Научная статья на тему 'Основные закономерности развития печатной графики Омска XX века и художественное образование'

Основные закономерности развития печатной графики Омска XX века и художественное образование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА СИБИРИ / ОМСКИЕ ХУДОЖНИКИ / СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ЭСТАМП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабикова Т.В.

Подъем печатной графики Сибири начинается в 1960-е гг. Создание в 1960 г. в Омском государственном педагогическом институте им. А. М. Горького художественно-графического факультета стало заметным событием в художественной жизни региона. История графики Омска тесно связана с историей факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PATTERNS IN THE DEVELOPMENT OF PRINTED GRAPHICS IN OMSK OF THE 20TH CENTURY AND ART EDUCATION

The increase of printed graphics of Siberia begins in the 1960s. The Establishment of the art-graphic faculty of Omsk State Pedagogical Institute named after A. M. Gorky was a notable event in the artistic life of the region in 1960. The history of Omsk graphics is closely related to the history of the faculty.

Текст научной работы на тему «Основные закономерности развития печатной графики Омска XX века и художественное образование»

УДК 371.3:7

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ ОМСКА М ВЕКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Подъем печатной графики Сибири начинается в 1960-е гг. Создание в 1960 г. в Омском государственном педагогическом институте им. А. М. Горького художественно-графического факультета стало заметным событием в художественной жизни региона. История графики Омска тесно связана с историей факультета.

Ключевые слова: печатная графика Сибири, омские художники, стилистическая эволюция, черно-белый эстамп.

Обновление художественного видения в отечественном искусстве, начавшееся со второй половины 1950-х гг., во многом объясняет подъем самого мобильного вида изобразительного искусства - графики. Она правдиво отражала жизнь в ее социальном качестве, отличаясь конкретностью взаимоотношения с действительностью и острым чувством современности. В переломное время часто именно графика оказывалась на передовых позициях. Драматизм ощущения жизни проявлялся в лаконичности средств, экспрессии образного строя. Разнообразные графические техники и формы прикладного характера частично оберегали от идеологического контроля советского времени.

В 1960-е гг. графика, как самостоятельный вид искусства укоренилась и в Сибири, занимая достойное место в экспозициях всесибирских (зональных) выставок. Причем в искусстве тех лет стилеобразующую роль играла эстампная графика.

Первым участником всесоюзных смотров среди омских художников был Борис Николаевич Николаев (1924-2007), в те годы работавший в линогравюре, излюбленной технике «шестидесятников». Искусство было общественно значимо, а изображение человека имело социальный, публицистический смысл. Образно-пластический язык самых известных гравюр: «Земля целинная» (1963), «Мать» (1965), «Достоевский» (1969), тяготел к метафоричности. Метафора могла выступать и в ассоциативности изображения и в композиционных приемах. Контрасты широких черно-белых плоскостей в духе эстетики «сурового стиля»соответствовали особому морально-этическому идеалу времени.

Создание в 1960 г. в Омском государственном педагогическом институте им. А. М. Горького художественно-графического факультета стало заметным событием в художественной жизни региона. Новые историко-культурные горизонты в период кардинальных перемен в обществе меняли художественное сознание. Фундаментом омской художественной школы стали переработанные творчески активными профессиональными художниками традиции разных культурных центров огромной страны. В 1960-е гг. на омском «худграфе» преподавали художники с дипломами художественных вузов Ленинграда - ЛВХПУ им. В. И. Му-

T. B. BaôuKOBa T. V. Babikova

basic patterns iN the development

of printed graphics in omsk of the 20th century and art education

The increase of printed graphics of Siberia begins in the 1960s. The Establishment of the art-graphic faculty of Omsk State Pedagogical Institute named after A. M. Gorky was a notable event in the artistic life of the region in 1960. The history of Omsk graphics is closely related to the history of the faculty.

Keywords: printmaking of Siberia, Omsk artists, stylistic evolution, black and white print.

хиной, ЛИНЖСА им. И. Е. Репина, Москвы - ВГИК, МГХИ им. В. И. Сурикова, ХГФ МГПИ им. В. И. Ленина, Киева, Харькова и других городов Советского Союза.

История графики Омска тесно связана с историей факультета. В начале 1960-х студенты «худграфа» знакомились с техникой гравюры на линолеуме у педагога, недавнего выпускника графического факультета Академии художеств им. И. Е. Репина Олега Васильевича Титова (1938 г. р.). Затем занятия по графике вел приехавший из Краснодара Анатолий Алексеевич Чермошенцев (19382014), один из ярких представителей старшего поколения «худграфа». Чутко реагируя на происходящее вокруг, он сумел в ярких образных формах выразить важнейшие мировоззренческие представления своего времени.

В ранних станковых гравюрах: «Колхозный рынок» (1962), «Сельское кафе» (1963), проявился интерес к народной жизни, столь характерный для многих художников той поры. Тяга к большой обобщенной форме, контраст черного и белого формировали вполне условное, но очень убедительное пространство. Чеканность формы дополнялась лирикой чувств в эстампах «Встреча», «Зима» (1966), черно-белый штрих звучал эффектнее в гравюрах «Морзянка» (1966), «Родина» (1967). Изображенные мотивы трактовались как часть многообразной картины окружающего мира.

Напряженность линогравюрного стиля «ведущего графика Сибири» смягчается декоративным ритмом линий и пятен, поэтичностью видения, ассоциативностью образного строя. Содержание произведений обогатилось разного рода атрибутами и символикой. Построение композиции по геральдическому принципу придавало бытовой сцене особую значительность (листы серии «Деревенские дети»). Освоение художественного пространства помогало создать атмосферу, насыщенную духовными связями между людьми и предметами. Теплота человеческих отношений и поэзия единства с природой ощутима в лучших офортах конца 1960-х гг. - «Косцы», «Пастух» (1969). При этом пространство листа могло быть не только элегичным, но и напряженным, драматичным, как в литографии «Двое» (1970). Образы-символы продолжали играть существенную роль. Многие произведения А. А. Чермошенцева 1980-х гг. пронизаны

гармонией бытия. В дальнейшем в работах постсоветского десятилетия появляется ощущение неблагополучия существования человека в современном нестабильном мире.

Гравюра - это всегда итог представлений и размышлений художника, «отчеканенный» в определенном материале. Она всегда тяготеет к самостоятельному, замкнутому в себе миру. Существенные черты гравюры 1960-х: конкретность соприкосновения с действительностью, повышенное внимание к ее облику и характеру, лирические мотивы отчетливо заметны в творчестве самых значительных мастеров старшего поколения.

В гравюрах Ивана Ивановича Желиостова (1936 г. р.) возникает особый мир, в котором люди и среда соотносятся условно. Широкое звучание его образам придает то, что художник стремится отразить представления о пространстве и времени, о соотношении всеобщего и единичного. Вдумчивое отношение к окружающей действительности в сочетании с остротой выразительности присуща одной из самых известных серий линогравюр 1960-х гг. «Русь». Условность статичных фигур ксилографии 1970-х сменялась пластикой обобщенных форм техники меццо-тинто, которую он одним из первых в Омске освоил в 1980-е гг. В камерной графике непременно достигается стилистическое единство изображения, орнамента и шрифта. Графика И. И. Желиостова выделяется не только многозначной образностью, гражданственным пафосом, но и высоким техническим мастерством. Он - признанный мастер книжного знака, участник самых престижных международных выставок экслибриса.

Возвращаясь к омскому худграфу, отметим, что освоение разных видов эстампа, которым всегда славился факультет, изучение технологии уникальной и печатной графики изначально предполагает личностный характер общения с Мастером. Художественное творчество и педагогическая практика связывались воедино.

Время молодости поколения «семидесятников» было периодом высокой популярности изобразительного искусства. Многие авторы, опираясь в своем творчестве на явления реальной действительности, искали пути ее эстетического освоения. Повседневное все более зримо превращалось в общечеловеческое. В 1970-е гг. сложность пластических решений становилась часто естественной формой выражения отношения художников к жизни, к природе, к миру. В станковой гравюре активизировались эмоционально-личностные оттенки мировосприятия. Важнее становился сам процесс восприятия и постижения натуры. «Тихая графика», появившаяся на выставках тех лет, привлекала тонкими наблюдениями реальности, проникновенностью решения камерных тем, поэтичностью образов.

Наибольшие возможности для творческого эксперимента молодым авторам предоставляла именно графика. Открытие офортной мастерской, разнообразие графических техник, осваиваемых на факультете, различные формы ее использования, возможности творческого роста привлекали не одно поколение выпускников художественно-графического факультета. Многообразные виды эстампа ненадолго вытеснили такие техники, как рисунок карандашом, пастель, акварель. В 1970-е гг. графики все чаще стали использовать приемы современной видеоинформационной техники,

монтаж, пространственно-временные смещения, различного рода символику, т. е. средства графической выразительности современности.

Педагоги факультета были участниками художественного процесса не только региона, но и страны. Будучи активными членами Союза художников, они оттачивали мастерство на творческих дачах республиканского и союзного значения «Сенеж», «Академическая», «Горячий Ключ» и «Челюскинская». Много ездили по стране, работая в творческих группах Союза художников. Произведения разных видов и жанров искусства экспонировались на всесоюзных и международных выставках (1974, Франция - «Графики Сибири»). Несмотря на различие индивидуальных манер, педагоги-художники сумели найти собственное видение мира, свой творческий подчерк. Они сохраняли общность мироощущения, творческий подход к реалиям жизни.

Всей графике первой половины семидесятых свойственны характерность образов, поиск выразительности и поэтика факта, «документа». Экспериментируя с разными техниками, авторы стремились выработать и собственный изобразительный язык. Четкость и контрастность граней, характерные для линогравюры 1960-х сменились изысканной светотеневой моделировкой и округлостью форм гравюры на камне. Не случайно литографию считают пограничной областью между гравюрой и рисунком. Педагоги факультета (А. И. Галковский, Г. С. Катилло и др.) умели извлечь из литографского карандаша бархатистость глубокого черного цвета и добиться серебристых переходов к белизне чистого листа.

Общая тема омских графиков - Сибирский Север в причудливом переплетении величия природы и примет новой жизни. Постепенно патетика преображения уступила место достоверности и точности. Серии литографий «Люди Севера» В. Л. Долгушина, «Сибирская хроника», «Сибирские мотивы» А. А. Темерева, офорты Г. С. Катилло, М. И. Ра-зумова и др. экспонировались на республиканских и всесоюзных выставках.

Многие талантливые выпускники худграфа (Н. А. Герасимов, А. А. Князев, А. С. Макаров, А. В. Старцев и др.) вошли в одно из первых в стране молодежных объединений при Союзе художников РСФСР, созданное в 1972 г. Омские графики активно участвовали на первых молодежных зональных выставках «Молодые художники Сибири» (Омск, 1973 и 1978).

В гравюре все чаще применялся условный, «монтажный» принцип построения. Разновременные и разнопрос-транственные события соединялись в одной композиции. Это отвечало требованиям социального заказа, ведь повышалось тематическое звучание и произведения становились масштабными. Вместе с тем усложненность решений стала формой выражения изменившегося отношения к жизни. Все больше стала цениться открытая передача творческого процесса, возможности эксперимента. Наибольшую непосредственность изображения допускал офорт. Техники офорта, сухой иглы, акватинты позволяли передавать глубину пространства, мягкость лепки формы, создавать поэтичные, проникнутые тонким лиризмом произведения.

В искусстве семидесятников многие явления станковой графики отличала ассоциативность. Так, офорты выпус-

106

Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)

кника худграфа Г. Н. Александрова (серия «Басни Ивана Андреевича Крылова», 1980) подобны притчам, в которых отвлеченный сюжет или литературные образы соотнесены с актуальными проблемами современности. Художник прибегал к метафорической образности, неожиданно интерпретируя первоисточник.

В книжной графике оказывалось возможным восполнить историко-культурную среду произведения. В ткань литературного образа входили и ощущения, рождаемые современностью. Иллюстрации Б. В. Тржемецкого к произведениям Кузьмы Пруткова помогали читателю ощутить литературный памятник в контексте его эпохи и одновременно были графическими ассоциациями по поводу литературы.

В середине 1980-х в станковой графике наметился кризис. В творчестве мастеров разных поколений встречаются как традиционные решения, так и поиски новых форм и средств выражения. Постепенно все больше стали цениться субъективность взгляда, эмоционально-заряженное пространство, порой особое переживание пустоты.

УДК 378.1

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ: ОБЗОР ПРАКТИК РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Рассматриваются результаты психолого-педагогических исследований по проблеме развития одаренности у студентов вузов. Показана специфика индивидуализации образовательного процесса вуза как одного из ведущих принципов развития одаренности студентов. Описывается практический аспект решения проблемы в современных российских вузах с целью выявления общих подходов, средств, обобщения педагогического опыта.

Ключевые слова: одаренность, талант, индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, тьютор-ское сопровождение.

Категории графического языка переосмысливались. Техническое мастерство продолжало развиваться, искусство наполнялось новыми эмоциями.

Темы покорения Сибири, героика буден, индустриальные образы и прочие заказные работы уступили место мотивам природы Прииртышья. Не случайно некоторые обратились к смешанной технике или пастели. Причем каждый из авторов (например, В. Л. Долгушин, М. И. Разумов) нашел свои интонации и образы. Сохранившие верность печатной графике педагоги (Б. Д. Булучевский, А. И. Гал-ковский, Н. Г. Горбунов и др.) работали в разной стилистике, обретя неповторимость своей манеры.

Таким образом, многообразие путей графической интерпретации действительности, работа в сложных техниках, высокое ремесло, умение показать в оттиске все возможности материала во многом определили своеобразие омской графической школы 1960-1980-х гг.

© Бабикова Т. В., 2018

E. M. 3apunoea E. I. Zaripova

spECIFiCITY oF TEACHING GiFTED sTuDENTs: review of practice

of Russian universities

The article studies the results of psychological and pedagogical research on the issue of talent development in university students. It shows the specificity of the individualization of educational process at the university as one of the leading principles for the development of students' talents. The practical aspect of problem solving in modern Russian universities is described in order to identify common approaches, means, and generalize pedagogical experience.

Keywords: giftedness, talent, individualization, individual educational program, tutor support.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса современного общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб людей. Целью статьи является изучение практического опыта решения проблемы развития одаренности студентов в современных российских вузах для выявления общих подходов, лучших образцов, обобщения педагогического опыта. Для этого важно определиться с основными понятиями и теоретическими позициями исследования.

Анализ проблемы развития одаренности представлен во многих научных источниках [1; 2; 3]. Авторы отмечают, что в современной теории и практике достаточно полно представлены исследования по основным характеристикам одаренности в теориях зарубежных (А. Бине, Л. Терс-тоун и др.) и отечественных (Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес и др.) психологов.

При анализе теорий разных авторов выделяются две крайние точки зрения: первая - одаренность - это редкое явление; вторая - одаренность является нормой для любого человека. Мы разделяем следующие позиции исследователей развития одаренности:

- в каждом человеке проявляется одаренность как особая индивидуальная характеристика, позволяющая человеку выстраивать свой уникальный стиль и образ жизни;

- одаренность проявляется через успехи (результативность) в определенном виде деятельности; обусловливается индивидуальным потенциальным своеобразием наследственных задатков, личностными качествами и благоприятствующей социальной средой;

- одаренность благоприятствует развитию таланта. Это степень выраженности таланта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.