Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство подготовки будущих дефектологов к взаимодействию с семьей'

Проектная деятельность как средство подготовки будущих дефектологов к взаимодействию с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / A TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL INTERACTION / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / A PROJECT-ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблеме обучения будущих педагогов-дефектологов взаимодействию с семьей. Предлагаются конкретные способы выполнения студентами проекта по курсу «Взаимодействие педагога-дефектолога с родителями дошкольников». Представленные способы деятельности в рамках проекта способствуют развитию самостоятельности и творческой активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Activity as a Means of Training of the Future Speech Pathologists to Interact with a Family

The article is devoted to the problem of training of future teacher-speech pathologists to interact with a family. Certain ways how students make the project on the topic "Interaction of the Teacher-Speech Pathologist with Parents of Preschool Children" are offered. The presented ways of the activity within the project promote development of students' independence and creative activity.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство подготовки будущих дефектологов к взаимодействию с семьей»

УДК 378

Е. В. Малышева

Проектная деятельность как средство подготовки будущих дефектологов

к взаимодействию с семьей

Статья посвящена проблеме обучения будущих педагогов-дефектологов взаимодействию с семьей. Предлагаются конкретные способы выполнения студентами проекта по курсу «Взаимодействие педагога-дефектолога с родителями дошкольников». Представленные способы деятельности в рамках проекта способствуют развитию самостоятельности и творческой активности студентов.

Ключевые слова: педагог-дефектолог, компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическое взаимодействие, семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, проектная деятельность.

E. V. Malysheva

Project Activity as a Means of Training of the Future Speech Pathologists to Interact with a Family

The article is devoted to the problem of training of future teacher-speech pathologists to interact with a family. Certain ways how students make the project on the topic "Interaction of the Teacher-Speech Pathologist with Parents of Preschool Children" are offered. The presented ways of the activity within the project promote development of students' independence and creative activity.

Keywords: a teacher-speech pathologist, a competence-based approach, professional competences, pedagogical interaction, a family, children with limited opportunities of health, a project-activity.

Российское профессиональное образование основным приоритетом выбрало сегодня подготовку специалистов, обладающих не только современными научными знаниями, но и умеющих применять эти знания в решении любых профессиональных задач. Компетентностный подход в процессе реализации новых образовательных моделей и программ выступает в качестве одного из ведущих.

Компетентность трактуется как способность (или способность + готовность) к реализации приобретенных знаний, умений, опыта в реальной деятельности [2, с. 82]. Профессиональная компетентность - это способность и готовность будущего специалиста к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности.

В стандарте по направлению подготовки 050700 - «Специальное (дефектологическое) образование» профессиональные компетенции слагаются из общекультурных (или ключевых) и профессиональных (базовых и специальных).

Первый уровень компетенций, которые составляют фундамент, базис компетентностной модели, можно назвать универсальными, так как они обязательны для любого современного человека. Они представлены общекультурными ком-

петенциями, среди которых мы особо выделяем следующие:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии [4].

Второй уровень компетенций - базовый, представлен профессиональными компетентно-стями. Их можно разделить на виды по сферам профессиональной деятельности: общепрофессиональная способность и готовность (способность осознавать социальную значимость своей профессии, овладение мотивацией к выполнению профессиональной деятельности), область кор-рекционно-педагогической деятельности (способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности), область диагностико-консультативной деятельности, исследовательская деятельность, культурно-просветительская деятельность (готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по пробле-

© Малышева Е. В., 2013

Формирование социально ориентированной личности в общеобразовательном учреждении 101

в ходе профилактического взаимодействия субъектов муниципального образования

мам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности) [4].

Таким образом, одна из важнейших компетенций связана с формированием способности студентов взаимодействовать с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей помощи родителям. Чтобы оказывать соответствующую помощь детям, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста. С этого и начинается настоящее воспитание родителей. «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Семья - среда, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Многие семьи имеют низкий уровень образования, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. Часто родители испытывают трудности в воспитании детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Рождение и воспитание ребенка-инвалида часто деформирует взаимоотношения в семье.

Анализ состояния практики подготовки де-фектологов к взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что в системе профессионального образования существуют дисциплины, позволяющие формировать готовность студентов к взаимодействию с родителями, но потенциал этих дисциплин используется недостаточно, действия педагогов в этом направлении не согласованы, не системны и направлены в основном на теоретическую подготовку. Педагогическая практика не в полной мере решает проблему обучения студентов навыкам и приемам взаимодействия с семьей в вопросах коррекции особенностей психофизического развития детей.

Мы изучили мнение студентов о взаимодействии дефектологов и родителей. Респондентами стали студенты 3-х и 4-х курсов дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Студентов данных курсов мы выбрали потому, что они уже были на педагогической практике,

сталкивались с проблемами во взаимодействии с семьями.

Полученные ответы позволили сделать следующие выводы:

- основными направлениями работы с родителями в ДОУ на сегодняшний день являются расширение знаний родителей об особенностях воспитания детей с различными видами нарушений, обучение приемам коррекционно-развивающей работы в условиях семьи (65 %);

- основными формами работы являются консультации, родительские собрания и стендовая информация (80 %);

- педагоги осознают важность сотрудничества с родителями, но не всегда владеют современными методами и средствами для его осуществления (64 %);

- большая часть родителей проявляет низкий уровень готовности к взаимодействию с педаго-гом-дефектологом и заинтересованности в этом взаимодействии, что и заявляется педагогами как основная трудность (90 %).

Таким образом, возможности взаимодействия педагога-дефектолога с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, реализуются в современном дошкольном образовании не в полной мере, что объясняется недостаточной подготовленностью педагогов, в частности отсутствием у них специальных компетенций, позволяющих успешно организовать взаимодействие с семьей.

Учитывая субъектно-ориентированный, реф-лексивно-деятельностный и проблемно-задачный подходы к подготовке дефектологов, мы выявили, что наиболее эффективным средством, позволяющим обеспечить реализацию этих подходов в подготовке кадров, является проектная деятельность. Она обеспечивает высокий уровень субъектности студента, который имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его и защищать. Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность. Каждый студент оценивает, что он приобрел в процессе выполнения проектной деятельности, что удалось, а что нет, как можно избежать неудачи в будущем. Выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности. Они учатся самостоятельно находить и анализировать проблемную информацию, применять знания, приобретать опыт решения задач

[5].

Метод проектов на современном этапе выступает основным средством в организации творческой самостоятельной работы студентов. Включение проектной деятельности в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал студентов и повысить их мотивацию к обучению [1, с. 94].

Проектная деятельность решает задачу индивидуализации обучения, поскольку позволяет учесть характерологические черты личности студента, темп его деятельности, уровень развития профессиональной готовности, личное отношение к проблемам детей и родителей.

Проектную деятельность мы рассматриваем как творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются студентами и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при сопровождении преподавателя [5].

На конкретном примере опишем организацию проектной деятельности по теме «Формы взаимодействия с семьей» в виде создания коррекци-онно-педагогического журнала «Домашний де-фектолог» в помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В проекте принимали участие студенты - будущие дефектологи 5 курса. Проект продолжался 4 месяца и носил социальный, межпредметный, практико-ориентированный характер. Главная идея проекта состояла в формировании потребности у студентов научиться успешному взаимодействию с родителями.

Проект предусматривал решение следующих задач:

- формирование нравственной позиции будущего дефектолога по отношению к детям с отклонениями в развитии и их семьям;

- расширение представлений об основных направлениях и формах взаимодействия дефекто-логов и родителей;

- развитие практических умений при подборе консультативного материала для родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ (педагогическая помощь);

- формирование умений по планированию взаимодействия с семьями, психолого-педагогического консультирования и организации взаимодействия с родителями;

- формирование умений самостоятельной деятельности;

- развитие профессионально значимых в работе с семьями личностных качеств педагога-дефектолога (коммуникабельность, эмпатич-ность, рефлексивность).

Для выполнения проекта важно было стимулировать работу студентов. Этому способствовала групповая деятельность, а также диалоговый характер взаимодействия преподавателя и студентов в процессе выполнения проекта. Студенты изучали журналы по дефектологии; осуществляли подбор литературы по конкретным направлениям; закрепляли ранее приобретенные знания и умения, опыт при решении проблемы. В основу работы при создании серии журналов положено стремление помочь семье пересмотреть свои жизненные ценности, научить родителей по-новому воспринимать свои проблемы и проблемы ребенка, помочь им обрести уверенность в завтрашнем дне.

На основе анализа научно-педагогической литературы [1, 5] нами выделены следующие этапы проектной деятельности студентов: мотивацион-но-целевой, проектировочно-исследовательский, практический, контрольный, презентационный, аналитико-рефлексивный. Покажем, как на каждом этапе можно представить деятельность студента и преподавателя, а также формируемые компетенции.

Этапы Деятельность студентов Деятельность преподавателя Формируемые компетентности

Мотивационно-целевой Целеполагание и составление плана действий Создает проблемную ситуацию - способность осознавать социальную значимость своей профессии; - способность к устной и письменной коммуникации; - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

Проектиро-вочно-исследовательский Формирование микрогрупп. Распределение обязанностей, плани- Помогает в распределении обязанностей - готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обуче-

рование проектов на уровне курса. ния, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения

Практический Сбор материала по рубрикам журнала. Оформление номеров журнала Помогает в ситуациях затруднения, консультирует - готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди родителей; - готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения; - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности

Контрольный Представление каждой микрогруппой серии журналов, их коллективное обсуждение Ставит проблемные вопросы, помогает выявить проблемные вопросы - способность осознавать социальную значимость своей профессии, овладением мотивации к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; - способность к устной и письменной коммуникации

Презентационный Представление результатов групповой работы Делает акцент на наиболее интересной и важной информации - способность к устной и письменной коммуникации; - готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ; - способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди родителей

Аналитико-рефлексивный Самооценка, оценка работы членов микрогруппы, рефлексия. Написание эссе Ставит проблемные вопросы, помогает в определении перспектив - способность соотносить результат своей деятельности с поставленной целью; - способность определять степень реализации своих возможностей; - способность объективно оценивать личностные достижения; - готовность осознавать значимость своей профессии

Рассмотрим предложенные этапы на примере разработки конкретного проекта, который выполнялся студентами в процессе изучения спецкурса «Взаимодействие педагога-дефектолога с родителями дошкольников» и представлял собой издание серии журналов в помощь им.

Идея создания такого проекта появилась в процессе обсуждения со студентами проблемы подбора активных форм взаимодействия педаго-га-дефектолога с родителями детей. Проходя педагогическую практику, студенты, будущие де-фектологи отметили, что молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка с особенностями в развитии, что приводит к ошибкам. Родители, которые в достаточной мере не владеют знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, порой осуществляют его воспитание интуитивно. Это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому студентами была предложена идея создания серии журналов для

просвещения родителей и помощи в воспитании ребенка.

Групповой «мозговой штурм» помог определить идеи по оформлению журнала, обозначить актуальные вопросы, проблемы, которые необходимо раскрыть, подобрать рубрики журнала, интересные сюжеты. Название журнала было выбрано с помощью техники «Кластер». Каждому студенту предлагался листок в центре с вопросом: «Как назвать журнал?» В течение нескольким минут вокруг вопроса студентам требовалось обозначить словосочетания, которые могут быть вынесены в название журнала. Студентам пришли в голову следующие словосочетания: «развиваемся дома, развиваемся вместе, вы не одни, особый ребенок, палочка-выручалочка, растем и развиваемся, вместе сможем, домашний дефектолог, я смогу, мы сможем» и т.п. Затем в процессе общего обсуждения пришли к единому мнению, что серия журналов будет называться «Домашний дефектолог» (кор-рекционно-педагогическая помощь родителям).

Данный этап проектной деятельности способствовал осмыслению и формированию профессиональной мотивации.

На 2-м этапе группа студентов разделилась на четыре микрогруппы, в каждой из них студенты выбирали редактора, который руководил коллективной деятельностью. Вместе они анализировали предстоящую работу. Далее мы использовали прием «Звездочка обдумывания». Его суть заключалась в постановке вопроса, который разбивался на подвопросы и определял систему действий студентов. Каждая микрогруппа обозначила для себя возраст детей, с которыми будет работать и подбирать соответствующий материал, основные идеи, дидактические средства, рассчитывать экономические затраты. Всего предполагалось выпустить 6 журналов, соответствующих типу дизонтогенеза.

На 3-м этапе студенты анализировали, выбирали соответствующий типу дизонтогенеза материал. Каждый член микрогруппы отвечал за свою рубрику. В микрогруппе определились сроки подготовки статей. Выполнение основного объема работы предполагалось во внеучебное время.

На 4-м этапе будущие дефектологи готовили свои журналы, осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль деятельности, вносили изменения. Редактор руководил процессом работы над журналом: структурировал представленный материал, редактировал его, соотносил текст с иллюстрациями и т. д.

На 5-м этапе была проведена защита проектов каждой подгруппы в виде компьютерной презентации, а одна группа представила еще и видеоролик. Студенты показали вклад каждого в общий результат.

6-й этап предполагал оценку и анализ проектов. Они оценивались по следующим критериям: глубина раскрытия темы; композиционная стройность; правильность и грамотность оформления; аккуратность и дизайн оформления; умение изложить самое интересное и важное; умение защищать свою точку зрения.

При организации проектной деятельности изменилась и роль преподавателя. На протяжении семестра преподаватель был организатором, консультантом, помощником, а студенты были активными участниками, инициаторами собственной деятельности.

Результатом данного проекта стала возможность теоретически проработать вопросы и проблемы, с которыми студенты могут столкнуться

на практике, а именно умению доступно и тактично изложить информацию родителям о ребенке. В ходе работы над проектом изменилось отношение студентов к решению вопросов взаимодействия с семьей, они стали более уверенными в себе, с достаточно устойчивой мотивацией к осуществлению различных форм взаимодействия с семьей и консультированию родителей. Пример высказывания студентки на этапе завершения проекта: «Готовясь к отчетному занятию, я совершенно случайно увидела один ролик, в нем слепой мальчик пел песню «Силен не тот, кто бьет, а тот, кто выдержит удар». Я считаю, что подобные проекты, в частности в виде журнала «Домашний дефектолог», необходимы, чтобы помочь родителям выдержать трудности воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Педагог и студенты убедились в том, что проектная деятельность позволяет выявить, с одной стороны, творческий потенциал будущих специалистов, возможности их профессиональной реализации, а с другой - способствует развитию профессионально значимых компетенций.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся [Текст] : учебно-метод. пособие. -Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2008. - 183 с.

2. Гурина, Р. Как измерить профессиональную компетентность? [Текст] // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 82-89.

3. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе [Текст] : монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 181 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа : http://www.kspu.ru/upload/documents/2010/02/16/b18fef ef325bf20c8e0a3cafcacf20b6/ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnyih-gosudarstvennyih-brazovatelny.pdf

5. Чернявская, А. П., Байбородова, Л. В., Харисо-ва, И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bayborodova, L. V. Povy'sheniye vospitatel'nogo potenciala uchebnogo processa v raznovozrastnykh gruppakh uchashchikhsya [Tekst] : uchebno-metod. posobiye. - Yaroslavl' : Departament obrazovaniya Yaroslavskoj oblasti, 2008. - 183 s.

2. Gurina, R. Kak izmerit' professional'nuyu kompe-tentnost'? [Tekst] // Vy'ssheye obrazovaniye v Rossii. -2008. - № 10. - S. 82-89.

3. Individualizaciya obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze [Tekst] : monografiya / pod red. L. V. Bayborodovoj, I. G. Kharisovoj. - Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2011. - 181 s.

4. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart vy'sshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050700 Special'noye (defektologicheskoye) obrazovaniye [Elektronny'j resurs] / Ministerstvo obrazovaniya i

nauki Rossiyskoj Federacii. - Rezhim dostupa : http://www.kspu.ru/upload/documents/2010/02/16/b18fef ef325bf20c8e0a3cafcacf20b6/ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnyih-gosudarstvennyih-brazovatelny.pdf 5. Chernyavskaya, A. P., Bayborodova, L. V., Kharis-ova, I. G. Tekhnologii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Chast' 1. Obrazovatel'ny'ye tekhnologii [Tekst] : ucheb. posobiye / pod obshch. red. A. P. Chernyavskoy, L. V. Bayborodovoj. -Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2012. - 311 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.