Научная статья на тему 'Особенности развития печатной графики в парадигме современного изобразительного искусства'

Особенности развития печатной графики в парадигме современного изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1180
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / PRINTED GRAPHICS / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VISUAL ARTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЭСТАМПА / INNOVATIVE TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF THE PRINTMAKING / ТИРАЖ / CIRCULATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / INTERNATIONAL STUDENTS' PROJECTS / PRINTMAKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устрицкая Надежда Анатольевна

Анализируется процесс адаптации печатной графики в системе развития современного изобразительного искусства в условиях конкуренции эстампа с цифровыми технологиями. Делается акцент на необходимость популяризации печатной графики в форме выставок, мастер-классов, конференций и просветительских проектов, предназначенных для самой широкой аудитории с целью демонстрации ее возможностей и разнообразия современных эстампных техник и технологий печати. Методика исследования основана на анализе развития эстампа в историческом и международном контексте. Отмечаются его лучшие качества, такие как доступность, мобильность, вариативность подходов, чувство материала и главное из них возможность создания тиража. Значительно расширившийся диапазон инновационных технологий позволяет печатной графике успешно интегрироваться в современном мире искусства. Проведены параллели и исследованы различные подходы к обучению печатной графике в вузах России и Мексики. На примере анализа успешно проведенных международных русско-мексиканских студенческих проектов в форме создания совместных книг художника с применением офорта и литографских процессов делается вывод о пользе и необходимости межкультурных коммуникаций. Методологические подходы в популяризации печатной графики актуальны с точки зрения обучения эстампу в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of printed graphics in a paradigm of the modern fine art

The process of the printed graphics’ adaptation is analyzed in contemporary art, thus developing a system in a competitive environment of printmaking and digital technologies. The article focuses on need for popularization of the printed graphics in the form of exhibitions, workshops, conferences and educational projects for a wide audience in order to demonstrate opportunities and variety of modern printmaking techniques and technologies. Research methodology is based on the analysis of printmaking developments in the historical and international context. Notably, its highest advantages are accessibility, mobility, approach variability, and the sense of using materials with the main benefit being the possibility of circulation. The greatly increased range of innovative technologies affords printed graphics to integrate successfully into contemporary art. Different approaches of Russian and Mexican universities for reaching printed graphics are researched and compared to each other. The successful experience of Russian and Mexican students’ projects of creating Artist’s book together utilizing the processes of both etching and lithography reveals the benefit and value of cross-cultural communication. Methodological approaches to the promotion of printed graphics are relevant in terms of studying the printmaking system in higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности развития печатной графики в парадигме современного изобразительного искусства»

УДК 76.026 : 75.04

ББК 85.15

У 82

Устрицкая Н.А.

Доцент кафедры графики Кубанского государственного университета, е-mail: ustritskaya@mail. ru

Особенности развития печатной графики в парадигме современного изобразительного искусства

(Рецензирована)

Аннотация:

Анализируется процесс адаптации печатной графики в системе развития современного изобразительного искусства в условиях конкуренции эстампа с цифровыми технологиями. Делается акцент на необходимость популяризации печатной графики в форме выставок, мастер-классов, конференций и просветительских проектов, предназначенных для самой широкой аудитории с целью демонстрации ее возможностей и разнообразия современных эстампных техник и технологий печати. Методика исследования основана на анализе развития эстампа в историческом и международном контексте. Отмечаются его лучшие качества, такие как доступность, мобильность, вариативность подходов, чувство материала и главное из них - возможность создания тиража. Значительно расширившийся диапазон инновационных технологий позволяет печатной графике успешно интегрироваться в современном мире искусства. Проведены параллели и исследованы различные подходы к обучению печатной графике в вузах России и Мексики. На примере анализа успешно проведенных международных русско-мексиканских студенческих проектов в форме создания совместных книг художника с применением офорта и литографских процессов делается вывод о пользе и необходимости межкультурных коммуникаций. Методологические подходы в популяризации печатной графики актуальны с точки зрения обучения эстампу в системе высшего образования.

Ключевые слова:

Печатная графика, изобразительное искусство, инновационные техники и технологии эстампа, тираж, международные студенческие проекты.

Ustritskaya N.A.

Associate Professor of Department of Graphics, the Kuban State University, E-mail: ustritskaya@mail.ru

Features of development of printed graphics in a paradigm

of the modern fine art

Abstract:

The process of the printed graphics' adaptation is analyzed in contemporary art, thus developing a system in a competitive environment of printmaking and digital technologies. The article focuses on need for popularization of the printed graphics in the form of exhibitions, workshops, conferences and educational projects for a wide audience in order to demonstrate opportunities and variety of modern printmaking techniques and technologies. Research

methodology is based on the analysis of printmaking developments in the historical and international context. Notably, its highest advantages are accessibility, mobility, approach variability, and the sense of using materials with the main benefit being the possibility of circulation. The greatly increased range of innovative technologies affords printed graphics to integrate successfully into contemporary art. Different approaches of Russian and Mexican universities for reaching printed graphics are researched and compared to each other. The successful experience of Russian and Mexican students' projects of creating Artist's book together utilizing the processes of both etching and lithography reveals the benefit and value of cross-cultural communication. Methodological approaches to the promotion of printed graphics are relevant in terms of studying the printmaking system in higher education.

Keywords:

Printed graphics, visual arts, printmaking, innovative techniques and technologies of the printmaking, circulation, international students' projects.

Факторы, влияющие на развитие современной печатной графики, многочисленны и разнообразны. Эстамп всегда чутко реагировал на запросы общества, проявляя гибкость и адаптированность к происходящим в нем процессам. Появившись на основе таких ремесел, как ювелирное и оружейное дело, эстам получил самостоятельное значение благодаря способности к тиражированию изображения, созданию многочисленных копий. Первые эстампы, в форме ксилографии и резцовой гравюры, использовались в книгопечатании: при создании иллюстраций и художественном оформлении книги. Совершенствование технологий производства печатных форм позволило гравюре выполнять новую функцию - репродуцирование живописных изображений. В своем станковом назначении эстамп использовался для украшения жилища и являлся объектом коллекционирования.

В своем неизменном виде классический эстамп существует с XVI века, и способы его производства принципиально не изменились. Трудоемкость процесса изготовления печатной формы с лихвой окупается возможностью тиражирования полученного при печати изображения при помощи различных станков - офортного, литографского или плоскопечатного. Но сам этот процесс - от изготовления печатной формы до получения оттиска на бумаге - имеет столько тонко-

стей и нюансов, настолько разнообразен по получаемому результату, что и в настоящее время не исчерпал всех своих возможностей, являясь носителем классической эстетики, имея четкие критерии художественности, соответствия языка повествования, стилистики, пластики и формы. Даже в ипостаси народной лубочной картинки эстамп выполнял свою развивающую художественно-просветительскую функцию [1]. С появлением фотографии эстамп не сдает своих позиций и продолжает играть ведущую роль в полиграфии, в основном в форме литографии, а в дальнейшем - и цинкографии.

На протяжении всего ХХ века печатная графика динамично развивается. Русский авангард интенсивно внедрял его новые формы: в виде футуристической книги художника и плаката. Эстамп начинают ценить за такие качества как демократичность, гибкость и способность донести авторскую идею в неизменном виде. Литография и линогравюра в этот период пользуются огромной популярностью за их способность производить большие тиражи быстро и оперативно. Советский период ознаменовался емкими плакатами военных лет, детскими литографированными книжками, линогравюрами Фали-леева, ксилографиями Фаворского и Пав-линова. Динамично развиваются национальные школы гравюры в советских республиках, особенно в прибалтийских, на

Украине и в Белоруссии.

Подготовка художников-графиков велась в советские годы в специализированных профильных учебных заведениях на высоком профессиональном уровне, таких как Московский полиграфический институт, ставший приемником ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, Суриков-ский институт, Харьковский полиграфический и другие. Многочисленные всероссийские выставки, в которых печатной графике отводилось достойное место, стимулировали творческую активность художников-графиков. Происходил активный творческий обмен со странами социалистического лагеря. На конкурсной основе выставкомами Союза художников отбирались эстампы для участия в международных выставках экслибриса, печатной графики малого размера, книжной иллюстрации.

Заслуженной популярностью в творческой среде пользовались творческие дачи. На Челюскинской в Подмосковье на каждый двухмесячный поток одновременно приезжало до 20-30 художников-графиков, как именитых и заслуженных, так и молодых и начинающих. В неформальной обстановке происходило творческое общение и обмен опытом, устраивались итоговые выставки. Развал Советского союза, нарушение цепочки финансирования и поддержки сильно отразились на жизни творческой интеллигенции в целом. Многие графические мастерские прекратили свое существование ввиду своей нерентабельности. Распродавалось и утилизировалось уникальное оборудование и печатные станки. Печатников-профессионалов, оставшихся в своей профессии можно было пересчитать по пальцам.

На рубеже веков активно начали развиваться цифровые технологии. Использование графических редакторов создавало иллюзию неограниченных возможностей. Чтобы утвердиться в создавшихся реалиях печатной графике пришлось ис-

кать новые векторы развития, благодаря которым она не только упрочила свои позиции в современном мире искусства, но и поднялась на новую высоту, получив в свое распоряжение богатый арсенал выразительных средств, значительно пополнившийся за счет применения новых техник и технологий [2]. Можно выделить следующие направления развития современного эстампа:

1. применение новых техник эстампа, или использование старых в новом качестве (широкое развитие получила шел-кография за счет возможности делать эстампы неограниченного размера, в том числе с использованием цифровых носителей; коллаграфия - широко использующая полимерные материалы и смолы; литографские процессы на различных поверхностях, заменившие трудоемкие процессы на литографских камнях);

2. применение новых полимерных материалов, используемых в качестве основы (доски) для изготовления печатной формы (так, например, в качестве основ стали применять полиэстеровые пластины, алюминий и алюминиевую фольгу; фанеру и древесно-стружечные плиты ДВП - для высокой печати как в ксилографии, но вместо деревянной основы);

3. новые, цифровые способы переноса изображения на печатную форму и бумагу (электрографическая трансференция и другие виды переводов);

4. применение современных технологий в производстве печатных форм (гальваника, лазерография и др.);

5. синтез гравюры с цифровой печатью и фотографией (фотогравюра);

6. поиск новых форм подачи и экспонирования эстампов (таких, как книга художника, дающая новую смысловую нагрузку книге как объекту искусства, а не в ее утилитарном назначении [3]; экспозиция эстампов в форме полиптиха или печать на нетрадиционных поверхностях и др.).

Показать новые практические до-

стижения и определить направления развития печатной графики призваны многочисленные ежегодные международные выставки-конкурсы, а также биеннале печатной графики, проходящие во многих странах мира. Сегодня они активно проводятся как в европейских странах - Испании, Франции, Польши, Болгарии и др., так и в Азии, Северной и Южной Америке. Чаще всего это выставки мини-принта - печатной графики малого размера. Так, например, на ежегодную выставку-конкурс эстампа в Кадакесе (Испания), собирающую до 700 участников со всего мира, принимаются эстампы размером не более 10х10 см. Маленькие размеры оттисков обусловлены, прежде всего, ограниченным экспозиционным пространством и возможностью отправки выставочных экспонатов по почте в конвертах для деловой корреспонденции без дополнительных затрат на доставку и пересылку. В России инициаторами международных выставок печатной графики являются Казань (биеннале печатной графики «Всадник») и Урал (биеннале «Урал-Графо» и Международный фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге) и др.

Современная графика - это сложное для восприятия искусство. Оценить его по достоинству может только подготовленный зритель. Широкой публике порой невозможно в полной мере оценить достоинства графических произведений, различных по стилистике, манере исполнения и разнообразию примененных новаторских техник. Решить просветительские задачи призваны такие мероприятия, как конференции, круглые столы, мастер-классы [4], открытые уроки. Целесообразно их проводить в рамках выставок графики, проходящих в художественных музеях и на любых других выставочных площадках. Обычно на таких мероприятиях демонстрируются возможности одной или нескольких манер эстампа. Идеальны для ознакомления с печатной графикой самые простые в исполнении различ-

ные виды монотипий (дуатипиа, аддитивная и субтрактивная монотипии, флоро-типия, мраморизация бумаги). Эти быстрые в исполнении, не требующие специального оборудования технологии способны пробудить у зрителей желание побольше узнать о печатной графике и попробовать другие, более сложные техники и манеры. На мастер-классах целесообразно рассказать о разных видах печати: высокой, глубокой и плоской, демонстрируя различные печатные формы и оттиски с них. За короткий промежуток времени в 1,5-2 часа можно награвировать небольшие пластиковые формы в технике «сухая игла», продемонстрировав различные варианты печати. Большой популярностью стали пользоваться мастер-классы с демонстрацией литографских процессов на фольге и полиэстере [5]. Так называемая «кухонная литография» позволяет продемонстрировать процессы нанесения рисунка, травления и печати без применения специального оборудования, а лишь с применением подручных средств. Как показал опыт, проведение мастер-классов -это, пожалуй, самый действенный способ популяризации печатной графики.

Конечно, мастер-классы, просветительские проекты, выставки и беседы не могут заменить серьезной профессиональной подготовки специалистов в области печатной графики. Она производится в профильных вузах и на художественно-графических факультетах университетов, число которых в последнее время значительно сократилось. По опыту преподавания дисциплин, предполагающих изучение эстампа, таких как «художественная графика», «технология графики», хочется отметить, что они пользуются у студентов большим спросом, зачастую определяя желание будущих дипломников выполнять свою выпускную квалификационную работу в одной из эстампных техник. Опыт показывает, что необходимо заинтересовывать и стимулировать участие студентов в молодежных и профессиональ-

ных выставках, что положительно отразится на дальнейшей творческой карьере выпускника. Студенты кубанского худ-графа - неоднократные участники и лауреаты престижных выставок-конкурсов, в том числе и международных.

Интернет дает нам неограниченные возможность общения с творческим сообществом во всем мире, стирая границы и расстояния, и эта возможность - еще одна из особенностей развития современной графики. В частности, благодаря общению в сети стало возможным удаленно организовывать совместные международные мероприятия, симпозиумы, выставки, совместные проекты с международным участием [6]. Так, например, уже более 14 лет между Кубанским государственным университетом и мексиканским Университетом Сан Николас де Идальго (г. Море-лия, штат Мичоакан) осуществляется взаимное сотрудничество в области печатной графики. В 2014 году между нашими университетами был подписан официальный договор, а недавно (2016 г.) была создана Международная школа графики. Направления работы школы: графика, печатная графика, книга художника, видео, фотография и мультимедиа. Формы работы: совместные исследования; совместные публикации; организация и проведение конференций, круглых столов, летних школ, мастер-классов, выставок.

Такая форма сотрудничества, несомненно, принесла положительные результаты. За это время были организованы и проведены три международные выставки: «Искусство и ремесло» - выставка

мексиканской печатной графики (Краснодар, 69 участников); русско-мексиканская выставка «Книга художника. От эстампа до арт-объекта» (Краснодар, 91 участник); «11-графический обмен: Мексика-Австралия-Россия 2016» (Краснодар, Мо-релия, 60 участников из трех стран). Реализованы два студенческих проекта - издание совместного графического альбома «Пейзаж без границ» в форме папки офортов (2014 г.), выполненных 6-ю российскими и 6-ю мексиканскими студентами и издание книги-фэнзина «Пространство и границы» (2015 г.) в технике литографии на полиэстере (участвовало 32 студента двух стран); было проведено 2 скайп-конференции. Участие в международных скайп-конференциях позволяет прослеживать современные тенденции развития печатной графики и книги художника в разных странах, дает возможность сравнивать системы подготовки будущих художников-педагогов в России и за рубежом, выявляя сильные и слабые стороны в программах и методах обучения, открывая возможности к межкультурным коммуникациям.

На основе сказанного можно сделать следующие выводы: современная печатная графика стремительно развивается, оставаясь уникальной по своей сути, она адаптируется к современным реалиям, используя новейшие технологии, успешно конкурируя с другими видами изобразительного искусства, в том числе и цифровыми. Благодаря сети Интернет коммуникативные возможности художников-графиков значительно расширились, позволяя делиться накопленным опытом.

Примечания:

1. Бурмистрова С.В. Особенности предпечатной подготовки в станковой графике // Новые технологии. 2010. № 2. C. 154-157.

2. DArcy Hughes Ann. Vernon-Morris Hebe. The Printmaking Bible: The Complete Guide to Materials and Techniques. Chronicle Books, 2009. 416 с.

3. Нечай Ю.П., Хлопунова О.В. Особенности современного книжного рынка России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 3 (182). С. 198-203.

4. Горелик В.М., Гаврилов О.М. Мастер-класс как активный метод обучения в вузе по курсу станковой графики // Мир науки: Интернет-журнал/ 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/67PDMN217

5. Мартусенко И.Ю., Саяпина Е.И. Применение инновационных техник литографии в рамках изучения программы «Художественная графика» студентами-бакалаврами художественно-графического факультета // Мир науки: Интернет-журнал. 2017. Т. 5, № . URL: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN117.pdf

6. Ахмадеева Ю.А., Устрицкая Н.А. Жанр «книга художника» в международных студенческих проектах как формирующий компонент межкультурной компетентности студентов вузов России и Мексики // Мир науки: Интернет-журнал. 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN417.pdf

Referenses:

1. Burmistrova S. V. Features of pre-press preparation in machine graphics // New Technologies. 2010. No. 2. P. 154-157.

2. DArcy Hughes Ann. Vernon-Morris Hebe. The Printmaking Bible: The Complete Guide to Materials and Techniques. Chronicle Books, 2009. 416 pp.

3. Nechay Yu.P., Khlopunova O.V. Specific features of the modern book market in Russia // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss.3 (182). P. 198-203.

4. Gorelik V.M., Gavrilov O.M. Master-class as an active form of education in the university on print course // The world of science: Internet journal. 2017 Vol. 5, No. 2 http:// mir-nauki.com/PDF/67PDMN217.

5. Martusenko I.Yu., Sayapina E.I. The use of innovative techniques of lithography in the study of the «Art Graphics» program by undergraduate students of the Faculty of Art and Graphics // The world of science: Internet journal. 2017. Vol. 5, No. 1 http://mir-nauki. com/PDF/46PDMN117.pdf

6. Akhmadeeva Yu.A., Ustritskaya N.A. Artist book in the international student projects as a forming component of the cross-cultural Russian and Mexican students competence // The world of science: Internet journal. 2017 Vol. 5, No. 4 http://mir-nauki.com/ PDF/10PDMN417.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.