Научная статья на тему 'Искусство печатной графики современной Сирии'

Искусство печатной графики современной Сирии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
340
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ХУДОЖНИКИ СИРИИ / PRINTMAKING / ARTISTS SYRIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саллум Соха

Рассматривается разнообразие художественных стилей в современном искусстве печатной графики Сирии на примерах работ нескольких известных художников разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF PRINTMAKING CONTEMPORARY SYRIA

This paper examines the variety of artistic styles in the contemporary art of printmaking Syria in the examples of works of several famous artists from different generations.

Текст научной работы на тему «Искусство печатной графики современной Сирии»

УДК 76.03/09:391

ИСКУССТВО ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ СОВРЕМЕННОЙ

СИРИИ

Саллум Соха

аспирантка института графики и искусства книги Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А sohasalloum84@gmail. com

Аннотация. Рассматривается разнообразие художественных стилей в современном искусстве печатной графики Сирии на примерах работ нескольких известных художников разных поколений.

Ключевые слова: печатная графика, художники Сирии.

После мировой либерализации в сфере культуры Сирии в ХХ в. начинает активно развиваться изобразительное искусство, особенно искусство реализованной в материале графики, и непосредственно гравюры. В то время мировое искусство гравюры, ксилографии было на пике эволюции и самопроявления и уже далеко отстояло от утилитарного использования. Присущий гравюре фактор ее утилитарного применения для печати и тиражирования был уже вне интересов граверов. Художников Сирии в искусстве гравюры особенно привлекала идея передачи своих мыслей и чувств в материально-техническом воплощении.

Вручную испробуя разные возможности, которые дает материал (все виды материалов и воспроизведения печатной графики, эстампа и др.), мастера одновременно задавались вопросом о сущности художественной работы. Соответственно, вопросами стилистического преобразования произведений и влияния технической стороны на стилистическую выразительность готовой работы и т.п. Другими словами, имеет ли техника свой контроль над стилем работы художника? В какой степени материал печатных графических произведений помогает реализовать предметы эстетического производства культуры в целом?

Сирийские художники (как и многие из арабских стран, что отмечал советский востоковед Б.В. Вей-марн) усердно проходили курс fine-art-образования за рубежом. «Самая крупная на Арабском Востоке школа изобразительного искусства сложилась в Объединенной Арабской Республике. Ее истоки связаны с открытием в Каире в 1908 г. Школы изящных искусств (позднее преобразованной в институт), в которой первоначально преподавали французские и итальянские художники» [1]. Возвращение опытных мастеров из-за рубежа в середине XX в. сыграло важную роль в развитии пластического искусства в Сирии, которое воплощалось в произведениях этих мастеров. Они внесли большой вклад в процесс преподавания в школах и институтах искусств, особенно в Высшем Дамасском институте изящных искусств, который был реорганизован в 1960 г. и преобразован в факультет Дамасского университета в 1963 г. Искусство гравюры было одной из специальностей, которые преподавались в университете. Помимо деревянной гравюры,

обучали работать во всех техниках печатной графики — все виды офортов, литографии, шелкографии и др.

Факультет стремился к профессиональному развитию и способствовал обучению преподавателей, направляя их за границу с целью личного совершенствования и постижения мастерства обучения студентов. Росло число сирийских мастеров, специализирующихся в области искусства гравюры и вступивших в профсоюз деятелей изящного искусства в Сирии. С начала организации профсоюза в 1969 г. до 2010 г. число его членов составило 367 человек по информации Союза Художников Сирии.

В сфере пластического искусства в Сирии возникали новые разные современные направления и тенденции. Изменения в искусстве и творчестве художников шли под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Б.В. Веймарн считал, что «проявилось стремление художников найти и выразить в своем творчестве национальную специфику искусства» [1], ориентироваться на местные древние традиции, но также сильным было и влияние искусства Западной Европы».

Художники Сирии действительно испытывали воз-действие направлений западноевропейского искусства — абстракционизма, экспрессионизма, привлекавшего их своей особой выразительностью. Однако процесс перемен обусловливался еще многими факторами. Они были связаны и с художественным сознанием художника, с его индивидуальным взглядом на происходящее, с опытом и конкретно с теми материалами и техникой, в которых мастер работал. Но более значительны были факторы, шедшие от внешних ситуаций и событий общественного, политического и культурного состояния общества. Сирия, Ливан и Палестина в XIX в. представляли собой единое политическое образование — Великая или Большая Сирия (аш-Шам ал-Кабир), находившееся под властью Османской империи; условия французского мандата и независимость, обретенная в 1946 г., создание ОАР, государственные перевороты и войны... История страны позволяет утверждать, что все упомянутые факторы оказывали влияние на художников Сирии, определяя их положение в обществе. Если просматривать работы мастеров печатной графики в

Сирии, можно отметить многообразие произведений разных стилей.

К концу XX в. в современном искусстве Сирии сложились две категории мастеров и их произведений. Как определили это сирийские исследователи искусства, «первая категория — это работы профессиональных мастеров, которые получили образование в Европе и Египте, постигли основы реализма и импрессионизма и вернулись, чтобы преподавать в школах и институтах Дамаска, направлять начинающих Вторая категория — это экспериментальные работы в области модернизма сирийских художников. Этот процесс начался в 1950-е гг. XX в., а может быть и раньше. Он проявлялся в работах сюрреалистов, экспрессионистов, абстракционистов... вместе с продолжением реализма и импрессионизма» [2, с 14].

Направление экспрессионизма усилилось на основе убеждения, что искусство не должно быть ограничено лишь зрительным восприятием, моментами времени, изменением освещенности, на что опирались импрессионисты, а должно выражать эмоциональные переживания, духовность. Таким образом, в центре внимания художников оказываются гуманитарные вопросы, различные психологические условия, в которых живет человек каждый миг своей жизни, которые, в свою очередь, влияют на появление чувств, эмоций, размышлений о них с внутренней точки зрения. Данное разнообразие в стилях можно заметить в печатных гравюрах сирийских мастеров.

Гияс аль-Ахрас (1937 г.р.) начал свой творческий путь, обучаясь мастерству гравюры у художников Каира, Испании, Италии и Франции. Его первые печатные работы отличались реализмом, что ясно видно в офорте «Прачки Мадрида» (рис. 1), для создания которой он использовал технику акватинты. Изображены испанские женщины во время исполнения своей работы — стирки. Персонажи даны в стиле упрощенного реализма.

Рис. 1. Гияс аль-Ахрас. Прачки Мадрида. офорт, акватинта, 1959 г.

На последующих этапах творческого пути художник обращается к стилю более близкому символизму. Это подтверждают его образы-идеи, почти символы, которые он представляет в своих работах, как бы извлекая их из памяти, для чего использует линии и четкие цветовые формы-поверхности. Его целью является изобразить то, что подводит к его основной мысли, которую стремится передать мастер. Что есть сущностное, по мнению мастера, важнее, чем переда-

вать просто копируемый внешний облик чего-либо, как он есть на самом деле. На этом основывалось движение символизма (Symbolism) — «чтобы показать эту нерациональную форму, необходимо использовать яркие цвета на больших пространствах и линии, которые символизируют духовные ценности. Для достижения этой цели автор показывает объекты не так, как они выглядят реально, а так, как их представляет себе художник, сначала воспринимает, а потом преобразовывает эти объекты с намеками на тему, не соблюдая признаков реализма, используя линии и цвет» [3, с. 66].

Аль-Ахрас в работе «Жители пещеры», выполненной в технике цветной акватинты, представляет простые примитивные фигуры, абстрактные линии и плотно расположенные лица людей, а также фигуру в виде растения, напоминающую колосок пшеницы, как насыщенные образы, символизирующие жизнь внутри пещеры. Все вместе как бы изображает старую стену с обрушенной за долгие годы шпаклевкой и погибших птиц как отражение прошлого. Данная работа показательна в развитии стиля художника, который своими работами «утверждает, что сжатость и краткое изложение иногда достигают грани абстракционизма» [4, с. 47].

В работе «Виноградная лоза 1» (рис. 2) также в технике акватинты мастер пытается придать изображению «изящность и прозрачность с помощью красок, и иногда кажется, будто он делает это нарочито, особенно когда изображает общечеловеческие проблемы» [5,с. 46].

Рис. 2. Гияс аль-Ахрас. Виноградная лоза 1. акватинта, 2002 г.

Аль-Халид Али Салим (1944 г.р.) обучался мастерству гравюры в Дамаске и продолжил обучение в Париже и Барселоне. Он работал в самых разных направлениях: от реалистического экспрессионизма до абстракционизма. В его работах преобладают романтические настроения. Его реализм наполнен воспоминаниями о местах, где он вырос, о городе Пальмире, известном памятнике древней цивилизации. Но когда художник извлекает из памяти пейзажи Пальмиры, чтобы поместить их в свои работы, он не просто запечатлевает эти пейзажи, какие они есть в реальности, а преобразует их с помощью своего творческого и поэтического сознания. Как, например, в ли-

тографии «Побег планеты» (рис. 3) c характерным проявлением романтизма. Романтизм, по определению Гегеля, отказался «от внимания к внешней красоте, и ко всему внешнему: он ограничивается наружностью предмета такой, какая она есть и дает ей свободу приобрести ту форму, к которой она стремится сама по себе» [6, с. 352].

Рис. 3. Аль-Халид Али Салим. Побег планеты, итография, 1994 г.

Насралла Назир (1946 г.р.) получил образование скульптора в Дамаске, потом продолжил обучение во Франции, где также практиковал и искусство гравюры. Известна его работа в стиле символизма «Сон» (рис. 4), исполненная в технике литографии.

Рис. 4. Назир Насралла. Сон, литография. 1978 г.

Различные по толщине линии, в основе которых отдельные буквы арабского алфавита, формируют фигуру, напоминающую человека; линии в виде части скелета рыбы, в середине которого — квадрат с араб-

ской буквой «Д» внутри него, а сверху — диском луны и месяцем. В целом композиция «Сна» вместе со всеми его составляющими отвлеченными формами напоминает вымершую пустыню. Художник хотел передать, отобразить мир арабского человека, использовал символы, которые правильно доносят его мысль, — арабские узоры, арабские буквы, пустынный пейзаж с его лунными ночами.

В других работах Насраллы доминирует абстрактно-геометрический стиль с активным включением в композиции сочетания букв и геометрических узоров, как например в работе «Формирование букв» (рис. 5), исполненной в технике линогравюры.

Рис. 5. Назир Насралла. Формирование букв. линогравюра, 1982 г.

Также иногда мастер использовал в своих работах абстрактные фигуры, как, например, в произведении «Музыкальное письмо» (рис. 6), выполненном в технике шелкографии. Композиция произведения абстрактно-экспрессионистская и состоит из музыкальных нот, скрипичных ключей и надписей на арабском языке, расположенных на нотных строчках. Этим художник выражал свое внутреннее волнение. Произведение напоминает красиво построенные, но не сбалансированные музыкальные ноты.

Хальдун Шишак. III (1944 г.р.) изучал искусство гравюры в Дамаске и продолжил обучение в Бельгии. Сюжеты для своих работ он берет из природы и окружающего деревенского быта (рис. 7). Это воспоминания, что хранятся в памяти художника. В его работах, которые строятся на основе его воображения, преобладает простота композиций.

Шишакли использует различные техники. Мастер создает свои работы с помощью масляных красок, акварели, чернил, цветных карандашей, угля и гравировки по металлу, линолеуму и дереву. Он рисовал цветными чернилами на оттисках от форм, вырезанных из картофеля (рис. 8). Отличительной чертой работ художника является разнообразие стилей, плодотворность и постоянный поиск.

Рис. 6. Назир Насралла. Музыкальное письмо, шелкография, 2002 г.

Рис. 7. Хальдун Шишакли. Сцены из деревенского быта, ксилография, 1982 г.

Шуаира Абдульсалям (1949 г.р.) искусство гравюры изучал в Дамаске, позже продолжил научные исследования в той же области в Египте. Отдельные его работы тяготеют к экспрессионизму, как, например, цветной офорт «Модель» (рис. 9). Художник применял прием плоскостного решения (сжатых площадей), преобразуя изображаемое с помощью активных, зигзагообразных линий.

Рис. 8. Хальдун Шишакли. Окно в камне. Гравюра на картофеле и рисунок цветными чернилами, 1983 г.

В других работах Шуаира чаще склоняется к сюрреализму, как, например, офорт «Цель» (рис. 10). Художник дает полет своему воображению, используя элементы из окружающей действительности и изображая фигуры людей достаточно четко, но метод их соединения подвержен сюрреалистической логике; спонтанно, как бы без контроля разума.

Художник выражает образы из подсознания вместе с несуразными связями между объектами так, как они есть в мире его снов, но делает их доступными для реального мира. В этом и есть суть сюрреализма. Сюрреализм, как его определяет один из видных основателей сюрреалистического движения и его теоретик в Манифесте 1924 г. Андре Бретон, — «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить или устно, или письменно, или другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» [7, с. 41].

Творческий опыт художников Сирии в искусстве печатной графики и умение использовать все богатство техники — гравюры на металле, офорта, ксилографии, линогравюры, а также литографии и шелко-графии, позволили современным мастерам печатной графики высказывать свои мысли и впечатления в произведениях с помощью техники, выразительно передающей неповторимую индивидуальность каждого мастера.

Рис. 9. Абдульсалям Шуаира. Модель. офорт, акватинта, 1973 г.

Рис. 10. Абдульсалям Шуаира. Цель. офорт, акватинта, 1980 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран / раздел История // Всеобщая история искусств / т.6 Искусство 20 века. [Электронный ресурс] — URL: http://allrefs.net/c2/3umuq/p37 (дата обращения: 21.04.2016).

2. Заят Элиас. Возрождение пластиковой памяти в Сирии — отрывки из коллекции Национального музея в Дамаске — до шестидесятых годов ХХ века. — Дамаск: Министерство культуры и Генеральная дирекция древностей и музеев, 2008.

JJ t^l. jj Jl еь ^J '¿j£li Jl aj J j j Jl ^ i Я jjj^i -

3.

Jl ^¡LjJl

ü.

Лл- Л а ^и .. 3 . ^^ Л л Л ^^ «л:

и Л А1«'^1 А«» Л А. ^ ^ ^ ¿¿«л А«^ 1с А 115 3 Л А. -о» Л 2008 у 'iJljJ А 115 3 Л А ^ ..л« А«» Л Jl 3Й ■ 'ОАЛ «ДJ 2008.

4. Амхаз, Махмуд. Современное пластическое искусство — живопись с 1870 до 1970 г. — Бейрут: Дар аль-Муталлат, 1981.

5. л^«а« 'зф« ^ ^^¿^ ■ ^^ 1л«

Л- J з Л

1870-1970' ¿Л 3 «Л ^ 3 ! ■ А&Ь Ь Л^

^ - ^ 198!.

6. Шахин Махмуд. «Гияс аль-Ахрас.. пионерский эксперимент в сложной области..!!» // статья в журнале Аль-Хайят аль-Тащкилия № 89. — Дамаск: Министерство культуры, 2010.

7. « .. ((¿Ь ^ А ■■^¡л. 3 '¿л ЛJ ^ 1

..!!))' А! л« '¿Ь а Д 'А.. ■!.. £¿3 Л лл» Л(89)' ¿¿«л: ^^и Л íJljj 'А 115 3 Л 2010.

8. Аль-Насери Рафеа. Современное искусство гравюры. — Бейрут: Арабское заведение исследований и издательств, изд. 1, 1997.

9. ^ и Л ^ 1 Л

^ I А. . Л А. -^л ^ ■ - ДJ ^1'

1997.

10. Гегель. Символическое и классическое и романтическое искусство. на араб. яз.: Джордж Тара-пиши. — Бейрут: Дар Аль-Талиаа, 1986.

11. Л Л . ЛJ '^иj«jJЛj 3

^ Л 1А. ■■_)* Д 'и-". I -I Jlл

'Ал.! ^ Л 1986.

12. Бретон Андре. Заявления Сюрреализма. на араб. яз.: Салах Бармада. — Дамаск: издательство Мни-стерства культуры и национального Руководства, 1978.

13. ^ JjJ jl 'üj -JJ i j^. i 'A ^l '

С

jU ü Л Sjljj A itä3 Л jlu jVlj '^.jä Л 1978.

THE ART OF PRINTMAKING CONTEMPORARY SYRIA

Soha Salloum

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. This paper examines the variety of artistic styles in the contemporary art of printmaking Syria in the examples of works of several famous artists from different generations.

Keywords: printmaking, artists Syria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.