50. Султанов Т.И. Зерцало минувших столетий. Историческая книга в культуре Средней Азии XV-XIX вв. СПб.: СПБГУ, 2005. 304 с.
51. Трепавлов В.В. Сибирско-ногайские отношения в XV-XVIII вв. (основные этапы и закономерности) // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность: Доклады II международной конференции. Кн.2. М.-Иркутск-Тэгу, 1997.
52. Трепавлов В.В. Власть и управление в тюркском кочевом обществе (по эпическим сказаниям народов Южной Сибири) // Тюркологический сборник - 2005: Тюркские народы России и Великой степи. СПб., 2006. С. 323-354.
53. Трепавлов В.В. Предки «Мамая-царя». Киятские беки в «Подлинном родослове Глинских князей» // Тюркологический сборник. 2006. М.: Вост.лит, 2007. С. 319-352.
54. Трепавлов В.В. Родоначальники Аштарханидов в Дешт-и Кичаке (заметки о предыстории бухарской династии) // Тюркологический сборник. 2007-2008: история и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.: Вост.лит, 2009. С. 370-395.
55. Трофимова О.В. Ведомость Тюменской воеводской канцелярии 1746 года как источник по этнической истории татар // Тумашевские чтения: актуальные проблемы тюркологии. Материалы всероссийской конференции. Тюмень, 2007.
56. Файзрахманов Г. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань, 2002.
57. Цулая Г.В. Грузинская книжная легенда о Чингисхане // Советская этнография. № 5. 1973. С. 115-122.
58. Шашков А.Т. К истории Тайбугидской легенды // V Уральские археографические чтения. К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. Тезисы докладов. Екатеринбург, 1998. С. 71-74.
59. Юрченко А.Г. Историческая география политического мифа. Образ Чингис-хана в мировой литературе XIII-XV вв. СПб.: Евразия, 2006. 640 с.
60. Юсупов Ю.М. История Башкортостана XV-XVI веков. Уфа, 2009. 192 с.
61. Юшков И.Н. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. 1861. № 35. Часть Неофициальная.
62. Frank A. The Siberian chronicles and the Taybughid biys of Sibir // Papers of Inner Asia. № 27. Bloomihg-ton, Indiana, 1994. 26 р.
Маслюженко Денис Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой культурологии, зам. декана исторического факультета Курганского государственного университета; denmas13@yandex.ru.
И.А. Мустакимов
Владения Шибана и Шибанидов в Х111-ХУ вв. по данным некоторых арабографичных источников
Вынесенная в заголовок статьи проблема неоднократно затрагивалась в исследованиях, посвященных различным аспектам истории Улуса Джучи. Среди исследований последнего времени особо следует отметить работы В.П. Костюкова и Д.Н. Маслюженко [23; 25; 29] (в этих же исследованиях наиболее полно отражена историография вопроса).
Целью настоящей статьи является разбор свидетельств арабографичных источников о территориальном и родоплеменном составе шибанидских владений в XIII в. и рассмотрение вопроса о распространении власти Шибанидов на Среднее Поволжье в первой половине XV в. В настоящей статье мы предполагаем также дополнить ранее вышедшие публикации исследователей новыми наблюдениями.
Дошедшие до наших дней источники сохранили немного сведений о владениях ханов и прин-цев-Джучидов в разные эпохи истории Золотой Орды. Сравнительно подробные (хотя и противоречивые в некоторых аспектах) сведения о владениях пятого сына Джучи - Шибана и его потомков в XIII-XV вв. содержатся в тюрко- и персоязычных хрониках начиная с XVI века. Некоторую информацию по указанной проблеме дают также арабские, русские и западноевропейские источники.
Назовем основные известные на сегодня материалы. Из тюркских источников это, первую очередь, анонимная хроника «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» (начало XVI в.) (далее - «Таварих-и гузида»). Необходимо отметить, что «Таварих-и гузида» послужила образцом для шейбанидской историографии1 как по содержанию, так и по композиции. Среди других тюркоязычных источников следует упомянуть сочинения Абдаллаха Насраллахи (Балхи) «Зубдат ал-асар» (около 1525 г.),
1 Под шейбанидской историографией здесь понимаются хроники, созданные в XVI в. при дворе Мухаммед Шейбани-хана и его преемников.
Утемиш-хаджи «Тарих-и Дост-султан» (или «Чингиз-наме») (1550 г.), Абу-л-Гази-хана «Шаджара-и тюрк ва могул» (1660-е гг.), Сейида Мухаммеда Ризы «Ас-саб ас-саййар фи ахбар мулук татар» (1737 г.) и Абд ал-Гаффара Кырыми «'Умдат ал-ахбар» (1740-е гг.).
Персидские источники, содержащие более или менее полные сведения о владениях Шибани-дов, представлены хрониками Масуда б. Османа Кухистани «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» (1540-е гг.), Хафиз-и Таныша «Шараф-наме-йи шахи» («Абдулла-наме») (1580-е гг.), Махмуда б. Вали «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» (1630-е гг.), Мухаммед Юсуфа мунши «Тарих-и Муким-хани» (начало XVIII в.). При освещении событий до начала XVI в. хроники Кухистани, Хафиз-и Таныша и Мухаммед Юсуфа мунши в большой степени зависят от «Таварих-и гузида», хотя содержат и некоторые оригинальные сведения. В свою очередь, сочинение Кухистани было широко использовано автором «Бахр ал-асрар».
К сожалению, мы не имели возможности ознакомиться непосредственно с текстами или полными переводами «Зубдат ал-асар», «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани», «Бахр ал-асрар», «Тарих-и Муким-хани». Пока для исследователей также остается недоступным список «Тарих-и Дост-сул-тан», имевшийся в распоряжении А.З.В.Тогана. Поэтому, чтобы почерпнуть информацию о содержащихся в данном списке уникальных сведениях, исследователи вынуждены обращаться к работам А.З.В.Тогана и тех исследователей, которые имели или имеют возможность использовать этот список (Мустафа Кафалы, Исенбике Тоган). В связи с вышесказанным, наши наблюдения носят предварительный характер.
Особенностью большинства сочинений, с разной степенью полноты перечисляющих владения Шибанидов является то, что большая их часть составлена при дворах шибанидских династов, поэтому в той или иной мере содержит прошибанидские тенденции2. Исключение составляют «Бахр ал-асрар», «Тарих-и Муким-хани», «Ас-саб' ас-саййар» и «'Умдат ал-ахбар». «Бахр ал-ас-рар» и «Тарих-и Муким-хани» составлены при дворе балхских правителей из династии аштарха-нидов (джанидов) - одной из ветвей Тука-Тимуридов. Автор «Ас-саб' ас-сайяр» жил в Османской империи, автор «'Умдат ал-ахбар» - в Крыму, где правили Тука-Тимуриды Гиреи.
Вместе с тем, «Тарих-и Муким-хани» и «'Умдат ал-ахбар» в части, описывающей события XIII-XV вв., сильно зависят от источников шибанидского круга: «Тарих-и Муким-хани» - от «Та-варих-и гузида» и зависящих от нее источников, «'Умдат ал-ахбар» - от хроники Утемиш-хаджи либо тех же источников, которыми пользовался последний. Что касается «Бахр ал-асрар», то его автор среди прочих источников использовал такие сочинения шибанидского круга, как «Зубдат ал-асар» и «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани». В третьем отделе шестого тома его труда, посвященном истории Джучидов, особое внимание уделено потомкам Шибана. Что касается автор «Ас-саб' ас-саййар», то при описании событий второй половины XIV - XV вв. тоже использовал какой-то источник явно прошибанидского происхождения (кажется, это «Тарих-и Дост-султан»).
Самым ранним дошедшим до нас источником, повествующим о первоначальных владениях Шибана и Шибанидов, является «Таварих-и гузида». Автор «Таварих-и гузида» привлекал сведения «Тарих-и Джахангуша» Ата Малика Джувейни, «Джами' ат-таварих» Фазлаллаха Рашид ад-Дина, «Тарих-и гузида» Хамдаллаха Казвини, «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, «Матла' ас-са'дайн ва маджма' ал-бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди, а также, возможно, другие персоязычные сочинения. Кроме того, автор «Таварих-и гузида» упоминает об использовании им неких записей, исполненных на уйгурской графике. Наконец, надо думать, анонимным хронистом были использованы устные свидетельства и предания. Сведения, взятые из уйгурографичных записей и устных источников, являются оригинальными и представляют для нас наибольший интерес. Вот те из них, которые относятся к теме нашего выступления (из «Дастана о Бату-хане по прозвищу Саин»):
«Бесспорно признавая, что Шибан-хан совершил добрые дела [имеется в виду большая доблесть, проявленная Шибаном при завоевании Булгара, русов, асов и в сражении с венграми. -И.М.], он [т.е. Бату] дал под его начало сорок тысяч человек и отправил [в поход] на Крым и Кафу. Находясь в походе, Шибан совершил еще много великих дел. Дойдя [до Крыма и Кафы] он покорил эти вилайеты. За достойные дела, совершенные во имя державы, эти сорок тысяч человек были переданы ему в награду... Имена предводителей этих сорока тысяч [таковы]: кият Бурулдай-бек, затем предок 'Али-бека из кунгратов, Тайбуга из буркутов, Тукбуга из тюменей. Тумены,
2 Тем не менее, указанные источники опирались на общезолотоордынскую традицию, и при критическом их использовании в сообщаемых ими сведениях можно вычленить достоверное зерно.
данные Шибан-хану [Батыем, таковы]: в горах Джулат черкес, в степи - Кара улак, в Крыму -Кырк йер, в Туркестане - Янгикент». Отдельно сказано про пожалование Шибану тумена Кюйдей, «[состоящего из людей] племени салджавут» [44, с. 115 араб. паг.]3.
Тумены (земли и народы), пожалованные Шибан-хану (очевидно, Батыем) довольно легко идентифицируются (см.: [35, с. 222-230]).
Джулат Черкес - это область на Кавказе. Ее центром, очевидно, являлся город, находившийся на месте современного городища Верхний Джулат в Северной Осетии.
Кара Улак - обозначение молдаван или Валахии. Некоторыми средневековыми мусульманскими авторами термин «Улак» использовался и для обозначения Болгарии4.
Кырк йер - город, центр области в Крыму. В настоящее время известен под названием Чуфут-Кале.
Янгикент - город в низовьях Сырдарьи. В 1220 г. был захвачен монголами, поставившими там своего шихнэ (наместника).
Тумен Кюйдей, судя по «Таварих-и гузида», представлял собой область, населенную представителями племени салджавут~салджиут. По-видимому, это та же местность, что упоминается в хрониках Утемиш-хаджи и Абд ал-Гаффара Кырыми под названием Кюкедей Йисбуга~Кюг[е]дей Йасбуга. Согласно этим авторам, Токтамыш, отступавший от Урус-хана, застал там «сына Ильфак-оглана Канбай-оглана из потомков Шибан-хана» [Утемиш-хаджи, 1992, табл. XLV факсим. = с. 117 перев.; Кырыми, 1343, с. 50]5. Из контекста сообщений Утемиш-хаджи и Кырыми следует, что данная местность находилась где-то в Западной Сибири или Северном Казахстане6.
Похожие сведения о ранних владениях Шибанидов содержатся и в некоторых других поздне-золотоордынских источниках. Согласно Утемиш-хаджи, при распределении среди своих родичей завоеванных «вилайетов и элей» Саин-хан (т.е. Бату) по совету приближенных выделил Шибану сорок тысяч войска и отправил на завоевание «вилайетов Крым [и] Кафа», причем предусматривалось, что по их подчинении эти и прочие завоеванные им земли будут принадлежать Шибану. После Крыма и Кафы, Шибан завоевал вилайеты Улак и Курал. Последний вилайет он будто бы сделал своей столицей (пайтахт), там же и скончался [50, табл. X-XII факсим. = с. 94-96 перев.]. Эти же сведения повторяет Абд ал-Гаффар Кырыми. По-видимому, они заимствованы им у Утемиш-хаджи, однако различаются в деталях: после завоевания Крыма Шибан прожил там год, но в Крыму ему не понравилось, якобы поэтому он завоевал Молдавию и Польшу. Последнюю он сделал своей резиденцией (тахтгях) [52, с. 20]. Использованные в хронике Утемиш-хаджи этното-понимы «Улак» и «Курал» Кырыми передает через османские термины «Богдан» (Молдавия) и «Лехлю вилайети» (Польша)7.
В «Шаджара-и тюрк ва могул» Шибанида-правителя, историка Абу-л-Гази-хана, кажется, тоже есть намек на правление Шибанидов в Крыму. Одна главка его труда называется «Упоминание о потомках [...] Шибан-хана, правивших в Туране8, у казахов, в Крыму и Мавераннахре» [53, с. 177]. Однако далее Абу-л-Гази говорит, что Шибан получил от Бату земли между владениями Бату и
3 Между прочим, из другого сообщения «Таварих-и гузида» следует, что представители эля кушчи «со [времен] Шибан-хана являлись атке [и] кукельташами» Шибанидов [44, с. 272 араб. паг.; 45, с. 20]. Это сообщение перекликается с известиями более поздних шибанидских источников, называющих племена кушчи, найман, буйрак и карлук в составе первоначального удела Шибана (точнее, в качестве элей, выделенных Шибану Батыем) (см. ниже).
4 См. об этом, например: [10, с. 271, 290].
5 Имеется в виду Шибанид Каанбай б. Ильбек. Судя по всему, описываемые события имели место в 1370-х гг.
6 Не является ли название одного из башкирских племен кудей (кудэй) производным от топонима или этнотопонима Кюйдей~Кюг[е]дей? Похоже, что именно местность Кюкедей Йисбуга~Кюг[е]дей Йасбуга А.З.В. Тоган идентифицировал с «берегами [реки] Кугази в Башкортостане» («Башкортостандьщ ^гэзе буйы»), говоря о ней как о месте, которое Каанбай б. Ильбек избрал «центром своих владений» [49, с. 24]. Однако на территории современного Башкортостана гидроним «^гэзе» отсутствует (консультация Р.М. Булгакова).
Возможно, наличие компонента Йисбуга~Йасбуга при этнотопониме Кюйдей~Кюг[е]дей связано с тем, что «тумен Кюйдей» в свое время принадлежал кому-то из Джучидов по имени Йису-Бука~Йисун-Бука -скорее всего, одному из носивших это имя потомков Шибана [15, табл. XLVII-XLVII факсим. = с. 42-43 перев.].
7 Кырыми прямо пишет, что «Курал - это Польша» [52, с. 20].
8 Т.е. в «вилайете Тура» - сибирских владениях шибанидов со столицей в Чимги-Туре (Тюмени).
Орды. Владения Шибана включали в себя берега Иргиза, Ори, Илека до Уральских гор и земли к востоку от Яика (летовья), Ара-кум. Кара-кум, берега Сырдарьи, устья рек Чу и Сары-су (зимовья). Кроме того, Шибану принадлежал «вилайет Курал», в который он отправил «одного из своих сыновей с добрыми беками и народом» [53, с. 181]. При этом под власть Шибана Бату отдал народ (иль) в количестве 15 тысяч семейств (эв), состоящий из представителей четырех племен: кушчи, найман, буйрак, карлук [42, с. 19; 43, с. 284]. По-видимому, эти же сведения приводятся в «Зубдат ал-асар» [42, с. 19; 43, с. 284]. О других владениях Шибана и его потомков Абу-л-Гази не упоминает. Очевидно, расхождение в перечне пожалований связано с тем, что имелись в виду пожалования разных периодов. В «Таварих-и гузида» и «Тарих-и Дост-султан» описаны пожалования более раннего времени, у Абу-л-Гази и Насраллахи же нашли отражение результаты позднейших перераспределений уделов.
Сообщениям «Таварих-и гузида» и связанных с ним источников шибанидского круга противоречит сообщение сочинения Тука-Тимуридского круга «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар». Согласно последнему источнику, во время западного похода монголов (1236-1242) Шибан командовал правым крылом войска Бату-хана и за заслуги, проявленные при завоевании Булгара и других земель получил право на управление племенами кушчи, найман, буйрак и карлук. Бахадур, сын Шибан-хана и современник Менгу-Тимура (1266-1280) правил, кроме удела отца, расположенного между реками Яик (у Б.А.Ахмедова - Урал) и Тобол, также и Ак Ордой, которая, по словам Махмуда б. Вали, была более известна под названием Юз Орда [2, с. 163]. Таким же образом, после завершения похода монголов на запад Бату-хан пожаловал Тука-Тимуру в качестве удела область асов (на Северном Кавказе) и Мангышлак. По воле Бату и его первых преемников Тука-Тимур и его потомки осуществляли власть также над Хаджи-Тарханом, вилайетами Кафа и Крым [42, с. 17]. Получается, что вилаейты Джулат-Черкес и Крым-Кафа принадлежали Тука-Тимуру и его потомкам. Любопытно, тем не менее, два момента. Во-первых, согласно «Тарих-и Дост-султан» и «Сборнику летописей» Кадыр-Али-бека, в начале XIV в. за принцем Узбеком (судя по всему, на Кавказ) поехал соплеменник (а может, и потомок) выделенного Шибану кыята Бурулдая кыят Астай, само имя которого означает «асский» (возможно это показывает на его связь с «областью асов» (аланов) на Кавказе или в Крыму9). Во-вторых, в арабских источниках под 661/1262-63 г. в качестве темника и правителя города Крым и его окрестностей упоминается некий Тук-Буга [1, с. 99; 46, с. 181 текста = 192 перев.], имя которого совпадает с именем тюменя Тук-Буги, согласно «Таварих-и гузида» выделенного в удел Шибану. Таким образом, проблема выяснения ранних владений Шибана и Шибанидов продолжает оставаться открытой.
До сих пор внимание исследователей редко привлекает такой любопытный сюжет, как утверждение Утемиш-хаджи, Абу-л-Гази и Абд ал-Гаффара Кырыми о том, что Шибану принадлежал, и даже был центром его владений, «вилайет Курал». По словам Абу-л-Гази, «тот юрт остался в руках потомков Шибана. Говорят, что и нынешние государи Курала происходят из рода Шибана» (Андаг айтурлар кем ошбу вакытда такы Куралнынг падишаклары Шыбан хан нэслендин имеш [53, с. 181]). Утемиш-хаджи также писал: «И ныне государи Курала являются его (Шибана. - И.М.) потомками» (запись ташкентского списка Такы хала Курал падишакынынг эулады торыр исправляю как Такы хала Курал падишак[лар]ы [а]ныц эулады торыр [50, табл. XII, строка 181]. Ср. чтение и перевод В.П.Юдина: [50, с. 124 транскр. = 96 перев.]). Согласно Утемиш-хаджи, больше-ордынский хан Шейх-Ахмед, многие годы бывший в плену в «вилайете Курал» (т.е. в Польше и Литве), говорил о том, что там есть такие же омаки (здесь: роды, племена. - И.М.), что и в Деште, которые «ушли вместе с Шибан-ханом и там остались». Абд ал-Гаффар Кырыми повторяет известие Утемиш-хаджи о завоевании Шибаном «вилайета Курал» и, ссылаясь на некие записки Шейх-Ахмед-хана, приводит название польского аристократического рода ^^ (К.р.н.в.д), из которого избирались польские короли. Этот род будто бы происходит от Шибана [52, с. 20]. Нам известно еще одно упоминание термина Курал в значении «Польша». В одном из посланий османского султана крымскому хану Девлет-Гирею I от 985/1577 г. пересказывается содержание ханского письма султану, в котором хан сообщал о нападениях «неверных [страны] Курал» (Курэл кяфере) на одну из крымских крепостей на Днепре (возможно, в этом документе имелось в виду нападение запорожских казаков, находившихся на польской службе) [54, 8. 119, Шкиш 287]. В начальной
9 Некоторые средневековые арабские авторы «страну Ас» располагали в Крыму, а в качестве ее столицы называли город Кырк йер [10, с. 271, 290].
части «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека («Хвале [царю] Борису [Годунову]») термин «Ку-рал» использован в составе этнонима «немеч курал» (т.е. «немцы-куралы») и топонима «вилайет Немеч-Курал» [7, с. 3, 4, 6]. Абу-л-Гази среди завоеванных Бату земель также упоминает рядом «юрты Курал и Немеш» [53, с. 172]. Здесь, несомненно, имеется в виду одна или несколько европейских стран. Вместе с тем есть мнение, что термином «Курал~Корел~ Келер» в сочинениях Джувейни и Рашид ад-Дина обозначена Венгрия [23, с. 213; 24, с. 48]. Смутность сообщений ранних источников позволяет допустить, что изначально этим термином в монголо-тюркских источниках действительно могла обозначаться не Польша, а Венгрия (или другая европейская страна), и лишь позже этнотопоним «Курал» закрепился за Польшей.
Есть вероятность и иной локализации «вилайета Курал». В «Дастане о Хаджи-Мухаммед-хане» хроники Кадыр-Али-бека сообщается следующее: Шибанид Хаджи-Мухаммед на вопрос Эдиге, встреченного им около 1419 г. близ р. Яик, о том, куда он направляется, ответил, что направляется в «вилайет Курал» [7, с. 155-156]. В данном случае местоположение «вилайета Курал» не указано. Отметим, что в некоторых позднесредневековых европейских источниках «Коре-лой» именуется область, расположенная рядом с Югрой, на северо-восток от территории Московского великого княжества [30, с. 112, 117, 118], либо, по несколько иной интерпретации, народ, соседствовавший с уральскими башкирами [23, с. 213; 25, с. 90]. Не исключено, что термин «ку-рал», как и этноним «башкир» в средневековых источниках, мог применяться в отношении двух разных народов.
В свете изучения истории Волго-Уральского региона важное значение имеет проблема присутствия Шибанидов в Среднем Поволжье. Данный вопрос вкратце рассмотрен Д.М. Исхако-вым [16, с. 132-135]. Опираясь на источники, использованные Б.А.Ахмедовым, он склоняется к признанию распространения власти хана Абу-л-Хайра (1428-1468) в начальный период его хан-ствования на территорию Среднего Поволжья [16, с. 133]. Б.А.Ахмедов утверждает, что в таких источниках XVI-XVII вв., как «Таварих-и гузида», «Абдулла-наме» и «Бахр ал-асрар» указывается о распространении власти Абу-л-Хайра, помимо большей части современного Казахстана, Западной Сибири и Юго-Западного Хорезма, также и на правобережье Волги «от Булгара до Дербента» [2, с. 71]. В известных мне источниках я не встречал утверждений о распространении власти Абу-л-Хайра так далеко. Очевидно, эти сведения Б.А.Ахмедов почерпнул из недоступного нам списка «Бахр ал-асрар».
Самым ранним известным нам письменным источником, сообщающим о распространении власти Шибанидов на Булгарский вилайет, является «Таварих-и гузида». В «Дастане об Абу-л-Хайр-хане», входящем в состав этой хроники, сказано: «Подчинив народы р.с.т.м туалас, чимги башгырт, буляр и булгар, он летовал [в их землях], со справедливостью собирая с этих народов ясак. Прикочевывая на зимовку в Туркестан, он со справедливостью взимал десятину» [44, с. 266 араб. паг.]. Несколько замечаний относительно этносоциальной номенклатуры, упоминаемой в отрывке из «Дастана об Абу-л-Хайр-хане».
Термины «р.с.т.м» и «туалас» могут рассматриваться как в качестве частей одного этнонима, так и как обозначения двух разных родоплеменных единиц, образовавших парный термин.
Полагаем возможным предложить два толкования термина р.с.т.м ((■>): имя Рустам либо искаженное написание этнонима к.с.т.м кистим~киштим). В пользу первого толкования
вроде бы говорит употребление слова р.с.т.м в двух разных сочинениях - «Таварих-и гузида» анонима10 и «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз-и Таныша. В данном случае источником Хафиз-и Таныша, очевидно, являлась хроника «Таварих-и гузида». Как имя «Рустам» понимала это слово и публикатор «Шараф-наме-йи шахи» М.А. Салахетдинова.
Упоминание антропонима «Рустам» рядом с этнонимом туалас могло быть связано с тем, что племя туалас являлась уделом или частью удела некоего Рустама. Действительно, согласно «Таварих-и гузида», у Мангкутая б. Тула-Буки б. Кадака б. Шибана был потомок по имени Рустам [45, с. 37].
Однако в хрониках Утемиш-хаджи и Кырыми присутствует топоним (или этнотопоним) Кюке-дей Йисбуга~Кюг[е]дей Йасбуга, один из элементов которого - Йисбуга~Йасбуга - не меньше оснований считать именем правителя племени/местности Кюкедей~Кюг[е]дей (см. примеч. 6). При
10 При этом оба известных на сегодня списка «Таварих-и гузида» - лондонский и санкт-петербургский -содержат написание р.с.т.м.
этом антропоним (?) Йисбуга~Йасбуга (в этом случае долженствующий выполнять функцию определения) стоит после термина Кюкедей~Кюг[е]дей (определяемого), тогда как в словосочетании «р.с.т.м туалас» порядок предполагаемого определения и определяемого обратный (справедливости ради необходимо отметить, что именно такой порядок свойственен синтаксису тюркских и монгольских языков)11.
Все же более убедительным нам представляется уже высказанное нами ранее предположение о том, что термин р.с.т.м ((¡«о) является искаженным написанием этнонима к.с.т.м кистим~киштим) [35, с. 230-231]. По-видимому, эта ошибка вошла в протограф обоих дошедших до нас списков «Таварих-и гузида», а также тот список этой хроники, которым пользовался автор «Шараф-наме-йи шахи» («Абдулла-наме»).
Предполагается, что с раннего средневековья местом обитания племени киштым являлся район Северного Алтая [8, с. 22-23]. Это племя упоминается в «Сокровенном сказании» (кесдиин) и «Алтан тобчи» («Золотом сказании») (кэсдэм) среди «лесных народов», подчиненных Джучи в 1207 г. и ставших его первым уделом [22, § 239; 28, с. 184]. Под названием «куштеми» упоминаются в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина [41, с. 122-123]. «На севере, в местности Киштим» скончался, согласно Кадыр-Али-беку, Тука-Тимурид Урус-хан [20, л. 60б]12.
Племя туалас также упоминается в «Сокровенном сказании» (тоелес) и «Алтан тобчи» (тогулэс) среди подчинившихся Джучи «лесных народов» [22, § 239; 28, с. 184]. Рашид ад-Дин упоминает племя тулас~туалас [41, с. 121]. Это племя, как и киштымы, обитало на Алтае, что подтверждается позднейшими источниками. Так, земли одного из предков рода тюбеляс или тубалас башкирского племени кувакан, по их преданиям, находились «в Алтайских горах». По этим же рассказам, еще в конце XIX в. у тубеляс-куваканцев не прерывались связи с сородичами, которые уговаривали их «вернуться на родину» на Алтай [26, с. 269]. Полагаем, что этнонимы «р.с.т.м [~киштим]» и «туалас» следует рассматривать как парный термин.
Следующие далее названия «чимги» и «башгырт» также могут быть истолкованы и как части одного этнонима, и как обозначения двух разных родоплеменных единиц.
В первом случае под «чимги башгырт», очевидно, следует подразумевать часть башкир, обитавших близ Чимги-Туры. Возможно, в пользу такой интерпретации говорит сообщение позднего (XVIII в.), но пользовавшегося более ранними источниками хрониста Абд ал-Гаффара Кырыми. Согласно этому автору, после сражения хана Кадыр-Берди б. Токтамыша и Эдигу (1419 г.), закончившегося поражением и гибелью последнего, его сыновья Кейкубад и Нур ад-Дин «ушли в вилайет Тура и поселились среди народа под названием башкурд» [52, с. 79]. С племенем чимги башгырт или его остатками могло быть связано существование в русское время в Тюменском уезде Бачкырской (Башкурской) волости [32, с. 708]. В монгольских хрониках под 1207 г. среди покоренных Джучи «лесных народов» упоминаются таси бачжиги (или тан бичигэт) [22, § 239; 28, с. 184]. Переводчик и исследователь «Алтан тобчи» Н.П. Шастина считает эти обозначения «названием двух небольших племен тюркского происхождения» [28, с. 356, примеч. 32]. Однако с равным основанием эти слова можно считать обозначением двусоставного родоплеменного объединения или одним двухкомпонентным этнонимом. Не является ли обозначение таси бачжиги~тан бичигэт монгольской передачей этнонима «чимги башгырт»13?
Более вероятным нам кажется, что «чимги» и «башгырт» в публикуемом фрагменте обозначают два различных племени. Очевидно, «чимги» здесь - какое-то племя, населяющее район Тюмени (Чимги-Туры). В других известных нам источниках этноним «чимги» не встречается. Видится не случайным упоминание рядом с ним термина «башгырт» (т.е. башкир). Терминологическое соответствие Чимги-Тура~Тюмень и сообщение Кятиба Челеби о соседстве «башкирских» и «тю-
11 Если «Кюкедей Йисбуга» действительно является обозначением владений некоего Йисбуги («Йис-бугин Кюкедей»), то в тюркских языках это словосочетание должно было бы передаваться как Йисбуга Кюкедей[е]. В этом отношении словосочетание «Р[у]ст[а]м туалас», если оно обозначает владения «Рустама» («Рустамовы туаласы»), более соответствует этому правилу (Рустам туалас[ы]).
12 Имеются сведения о распространении власти хана Уруса и на другие области, в XV в. подвластные Шибанидам. Так, в обеих известных нам редакциях «Дафтар-и Чингиз-наме» юртом Урус-хана названа «Тура» - по-видимому, Тюмень [55, с. 89; 11, л. 79а].
13 Термин бачжиги~бичигэт П.Пеллио (транскрибировавший его как Ва^й) сопоставлял с этнонимом «башкир» (см.: [28, с. 356, примеч. 32]).
менских» татар [27, с. 375] наталкивают на мысль о том, что слово «чимги» здесь является синонимом термина «тюмень».
По нашему мнению, термины «[киштим]-туалас» и «чимги-башгырт» в «Таварих-и гузида» являются собирательным обозначением народов Алтая, Западной Сибири и Приуралья, подвластных Абу-л-Хайр -хану.
Что касается этнонимов «буляр» и «булгар», то в приведенном отрывке они, по-видимому, обозначают население Булгарского вилайета. Уточнение семантики данных терминов (значение которых в «Таварих-и гузида» явно не совпадает) требует отдельного исследования, поэтому останется за рамками настоящей статьи.
Термин «Туркестан» в данном контексте, как и в ряде персоязычных источников XIV-XVI вв., очевидно, обозначает область присырдарьинских городов, а может быть, и более обширную территорию, входившую ранее в состав левого крыла Джучиева Улуса [33, с. 184-185].
Похожий, но менее подробный перечень первоначальных владений Абу-л-Хайра содержится в некоторых более поздних источниках шибанидского и тука-тимуридского круга. Согласно придворному историку бухарского хана, Шибанида Абдуллы II (1583-1598) Хафиз-и Танышу, Абу-л-Хайр «ввел в сферу [своего] обладания земли от р.с.т.м туаласа (в тексте: р.с.т.м турлас) до границы Булгар (та сархадд-и Булгар)» [51, с. 59 факсимиле = 78 перев.]. По словам Мухаммед Юсуфа-мунши, автора «Тарих-и Муким-хани», Абу-л-Хайр «подчинил своей власти [Дешт-и Кипчак] от пределов России до границ Булгара вместе с областями Туркестана» [37, с. 49]14. Несомненно, авторы обоих этих источников прямо или опосредованно черпали сведения из «Тава-рих-и гузида». Отличие же в перечислении земель, подвластных Абу-л-Хайру, в этих источниках, очевидно, следует связать с изменением политических реалий ко времени написания данных хроник. Когда составлялось «Шараф-наме-йи шахи» и, тем более, «Тарих-и Муким-хани», власть Шибанидов уже давно не распространялась на Среднее Поволжье: в середине XV в. здесь утвердились Улуг-Мухаммедовичи - потомки Тука-Тимура, а столетие спустя «Булгарский вилайет» был присоединен к Русскому государству.
Известные на сегодня татарские исторические источники, упоминающие Абу-л-Хайра (Булгай-ыр-хан, Булгар-хан), его владениями именуют только среднеазиатские области: «вилайет Ташкент-Туркестан» (Кадыр-Али-бек, 1602 г.) [7, с. 157] либо «Бухару» («Дафтар-и Чингиз-наме», 1680-е гг.) [55, с. 89]. В этих источниках, по-видимому, нашли отражение реалии XVI в., и описываются в них владения внука Абу-л-Хайра - Мухаммеда Шейбани и преемников последнего.
Помимо лаконичного сообщения «Таварих-и гузида», о правлении ханов и султанов-Шибани-дов в булгарских землях упоминается и в труде крымско-османского историка середины XVIII в. Сейида Мухаммеда Ризы «Ас-саб' ас-саййар»: «За это время15 большинство татарских племен (кабиле) из Дешт-и Кыпчака переселилось в пределы Крыма. Правителями оставшихся малочисленных племен (каум) стали находившиеся в упомянутом Деште16 и булгарских землях ханы по имени Хизр, Махмуд-Ходжа, Абу-л-Хайр, Шейх-Хайдар, Баян-Ходжа, Ядгар и Эменек из рода Шибана. Затем власть над теми землями перешла к потомкам Рус-хана. Шейбек из потомков Абу-л-Хайра в Мавераннахре, Ильбарс из потомков Ядгара в Хорезме, потомки Хаджи-Мухаммеда в области Сибирь стали независимыми [правителями]. Когда в области Крым [правом] приказа и повеления [еще] был отмечен один из внуков противоборствовавшего с Тимурленк-гурганом Токтамыш-хана [по имени] Ахмед Кучук Мухаммед-хан (sic), а Гравер судьбы и предопределения [уже] вырезал печать правления на имя Хаджжи-Гирея, в Мавераннахре, Хорезме и Сибири стали правителями три султана-джучида из Шибанидов, в Булгаре - один султан-джучид из Рус[-хан]идов (Rùsiyàndan), в Дешт-и Итиле, Казани и Крыму - по одному султану-джучиду из рода (насл) Токтамыша» [34, с. 147] (Cp.: [38, 381]). Этот пассаж, подчеркивающий большую роль Шибанидов в Джучиевом улусе во второй половине XIV - первой половине XV в., по-видимому, объясняется тем, что автор «Ас-саб' ас-саййар» в данном случае черпал сведения из сочинения, относящегося к шибанидскому циклу источников.
14 Согласно А.А.Семенову, все приведенные данные об Абу-л-Хайр-хане автор заимствовал из сборника исторических хронограмм «Тарих-и Сейид Раким» (об этом сочинении см.: [3, с. 131-134]).
5 За время неурядиц в Джучиевом Улусе, по словам Ризы, начавшихся после смерти ханов Джанибека и Бердибека, с пресечением линии потомков Бату (Саина).
16 Имеется в виду Дешт-и Кипчак.
А.З.В. Тоган, ссылаясь на принадлежащий ему список сочинения Утемиш-хаджи, также утверждает, что в конце XIV - первой половине XV в. власть Шибанидов, «правивших башкирскими родами», распространялась на Западную Сибирь, Прикамье, булгарские земли и Алатырь. По словам Тогана, у сына [хана] Минг(или Мелик)-Тимура был сын Ильбек, один сын которого -Канбай - был ханствовал (ханлык иткэн) в стране башкир (башкорт тарафында), другой сын -Алибай (Элибай) - ханствовал в Булгаре и Казани (Болгар кэм Казан ягында). Канбай являлся современником хана Токтамыша. В другом месте Тоган цитирует отрывок из «Тарих-и Дуст-султан», где о другом Шибаниде, Хаджи-Мухаммед-хане б. 'Али (Гали) б. Бик-Кунды б. Минг-Тимур-хане, между прочим говорится: «Он овладел всеми [селениями], расположенными в стране башкир, мордвы (мукшы), близ Алатыря и города Булгар, а также известными мангытскими селениями близ города Тура, и был великим падишахом в этих вилайетах» [49, с. 25-26; 57, с. 492, примеч. 176]. О другом Шибаниде, хане Ибрагиме (Ибаке) б. Махмудеке, Тоган приводит следующие слова своего источника: «Он был знаменитым ханом, который правил всей киргизской и казанской страной». По мнению Тогана, здесь под «киргизской и казанской страной» у Утемиш-хаджи подразумеваются Булгария, Башкирия, Тура (Сибирский юрт. - И.М.) и Алтай, поскольку, по словам исследователя, в ряде источников «киргизами» именуются башкиры [49, с. 149, примеч. 98]. Из этого Тоган делает вывод о том, что Булгар, наряду с Западной Сибирью и Башкирией, находился под управлением Шибанидов (не уточняя, с какого времени это происходило) [57, с. 492, примеч. 176]. В 1445 г.17 Улуг-Мухаммед отнял Булгарский и Казанский вилайеты у Алибая, а сын Улуг-Мухаммеда Махмуд основал [на их территории] Казанское ханство [57, с. 353].
Слова Тогана о том, что Алибай в принадлежащем ему списке «Тарих-и Дост-султан» мог быть назван Шибанидом, находят подтверждение в хронике Абд ал-Гаффара Кырыми, в своем сочинении «'Умдат ат-таварих» широко использующий хронику Утемиш-хаджи или общие с ней источники. Говоря об Улуг-Мухаммеде, Кырыми скупо отмечает, что последний «хитростью отнял Казань у шибанидского султана Алтун Ая (чит. Алтунбая)» [52, с. 94].
В качестве подтверждения предположения о правлении Шибанидов в Среднем Поволжье может служить и следующие свидетельства. Согласно хронике «Фарханг-наме»18 родной брат Алтын-бика Галим-бик (по другим данным, Алтын-бик) «ушел в Тобол-Туру. Придя туда, держал [там] юрт. Старая Тобол-Тура построена им» [40, л. 61; 14, с. 12]. По обоснованному мнению В.В. Трепавлова, под «Тобол-Турой» следует понимать город Искер [48, с. 101]. Н.К. Баженов и Н.П. Загоскин пишут, что «на Тобол» ушел Алтын-бек (4, с. 27-28; 13, с. 28). Очевидно, эти авторы имели дело с другим вариантом легенды. Нельзя исключать того, что упоминание Тобол-Ту-ры~Тобола в данном рассказе является позднейшей заменой Туры~Чимги-Туры. Так в татарской историографии (или, скорее, народной памяти) могло отразиться изменение политических реалий: перенос столицы Сибирского юрта из Чимги-Туры в Искер после возвышения княжеской династии Тайбугидов в конце XV - начале XVI в. Примечательно, что в одной из русских сибирских хроник - Ремезовской летописи - упоминается о захвате Сибирского юрта «казанским царем» Алымом [31, с. 190]. Таким образом, находит косвенное подтверждение упоминаемый в названных татарских источниках факт присутствия в Сибири некоего казанского династа по имени Галим-бик или Алтын-бик.
Вместе с тем, в известных нам персо- и тюркоязычных исторических источниках, содержащих родословия Джучидов (прежде всего я имею в виду «Муизз ал-ансаб», «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» и «Шаджара-и тюрк ва могул» Абу-л-Гази), Алибай, Алтынбай, Галим-бик или Алтын-бик не упоминаются. Тоган, ссылаясь на «Муизз ал-ансаб», приводит следующую родословную цепочку Алибая: Алибай (Элибай) б. Ильбек б. Минг-Тимур б. Бадакул б. Джучи-Бука б. Шибан б. Джучи-хан б. Чингиз-хан [57, с. 492, примеч. 176]. Однако в парижском списке «Муизз ал-ансаб» сын по имени Алибай у Ильбека не упоминается. Согласно этому списку, Ильбек был
сыном, а не внуком Бадакула, и у него было 4 сына: Тукель(или Таваккул)-ходжа ^^у),
Ильяс-оглан рУ1), Уч-Куртка £¿1) и Каан-бик ¿11®) [15, табл. XLVII факсим. =
с. 42 перев]19. Каким списком «Муизз ал-ансаб» пользовался Тоган, неизвестно. В «Таварих-и
17 У Тогана ошибочно: «в 1449 г.».
18 Вопрос о содержании, времени создания и даже существовании этого источника остается дискуссионным (см.: [34, с. 143-145]).
1 Между Бадакулом и Ильбеком здесь пропущен Минг-Тимур-хан, по «Таварих-и гузида» и «Шейбани-наме» являвшийся сыном первого и отцом второго [45, с. 34; 6, с. 51 араб. паг.]. Абу-л-Гази упоминает
гузида - Нусрат-наме», где приводится довольно подробное перечисление потомков Шибана, Алибай также не упоминается [45, с. 34]. Абу-л-Гази называет только одного сына Минг-Тимура -Бик-Кунды-оглана [53, с. 177].
Сколько мне известно, на сегодня выявлен еще один письменный источник, в котором упоминается имя Алибая20. Это - отпуск грамоты царя Ивана IV ногайскому мирзе Урусу, сохранившийся во фрагменте посольской книги по связям России с Ногайской Ордой за 1576 г., опубликованной В.В. Трепавловым. В начальной части этого документа пересказывается содержание утраченной грамоты Уруса, в которой, среди прочих обозначений Среднего и Нижнего Поволжья, было использовано выражение «Алибаев и Алтыб[ае]в [юр]т и Болгарской царев юрт». В.В. Тре-павлов предположил, что здесь подразумевается территория Казанского ханства, причем «Али-баевым и Алтыбаевым юртом» обозначено Предкамье, «Болгарским царевым юртом» - Закамье. Алибай и Алтыбай с полным, на наш взгляд, основанием В.В. Трепавловым отождествляются с легендарными основателями и первыми правителями Казани по татарским источникам Галим-беком и Алтын-беком [47, с. 184-185].
А.З.В. Тоган, ссылаясь на свой список «Тарих-и Дост-султан», указывает, что вассалы Шиба-нидов Тайбугиды владели городами и селениями, находившимися в бассейне рек Ишим и Тобол и севернее, в «Алибеевом юрте» (Ali Веу Yurdunda) [56, с. 136]. В другом месте Тоган локализует «Алибеков юрт» (Ali Bek Yurti) на реке Исеть, не приводя ссылок на источники [56, с. 161]. В подтверждение своих слов относительно «Алибеева юрта» Тоган цитирует следующий фрагмент из принадлежащего ему списка «Тарих-и Дост-султан»: sfjljjy IfmlL jy «На берегу
реки Тур[а?], в юртах (sk) Алфа» [56, с. 136, примеч. 86]. Однако слово Алф может быть связано не только с именем Алибая, но и Ильбека (он же Ильпак21~Ильбак~Айбек~Алп-Ходжа).
Интерпретации Тоганом «юртов Алфа» как «Алибаева юрта» противоречат данные некоторых татарских устных преданий и письменных источников («Фарханг-наме») и сведения, содержащиеся в грамоте Ивана IV мирзе Урусу. В татарских источниках утверждается, что Галим-бик (вар.: Алтын-бик) ушел на Тобол, а не на Туру или Исеть. В грамоте Ивана IV мирзе Урусу «Алибаев и Алтыбаев юрт» упомянут перед «Болгарским царевым юртом», что, по обоснованному мнению исследователей, указывает на нахождение этих «юртов» рядом друг с другом, т.е. в Среднем Поволжье [47, с. 184; 18, с. 153-156].
В договорной грамоте галицкого князя Юрия Дмитриевича с рязанским князем Иваном Федоровичем от 1434 г. упоминается нападение на Галич «царевича Махмут-Хози» [12, № 33, с. 86]. Обратившие внимание на этот документ А.А. Горский и А.Г. Бахтин резонно полагают, что этот Махмут-Хозя - именно тот безымянный царевич, который вместе с князем казанским Али-бабой возглавлял татарский поход на Галич зимой 1428-1429 гг. [9, с. 142; 5, с. 93]. В одной из своих последних работ Д.И. Исхаков высказал мнение о тождестве «царевича Махмут-Хози» русской грамоты с упоминаемым в некоторых тюркоязычных источниках ханом-Шибанидом Махмуд-Ходжой, сыном Каанбая (Каганбека) б. Ильбека (Алп-Ходжи) [19, с. 128]. Мы склонны согласиться с этим предположением. Разница в титуловании этого персонажа в русских и тюркоязычных источниках, на наш взгляд, могла произойти по нескольким причинам. Возможно, Махмуд-Ходжу не везде признавали ханом («царем»). Провозглашение Махмуд-Ходжи ханом могло произойти после похода на русские земли, незадолго до его гибели. Наконец, могла иметь место ошибка авторов «Таварих-и гузида» и «Ассаб' ас-сейяр» или их источников (например, «Таварих-и гузида» была составлена спустя более 70 лет после смерти Махмуд-Ходжи).
Учитывая, что свидетельствующие о правлении султанов-Шибанидов в Среднем Поволжье «Тарих-и Дост-султан» и «'Умдат ал-ахбар» являются весьма поздними источниками, их составители могли ошибаться относительно происхождения Алибая и Алтынбая. Притом «'Умдат ал-ахбар» при описании истории золотоордынского периода сильно зависит от тех же источников, которыми
Мункэ-Тимура в качестве сына Бадакула и отца Бек-Кунды [53, с. 177]. Имена сыновей Бадакула по «Муизз ал-ансаб» практически совпадают с именами сыновей Минг-Тимур-хана из «Таварих-и гузида» (Бик-Кун-ды~Бек-Хванди, Тунка, Сююнч-Тимур, Ильбек~Ильпак, Фулад~Пулад, Джанта~Джаханта), с той разницей, что по «Муиззу» у Бадакула был еще один сын, не названный по имени [15, табл. XLVII факсим.].
20 Если не считать таковыми упоминания «князя казанского» Либея~Али-бабы в некоторых русских летописях (см.: [17, с. 161-171; 19, с. 123-138]).
21 Похоже, в «Тарих-и Дост-султан» и в хронике использовавшего, по всей вероятности, этот источник Абд ал-Гаффара Кырыми арабская буква о ф служила для передачи звука п, т.е. имя Ильфак должно читаться как Ильпак, а Алф - как Алп.
пользовался Утемиш-хаджи, либо от хроники последнего. Оттуда могло быть позаимствовано и утверждение о принадлежности Алтын[б]ая к Шибанидам. Если это действительно ошибка, ее причиной, на наш взгляд, могло стать то, что в источниках, которыми пользовались составители обеих хроник, содержались сведения о распространении власти Шибанидов на Среднее Поволжье. Алтынбай и Алибай являлись безусловно историческими фигурами, однако могли не быть чингизидами, а являться «князьями казанскими/болгарскими» - формальными наместниками Чингизидов (Шибанидов) в Булгарском вилайете22.
Таким образом, вполне уверенно можно говорить о распространении реальной или номинальной власти Шибанидов на Среднее Поволжье во второй четверти XV в., до установления здесь власти Тука-Тимуридов Улуг-Мухаммедовичей. Впоследствии на этом основании другие представители Шибанидов могли претендовать на власть (Мамук) или сюзеренитет (Ибак) над Казанским юртом23.
Что касается свидетельств упомянутых в данной статье тюрко- и персоязычных источников о ранних владениях Шибана и Шибанидов, следует отметить, что достоверность сообщаемых вышеупомянутыми источниками сведений нуждается в дальнейшем выяснении. Необходимо также учитывать возможность изменения семантики этногеографических терминов в разные эпохи и вероятность несовпадения их значений в источниках различного происхождения (в первую очередь это относится к терминам «улак~кара улак» и «курал»).
Список источников и литературы
1. Абу Бакр б. 'Абдаллах б. Айбак ад-Давадари. Ад-дурра аз-закиййа фи ахбар ад-даула ат-туркиййа / Тахкик: Ульрих Харманн. - Каир: б.и., 1391/1971 - 38, 497 с.
2. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. - М.: «Наука», 1965. - 195 с.
3. Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVIII вв. (Письменные памятники). - Ташкент, 1985. - 262 с.
4. Баженов Н.К. Казанская история. - Казань, 1847. - Ч. 1: Казанское царство. - 138 с.
5. Бахтин А.Г. Образование Казанского и Касимовского ханств. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2008. -252 с.
6. Библиотека восточных историков, издаваемых И. Березиным. - Т. I: Шейбаниада. История монголо-тюрков на джагатайском диалекте. - Казань: Типография Казан. ун-та, 1849. - 322 с.
7. Библиотека восточных историков, издаваемая И. Березиным. - Т. II. - Ч.1: Сборник летописей: Татарский текст с русским предисловием. - Казань: Типография Казан. ун-та, 1854. - 180 с.
8. Бутанаев В.Я. К истории института киштымства у енисейских кыргызов // Тюркологический сборник / 2005. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2006. - С. 21-25.
9. Горский А.А. Москва и Орда. - М.: «Наука», 2000. - 214 с.
10. Григорьев А.П., Фролова О.Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Калка-шанди // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2002. - С. 261-302.
11. Дафтар-и Чингиз-наме. Рукопись отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского гос. университета, ед. хр. 40т.
12. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. / Подг. к печ. Л.В. Череп-нин. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 587 с.
22 Несколько отходя от основной темы, хотелось бы коротко остановиться на проблеме статуса «князя болгарского-казанского». В одной из недавних публикаций нами было высказано предположение о сосуществовании или даже соправительстве в Булгарском~Казанском вилайете доханского времени султана-чингизида и, условно говоря, «местного» князя [36, с. 186-187]. Существование указанной нами структуры власти находит еще одно, хотя и косвенное, подтверждение в одном из списков русского историко-публицисти-ческого памятника 1560-х гг. «Казанская история», где сказано: «И остави (золотоордынский царь Саин. -И.М.) по себе на новом юрте своем царя от колена своего и князя своя с ним» [39, с. 210] (выделено нами. -И.М.). В публикации «Казанской истории», подготовленной Г.Н. Моисеевой на основе одного из старейших списков (предположительно относящегося к 1590-м гг.), эта фраза передается иначе: «И остави (золотоордынский царь Саин. - И.М.) по себе на новом месте, юрте своей (т.е. в Казани. - И.М.), царя от колена своего князя с воиями» [21, с. 48] (выделено нами. - И.М.). Учитывая разобранные нами ранее сведения тюркоязыч-ных источников [34, с. 142-151], более близким авторскому тексту нам представляется фрагмент «Казанской истории», приведенный в Полном собрании русских летописей. Тем более, что, по замечанию Г.Н. Моисеевой, опубликованный ею список при всех своих достоинствах не может быть полностью отождествлен с авторским текстом даже по составу глав [21, с. 25].
23 Вместе с тем, в письменных источниках имеются глухие упоминания о непосредственном присутствии в Среднем Поволжье в первой половине XV в. представителей династии Тука-Тимуридов. Подробное рассмотрение этого вопроса мы оставляем за рамками настоящей статьи.
13. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. - Казань: б.и., 1895. - 412 с.
14. Заринский П. Сборник исторических и археологических исследований о Казанском крае. - Ч. 1. -Вып. 1. - Казань: б.и., 1880. - 75 с.
15. История Казахстана в персидских источниках. - Т. 3: Му'изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). -Алматы: Дайк-Пресс, 2006. - 672 с.
16. Исхаков Д.М. Этническая и политическая история татар // Татары. - М.: «Наука», 2001. - С. 41-152.
17. Исхаков Д. Князья казанские, князья болгарские // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2005. - № 2. -С. 161-171.
18. Исхаков Д.М. Еще раз о казанских князьях рубежа X-XV вв. // Источники и исследования по истории татарского народа: Материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А. Усманова / Сост. Д.М. Усманова, Д.А. Мустафина. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - С. 153-156.
19. Исхаков Д. Булгарский вилаят накануне образования Казанского ханства: новый взгляд на известные проблемы // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2009. - № 2. - С. 123-138.
20. Кадыр-Али-бек. [Сборник летописей]. Рукопись отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского Казанского гос. университета, ед. хр. 40т.
21. Казанская история / Подг. текста, вступ. ст., археогр. обзор и примеч. Г.Н. Моисеевой. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 195 с.
22. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - Т. 1. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 619 с.
23. Костюков В.П. Улус Шибана в XIII-XIV вв. (по письменным источникам) // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. VI. - М.; Магнитогорск: б.и., 1998. - С. 210-224.
24. Костюков В.П. Железные псы Батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII в.) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. - 2008. - № 1. - С. 42-97.
25. Костюков В.П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII-XIV вв. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. -200 с.
26. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. - М.: «Наука», 1974. - 374 с.
27. Кятиб Челеби. Джихан-нюма. - Стамбул: б.и., 1145/1732. - 417 с.
28. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание») / Перев. с монг., введ., коммент. и прил. Н.П.Шас-тиной. - М.: «Наука», 1973. - 436 с.
29. Маслюженко Д.Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в Средние века: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - 168 с.
30. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях / Введ., перев. и коммент. С.А.Аннинского. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 11, 288 с.
31. Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - Т. 1. - 630 с.
32. Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Т. 2. - 796 с.
33. Мустакимов И.А. К особенностям использования этнонима «тюрки» и этногеографического термина «Туркестан» относительно Джучиева Улуса в арабо-персидских источниках XIII-XVII вв. // Старо-Татарская слобода - от прошлого к будущему. - Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 2001. - С. 182-186.
34. Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографичных источников // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2008. - № 1. - С. 142-157.
35. Мустакимов И. А. Владения Шибана и Абу-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань: Институт истории АН РТ, 2009. - С. 214-232.
36. Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань: Институт истории АН РТ, 2009. - С. 185-189.
37. Мухаммед Юсуф мунши. Муким-ханская история / Перев. с тадж., предисл., примеч. и указ. А.А.Семенова. - Таш.: Изд-во АН УзССР, 1956. - 303 с.
38. Негри А. Извлечения из турецкой рукописи Общества, содержащей историю крымских ханов // Записки Одесского общества истории и древностей. - Одесса: в городской типографии, 1844. - Т. 1. - С. 379-392.
39. Полное собрание русских летописей. - СПб.: Археогр. коммис., 1903. - Т. 19: История о Казанском царстве (Казанская история). - 16, 530 с.
40. Рахим А. Новые списки татарских летописей // Отдел рукописей, научный и архивный фонд ИЯЛИ АН РТ, ф. 18, оп. 1, ед. хр. 6.
41. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перев. с перс. Л.А.Хетагурова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - Т. 1. - Кн. 1. - 221 с.
42. Султанов Т.И. Род Шибана, сына Джучи: место династии в политической истории Евразии // Тюркологический сборник / 2001: Золотая Орда и ее наследие. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2002. - С. 11-27.
43. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 445 с.
44. Таварих-и гузида - Нусрат-наме / Исслед., критич. текст, аннот. огл. и табл. свод. огл. А.М.Акра-мова. - Таш.: Фан, 1967. - 169, 475 с.
45. Таварих-и гузида-йи нусрат-наме // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. - А.-А.: Гылым, 1969. - с. 16-43.
46. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - СПб., 1884. - Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. - 16, 564 с.
47. Трепавлов В.В. Среднее Поволжье в эпонимической терминологии позднего Средневековья II Источники и исследования по истории татарского народа: Материалы к учебным курсам в честь юбилея академика AH РТ МА. Усманова I Сост. Д.М. Усманова, ДА. Мустафина. - Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - С. 183-186.
48. Трепавлов В.В. Московское и казанское «подданство» Сибирского юрта II Сулеймановское чтения (десятые). Всероссийская научно-практическая конференция (Тюмень, 18-19 мая 2007 года): Материалы и доклады. - Тюмень: СИТИ ПРЕСС, 2007. - С. 101-102.
49. Туган Э.В. Башкорттарзьщ тарихы. - 9фе: Китап, 1994. - 192 с.
50. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме I Факсим., перев, транскр., примеч., исслед. В.П.Юдина; подгот. к изд. Ю.Г. Баранова; коммент. и указ. М.Х. Aбyсеитовой. - A.-A.: Гылым, 1992. - 296 с.
51. Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари. Шараф-нама-йи шахи I Факсимиле рукописи D 88. Перев. с перс., введ., примеч. и указ-ли МА. Салахетдиновой. - М.: «Наука», 1983. - Ч. 1. - 298, 235 с.
52. Эль-Хаджж Aбд ал-Гаффар Кырыми. Умдет ат-теварих. - Стамбул: Матба'а-и 'амире, 1343I1924-25. -207 с.
53. Aboul-Ghazi Behadour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares. Publ. par P.Desmaisons. - T. I: Texte. -St.-Petersbourg: Imprimerie de l'Academie Imperiale des sciences, 1871. - 2, 386 с.
54. Baçbakanlik Osmanli Arçivi, A.DVN.MHM., defter № 31.
55. Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Daftar-i Cingiz-nama). - Szeged: Univ. of Szeged, 2002. - [Bd.] I. - 324 s.
56. Togan A.Z.V. Bugünkü Türkili (Türkistan) ve Yakin Tarihi. - istanbul: Enderun Kitabevi, 1981. - Cilt 1: Bati ve Kuzey Türkistan. - 696 s.
57. Togan A.Z.V. Umumi Türk Tarihine Giriç. - istanbul: Enderun Kitabevi, 1981. - Cild 1: En eski devir-lerden 16. asra kadar. - 539 s.
Мустакимов Ильяс Альфредович, ведущий советник Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан; imus@rambler.ru.
Ж.М. Сабитов
Тайбугиды в ханстве Абулхаир-хана
Проблема происхождения Тайбуги и Тайбугидов волновало многих исследователей. Имя Тайбуги тесно связано с историей Сибири. В двух из трех рассказов о древней истории Сибири имя Тайбуга было связано с Сибирью и с именем Чингиз-хана. В этих рассказах Тайбуга предстает как автохтонный и легитимный владелец определенных территорий.
В первом рассказе Тайбуга был сыном татарского князя Она, жившего на реке Ишим, которая впадает в Иртыш. Ему подчинялись татары, жившие по рекам Иртыш, Тура, Тобол. Против Она восстал один из его подданных Чинги. Он-хан был убит, а его несовершеннолетний сын Тайбуга спасся во время волнений. Тайбуга долго скитался по разным местам, пока Чинги не узнал о его месторасположении. Чинги обещал Тайбуге свою милость и покровительство, если тот подчиниться ему и прибудет ко двору. Тайбуга подчинился Чинги, за что получил часть наследственных территорий отца. Тайбуга также совершил несколько походов на Обь против остяков, заставив тех платить татарам дань. Потом он с позволения Чинги построил город для себя, который назвал Чингидин. В нем он спокойно дожил до старости, и оставил своему роду наследство, ничего не упоминая о Чинги и его потомках.
В третьем рассказе, составленном по приказу Петра Годунова, сказано, что когда Чингис подчинил себе Бухару, то один царевич Казахской Орды, по имени Тайбуга, сын хана Мамыка, выпросил у Чингиза во владения места по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Чингис доверил ему управление этими областями, и потомки Тайбуги продолжали после него владеть теми же землями.
Эти два рассказа, скорее всего, отражали точку зрения Тайбугидов в их противоборстве с Шибанидами.