Научная статья на тему 'Развитие художественной культуры Урала посредством деятельности музеев и галерей изобразительного искусства в 1960 - 1980-е годы'

Развитие художественной культуры Урала посредством деятельности музеев и галерей изобразительного искусства в 1960 - 1980-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
440
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭКСПОЗИЦИЯ / ХУДОЖНИКИ / УРАЛ / MUSEUMS AND GALLERIES OF FINE ARTS / EXHIBITION ACTIVITY / FINE ART / ARTISTIC CULTURE / EXPOSURE / ARTISTS / URAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская Светлана Александровна

В статье исследуются проблемы деятельности региональных музеев и галерей изобразительного искусства по формированию культурного пространства Урала. Изучена специфика работы указанных учреждений и их филиалов по пропаганде эстетических знаний среди населения региона. Охарактеризована выставочная и лекционная деятельность, особенности пополнения музейных фондов, выявлены проблемы в работе изучаемых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие художественной культуры Урала посредством деятельности музеев и галерей изобразительного искусства в 1960 - 1980-е годы»

предостерегал Совет) и неправильно строите взаимоотношения с епископом и духовенством.

Такое положение не может способствовать нормализации отношений церкви и государства с тем, чтобы использовать их для осуществления необходимых мероприятий касающихся церкви и духовенства и затрудняет Вашу работу» [10, л. 19].

Иллюзия возможности относительно гармоничного сосуществования Церкви и Советского государства будет в развеена в конце 1950-х гг. А к началу 1980-х гг. Н.С. Хрущев пообещает показать по телевидению «последнего попа».

Источники и литература

1. Алексеев, В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции эволюции (на материалах истории послеоктябрьского (1917) периода XX века): научн. доклад ... д-ра философ. наук / В.А. Алексеев. -М., 1994.

2. Бакаев, Ю.Н. Власть и религия: история отношений (1917 - 1941 гг.) / Ю.Н. Бакаев. - Хабаровск, 2002.

3. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства с 1943 - 1948 гг.: дис. ... д-ра ист. наук / О.Ю. Васильева. - М., 1998.

4. Васильева, О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук / О.Ю. Васильева. - М., 1990.

5. Государствнный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 2063. - Оп. 1. - Д. 1492.

6. ГААО. - Ф. 2063. - Оп. 1. - Д. 6339.

7. ГААО. - Ф. 5020. - Оп. 1. - Д. 27.

8. ГААО. - Ф. 5620. - Оп. 1. - Д. 25.

9. ГААО. - Ф. 5620. - Оп. 1. - Д. 26.

10. ГААО. - Ф. 5620. - Оп. 1. - Д. 27.

11. Данилушкин, М.Б. История Русской Православной

Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. 1917 - 1970 / [М.Б. Данилушкин и др.] // Труды Русской православной академии богословских наук и научно-богословских исследований. - СПб.: Воскресение, 1997. -Т. 1.

12. Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / митрополит Иоанн (Снычев). - СПб., 1995.

13. История Русской Церкви. 1917 - 1997. Кн. 9. - М., 1997.

14. Одинцов, М.И. Государство и Церковь в России XX в. / М.И. Одинцов. - М., 1994.

15. Тюрина, Л.В. Государство и Русская Православная Церковь: Эволюция отношений. 1917 - 2000: дис. ... канд. ист. наук / Л.В. Тюрина. - Курск, 2000.

16. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917 - 1990: Учебник для православных духовных семинарий / протоиерей В. Цыпин. - М., 1994.

17. Чумаченко, Т.А. Советское государство и Русская Православная Церковь: история взаимоотношений, 1940-е - первая половина 1950-х гг.: дис. ... канд. ист. наук / Т.А. Чумаченко. - М.,1994.

18. Чумаченко, Т.В. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941 - 1961 гг. Сер.: Первая монография / Т.В. Чумаченко. - М., 1999.

19. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 годах). Кн. 24 / М.В. Шкаровский. - М., 1999.

20. Якунин, В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук / В.Н. Якунин. - Самара, 1998.

21. Якунин, В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.: дис. ... д-ра ист. наук / В.Н. Якунин. - Самара, 2002.

УДК 75.03(С17)

С.А. Заельская

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА ПОСРЕДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1960 - 1980-е ГОДЫ

В статье исследуются проблемы деятельности региональных музеев и галерей изобразительного искусства по формированию культурного пространства Урала. Изучена специфика работы указанных учреждений и их филиалов по пропаганде эстетических знаний среди населения региона. Охарактеризована выставочная и лекционная деятельность, особенности пополнения музейных фондов, выявлены проблемы в работе изучаемых учреждений.

Музеи и галереи изобразительных искусств, выставочная деятельность, изобразительное искусство, художественная культура, экспозиция, художники, Урал.

This paper deals with the problem of the regional museums and galleries of fine art for the formation of the cultural space of the Urals. The work of these institutions and their branches to promote the aesthetic knowledge of the region's population has been studied. The exhibit and lecture activity as well as features of completion of museum collections are characterized in the paper. The problems associated with the work in the studied institutions are described.

Museums and Galleries of Fine Arts, exhibition activity, fine art, artistic culture, exposure, artists, Ural.

Неоспоримым достижением нашей страны за го- уровень развития изобразительного искусства, кото-ды существования советской власти являлся высокий рое было доступно для широких слоев населения.

Посредством искусства в советском обществе транслировались общечеловеческие ценности и идеалы. Вместе с тем, искусство советского времени представляло собой сложное и противоречивое явление, основу которого составляла базовая для всех элементов культуры система идейно-художественных принципов, эволюционирующая с обществом. Учитывая специфику изучаемого периода, следует отметить, что искусство эпохи «застоя» превращалось в органическую часть «партийного дела», в средство идеологического, политического образования и воспитания трудящихся в духе коммунистических идеалов. Пропагандой изобразительного искусства в советский период занимались художественные музеи и галереи, обладающие богатыми запасами произведений известных дореволюционных и советских художников.

Челябинская областная картинная галерея была создана в 1940 г. К середине 1960-х гг. сложились основные коллекции галереи: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, русское, деревянное, советское, западное и восточное искусства. В 1970 - 80-е гг. были сформированы три новые коллекции: древнерусское искусство, произведения современных уральских художников и художественные промыслы Южного Урала. Картинная галерея в начале 1980-х гг. «располагала 5170 произведениями. Произведения советского искусства составляли более 60 % от коллекции галереи» [11, л. 13]. На 1981 г. в Челябинской области насчитывалось ряд учреждений: «картинная галерея, два выставочных зала, музей чугунного художественного литья и гравюры на стали, которые пропагандировали изобразительное искусство» [12, л. 1].

Свердловский музей изобразительных искусств был основан в 1936 г. Нижнетагильский музей изобразительных искусств был основан в 1944 г. и «размещался в здании, специально реконструированном под музей изобразительных искусств общей площадью 915 м2. Помещение было мало для развертывания постоянных экспозиций и выставок, для обеспечения норм хранения художественных произведений. В основном фонде музея насчитывалось 2762 произведений. В 1986 г. открылась Свердловская картинная галерея, которая размещалась в двухэтажном каменном здании площадью 4457 м2. Экспонатов основного фонда на указанный период насчитывалось 7523» [17, л. 137].

Музей изобразительных искусств Оренбургской области был основан в 1960 г. К началу 1970-х гг. основной фонд музея пополнился на 2361 единицу. Основой коллекции было собрание краеведческого музея, а ее ядром - работы оренбургских художников, а также академика живописи, передвижника Л.В. Попова. В 1970-е гг. русский отдел музея был небольшим по численности экспонатов и включал 895 работ. За годы работы музея комплектации подлежал только советский отдел, который состоял главным образом из произведений 1950-х - 1960-х гг. «Фонд советского искусства составляли 1439 произведений живописи, графики, скульптуры» [3, л. 6].

В марте 1966 г. в Ижевске начал работу выставочный зал, который «открылся выставкой к XXIII съезду КПСС» [20, с. 62]. 25 марта 1980 г. вышло Постановление Совета Министров Удмуртии об организации в Ижевске музея изобразительных искусств. Тогда «в Ижевске открылся Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств» [20, с. 71 - 72].

Музеи и галереи изобразительных искусств Урала расширяли объемы своей деятельности за счет открытия филиалов в отдаленных местах региона. Вышеназванные учреждения использовали и другие формы и методы для пропаганды и развития изобразительного искусства среди населения. К примеру, «в Оренбургской области имелись две сельские картинные галереи. В течение ряда лет они бездействовали по причине отсутствия в селе Илек помещения, а в селе Петровском из-за отсутствия заведующего. Только в конце 1970 г. была вызвана к жизни Илек-ская галерея. Научные сотрудники музея составили каталог экспозиции» [10, с. 504]. В саму галерею выезжала старший научный сотрудник Г.Г. Копылова, которая приняла деятельное участие в организации новой экспозиции. В дальнейшем «картинные галереи в селе Илек и селе Петровском работали на общественных началах, экспонируя произведения оренбургских художников, репродукции с картин известных мастеров советского и досоветского времени. В Петровской галерее было выставлено 29 произведений живописи Оренбургских художников, в Илекской - 50 произведений живописи и 16 графики» [3, л. 12]. У Свердловской картинной галереи имелся «филиал в городе Ирбите, где хранилось 2214 произведений» [17, л. 137]. В декабре 1977 г. в Челябинской области был открыт филиал картинной галереи «Художественные промыслы Южного Урала». «В сентябре 1977 г. были открыты филиалы Челябинской галереи в селе Миасском, городах Магнитогорске и Златоусте» [14, л. 2]. В середине 1980-х гг. в Оренбургской области было «открыто несколько сельских картинных галерей, активизировалась выставочная деятельность оренбургских художников, практиковались обменные выставки с другими областями. Изобразительному искусству отводилась существенная роль в «коммунистическом воспитании населения», потому что к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции планировалось открыть картинные галереи «в каждом районном центре дважды орденоносного Оренбуржья» [9, с. 135 - 136].

Изучаемые учреждения регулярно пополняли свои коллекции, параллельно вели исследования самодеятельного народного искусства. Для этих целей, к примеру, Оренбургский музей изобразительного искусства во второй половине 1970-х гг. приобрел автомузей. Организация по облуживанию и сбору предметов народного декоративного искусства начала планироваться только в 1971 г. До этого времени работа по изучению народного декоративно-прикладного искусства носила случайный характер [3, л. 11]. Художественный музей им. М.В. Нестеро-

ва в изучаемый период вел активную «многостороннюю работу по сбору, хранению и пропаганде советского и русского искусства в Уфе и районах Башкирской республики» [19, л. 20]. Пермская художественная галерея ежегодно организовывала экспедиции, благодаря которым коллекции народно-прикладного искусства пополнялись интересным материалом, в том числе советского периода. К ним относились «предметы крестьянского быта, работы мастеров по камню, роспись по дереву, керамика» [16, л. 14]. В начале 1980-х гг. «сотрудники Челябинской областной картинной галереи организовали и провели 8 экспедиций в Москву, Ленинград, Свердловск, Пермь, Златоуст, Коркино, из которых было привезено 645 экспонатов» [11, л. 14].

На базе исследуемых учреждений постоянно организовывались выставки на самые разнообразные темы, приуроченные к важным датам советской истории. К примеру, «в 1964 г. Оренбургский областной музей изобразительных искусств организовал 16 выставок» [1, л. 4]. Всего в Оренбургском музее изобразительных искусств за 1970 г. было проведено 9 выставок. В марте - апреле 1970 г. работала областная юбилейная выставка оренбургских художников. За 1970 г. из города в село было отправлено 11 передвижных выставок. Среди них выставки на темы: «Творчество Оренбургских художников», «Комсомол в изобразительном искусстве», «Советская армия в произведениях советских художников», «Советское изобразительное искусство». Музей принял участие в агитпоезде, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, который обслужил все районы области. В специальном вагоне, предоставленном музею, была размещена выставка «Ленин в изобразительном искусстве». Выставку во время рейда посетило 18650 человек. Музей установил тесные контакты с местной организацией Союза Художников РСФСР. Так как в Оренбурге в указанный период не было специальных выставочных залов, то выставки художников, как коллективные, так и персональные, как правило, организовывались в помещении музея изобразительных искусств. В течение 1970 г. осуществлялись встречи местных художников со зрителями. Такие встречи проходили в воинских частях (с живописцем Н.П. Ерышевым), с учащимися и учителями в с. Краснохолм Илекского района, со студентами Педагогического института (со скульптором Н.Г. Петиной). В музее установилась практика организации выставок местных художников, в которых в качестве экскурсоводов, кроме сотрудников музея, принимали участие художники - участники выставки [3, л. 4].

В 1970 г. Пермская областная художественная галерея совместно с региональной организацией Союза художников РСФСР организовали большую выставку агитационных плакатов Пермской агитмастер-ской. В рамках данного мероприятия «прошли встречи зрителей с местными художниками П. Обориным, И. Россиковым, Д. Зайдман, Е. Камшиловой» [6, л. 6].

В 1971 г. экспозиция музея изобразительных ис-

кусств Оренбургской области менялась частично или полностью 6 раз. «Музей был полностью освобожден для передвижной выставки Министерства культуры СССР «50 лет советской графики», осенней выставки оренбургских художников, персональной выставки орского художника Н.Ф. Соколова к 50-летию со дня его рождения» [4, л. 2].

Всего за 1971 г. вне музея было показано 33 выставки на самые разнообразные темы: «Образ Ленина в советском изобразительном искусстве», «Советская армия в произведениях советских художников», «Дети в изобразительном искусстве», «Отечественная война в произведениях живописи», «Комсомол и изобразительное искусство» и др. Особым вниманием пользовались выставки, связанные с большими юбилейными датами: «100-летия со дня Товарищества передвижных художественных выставок», «150-летие со дня рождения Н.А. Некрасова», «Художники-передвижники», «Творчество Л.В. Попова» [4, л. 4]. Организовано 42 встречи художников, проведено 83 экскурсии самими художниками на отчетных выставках. В городе Орске был открыт выставочный зал, который по экспозиционной площади превосходил залы областного музея изобразительных искусств. В 1971 г. в новом зале орские художники устроили ретроспективную выставку своих работ, в том числе работ, хранящихся в областном музее [4, л. 5].

В 1974 г. «работниками Челябинской областной картинной галереи было проведено 240 лекций, из них на селе - 45, на 42 лекции больше, чем в 1973 г.» [13, л. 2]. 5 ноября 1977 г. в Челябинской областной картинной галерее была открыта выставка «60 лет по Ленинскому пути» [14, л. 2]. Челябинская областная картинная галерея и ее новый филиал «Художественные промыслы Южного Урала» с ноября 1977 по 1978 гг. провели 25 художественных выставок на стационарах, в городах и селах области. Заметным явлением в художественной жизни региона стали: областная художественная выставка «60 лет Октября»; выставка молодых художников, проведенная весной 1978 г.; выставка «Народные промыслы Южного Урала». За год работы филиала картинной галереи в селе Миасском было открыто три экспозиции: «Тема труда в советской изобразительном искусстве», «Молодость страны Советов», «Советская графика», которые посетило 11 тыс. человек [15, л. 9].

Совместно с музеем изобразительного искусства Оренбургским отделением Союза художников в 1978 г. была организована передвижная выставка, которая работала в Оренбурге и Саракташском районе. В селе Шарлык Оренбургской области была организована выставка художника А.И. Лященко, которую посетило 350 человек. Эта же выставка работала в воинской части в Донгузе. Создавались творческие группы художников, которые работали на крупных предприятиях города: Тепловозоремонтном заводе, шелкокомбинате, фабрике пуховых платков [2, л. 24]. 29 июня 1981 г. при Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открыл-

ся «Сад искусств», где экспонировалось 20 произведений из бронзы и мрамора на открытом воздухе [20, с. 71 - 72].

Региональные музеи и галереи изобразительного искусства осуществляли большую работу по пропаганде художественного искусства на Урале. В течение двух месяцев 1969 г. Оренбургский музей изобразительных искусств не работал, так как в нем производился капитальных ремонт. В этих условиях усилия коллектива музея были направлены на чтение лекций по искусству. «В 1969 г. было прочитано 173 лекции, а в 1970 г. - уже 184, в том числе в районах области 22» [3, л. 3]. В 1970-е гг. все научные сотрудники Оренбургского музея изобразительных искусств читали много лекций (в среднем более 30 в год), выступали в печати, по радио, телевидению, на вечерах устных журналов [3, л. 11]. В 1970 г. в Оренбургском областном музее изобразительных искусств обращалось внимание и на рекламу. «Помимо рекламных щитов, изготовленных по заказу музея, художниками из отделения Художественного фонда, печаталась реклама полиграфическим способом и расклеивалась по городу» [3, л. 13]. Каждая новая экспозиция, выставка рекламировалась по радио, давалась соответствующая информация в газетах, в разделе «новостей» по телевидению. Ежегодно «научные сотрудники музея выезжали на стажировки в Москву, Ленинград, Новгород, Саратов для ознакомления с художественными сокровищами страны, изучения творчества отдельных художников» [3, л. 15].

В 1971 г. в Нижнетагильском музее изобразительного искусства совместно с художественно-графическим факультетом была проведена конференция на тему: «XXIV съезд КПСС об эстетическом воспитании трудящихся». Сотрудниками музея было опубликовано 40 заметок и статей о событиях художественной жизни страны и города. По местному областному радио сотрудники организовали 30 выступлений. Было создано две передачи о художниках графиках М. Дистергефте и Л. Перевалове, которые демонстрировались по Свердловскому телевидению [8, л. 5]. В 1980-е гг. в Челябинской областной картинной галерее было проведено ряд конференций на темы: «Проблема комплектования музейного собрания», «О проблемах станковой живописи» и др. [11, л. 14].

В средствах массовой информации Оренбургской области были организованы встречи со скульптором Н.Г. Петиной, «смонтированы передачи «Обзор областной выставки оренбургских художников», «Встречи с героями триптиха Н. Ерышева», «Династия рабочих Батуриных», «Высокое искусство японской гравюры», «Земля и человек» (о творчестве Оренбургских художников, побывавших в целинных районах)» [5, л. 8].

Пропаганде советского изобразительного искусства и формированию высоких художественных предпочтений населения способствовали работавшие на базе изучаемых музеев и галерей университеты искусств и лектории. В художественной галереи

Перми действовал университет искусств, в котором во второй половине 1960-х гг. «занималось 200 человек» [6, л. 37]. В 1970-е гг. «при Челябинской областной картинной галерее работал лекторий по русскому и советскому изобразительному искусству, который посещало 40 - 45 человек» [11, л. 2]. С 1985 г. «на базе Свердловской картинной галереи работал народный университет культуры, факультет изобразительного искусства» [18, л. 107].

Вместе с тем в своей деятельности исследуемые учреждения сталкивались с рядом трудностей как материального, так и профессионального плана. К примеру, художественному музею им. М.В. Нестерова в Башкирии не хватало экспозиционной площади и помещений для хранения экспонатов. В итоге только 1/3 часть собранных в экспедициях произведений могла одновременно экспонироваться в музее [19, л. 20].

Экспонаты фонда Оренбургского областного музея изобразительных искусств размещались в подвальном помещении площадью 80 м2. В итоге, чтобы создать нормальные условия для хранения экспонатов, «требовалось продлить срок отопительного сезона, так как в весенние и осенние месяцы повышалась влажность воздуха» [1, л. 3]. За 1964 г. экспозиция Оренбургского областного музея изобразительных искусств сменялась два раза, что объяснялось «малыми размерами помещения музея и невозможностью показать сразу достаточное количество экспонатов» [1, л. 4]. Никто из сотрудников Оренбургского музея изобразительных искусств в исследуемый период «не бывал за границей и не видел в оригинале художественных произведений в Италии, Англии, Франции» [3, л. 15].

В залах Челябинской областной картинной галереи на 1983 г. систематически в течение 20 лет протекали потолки, из-за чего в галерее не представлялось возможным показать все произведения. «В шести экспозиционных залах демонстрировалось чуть более 3 % коллекции. В галерее отсутствовали подсобные помещения, не доставало запасников для фондов, лекционного зала, не соответствовала нормам реставрационная мастерская, в плохом состоянии находилась ценная библиотека» [11, л. 15]. Челябинская областная картинная галерея «не имела нормальных помещений для хранения фондов, для библиотеки и гардероба» [13, л. 4].

Таким образом, в исследуемый период значительная роль по формированию культурного пространства Урала, по распространению художественно-эстетических знаний принадлежала музеям и галереям изобразительного искусства. Указанные учреждения в процессе своей деятельности сталкивались с разнообразными трудностями как материального, так и профессионального характера. Вместе с тем, используя различные формы и методы работы, сотрудники музеев и галерей изобразительного искусства не только успешно справлялись с задачей идеологической пропаганды средствами изобразительного искусства, возложенной на них партийными и советскими органами, но и активно способство-

вали повышению культурного облика жителя советской страны.

Источники и литература

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). - Ф. Р-2568. - Оп. 1. -Д. 469.

2. ГАОО. - Р-2568. - Оп. 1. - Д. 781.

3. ГАОО. - Р-2568. - Оп. 1. - Д. 834.

4. ГАОО. - Р-2568. - Оп. 1. - Д. 845.

5. ГАОО. - Р-2568. - Оп. 1. - Д. 852.

6. Государственный архив Пермского края (ГАПК). -Ф. Р-927. - Оп. 1. - Д. 2415.

7. ГАПК. - Ф. Р-1009. - Оп. 1. - Д. 349.

8. Государственный архив Свердловской области. -Ф. Р-2354. - Оп. 1. - Д. 749.

9. Заельская, С.А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985 - 2000 гг.) / С.А. Заельская. - Оренбург, 2011.

10. Заельская, С.А. Развитие художественного искусства Оренбургской области в 1970 - 1980-е годы / С.А. За-

ельская // Шестые Большаковские Чтения. Культура Оренбургского края: история и современность. - Оренбург, 2013. - С. 502 - 509.

11. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). - Ф. П-288. - Оп. 196. - Д. 261.

12. ОГАЧО. - Ф. П-288. - Оп. 204. - Д. 562.

13. ОГАЧО. - Ф. Р-1589. - Оп. 1. - Д. 1035.

14. ОГАЧО. - Ф. Р-1589. - Оп. 1. - Д. 1482.

15. ОГАЧО. - Ф. Р-1589. - Оп. 1. - Д. 1542.

16. Пермский государственный архив новейшей истории. - Ф. 105. - Оп. 354. - Д. 2712.

17. Центр документации общественных объединений Свердловской области (ЦДООСО). - Ф. 4. - Оп. 113. -Д. 743.

18. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 117. - Д. 760.

19. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. - Ф. 122. -Оп. 198. - Д. 309.

20. Шумилов, Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник / Е.Ф. Шумилов. - Устинов, 1986.

УДК 930.85.008

П. Матич

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена изучению влияния глобализации на основные типы национального самосознания. Ставится вопрос национальной идентичности перед вызовом глобализации.

Глобализация, национальная идентичность, национальное самосознание.

The article is devoted to studying the influence of globalization on the main types of national consciousness. The article raises the question of national identity to the globalization challenges.

Globalization, national identity, national consciousness.

Теоретическое понимание глобализации. В теории глобализация определяется как объективный и противоречивый процесс всеобъемлющих и ускоренных изменений в мире, приводящих к трансформации ныне существующего в новую мировую форму репродукции и созданию взаимозависимого мирового общества. Некоторые авторы утверждают, что глобализация стала всеобщим и господствующим процессом изменений с переходом современного (промышленного) к постмодернистскому (постиндустриальному) обществу, что глобализация включает в себя новый этап планетарной модернизации и что ее корни видны на заре современной эпохи, во время становления капитализма в Англии в XV -XVI вв.

Другие же считают, что глобализация началась с новейшего ускорения мировых изменений, проявляющихся с середины XX в., а особенно после распада биполярного мира и экспансии единственной оставшейся мировой сверхдержавы. Есть авторы, которые полагают, что современная глобализация является не просто расширенной формой длительного процесса модернизации, но чем-то гораздо более

широким и сложным, дающим отпечаток постомо-дернизму, т.е. мировому развитию с квалитативно различными формами производства и жизни в сравнении с предыдущими. Во всяком случае глобализация является реальностью мира, в котором мы живем, и в ближайшего будущего. Ее самыми характерными чертами являются: сжатие времени и пространства при постоянном увеличении взаимозависимости частей мира, сильная динамика структурных и системных изменений во всех областях, начиная с экономики, технологии и демографии вплоть до образования, культуры и расширения новых систем ценностей и ежедневной жизни. В их основе лежат новейшие научно-технологические открытия и достижения, т.е. постмодернистская технологическая и информационная революция (электроника, роботика, биогенетика, космическая технология и т.п.), демонстрирующая озволяющая большой экономический подъем ведущих западных стран.

Говоря о глобализационных последствиях чаще всего понимают далеко идущие последствия, поскольку охватывают и стратегические проблемы самых условий общественной репродукции и модерни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.