УДК 76.03/.09 А.В. ФИЛИМОНОВА
СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА В ВОЛГОГРАДСКОМ РЕГИОНЕ: 1980-1999 ГОДЫ
Филимонова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи, графики и графического дизайна Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, пр-т. им. В.И. Ленина, 27), annafil14@yandex.ru
Аннотация. Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в позднесоветский период. В статье проведен анализ сюжетно-тематического разнообразия и технических предпочтений мастеров печатной графики региона. Впервые рассмотрены гравюры художников И.Н. Аксенова, Л.Д. Ермакова, В.И. Мамонтова, Е.Г. Синилова из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова, картинной галереи г. Волжского, Дубовского районного краеведческого музея, Урюпинского художественно-краеведческого музея, частных коллекций. Выявлена существовавшая в станковой графике художников региона героическая сюжетно-тематическая преемственность, нашедшая в 1980-1999 годах отражение в монументально-мемориальных мотивах у художников В.В. Киселева, А.М. Николаева, Г.И. Печенникова. Вместе с этим отмечены работы художников И.Н. Аксенова, Л.Д. Ермакова, В.И. Мамонтова, Е.Г. Синило-ва, Н. Д. Пироговой, в которых появились лирические художественные образы и темы. Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, офорт, сухая игла, И.Н. Аксенов, В.В. Киселев, А.П. Легенченко, В.И. Мамонтов, Н.Д. Пирогова, Б.К. Сивец.
UDC 76.03/.09 A.V. FILIMONOVA
EASEL PRINTED GRAPHICS IN THE VOLGOGRAD REGION:
1980-1999 THE YEARS
Filimonova Anna Viktorovna, Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Panting, Graphics and Graphic Design of the Volgograd State Socio-Pedagogical University (27, im. Lenina ave., Volgograd), annafil14@yandex.ru
Abstract. The subject of the study was the state of easel printed graphics in the Volgograd region in the late Soviet period. The article analyzes the plot-thematic diversity and technical preferences of the masters of printed graphics in the region. Engravings were first made by artists I.N. Aksenov, L.D. Ermakov, V.I. Mamontov, E.G. Sinilov from the collection of the Volgograd Museum of Fine Arts. n.a. I. Mashkov, Art Gallery of Volzhsky city, the Dubovsky District Museum, the Uryupinsky Museum of Art and Local Lore and private collection. The author reveals the heroic plot-thematic continuity that existed in the easel graphics of artists of the region, which is reflected in the monumental and memorial motifs of artists V.V. Kiselev, M. Nikolaev, G.I. Pechennikov in the 1980s-1999s. Along with this, the works of artists I.N. Aksenov, L.D. Ermakov, V.I. Mamontov, E.G. Sinilov, N.D. Pirogova, in which lyrical artistic images and themes appeared.
Keywords: printed graphics, linocut, etching, dry needle, I.N. Aksenov, V.V. Kiselev, A.P. Legenchenko, V.I. Mamontov, N.D. Pirogova, B.K. Sivets.
Предметом нашего исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в позднесоветский период, в 1980-е - 1990-е годы. О творчестве отдельных волгоградских художников в интересующем нас периоде были упоминания: в каталоге персональной выставки И.Н. Аксенова [1], альбоме произведений А.П. Легеченко [2], в издании «Жизнь в поисках красоты. Живопись и графика Нинель Пироговой» [3], альбоме «Волгоградский художник» [4]. Целостно, с анализом сюжетно-тематических и технических предпочтений мастеров печатной графики еще не проводился анализ состояния станковой печатной графики в позднесоветский период в Волгоградском регионе.
Главным материалом для обзора станковой печатной графики стали работы волгоградских художников-графиков из собрания картинной галереи г. Волжского (филиала Волжского музейно-выставочного комплекса, далее - ВМВК), собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова (далее - ВМИИ им. Машкова), собрания Урюпинского художественно-краеведческого музея и Дубовского краеведческого районного музея, работы из личных коллекций Ю.М. и Л.М. Вязовиковых (Волжский).
В 1984 году в Волгограде прошла Всероссийская выставка «На земле Волгоградской. 40-летие великой Победы», собравшая работы лучших художников региона. В разделе каталога выставки «Графика» из 31 автора мы можем выделить 13 художников, работавших в 1980-е годы в области эстампа [5]. Среди них старейшие волгоградские графики - выпускники Сталинградского и Саратовского художественных техникумов (А.М. Николаев, П.Ф. Гречкин, Г.И. Печенников, А.П. Легенченко), есть мастера, чья стилистика сложилась в 1960-е - 1970-е годы (Н.Д. Пирогова, Б.Г. Сивец, И.Н. Аксенов, В.В. Киселев), и молодые художники, недавние выпускники Украинского полиграфического института (Я.В. Жирков, В.И. Мамонтов).
А.М. Николаев, Г. И. Печенников, А.П. Легенченко принадлежат к числу авторов, сформировавшихся в атмосфере классического подхода к искусству графики как синтезу мастерского владения рисунком и композицией и технологического совершенства всех способов печати. В начале 1980-х старшее поколение волгоградских мастеров печатной графики возвращается к героической тематике. А.М. Николаев создал цветные линогравюры «Интерьер кабинета В.И. Чуйкова»1 и «Прихожая и комнаты дежурного по штабу»2, Г.И. Печенников обратился к новой серии «Солдатки Сталинграда»3.
Художник созерцательно-лирического направления, Александр Павлович Легенченко продолжал работать с натуры - «Волгоградская набережная»4, «Улица Советская»5, «Школьная площадка»6, «Мирный Волгоград»7. В коллекции ВМИИ им. И. Машкова хранятся значимые работы позднего периода творчества А.П. Легенченко - «Сердце моей Родины»8 и «Дуб, видевший Степана Разина»9. Сделанная на большой доске (43х50 см), работа «Сердце моей Родины» выполнена «непосредственно с натуры в Александровском саду, в Москве» [2]. К образу дуба, свидетеля истории, А.П. Легенченко обращался несколько раз; легкая и живописная натурная зарисовка, выполненная в 1967 году, в конце концов обрела эпический образ в гравюре «Дуб, видевший Степана Разина». Среди многочисленных пейзажей мастера волгоградский искусствовед Л.Л. Ишкова выделяет зимние «челюскинские», выполненные в 1980-е, как одни из лучших в творчестве художника: «Челюскинская»10, «Подмосковье. Зима»11, «Лыжная прогулка»12 [2].
1 Николаев А.М. «Интерьер кабинета В.И. Чуйкова». Цветная линогравюра. 1981. Собрание ВМИИ им. Машкова.
2 Николаев А.М. «Прихожая и комнаты дежурного по штабу». Цветная линогравюра. 1981. Собрание ВМИИ им. Машкова.
3 Печенников Г.И. Серия «Солдаты Сталинграда»: «Последняя затяжка», «Победа», «В медсанбате», «Фронтовое письмо», «Солдат», «Сапер». Линогравюра. 1980-е. Собрание ВМИИ им. Машкова.
4 Легенченко А.П. «Волгоградская набережная». Сухая игла, офорт. 1981.
5 Легенченко А.П. «Улица Советская». Сухая игла, офорт. 1981.
6 Легенченко А.П. «Школьная площадка». Сухая игла, офорт. 1981.
7 Легенченко А.П. «Мирный Волгоград». Сухая игла, офорт. 1983.
8 Легенченко А.П. «Сердце моей Родины». Сухая игла. 43х50 см. 1980. Собрание ВМИИ им. Машкова.
9 Легенченко А.П. «Дуб, видевший Степана Разина». Сухая игла. 35х45 см. 1980. Собрание ВМИИ им. Машкова.
10 Легенченко А.П. «Челюскинская». Сухая игла. 1984. Собрание ВМИИ им. Машкова.
11 Легенченко А.П. «Подмосковье. Зима». Сухая игла. 1981. Собрание ВМИИ им. Машкова.
12 Легенченко А.П. «Лыжная прогулка». Сухая игла. 32х43 см. 1981. Собрание ВМИИ им. Машкова.
Н.Д. Пирогова и Б.К. Сивец - мастера графики, успешно работавшие в области книжной иллюстрации, к концу 1980-х уже имели большой опыт выставочной деятельности, много работали в графических техниках, обладая значительным техническим и стилистическим потенциалом.
Всесоюзный подъем интереса к офорту и его разновидностям в изобразительном искусстве 1970-х - 1980-х годов не обошел стороной и волгоградских графиков [6]. В этот период Нинель Дмитриевна Пирогова начинает работать в техниках лавис, акватинта, сухая игла, меццо-тинто. В собрании ВМИИ им. Машкова хранится триптих «Над городом»13, выполненный в технике «цветной офорт». Триптих объединен высокой линией горизонта, круговым движением птиц и фейерверка. Мы видим Волгоград глазами художницы из окон ее квартиры и мастерской.
Актуальная в искусстве позднесоветского периода тема обновления, устремления вперед нашла выражение в серии «Волгоград индустриальный»14: летящие чайки под мостом реки Пионерки, движущиеся троллейбусы на пешеходном мосту Привокзальной площади, стремящиеся в небо многоэтажки, плывущий по маленькой речке катерок. Мосты стали изобразительной метафорой движения и соединения в этой серии, которую сама художница называет «Волгоград. Мосты» [4].
Нинель Дмитриевна всегда стремится запечатлеть красоту окружающего мира. Серия «Соборы Москвы»15 была вдохновлена видами исторического центра Москвы -Зарядье, из окон гостиницы «Россия». Высокая линия горизонта в зарисовках, выполненных художницей с различных этажей гостиницы, превратила изящные по форме и цвету уникальные памятники русского зодчества в миниатюрные архитектурные макеты - экзотические украшения Москвы. В листах серии узнаются композиционные приемы поиска точки зрения, линии горизонта, получившие развитие в предыдущих графических сериях Нинель Дмитриевны.
В изобразительном искусстве 1980-х активно развивалась тема исторической преемственности и творческого переосмысления истории, появились интерпретации тем Великого Октября и завоеваний революции [6]. Эти тенденции нашли отражение в графической серии Бориса Константиновича Сивца16, посвященной героям Красного Царицына17. Большой формат цветных оттисков в технике цветной линогравюры позволяет воспринимать графические листы как парадные портреты, выполненные утрированным плакатным языком, и не потерявшие эмоциональной напряженности художественные образы.
Популярная в советском изобразительном искусстве индустриальная тема нашла отражение в серии гравюр Виктора Владимировича Киселева, опоэтизировавшего скупую красоту индустриальных пейзажей и промышленных «гигантов» Волжского. В полном объеме серия была впервые показана на выставке «Оттиск» (Волжский музейно-выставочный комплекс, ноябрь 2019). В 1980-е годы художник возобновил работу над серией «Волжский»: «Иней в Волжском»18, «Волжский. Цветы»19, «Волжский. Памятник
13 Пирогова Н.Д. Триптих «Над городом»: «Птицы над городом», «Салют», «Чайки над городом». Офорт. 1980. Собрание ВМИИ им. Машкова. СГ-1982, СГ-1983, СГ-1981.
14 Пирогова Н.Д. Серия «Волгоград индустриальный»: «Мост через железную дорогу», «Мост через реку Пионерку». Офорт. 46,5х62 см. 1982. Собрание ВМИИ им. Машкова СГ-449, СГ-452.
15 Пирогова Н.Д. Серия «Соборы Москвы». Офорт, акватинта. 40х57 см. 1982. Собрание ВМИИ им. Машкова. СГ-1975, СГ-1976.
16 Сивец Борис Константинович (1927- 2010) - художник-график, выпускник Московского полиграфического института (1963). В Волгоград приехал из г. Фрунзе (Киргизия) в 1963 году.
17 Сивец Б.К. Серия «Герои Красного Царицына». Цветная линогравюра.1982. Собрание ВМИИ им. Машкова. «Портрет командира кавалерийского корпуса С.М. Буденного». 77х67 см. СГ-1597. «Портрет командующего 10-й Армией К.Е. Ворошилова». 77х61 см. СГ-1582. «Организатор первых революционных отрядов в Царицыне И.В. Тулака». 77х62 см. СГ-1583. «Портрет Я.З. Ермана». СГ-1584. «Портрет С.К. Минина». СГ-1585.
18 Киселев В.В. «Иней в Волжском». Гравюра на пластике. 20х13 см. 1983. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
19 Киселев В.В. «Волжский. Цветы». Гравюра на пластике. 28х23 см. 1980. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
Ф.Г. Логинову»20, в которой изобразил «идеальный» город с новой эстетикой. После Киселева, пожалуй, никто их волжских художников не возвращался к городской теме в таком контексте.
Лирико-индустриальная тематика прослеживается и в работах волжского художника -Льва Даниловича Ермакова21. Популярные мотивы перекрытия Волги, строительства Волжской гидроэлектростанции по-новому зазвучали в листах «Котлован»22 и «Перекрытие Волги»23. Лиричные листы «Фонтан в парке»24, «Маяки»25, «Голубятня»26 посвящены Волжскому и наполнены светом и динамикой. Ермаков самостоятельно осваивал печатные техники; по воспоминаниям волжского художника В.Д. Фенина, не имея возможности заниматься офортом в специально оборудованной мастерской, Ермаков травил медные и дюралюминиевые пластины электрохимическим способом. Преимущество такого способа заключается в его безвредности и скорости: обычно процесс занимает от 1 до 3 минут и во время травления не выделяются ядовитые газы и пары, как при химическом травлении досок кислотами. Офорты Л.Д. Ермакова отличались от графических листов волгоградских мастеров, представленных на выставке «Черно-белая романтика» (Картинная галерея г. Волжского, 2019) не только динамичностью, плоскостностью, декоративностью, но и отсутствием в них героического пафоса. В 1980-е отсутствие идеологической составляющей в творчестве могло стать решающим фактором в непринятии художника профессиональным сообществом, которое со временем вылилось в полное забвение имени Л. Д. Ермакова в истории культуры города Волжского.
На фоне известных волгоградских мастеров печатной графики в 1980-е годы выделялся активно ищущий собственный художественный язык молодой волжский художник Виктор Иванович Мамонтов27. Этот период можно смело назвать «графическим» периодом художника, недавно закончившего Украинский полиграфический институт и работавшего в Волгоградском отделении Художественного фонда РСФСР [7]. Работы Виктора Ивановича отличались поиском пластического языка, для которого художник выбрал не самый простой путь - он экспериментировал в техниках «цветной офорт», «гравюра на картоне», «цветная линогравюра», создавал смешанные авторские техники («За Победу»28, «В лесу»29, «Звездопад»30).
20 Киселев В.В. «Волжский. Памятник Ф.Г. Логинову». Гравюра на пластике. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
21 Ермаков Лев Данилович (1949-1990, даты жизни неточные). Выпускник Саратовского художественного училища. Жил и работал в г. Волжском. Занимался в Народной изостудии ДК «Волгоградгид-рострой». Несколько раз пытался поступать в художественные вузы. Участник городских выставок художников г. Волжского.
22 Ермаков Л.Д. «Котлован». Офорт, акватинта. 12х19 см. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
23 Ермаков Л.Д. «Перекрытие Волги». Офорт, акватинта. 12х19 см. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
24 Ермаков Л.Д. «Фонтан в парке». Офорт, акватинта. 28х38 см. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
25 Ермаков Л.Д. «Маяки». Офорт, акватинта. 12х19 см. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
26 Ермаков Л.Д. «Голубятня». Офорт, акватинта. 33х48 см. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
27 Мамонтов Виктор Иванович (1951-2003) - художник-график, живописец. Жил и работал в г. Волжском. Занимался в народной изостудии ДК «Волгоградгидрострой». Выпускник Украинского полиграфического института им. И. Федорова (1979). Член Союза художников России (1996).
28 Мамонтов В.И. «За Победу». Гравюра на картоне. 47х49,3 см. Собрание Картинной галереи г. Волжского. № 909.
29 Мамонтов В.И. «В лесу». Офорт. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
30 Мамонтов В.И. «Звездопад». Гравюра на картоне. 1980-е. Собрание Картинной галереи г. Волжского.
Пластический язык художника менялся вместе со сменой материала, В.И. Мамонтов много работал в технике цветной линогравюры, в коллекции Картинной галереи г. Волжского хранятся интересные для своего времени листы «Создатели»31, «На Фонтанной»32, на которых мы узнаем коллег Виктора Мамонтова - художников города Волжского: С.Т. Подчайнова, И.К. Макарову, А.Н. Мызгина. В начале 1990-х годов В.И. Мамонтов отошел от графики и занялся темперной живописью, в которой в полной мере нашли отражение все находки и приемы «графического» периода.
В контексте сюжетно-тематических тенденций духовного искания, борьбы добра и зла, места человека-творца в мире развивалось творчество Евгения Григорьевича Синилова - художника философско-лирического направления. Период 1970 - 1990-х годов был самым плодотворным в творчестве графика: он много иллюстрировал, успешно участвовал в международных выставках мини-принтов и экслибрисов. Евгением Григорьевичем была изобретена и доведена до совершенства авторская многоцветная печатная техника. Среди работ, созданных мастером в 1980-е годы, мы встречам экслибрисы: «Книга Ю.М. Вязовикова»33, «Книга Якоби»34, экслибрис Виталия Егорова35, «Библиотека А. и Ал. Гринченко»36 и миниатюрные пейзажи, отпечатанные в авторской многоцветной технике.
Несмотря на широкую известность книжных знаков мастера, станковая печатная графика Е.Г. Синилова редко упоминается в публикациях о художнике. В коллекции Ю.М. Вязовикова37 хранится триптих «Притча о жизни»38, созданный в 1990 году. Название центральной части триптиха «Прорыв» помогает нам понять изобразительные метафоры автора. Жить, по Синилову, - это бесконечно преодолевать неизвестность, боль, страхи, соблазны и заблуждения. Евгений Григорьевич по-новому интерпретирует библейские символы: сухое райское древо «змея искусителя», растущее корнями вверх, небо, «всевидящее око», черная луна, не способная осветить тьму и ее обитателей. Правая часть триптиха, «Пролог», является изобразительно-смысловой инверсией левой части; «Итог»: начало и конец, горящая и потухшая свеча, цветущий и засохший терновый куст, влюбленные Мужчина и Женщина, скорбящая над страдающим Мужчиной Женщина. Несмотря на трагичность сюжета листа «Итог», автор оставляет зрителю надежду, на первом плане мы видим ироничную трактовку процветшего молодыми листьями орудия забвения.
Интересным явлением в волгоградской станковой графике был художник наивно-лирического направления Иван Николаевич Аксенов39 [4, с. 10]. Его можно считать в некотором смысле автодидактом, получившим высшее педагогическое образование, но всю жизнь занимавшимся графикой. Художник работал в жанре лирического пейзажа,
31 Мамонтов В. И. «Создатели». Цветная линогравюра. 68х42 см. Собрание Картинной галереи г. Волжского. № 906.
32 Мамонтов В.И. «На Фонтанной». Линогравюра. 51х59,5 см. Собрание Картинной галереи г. Волжского. № 907.
33 Синилов Е.Г. Книжный знак «Книга Ю.М. Вязовикова». Авторская техника. Из коллекции Ю.М. Вязовикова.
34 Синилов Е.Г. Книжный знак «Книга Якоби». Авторская техника. Из коллекции Ю.М. Вязовикова.
35 Синилов Е.Г. Книжный знак «Экслибрис Виталия Егорова». Авторская техника. Из коллекции Л.М. Вязовикова.
36 Синилов Е.Г. Книжный знак «Библиотека А. и Ал. Гринченко». Авторская техника. Из коллекции Л.М. Вязовикова.
37 Юрий Михайлович Вязовиков (1941), инженер-строитель, коллекционер экслибрисов. Организовал выставку работ Е.Г. Синилова (городской выставочный зал ВМВК, 1994).
38 Синилов Е.Г. Триптих «Притча о жизни»: «Пролог», «Прорыв», «Итог». Линогравюра. 17х17 см. 1990. Из коллекции Ю.М. Вязовикова.
39 Аксенов Иван Николаевич (1929-2000). Выпускник Рязанского художественного училища (1951) и Калининградского педагогического института (1967). В Волгоград приехал в 1974 году. Внештатный художник газет «Волгоградская правда», «Советская Россия», «Литературная Россия». Преподавал в детских художественных школах г. Волгограда. Член Союза художников России (1993).
темой его работ была малая родина - Урюпинск, хутора Волгоградской области. Гравюры И.Н. Аксенова отличаются от работ волгоградских мастеров печатной графики образным языком, сформировавшимся в процессе работы над иллюстрациями к газетам «Урюпинская правда», «Волгоградская правда», «Казачий круг». Специфика творчества Аксенова состоит как раз в том, что газетные иллюстрации крупного размера (не меньше 30х30 см) представлялись им на выставках (1989, 1999 гг.) как самостоятельные станковые произведения. Особый интерес представляют металлические клише уменьшенных на 25-30% иллюстраций, выполненные способом цинкографии в типографиях газет, с которыми сотрудничал художник. Такие клише и оттиски с них мы встречаем в коллекции Дубовского районного краеведческого музея и коллекции художественного редактора журнала «Отчий край» В.А. Жукова. Наиболее интересны как с образной, так и с технической стороны линогравюры И.Н. Аксенова «Светлый Яр. Трудовая Волга»40, «Хлеб на счастье»41, «Хопер - приток Тихого Дона»42, «Казанский собор»43, «Волгоградский музей обороны»44. Серебристая тональность газетной полосы «диктовала» художнику светлую тональность иллюстраций, расположенных рядом с текстом. Увлеченность процессом гравировки, техническая «многословность» работ не дали Аксенову И.Н. возможности прийти в своем творчестве к эпически-обобщенному художественному образу родных мест.
Рассмотренные работы волгоградских художников печатной графики позволяют нам сделать вывод о существовавшей в регионе сюжетно-тематической преемственности: передача героического пафоса народа-победителя в период оттепели, патриотическая тематика в 1970-е годы, монументально-мемориальные мотивы в 1980-1999-е годы. Однако в конце 1980-х в регионе появились художники, ищущие лирические художественные образы и свою тему в изобразительном искусстве, это - И.Н. Аксенов, Л.Д. Ермаков, В.И. Мамонтов, Н.Д. Пирогова, Е.Г. Синилов.
Литература
1. Юбилейная выставка произведений Ивана Николаевича Аксенова: к 60-летию. Волгоград, 1989.
2. Александр Павлович Легенченко. Волгоград, 2001.
3. Жизнь в поисках красоты: живопись и графика Нинель Пироговой. Волгоград, 2011.
4. Волгоградский художник: альбом. Волгоград, 2007.
5. На земле Волгоградской: к 40-летию великой Победы. М., 1984.
6. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М., 2000.
7. Архив ОК ВОО ВТО «Союз художников России». Мамонтов В.И. Личный листок по учету кадров.
References
1. Yubilejnaya vystavka proizvedenij Ivana Nikolaevicha Aksenova: k 60-letiyu [Anniversary exhibition of works by Ivan Nikolaevich Aksenov: to the 60th anniversary]. Volgograd, 1989.
2. Aleksandr Pavlovich Legenchenko. Volgograd, 2001.
3. Zhizn v poiskah krasoty: zhivopis i grafika Ninel Pirogovoj [Life in search of beauty: painting and drawing by Ninel Pirogova].Volgograd, 2011.
4. Volgogradskij hudozhnik: albom [Volgograd artist: album]. Volgograd, 2007.
40 Аксенов И.Н. «Светлый Яр. Трудовая Волга». Линогравюра. 30х30 см. 1979. Из коллекции автора статьи.
41 Аксенов И.Н. «Хлеб на счастье». Линогравюра. 30х30 см. 1982. Из коллекции автора статьи.
42 Аксенов И.Н. «Хопер - приток Тихого Дона». Линогравюра. 51х29 см. 1977. Собрание МБУ Урюпинский художественно-краеведческий музей. № 2622 оф.
43 Аксенов И.Н. «Казанский собор». Линогравюра. 30х40 см. 1988. Из коллекции автора статьи.
44 Аксенов А.И. «Волгоградский музей обороны». Линогравюра. 30х30 см. 1981. Собрание МБУ Урюпинский художественно-краеведческий музей. № 3482 оф.
5. Na zemle Volgogradskoj: k 40-letiyu velikoj Pobedy [On the land of Volgograd: to the 40th anniversary of the great Victory]. Moscow, 1984.
6. Gerchuk У.Уа. Istoriya grafiki i iskusstva knigi [History of graphics and art books]. Moscow, 2000.
7. Archive of the Volgograd regional branch of the Union of artists of Russia. Mamontov V.I. Personal sheet on personnel accounting.
УДК 791.2 О.В. ШЕСТЕРИК
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА УТОПИИ И АНТИУТОПИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Шестерик Ольга Викторовна, аспирант Всероссийского государственного института кинематографии (Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3), nika.sc.rick@yandex.ru
Аннотация. В статье акцентируется внимание на исследовании фантастических жанров в отечественном и зарубежном киноведении. Дается жанровое определение социальной утопии и рассматривается его критическое применение к примерам из отечественной кинематографии. Особое внимание обращается на характерные черты кинодраматургии: трудности использования повествовательного конфликта, его влияние на зрелищность фильма. Рассматривается важность временного аспекта для прогностической функции произведения. Новизна работы состоит в поиске обоснованных подходов к терминологии при определении природы жанра. Целью работы является разделение терминов «утопия», «утопизм» и «антиутопия» и корректное их применение на различных стадиях разработки кинопроекта.
Ключевые слова: утопия, дистопия, кинематограф, поэтика, драматургия.
UDC 791.2 O.V. SHESTERIK
DEFINITION OF THE GENRE OF UTOPIA AND DYSTOPIA
IN RUSSIAN CINEMA
Shesterik Olga Viktorovna, Graduate Student of the Russian State University of Cinematography n.a. S.A. Gerasimov (3, Wilhelm Pieck st., Moscow), nika.sc.rick@yandex.ru
Abstract. The article focuses on the study of science-fiction genres in Russian and foreign cinema studies. The genre definition of social utopia is given and its critical application to examples from Russian cinema is considered. Particular attention is paid to the characteristic features of the script: the difficulties of using narrative conflict, its impact on the entertainment of the film. The importance of the temporal aspect for the prognostic function of the work is considered. The originality of the work consists in finding reasonable approaches to terminology in determining the nature of the genre. The aim of the work is to separate the terms «utopia», «utopianism» and «dystopia» and their correct application at various stages of the development of a film project.
Keywords: utopia, dystopia, cinematography, poetics, dramatic composition.
Когда речь заходит об утопии, сложность начинается в самом поиске определения жанра. Если говорить о конкретно литературной утопии, поскольку именно она стала инвариантом кинематографической утопии, то наиболее детально к формулировке интересующего нас понятия подошел Дарко Сувин в своей монографии «Метаморфозы научной фантастики»: «Утопия - вербальная конструкция конкретного квазичеловеческого сообщества, где социально-политические институты, нормы и индивидуальные отношения организованы согласно более совершенному принципу, чем в авторском сообществе, и эта конструкция основана на отчуждении, возникающем из альтернативной исторической гипотезы» [1, с. 49].