Научная статья на тему 'Включение проектной деятельности в формирование профессиональных компетенций педагога-дефектолога'

Включение проектной деятельности в формирование профессиональных компетенций педагога-дефектолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. Л. Скуратовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Включение проектной деятельности в формирование профессиональных компетенций педагога-дефектолога»

М. Л. Скуратовская

Включение проектной деятельности в формирование профессиональных компетенций педагога-дефектолога

Поиск ресурсов повышения качества подготовки студентов ещё пять лет назад побудил нас обратить внимание на проектную деятельность, апробировать ее возможности в развитии профессиональных компетенций наших студентов. С 2015 г. направление «проектное управление» включено и стандартизировано в ЮФУ как базовое в реализации ООП. Образовательная политика вуза предполагает усиление роли проектной составляющей, и все образовательные программы университета определяются как сетевые внутриуниверситетские программы, что позволяет интегрировать ресурсы нескольких структурных подразделений университета, а также других организаций.

Для обеспечения возможности межсетевого взаимодействия во всех ООП университета предусмотрено проведение осенних и весенних недель академической мобильности (НАМ) и включение дисциплины «Ведение в проектную деятельность».

НАМ как форма образовательной подготовки студентов решает ряд задач:

• осуществление внутривузовского сетевого взаимодействия между подразделениями вуза, что позволяет студенту выбирать и изучать отдельные дисциплины (модули) не только в структурном подразделении, в котором он обучается, но и в других институтах, академиях, НИИ, факультетах и филиалах ЮФУ;

• проведение открытых мероприятий, выходящих за рамки традиционной академической подготовки. В частности, среди реализованных в ходе прошедшей недели академической мобильности форм были: проведение бинарных лекций ведущих ученых ЮФУ, скайп-конференция по проблемам профессиональной самореализации логопеда в образовательном учреждении и ведения частной практики, обсуждение результатов совместных проектов преподавателей с организациями города (например, совместный проект с Ростовским краеведческим музеем) и др.;

НАМ также включает презентации в формате мастер-классов результатов проектов старшекурсников, реализовавших собственные проекты (например, мастер-класс по основам проявления реакций детей на экстремальные ситуации и грамотному реагированию на них дефектологом и др.).

Обязательной формой работы для студентов 1-Ш курсов бакалавриата и I курса магистратуры является презентация в осеннюю неделю НАМ идей проектов на текущий учебный год и публичная защита уже реализованных проектов в весеннюю сессию НАМ.

Модуль проектной деятельности предусматривает выполнение трех проектов в бакалавриате в течение 1-6 семестров и в магистратуре - один проект в 12 семестрах. Трудоёмкость модуля проектной деятельности в учебном году составляет 3 з. е.

Проект в концепции нашей работы предполагает создание конкретного продукта, решающего конкретную проблему, имеющий воплощение в неком продукте. Наиболее востребованными являются такие виды проектов, как учебный, практико-ориентированный, социальный, технологический, научно-

исследовательский и др. Вне зависимости от вида проекта структура его реализации включает этапы: постановки проблемы, проектирования, поиска информации, создания продукта, презентации и прогнозирования новых проблем. При этом проектирование нами рассматривается в широком смысле: и как процесс, и как результат. Последний - создание готового продукта, а первый - получение навыков проектного управления, опыта разработки и внедрения продукта, управления командой разработчиков.

Остановимся на алгоритме поэтапного освоения проектной деятельности студентами бакалавриата направления «Специальное (дефектологическое) образование».

На 1 этапе (I курс бакалавриата) основной задачей является получить первоначальный опыт проектирования и доведения его до конкретного результата. Эта задача решается в рамках учебной дисциплины «Ведение в проектную деятельность» и в ходе недели академической мобильности, которая проходит, как уже отмечалось, два раза в год - осенью и весной.

В ходе изучения дисциплины «Ведение в проектную деятельность» студенты знакомятся с основами организации проектной деятельности, этапами проектной деятельности, практически разрабатывают первый тип проектов -учебный.

Уже в ходе теоретического блока студентам-первокурсникам даются образцы готовых проектов, выполненных студентами старших курсов, на примере которых рассматривается не только организация проектной деятельности, но и значение проектной деятельности для профессиональной подготовки студента, рассказывается, где представлялись эти проекты, в каких конкурсах участвовали, какие достижения связаны с презентацией проектов.

Темы для разработки учебных проектов на I курсе либо предлагаются преподавателем, либо определяются самими студентами, исходя из тех проблем, с которыми они сталкиваются в жизни или в процессе учёбы. Например, преподавателем даётся учебная задача, связанная с обучением в вузе: как осваивать и обрабатывать большие объёмы информации в процессе теоретического обучения. Или тема «Создание каталога психолого-педагогических методик диагностики дошкольника с дизартрией», предполагающая создание базы данных с возможностью поиска по ключевым словам в формате программы «1С» с открытым кодом. А вот тема «Дифференциация психогенных нарушений и симуляция болезни у ребёнка старшего дошкольного возраста» была инициирована студенткой на примере поведения своего племянника.

Основной принцип работы на 1 этапе - командная работа. В команде от трех до пяти человек. К каждой команде прикрепляется тьютор, в качестве которого выступает старшекурсник, и руководитель проекта, которым может быть аспирант или преподаватель кафедры. Роль тьютора заключается в том, чтобы показать студентам принцип выполнения типовой задачи, который в дальнейшем студенты группы должны будут применить к решению конкретной задачи учебного проекта. В задачу научного руководителя входит показать студентам на основе собственного опыта разработки и реализации проектов, как надо действовать в ходе решения проектной задачи; оценить, что в представленных материалах проекта правильно, а что неверно. Такая коллективная работа со старшекурсниками и аспирантами хорошо мотивирует студентов-первокурсников к участию в проектной деятельности.

При изучении содержания учебной дисциплины студенты получают теоретические знания по разработке проектов.

1. Они обучаются техникам генерации идей и их отбора. Развиваются креативные способности, поощряется нестандартность мышления, социальная активность и ответственность. Задача подготовки студентов - снятие зажимов, поощрение генерации новых, интересных, полезных идей, умения проверять их на реалистичность.

2. После отбора идеи студенты работают над постановочной частью своего проекта: чётко структурируется проблема, определяется вид проекта, целевая аудитория (например, при разработке домашних тетрадей для занятий с детьми с ОВЗ - это родители и дети с ОВЗ, а при разработке проекта по использованию в диагностике программно-аппаратных комплексов на основе БОС - это студенты вуза).

3. Студенты научаются прописывать количественные и качественные результаты реализации проекта (например, в проекте «Методическое пособие по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» отмечается, сколько страниц будет в пособии, какого оно будет формата, отмечаются его публикация, представление на конференции).

4. Очень важным этапом обучения проектной деятельности является грамотная постановка целей SWOT-анализа, позволяющий студентам оценить слабые и сильные стороны проекта, ситуации форс-мажора, которые могут быть критическими для проекта. Студенты рассматривают возможность корректирующих действий в подобных ситуациях.

5. Успех реализации проекта зависит от правильного определения необходимых ресурсов. И самым важным ресурсом являются люди - исполнители проекта. Поэтому совместно с преподавателем определяется команда проекта. Распределяются функциональные обязанности каждого члена команды в ходе работы над проектом. Для того чтобы облегчить студентам-первокурсникам процесс освоения всех видов деятельности по работе над проектом и его реализацией, а также обеспечить преемственность в руководстве проектной деятельностью опытными студентами, в группу участников проекта включаются студенты старших курсов, имеющих опыт разработки, реализации и представления проектов на различных площадках.

Командой определяются все необходимые для проекта ресурсы: временные, материально-технические, финансовые, людские.

Результатом 1 этапа должно стать снятие страха перед выступлением, презентацией своих идей и результатов. Важно именно на I курсе как можно больше предоставлять возможностей студентам выступать с проектами, так как у них ещё нет страха перед авторитетами. Они оценивают ситуацию по факту, а не по статусу собеседника. На этом этапе они выступают в рамках вуза (на кафедре, на мероприятиях в рамках факультета).

На 2 этапе освоения проектной деятельности (II курс бакалавриата) задача усложняется, она заключается в получении студентом практического результата, который может изменять действительность и может быть полезен кафедре, студентам, обучающимся на направлении подготовки или представлять кафедру за пределами вуза.

Для этого используются практико-ориентированные и социальные проекты. Темы проектов на этом этапе определяются исходя из направлений проектной деятельности, которые утверждены кафедрой на учебный год для реализации модуля проектной деятельности в соответствии с учебным планом. Здесь нужен конкретный результат, продукт, который будет полезен кафедре или представлять ее вневузовском пространстве, формировать ее социальный капитал. Например, разрабатываются такие проекты, как «Медиаканал "Особое детство"» или «Методическое пособие по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», «Подготовка волонтёров к работе в инклюзивном классе», «Оценка субъективных предпосылок готовности к работе логопедом с использованием метода на основе БОС», «Использование восточных единоборств в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» и др.

На втором курсе также реализуется принцип командной работы над проектом и общая ответственность всей команды за результат. Численность команды - не более трех человек, так как в этом случае есть возможность существования альтернативного мнения, чёткого распределения функциональных обязанностей по подготовке проекта и в то же время нет лишних людей, без которых вполне возможно выполнить задачи проекта.

На осенней сессии НАМ происходит представление проектов. Студенты второго курса могут привлекать первокурсников для совместной реализации идеи, либо они включаются в разработку заинтересовавших их идей первокурсников и в дальнейшем курируют их.

3 этап связан переходом от коллективных проектов к индивидуальным, от коллективной ответственности за результат - к индивидуальной. Студенты III курса берут темы, которые интересуют их самих. В свою команду они берут студентов I курса. Такая организация работы над проектом позволяет выработать у студентов персональную ответственность за проект и за первокурсников, которые участвуют в команде, получить опыт управления деятельностью по проектированию и внедрению проекта, т. е. освоить на практике навыки менеджмента в специальном образовании.

На этом этапе студенты разрабатывают как практико-ориентированные проекты, так и инновационно-технологические. Например, проект «Онлайн-тренинг по самокоррекции нарушений речи у взрослых 18+» или «Подготовка дефектолога к работе с проявлениями последствий экстремальных ситуаций у дошкольников».

Студенты третьего курса выступают на неделе академической мобильности со своими мастер-классами «Диагностика и само коррекция нарушений речи студентов», «Разработка карт памяти - mind-map».

4 этап освоения проектной деятельности (IV курс бакалавриата) связан с разработкой научно-исследовательских проектов и работой над дипломами. Тема диплома может быть научно-исследовательская и практико-ориентированная. Студенты выпускники используют наработанный на первых трёх курсах опыт проектной деятельности. Здесь важны элементы новизны, выбор идеи, разработка которой может быть продолжена в магистратуре. На этом этапе решается задача - подвести студентов к такому уровню владения технологией разработки проектов, включая научно-исследовательские, чтобы в магистратуре они могли участвовать в грантовой деятельности.

Потребность в изменениях в профессиональной подготовке студента вуза, когда возрастает конкуренция, усиливается ориентация к более экономичным, эффективным, гибким формам, актуальна как никогда. Любые качественные изменения предполагают прогресс. Наш опыт работы со студентами показывает, что это возможно. Когда иерархия уступает место поддержке, система поощрения-наказания заменяется честной оценкой, внешняя мотивация перерастает во внутреннюю, давление от задачи превращается в вызов развиваются возможности студентов, они достигают значительных результатов в профессиональной и социальной самореализации, получая качественное образование.

И. К. Шац

Диагностика психологических проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья

Многие проблемы, связанные с больным ребенком, можно решить только на стыке соматической медицины, психиатрии, психологии и специальной педагогики. В связи с этим разработка и внедрение в повседневную практику психологической диагностики очень важна. Практическое решение этих задач, необходимое для реализации психосоматического подхода к больному ребенку, требуют не только перестройки клинических и психологических подходов, но и методического обеспечения.

Оптимальная ситуация представляется таким образом, что психолог, детский психиатр, педиатр и педагог располагают набором клинических и клинико-психологических методик, позволяющих ответить на наиболее общие вопросы, касающиеся психики, личности и поведения особого ребенка. Основные задачи такой диагностики следующие:

- выявить моменты реальной жизни ребенка, которые могут отрицательно сказываться на переживании им своих проблем со здоровьем;

- описать психологические реакции для дифференциальной диагностики нормальных личностных, невротических и соматогенных расстройств;

- изучить основные представления о здоровье и болезни и связанных с ними переживаний у соматически больных детей.

- оценить вызванный болезнью (проблемой) сдвиг самооценки;

- получить сведения о психосоциальных особенностях семьи в связи с болезнью ребенка, выявить существующие в семье разногласия, влияющие на психологическое состояние ребенка;

- выявить эмоционально-психологическое состояние родителей для построения психотерапевтической стратегии работы с семьёй.

Такие методики должны быть, прежде всего, практически ориентированными, т.е. отвечать реальным запросам специалистов, освещать действительно значимые для лечебно-реабилитационной работы особенности психики и личности. Они должны быть доступны для применения в повседневной работе, отличаться простотой в использовании, возможностью осуществления в стационарной и амбулаторной работе, не отнимая у специалистов слишком много времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.