УДК 76.03/.09 К. Г. Баданина
Нижнетагильский музей изобразительных искусств Нижний Тагил, Россия
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ
В ГРАФИКЕ
СВЕТЛАНЫ БАКШАЕВОЙ
Статья посвящена мифологическим и литературным образам в графике тагильского художника Светланы Германовны Бакшаевой. Рассматриваются абстрактно-символический художественный язык автора, особенности техники и вопрос о соотношении живописного и графического в работах Светланы Бакшаевой. Пристальное внимание уделяется тому, каким образом в творчестве художника визуализируются различные человеческие знания и тексты: мифологические, сакральные, литературные, научные.
Ключевые слова: Светлана Бакшаева; тагильская графика; литературные мотивы в графике; мифологические и литературные образы в изобразительном искусстве.
С. Г. Бакшаева. Луна и бабочка. И грянул гром. 2011. Линогравюра, тиснение. 60x45
Собственность автора
Творчество одного из ведущих графиков Урала, тагильского художника Светланы Германовны Бакшаевой можно сравнить со сложноор-ганизованным, постоянно развивающимся микрокосмосом, сотканным из мифов, сюжетов и символов, в которых заключены знания, образы и идеи, накопленные человечеством за всю историю. В своих произведениях художник выступает философом, осмысливающим вопросы построения мироздания.
Искусствовед Е. В. Ильина выделя-е т несколько периодов в творчестве С. Г. Бакшаевой. В основе каждого - некое знание: «Именно знания художница считает
основополагающим принципом [...], и ее картины становятся формой визуального воплощения разных форм знаний» [1, с. 242]. По сути, живопись и графика Светланы Германовны охватывают все существующие способы осмысления бытия. В ее работах мы встречаем мифологические и религиозные образы, сюжеты сказок и легенд, отсылки к священным книгам и литературным произведениям, философским трактатам и научным теориям. Отсюда повышенное внимание к символу - абстрактному знаку или абстрактному мотиву, так глубинная идея может быть переведена в поле зрительного образа.
С. Г. Бакшаева воспринимает создание работы как бесконечный, многослойный творческий процесс, сравнимый с движением и, быть может, с сотворением мира: «Я люблю переписывать холсты. Ты никогда не знаешь, что получится в итоге. Один холст может писаться и два, и четыре года» [2]. Поэтому датировать работы С. Г. Бакшаевой не всегда просто: они как будто находятся вне категории времени - очень субъективного и растяжимого понятия, по мнению художника.
Техника исполнения чаще всего является сложной, смешанной, характеризующейся экспериментами с материалами, цветом и фактурой.
Вопрос о соотношении графического и живописного в ее работах так же достаточно сложен. Часто листы созданы с применением материалов, относимых, скорее, к живописи (например, гуашь). Внимание в них акцентировано на изобразительности пятна, характере мазка, цвета. В то же время в некоторых живописных работах много графичного: прямых, четких линий, геометрических фигур, сочетания черного и белого, рукописных текстовых начертаний и т. д.
В данной статье наиболее подробно мы рассмотрим графические листы Светланы Бакшаевой. Все они достаточно большие по размеру, выполнены различными материалами - гуашью, акварелью, пастелью, маркерами, карандашами и в других графических техниках. Художница активно использует технику литографии, что является исключительным примером для творчества тагильского графика.
Применение разных техник позволяет экспериментировать, вновь и вновь визуально воплощать уникальный художественный мир того или иного мифа, сакрального текста или литературного произведения. Хотя следование сюжетам мировой литературы в графических листах Бакшаевой - непростая тема: зачастую художник как будто вместе с писателем создает новую реальность, мыслит в логике автора литературного источника. С. Г. Бакшаева может брать за основу только идею книги - изменять некоторые
ее элементы, почти не затрагивая фабулу, и создавать собственную, философичную и глубокую художественную концепцию, органично слитную с мировой культурной традицией, в которой переплетены мифы разных народов.
Многовековое человеческое знание раскрывается в графике последовательно. Основополагающую роль в творчестве С. Г. Бакшаевой играют мифологические образы.
Рис. 1.
С. Г. Бакшаева. Норны. 2007. Фотобумага, гуашь, маркер. 70x85,5
Собственность автора
Рис. 3.
С. Г. Бакшаева.
Бриллиант. 2007.
Фотобумага,
проявитель, гуашь,
маркер.
47x72
Собственность автора
мРис. 2. С. Г. Бакшаева. Камышовые поля рая. 2014. Бумага, тушь, акрил. 76x100
Собственность автора
«Норны» (рис. 1), «Макошь», «Предки» представляются древними идолами, имеющими простые геометрические очертания. И вместе с тем в них ощущается нечто живое, подвижное: прямые линии, орнаментальные элементы, сочетание светлых и темных цветов задают ритм. Славянский «Чур - бог полей» как будто растворился в пространстве земли, неба и бесконечности. Его образ спокоен, величав и слит с окружающим миром. В работах возникает ощущение священной первозданности, глубины веков и живого диалога с прошлым одновременно.
Для развития мифологической темы в творчестве С. Г. Бакшаевой важным оказался рубеж 1980-1990-х годов: «Поездка на творческую дачу на озеро Байкал и знакомство с культурой коренных жителей Сибири определили появление в творчестве графических решений - цветной линии, плоскостности, условности изображения» [1, с. 241]. Знаковой стала также стажировка в Москве и работа по исследованию славянской мифологии.
В графике С. Г. Бакшаевой встречаются мотивы не только славянской, но и сканди-наво-германской, африканской, египетской, древнегреческой и многих других мифологий. Способность переводить мифы на язык изобразительного искусства обусловлен масштабом знаний в этой сфере, умением предвидеть глубину и многозначность образа.
К примеру, интуитивно и творчески создавая почти абстрактный рисунок «Камышовые поля рая» (рис. 2), Светлана Германовна лишь в процессе работы увидела в нем камыши и открыла священное значение этого образа, важного для некоторых мировых мифологий: камыши символизируют рай -то незримое пространство, куда стремится душа человека.
Изобразить незримое - важная задача С. Г. Бакшаевой. Великолепное владение знаками и символами, выразительностью формы и цвета, по сути, позволяет «проиллюстрировать» самые сложные книги. Серебристая цветовая гамма, стройное и вместе с тем сложное секторальное построение компо-
зиции воссоздают частицу великой «Книги мертвых» - путеводителя для человеческой души после смерти. Каждая мифология, каждая древняя культура обретает в творчестве Бакшаевой неповторимый изобразительный ряд и словно заново осмысляется.
При создании листов по мотивам художественной литературы С. Г. Бакшаеву интересует идея и философский посыл произведения. Ей интересно творить новое художественное пространство, а литературные приемы и фабула отходят на второй план.
К примеру, символом японской поэзии становится сад камней, а поэзии А. С. Пушкина - образ многогранного бриллианта (рис. 3). В первом случае художник выводит основополагающий образ-символ всего японского искусства, а во втором - создает ощущение цельности и одновременной многогранности творчества великого русского поэта.
Воплощением тревожных и болезненно-красивых сказок Т. А. Гофмана становится черно-белое, зыбкое и размытое пространство (рис. 4).
В листе по мотивам поэмы И. В. Гете «Лесной царь» (рис. 5) на первый план выступает опасность и таинственность природного начала. Образ Лесного царя выполнен в зелено-коричневых тонах на плотном черном фоне, он лишен деталей, но плавное движение головы наталкивает на мысль, что Царь почувствовал близость добычи. Светлана Бакшаева трактует героя как образ-миф, образ-символ.
Символичен характер листов по стихотворению Н. С. Гумилева «Птица» и по рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром». Николай Гумилев создает образ грозного посланника божества: «Надо мной грозящая птица, // И глаза у нее - огни»; «Вот я вижу - когти стальные // Наклоняются надо мной». Художник в свою очередь акцентирует внимание на божественном начале образа, вершащего судьбу лирического героя: ярко-красная динамически выстроенная фигура птицы находится в центре орнаментально простро-
енного листа и как бы издает громкий крик. А в работе «И грянул гром» (Р. Брэдбери) с помощью графических приемов показана хрупкость мира: узорчатая бабочка, от бережного отношения к которой зависит так много, отражается в белой луне на черном фоне. Литературный образ становится образом изобразительным, наполняется цветом и обретает форму (рис. на развороте).
Но как изобразить чистую и абстрактную научную идею? В последние годы Светлана Бакшаева все чаще создает листы по мотивам научной литературы. Математика, фи-
Рис. 4.
С. Г. Бакшаева. Сказки Гофмана. Лист 1. 2007. Бумага, гуашь, маркер. 50x68
Собственность автора
Рис. 6.
С. Г. Бакшаева. Из серии «Ландшафт теории струн». 2009.
Бумага, гуашь,
пастель.
60x80
Собственность автора
мРис. 5.
С. Г. Бакшаева. Лесной царь. 2007. Бумага, акварель, гуашь. 59x84
Собственность автора
зика, биология становятся новым источником вдохновения и основой для постижения законов мироздания. В подобных рисунках словно проявляется космическое пространство, где главенствующее значение имеет ритм, гармонично расположенные на листе геометрические формы и абстрактные идеи в виде цветовых пятен, свободно перетекающих друг в друга. Примером служит серия «Ландшафт теории струн» (рис. 6). Идея о том, что мироздание состоит из множества вселенных, невероятно близка С. Г. Бакша-евой, ведь художник тоже творец: в каждой своей работе он создает новый космос. Миры, в свою очередь, сотканы из мельчайших струн, вибрацией которых и определяется всё в жизни. Задача любого человека как творца своей реальности - достичь максимальной гармонии и полноты этого вибрационного поля, услышать красоту звучания миллионов маленьких струн.
Творчество Светланы Германовны Бак-шаевой - это стройное, цельное и вместе с тем постоянно пополняющееся и движущееся воплощение многовековых человеческих знаний и гуманистического начала. Она, словно художник-демиург, создает новые художественные миры, в основе которых часты великие образы - мифологические,
литературные и научные. Ее работы наполнены постоянной динамикой, стремлением к вечности и первоосновам мира. В них содержится движение к вселенской гармонии и поиску ответов на самые сложные и важные вопросы.
Литература
1. Ильина, Е.В. Творчество тагильского художника Светланы Бакшаевой: опыт обобщения // Художественное образование: история и современность : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижний Тагил, 21 октября 2014 г. / отв. ред. Н. С. Кузнецова, О. В. Рыжкова. - Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2014. - С. 239-247.
2. Художница Светлана Бакшаева — о любви к старинным вещам, красоте Нижнего Тагила и поддержке молодых художников // Между строк : информационное агентство. - URL: https://afisha. mstrok.ru/news/hudozhnica-svetlana-bakshaeva-o-lyubvi-k-starinnym-veshcham-krasote-nizhnego-tagila-i (дата обращения 12.04.2020).
Об авторе
Баданина Ксения Геннадьевна - старший научный сотрудник МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств».
E-mail: [email protected]
MYTHOLOGICAL AND LITERARY IMAGES IN
SVETLANA BAKSHAEVA'S GRAPHIC WORK
Badanina Ksenia Gennadievna
Senior researcher at the Nizhny Tagil Museum of Fine Arts.
Abstract: The paper is devoted to the mythological and literary images in the graphics of the Tagil artist, a member of the Union of Artists of Russia Svetlana Germanovna Bakshaeva. The author considers the abstract and symbolic artistic language, technical features and the question of the relationship between pictorial and graphical in the works of Svetlana Bakshaeva. The author pays close attention to how various human knowledge and texts are visualized in the artist's work: mythological, sacred, literary, scientific..
Keywords: Svetlana Bakshaeva; Tagil graphics; literary motifs in graphics; mythological and literary images in the visual arts.