УДК 76.03/.09
А.В. ФИЛИМОНОВА
СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: 1968-1979 гг.
Филимонова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи, графики и графического дизайна Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, пр-т. им. В.И. Ленина, 27), [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ состояния станковой печатной графики в Волгоградской области в период с 1968 по 1979 год. Рассмотрены экслибрисы Р.В. Копылова и Е.Г. Синилова, гравюры В.В. Киселева, В.В. Бурылова из собрания Картинной галереи г. Волжского и личной коллекции Л.М. Вязовикова.
Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, экслибрис, Картинная галерея г. Волжского, В.В. Бурылов, Е.Г. Синилов, Р.В. Копылов, В.В. Киселев.
UDC 76.03/.09 A.V. FILIMONOVA
EASEL PRINTED GRAPHICS IN VOLGOGRAD REGION: 1968-1979 THE YEARS
Filimonova Anna Viktorovna, Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor of Department of Painting, Graphic and Graphic Design of Volgograd State Socio-Pedagogical University (27, im. Lenina av., Volgograd), [email protected]
Abstract. The article analyzes the state of easel printing graphic in the Volgograd region between 1968 and 1979. The article considers exclibris by R.V. Kopylov and E.G. Sinilov, engravings by V.V. Kiselev and V.V. Burylov from the collection of the Art gallery of Volzhskiy city and the personal collection of L.M. Vyazovikov.
Keywords: printed graphics, linocut, exlibris, art gallery of Volzhskiy city, V.V. Burylov, E.G. Sinilov, R.V. Kopylov, V.V. Kiselev.
Предметом нашего внимания стало состояние станковой печатной графики в регионе в 1968-1979 годах. О творчестве отдельных художников в интересующем нас периоде были упоминания: во вступительных статьях к каталогам персональных выставок волгоградского искусствоведа В.И. Киселева о творчестве В.В. Киселева [1] и А.П. Легенченко [2], в альбоме «Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов» о художниках В.В. Киселеве и Р.В. Копылове [3], в статье искусствоведа Г.А. Шарко о волжском периоде творчества Р.В. Копылова [4]. В обзорных статьях всероссийских художественных выставок и в изданиях, посвященных развитию и состоянию советской графики этого периода мы не встретили упоминаний о волгоградской школе графики. Целостно состояние печатной графики в Волгоградской области в 1968-1979 гг. еще не изучалось, творчество отдельных художников рассматривалось в публикациях областных малотиражных периодических изданий, практически утраченных на сегодняшний день.
Главным материалом для обзора состояния печатной графики стали работы волгоградских художников-графиков 1968-1979 гг. из собрания Картинной галереи г. Волжского (филиала Волжского музейно-выставочного комплекса), личной коллекции Л.М. Вязовикова (Москва) и собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова. В связи с этим очевидна потребность введения в научный оборот произведений региональных художников Е.Г. Синилова, В.В. Бурылова, Р.В. Копылова, что позволит разнообразить общую картину развития отечественного изобразительного искусства.
В 1970-е годы развитие станковой печатной графики в Волгоградском регионе перенеслось в малые областные города - Волжский и Камышин. В молодом городе Волжском бурно возводились промышленные гиганты - трубный завод и химический комплекс. В город приезжали не только молодые инженерные кадры, но и выпускники художественных училищ и институтов. Местом их общения и сотворчества на долгие годы стала народная изостудия Дворца культуры Волгоградгидростроя, которой руководил С.Т. Подчайнов.
Студиец Бурылов Вячеслав Владимирович - художник сложной творческой судьбы - был открыт профессиональным сообществом в 2018 году, когда Волжскому музейно-выставочному комплексу передали «доски» гравюр В.В. Бурылова, случайно сохраненные в кладовке старых художественных мастерских. Среди работ художника можно выделить несколько тематических циклов: индустриальный, «ню» и городской. В работах В. В. Бурылова привлекают смелость использования художественных приемов, балансирующих на грани профессионализма: фрагментарность композиции часто воспринимается как кадрированность сюжета, фотореализм граничит с бытописательством, художественно не осмыслены поиски оригинальной точки обзора, ракурса. Именно это, на наш взгляд, не позволяло работам художника «проходить» отбор худсоветов крупных выставок. Помимо того, что в этот период его работы не соответствовали тематике (идеологической установке) художественных выставок, они были еще достаточно спорны в качестве исполнительского мастерства. По воспоминаниям волжского художника Ю.Н. Пономарева, Бурылов часто использовал в своей работе фотоаппарат, фотографировал «с рук», незаметно для окружающих, такой метод сбора натурного материала позволял ему не только точно фиксировать увиденное, но и сохранять экспрессию и сиюминутность впечатления.
В гравюрах «Индустриального» цикла, выполненных в традиционном для того времени фотореалистическом направлении, Бурылов использовал объектив фотоаппарата как видоискатель, искал точный ракурс, угол зрения, композицию кадра, чтобы достоверно передать динамику производственного процесса.
Цикл «Ню» занимает особое место в творчестве Вячеслава Бурылова. Директор галереи «Союз Творчество» (Москва) И.А. Маклакова считает, что именно в женской натуре художником достигнуты высоты не только технического мастерства, но и эмоционального, психологического проникновения в художественный образ [5]. В собрании Картинной галереи г. Волжского находятся 24 листа из цикла «Ню», которые, на наш взгляд, интересны авторским поиском технических приемов моделировки формы. Линогравюры «Городского» цикла уникальны для молодого города, не имеющего своей художественной истории, В.В. Бурылов изображал жизнь города в современные ему 1970-е. В листах «На рынке», «Рулевые», «Ожидание» мы не видим архитектурные детали, объекты, характерные для молодого советского города, но точно узнаем Волжский по жесткому контрасту полуденного пекла южного лета.
На крупных выставках профессиональных художников работы В.В. Бурылова практически не выставлялись. Мы встречаем упоминания о них в каталогах выставок художников города Волжского, но это были «лояльные» к эстетике 1970-х годов пейзажи и портреты. Графические экспромты В.В. Бурылова видели только студийцы, занимавшиеся вместе с ним в изостудии ДК Волгоградгидрострой.
В 1970-1980-е в технике печатной графики в Волгоградской области работал Евгений Григорьевич Синилов - художник, много сделавший в области книжного знака (экслибриса), иллюстрации и станковой графики. Его любимой техникой была гравюра на пластике (Х6), он экспериментировал с полиграфическими материалами, виртуозно владел техникой резьбы. Евгений Григорьевич не был членом Союза художников СССР, но его нельзя назвать «невыставочным» художником, он активно участвовал в конкурсах малой печатной графики и экслибриса, его гравюры были отмечены на всероссийских и международных выставках.
Творчество Е.Г. Синилова широко представлено в коллекции Льва Михайловича Вязовикова, 479 «пробников» (пробных оттисков гравюр), выполненных в период с 1969 по 1983 годы. Особый интерес для исследователей могут представлять композиционные поиски художника, в коллекции есть восемь экслибрисов книжных фондов Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны, представленных на конкурс в 1977 году, и варианты экслибрисов В. Шапиля, С.М. Каневского, Л.А. Арзума-новой, Б. Левых [6].
В книжных знаках В.В. Кирьянова, Г. Волкова, С. Ивенского, С. Вуль, Клауса Ределя, Е. Минаева, выполненных в 1974 году, уже узнается творческий стиль Е.Г. Сини-лова: изящная штриховка, выразительная пластика силуэтов, разнообразие шрифтов гарнитур, тонкий колорит. В 1976 году художник стал использовать в своей работе прием «выворотки» - печать белой (серебряной) краской по темной плашке, позволяющий сделать фактурный оттиск и использовать тонкую черную линию. Е.Г. Синилов выполнил в этой технике серию миниатюрных лиричных пейзажей (2х3 см).
В 1979 году ведущей темой творчества Евгения Синилова стала Пушкиниана. Гравюры этой серии лишь отчасти напоминают пушкинские заметки на полях, художник использует только стилистический прообраз зарисовок Пушкина, который по-новому звучал в экслибрисах Романенковой, Великанова. Э.Д. Гетманский отмечал в своих статьях разнообразие образов Пушкинианы Е.Г. Синилова: «На книжных знаках ... можно увидеть Машу Миронову из «Капитанской дочки», француза Дефорж из «Дубровского», Германа из «Пиковой дамы», героев из «Евгения Онегина», «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери» [7].
Официальное, «выставочное», искусство на региональных и всероссийских выставках в 1970-е представляли художники-графики, члены Волгоградского отделения Союза художников РСФСР (П.Ф. Гречкин, А.П. Легенченко, А.М. Николаев, Г.И. Печенников, Н.Д. Пирогова). Однако ориентация на всероссийские выставки позволяет увидеть лишь ограниченный «срез» изобразительного искусства - произведения ведущих художников региона, ориентированные на идеологическую установку. Работы В.В. Бурылова и Е.Г. Синилова, художников лирической направленности, игнорировавших «большие», героические темы. Не проходили отбор художественных советов выставок по профессиональным, стилистическим или идеологическим основаниям. Вместе с этими в регионе работали молодые художники В. В. Киселев и Р.В. Копылов, активно работающие в технике печатной графики и готовившиеся к вступлению в ряды профессионального сообщества Союз художников РСФСР.
Копылов Рудольф Владимирович приехал в город Волжский из Свердловска (Екатеринбурга) и прожил в нем 10 лет. Искусствовед Г.А. Шарко (г. Екатеринбург) отмечает в статье о Р. В. Копылове, что «годы, проведенные на берегах Волги, художник вспоминал с особой благодарностью к тем людям, которые окружали его и стали близкими коллегами. В то время Копылов создал серии гравюр «Царицын. Сталинград. Волгоград» и «Волжский» [4], стал членом объединения Союз художников РСФСР.
Параллельно со станковой графикой Р. В. Копылов активно работал в области книжного знака. За период с 1962 по 1976 год Р.В. Копылов выполнил более 400 книжных знаков для писателей, поэтов, искусствоведов и библиофилов СССР. Десять его лучших работ были включены в сборник «Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов». Книжные знаки Р.В. Копылова экспонировались на отечественных и зарубежных выставках: ежегодной «Советский книжный знак» в Доме ученых им. Горького, Всемирной выставке (Монреаль), «Советский экслибрис 1917-1967», «Будапешт-1967» и других выставках графики [6].
В коллекции Л.М. Вязовикова собрано 335 экслибрисов Р.В. Копылова, выполненных в 1963-1976 гг. В 1970-е темой книжных знаков Рудольфа Копылова была Есени-ниана. В коллекции Л.М. Вязовикова представлен 21 экслибрис, посвященный этой теме, это - Есениниана Б. Горшкова, А. Котлова, Е. Минаева, Э. Гетманского, Е. С.
Холкович, А. Клюшина, З. Ульмана, Ю. Васильева. В экслибрисах Р.В. Копылова начала 1970-х мы видим попытку разрушить прямоугольность композиционной плоскости, создать внутреннюю динамику композиции, связать фрагментарные образы в единое целое. Рудольф Владимирович часто использовал в своих работах изобразительные тренды своего времени, применял монтаж и плакатные приемы. Художник тонко чувствовал современные графические тенденции, много смотрел и использовал в своем творчестве работы мастеров графики, однако используемые им компилятивные приемы компоновки не давали возможности проявиться его творческой индивидуальности.
Волжский художник Виктор Владимирович Киселев всю творческую жизнь посвятил печатной графике и ее популяризации. Первая гравюра «Безродное» была представлена в 1971 году на выставке художников г. Волжского. Виктор Владимирович относил свои работы к технике ксилографии, хотя все они были выполнены на оргстекле, позволяющем добиваться тонких градаций ширины граверной линии. Молодой индустриальный город Волжский был основной темой творчества Киселева. В 1974 году художник начал работу над серией «Волжский», которая полностью представлена в собрании Картинной галереи г. Волжского. В гравюрах этой серии Киселев изображал узнаваемые места города: монумент первостроителям, Дворцовую площадь, парк «Гидростроитель». Можно сказать, что именно Виктор Владимирович обозначил и закрепил визуальные символы молодого города.
В 1977 году художник начал работу над серией «Волгоград», в которой сделал отбор культурных «знаков» города-героя: памятник Хользунову, Аллея Героев, Вечный огонь, железнодорожный вокзал, площадь Чекистов. Некрупные оттиски черно-белой гравюры на оргстекле, любимом материале художника, сейчас напоминают популярный в 1970-е годы вид тиражной графики - видовые открытки, но, несмотря на маленький формат гравюр, Волгоград в этих листах монументален. В.В. Киселев тщательно работал над балансировкой черного и белого пятна, «серебристого» тона, использовал все возможности граверной линии: поворот, направление, толщину. Близость гравюры к книжному искусству, ксилографическая манера резьбы позволили художнику в серии «Волгоград» добиться органичности существования в одном пространстве формы и контрформы, изображения и не запечатанной плоскости листа.
В 1970-е годы В.В. Киселев, как и Е.Г. Синилов и Р.В. Копылов, увлекся созданием экслибрисов. Это было время «экслибрисного бума» в провинции. Автор исследований по книжным знакам Э.Д. Гетманский отмечает, что «провинциальный книжный знак в 1970-1980-е годы сделал колоссальный прорыв в советском искусстве малой графики», «на экслибрисной карте России обозначились новые центры, в которых эк-слибрисная жизнь интенсивно развивалась как по линии художественной, так и по линии коллекционной» [7]. Книжные знаки В.В. Киселева были включены в сборник «Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов».
В 1970-е ведущие мастера волгоградской графики: П.Ф. Гречкин, А.П. Леген-ченко, А.М. Николаев, Г.И. Печенников, Н.Д. Пирогова создали свои лучшие станковые произведения. Язык графики Г.И. Печенникова стал лаконичным и обобщенным. В коллекции ВМИИ им. Машкова находятся серии линогравюр «Солдатки» и «Юность», образы этих серий монументальны и тяготеют к скульптурному объему. Г.И. Печенников использовал новые для себя композиционные приемы: фрагментарность, портретный крупный план, почти трафаретную манеру работы черным и белым пятном. 1970-е годы - интересный и плодотворный период в творчестве А.П. Легенченко, итогом которого стали шесть персональных выставок художника (г. Волгоград, 1972 г.; г. Острава, 1973 г.;
г. Кисловодск, 1974 г.; г. Элиста, 1974 г.; г. Астрахань, 1977 г.; г. Севастополь, 1977 г.). Мастер пейзажа А. П. Легенченко сохранил лирическую направленность своих работ, но уже в портретном жанре. В собрании ВМИИ хранится серия портретов светил волгоградской медицины, выполненных художником в 1970-е: «Хирург Попов», «Хирург Андреев», «Доцент Анастасова», «Профессор Логинова». Глубокое проникновение в образ
портретируемого и виртуозность владения техникой сухой иглы ставят эту серию в один ряд с лучшими образцами русской реалистической школы портрета.
В 1970-е свои лучшие работы в технике линогравюры создал П.Ф. Гречкин, это листы «Донской пейзаж», «Плантации» и «Весенний сев», отличающиеся от ранних работ мастера декоративностью и многообразием приемов резьбы. В технике цветной линогравюры продолжал работать А.М. Николаев. В работах «Солнечный луч», «Великое безмолвие» появляется неожиданное для станковой гравюры монументально-живописное решение, цветовые пятна становятся самостоятельным элементом композиции и теряют свою предметность.
В конце 1970-х, после небольшого перерыва, связанного с иллюстрированием детской литературы, волгоградская художница Н. Д. Пирогова опять обращается к печатной графике, но уже к новым для себя техникам - офорту и акватинте. Надо отметить, что в этот период отечественные художники-графики увлекались редкими видами глубокой гравюры: резерважем, лависом, мягким лаком. Н.Д. Пирогова выполняет в технике цветного офорта и акватинты станковые листы «Колючки», «Зимка», «Зима над Волгой».
Впервые в рамках данного исследования был проведен сравнительный анализ произведений станковой печатной графики 1968-1979 гг. волгоградских художников-графиков из собрания Картинной галереи г. Волжского, личной коллекции Л.М. Вязовикова (Москва) и собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова. Важным фактором развития региональной печатной графики в период 1968-1979 гг. стала не только активная деятельность Союза художников, но и бурное развитие изобразительного искусства в малых областных городах - Волжский и Камышин. Ряд художников-графиков закончили заочное обучение в Московском полиграфическом институте, и влияние «московской» школы графики стало заметно в работах учеников А.Д. Гончарова (в их числе В.В. Киселев и Е.Г. Синилов), внесших в печатную графику региона новые художественные качества: виртуозность гравирования, серебристую тональность оттиска, фотомонтажные приемы компоновки. В содержании работ художники-графики Волгоградской области чаще всего обращаются к героической тематике возрожденного города-героя, созидания и красоты родного края. Темы лирического, камерного характера в 1970-е пока оставались вне внимания выставкомов крупных художественных выставок (Н.Д. Пирогова, В.В. Бурылов, Е.Г. Синилов, А.П. Легенченко).
Литература
1. Александр Павлович Легенченко. Графика. Каталог выставки. М., 1986. 26 с.
2. Виктор Киселев. Живопись. Графика. Экслибрис. Каталог. Волгоград, 1986. 30 с.
3. Минаев Е.Н. Экслибрисы художников Российской Федерации: 500 экслибрисов (альбом). М., 1971. 320 с.
4. Шарко Г.А. Памяти художников: Рудольф Копылов // Второй открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». 2014. С. 208.
5. Бурылов Вячеслав Владимирович. URL: http://souzt.ru/post/7501
6. Гетманский Э.Д. Расцвет российского экслибриса (1970-1991). URL: http:// www.tounb.ru/rastsvet-rossijskogo-ekslibrisa-1970-1991
7. Великому подвигу посвящается. Экслибрисы советских художников: альбом. М., 1985. 224 с.
References
1. Aleksandr Pavlovich Legenchenko. Grafika. Katalog vystavki [Alexander Pavlovich Legenchenko. Graphics. Exhibition catalog]. Moscow, 1986. 26 р.
2. Viktor Kiselev. Zhivopis. Grafika. Ekslibris. Katalog [Victor Kiselev. Painting. Graphics. Bookplate. Catalog]. Volgograd, 1986. 30 р.
3. Minaev E.N. Ekslibrisy hudozhnikov Rossiyskoy Federatsii: 500 ekslibrisov (albom) [Exlibris artists of the Russian Federation: 500 exlibris (album)]. Moscow, 1971. 320 р.
4. Sharko G.A. Pamyati hudozhnikov: Rudolf Kopylov // Vtoroy otkrytyy Vserossiyskiy biennale-festival grafiki «URAL-GRAFO» [Memory of artists: Rudolf Kopylov // The Second open All-Russian Biennale-festival of graphics «URAL-GRAFO»]. 2014. Р. 208.
5. Burylov Vyacheslav Vladimirovich [Burylov Vyacheslav Vladimirovich]. URL: http:// souzt.ru/post/7501
6. Hetmansky E.D. Rastsvet rossiyskogo ekslibrisa (1970-1991) [The heyday of Russian exlibris (1970-1991)]. URL: http://www.tounb.ru/rastsvet-rossijskogo-ekslibrisa-1970-1991
7. Velikomu podvigu posvyashchaetsya. Ekslibrisy sovetskih hudozhnikov: albom [Dedicated to the great feat. Bookplates of Soviet artists]. Moscow, 1985.
УДК 74.01/.09
С.Г. АЖГИХИН, Е.И. ГРИЦЫК
НОСТАЛЬГИЯ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДИЗАЙНЕ РЕКЛАМЫ
Ажгихин Сергей Геннадьевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дизайна, технической и компьютерной графики Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), [email protected]
Грицык Елена Игоревна, магистрант кафедры дизайна, технической и компьютерной графики Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), [email protected]
Аннотация. В статье проанализировано явление ностальгии в сфере общественного восприятия и дизайна коммерческих коммуникаций. Выявлены материальные носители, отражающие феномен. Определено значение явления как для потребителей, так и дизайнеров. Выявлены художественные особенности, при помощи которых появляется возможность вызвать проявление эффекта ностальгии. Ключевые слова: ностальгия, дизайн рекламы, реклама, графический дизайн, процессы проектирования.
UDC 74.01/ .09
S.G. AZGHIKHIN, Y.I. GRITSYK
NOSTALGIA AS A METHOD OF IMPACT ON CONSUMERS IN ADVERTISING DESIGN
Azhgikhin Sergey Gennadyevich, Candidate of Sciences in Pedagogy, Professor of the Department of Design, Technical and Computer graphics of the Kuban State University (149, Stavropolskaya st., Krasnodar), [email protected]
Gritsyk Elena Igorevna, Master Student of the Kuban State University (149, Stavropolskaya st., Krasnodar), [email protected]
Abstract. The article analyzes the phenomenon of nostalgia in the field of public perception and design of commercial communications. Material carriers reflecting the phenomenon are revealed. The significance of the phenomenon is determined, both for consumers and for designers. Artistic features are identified, with the help of which it becomes possible to cause the manifestation of the nostalgia effect. Keywords: nostalgia, advertising design, advertising, graphic design, design processes.
Структурированность информации позволяет определить само явление, его особенности и влияние на окружающую действительность, кроме того, способствует полному представлению понятия ностальгии. Несмотря на присутствующий интерес научного сообщества и существование определенного количества материала по данной теме, в