Научная статья на тему 'Духовые инструменты в традиционной культуре хакасов'

Духовые инструменты в традиционной культуре хакасов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
561
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ХОБЫРАХ / СЫЫЛАС / ПЫРГЫ / СЫМЫСХЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамышева Людмила Андреевна

Важным компонентом музыкальной культуры хакасов являлись музыкальные инструменты и исполнительство на них. Духовые инструменты выполняли, прежде всего, практическую функцию, они помогали в работе скотоводам и на промысле охотникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовые инструменты в традиционной культуре хакасов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78

Мамышева Людмила Андреевна

студентка 4 курса кафедры народного художественного творчества ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Российская Федерация

E-mail:[email protected]

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ

Аннотация

Важным компонентом музыкальной культуры хакасов являлись музыкальные инструменты и исполнительство на них. Духовые инструменты выполняли, прежде всего, практическую функцию, они помогали в работе скотоводам и на промысле охотникам.

Ключевые слова Духовые инструменты, хобырах, сыылас, пыргы, сымысхы.

Тысячелетиями музыка сопутствовала жизни человека, отражая его трудовую деятельность и быт, чувства и переживания. Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал самобытные национальные инструменты, которые во все времена являлись важным компонентом музыкальной культуры. К духовым хакасским народным музыкальным инструментам относятся: хобырах, сыылас, пыргы, сымысхы, сыгыртос и т.д.

Традиционный хакасский духовой инструмент, пастушеская дудка хобырах представляет собой цельную трубку со свистковым отверстием в стволе. Традиционно хобырах - это сезонный пастушеский инструмент. Изготавливали его обычно сами пастухи в летний период, сначала цветения и в пору созревания зонтичных растений. Выгоняя скот на пастбище в гористую местность, на берега рек, ручьев, озер, где в огромном количестве произрастают зонтичные растения, часто пастухи проводили время за музицированием на хобырахе. Изготовить такой инструмент можно было довольно легко и быстро. Сначала выбранный свежий стебель срезали у основания, затем снимали верхушку или соцветие (зонтик), удалялись листья. По вытянутой руке изготавливающего - будь то мальчик, подросток, или взрослый мужчина - измерялась длина ствола будущего инструмента. Затем оба конца инструмента скашивались по направлению друг к другу и вырезалось свистковое отверстие, которое имело разную форму - овальную, круглую, прямоугольную и т.д. Главным критерием для завершения изготовления инструмента является возможность извлечь звук. Готовое свистковое отверстие в целом; не больше 10 - 12мм [1, с. 74].

Охотничьи манки известны народам всего мира, но не во всех культурах они занимают одинаковое положение. В традиционной культуре хакасов встречается три вида охотничьих манков. Один из них - манок на марала пыргы, амыргы - натуральная продольная труба с мундштуком или без него. В зависимости от охотничьих трофеев (рога, мясо, шкура животного) на марала ходили в разное время года. Манок находил свое специфическое применение только с середины сентября до начала ноября - в так называемый брачный период животных. Изготовление пыргы (от глагола пыргыр - чихать, фыркать) достаточно трудоемко. Материалом для него чаще всего служил кедр, но использовались также береста, лиственница, рога крупных животных, зонтичные растения и др. Характерной особенностью звукоизвлечения на пыргы является инспираторное звукоизвлечение. Благодаря широкому спектру музыкально-выразительных возможностей инструмент применялся не только в охотничьем промысле, но звучал и в военных походах, ритуальных празднествах, общеродовых молениях, административных мероприятиях. На пыргы играли в минуты отдыха, соревнуясь в мастерстве игры и т.д.

Следующим видом манков - являются самые разнообразные и многочисленные звуковые приспособления длиной от 50 до 120 мм., для охоты на рябчиков и бурундуков - сыгыртос, сыбыскы, сыгыртхы. И рябчик, и бурундук в брачный период заводят любовную песню (мелодический и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х

пронзительный свист соответственно), привлекая к себе внимание самок и вызывая ревность самцов. Охота с использованием манка требует известной сноровки, острого зрения, терпения, осторожности, глубоких знаний повадок животных, развитого тонкого музыкального слуха, умения точно воспроизводить звукоподражания.

Последними видами манков - является пищики из бересты сымысхы. Этот вид манков относится к группе свободных аэрофонов с соударяющимися язычками. Звуковозбудителем здесь выступает колебания пластинок или лепестков манка. Плоский кусочек бересты складывается пополам и обрезается с трех сторон в виде прямоугольника или овала. Манок не относится к инструментам строго фиксированной высотой звука. Более того, при звукоизвлечении малейшее изменение в напоре выдыхаемой воздушной струи мгновенно отражается на качестве звучания фоноинструмента и приводит не только к понижению или повышению первоначального тона, но и к изменению тембра звуков. С помощью таких манков с конца июня до середины августа охотились на дикую козу и кабаргу, когда у животных появлялось потомство.

Таким образом, духовые инструменты - продольные флейты хобырах и сыылас, а также охотничьи манки пыргы, сымысхы и другие выполняли, прежде всего, практическую функцию, они помогали в работе скотоводам и на промысле охотникам.

Список использованной литературы: 1. Дорина М.В. Из истории изучения духовых и ударных музыкальных инструментов тюрков Саяно-Алтая // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия 3: История. Право. -Абакан: Издательство Хакасского гос. ун-та. им. Н.Ф. Катанова, 2003. - Вып. 3. - С. 74-76.

© Мамышева Л.А., 2017

УДК: 76.03/.09

Саллум Соха аспирант

Московская государственная художественно-промышленная акадимия

имени С.Г.Строганова, Москва, РФ e-mail: [email protected]

АБСТРАКТНЫЙ СТИЛЬ В РАБОТАХ ГРАВЮРЫ СИРИЙСКОГО ХУДОЖНИКА БАХИДЖА АРБАША

Аннотация

В работе рассматривается абстракция в искусстве древних цивилизаций Ближнего Востока и современный стиль абстракционизма, а также анализ источников появления абстрактного стиля в работах гравюры сирийского художника Бахиджа Арбаша. Эта работа затрагивает данный стиль художника Бахиджа Арбаша посредством показывая примеры его работ гравюры

Ключевые слова

Источники форм и идей, печатной гравюры, офорт, литография, акватинта, абстракция в искусстве, современные стили абстракционизма: лирический абстракционизм - геометрический абстракционизм -

абстрактный экспрессионизм.

ABSTRACT STYLE IN THE WORKS OF PRINTMAKING OF THE SYRIAN

ARTIST BAHIJ ARBASHA

Annotation

In this paper reviewed abstract in the art of the ancient Near East civilizations and modern style of abstraction art, and the analysis of the sources of the appearance of an abstract style in the works of printmaking of the Syrian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.