МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х
пронзительный свист соответственно), привлекая к себе внимание самок и вызывая ревность самцов. Охота с использованием манка требует известной сноровки, острого зрения, терпения, осторожности, глубоких знаний повадок животных, развитого тонкого музыкального слуха, умения точно воспроизводить звукоподражания.
Последними видами манков - является пищики из бересты сымысхы. Этот вид манков относится к группе свободных аэрофонов с соударяющимися язычками. Звуковозбудителем здесь выступает колебания пластинок или лепестков манка. Плоский кусочек бересты складывается пополам и обрезается с трех сторон в виде прямоугольника или овала. Манок не относится к инструментам строго фиксированной высотой звука. Более того, при звукоизвлечении малейшее изменение в напоре выдыхаемой воздушной струи мгновенно отражается на качестве звучания фоноинструмента и приводит не только к понижению или повышению первоначального тона, но и к изменению тембра звуков. С помощью таких манков с конца июня до середины августа охотились на дикую козу и кабаргу, когда у животных появлялось потомство.
Таким образом, духовые инструменты - продольные флейты хобырах и сыылас, а также охотничьи манки пыргы, сымысхы и другие выполняли, прежде всего, практическую функцию, они помогали в работе скотоводам и на промысле охотникам.
Список использованной литературы: 1. Дорина М.В. Из истории изучения духовых и ударных музыкальных инструментов тюрков Саяно-Алтая // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия 3: История. Право. -Абакан: Издательство Хакасского гос. ун-та. им. Н.Ф. Катанова, 2003. - Вып. 3. - С. 74-76.
© Мамышева Л.А., 2017
УДК: 76.03/.09
Саллум Соха аспирант
Московская государственная художественно-промышленная акадимия
имени С.Г.Строганова, Москва, РФ e-mail: sohasalloum84@gmail.com
АБСТРАКТНЫЙ СТИЛЬ В РАБОТАХ ГРАВЮРЫ СИРИЙСКОГО ХУДОЖНИКА БАХИДЖА АРБАША
Аннотация
В работе рассматривается абстракция в искусстве древних цивилизаций Ближнего Востока и современный стиль абстракционизма, а также анализ источников появления абстрактного стиля в работах гравюры сирийского художника Бахиджа Арбаша. Эта работа затрагивает данный стиль художника Бахиджа Арбаша посредством показывая примеры его работ гравюры
Ключевые слова
Источники форм и идей, печатной гравюры, офорт, литография, акватинта, абстракция в искусстве, современные стили абстракционизма: лирический абстракционизм - геометрический абстракционизм -
абстрактный экспрессионизм.
ABSTRACT STYLE IN THE WORKS OF PRINTMAKING OF THE SYRIAN
ARTIST BAHIJ ARBASHA
Annotation
In this paper reviewed abstract in the art of the ancient Near East civilizations and modern style of abstraction art, and the analysis of the sources of the appearance of an abstract style in the works of printmaking of the Syrian
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
artist Bahij Arbash. This paper affects the style of the artist Bahij Arbasha by showing examples of his work of printmaking.
Keywords
Sources of forms and ideas, printmaking, etching, lithography, aquatint, abstract in the art, modern style of abstraction art: lyrical abstraction - Geometrical abstraction - abstract expressionism.
Данный стиль, который нашёл свое выражение в работах некоторых сирийских художников, уходит корнями в искусство древних цивилизаций, которое включало в себя концепции и лексику, являвшиеся источниками форм и идей. Всё это смешалось с разнообразием форм современного абстрактного искусства.
Их картины отображают разнообразие источников абстрактного стиля - и это дает им возможность найти синтез между абстракцией в искусстве древних цивилизаций и ее метафизическими источниками и современными стилями абстрактного искусства, бесформенном и беспредметном в своих отсылках к философской мысли. Именно это придает их картинам особенность в выражении форм, психологическую или интуитивную. Это сразу становится ясным в абстрактных картинах художника Бахиджа Арбаша.
Абстракция в искусстве древних цивилизаций Ближнего Востока.
Возвращаясь к концепции абстракции, которая основана на лишении вещи ее внешнего проявления и специфичности, то есть на отображении сущности вещи без ненужной оболочки, стоит сказать, что основой абстракционизма считается сокращение и упрощение производимых действий. Именно это встречается в идеях и искусстве древних цивилизаций Ближнего Востока, например тех, что располагались в Месопотамии, Древнем Египте, Финикии, арабской и затем мусульманской цивилизаций.
Достигалось это за счет упрощения и сокращения иллюстрируемого предмета, создания абстрактных символов, которые содержали в себе метафизический смысл. Об этом свидетельствуют цилиндрические печати, так же как и абстрактные мусульманские орнаменты, в стиле геометрического --гириха' или растительного "ислими.
Именно это имел в виду английский критик Герберт Рид (1893-1968 гг.), говоря об абстрактном искусстве - «искусство, которое не получает радости от природы спонтанности вещей, но направлено в сторону искажения этой природы в интересах защиты скрытого, и может защищать и в религиозном плане, и в символическом, и в интеллектуальном» [1, С. 25].
Это показывает, что абстрактное искусство существовало как понятие в искусстве вышеупомянутых древних цивилизаций до своего появления как школы искусства в начале двадцатого века.
Источники абстракции в искусстве древности меняются с течением времени. Абстракционизм можно увидеть в искусстве эпохи земледелия: он выражен в метафизических источниках, связанных с таинственными силами. Это было вызвано страхом перед неизвестным и стремлением выразить. Этот страх с помощью искусства.
В то же время, источники абстракционизма в искусстве древних месопотамских цивилизаций языческих верований находятся в области которым следовали жители Месопотамии, чтобы противостоять диалектике жизни и ее переходу во что-то новое. Эти интуитивные источники есть в искусстве древней египетской цивилизации. Они связаны с учением о стабильности, бессмертии и появились под влиянием закрытого географического положения, существовавшего в нем равновесия и влияния геометрической быта.
Такие же источники можно найти в искусстве финикийской цивилизации, находившейся под влиянием месопотамской и древнеегипетской. Эти же интуитивные источники можно проследить в домусульманском искусстве арабов, которое ограничивало форму вещи для выражения ее смысла. Те же интуитивные источники есть в мусульманском искусстве; они помогают художнику в выражении любви, которая приближает его к Богу и абсолютному духу, и помогает следить за своим духовным развитием. При этом используются абстрактные геометрические и растительные мотивы.
Современные стили абстракционизма.
Разрушение реалистичных форм в современном искусстве началось с расцвета искусства импрессионизма в конце девятнадцатого века, и продолжалось с развитием последующих течение -постимпрессионизма, экспрессионизма, кубизма и других. Закончилось оно абстракционизмом, который
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
полностью разрушил реалистичную форму вещей. Он достиг своего расцвета в 50-х годах и остался, как явление, характерное для художественной деятельности в ХХ веке.
Абстракционизм разделился на два основных стилях и имеет несколько ответвлений от них. К первому стилю относится лирический абстракционизм, главным представителем которого является русский художник Василий Кандинский (1866-1944 гг.); за ним следует абстрактный экспрессионизм во главе с американским художником Джексоном Поллоком (1912-1956 гг.), он является продолжением и развитием абстрактного стиля Кандинского. Второй стиль - геометрический абстракционизм, основными представителями которого являются голландский художник Пит Мондриан (1872-1944 гг.) и русский художник Казимир Малевич (1878-1935 гг.). Источниками современного абстрактного искусства являются отсылки к философской мысли, которая обходит реальную форму предмета или места, приводя к их осмыслению без внешней физической составляющей. Впервые это полностью оформилось в лирическом абстракционизме Кандинского, который появился как выражение внутренней потребности художника, его стремления к достижению цвета, организованного, как музыкальная мелодия, согласно порядку искусств в их эстетическом смысле у философа Шопенгауэра.
С точки зрения Кандинского, способность цвета не только в «возбуждении человеческих чувств, но также и во влиянии на дух» [2, С. 140], как у музыки. В то же время Мондриан, находясь под влиянием философского подхода, схожего с представлениями голландца Шоейнмейкера с его математическими формами, идет путем геометрического формирования линий и цвета для выражения чистой реальности. Мондриан использует специальные элементы - схожие по форме (горизонтальные и вертикальные линии, геометрические отношения между ними), или по цвету (с синим, красным и желтым как основными используемыми цветами).
Согласно его высказыванию, «чтобы создать чистую реальность пластически, необходимо свести формы природы к постоянным элементам формы, а естественный цвет к первичному цвету» [3, С. 65].
Течение супрематизма, в котором работал Малевич, подразумевало устранение деления между субъективным и объективным согласно с представлениями Шопенгауэра. Малевич говорил: «супрематизм сводит все визуальное искусство в черный квадрат на белом фоне... Я не изобрел чего-то нового, это изображение темной ночи, которую я чувствовал в глубине себя самого» [4, С. 52]. В абстрактном экспрессионизме интуитивным источником становится система математической логики и конструктивизма, которые превращают реальность в абстрактные формы и символы при помощи психологии бессознательного. Абстрактный экспрессионизм характеризуется спонтанностью, которая была унаследована от сюрреализма. Эта спонтанность является бессознательной, о ней говорят: «свободные от сознания движения могут превратиться в значимые символы. Этот вид сюрреализма породил новые течения в США и дал название динамичной картине» [5, С. 118-119].
Развитие абстрактного стиля в работах гравюры художника Бахиджа Арбаша (р. 1943-1944 гг.)
Сирийский художник Бахидж Арбаш изучал искусство гравировки и литографии в Дамаске, затем продолжил его изучение во Франции. Его первые работы выполнены в стиле сокращенного экспрессионизма. Это видно в его картине (рисунок 1), исполненная техникой литографии. она представляет собой безмолвную природу.
В своей работе он ушел от детальных форм, опираясь на различные расстояния в углах и сокращая до минимума количество линий, формирующих внешнее представление о происхождении картины, в которой присутствуют различные виды плоскостей.
Этот стиль сокращения в абстрактом выражении деталей присутствует и в других работах художника Арбаша, выполненных в стиле чистого абстракционизма. К этим работам относится картина (рисунок 2) исполнена техникой гравюра на металле (гравировка долотом).
Она представляет собой белое пространство, по которому художник распределил геометрические формы - квадраты, треугольники, трапецоиды, круговые вырезы. Они меняются по цвету от черных до серых, соединяются друг с другом при помощи прямых и изогнутых линий, что напоминает по форме современное абстрактное геометрическое искусство.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 2410-700Х
В своих апстрактных гравюрах Бахидж Арбаш изменение взглядов внутри современного абстракционизма. Его способность к созданию форм на полотне в соответствии с его знаниями и впечатлениями. Превращают его работы в отображение чего-то личностного. Мы можем увидеть это в его картине (рисунок 3), выполненной в технике гравюра на металле (офорт, акватинта). Она имеет размер 13,5x13,8 см, создано в 1973 году.
Оно состоит из трех квадратных частей, различающихся по размеру. Они наложены друг на друга так, что центры квадратов совпадают. Квадратные части картины расположены в следующем порядке:
Первая часть; Самая большая по размеру, квадратной формы, формирует задний план картины, доминирующий цвет - черный.
Вторая часть; Меньше по размеру, чем первая. Она также выполнена в форме квадрата, но имеет белый цвет. Она располагается в центре первой части, чем напоминает абстракционизм Казимира Малевича - такие же квадратные формы есть и на его полотнах.
И третья часть; Она меньше второй по размеру и располагается в ее середине.
Третья часть состоит из расплывчатых изображений двух лиц, пересекающихся друг с другом, выполненных в стиле абстрактного экспрессионизма. Лицо, расположенное справа от зрителя. Оно направлено вбок. Это мужское лицо с глазами миндалевидной формы. Его покрывает ткань.
Поверх изображения есть штриховка, которая представляет собой множество прямых линий, некоторые из которых расположены параллельно, а некоторые -переплетаются. Группы этих линий повторяются в своих пересечениях между собой.
Что касается другого лица, которое находится слева от зрителя, то оно тоже имеет немного квадратную форму. Лицо напоминает женское, на голову надет хиджаб, напоминающий по своей форме повязку для головы. На нем также видны линии, подобные упоминаемым выше. Лоб женщины украшает цепочка из кругов, которые пересекаются со звездами. Круги в центре образуют форму полумесяца и включают в себя звезду. На месте уха показано украшение в виде перевернутого полумесяца, который включен в форму геометрического шестиугольника. На шее украшение в виде ожерелья с выступающими вертикальными линиями, тянущимися до границы третьей части снизу, и выполненными в форме ромбов и прямоугольников. Ожерелье находится в середине композиции, полумесяц находится в нижней части, а в его центре расположены переплетающиеся круги, из которых образуются три вертикальных линии
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
геометрической формы.
Смотря на геометрического строение лиц в картине, мы видим, что они приближены к квадратной форме, между ними нет свободного пространства, их черты нарисованы расплывчато, с помощью геометрической абстракции. Это достигается за счет выравнивания их в пространстве, которое ограничено внешней линией с пренебрежением к выступающим деталям.
Этот стиль был повторен художником в изображении лиц, что мы можем увидеть на его другой картине(рисунок 4), выполненной в технике гравюра на металле (офорт, сахар, акватинта). Она имеет размер
15,7^25 см и написана в 1973 году.
Она представляет собой абстрактную геометрию лиц, которая относится к абстрактной геометрии лиц в искусстве домусульманской арабской цивилизации. Данный стиль можно увидеть в резных надгробиях, а также на памятнике «Богиня Хаян ибн Нэйбат» из черного храма в Петре
на изображении (рисунок 5).
На третьей части картины мы можем увидеть длинное покрывало, укрывающее тела людей в нижней части изображения. Это покрывало также является занавесом смерти, которая являлась древней разрушительной силой в домусульманском искусстве. Его изображали на надгробиях, например, «на могилах, предназначенных для бедных людей. По своему расположению они напоминали картины смерти, завеса смерти опускалась на них спереди или сзади, прикреплялась по бокам цветками или пальмовыми ветвями. Зачастую бывает, что на могиле есть одно лишь покрывало, с вышитым на нем именем покойного» [6, С. 203]. Однако, в картине Арбаша мы видим, что художник использует занавес в интеллектуальном смысле, как показатель значения жизни, рождения и обновления, поскольку занавес здесь объединяет и мужчин, и женщин. Женщина здесь выражена с помощью абстрактных геометрических форм, среди которых можно увидеть символы веры, такие как полумесяц, который выражает собой добро и плодородие в древних религиозных учениях, «которые перешли в работы первых цивилизаций в культуре древнего Ближнего Востока. Они основывались на влиянии луны на плодородие земли, богатство урожая» [6, С. 210]. Это отражается в символе полумесяца и ожерелье в форме полумесяца на женщине, которые представляют собой полную луну, а также отражают то, что «формы женщины предполагают плодородие, размножение и обновление» [7, С. 103].
С этим художник передает нам, который вложен в символы плодородия, размножения и обновления жизни при помощи "двойственности' (мужчина и женщина).
Художник изобразил эту "двойственность' в своей картине при помощи квадрата, как будто «квадрат (в большей степени прямоугольник) - это материальный символ, символ тела» [8, С. цивилизаций.
Как сказано выше, в контексте отношений между геометрической формой абстракционизма и его символической структурой, на которую опирался Бахидж Арбаш в своей работе, ей придана геометрически современная форма. Становится ясным, что художник черпал частные детали абстракционизма из культурного наследия, сохранившегося в его памяти, находя интуитивные метафизические источники для своего творчества.
Рисунок 5
382], как и в искусстве древних
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Искусство древних цивилизаций характеризуется мысленными абстракциями, которые выражались в отвлеченной форме - «Подобные формы заключают в себе мысли, убеждения и духовные ценности» [9, С. 98].
В философских взглядах Гегеля об абсолютном духе и достижении идеала при образовании идей в основе лежит мысленное восприятие. Он говорит, что «искусство достигло его высшей точки, когда в нем пересекается религия и жизнь, в преображении божественного в сознательное, в углублении интересов человека, в создании огромного простора для мысли» [10, С. 71]. Он был человеком старых взглядов в религиозных вопросах касательно таинственных сил, «природа которых была выше его самого и выходила за пределы идеологии и планирования (а идеология и планирование придают блеск социальным навыкам, которые не подчиняются власти природы)» [11, С. 15]. Список использованной литературы:
1. Рид Герберт. «Искусство и общество». Бейрут: издательство Dar Алькалам, 1975
2. Мюллер Джозеф, Эмиль Франк Ильгер. «Сто лет современной живописи». Багдад: издательство Дара Альмаамуна, 1988.
3. Мубарак Аднан. «Основные тенденции в области современного искусства в свете теории Герберта Рида». Багдад: издательство Министерства информации, 1973.
4. Ньюмар Сара. «История современного искусства». Каир: издательство Комитета авторинга, перевода и издательского дела.
5. Рид Герберт. «Настоящее искусство». Ирак: издательство Министерства Культуры и Информации, 1983.
6. Алван, Фарук аль-Дин Махмуд. «Абстракция в искусствах арабов до ислама». Магистерская диссертация. Факультет изобразительных искусств. Багдад: Багдадский университет, 1997.
7. Сахеб Зухайр. «Иракские изобразительные искусства - эпохи предварительной письменной форме». Багдад: издательство Ассоциации Иракских изобразительных художников, 2007.
8. Юнг Карл Густав и группа ученых. «Человека и его символы». Багдад: издательство Отдел Делах Культуры и Публикаций,1984.
9. Сахеб Мохсен Зухайр. «Кругообразные человеческие керамические скульптуры от доисторических эпох в Ираке» кандидатская диссертация. факультет изобразительных искусств. Багдад: Багдадский университет, 1996.
10. Хуесман Денис. «Эстетика». Бейрут, Париж: Издательство Дар Увайдат, 1983.
11. Гачеф Георгий. «Осведомленность и искусство». Кувейт: издательство мира знаний, 1990.
© Саллум С., 2017