УДК 378.147.34
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье охарактеризованы этапы, формы и методы обучения будущих учителей-дефектологов, обеспечивающие их овладение профессиональными компетенциями. Рассмотрен процесс погружения студентов в профессиональную среду.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, прак-тико-ориентированный подход, инклюзия, профессиональное образование.
С. В. Щербаков S. V. Shcherbakov
THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH
IN TRAINING STUDENTS IN "SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION"
The article characterizes the stages, forms and methods of defectology students' training ensuring the mastery of their professional competences. The process of the students' immersion into professional sphere is considered.
Keywords: competence, practice-oriented approach, inclusion, vocational education.
Происходящие в последние десятилетия изменения в профессиональном образовании актуализировали проблему обучения студентов вуза. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы высшего образования [1].
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на компетентностный подход к результатам образовательного процесса привело к постановке проблемы поиска технологий и методов, обеспечивающих практическую направленность обучения, в том числе в условиях высшей школы. Особенно важным, на наш взгляд, это становится при подготовке бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
В ФГОС ВПО отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как в специальных, так и в общеобразовательных организациях (в связи с реализацией инклюзивной практики обучения ребенка с ОВЗ);
- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;
- консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;
- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;
- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы, а также структуры нарушения ребенка с ОВЗ и др.
Будущие учителя-дефектологи должны быть готовы к проведению диагностики и выявлению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, к организации их коррекционно-развивающего обучения, к осуществлению качественного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса [2].
Успешное решение обозначенных выше задач может быть, на наш взгляд, достигнуто при реализации компетент-ностного подхода к обучению студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Это, в свою очередь, предусматривает использование практи-ко-ориентированных и интерактивных форм и технологий образования.
Обучение с использованием интерактивных технологий и практико-ориентированных форм организации обучения предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Такое обучение должно предусматривать широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и практико-ориентированных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой.
Следует отметить, что система высшего профессионального образования, обладая значительным научным потенциалом, ограничена по времени и возможностям в практико-ориентированном освоении студентами необходимых компетентностей. В этой связи важно продумать наиболее приемлемые формы погружения будущих учите-лей-дефектологов в профессионально-ориентированную среду. При этом академические знания и умения по-прежнему выступают в качестве одного из условий успешности обучения студентов, а погружение предполагает посте-
пенное, последовательное присвоение знания на основе совместной с педагогами-профессионалами смыслотвор-ческой деятельности при активной поддержке и сопровождении преподавателя вуза.
В качестве эффективного решения перечисленных проблем выступает сотрудничество с образовательными организациями, работающими с детьми с ОВЗ. Рассмотрим подробнее особенности практико-ориентированного обучения студентов на примере взаимовыгодного сотрудничества факультета начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) с КОУ Омской области «Адаптивная школа - детский сад № 301» (АШДС № 301). Приведем пример погружения студентов, обучающихся по профилю «Дошкольная дефектология», в профессиональную среду структурного подразделения «Дошкольный инклюзивный центр» АШДС № 301 при изучении дисциплины «Инклюзивное обучение лиц с ОВЗ». Погружение в профессиональную среду в данном случае осуществлялось поэтапно: проблематизация, предварительная подготовка, этап реализации и рефлексивный этап. Охарактеризуем каждый из названных этапов.
На этапе проблематизации студентам было дано практическое задание, связанное с подготовкой и реализацией одного из проектов:
- организация и проведение родительского собрания по проблеме инклюзивного дошкольного образования;
- составление плана психолого-педагогического обследования дошкольника с расстройством аутистического спектра и разработка для этого ребенка коррекционно-об-разовательного маршрута;
- подготовка и проведение серии занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (в том числе детский церебральный паралич);
- организация и проведение праздничного мероприятия для дошкольников с нормальным и нарушенным развитием (в частности, с тяжелыми нарушениями речи);
- проектирование и проведение подвижной игры с детьми возрастной нормы и детьми, имеющими нарушения зрения.
Выбор темы проекта осуществлялся студентами самостоятельно. Проект можно было выполнить как в паре, так и в небольшой группе (3-4 человека). С целью проведения анализа собственных затруднений, выделения имеющихся и необходимых знаний для подготовки проектов использовались следующие интерактивные методы работы со студентами: совместное обсуждение проблемы в виде дискуссии, метод классификации, метод описания и некоторые другие.
Организация работы студентов на данном этапе осуществлялась следующим образом. Вначале студентам предлагалось в индивидуальном порядке выяснить, каких теоретических знаний у них не хватает для подготовки проекта. Далее обучающиеся объединялись в пары. В процессе обсуждения друг с другом потенциальных трудностей список недостающих теоретических знаний, подготовленный студентами, либо увеличивался, либо оставался неизменным (в случае совпадения мнений). Далее студенты
объединялись в небольшие группы (по 3-4 человека), затем в большие группы (до 6 человек). Обсуждение проблемы заканчивалось коллективно.
Такая организационная форма работы со студентами была выбрана нами не случайно. Она позволяет выявить и систематизировать потенциальные затруднения студентов, наметить пути преодоления этих затруднений.
Результатом работы на первом этапе стало осмысление студентами предстоящей деятельности, связанной с подготовкой предложенного проекта.
На втором этапе осуществлялась предварительная подготовка к деятельности. Происходило знакомство студентов с образовательной организацией, в которой будут реализованы все проекты. Кроме того, обеспечивалось пополнение теоретических знаний. При этом лекционные занятия проводились как в аудиториях ОмГПУ, так и на базе АШДС № 301.
В рамках предварительной подготовки происходило изучение возможностей образовательной организации для реализации выбранного проекта; ознакомление студентов с контингентом детей, посещающих дошкольный инклюзивный центр; общение с коллективом профессионалов. Для организации знакомства обучающихся с образовательной организацией были проведены различные мероприятия, в которых студенты приняли активное участие:
- участие в педагогическом совете, посвященном изучению особенностей организации инклюзивной практики в детском саду;
- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, посвященного согласованию коллегиального заключения и разработке индивидуального коррекцион-но-образовательного маршрута ребенка с детским церебральным параличом;
- участие в проведении праздника для детей с нормальным и нарушенным развитием;
- участие в работе консультативного пункта для родителей.
Таким образом, знакомство с дошкольным инклюзивным центром позволило не только погрузить студентов в содержание педагогической деятельности, но и осуществить взаимообмен информацией. Так, студенты поделились с практическими работниками научными знаниями в области инклюзивного образования, а педагоги названной организации продемонстрировали способы работы с детьми, имеющими ОВЗ.
На этапе предварительной подготовки студентов к предложенной им деятельности использовались также интерактивные методы, которые способствовали погружению обучающихся в профессиональную среду, а именно: метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные упражнения, метод игрового моделирования, решение кейсов и некоторые другие.
На этом этапе работы были получены следующие результаты:
- обогащение теоретических знаний студентов по проблемам инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ;
- развитие у студентов практических навыков, связанных с выявлением особых образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ;
130
Гуманитарные исследования • 2015 • № 3 (7)
- овладение студентами профессиональными компетенциями, выражающимися в наличии умений составлять алгоритм действий для успешной реализации проекта;
- овладение навыками планирования и проектирования различных мероприятий: родительского собрания, серии занятий, психолого-педагогического обследования, праздничного мероприятия, подвижной игры с участием детей с нормальным и нарушенным развитием.
На этапе реализации деятельности студентам было предложено апробировать разработанный алгоритм действий и реализовать выбранный проект. Особенностью данного этапа стало то, что перед проведением запланированных мероприятий студенты приняли участие в имитационных играх. В процессе имитационной игры студенту необходимо было не просто выполнить алгоритм действий, а изменить деятельность в зависимости от меняющихся условий профессиональной и социальной среды. Изменения данной среды обеспечивал преподаватель вуза, внезапно предлагая различные ситуации, типичные для инклюзивной педагогической практики. Студенту следовало быстро понять смысл исходных данных, оперативно принять адекватное профессиональное решение.
Благодаря данному этапу работы были не только реализованы запланированные проекты, но и осуществлена отработка способности студентов наглядно представить особенности принятия решения в ситуации профессиональной неопределенности.
На последнем этапе (этапе рефлексии) проводился анализ проектов, а также результатов и процесса изучения содержания дисциплины в целом. Студентам предлагалось осознать значимость полученной теоретической информации и приобретенных практических умений и навыков, а также определить ценностный смысл своей будущей профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования. Это осуществлялось при использовании различных интерактивных методов, таких как рефлексивные тренинги, пресс-конференция, эссе, ведение рефлексивно-
го дневника, шеринг, синквейн, интервьюирование, свободное письмо и некоторые другие [2].
Решая конкретную практическую ситуацию (в рассматриваемом случае - подготовка проекта), студенты не только погрузились в профессиональную среду. Было осуществлено формирование необходимых компетентностей, способностей, трудовых действий, таких как диагностика, проектирование, анализ, разработка, проведение и т. п.
Таким образом, погружение студента в профессиональную среду, введение его в профессиональную роль, освоение внутреннего пространства образовательной организации обеспечили возможность успешного формирования у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, положительных личностных качеств. Студенты приобрели способность к анализу и проектированию профессиональной деятельности, уверенность в своих силах, продемонстрировали психологическую готовность к будущей практической деятельности в образовательных организациях.
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр») // Документы. Федеральные государственные образовательные стандарты / М-во образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m49.html (дата обращения: 04.05.2015).
2. Кузьмина О. С., Чекалева Н. В., Четверикова Т. Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования : мо-ногр. / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск : Издатель-Полиграфист, 2014. 242 с.
© Щербаков С. В., 2015