение и обновление.

На выставке представлены произведения, выполненные в техниках художественного текстиля (роспись по ткани, ткачество, войлоковаляние, печворк), художественная керамика, художественный металл (ювелирное и эмальерное искусство, ковка), художественное стекло (декоративная посуда, малая пластика), арт-объекты (смешанные авторские техники).

Рис. 14. Фрагмент экспозиции Всероссийской выставки декоративного искусства «II Уральская триеннале»

7 июня 2019 года.

Рис. 15. Фрагмент экспозиции Всероссийской выставки декоративного искусства

«II Уральская триеннале» 7 июня 2019 года.

География участников и высокий уровень экспонируемых работ свидетельствуют о широком интересе к выставке у профессиональных художников. В экспозиции триеннале можно встретить произведения известных уральских, казахских, белорусских, прибалтийских, российских (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Ханты-Мансийск, Владимир, Ульяновск, Ярославль и многих других городов) художников.

Проект представил возможность увидеть на границе Европы и Азии большое количество разных по технике и формам работ современных мастеров декоративного искусства. Событие такого масштаба — настоящий подарок екатеринбуржцам и гостям города.

По материалам официального сайта форума http://umlcuIt.ru/foruml и пресс-релизов Свердловского регионального отделения СХР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.