Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов на базе центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы»'

Организация научно-исследовательской работы студентов на базе центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ С ОВЗ / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / TRAINING OF BACHELORS-DEFECTOLOGISTS / PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Ирина Александровна, Куликовская Наталья Эдуардовна

В статье описан начальный опыт работы по организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у студентов способности вести исследовательскую деятельность, являющуюся важным конкурентным преимуществом выпускника. Цель работы заключается в изучении образовательного потенциала центра «Сайдыы» в области организации научно-исследовательской работы студентов в условиях практико-ориентированного обучения будущих бакалавров-дефектологов. Представлены формы работы студентов с детьми с ОВЗ в рамках исследовательской деятельности. Обосновано использование театрализованной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ. Проанализированы преимущества проведения студенческих исследований на базе центра, заключающиеся в большей степени самостоятельности и ответственности студентов при организации коррекционно-педагогической работы, увеличении возможностей для научного творчества. Результаты самоанализа уровня сформированности профессиональных компетенций студентов подтвердили эффективность организации научно-исследовательской работы на базе центра «Сайдыы». Тиражирование данного опыта позволит активизировать научно-исследовательскую работу студентов, повысить ее практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Ирина Александровна, Куликовская Наталья Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY AT THE “SAYDYY” CENTER OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article describes initial experience in organization of scientific-research activities of students of the field of special (defectological) education at the “Saydyy” Center of Psycho-pedagogical Assistance to Children with Special Educational Needs at the Department of Special (Defectological) Education of the North-Eastern Federal University. The urgency of this problem is caused by the need to develop the students' ability to carry out research work, which is an important competitive advantage of the graduate. The purpose of the article is to examine the educational potential of the "Saydyy" Center in the organization of scientific-research activities of students in practice-oriented training of future bachelors-defectologists. The article describes the methods of students' work with children with special educational needs as part of the students’ scientific-research activity. The authors substantiate the use of dramatization in rehabilitation and pedagogical activity with children with special educational needs. The advantages of the students' research at the center which presupposes a high level of independence and responsibility of students during the rehabilitation and pedagogical work and increased opportunities for scientific creativity are analyzed. The results of self-analysis of the level of formation of professional competences of students confirmed the effectiveness of organization of scientific-research work at the “Saydyy” Center. Publicizing this experience will intensify the scientific-research activity of students and raise its practical significance.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов на базе центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы»»

УДК 378.147.88:376.112.4

ББК Ч448.987+Ч448.902.78 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.03; 13.00.08 И. А. Юдина, Н. Э. Куликовская I. A. Yudina, N. E. Kulikovskaya Якутск, Россия Yakutsk, Russia

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ «САЙДЫЫ»

Аннотация. В статье описан начальный опыт работы по организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у студентов способности вести исследовательскую деятельность, являющуюся важным конкурентным преимуществом выпускника. Цель работы заключается в изучении образовательного потенциала центра «Сайдыы» в области организации научно-исследовательской работы студентов в условиях практико-ориентированного обучения будущих бакалавров-дефектоло-гов. Представлены формы работы студентов с детьми с ОВЗ в рамках исследовательской деятельности. Обосновано использование театрализованной деятельности в коррекционно-педаго-гической работе с детьми с ОВЗ. Проанализированы преимущества проведения студенческих исследований на базе центра, заключающиеся в большей степени самостоятельности и ответственности студентов при организации кор-рекционно-педагогической работы, увеличении возможностей для научного творчества. Результаты самоанализа

ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY AT THE "SAYDYY" CENTER OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract. The article describes initial experience in organization of scientific-research activities of students of the field of special (defectological) education at the "Saydyy" Center of Psycho-pedagogical Assistance to Children with Special Educational Needs at the Department of Special (Defectological) Education of the North-Eastern Federal University. The urgency of this problem is caused by the need to develop the students' ability to carry out research work, which is an important competitive advantage of the graduate. The purpose of the article is to examine the educational potential of the "Saydyy" Center in the organization of scientific-research activities of students in practice-oriented training of future bache-lors-defectologists. The article describes the methods of students' work with children with special educational needs as part of the students' scientific-research activity. The authors substantiate the use of dramatization in rehabilitation and pedagogical activity with children with special educational needs. The advantages of the students' research at the center which presupposes a high level of independence and responsibility of students during the rehabilitation and pedagogical work and increased opportunities for scientific creativity are analyzed. The results of self-analysis of the level of formation of professional competences of students confirmed the effectiveness of organization of scientific-research work at the "Saydyy"

Специальное образование. 2016. № 3

79

уровня сформированности профессиональных компетенций студентов подтвердили эффективность организации научно-исследовательской работы на базе центра «Сайдыы». Тиражирование данного опыта позволит активизировать научно-исследовательскую работу студентов, повысить ее практическую значимость.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; подготовка бакалавров-дефектологов; психолого-педагогическая помощь; дети с ОВЗ.

Сведения об авторе: Юдина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук.

Место работы: заведующий кафедрой специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Контактная информация: 677000, к. 222.

E-mail: : i-yudina@list.ru.

Сведения об авторе: Куликовская Наталья Эдуардовна, старший преподаватель.

Место работы: кафедра специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, руководитель Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы».

Контактная информация: 677000, к. 222.

E-mail: natale2202@mail.ru

Center. Publicizing this experience will intensify the scientific-research activity of students and raise its practical significance.

Key words: scientific-research activity of students, training of bachelors-defectologists, psycho-pedagogical assistance, children with special educational needs.

About the author: Yudina Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Head of Department of Special (Defectological) Education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University.

Россия, г. Якутск, пр-т Ленина, д. 2,

About the author: Kulikovskaya Natal'ya Eduardovna, Senior Lecturer.

Place of employment: Department of Special (Defectological) Education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University; Head of the "Saydyy" Center of Psycho-pedagogical Assistance to Children with Special Educational Needs.

Россия, г. Якутск, пр-т Ленина, д. 2,

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» одним из видов профессиональной деятель-

ности, к которым готовится бакалавр, является исследовательская деятельность [14].

Научно-исследовательская работа студентов, традиционно относящаяся к важным составляющим профессионального обучения в выс-

© Юдина И. А., Куликовская Н. Э., 2016

80

Специальное образование. 2016. № 3

шей школе, является одним из основных средств повышения качества подготовки студентов к педагогической деятельности [11]. Устойчивые навыки ведения исследовательской деятельности являются одним из основных конкурентных преимуществ выпускника [1].

Ряд авторов под научно-исследовательской деятельностью студентов понимает выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, результатом которой является интеллектуальный продукт, включающий в себя новое знание, а также развитие у будущих педагогов критического мышления, познавательной активности, самостоятельности, инициативы в учебе [9; 7]. Рациональная организация научно -исследовательской работы студентов способствует овладению современными методами поиска, обработки и использования информации, освоению методов научно-исследовательской деятельности, формированию умения обобщать и представлять результаты исследовательской деятельности, отстаивать и защищать свою педагогическую позицию.

Вслед за Э. И. Калиевой, Т. В. Самодуровой считаем, что реализация компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов обосновывает необходимость максимального приближения научно-исследовательской деятельности студентов к практике, в ходе которой они могут получить реальный опыт выполнения исследовательских действий, необходимых для решения

педагогических задач в своей будущей профессиональной деятельности [6; 12, с. 259]. При формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности на основе компетентностного подхода А. С. Зуева акцентирует внимание на необходимости обеспечения возможностей выбора обучающимся индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе [5]. В соответствии с запросами многоуровневого профессионального образования Т. В. Самодурова дополнительно выделяет смысло-целевой, динамический, факторный, технологический компоненты, которые позволяют разработать систему научно-исследовательской работы студентов, предполагающую ее определение как педагогической ценности.

Научно-исследовательская деятельность студентов предполагает получение целостного знания о возможностях профессиональной деятельности, формулирование собственных суждений, авторскую интерпретацию изученного, восприятие научно-исследовательской работы не только как вида учебной деятельности, но и условия профессионального становления (смысло-целевой компонент). Качественное развитие НИРС направлено на постепенный переход от вынужденного участия студента к инициативному, непрерывному исследованию (динамический компонент). Определение и учет переменных, детерминирующих организацию НИРС, определяет факторный компонент. Создание необходимой ин-

Специальное образование. 2016. № 3

81

вариантной базы, способствующей продуктивной научно-исследовательской деятельности, составляет технологический компонент [12].

Поддерживаем утверждение В. Н. Люсева, М. В. Корчагиной, Т. П. Люсевой о том, что исследовательская деятельность педагога — это процесс профессионального творческого становления личности, состоящий в развитии способностей к научному и педагогическому творчеству [9, с. 40]. Я. В. Макар-чук, Е. С. Назмутдинова отмечают, что научно-исследовательская деятельность является полимотивированной, и выделяют внутренние, внешние и личные источники мотивации, взаимодействие которых оказывает влияние на характер научно-исследовательской деятельности и ее результаты. Необходимо формировать у студентов стойкий интерес к данному виду деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими [10]. Соглашаясь с утверждением В. Ю. Бод-рякова, А. А. Быкова о неразрывной связи НИР и НИРС, считаем, что для формирования профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студенты должны максимально привлекаться к выполнению реальных научных исследований кафедры, решая посильные для них задачи [1].

На кафедре специального (дефектологического) образования СевероВосточного федерального универ-

ситета преподавателями и студентами проводятся теоретические и прикладные исследования актуальных проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Действуют студенческие научные кружки: «Актуальные проблемы специальной педагогики», «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Организация логопедической работы в образовательных учреждениях», «Проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Важным условием при организации НИРС является сопоставление потенциальных возможностей студентов, уровня их подготовленности, интересов с целями НИР [8].

При кафедре работает центр психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Одно из направлений работы Центра — организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, в процессе которой студенты могут не только использовать научные знания, но и в определенной степени производить их. Это способствует формированию знаний о методологических нормах и правилах научного познания, умений их применять в процессе решения педагогических задач, что является основой методологической культуры будущих де-фектологов [15].

Необходимость организации научно-исследовательской работы студентов на базе центра обусловлена следующими факторами:

82

Специальное образование. 2016. № 3

- создание условий для повышения у студентов мотивации к учебной и исследовательской деятельности, ответственности за результативность проводимой коррекци-онно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской работы, формирования ценностных ориентаций, внутривузов-ской профориентации. Подтверждение своих мыслей мы находим в исследовании Е. А. Загребельной, которая отмечает, что оптимальными условиями, обеспечивающими усвоение студентами ценностных ориентаций, является их перевод в личностный смысл, который может быть осуществлен посредством включения с первых лет обучения в практическую учебно-профессиональную деятельность [4];

- дополнительное оказание кор-рекционно-педагогической помощи детям, не имеющим соответствующего психолого-педагогического сопровождения в связи с недостаточным количеством групп комбинированной и компенсирующей направленности в дошкольных образовательных организациях г. Якутска.

Отличие организации научно -исследовательской работы студентов на базе центра «Сайдыы» от остальных базовых учреждений заключается в том, что в первом случае они самостоятельно определяют форму работы, формируют группы детей, проводят фронтальные и индивидуальные занятия, активно взаимодействуют с родителями, имея больше возможностей для научного творчества и большую степень ответственности за

организацию и результативность коррекционно-педагогического процесса, а во втором случае студенты включаются в уже организованный коррекционно-педагогический процесс.

Данная особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов на базе центра рассматривается нами как преимущество, важная составляющая пра-ктико-ориентированного обучения, декларируемого в процессе подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Осуществляя научно-исследовательскую деятельность, студенты ведут коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОВЗ, в процессе которой осознают необходимость освоения способов и приемов эффективного проведения коррекци-онно-педагогической работы, необходимость «преломления» приобретаемого теоретического знания в практической деятельности.

Это способствует формированию практической готовности к ведению профессиональной деятельности, формированию профессиональных ценностей-отношений: к себе, воспитанникам, коллегам, родителям, профессиональной деятельности [2, с. 82].

К настоящему времени наша кафедра получила первый опыт организации научно-исследовательской работы студентов на базе центра «Сайдыы». Были выполнены исследования по изучению коррек-ционного потенциала театрализованной деятельности, специфики ее

Специальное образование. 2016. № 3

83

организации в системе коррекци-онно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Исследователи отмечают, что использование театрализованной игры в педагогической деятельности существенно усиливает общий коррекционно-развивающий эффект обучения, так как развиваются эмоциональная, речевая, двигательная, познавательная сферы. Повышается уровень коммуникабельности детей, возрастает речевая активность [3; 13]. Театрализованная деятельность побуждает детей высказывать свои мысли, чувствовать, сопереживать, познавать окружающую действительность умом и сердцем. В педагогической практике востребована организация кружковой работы с детьми с ОВЗ, основанной на творчестве, имеющей широкие возможности для реализации индивидуального подхода.

В ходе исследования по теме «Организация инклюзивного образовательного пространства для младших школьников с умеренной умственной отсталостью» был организован инклюзивный театральный кружок, способствующий развитию творческих способностей, коммуникативных навыков у детей, а также повышению уровня социальной адаптации у детей с ОВЗ.

В педагогическом эксперименте, проводимом в рамках выполнения курсовой работы «Использование театрализованной деятельности на логопедических занятиях с дошкольниками с тяжелыми наруше-

ниями речи», принимали участие дети с общим недоразвитием речи, не охваченные логопедической помощью. Студенткой организовано логопедическое обследование детей, особое внимание уделялось изучению особенностей развития связной речи, просодической стороны, а также эмоциональной идентификации. Логопедические занятия имели определенную структуру и включали следующие разделы: развитие артикуляционной моторики, работа над дыханием и интонацией, развитие общей и мелкой моторики, беседа о сюжете выбранной сказки, игра в настольный театр по сюжетам сказок, знакомых детям. Роли подбирались с учетом структуры речевого дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

На наш взгляд, заслуживает внимания коллективная форма работы студентов при организации экспериментальной деятельности. При этом каждый студент ведет собственное исследование по определенной теме и имеет возможность наблюдать за ходом работы однокурсника, делиться идеями, накапливать практический опыт работы с детьми и родителями. На базе центра «Сайдыы» студентами был организован театральный кружок для старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Тематика проводимой научно-исследовательской работы была следующей: «Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельно-

84

Специальное образование. 2016. № 3

сти», «Формирование словаря у старших дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности», «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности». Решая задачи, поставленные в ходе эксперимента, каждый студент провел логопедическое обследование детей. На основе полученных результатов студенты совместно разработали программу работы кружка, логопедическая деятельность которого была направлена на развитие коммуникативной функции речи, словаря, связной речи, провели цикл занятий, организовали взаимодействие с родителями.

По итогам проведенных исследований студентами были подготовлены доклады для участия в научно-практических конференциях, что позволило им представить результаты работы, аргументировать свою профессиональную позицию, получить опыт публичного выступления.

Для определения динамики сформированности профессиональных компетенций у студентов в ходе выполнения НИР на базе центра «Сайдыы» нами была разработана карта самоанализа. По результатам самоанализа отмечается повышение уровня сформированности профессиональных компетенций в коррекционно-педагогической, ди-агностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности. Студенты считают, что работа в центре «Сай-дыы» способствовала их ориентации на самоорганизацию, самореализацию, расширению палитры ак-

тивно используемых форм, методов, приемов и средств коррекци-онно-педагогической работы, формированию умения решать проблемы, извлекать пользу из опыта.

Повысилась степень овладения диагностическими, исследовательскими умениями и навыками. Формировалась способность ставить и решать исследовательские задачи в профессиональной деятельности, анализировать полученную информацию, формулировать выводы. Студенты учились проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию детей с ОВЗ, совершенствовалась их речевая культура, развивались организаторские способности.

Систематическое взаимодействие с родителями в ходе работы в театральном кружке, их положительные отзывы, удовлетворение от процесса и результата своего труда повлияли на формирование осознания социальной значимости, устойчивого положительного отношения к своей будущей профессии. Работая над научным проектом, студенты получили положительный опыт социального взаимодействия, профессионального сотрудничества в группе, требующего выполнения обязательств, ответственного принятия решений.

В дальнейшем, организуя НИРС на базе центра «Сайдыы», планируем расширить тематику исследований проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, провести научно-методический семинар для студентов с целью привлечения к работе в центре, активно использо-

Специальное образование. 2016. № 3

85

вать коллективную форму работы студентов.

Таким образом, первые результаты организации научно-исследовательской работы студентов выявили потенциал центра «Сайдыы» в формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров-дефектологов в различных видах деятельности. Исследования, проводимые на базе центра, позволяют им учиться решать разнообразные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности, способствуют повышению практической значимости студенческих проектов, активизации научно-исследовательской работы, формированию мотивации и стойкого интереса к будущей профессии дефектолога.

Литература

1. Бодряков, В. Ю. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов как инструменты формирования профессиональных компетенций студентов и академической репутации вуза / В. Ю. Бодряков, А. А. Быков // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 154—158.

2. Борисова, Е. А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности / Е. А. Борисова // Специальное образование. — 2013. — № 4. — С. 80—86.

3. Вечканова, И. Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова // Специальное образование. — 2012. — № 2. — С. 20—28.

4. Загребельная, Е. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности студентов дефекто-

логического факультета педагогического вуза : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Загребельная Елена Анатольевна. — Курск, 2002.

5. Зуева, А. С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Зуева Анастасия Сергеевна. — Екатеринбург, 2014.

6. Калиева, Э. И. Опыт организации научно-исследовательской работы студентов — будущих педагогов в условиях этнокультурного пространства /

3. И. Калиева // Проблемы педагогики и психологии. — 2014. — № 2. — С. 195—199.

7. Кутумова, А. А. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс] / А. А. Ку-тумова, Т. И. Кушнир // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11, ч. 8. — С. 1803—1807. — Режим доступа: http://www.fundamental-resear ch.ru/.

8. Лохонова, Г. М. Научно-исследовательская работа студентов вуза как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов [Электронный ресурс] / Г. М. Лохонова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск : СибАК, 2010. — № 1,

4. II. — Режим доступа: Ы1р:/^Шас. info/conf/pedagog/i/35274.

9. Люсев, В. Н. Научно-исследовательская работа как составляющая профессионально-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения / В. Н. Люсев, М. В. Корчагина, Т. П. Люсева // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 12. — С. 36—41.

86

Специальное образование. 2016. № 3

10. Макарчук, Я. В. Формирование мотивации студентов вуза к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / Я. В. Макарчук, Е. С. Наз-мутдинова // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 494—498. — Режим доступа: http://www. moluch. ru/archive/ 94/21040/.

11. Сазонова, А. Н. О некоторых особенностях организации научной деятельности магистрантов — будущих педагогов [Электронный ресурс] / А. Н. Сазонова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный науч. журн. — 2013. — № 2 (февр.). — ART 1969. — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/.

12. Самодурова, Т. В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе / Т. В. Самодурова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. — 2011. — № 4 (7). — С. 257—259.

13. Трошин, О. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / О. В. Трошин, И. В. Голу-бева // Логопед. — 2006. — № 1. — С. 4—10.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования (бакалавриат). Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» : утвержден приказом МОиН РФ от 01.10. 2015 г. № 1087.

15. Юдина, И. А. О практико-ориен-тированной подготовке будущих де-фектологов на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» [Электронный ресурс] / И. А. Юдина, Н. Э. Куликовская // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества : сб.

науч.-метод. материалов междунар. науч.-образоват. форума СВФУ «Education, forward! — II» (г. Якутск, 23— 28 июня 2014 г.). — С. 1521—1526. — Режим доступа: http://eee-science.ru/ course/.

References

1. Bodrjakov, V. U. Nauchno-issledo-vatel'skaja rabota i nauchno-issledova-tel'skaja rabota studentov kak instrumenty formirovanija professional'nyh kompeten-cij studentov i akademicheskoj reputacii vuza [electronic resource] / V. U. Bodrjakov, A. A. Bykov // Pedagogicheskoe ob-razovanie v Rossii. — 2014. — № 8. — p. 154—158. — Access mode: http://cyb erleninka.ru/article/n/nauchno-issledovate lskaya-rabota-i-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Borisova, E. A. Podgotovka budushhih uchitelej-logopedov k samostojatel'noj professional'noj dejatel'nosti / E. A. Boriso-va // Special'noe obrazovanie. — 2013. — № 4. — p. 80—86.

3. Vechkanova, I. G. Teatralizovannye igry v korrekcionnoj rabote s doshkol'ni-kami s intellektual'noj nedostatochnost'ju / I. G. Vechkanova // Special'noe obrazova-nie. — 2012. — № 2. — p. 20—28.

4. Zagrebel'naja, E. A. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k pedagogiche-skoj dejatel'nosti studentov defektologi-cheskogo fakul'teta pedagogicheskogo vuza : avtoref. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Zagrebel'naja Elena Anatol'evna. — Kursk, 2002.

5. Zueva, A. S. Kompetentnostnyj pod-hod v organizacii nauchno-issledovatel'-skoj dejatel'nosti studentov professional'-no-pedagogicheskogo vuza : avtoref. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 / Zueva Anas-tasija Sergeevna. — Ekaterinburg, 2014.

6. Kalieva, E. I. Opyt organizacii na-uchno-issledovatel'skoj raboty studentov — budushhih pedagogov v uslovijah jetnokul'turnogo prostranstva / E. I. Kalieva // Problemy pedagogiki i psihologii. — 2014. — № 2. — p. 195—199.

Специальное образование. 2016. № 3

87

7. Kutumova, A. A. Nauchno-issledo-vatel'skaja dejatel'nost' studentov kak faktor povyshenija kachestva podgotovki bakalavrov professional'nogo obuchenija [electronic recourse] / A. A. Kutumova, T. I. Kushnir // Fundamental'nye issledova-nija. — 2014. — № 11 (chast' 8). — p. 1803—1807. — Access mode: http://www.fundamental-research.ru/ru/ar ticle/view?id=3 5851.

8. Lohonova, G. M. Nauchno-issledo-vatel'skaja rabota studentov vuza kak komponent professional'noj podgotovki budushhih specialistov [electronic recourse] / G. M. Lohonova // Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii / Sb. st. po mater. I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 1. Chast' II. — Novosibirsk: SibAK, 2010. — Access mode: http://sibac.info/conf/pedagog/i/35274.

9. Ljusev, V. N. Nauchno-issledovatel'-skaja rabota kak sostavljajushhaja professional'no-pedagogicheskoj dejatel'-nosti budushhego pedagoga professional'-nogo obuchenija / V. N. Ljusev, M. V. Kor-chagina, T. P. Ljuseva // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2011. — № 12. — S. 36—41.

10. Makarchuk, Ja.V. Formirovanie mo-tivacii studentov vuza k nauchno-issle-dovatel'skoj dejatel'nosti [electronic recourse] / Ja.V. Makarchuk, E.S. Nazmut-dinova // Molodoj uchenyj. — 2015. — №14. — S. 494—498. Access mode: http://www.moluch.ru/archive

11. Sazonova, A. N. O nekotoryh oso-bennostjah organizacii nauchnoj deja-tel'nosti magistrantov — budushhih peda-gogov [electronic recourse] / A.N. Sazo-

nova // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013. № 2 (fevral'), ART 1969. — Access mode: http://www. emissia.org/offline/2013/

12. Samodurova, T. V. Nauchno-issle-dovatel'skaja rabota studentov v uslovijah raznourovnevoj professional'no-pedagogi-cheskoj podgotovki v vuze / T. V. Samo-durova // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2011. — № 4 (7). — p. 257—259.

13. Troshin, O. V. Teatralizovannaja dejatel'nost' kak metod preodolenija kom-munikativnoj dezadaptacii u doshkol'ni-kov s narushenijami rechevogo razvitija / O. V. Troshin, I. V. Golubeva // Logoped. — 2006. — № 1. — p. 4—10.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazo-vatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Uroven' vysshego obrazovanija bakalav-riat. Napravlenie podgotovki 44.03.03 Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie. Utverzhden prikazom MOiN RF ot 01.10.2015 g. № 1087.

15. Yudina, I. A. O praktiko-orientiro-vannoj podgotovke budushhih defektolo-gov na baze Centra psihologo-pedagogi-cheskoj pomoshhi detjam s OVZ «Saj-dyy» [electronic recourse] / I. A. Judina, N. Je. Kulikovskaja // Gumanitarnoe obrazovanie kak imperativ razvitija grazh-danskogo obshhestva / Sbornik nauchno-metodicheskih materialov mezhdunarod-nogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma SVFU «Education, forward!- II». g. Ja-kutsk, 23-28 ijunja 2014 goda. — p. 1521—1526. — Acess mode: http://eee-science.ru/course/view.php?id=62.

88

Спецнаflbное 06pa30Ba™e. 2016. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.