Научная статья на тему 'Дом творчества "Челюскинская". Реальность и возможные перспективы развития'

Дом творчества "Челюскинская". Реальность и возможные перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМ ТВОРЧЕСТВА "ЧЕЛЮСКИНСКАЯ" / ОФОРТ / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ЭСТАМП / THE HOUSE OF CREATIVITY "CHELYUSKINSKAYA" / ETCHINGS / PRINTS / PRINTMAKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Машанов Андрей Николаевич, Прошкина Ольга Алексеевна

«Челюскинская» является уникальной творческой и производственной базой. На данный момент значимость деятельности графической дачи подтверждается 70-летней историей существования. Деятельность Дома творчества повлияла на формирование высокого профессионального уровня художников, наследие которых составляет золотой фонд советской и российской культуры. Для сохранения этого уникального культурного объекта необходимо уже сейчас предпринять ряд существенных шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The House of creativity "Chelyuskinskaya". The reality and possible future development

The «Chelyuskinskaya» is a unique creative and production base. At the moment, the importance of the graphic dacha activity is confirmed by the 70-year history of its existence. The activity of the House of creativity influenced the formation of a high professional level of artists whose heritage is the gold Fund of Soviet and Russian culture. To preserve this unique cultural site, a number of significant steps need to be taken now.

Текст научной работы на тему «Дом творчества "Челюскинская". Реальность и возможные перспективы развития»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.011

УДК 763+76.03/.09

ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ЧЕЛЮСКИНСКАЯ». РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Машанов Андрей Николаевич Заслуженный художник РФ, профессор, Омский государственный технический университет, факультет гуманитарного образования, кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Россия, г. Омск. grafmash@yandex.ru

Прошкина Ольга Алексеевна Кандидат искусствоведения, главный специалист (искусствовед), Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске. Россия, г. Красноярск. olga-proshkina@yandex.ru

«Челюскинская» является уникальной творческой и производственной базой. На данный момент значимость деятельности графической дачи подтверждается 70-летней историей существования. Деятельность Дома творчества повлияла на формирование высокого профессионального уровня художников, наследие которых составляет золотой фонд советской и российской культуры. Для сохранения этого уникального культурного объекта необходимо уже сейчас предпринять ряд существенных шагов.

Ключевые слова: Дом творчества «Челюскинская», офорт, печатная графика, эстамп.

Библиографическое описание для цитирования:

Машанов А.Н., Прошкина О.А. Дом творчества «Челюскинская». Реальность и возможные перспективы развития / / Искусство Евразии. — 2019. — № 1(12). — С. 139-147. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/1329235/20/

На данный момент все статьи, да и разговоры о Доме творчества «Челюскинская» сводятся к ностальгии по лучшим временам. Хочется внести некую систему в полемику и рассмотреть возможные перспективы дальнейшего развития.

Аннотация

В 2017 году исполнилось 70 лет Дому творчества «Челюскинская». Эта юбилейная дата отмечает не только время существования, но и время интенсивной творческой жизни, которая концентрировалась здесь на протяжении десятилетий. «В первые годы Дом творчества представлял собой ничем не примечательный комплекс деревянных построек, служивший местом проживания приезжавших в Москву художников. Здесь дописывались картины к выставкам, дорабатывались скульптурные работы, но с 1953 г. "Челюскинская" стала принимать только графиков» [3, с. 55]. Упомянутый Н.М. Широковым бревенчатый дом с мезонином принадлежал живописцу Александру Герасимову: «Этот дачный дом он построил для себя и в 1947 году передал Союзу художников специально под творческую дачу. Впоследствии на территории Дома творчества был выстроен новый корпус» [1].

Сложно перечислить всех выдающихся художников, которые жили и работали в стенах «Челюскинской». Достаточно назвать такие имена, как П. Корин, С. Герасимов, И. Грабарь, Б. Иогансон, С. Чуйков, Е. Кибрик, чтобы понимать масштаб деятельности Дома творчества для всего советского и российского искусства.

Следующие поколения графиков формировались в стенах Дома творчества, среди них В. Басманов и Б. Французов (Владимир), Г. Калмахелидзе (Орел), Г. Елфимов (Архангельск), Б. Непомнящий (Новгород), О. Юнтунен (Петрозаводск), О. Яхнин (Лесозаводск), В. Волович (Екатеринбург), К. Губайдуллин (Уфа), А. Мунхалов (Якутия), В. Желваков (Москва) и другие [3].

Рис. 1. Г.А. Елфимов. Рождество. Серия «Созидание». 1990 г. Офорт. 52 х 67.

Рис. 2. А.Д. Максимов. И.И. Краюхин печатает работу А.Д.. Максимова. Из серии «Литографская мастерская в Москве». 1974 г. Бумага, цветная

44,6 х 57,4; 40 х 52.

Рис. 3. В.С. Вильнер. Игра. 1978 г. Цветная литографи 47 х 62.

Художники со всей страны работали в мастерских под руководством выдающихся графиков, они создавали свои произведения, смотрели, как работают другие мастера, учились, обсуждали, делились опытом и впечатлениями, ездили в города Золотого кольца России, посещали музеи. Была создана живая творческая среда, которая, бесспорно, способствовала созданию эстампов высокого профессионального уровня.

После художники уезжали в свои города, увозили работы, впечатления. Произведения, созданные в Доме творчества, попадали на все ведущие выставки страны, участвовали в специализированных графических экспозициях, формировали main stream.

Нельзя сказать, что интерес зрителей к печатной графике во второй половине ХХ века был вызван исключительно высоким уровнем произведений, однако, важно вспомнить, что в тот период эстампы были популярны ничуть не меньше, чем живопись.

На данный момент многое поменялось в стране и укладе Дома творчества «Челюскинская», но поколения графиков, которые сформировались в удивительной атмосфере графической дачи, продолжают активно работать. В сибирском регионе это А. Чермошенцев (Омск), Л. Пастушкова (Барнаул), А. Муравьев (Иркутск), А. Машанов (Омск), Г. Паштов (Красноярск), В. Теплов (Красноярск), Н. Домашенко (Иркутск), А. Бобкин (Новокузнецк), О. Пинаева (Кемерово), Ю. Бралгин (Бийск) и др.

Рис. 5. О.Ю. Дуди Гоголевский бульвар. Серия ««Бульварное кольцо». 2010 г. Цветная автолитографи 40 х 40.

Организация домов творчества в советское время была продуманным масштабным проектом, связанным с другими структурами и планом развития изобразительного искусства. Творческие группы входили в систему дополнительного образования для художников, повышали профессиональный уровень и, как следствие, востребованность. Профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова А.Б. Суворов в своем выступлении на конференции «Искусство графики в современном художественном образовании» (2016 г., Красноярск) отмечает: «Мотивация молодых людей по созданию произведений в эстампе была значительно выше, чем сейчас. Это сказывалось и в выборе темы, в режиссуре больших развернутых серий, в использовании сложных технических приемов. К тому же в нашей стране не было еще кризисных ситуаций с наличием и приобретением металлических (цинковых и медных) пластин, линолеума, литографских камней, печатных станков, специальных материалов, инструментов и прочего, что, к сожалению, наблюдается сегодня. Количество молодых художников, занимавшихся искусством эстампа, было значительно больше. Надо упомянуть в этой связи и замечательную практику продолжения и совершенствования обучения искусству в домах творчества «Сенеж» и «Челюскинская» с их хорошим техническим обеспечением для тех лет и прекрасной полиграфической базой. Молодые художники перенимали знания у мэтров отечественного искусства и сами плодотворно учились друг у друга» [2, с. 60].

Прямо и косвенно деятельность творческих дач влияла на повышение уровня всесоюзных и зональных выставок и, как следствие, всего изобразительного искусства. Дружеская атмосфера создавала преемственность, основанную на уважении внутри профессионального цеха. Творческая среда подпитывалась дискуссиями художников и искусствоведов, что помогало развитию художественной критики времени.

С 1970-х годов вокруг Дома творчества «Челюскинская» стали формироваться графики, разделяющие более традиционные реалистические взгляды на искусство, в отличие от Всесоюзного дома творчества «Сенеж».

Лучшие эстампы художники оставляли в коллекции Дома творчества, что создало обширную коллекцию, отражающую время.

Существенные изменения произошли после распада СССР. Дом творчества «Челюскинская», как и другие подобные организации, оказался на самообеспечении, что в корне поменяло многое. Художники продолжают посещать «Челюху», но группы формируются редко, они не столь многочисленны, как в предыдущее время. Организованные заезды создаются из студентов, проходящих практику, молодых художников, которые готовятся к выставке, но эти группы уже не являют основную форму работы в стенах Дома творчества.

Художники из разных городов приезжают и создают произведения, но пространство творческого единства и обмена постепенно ушло, а вместе с этим и главная составляющая, которая питала процесс создания искусства и, как мы видим, имело свои плоды.

Кроме экономических сложностей возникают и другие трудности. Новые технологии позволяют достигать результатов быстрее, то есть высокая производительность художника оказывается более востребованной, чем виртуозность исполнения трудоемких техник печатной графики. Выпускники графических факультетов сталкиваются с реальностью после окончания творческого вуза и нередко растворяются в других видах изобразительного искусства. За последние десятилетия произошли и гендерные изменения в среде молодых художников, на факультет графики все больше стремятся девушки. А.Б. Суворов высказывает такое суждение: «Справедливости ради надо отметить, что и за последние 10-15 лет, когда с горизонта практически исчезли юноши, в коллекции офортной мастерской нашего института

Рис. 6. С.Н. Никиреев. Зимний Торжок. Из серии «Пушкинские места в Торжке». 1977 г. Офорт. 13 х 13.

появилось несколько дипломных серий очень высокого профессионального уровня. К их числу относятся работы А. Новоселовой «Чистый понедельник» по И. Бунину, А. Иващенко «Гомер», «Одиссея», Кс. Щегловой «Данте. Новая жизнь», Е. Павленко «Жизнь Моцарта», Л. Метелевой «Апокалипсис», Ю. Ахмадиевой «Мексиканские праздники», Н. Коваленко «Берлинские образы» и др.» [2, с. 60].

Собранная коллекция графики за период существования Дома творчества «Челюскинская» неизвестна не только широкому кругу зрителей, но и большинству профессионалов. Не существует каталога коллекции, нет искусствоведческого анализа работ, отраженного в научных публикациях. В выставках эти эстампы участвуют чрезвычайно редко, а при условии, что коллекция исчисляется тысячами единиц хранения, многие работы никогда не экспонировались вовсе. Оговоримся, что, само собой, не все оттиски имеют равный художественный уровень.

Будет неверным не отметить то, что постепенно интерес к графике становится приметой все больше элитарной культуры. Обилие печатной доступной продукции для украшения интерьера сводит на нет потребность в подлинном произведении искусства в пространстве дома. Книжная графика тоже переживает сложный период, осталось несколько издательств по всей стране, которые иллюстрируют литературу для взрослых, и, как правило, это только подарочные книги, изданные небольшим тиражом с привлечением признанных мастеров.

Говоря о перспективах развития Дома творчества «Челюскинская», нам кажется, что необходимо, наконец, признать: существование «Челюхи» не может иметь прежние формы. Это постоянно обсуждается, но чаще всего звучат идеи, ставящие цель «не потерять» Дом творчества, но не имеющие масштабных планов на формирование пространства, объединяющего профессиональное сообщество художников-графиков.

На наш взгляд, «Челюха» сможет выжить, если будут ясны приоритеты развития. Во второй половине ХХ века дача существовала как часть большой системы, позднее, когда система рухнула, то стало очевидно, что выживание домов творчества как пансионатов для художников невозможно. Логичным будет предположение, что для дальнейшего существования Дому творчества необходимо стать частью более крупных структур и проектов, допустим, вузовского или поствузовского образования, программ сотрудничества с художественными галереями или музеями, что превратит «Челюскинскую» в производственную базу и включит в систему современного арт-рынка.

Выставки как современной графики, так и коллекции Дома творчества могут иметь цель популяризации эстампа как вида изобразительного искусства. Но для реализации этого аспекта деятельности важно опять же развивать сотрудничество. Необходимо систематизировать коллекцию, создать ее каталог, разрешить искусствоведам проводить исследования, публиковать их результаты. Дом творчества «Челюскинская» обладает уникальной базой, которую реально использовать и в привлечении художников из других стран. Тут можно вспомнить об опыте создания и деятельности множества арт-резиденций по всему миру или обратиться на Восток и сотрудничать с Китаем.

Любые изменения потребуют многих ресурсов как денежных, так и человеческих. Однако на данный момент возможно сохранить Дом творчества «Челюскинская» не как сладкое воспоминание о былых днях, а как реально работающую структуру. Отсюда следует, что решение этого вопроса является частью масштабных задач по поиску новых путей сотрудничества.

Литература

1. Дом творчества «Челюскинская» [Электронный ресурс]. URL: http://shr.su/moskva-xii/item/140-chel_about.html (дата обращения: 21.01.19).

2. Суворов А.Б. Искусство печатной графики в системе современного художественного образования // Искусство графики в системе современного художественного образования (Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 13-14 октября, 2016 г.). — Красноярск, 2016. — С. 58-66.

3. Широков Н.М. Дом творчества «Челюскинская». Страницы истории и опыт работы // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - 2014. - № 1-2. - С. 55-59.

Статья поступила в редакцию 11.02.2019 г.

The Art Of Eurasia № 1(12) • 2019

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.011

THE HOUSE OF CREATIVITY «CHELYUSKINSKAYA». THE REALITY AND POSSIBLE FUTURE DEVELOPMENT

Mashanov Andrey Nikolaevich Honored Artist of the Russian Federation, Professor, Omsk State Technical University. Russia, Omsk. grafmash@yandex.ru

Proshkina Olga Alekseevna

PhD in Arts, main specialist, Regional Office

of the Russian Academy of Arts in the Urals,

Siberia and Far East in Krasnoyarsk.

Russia, Krasnoyarsk.

olga-proshkina@yandex.ru

The «Chelyuskinskaya» is a unique creative and production base. At the moment, the importance of the graphic dacha activity is confirmed by the 70-year history of its existence. The activity of the House of creativity influenced the formation of a high professional level of artists whose heritage is the gold Fund of Soviet and Russian culture. To preserve this unique cultural site, a number of significant steps need to be taken now.

Keywords: The House of creativity «Chelyuskinskaya», etchings, prints, printmaking.

Bibliographic description for citation:

Mashanov A.N., Proshkina O.A. The House of creativity «Chelyuskinskaya». The reality and possible future development. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, № 1(12), pp. 139-147. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.011. Available at: https://readymag.com/u50070366/ 1329235/20/ (In Russian).

1. Dom tvorchestva «Chelyuskinskaya» [The House of creativity «Chelyuskinskaya»]. Available at: http://shr.su/moskva-xii/item/140-chel_about.html (accessed: 21.01.19). In Russian.

2. Suvorov A.B. Iskusstvo pechatnoi grafiki v sisteme sovremennogo khudo%hestvennogo obra%ovaniya [The art of printed graphics in the system of modern art education]. Iskusstvo grafiki v sisteme sovremennogo khudo%hestvennogo obra%ovaniya [Art of graphics in the system of modern art education (Materials of All-Russian scientific-practical conference. Krasnoyarsk, October 13-14, 2016)]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 58-66.

3. Shirokov N.M. Dom tvorchestva «Chelyuskinskaya». Stranitsy istorii i opyt raboty [The House of creativity «Chelyuskinskaya». Pages of history and experience]. Vestnik AltGTU — Bulletin of Altai State Technical University. I.I. Pol%unov, 2014, № 1-2, pp. 55-59.

Received: February 11, 2019.

Abstract

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.