Научная статья на тему 'О шибанидском «Следе» в Булгарском вилайяте Улуса Джучи'

О шибанидском «Следе» в Булгарском вилайяте Улуса Джучи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШИБАНИДЫ / УЛУС ДЖУЧИ / БУЛГАРСКИЙ ВИЛАЙЯТ / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ТЮМЕНСКОЕ ХАНСТВО / SHIBANIDS / ULUS OF JOCHI / BULGAR VILAYET / KHANATE OF KAZAN / KHANATE OF TYUMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков Дамир Мавлявеевич, Тычинских Зайтуна Аптрашитовна

В статье обсуждается проблема присутствия Шибанидов на территории Булгарского вилайята Улуса Джучи в XIII-XIV вв. Анализ разнообразных источников тюрко-татарского, монгольского и русского происхождения (хроники, дастаны, генеалогии и др.) позволил авторам сделать вывод, что часть территории бывшей Волжской Булгарии (от г. Биляра и восточнее) находилось в подчинении Шибана. В дальнейшем (вплоть до конца XV в.) именно поэтому Шибаниды и связанные с ними кланы могли претендовать не только на Булгарский вилайят, но и на возникшее на его основе Казанское ханство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SHIBANID «TRACE» IN THE BULGAR VILAYET OF THE ULUS OF JOCHI

The authors discuss the problem related to the Shibanids'' presence on the territory of the Bulgar Vilayet of the Ulus of Jochi in the 13 th-14 th centuries. Analysis of the various sources of Turko-Tatar, Mongolian and Russian origin (chronicles, dastans, genealogies, etc.) allowed the authors to conclude that the transition of the territory of the Volga Bulgar (from the city of Bilyar to the east) under the Shibanid authority occurred at the time of the Mongol conquest in 13 th century. It is therefore in the future (up to the end of the 15 th century) the Shibanids and related clans could claim authority not only in the Bulgar Vilayet, but also in the Kazan Khanate, which arose on its ground.

Текст научной работы на тему «О шибанидском «Следе» в Булгарском вилайяте Улуса Джучи»

УДК 94(470)"1238/1480"

О ШИБАНИДСКОМ «СЛЕДЕ»

В БУЛГАРСКОМ ВИЛАЙЯТЕ УЛУСА ДЖУЧИ

Д. М. Исхаков

(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)

З.А. Тычинских

(Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева)

В статье обсуждается проблема присутствия Шибанидов на территории Булгар-ского вилайята Улуса Джучи в ХІІІ-ХІУ вв. Анализ разнообразных источников тюр-ко-татарского, монгольского и русского происхождения (хроники, дастаны, генеалогии и др.) позволил авторам сделать вывод, что часть территории бывшей Волжской Булгарии (от г. Биляра и восточнее) находилось в подчинении Шибана. В дальнейшем (вплоть до конца XV в.) именно поэтому Шибаниды и связанные с ними кланы могли претендовать не только на Булгарский вилайят, но и на возникшее на его основе Казанское ханство.

Ключевые слова: Шибаниды, Улус Джучи, Булгарский вилайят, Казанское ханство, Тюменское ханство.

Одним из авторов этой публикации, при разборе проблемы формирования Тюменского ханства, было обращено внимание на информацию, извлеченную А.-З. Валиди Тоганом из рукописи Утемиша-хаджи «Чингиз-наме» (XVI в.), точнее, из ее более полной, до сих пор остающейся неопубликованной, версии1. Там речь шла о хане Махмудек-ходже, чьи владения находились между Ишимом и Тоболом (ставка - на берегу р. Тобол2). Именно с ним хан кочевых узбеков Шибанид Абул-Хайр сразился в 1430/1431 г.3 Согласно Утемишу-хаджи, хан Махмудек-ходжа «воевал с представителями эля Тура против тюменей кунграт и салжигут»4. Тогда было обращено внимание на то, что этого хана нельзя путать с основателем Тюменского ханства Хаджи-Мухаммад ханом б. Али, правившим между 1420/1421-1429/1430 годами5. Затем, в другой публикации Д.М. Исхакова, в связи с разбором сообщения русских летописей о нападении в 1429 г. татар из Булгарского/Казанского княжества на Галич и Кострому, всплыло имя царевича (султана) Махмута-Хози, которого, опираясь на данные, приведенные османским историком се-

1 Полный список сочинения Утемиша-хаджи готовится к изданию Миргале-евым И.М. и Сайфетдиновой Э.Г. - Примеч. авт.

2 Материалы по истории казахских ханств ХУ-ХУШ вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969. С. 148.

3 Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 148.

4 Валиди Т.Э.-З. Башкорттарзьщ тарихы. Терк hэм татар тарихы. 0фе, 1994. Б. 25.

5 Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства. Казань, 2006. С. 14, 17.

редины XVIII в. Сейидом Мухаммедом Ризой6, было предложено считать также Шибанидом - по имени Махмуд-ходжа хан б. Каганбек б. Алимбек7. При формулировании данного вывода во внимание были приняты сообщения двух независимых источников: а) «Тарих-и гузида-и Нусрат-наме» (ок. 1505 г.), где указывается, что «жители Жангы-Туры (т.е. Чимги-Туры. -Д.И., З.Т) и Булгара платили ханской казне (хана Абул-Хайра. - Д.И., З.Т) ясак»8; б) «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи, сообщающего о том, что «шейба-нид Хаджи-Мухаммад ибн Гали был великим падишахом во всех вилайятах, (завоевав) башкир, алатыр, мукши и город Болгар (с окрестностями), а также известных под именем мангытских поселений город Туру»9. Уже тогда было обращено внимание на одну версию татарских летописей, рассказывающих о времени взятия Булгара эмиром Тимуром, где есть известие о том, что двое сыновей убитого при этом правителя Булгара «хана» Габдуллы - Алтун-бек и Галим-бек - были заранее переправлены в г. Казань (Иске Казань), но последний из них - Алим-бек, «не возлюбив Казань, пришел в Тобол-Туру... держал (там) юрт. Старая Тобол-Тура построена им»10. При этом данное известие было прокомментировано как еще одно доказательство существования в конце XIV - начале XV в. не вполне ясных взаимоотношений между Бул-гарским вилайятом и вилайятом Чимги-Тура, а также в целом с государством Шибанидов11. Затем в статье И. А. Мустакимова, использовавшего труд Абд ал-Гаффара Кырыми и работу А.-З. Валиди Тогана с указанием, что они опирались на названное выше сочинение Утемиша-хаджи, было отмечено, что Алтын [б]ая/Алибая они считают султаном из рода Шибана12. При этом данный исследователь исходил из ранее установленного Д.М. Исхаковым факта об одновременном присутствии в Булгарском вилайяте между 1370-ми -1420-ми годами султана и бека13. Наконец, им была высказана гипотеза о сохранении определенных прав на Казанское ханство и после смены там Шиба-нидов на Тука-Тимурида Улуг Мухаммада14. В последнее время к рассмотрению вопроса о двух ханах-Шибанидах - Махмуд-ходже и Хаджи-Мухаммаде обратился и Д.Н. Маслюженко, связавший его с проблемой Улуса Шибана в первой четверти XV в. Им было указано на то, что поход Махмуда-хаджи 1429 г. на Русские земли и его монетная эмиссия в Булгаре, в целом его «пре-

6 При этом мы опирались на статью И. Мустакимова (См.: Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографичных источников. (К вопросу о статусе г. Болгара на ордынском и постордынском пространстве) // Гасырлар авазы=Эхо веков. № 1. 2008. С. 147).

7 Исхаков Д.М. Булгарский вилайят накануне образования Казанского ханства: новый взгляд на известные проблемы // Гасырлар авазы=Эхо веков. № 2. 2009. С. 128.

8 Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. С. 19-20, 94.

9 Валиди Т.Э.-З. Башкорттарзьщ тарихы. Терк hэм татар тарихы. С. 24, 25-26.

10 Рахим А. Новые списки татарских летописей // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 579.

11 ИсхаковД.М. Введение в историю Сибирского ханства. Казань, 2006. С. 57-58.

12 Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 186.

13 Там же.

14 Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте. С. 187-189.

тензии на территорию Булгара» могли быть связаны «не только с системой наследования внутри Шибанидов»15. Что он в данном случае имел в виду? Во-первых, он ссылается на опиравшегося на Утемиша-хаджу А.-З. Валиди Тогана, указавшего, что сын Ильбека, Али-бай, правил «в стороне Булгара и Казани»16. В данном случае Али-бай оказывается братом названного выше Каан-бая, отца Махмуда-ходжи17. Указав, что в известных генеалогиях среди сыновей Ильбека Али-бай не фигурирует, Д.Н. Маслюженко, приводя ряд данных, на самом деле солидаризируется со сторонниками гипотезы «о постоянных связях Шибанидов с Булгарским улусом»18. При этом, отметив «разбросанность» кочевий Шибанидов в конце XIV в., он высказывает мнение о том, что известное описание владения Шибана по Абулгази Бахадур-хану - это, скорее всего, состояние на начало XV в., хотя оно и включало частично «более ранние кочевья» основателя династии в Приуралье и Казахстане; территория улуса Шибана, или «по крайней мере отдельных представителей рода», по его мнению, могла ранее «неоднократно перемещаться по политической карте Золотой Орды»19.

Думается, что данное заключение, опирающееся в том числе на результаты предшествующего анализа проблемы присутствия Шибанидов в Булгар-ском вилайяте Улуса Джучи, позволяет сформулировать более широкое обобщение о нахождении под контролем Шибанидов этого владения со времен его завоевания. И в формулировании данного вывода нам помогут как новые наблюдения над источниками, так и данные о клановых структурах, существовавших в Булгарском вилайяте в XIV в.

Недавно И.А. Мустакимов (вслед за X.Д. Френом, о чем историки успели забыть) обратил внимание на то, что в татарской хронике «Фи бейан-и тарих» тамга Алтун-бека по названию (звернз) и начертанию (X) совпадает с тамгой одного из клановых вождей из «Дафтар-и Чингиз-наме», а именно «Кыйата, сына Буданжара»20. Между тем, согласно «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», Бузанджар-бек был «из потомков кыйата Исатай-бека» и входил в число знати, окружавшей хана Абул-Хайра21 (правил в 1428/29 - 1468/69 годах). Надо думать, что указанные племенные атрибуты принадлежали в целом «роду» Габдуллы-«хана» и их следует учитывать при обсуждении вопроса о клановой

15 Маслюженко Д.Н. Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад, или «Улус Шибана» в первой четверти XV в. // Вопросы историии и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: Сб. научных ст. памяти В.П. Костюкова. Астрахань: Изд. Дом «Астраханский ун-т», 2011. С. 98; Его же. Политическая история становления ханства Абу-л-Хайра на юге Западной Сибири // Средневековые тюрко-татарские государства: Сб. ст. Вып. 4. Казань: Ин-т историии им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. С. 82.

16 Валиди Т.Э.-З. Башкорттарзыц тарихы. Терк 1юм татар тарихы. Б. 24.

17 Маслюженко Д.Н. Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад, или «Улус Шибана» в первой четверти XV в. // Вопросы историии и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: Сб. научных ст. памяти В.П. Костюкова. С. 98.

18 Там же. С. 99.

19

Там же.

20 Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабогра-фичных источников (К вопросу о статусе г. Болгара на ордынском и постордынском пространстве) // Гасырлар авазы=Эхо веков. 2008. № 1. С. 150.

21 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме // Материалы по истории казахских ханств... С. 16.

принадлежности этого «рода». По мнению названного исследователя, отмеченные совпадения указывают на племенную принадлежность «князей Болгарских/Казанских», по крайней мере в первой половине XV в. - это были кыйаты22. С этим заключением следует согласиться, но с одним уточнением -сам «хан» Габдулла жил значительно раньше. Наконец, И.А. Мустакимов совершенно справедливо замечает, что при трактовке вопроса о «роде» Габдуллы-«хана» следует учитывать отмечаемый в некоторых татарских хрониках «крымский след»23, имея в виду в том числе и то, что Крым являлся до 1380 г. владением темника Мамая из клана кыйат24.

Но чтобы можно было уверенно говорить о присутствии на территории Булгарского вилайята Улуса Джучи представителей клана кыйат, надо решить вопрос о «ханском» титуле Габдуллы, отца Алтун и Алим-беков. Уже писалось, что в некоторых татарских родословных речь идет об «Улус бие (Олыс бий. - Д.И.) из биев Чингиз-хана, выходце из шахри-Булгара», в устных их вариантах начинающихся с Габдуллы - «хана», «будто бы выходца из Крыма». Однако у названного «Улус бия» не только тамга, но и дерево (кара-гай) совпадают с клановыми атрибутами подразделения кыйат25. Правда, следует указать, что фигурирующее в родословных название птицы рода «Улус бия» - «кучзгзн», согласно «Дафтар-и Чингиз-наме», относится к другому клану (к группе бурджан26, тогда как птицей Кыйата, сына Буданжара, там назван «шонкар»). Возможно, такое несоответствие объясняется смешением в указанных родословных сведений из мужской линии с данными по женской линии27. Тем не менее в данном случае важно, что информация из шеджере отчасти подкрепляет сведения, представленные в татарских хрониках. К тому же это не единственное сообщение в источниках татарского происхождения о «хане » Габдулле.

В этой связи заслуживают рассмотрения некоторые детали посвященного Туляку дастана «Туляк и Сусылу», а именно: определение его «птицы» как «Ак шонкар» (шынкар), хотя в качестве варианта она именуется в дастане и как «Ак йапалак», но на самом деле подразумевается все же шонкар. Уже было установлено, что «шонхор» (по-монгольски), точнее, «ак шонкар», являлся «птицей» клана кыйат. В итоге обнаруживается причастность легендарного Туляка (следовательно, и его «сына» Габдуллы) к тому же «царственному» клану Улуса Джучи. С другой стороны, в дастане «Туляк и Сусылу» при возведении Туляка на ханский престол в городе, расположенном в его «отцовском юрте» («атам йорты»), собравшийся «народ» обращается к нему как к «сыну султана» («солтан угылы»), но только из-за того, что тогда «никто не

22 Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабографич-ных источников. С. 150.

23

Там же.

24 ИсхаковД.М. Исторические очерки. Казань: Фэн, 2009. С. 39-41.

25 ЭхмэтщановМ. Татар шэ^эрэлэре. Казан, 1995. Б. 35.

26 Исхаков Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын урук): Клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане: Материалы итоговой научной конференции Института истории АН РТ, посвященной 10-летию института. Вып. 1. Казань: Институт истории АН РТ, 2007. С. 20.

27 ЭхмэтщановМ. Татар шэ^эрэлэре. Б. 35.

знал его реального происхождения». Но в эпосе «княжеское» достоинство Туляка, отца Габдуллы, проглядывает достаточно явственно28.

Как ранее отмечалось, сама интронизация Туляка и Габдуллы (про последнего, правда, этого однозначно утверждать нельзя) могла происходить в Булгарах - одном из столичных центров домениального владения Чингизидов. В частности, в рассмотренном уже дастане при рассказе о Туляке несколько раз упоминается особое тронное место - «алтын тзхет», довольно красочно описанное29. Кроме того, имя отца Туляка - Миргазый (Мыр-кас/Миркас) бека (бия) из эпоса весьма напоминает имя одного из четырех «улуг беков» Габдуллы «хана» из «Дафтар-и Чингиз-наме», названного Мир-каш беком30 (оно, кстати, отложилось в топониме «Моркваш», известном из русских летописей в районе исторического г. Болгара еще с 1374 г.31). А присутствие в окружении Габдуллы-«хана» в г. Болгаре именно четырех «улуг беков/шахзаде» само по себе свидетельствует именно о «престольном» значении Булгарского владения с центром в этом городе, а также о наличии там определенной корпорации золотоордынской знати. Несмотря на то, что при настоящем уровне наших исторических знаний имеющийся фактический материал в абсолютно стройную систему доказательств выстроить пока не удается, уже явно напрашивается гипотеза о том, что «хан» Габдулла, правитель Булгарского владения, и хан Абдаллах, занимавший престол в Мамаевой Орде между мартом/октябрем 1361 - мартом 1370 гг.32, - это, скорее всего, одно и то же лицо. Для нас в данном случае существенно и то, что Габдулла (Абдаллах), похоже, являлся подставным ханом, изначально не относившимся прямо к «Золотому роду» («Алтын урук») Чингизидов. Если довериться той информации, которая представлена в дастане «Туляк и Сусылу» и в родословных, Габдулла, как и сам Мамай, скорее всего, происходил из рода вождей клана кыйат, из которого в свое время, как известно, выделились и предки Чингиз-хана. Хотя такого происхождения в XIV в. было уже не достаточно для занятия трона в распадающемся Улусе Джучи, волею темника Мамая двое - Габдулла и Туляк (последний - со второй половины марта 1377

- до осени 1380 гг.) были, похоже, в особых условиях крайнего дефицита Чингизидов в Мамаевой Орде, возведены там на трон.

28 По поводу этих сюжетов см. наши публикации: Исхаков Д.М. Дастан «Туляк и Сусылу»: к вопросу о золотоордынских сюжетах // Труды ИИЯЛ УНЦ РАН. Вып. V. Уфа, 2011. С. 162-175; Его же. Об отражении некоторых золотоордынских реалий в татарско-башкирском дастане «Туляк и Сусылу» // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 21-27.

29 ТYлэк китабы // Эдэби мирас (дуртенче китап). Казан, 1997. Б. 25-26, 27-28, 30, 32, 33; Тртэк китабы. Дастан. Казан, 2008. Б. 30-31, 33-34, 37-40; ГосмановМ. Каурый калэм эзеннэн. Казан, 1994. Б. 250, 252-253, 258, 260, 262.

30 Дэфтэре Чынгыз намэ // Мирастан биш сэхифэ: XVII-XIX гасырлар эдэби-тарихи ядкэрлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2011. Б. 60.

31 ПСРЛ. Т. 11-12. Патриаршая или Никоновская летопись. М.: Наука, 1965. С. 25; ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Рогожский летописец. М.: Наука, 1965. С. 117; ПСРЛ. Т. 30. Владимирский летописец. М.: Наука, 1965. С. 122.

Кучкин В.А. Ханы Мамаевой орды // Девяносто лет Н.А. Баскакову. М., 1996.

Обращает на себя внимание и одна генеалогия (она была опубликована М.И. Ахметзяновым), имеющая отношение к знатной части «башкир» (точнее - «иштяков» / остяков), иногда именовавшихся и татарами, бассейна р. Тулвы в Среднем Приуралье. Согласно данной родословной, предки этих князей (а они известны в этом районе из документов XVI в.) прибыли «из Булгара» во время взятия его Аксак Тимуром. Приведенные в документе клановые атрибуты этой группы (уран - бирух или баращ, птица - hed-hed), за исключением начертания тамги33, полностью совпадают с показателями клановых атрибутов одного из племенных вождей из «Дафтар-и Чингиз-наме», а именно -Буркут-бия34. А этот эпоним отражает существование золотоордынского клана буркут. Заметим, что в этом последнем источнике есть большой рассказ о взятии войсками Аксак Тимура г. Биляра (БYлэр), некоторые имена из которого совпадают с начальной частью названной выше генеалогиии выходцев «из Булгар»35. Поэтому не исключено, что еще одним из ведущих кланов в Булгар-ском вилайяте Золотой Орды времен его завоевания Тимуром мог быть клан буркут. Вероятность его присутствия в данном владении повышается потому, что недавно были обнаружены доказательства присутствия подразделений из этого клана (наряду в том числе и с кыйатами) в войсках во главе с сыном Джучи Шибаном в ходе завоевания в 1236 г. Волжской Булгарии монголами36. Есть и другие данные, позволяющие рассуждать в этом же направлении. О них речь пойдет далее. Интересно отметить, что буркуты появляются и в генеалогических преданиях населения некоторых других селений зоны северозападного Приуралья, скорее всего входившего в состав Булгарского вилайята Улуса Джучи, причем с указанием на то, что их предки появились там «из Крыма»37. Между тем войска Шибана после завоевания Волжской Булгарии и русских земель участвовали в завоевании Крыма, и некоторые группы из этого клана, как видно из источников, оставались в том районе и позже38.

33 Эхмэтж;анов М.И. Пермь елкэсе татарлары шэ^эрэлэре // Пермь татарлары турында. Барда, 2000. Б. 98; Исхаков Д.М. Ислам у татар Прикамья в Средние века: историко-этнографические данные // Ислам в Волго-Камье и Предуралье: ранние страницы истории: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в рамках Третьего межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир - 2012» (г. Пермь, 16 марта 2012 г.). Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 48.

34 Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Cingiz-namä). I. (Worwort, Einfüheung, Transkription, Wörterbuch, Faksimiles). Studia uralo-altaica 44. Szeged, 2002. P. 58; Дэфтэре Чьщгыз намэ // Мирастан биш сэхифэ. Б. 79.

35 Исхаков Д. М. Ислам у татар Прикамья в Средние века: историко-этнографические данные. С. 48; Дэфтэре Чыщыз намэ // Мирастан биш сэхифэ. Б. 61-62.

36 Исхаков Д.М. Комментарий к одному месту из «Таварих-и гузида-нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 278; Исхаков Д.М. О клановом составе первоначального удела Шибана // Золотоордынское наследие: Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г.: Сб. статей. Вып. 1. Казань: Фэн, 2009. С. 25-26.

37 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. С. 359.

38 Исхаков ДМ. О клановом составе первоначального удела Шибана. С. 26.; Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида-нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. С. 217, 227-228.

Есть еще один интересный материал, содержащийся в татарском дастане «Амет, сын Гайсы», сохранившийся в составе «Дафтар-и Чингиз-наме»39, который позволяет обнаружить в Поволжье, в том числе и на территории Бул-гарского вилайята Золотой Орды, другой золотоордынский клан. Дело в том, что его главный герой - Амет-бий, женатый, согласно дастану, на дочери хана Джанибека без его разрешения, в одно время жил, точнее, скрывался, в районе впадения р. Зай (Ззй/Звя) в р. Идель40, то есть явно на территории Булгарского вилайята. После смерти хана Джанибека, как рассказывается в дастане, он присоединился к хану Бердибеку и «владел половиной юрта [этого] хана»41. Показательно, что в «Дафтар-и Чингиз-наме» отмечается еще некий «хан Самат», именуемый «ханом города Буляра», затем еще раз упоминая уже двух ханов по именам «Амет» (Эмзт) и «Самат», которые, однако, в источнике затем предстают как один человек - Амат/Самат42. Под именем «Амат Хамат-хана» эта фигура появляется и в родословной башкир племени юрматы, рассказывающей о том, что в бассейне Зая и Шешмы, когда от враждовавших между собой ханов Джанибека и Аксак Тимура были «великие бедствия юрту», «юрт Амат Хамат-хана был разрушен»43. Похоже, во всех этих случаях, несмотря на характерные для дастанов и преданий хронологические неувязки, имеется в виду упомянутый выше Амет-бий, явно бывший очень знатным лицом. Так вот, недавно И.А. Мустакимовым была введена в научный оборот новая версия «Дафтар-и Чингиз-наме», содержащая перечень «беков, бывших в эпоху хана Джанибека», где указана клановая принадлежность бека Амета, сына Исы, - он оказался по племенной принадлежности уйшыном44. Судя по приведенным из посвященного ему дастана сведениям, он действительно жил некоторое время в Булгарском вилайяте, скорее всего, в районе Билярского городища. Население из его клана и «юрта», если судить по легендарным данным, содержащимся в генеалогии юрматинцев, оставалось там владеть этими землями до времени «ханства» Тимура, когда «юрт» Амет-бека был разрушен45. Нельзя поэтому исключать того, что из этого клана мог быть и один из четырех «великих беков» / «шахзаде» хана Габдуллы, фиксируемых в пределах Булгарского вилайята.

Наконец, последний штрих обсуждаемого тут вопроса. В версии летописи Нурмухамеда, сына Азмедзяна, скорее всего, являющейся частью до сих пор не опубликованного сочинения на персидском языке «Фарханг-наме», о котором уже говорилось, есть такое сообщение: «.около г. Уфы, на реке Белой, там где впадает река Дема, была крепость Кунграт; жители оттуда пере-

39 См.: Дэфтэре Чыщыз намэ // Мирастан биш сэхифэ. Б. 64-66.

40 См.: Дэфтэре Чыщыз намэ // Мирастан биш сэхифэ. Б. 65. В источнике сказано: «... ушел в [район] устья р. Зая, на «воротнике» реки Идель. Эту местность называют Девичьей горой». Скорее всего, имеется в виду бассейн р. Зая и окрестности Билярского городища.

41 Там же. С. 66.

42 Там же. С. 62-63.

43 Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 27-28.

44 Мустакимов И.А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз-наме» // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 1. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. С. 123.

45 Башкирские шежере. С. 28.

селились в Ургенч, там соорудили крепость и ее тоже назвали Кунграт. На р. Белой есть Торатау кунгратского хана.»46. Этот хан (Тюря/Тура/Тора-хан) фигурировал и в башкирских преданиях XVIII в.: «.Тюря-хан. жил на том самом месте, где ныне город Уфа, а подвластные ему люди кочевали от реки Демы по Казанской дороге вниз по Белой, по Кармасану, по Черемшану (Чермасану), по Куюше, по Базе, по Сюне и вверх по Аю реке. Оный Тюря-хан убит. и Алтакар-мурза над всеми ногайцами владетелем учинился.» (по П.И. Рычкову47). Если этот «кунгратский хан» по имени Тура (Тюря) не был современником ногайского мурзы Алчагира б. Мусы (ум. около 1519 г.) и казахского хана Хакк-Назара (1538-1580), в которых можно было бы видеть некоторых лиц из башкирских легенд, что, скорее всего, не так, данный кунгратский предводитель жил явно раньше. Тогда описываемые в двух преданиях события могли иметь место в XIV-XV вв. Конечно, можно было бы подумать, что в данном случае мы имеем дело с влиянием Ногайской Орды, в составе которой клан кунграт играл существенную роль48. Однако публикация американского историка Ю. Брегеля, посвященная династийной хронике среднеазиатских кунгратов, показывает, что их предки, прежде чем оказаться в районе Хорезма, под предводительством Акхадай-бахадура из клана кун-грат, при хане Узбеке «правили странами Булгар, Черкес и Казань»49. Так как сын этого бахадура - Нахдай (Нангудай)-бий, известный по источникам в Золотой Орде до 1360-х гг.50, затем оказался в Хорезме51, приведенные выше данные о кунгратах, живших в районе г. Уфы и западнее от этой территории, затем переселившихся в Хорезм, где до сих пор существует населенный пункт Кунграт, могут относиться к золотоордынским кунгратам первой половины XIV в. из Поволжья и Приуралья, в том числе и из Булгарского вилайя-та. Присутствие на северо-западе Приуралья и других следов кунгратов, о чем нам уже приходилось писать раньше52, усиливает эту вероятность. В целом следует помнить, что названные территории входили в состав Казанского ханства53, а раньше, по всей видимости, - Булгарского вилайята. Следова-

46 Из татарской летописи, переписанной Нурмухаметом, сыном Ахмедзяна // История Татарии в документах и материалах. М.: Гос-е соц.-экон. изд-во, 1937. С. 123.

47 Рычков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001. С. 181-182.

48 Кочекаев Б.-А.Б. Ногайско-русские отношения в XV-XVIII вв. Алма-Ата: Наука, 1988. С. 26.; Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001. С. 87, 394, 489, 502, 505.

49 Bregel Yuri. Tribal tradition and dynastie history the early rulers of the qongrats according to Munis // Asian and African Studies. 16. 1982. PP. 366-367. По данным использованного Ю. Брегелем источника, это правление предводителя кунгратов Акхадай-бахадура, имевшего в своем подчинении 30 тыс. кибиток (ей) кунгратов и 100 тыс. других тюрок, в «Булгаре» продолжалось 22 года.

50 Исхаков Д.М. Исторические очерки. С. 42-43.

51 Исхаков Д.М. Институт сеййидов в Улусе Джучи и позднезолотоордынских тюркотатарских государствах. Казань: Фэн АН РТ, 2011. С. 70, 189-190.

52 Анализ этого вопроса см.: Исхаков ДМ. Юго-восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XIV-XVII вв. // Элмэт. Альметьевск, Казань, 2003. С. 73, 77.

53 Детальнее см.: Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (Этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.): Научное издание. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1998. С. 146-151 и др.

тельно, информация о кунгратах в северо-западном Приуралье может относиться к XIV в., возможно имея отношение к приуральским владениям Ши-банидов, ибо названные территории примыкали к землям, где обнаруживаются следы буркутов.

Хотя во всех перечисленных кланах можно видеть «стандартные» золотоордынские группы, их сосредоточение на территории Булгарского вилайята Улуса Джучи должно насторожить. Конечно, следует принять во внимание то, что все названные выше четыре клана, а именно кыйаты, буркуты, уйшыны, кунграты, относились к «старым» золотоордынским племенам, присутствовавшим в окружении Чингиз-хана и его ближайших потомков, оказавшихся затем частично в Улусе Джучи. К примеру, Рашид ад-дин указывает, что Чингиз-хан своему сыну Джучи выделил четырехтысячное войско: из тысячи племени сиджиут, тысячи племени кингит, двух тысяч из племени «хушин», т.е. уйшын. Причем этот персидский историк добавляет: «.В настоящее время большинство войск Токтая (хана Токты, правителя Золотой Орды в 12901312 г. - Д.И., З.Т'.), Баяна есть потомство этих четырех тысяч». А про эмира названных двух тысяч уйшынов он указывает, что «Чингиз-хан отдал его Джучи вместе с войском [и]. он командовал правым крылом»54. Добавим сюда и описание состава войск Шибана, сына Джучи, сохранившееся в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» (начало XVI в.): «.Шибан хан совершил добрые дела, он (Бату. - Д.И., З.Т.) дал под его начало сорок тысяч человек. имена предводителей этих сорока тысяч таковы: кият Бурундай-бек, затем предок Али-бека из кунгратов, Тайбуга из буркутов, Тукбуга из тюменей» (по И.А. Мустакимо-ву55). Напомним, что Бурулдай из кыйатов участвовал в завоевании Волжской Булгарии. Что касается группы «тюмен» (твмэн/таман/тамйан), упоминающейся в войсках Шибана, у нас есть основания полагать, что под этим наименованием, скорее всего, скрывалось одно из ответвлений клана уйшын56. Дело в том, что еще Рашид ад-дин в своем сообщении о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям народа-войска, отмечал два подразделения - тысячи уйшынов (хушин) во главе с Хушитаем и Байку57. В последнем из них узнается Майкы би, фигурирующий в ряде тюрко-татарских источников. В частности, в родословной ответвления племени табын рода кара-табын у башкир, сказано: «... аймак кара-табын идет от Майкы бея., которого именовали Уйшын Майкы бей»58. В ней указывается высокое положение этого бия и его близость к Чин-гиз-хану, далее сообщается, что его владение находилось в бассейне р. Миасс (Мизс) в местности Миадык (Миадж) на Урале, куда он переселился из района

54 Рашид ад-дин. Сборник летописей. М.: НИЦ «Ладо-мир», 2002. Т. 1. Кн. 2. С. 274275.

55 Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида-Нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. С. 217.

56 К такому заключению близко подошел и И. А. Мустакимов, но его не сформулировал (См.: Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида-Нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. С. 225-226).

57 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. С. 274.

58 Нэзерголов М.Х. Кара-табын ыруы шэ^эрэhе // Башкирские шежере (Филологические исследования и публикации): Сб. статей. Уфа: БФАН СССР, 1985. Б. 71.

р. Иртыша59. Он же отмечается и в шеджере башкир племени табын вторым после основателя генеалогии60. Уйшын Майкы би фигурирует как важное лицо и в «Дафтар-и Чингиз-наме», где даются также его племенные атрибуты (дерево - карагай (карагач), птица - кара кош, уран - салават, тамга - себерке)61. Башкирский историк М. Уметбаев, основываясь на легендарных сведениях по истории племени табын, к приведенным выше материалам добавляет, что предводители племени табын - бии Асади и Шикарали бежали из бассейна рек Иртыша и Ишима к западу от Урала во время противоборства там ханов Ибака и Шибака62. Действительно, имена этих биев упоминаются (Асади/Асэт бей и Шикарали бей) в родословной племени табын63, а в названных ханах узнаются Шибаниды Ивак (Ибрагим) и Шейбани. Между тем И.А. Мустакимов имена еще двоих лиц из этой генеалогии (Худай-Берди-тархана и Тангри-Берди-бека) обнаружил в окружении Шибанида Абул-Хайр-хана, причем насчет Тенгри-Берди-бека в источниках указано, что он был из клана «туман»64. И вот тут следует сказать, что в генеалогиии племени табын Майкы бию предшествует Тюмень бий65, скорее всего связанный с группой «туман/тюмен». Заметим, что, по Рашид ад-дину, среди «старых друзей» Чингиз-хана отмечается «старший эмир» из племени хушин Барагул-нойон, вначале бывший тысячником, а затем ставший эмиром-темником. По этому источнику, в «[войсках] правой руки старше его никого не было»66. Не исключено поэтому, что этот нойон возглавлял особое ответвление хушинов (ушуней), являвшееся более «старшим» по отношению к группе во главе с Майкы/Байкы беком. Вовсе не исключено, что оно имело уточняющее название, например «туман». В связи с обсуждаемым вопросом надо обратить внимание на два момента. Во-первых, согласно преданиям башкир клана дуван (от табын), жившего на Урале, их предок Юлбуга приходился братом Майкы бию67. Во-вторых, у башкир клана тамйан (видимо, от туман/таман), несмотря на то, что по «Дафтар-и Чингиз-наме» он считался самостоятельным клановым образованием, имевшим собственные клановые атрибуты68, не совпадавшие с атрибутами группы, которую в этом источнике

59 Нэзерголов M.X. Кара-табын ыруы шэ^эрэ!ю. Б. 71.

60 Башкирские шежере. С. 157-158; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. С. 359.

61 Дэфтэре Чьщгыз намэ !! Мирастан биш сэхифэ. Б. 48-50, 52; Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Cingiz-namä). P. 56.

62 Нэзерголов M.X. Кара-табын ыруы шэ^эрэhе. С. 80. Само событие случилось в последней четверти XV в. (См.: Исхаков Д.M. Об общности этнической истории волгоуральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды) !! Исхаков Д.M. Введение в историю Сибирского ханства: Очерки. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 40-42.

63 Башкирские шежере. С. 157-158.

64 Mустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида-Нусрат-наме» !! Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. С. 225-226.

65 Башкирские шежере. С. 157-158.

66 Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. С. 268.

67 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. С. 213.

68 Дэфтэре Чыщыз намэ !! Мирастан биш сэхифэ. Б. 52; Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Cingiz-namä). P. 57. Дерево - тирэк, птица - карга, уран - тутыя, тамга - ыргак.

представляет «уйшын Майкы бий», имелось подразделение кара-табын69, явно свидетельствующее об их былой аффилированности. Так как по преданиям группы тамйан их древней родиной являлся Алтай (Алтай яклары)10, такая связь возможна, тем более что Р. Г. Кузеев, опираясь на исследования казахстанских историков, уже отмечал вероятность генетической связи башкирского племени тамйан, казахских кланов тама/тана и известного из восточных источников в среде усуней племени тама (та-ма юй-сунь)71. Этот же исследователь, опираясь на историко-этнологические данные, высказал мнение о пребывании группы тамйан в XII-XШ вв. в районе «южной излучины р. Белой»72.

Насчет территории с ним частично можно согласиться, но хронологически речь надо вести о XШ-XГV вв. То, что клан уйшын оказался с XIII в. далеко на западе в составе Улуса Джучи, видно и из монгольских источников. Так, предводитель этого клана под именами «Хунан» / «Хукин» (явно подразумевается Хушитай) фигурирует как в «Сокровенном сказании»73, так и в «Алтан Тобчи», в последнем из которых прямо сказано, что Хукин нойону были выделены

74

8 тыс. людей для управления «землею оросутов и черкисутов» , т.е. русских и черкесов. Показательно, что у Пулад-хана (1363-1364) был улугбек Пир-Махмуд из клана уйшын75. Да и топонимы «Тамань» и «Тюмень», известные к западу от Волги, скорее всего, говорят о том же. Далее, согласно «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали, среди выделенных Бату-ханом из числа «каучинов» своему брату Тукай-Тимуру четырех кланов была и группа «ушун»76, т.е. уйшын. А так как в состав владений Тукай-Тимура б. Джучи и его потомков входили не только Мангышлак, но и «область асов» на Северном Кавказе, и Хад-жи-тархан77, можно уверенно говорить о нахождении клана уйшын в XIV в. в Поволжье, возможно, между Нижним Поволжьем и западной частью Южного Приуралья (места зимнего и летнего пребывания). Вряд ли поэтому случайно упоминание Мирзой Улугбеком клана уйшын в составе войск правого крыла Улуса Джучи78. Этому не противоречат и легендарные сообщения о «воспитании» сына Амет-бия Салчи в «семье» умершего в 1401 г. Тукай-Тимурида Ти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. С. 113. Не исключено, что темник и правитель Старого Крыма и его окрестностей Тукбуга, известный из арабских источников в 1262/1263 г., и есть, как это предполагает И.А. Мустакимов, глава группы туман из войск Шибана (Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Таварих-и гузида-Нусрат-наме» С. 227).

70 Там же. С. 156.

71 Там же. С. 166-167.

72 Там же. С. 118, 167.

73 Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 176.

74 Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (Золотое сказание) / Пер. с монг., введ., коммент. и прил. Н.П. Шастиной. Памятники письменности Востока. X. М., 1973. С. 233.

75 KafaliM. Altin Orda hanliginin kurnlus ve yukseli§ devirleri. Istanbul, 1976. S. 41.

76 Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. С. 163; Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 197, 208.

77

Там же.

78 Мирзо Улугбек. Турт улус тарихи. Ташкент: Чулпан нашр, 1994. С. 233.

мур-Кутлуга79, а также присутствие под 1375 г. в русских летописях Салчея, «князя Астраханского»80.

Отсюда вывод: нахождение знатных лиц из клана уйшын, в том числе и под наименованием «туман», при ханах Джанибеке (1342-1357) и Бирдибеке (1357-1359) на территории Булгарского вилайята, представляется вполне вероятным. Так как для первых десятилетий XV в. клан туман фигурирует среди групп, подчиненных Шибаниду Абул-Хайр-хану, в лице «юрта Амета» из района г. Биляра мы, возможно, опять сталкиваемся с наследием периода участия Шибана в завоевании Волжской Булгарии. По крайней мере «юрт» уйшына Амет-бия «стягивается» в район, находящийся несколько восточнее от центральных районов Булгарского вилайята, но по соседству с буркутами и кун-гратами, а также с «башкирской» группой тамйан. Поэтому, несмотря на то, что нахождение названных выше четырех «старых» золотоордынских кланов в Булгарском вилайяте Золотой Орды может быть связано с вхождением этого владения в ханский домен, причина их такой своеобразной локализации может иметь, и, скорее всего, имела, прямое отношение к событиям и личностям периода завоевания данной территории в 1236 г. Вовсе не исключено, что Шибан и его потомки получили на нее после завоевания определенные права, что могло быть закреплено оставлением там людей из клановых войск этого Чингизида. В этом плане любопытно, что в имевшейся у А. Кавелина версии дастана об Аксак-Тимуре речь шла о том, что «Абдуллах-хан, владевший городом Болга-ром», происходил «от поколения хана Джучи, сыновей его Бойярки (т.е. Берке.

- Д.И., З.Т), Шабана и Кашела ханов», с добавлением, что последние двое владели «народом болгарским» после брата их «Бойярки-хана»81. Так как имя «Кашела-хана» в известных родословных Шибанидов не отмечается, тут, несмотря на то, что речь идет о Джучидах вообще, стоит обратить внимание на упоминание имени Шибана как владельца «народа болгарского»82. Правда, не исключено, что этот пассаж был взят из «Джихан-наме» Катиба Челеби, в котором сказано: «... Упомянутый народ (речь идет о булгарах. - Д.И., З.Т.) находится под властью Шайбани б. Джучи б. Чингиза и Кишилу-хана»83. Но заметим, что в данном случае не упоминается Абдулла-хан. Поэтому из-за сказанного выше, при упоминании у А. Кавелина Шибана в числе правителей «народа болгарского», место для высказанной нами мысли о связи Булгарского владения с Шибанидами остается84.

79 Дэфтэре Чыщыз намэ // Мирастан биш сэхифэ. Б. 66.

80 ПСРЛ. Т. 11. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 24. О его связи с легендарным Амет-бием писал М.А. Усманов (См.: Усманов М.А. Татарские исторические источники XVП-XVШ вв. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. С. 115).

81 Кавелин А. Древние болгары (из бумаг Кафтанникова) // Библиотека для чтения. Т. 82. СПб., 1847. С. 57.

82 Заметим, что Шибан, чьи точные даты жизни неизвестны, был явно моложе Берке-хана (1209-1266), ибо он считался пятым сыном Джучи, тогда как Берке был третьим. Это надо иметь в виду в связи с возможным «владением народом болгарским» Шибаном после хана Берке.

83 АмирхановХ. Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники). М.: ИД Марджани, 2010. С. 39.

84 В этой связи стоит обратить внимание и на аргументацию И. А. Мустакимова о правах на Казанский/Булгарский вилайят в первой половине XV в. не только Тукай-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амирханов Х. Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники). М.: ИД Марджани,

2010.

2. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965.

3. Башкирские шежере. Уфа, 1960.

4. Валиди Т. Э.-З. Башкорттарзыщ тарихы. Терк hэм татар тарихы. 0фе, 1994.

5. ГосмановМ. Каурый калэм эзеннэн. Казан, 1994.

6. Дэфтэре Чынгыз намэ // Мирастан биш сэхифэ: XVII-XIX гасырлар эдэби-тарихи ядкэрлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 2011.

7. ЭхмэтщановМ. Татар шэ^эрэлэре. Казан, 1995.

8. Эхмэтщанов М. И. Пермь елкэсе татарлары шэжррэлэре // Пермь татарлары турында. Барда, 2000.

9. Из татарской летописи, переписанной Нурмухаметом, сыном Азмедзяна // История Татарии в документах и материалах. М.: Гос-е соц.-экон. изд-во, 1937. С. 123.

10. Исхаков Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын урук): Клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане. Материалы итоговой научной конференции Института истории АН РТ, посвященной 10-летию института. Вып. 1. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2007.

11. Исхаков Д. М. Булгарский вилайят накануне образования Казанского ханства: новый взгляд на известные проблемы // Г асырлар авазы=Эхо веков. № 2. 2009.

12. Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства. Казань, 2006.

13. Исхаков Д.М. Дастан «Туляк и Сусылу»: к вопросу о золотоордынских сюжетах // Труды ИИЯЛ УНЦ РАН. Вып. V. Уфа, 2011. С. 162-175.

14. Исхаков Д. М. Институт сеййидов в Улусе Джучи и позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2011.

15. Исхаков Д.М. Ислам у татар Прикамья в средние века: историко-этнографические данные // Ислам в Волго-Камье и Предуралье: ранние страницы истории. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием в рамках Третьего межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир - 2012» (г. Пермь, 16 марта 2012 г.). Пермь: ПГГПУ, 2012.

16. Исхаков Д.М. Исторические очерки. Казань: Фэн, 2009.

17. Исхаков Д.М. Комментарий к одному месту из «Таварих-и гузида-нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.

18. Исхаков Д.М. О клановом составе первоначального удела Шибана // Золотоордынское наследие: Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV в.)». 17 марта 2009 г.: Сб. статей. Вып. 1. Казань: Фэн, 2009.

19. Исхаков Д.М. Об общности этнической истории волго-уральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды) // Исхаков Д.М. Введение в историю Сибирского ханства: Очерки. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 40-42.

20. Исхаков Д.М. Об отражении некоторых золотоордынских реалий в татарско-башкирском дастане «Туляк и Сусылу» // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социальноэкономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011.

С. 21-27.

Тимуридов в лице «дома» Улу-Мухаммада, но и Шибанидов, восходящих, как он осторожно полагал, к концу XIV в. (См.: Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте. С. 185-189).

21. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV-XVII вв.). Научное издание. Казань: Мастер Лайн, 1998.

22. Исхаков Д.М. Юго-восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XIV-XVII вв. // Элмэт. Альметьевск, Казань, 2003.

23. Кавелин А. Древние болгары (из бумаг Кафтанникова) // Библиотека для чтения. Т. 82. СПб., 1847.

24. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

25. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

26. Кочекаев Б.-А.Б. Ногайско-русские отношения в ХУ-ХУШ вв. Алма-Ата: Наука, 1988.

27. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974.

28. Кучкин В.А. Ханы Мамаевой орды // Девяносто лет Н.А. Баскакову. М., 1996.

29. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (Золотое сказание) / Пер. с монг., введ., коммент. и прил. Н.П. Шастиной. Памятники письменности Востока. X. М., 1973.

30. Маслюженко Д.Н. Политическая история становления ханства Абу-л-Хайра на юге Западной Сибири // Средневековые тюрко-татарские государства: Сб. ст. Вып. 4. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012.

31. Маслюженко Д.Н. Ханы Махмуд-ходжа и Хаджи-Мухаммад, или «Улус Шибана» в первой четверти XV в. // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: Сб. науч. ст. памяти В. П. Костюкова. Астрахань: Астраханский ун-т, 2011.

32. Материалы по истории казахских ханств XV-XVШ вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.

33. Мирзо Улугбек. Турт улус тарихи. Ташкент: Чулпан нашр., 1994.

34. Мустакимов И. Термин «Золотой престол» в Поволжье по данным арабо-графичных источников. (К вопросу о статусе г. Булгара на ордынском и постордын-ском пространстве) // Гасырлар авазы=Эхо веков. № 1. 2008.

35. Мустакимов И.А. Владения Шибана и Абдул-л-Хайр-хана по данным «Та-варих-и гузида-нусрат-наме» // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.

36. Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.

37. Мустакимов И.А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз-наме» // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 1. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.

38. Нэзерголов М.Х. Кара-табын ыруы шэжэрэhе // Башкирские шежере (Филологические исследования и публикации): Сб. статей. Уфа: БФАН СССР, 1985.

39. ПСРЛ. Т. 11. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000.

40. ПСРЛ. Т. 11-12. Патриаршая или Никоновская летопись. М.: Наука, 1965.

41. ПСРЛ. Т. 30. Владимирский летописец. М.: Наука, 1965.

42. ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. Рогожский летописец. М.: Наука, 1965.

43. Рахим А. Новые списки татарских летописей // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004.

44. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М.: НИЦ «Ладо-мир», 2002.

45. Рычков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001.

46. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Вост. лит-ра РАН, 2001.

47. ТYлэк китабы // Эдэби мирас (дуртенче китап). Казан, 1997.

48. ТYлэк китабы. Дастан. Казан, 2008.

49. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978.

50. Bregel Yuri. Tribal tradition and dynastic history the early rulers of the qongrats according to Munis // Asian and African Studies. 16. 1982.

51. Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Cingiz-nämä). I. (Worwort, Einfüheung, Transkription, Wörterbuch, Faksimiles). Studia uralo-altaica 44. Szeged, 2002.

52. Kafali M. Altin Orda hanliginin kurulus ve yükseli§ devirleri. Istanbul, 1976.

Сведения об авторах: Дамир Мавлявеевич Исхаков - главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук (Казань, Российская Федерация); monitoring_vkt@mail.ru

Зайтуна Аптрашитовна Тычинских - доцент Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, кандидат исторических наук (Тобольск, Российская Федерация); zaituna.09@mail.ru

ON THE SHIBANID «TRACE» IN THE BULGAR VILAYET OF THE ULUS OF JOCHI

D.M. Iskhakov

(Sh.Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan)

Z.A. Tychinskikh

(D.I. Mendeleev Tobolsk State Social and Pedagogical Academy)

The authors discuss the problem related to the Shibanids' presence on the territory of the Bulgar Vilayet of the Ulus of Jochi in the 13th-14th centuries. Analysis of the various sources of Turko-Tatar, Mongolian and Russian origin (chronicles, dastans, genealogies, etc.) allowed the authors to conclude that the transition of the territory of the Volga Bulgar (from the city of Bilyar to the east) under the Shibanid authority occurred at the time of the Mongol conquest in 13th century. It is therefore in the future (up to the end of the 15th century) the Shibanids and related clans could claim authority not only in the Bulgar Vilayet, but also in the Kazan Khanate, which arose on its ground.

Keywords: Shibanids, Ulus of Jochi, Bulgar Vilayet, Khanate of Kazan, Khanate of Tyumen.

REFERENCES

1. Amirkhanov Kh. Tavarikh-e Bulgariya (Bulgarskie khroniki) [Bulgar Chronicles]. Moscow: ID Mardzhani, 2010.

2. Akhmedov B.A. Gosudarstvo kochevykh uzbekov [The State of Uzbek Nomads]. Moscow, 1965.

3. Bashkirskie shezhere. Ufa, 1960.

4. Validi T.0.-Z. BashkorttarZyyy tarikhy. Terk ham tatar tarikhy. 0fo, 1994.

5. Gosmanov M. Kauryy kalam ezennan. Kazan, 1994.

6. Daftare Chyngyz nama. Mirastan bish sakhifa: XVII-XIX gasyrlar adabi-tarikhi yadkarlar. Kazan: Tatar. kit. nashr., 2011.

7. Okhmat^anov M.I. Perm’ elkase tatarlary sha^aralare. Perm’ tatarlary turynda. Barda, 2000.

8. Okhmat^anov M.I. Tatar sha^aralare. Kazan, 1995.

9. Iz tatarskoy letopisi, perepisannoy Nurmukhametom, synom Azmedzyana [From the Tatar Chronicle rewritten by Nur Muhammad, the son of Azmedzyan]. Istoriya Tatarii v dokumentakh i materialakh [The History of Tartary in Documents and Materials]. Moscow: Gos-e sots.-ekon. izd-vo, 1937. 123 p.

10. Iskhakov D.M. «Dom Chingiz-khana» (Altyn uruk): Klanovaya prinadlezhnost' i ee atributy [The «House of Genghis Khan» (Altan Uruk): Clan Affiliation and Its Attributes]. Etnologicheskie issledovaniya v Tatarstane. Materialy itogovoy nauchnoy konfe-rentsii Instituta istorii AN RT, posvyashchennoy 10-letiyu Instituta [Ethnological Studies in Tatarstan. Materials of the Summarizing Scientific Conference of the Institute of History of the Republic of Tatarstan, dedicated to the 10th Anniversary of the Institute]. Is. 1. Kazan: In-t istorii AN RT, 2007.

11. Iskhakov D.M. Bulgarskiy vilayyat nakanune obrazovaniya Kazanskogo khanstva: novyy vzglyad na izvestnye problemy [The Bulgar Vilayet on the Eve of the Formation of the Khanate of Kazan: A New Sight at the Known Issues]. Gasyrlar avazy=Ekho vekov -Echo of Ages, 2009, no 2.

12. Iskhakov D.M. Vvedenie v istoriyu Sibirskogo khanstva [Introduction to the History of the Siberian Khanate]. Kazan, 2006.

13. Iskhakov D.M. Dastan «Tulyak i Susylu»: k voprosu o zolotoordynskikh syu-zhetakh [Dastan «Tulyak and Susylu»: To the Question of the Golden Horde Storylines]. Trudy IIYaL UNTs RAN. Is. V. Ufa, 2011, pp. 162-175.

14. Iskhakov D.M. Institut seyyidov v Uluse Dzhuchi i pozdnezolotoordynskikh tyurko-tatarskikh gosudarstvakh [Institute of Seids in the Ulus of Jochi and the Late Golden Horde Turkic-Tatar States]. Kazan, Fen AN RT, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Iskhakov D.M. Islam u tatar Prikam'ya v srednie veka: istoriko-etnograficheskie dannye [Islam among the Tatars of the Kama Region in the Middle Ages: The Historical and Ethnographic Data]. Islam v Volgo-Kam'e i Predural'e: rannie stranitsy istorii. Mate-rialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem v ramkakh Tret'ego mezhregional'nogo foruma musul'manskoy kul'tury «Musul'manskiy mir - 2012» (g. Perm', 16 marta 2012 g.) [Islam in the Volga-Kama Region and Cisuralia: Pages of Early History. Materials of the Russian National Scientific Conference with international participation at the Third Inter-Regional Forum of Muslim Culture «The Muslim World -2012» (Perm, 16 March 2012)]. Perm': PGGPU, 2012.

16. Iskhakov D.M. Istoricheskie ocherki [Historical Essays]. Kazan, Fen AN RT, 2009.

17. Iskhakov D.M. Kommentariy k odnomu mestu iz «Tavarikh-i guzida-nusrat-name» [A Comment to One Fragment from the «Tavarikh-i guzida-Nusrat-näme»]. Natsional'naya istoriya tatar: teoretiko-metodolgicheskoe vvedenie [National History of Tatars: Theoretical and Methodological Introduction]. Kazan, In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2009.

18. Iskhakov D.M. O klanovom sostave pervonachal'nogo udela Shibana [On the Clannish Composition of the Original Shibanid Apanage]. Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya i sotsial'no-ekonomi-cheskaya istoriya Zolotoy Ordy (XIII-XV v.)». 17 marta 2009 g. Sb. statey [The Legacy of the Golden Horde. Proceedings of the International Conference «The Political and SocioEconomic History of the Golden Horde (13th-15th centuries)». March 17, 2009. Collected Papers]. Is. 1. Kazan, Fen, 2009.

19. Iskhakov D.M. Ob obshchnosti etnicheskoy istorii volgo-ural'skikh i sibirskikh tatar (bulgarskiy, zolotoordynskiy i pozdnezolotoordynskiy periody) [On the Affinity of the Ethnic History of the Volga-Ural and Siberian Tatars (The Periods of Bulgar, Golden Horde, and Late Golden Horde)]. Iskhakov D.M. Vvedenie v istoriyu Sibirskogo khanstva. Ocherki [Introduction to the History of the Siberian Khanate. Essays]. Kazan: In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2006, pp. 40-42.

20. Iskhakov D.M. Ob otrazhenii nekotorykh zolotoordynskikh realiy v tatarsko-bashkirskom dastane «Tulyak i Susylu» [On the Reflection of Some Golden Horde Reali-

ties in the Tatar-Bashkir Dastan «Tulyak and Susylu»]. Zolotoordynskoe nasledie. Is. 2. Materialy vtoroy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politicheskaya i sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy», posvyashchennoy pamyati M.A. Usmanova. Kazan', 29-30 marta 2011 g. [The Legacy of the Golden Horde. Proceedings of the Second International Conference «The Political and Socio-Economic History of the Golden Horde», in memory of M.A. Usmanov. Kazan, 29-30 March 2011]. Kazan: In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2011, pp. 21-27.

21. Iskhakov D.M. Ot srednevekovykh tatar k tataram novogo vremeni (etnolo-gicheskiy vzglyad na istoriyu volgo-ural'skikh tatar XV—XVII vv.). Nauchnoe izdanie [From Medieval Tatars to the Tatars of the Modern Times (ethnological view of the history of Volga-Ural Tatars of the 15th-17th centuries). Academic publication]. Kazan, Master Layn, 1998.

22. Iskhakov D.M. Yugo-vostok Tatarstana: problema izucheniya etnicheskoy istorii regiona XIV-XVII vv. [The Southeast of Tatarstan: The Problem of Study of the Region's Ethnic History of the 14th-17th centuries]. Olmat. Al'met'evsk, Kazan, 2003.

23. Kavelin A. Drevnie bolgary (iz bumag Kaftannikova) [The Ancient Bulgarians (from the papers of Kaftannikov)]. Biblioteka dlya chteniya [Library for Reading]. Vol. 82. Saint-Petersburg, 1847.

24. Klyashtorny S.G., Sultanov T.I. Gosudarstva i narody evraziyskikh stepey. Drev-nost' i srednevekov’e [The States and Peoples of the Eurasian Steppes. Antiquity and the Middle Ages]. Saint-Petersburg, 2000.

25. Kozin S.A. Sokrovennoe skazanie. Mongol'skaya khronika 1240 g. [The Secret History. The Mongolian Chronicle of 1240]. Moscow-Leningrad, AN SSSR, 1941.

26. Kochekaev B.-A.B. Nogaysko-russkie otnosheniya vXV—XVIII vv. [Nogai-Russian Relations in the 15th-18th centuries]. Alma-Ata, Nauka Publ., 1988.

27. Kuzeev R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnicheskiy sostav, istoriya rasseleniya [Origin of the Bashkir People. Ethnic Composition, History of Settlement]. Moscow, Nauka Publ., 1974.

28. Kuchkin V.A. Khany Mamaevoy ordy [The Khans of the Mamai’s Horde]. Devyanosto let N.A. Baskakovu (Elektronnyy variant) [The 90th Anniversary of N.A. Baskakov (Electronic version)].

29. Lubsan Danzan. Altan Tobchi (Zolotoe skazanie) [Altan Tobchi (The Golden Legend)]. Per. s mong., vved., komment. i pril. N. P. Shastinoy. Pamyatniki pis'mennosti Vos-toka [The Oriental Written Monuments]. X. Moscow, 1973.

30. Maslyuzhenko D.N. Politicheskaya istoriya stanovleniya khanstva Abu-l-Khayra na yuge Zapadnoy Sibiri [The Political History of the Formation of the Khanate of Abu-l-Khair in the South of Western Siberia]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [The Medieval Turko-Tatar States]. Sb. st. Is. 4. Kazan: In-t istoriii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2012.

31. Maslyuzhenko D.N. Khany Makhmud-khodzha i Khadzhi-Mukhammad, ili «Ulus Shiba-na» v pervoy chetverti XV v. [The Khans Mahmoud Khodja and Khodja Mahmoud, or the «Ulus of Shiban"» in the first quarter of the 15th century]. Voprosy istoriii i arkheologii srednevekovykh kochevnikov i Zolotoy Ordy Sb. nauchnykh st. pamyati V.P. Kostyukova [Questions of the History and Archaeology of the Medieval Nomads of the Golden Horde. Collected Papers in the memory of V.P. Kostyukov]. Astrakhan', Izd. Dom «Astrakhanskiy un-t», 2011.

32. Materialy po istorii kazakhskikh khanstv XV—XVIII vv. (izvlecheniya iz persid-skikh i tyurkskikh sochineniy) [Materials on the History of the Kazakh Khanates of the 15th-18th centuries (extracts from the Persian and Turkic writings)]. Alma-Ata, 1969.

33. Mirzo Ulugbek. Tyrt ulus tarikhi. Tashkent: Chylpan nashr., 1994.

34. Mustakimov I. Termin «Zolotoy prestol» v Povolzh'e po dannym arabografich-nykh istochnikov. (K voprosu o statuse g. Bulgara na ordynskom i postordynskom prostranstve) [The «Golden Throne» in the Volga Region according to the Arabic Graph-

ical Sources (On the question of the status of the city of Bolghar at the Goden Horde and late Golden Horde space)]. Gasyrlar avazy=Ekho vekov - Echo of Ages, 2008, no І.

35. Mustakimov I.A. Vladeniya Shibana i Abdul-l-Khayr-khana po dannym «Tava-rikh-i guzida-Nusrat-name» [The Possession of Shiban and Abdul al-Khair Khan according to the «Tavarikh-i guzida-Nusrat-name»]. Natsional'naya istoriya tatar: teoretiko-metodo-logicheskoe vvedenie [National History of Tatars: Theoretical and Methodological Introduction].

36. Mustakimov I.A. K voprosu ob istorii nogayskogo prisutstviya v kazanskom yurte [On the History of Nogais' Presence in the Kazan Yurt]. Natsional'naya istoriya tatar: teoretiko-metodologicheskoe vvedenie [National History of Tatars: Theoretical and Methodological Introduction]. Kazan: In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2009.

37. Mustakimov I.A. Ob odnom spiske «Daftar-i Chingiz-name» [On One Copy of the «Daftar-i Chingiz-name»]. Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva [The Medieval Turko-Tatar States]. Is. І. Kazan: In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2009.

38. №zergolov M.Kh. Kara-tabyn yruy shэщэrэhe. Bashkirskie shezhere (Filolo-gicheskie issledovaniya i publikatsii): Sb. statey. Ufa: BFAN SSSR, І985.

39. PSRL. Vol. ІІ. Letopisnyy sbornik, imenuemyy Patriarshey ili Nikonovskoy leto-pis'yu [Chronicles Collection Named as Patriarchal or Nikon Chronicle]. Moscow, 2000.

40. PSRL. Vol. ІІ-І2. Patriarshaya ili Nikonovskaya letopis' [Patriarchal or Nikon Chronicle]. Moscow, Nauka Publ., І965.

41. PSRL. Vol. 30. Vladimirskiy letopisets [Vladimir Chronicle]. Moscow, Nauka Publ., І965.

42. PSRL. Vol. XV. Is. І. Rogozhskiy letopisets [Rogozhsky Chronicle]. Moscow, Nauka Publ., І965.

43. Rakhim A. Novye spiski tatarskikh letopisey [New Copies of the Tatar Chronicles]. Problemy istorii Kazani: sovremennye vzglyad [Problems of the History of Kazan: Modern View]. Kazan, In-t istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2004.

44. Rashid ad-din. Sbornik letopisey [Compendium of Chronicles]. Vol. І, kn. 2. Moscow, NITs «Lado-mir», 2002.

45. Rychkov P.I. Istoriya Orenburgskaya po uchrezhdenii Orenburgskoy gubernii [History of Orenburg after the Establishing of the Orenburg Province]. Ufa, 200І.

46. Trepavlov V.V. Istoriya Nogayskoy Ordy [History of the Nogai Horde]. Moscow, Izd. firma «Vost. lit-ra» RAN, 200І.

47. TYbk kitaby. Эdэbi miras (dYrtenche kitap). Kazan, І997.

48. TYbk kitaby. Dastan. Kazan, 2008.

49. Usmanov M.A. Tatarskie istoricheskie istochniki XVII-XVIII vv. [The Tatar Historical Sources of the І7‘ь-І8‘ь centuries]. Kazan: Izd-vo Kazanskogo un-ta, І978.

50. Bregel Yuri. Tribal tradition and dynastic history the early rulers of the qongrats according to Munis. Asian and African Studies. І6. І982.

51. Ivanics M., Usmanov M.A. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Cingiz-namä). I. (Worwort, Einfüheung, Transkription, Wörterbuch, Faksimiles). Studia uralo-altaica 44. Szeged, 2002.

52. Kafali M. Altin Orda hanliginin kurulus ve yükseliç devirleri. Istanbul, І976.

About the authors: Damir Mavlyaveevich Iskhakov - Chief Research Fellow, Sh.Marjani Institute of History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Doctor of historical studies (Kazan, Russian Federation); monitoring_vkt@mail.ru

Zaytuna Aptrashitovna Tychinskikh - Docent, D.I. Mendeleev Tobolsk State Social and Pedagogical Academy, Kandidat nauk (scientific degree) in historical studies (Tobolsk, Russian Federation); zaituna.09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.