Научная статья на тему 'Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у бакалавров дефектологического профиля в вузе'

Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у бакалавров дефектологического профиля в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH ACTIVITY / MOTIVATIONAL COMPONENT OF RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF DEFECTOLOGICAL PROFILE / COMPETENCE APPROACH / INDIVIDUAL EDUCATIONAL SPACE OF STUDENTS / CENTER OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DISABILITIES / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НИД) / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ НИД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОВ / ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Н.А.

В статье актуализирована важность формирования мотивации к осуществлению научно-исследовательской деятельности студентов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, раскрыто содержание деятельности педагога-дефектолога, приоритетные задачи повышения качества подготовки будущих педагогов-дефектологов в вузе. Охарактеризованы результаты проведения экспериментального исследования со студентами-бакалаврами дефектологического профиля в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по формированию готовности студентов к научно-исследовательской деятельности на основе компетентностного подхода. Выявлен спектр мотивов, побуждающих к осуществлению научно-исследовательской деятельности в стенах педагогического вуза. Проанализированы результаты опроса, анкетирования студентов и профессорско-преподавательского состава педагогического института СВФУ, выявляющие степень заинтересованности опрошенных отдельными аспектами организации и осуществления научного исследования. Обосновывается необходимость обеспечения возможностей выбора студентами индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе. Освещен опыт работы по созданию индивидуального образовательного пространства для обучающихся в Центре психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сайдыы», студенческих научных кружков, действующих при кафедре специального (дефектологического) образования. Описаны достижения и победы студентов в научно-исследовательской деятельности на всероссийском и международном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY MOTIVATION AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF SPEECH PATHOLOGY PROFILE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article actualizes the importance to develop motivation to conduct research activities amongst students in accordance with the Federal state educational standard of higher education. The work reveals the contents of the teacher-defectologist, the priority tasks of improving the quality of training of future teachers-defectologists at a university. The paper characterizes the results of conducting pilot study with bachelor students who major in speech therapy at Teachers’ Training College of the Northeast Federal University n.a. M.K. Ammosov on formation of readiness of students for research activity on the basis of competence-based approach. The author identifies the range of motivations to do research activities in a pedagogical university. The results of the survey, questioning of students and teaching staff of the pedagogical institute of NEFU, revealing the degree of interest of respondents in certain aspects of the organization and implementation of scientific research, are analyzed. The necessity of providing opportunities for students to choose an individual trajectory in research work is substantiated. The experience of creating an individual educational space for students in the center of psychological and pedagogical assistance to children with disabilities “Saidyy”, student scientific circles operating at the Department of special (defectological) education. The achievements and victories of students in research activities at the national and international levels are described.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у бакалавров дефектологического профиля в вузе»

Физическая культура в высших учебных заведениях должна деятельнее анализироваться не только как средство физического воспитания, но и как средство, приносящее вероятность применить его для нравственного воспитания молодёжи. Этого тяжело добиться, если физическую культуру не ввести в комплекс средств морального воспитания студентов. Касательно этого, разумно обозначить, что развитие негативного отношения к нездоровым привычкам основная часть морального воспитания. Средства физической культуры и спорта, введенные в систему борьбы за здоровый образ жизни осуществляют морально-воспитательную деятельность.

Воспитательный процесс по применению физической культуры и спорта как одного из возможностей профилактики негативных привычек должен быть намеренно скорректирован на такую целевую установку, но не в ущерб результативности физического развития.

Физическая культура выражается общепринятым средством свободного нравственного влияния на молодежь, оригинальным резервным средством, которое надо научиться результативнее применить, оживленнее вводить в область нравственного воспитания, воспитания отрицательного отношения к нездоровым привычкам.

Очень значимо в традиционно выработавшиеся формы работы на занятиях по физической культуре и во внеурочное время педагогически включать в эмоциональную и психологическую область личности молодежи социально значительные идеологические и нравственные указания, способствующие моральному становлению развития. Становление идеологических взглядов, идейно-нравственных мнений и убеждений молодежи - процесс сложный и разноречивый. В решении таковой задачи средства физической культуры и спорта должны занимать значительное место. Нравственное воздействие на современную молодежь выражают не средства физической культуры и спорта сами по себе, а именно их подключение в систему взаимодействия с прочими, которые несут в себе сильные нравственно-воспитательные возможности средствами. Средства физической культуры обязаны вливаться в моральную оценку своей существенности для слаженного формирования современной молодежи.

Общественная значимость физкультурной и спортивной деятельности представляется нам не только в самих занятиях ими, но и в том, какие общественные ориентации несет в себе эта деятельность, как она содействует этическому формированию обучающихся. Другими словами, значимость учебных занятий физической культурой и спортом для обучающихся находится не только под их влиянием на физическое состояние, но и в том, какое воздействие они выражают на вырабатывание суждений молодежи о своем моральном здоровье.

Библиографический список

В подобном качестве средства физической культуры обязаны свободнее включаться в систему этического воспитания, воспитания отрицательного отношения к нездоровым привычкам.

Физическая культура в образовательных организациях как образовательная сфера, как учебный предмет, основной базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности учащегося, направлена на снабжение нужного уровня формирования жизненно значимых двигательных навыков и физических качеств, развитие таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [3].

В данное время в ряду современных проблем в системе высшего профессионального образования значительное место выделяет проблема общественного управления развитием физической культуры молодежи, без которой не представляется поддержание и укрепление их состояния и здоровья. Это прежде всего разъясняется тем, что нынешний учебный процесс в высших учебных заведениях выделяется не только значительными умственными нагрузками, но и большими требованиями к физическому здоровью обучающихся, содействующие действенному усвоению ими профессиональных познаний и навыков с последующей их материализацией в трудовой деятельности. В решении данного вопроса основная роль относится к занятиям физической культурой, а именно: применению ее средств, форм и методов оздоровления, надлежащих целенаправленному росту уровня оздоровительной культуры молодежи [4 - 6].

Делается всё более несомненным, что классическая модель учебных занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях не всегда адекватна нынешним запросам современного общества. На сегодняшний день, по мнению известных российских учёных, нужно искать новейшие пути модификации социальных, педагогических и философских мнений и суждений на организацию подобных занятий по физической культуре, которые содействовали бы вырабатыванию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.

Подводя результаты, надлежит отметить, что процесс физического развития и формирования обучающихся, как основная часть воспитательного процесса в высших учебных заведениях в целом, является существенным условием социального и внутреннего формирования полноценной личности. Общественное правление данным процессом придает ему целенаправленный сформированный характер, увеличивает его результативность и качество. Потому большой уровень физической культуры определяется существенной составляющей профессионального и жизненного успеха.

1. Багулина В.А., Зайцев А.А. Формирование антинаркотической позиции у студентов технического вуза. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Серия Педагогические и психологические науки. 2009: 89 - 93.

2. Комлев Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик. Социологические исследования. 2005; 6: 97.

3. Кузин В.В., Матицын О.В., Смоленский А.В. и др. Адаптационные возможности спортсменов-альпинистов Российской комплексной экспедиции «Антарктида-Рос-сия-2003». Теория и практика физической культуры. 2004; 1: 28.

4. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр-0.5». Москва, 2005.

5. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации. Вестник Балтийской педагогической академии: материалы научной сессии посвященной памяти профессора А.С. Мозжукина. Санкт-Петербург, 2001: Вып. 40: 55 - 58.

6. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. Москва, 1988.

References

1. Bagulina V.A., Zajcev A.A. Formirovanie antinarkoticheskoj pozicii u studentov tehnicheskogo vuza. VestnikRossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. Vyp. 5: Seriya Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. 2009: 89 - 93.

2. Komlev Yu.Yu. Ot sociologicheskogo izucheniya fenomena k obnovleniyu antinarkoticheskih praktik. Sociologicheskie issledovaniya. 2005; 6: 97.

3. Kuzin V.V., Maticyn O.V., Smolenskij A.V. i dr. Adaptacionnye vozmozhnosti sportsmenov-al'pinistov Rossijskoj kompleksnoj 'ekspedicii «Antarktida-Rossiya-2003». Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2004; 1: 28.

4. Apparatno-programmnyj psihodiagnosticheskij kompleks «Mul'tipsihometr-0.5». Moskva, 2005.

5. Zav'yalova E.K. Psihologicheskie mehanizmy social'noj adaptacii. Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii: materialy nauchnoj sessii posvyaschennoj pamyati professora A.S. Mozzhukina. Sankt-Peterburg, 2001: Vyp. 40: 55 - 58.

6. Meerson F.Z., Pshennikova M.G. Adaptaciya k stressornym situaciyam i fizicheskim nagruzkam. Moskva, 1988.

Статья поступила в редакцию 29.10.18

УДК 378.147.88

Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: natalya.abramoff@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY MOTIVATION AMONG UNDERGRADUATE STUDENTS OF SPEECH PATHOLOGY PROFILE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article actualizes the importance to develop motivation to conduct research activities amongst students in accordance with the Federal state educational standard of higher education. The work reveals the contents of the teacher-defectologist, the priority tasks of improving the quality of training of future teachers-defectologists at a university. The paper characterizes the results of conducting pilot study with bachelor students who major in speech therapy at Teachers' Training College of the Northeast Federal University n.a. M.K. Ammosov on formation of readiness of students for research activity on the basis of competence-based approach. The author identifies the range of motivations to do research activities in a pedagogical university. The results of the survey, questioning of students and teaching staff of the pedagogical institute of NEFU, revealing the degree of interest of respondents in certain aspects of the organization and implementation of scientific research, are analyzed. The necessity of providing opportunities for students to choose an individual trajectory in research work is substantiated. The experience of creating an individual educational space for students in the center of psychological and pedagogical assistance to children with disabilities "Saidyy", student scientific circles operating at the Department of special (defectological) education. The achievements and victories of students in research activities at the national and international levels are described.

Key words: research activity, motivational component of research activity, professional training of teachers of defectological profile, competence approach, individual educational space of students, Center of psychological and pedagogical assistance to children with disabilities.

Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц., Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: natalya.abramoff@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ

В статье актуализирована важность формирования мотивации к осуществлению научно-исследовательской деятельности студентов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, раскрыто содержание деятельности педагога-дефектолога, приоритетные задачи повышения качества подготовки будущих педагогов-дефектологов в вузе. Охарактеризованы результаты проведения экспериментального исследования со студентами-бакалаврами дефектологического профиля в Педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по формированию готовности студентов к научно-исследовательской деятельности на основе компетентностного подхода. Выявлен спектр мотивов, побуждающих к осуществлению научно-исследовательской деятельности в стенах педагогического вуза. Проанализированы результаты опроса, анкетирования студентов и профессорско-преподавательского состава педагогического института СВФУ, выявляющие степень заинтересованности опрошенных отдельными аспектами организации и осуществления научного исследования. Обосновывается необходимость обеспечения возможностей выбора студентами индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе. Освещен опыт работы по созданию индивидуального образовательного пространства для обучающихся в Центре психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сайдыы», студенческих научных кружков, действующих при кафедре специального (дефектологического) образования. Описаны достижения и победы студентов в научно-исследовательской деятельности на всероссийском и международном уровнях.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность (НИД), мотивационный компонент НИД, профессиональная подготовка педагогов дефектологического профиля, компетентностный подход, индивидуальное образовательное пространство студентов, Центр психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях модернизации высшего образования, развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, внедрения нового поколения ФГОС, актуальным становится выделение инновационной деятельности в миссии и стратегических целях вуза. Будущие педагоги, обучающиеся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в педагогическом вузе, получают системную подготовку, в процессе которой решаются следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки: в области коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности. Опыт последних лет подтверждает необходимость подготовки будущего педагога, способного работать с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития. Особенно это стало актуальным в связи с ускорением темпов внедрения, наряду со специальным, инклюзивного образования. В условиях инклюзивного образования педагог обязан уметь проектировать доступную образовательную среду, которая дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) безболезненно встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в общественной жизни образовательного учреждения.

Деятельность педагога-дефектолога является полифункциональной и предполагает интеграцию общепедагогической и профессиональной культур, поэтому выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями. Именно основательная общеобразовательная и профессиональная подготовка дает широту общего и профессионального кругозора, способность ориентироваться и гибко встраиваться в новые социально-экономические, технологические и организационные ситуации, мобильно осваивать новое содержание и формы образования. В этом контексте все больше начинает осознаваться необходимость усиления общеобразовательного и теоретического профессионального фундамента подготовки педагогов, которым предстоит работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

Среди видов профессионально-педагогической деятельности научно-исследовательская деятельность (НИД) занимает особое место. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование научно-исследовательская работа студентов является составной частью подготовки педагогов в системе высшего профессионального образования и, несомненно, влияет на качество обучения и повышение мотивации к дальнейшему осуществлению коррекционно-педагогической деятельности, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, способствует удовлетворенности собственной профессиональной деятельностью и использованию ее результатов в дальнейшем. В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ) с 2002 года ведется подготовка педагогов дефектологического профиля. За годы работы нами подготовлено и выпущено около 300 логопедов и олигофренопедагогов, что покрывает потребность республики в педагогических кадрах, имеющих специальные навыки работы с детьми с ОВЗ в условиях модернизации образования.

В настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется несколько односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе, поэтому необходима разработка системы организации научно-исследовательской работы студентов с учётом реального учебно-воспитательного процесса. Приоритетными задачами повышения качества подготовки будущих педагогов-дефектологов являются: активное использо-

вание инновационных способов учебно-познавательной деятельности студентов; современных педагогических, информационно-коммуникационных технологий; организация научно-исследовательской деятельности студентов, дающей возможность самовыражения, направленной на проявление ими инициативы, творчества, активного поиска. При этом научно-исследовательская работа студентов строится таким образом, что она затрагивает идеи обновления на основе сохранения и приумножения традиций систем регионального, российского дефектологического образования и мирового опыта, побуждает студентов к постоянному саморазвитию, социальной и профессиональной мобильности, ориентирует в смежных областях деятельности.

Нам импонирует мнение М.И. Колдиной, которая трактует научно-исследовательскую деятельность студентов как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [1, с. 42]. Подготовка студентов к научно-исследовательской работе состоит в последовательном овладении всеми ее компонентами: мотивационным, содержательно-деятельностным, рефлексивным.

Поскольку пусковым механизмом для осуществления научно-исследовательской деятельности студентов является мотивационный компонент, мы изучили вопрос заинтересованности студентов в организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности в вузе. В целях выявления уровня готовности студентов к осуществлению научно-исследовательской работы нами был проведен опрос, в котором приняли участие 65 студентов разных курсов педагогического института CВФУ, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, профилям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика».

В вопросах, направленных на выявление мотивационного компонента к осуществлению научно-исследовательской работы, студентам предлагалось обозначить наиболее значимые мотивы, которые побуждают их к ее осуществлению в стенах педагогического вуза (самоактуализация, узнать новое, профессиональное саморазвитие, получение повышенной стипендии по НИРС, получение дополнительного материального стимулирования со стороны университета, моральное поощрение, получение бонусных баллов при текущей и промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам, учёт активности по балльно-рейтинго-вой системе оценки знаний, самореализация, социальное одобрение, достижение успеха, возможность выезда на научные конференции, форумы за пределы республики и др.). Вопросы выявили степень заинтересованности опрошенных отдельными аспектами организации и осуществления научного исследования.

Также мы составили анкету, содержащую перечень открытых вопросов, где просили указать причины возможного снижения мотивации к осуществлению научно-исследовательской работы, а также предложить методы, стимулирующие мотивацию студентов к осуществлению научных исследований. В процессе исследования мы обобщили полученные результаты и выявили примерную картину уровня развития мотивационного компонента к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Анализ полученных результатов показал, что большинство респондентов (46%) ориентированы на получение бонусных баллов при текущей и промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам; 18% стремятся заниматься наукой, чтобы получать повышенную стипендию по научно-исследовательской работе; 23% студентов рассматривают НИД как возможность выезда на научные конференции, форумы за пределы республики; только 13% опрошен-

ных стремятся заниматься научными исследованиями с целью узнать новое, для собственного саморазвития.

Также диагностика показала, что большинство респондентов ориентированы на получение бонусных баллов при текущей и промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам, у них обнаружены значительные трудности при организации научно-исследовательской деятельности 75%; у 67% опрошенных обнаружилась сложность в подготовке выступления по результатам научного исследования; 55% опрошенных не умеют самостоятельно выстроить логику исследования. Однако 90% опрошенных считают, что в СВФУ созданы достаточные условия для развития мотивации студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности.

По результатам опроса выявлено, что 79% студентов имеют низкий уровень готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности, 15% -средний и лишь 6% опрошенных имеют высокий уровень готовности. Также был проведён опрос преподавателей, работающих на кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института, который выявил определенные проблемы. Большинство преподавателей отметили, что у студентов, особенно младших курсов, наблюдаются значительные трудности в организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности. Студенты затрудняются грамотно определять научный аппарат исследования: объект, предмет, цели, задачи и гипотезу исследования, готовить доклад, отражающие промежуточные и окончательные результаты исследования. Почти все студенты затрудняются самостоятельно планировать, реализовывать, анализировать собственную исследовательскую работу. Тем самым, результаты опроса преподавателей также подтвердили наличие у студентов ряда серьезных проблем при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

В создавшихся условиях преподавателями нашей кафедры ведется систематическая работа по включению бакалавров в активную научно-исследовательскую работу. Большое внимание уделяется сотворчеству преподавателей со студентами в педагогическом процессе, основанном на единстве целей профессиональной деятельности. С каждым годом расширяется участие студентов в научно-исследовательской деятельности, в российских и международных конкурсах и научно-практических конференциях. Растет публикационная активность студентов, печатающихся в рецензируемых журналах и сборниках материалов международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференций.

А.С. Зуева при формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности на основе компетентностного подхода акцентирует внимание на необходимости обеспечения возможностей выбора обучающимся индивидуальной траектории в научно-исследовательской работе [2, с. 12]. Такой возможностью создания индивидуального образовательного пространства для студентов является центр психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сай-дыы», работающий при кафедре. Организация деятельности центра обусловлена необходимостью создания наилучших условий для усвоения студентами ценностных ориентаций. Одним из важных направлений работы Центра является организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, в процессе которой студенты не только используют научные знания, но и в определенной степени производят их.

И.А. Юдина и Н.Э. Куликовская обосновывают необходимость организации научно-исследовательской работы студентов на базе центра следующими факторами: созданием условий для повышения у студентов мотивации к учебной и исследовательской деятельности, ответственности за результативность проводимой коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской работы; формированием ценностных ориентаций, внутривузовской профориентации; дополнительным оказанием коррекционно-педагогической помощи детям, не имеющим соответствующего психолого-педагогического сопровождения в связи с недостаточным количеством групп комбинированной и компенсирующей направленности в дошкольных образовательных организациях г. Якутска [3, с. 82]. Включение с первых лет обучения в практическую учебно-профессиональную деятельность позволяет студентам превратить свои теоретические знания в «живые» личностные знания. Это способствует формированию знаний о методологических нормах и правилах научного познания, умений их применять в процессе решения педагогических задач, что является основой методологической культуры будущих дефектологов.

На практических занятиях в центре студенты самостоятельно учатся выбирать форму работы, формируют группы детей, проводят фронтальные и индивидуальные занятия, активно взаимодействуют с родителями детей с ОВЗ, имеют больше возможностей для научного творчества и большую степень ответственности за организацию и результативность коррекционно-педагогического процесса [3, с. 83]. Данная особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов на базе центра рассматривается авторами как преимущество, важная составляющая практико-ориентированного обучения, деклари-

Библиографический список

1.

2.

руемого в процессе подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

С 2011 года на кафедре постоянно проводятся научные семинары «Студент - науке», «Логика организации психолого-педагогического исследования», «Актуальные проблемы совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в РС (Я), в том числе в условиях инклюзивного образования»; с 2013 года - научные семинары «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом», «Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках грантовых проектов». Ежегодно в декабре проводится традиционный научно-методический семинар «Итоги научно-исследовательской работы студентов за учебный год», на котором студенты отчитываются за проделанную работу, делают выводы, выявляют проблемы, рефлексируют результаты своей научно-исследовательской деятельности.

Опыт работы в студенческих научных кружках, участие в семинарах, научно-практических конференциях позволяет студентам представлять результаты своего исследования на конкурсах и конференциях различного уровня. Ежегодно на фестивале науки СВФУ студенты и преподаватели кафедры СДО выступают с презентациями и выставкой достижений. Мы согласны с мнением Чупровой Л.В., что «студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность» [4].

В декабре 2015 года в Институте специального образования прошел Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ. На конкурс было представлено 125 работ студентов-выпускников по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» из 18 вузов Российской Федерации. По итогам конкурса Максимова Сайына Галеевна (гр. ЛО-11) по теме «Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы» (науч. руководитель Абрамова Н.А., к.п.н., доцент) была удостоена номинации «Дипломная работа с лучшим статистическим анализом». Работа Матвеевой М.П. (гр. ЛО-11) по теме «Развитие фонетико-фонематической стороны речи у якутоязычных дошкольников с общим недоразвитием речи» (науч. руководитель Абрамова Н.А., к.п.н., доцент) была удостоена номинации «Дипломная работа, отражающая национально-региональный компонент». В номинации «Олигофренопедагогика» 1 место и диплом 1 степени заняла Афанасьева Ви-талина Трофимовна (гр. ОПЛ-10) с темой «Формирование этнокультурной идентичности у детей с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности» (науч. руководитель Абрамова Н.А., к.п.н., доцент); 2 место заняла Аммосова Сайаана Витальевна (гр. ОПЛ-10) по теме «Использование материала олонхо на уроках математики в 6 классе С(К)ОШ VIII вида» (науч. Руководитель Иванова Н.Н., старший преподаватель).

В декабре 2016 года во Всероссийском конкурсе выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», проходившем в УрГПУ (Екатеринбург), студентка Заборовская Ай-ыына Петровна заняла 2 место и диплом 2 степени в номинации «Логопедия», выступив с дипломной работой «Развитие связной речи у якутскоязычных младших школьников с ОНР с использованием кукольного театра» (науч. руководитель Абрамова Н.А., к.п.н., доцент). В апреле 2017 года она же стала победителем Всероссийского конкурса стипендий и грантов им. Л.С. Выготского «Рыбаков фонда», выиграв научный грант в сумме 20000 рублей. Захарова Вера Ивановна в ноябре 2017 года заняла 2 место в VII-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Перспективы науки - 2017» в направлении «Филологические науки» в г. Казань, выступив с научной разработкой по теме: «Развитие словаря у якутскоязычных младших школьников с ОНР с использованием ИКТ» (науч. руководитель Абрамова Н.А., к.п.н., доцент). Все эти достижения являются результатом кропотливой и систематической исследовательской работы студентов в рамках научных кружков. Прогрессивные преобразования, направленные на гуманизацию учебно-воспитательного процесса в высших педагогических учебных заведениях, «повышают роль будущих учителей в формировании личности ребенка, так как именно молодые специалисты привносят новейшие педагогические инновации и технологии в современную школу. Начинающие педагоги не скованы профессиональными стереотипами, их отличает увлеченность, свежесть знаний, деловые качества, творчество, креативное мышление» [5, с. 509].

Таким образом, организованная в данном формате научно-исследовательская работа на кафедре, позволяет студентам формировать мотивацию и стойкий интерес к будущей профессии дефектолога, содействует решению разнообразных задач, возникающих в ходе осуществления педагогической деятельности, в том числе в условиях инклюзивного образования; формированию таких личностных качеств, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Колдина М.И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2009.

Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2014.

3. Юдина И.А., Куликовская Н.Э. Организация научно-исследовательской работы студентов на базе центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Специальное образование. 2016; 3 (43): 79 - 88.

4. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 5: 167 - 170.

5. Available at: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&articlejd=5362

6. Абрамова Н.А. О профессиональной подготовке педагогов для реализации инклюзивного образования. В мире научных открытий. 2015; 3.1 (63): 503 - 516. References

1. Koldina M.I. Podgotovka knauchno-issledovatel'skojdeyatel'nostibuduschih pedagogovprofessional'nogoobucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2009.

2. Zueva A.S. Kompetentnostnyj podhod v organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2014.

3. Yudina I.A., Kulikovskaya N.'E. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov na baze centra psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s OVZ «Sajdyy». Special'noe obrazovanie. 2016; 3 (43): 79 - 88.

4. Chuprova L.V. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov v usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyjzhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; 5: 167 - 170.

5. Available at: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&articlejd=5362

6. Abramova N.A. O professional'noj podgotovke pedagogov dlya realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; 3.1 (63): 503 - 516.

Статья поступила в редакцию 24.10.18

УДК 37

Agamova O.D., senior teacher, Foreign Languages Department, National Research Nuclear University "MEPhl" (Moscow, Russia), -mail: oxana.agamova@ yandex.ru

A MORAL IMAGE OF A MEDICAL STUDENT AND HAVING A TATTOO. The key issue of the article is the history of tattoo phenomenon, its drastic development and introduction into the different social layers, particularly into the layer of medical workers. The article represents the link between tattooed student and his or her psychological state which influences the development of personal moral values, as well as the understanding of the importance of his or her profession. The article describes the characteristics of one of the common types of tattoos that are popular among medical students as well as a cause-effect relationship as a result of their tattoo choice which is supposed to be due to the inner state of their minds.

Key words: tattoo, medical student, culture, subculture, counterculture, borderline personality disorder, bipolar personality disorder, vanguard.

ОД. Агамова, ст. преп. каф. № 50 Иностранных языков, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва,

E-mail: oxana.agamova@yandex.ru

НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК СТУДЕНТА-МЕДИКА И ТАТУИРОВКА

В статье особое внимание уделяется определению понятия «татуировка», истории возникновения этого феномена и его стремительного распространения в различные слои общества, в частности в общество медицинских работников. В контексте данной статьи мы рассматриваем зависимость наличия татуировки у студента-медика и его психологического состояния, влияющего на формирование его системы ценностей и следование общественным нормам и регламентам выбранной профессии. В статье рассматривается характеристика одной из часто встречающихся разновидностей татуировок, которым отдают свое предпочтение студенты-медики и причинно-следственная связь их выбора, в рамках их внутреннего состояния, влияющего в свою очередь на формирование полноценного нравственного облика медицинского работника.

Ключевые слова: татуировка, студент-медик, культура, субкультура, контркультура, полярное расстройство личности, биполярное расстройство личности, авангард.

Актуальность того или иного поступка или высказывания определяется его качественной и количественной распространенностью в современном обществе. Современное общество - это общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей [1]. Необходимо подчеркнуть тот факт, что дегуманизация и утрата духовных ценностей определяют состояние регресса, характеризующееся движением назад и полностью противоположно понятию прогресса. В рамках данной статьи мы рассматриваем проблему стремительного распространения татуировок среди молодежи, в частности получающих медицинское образование. В соответствии с этим, узкое определение современного общества, в рамках обсуждаемой нами проблемы, может звучать следующим образом: современное общество - это промышленно и научно технически развитое общество, использующее внутренний потенциал развития для формирования новых и трансформирования старых идей и функций для успешной социализации. Социализация - усвоение лицом норм и ценностей, социальных ролей и образов поведения, характерных для той или иной общности [2]. Визитной карточкой любого человека является его внешний вид, который способен говорить о характере и внутреннем мире человека. Опрятный и аккуратный вид образованного человека в сочетании с татуированными участками тела на сегодняшний день становится всеобщей нормой, хотя и вызывают некоторое недоумение среди некоторых слоев населения. Это по большей мере связано с тем, что еще до недавнего времени татуировки определяли принадлежность человека к той или иной субкультуре или контркультуре и свидетельствовали о провокационной натуре их обладателя, высказывающего таким образом протест против устоев общественного порядка и неспособность подчиняться всеобщим правилам. Сегодня сами обладатели нательного декора утверждают, что татуировка это исключительный способ самовыражения, позволяющий выразить свое внутреннее многообразие и обеспечить себе свободу самоидентификации. Сегодня нанесение татуировки сопровождается ожиданием человека последующего эффекта, производимым татуировкой на публику. С одной стороны это может объясняться

нехваткой внимания со стороны окружения или недостаточной верой в себя и свою уникальность, чем страдает молодежь современного общества. С другой стороны, молодежь, таким образом, демонстрирует приверженность к тем или иным ценностям в музыкальной, политической и иных сферах.

Намеренное, без какой-либо надобности подвергание собственного тела болевым ощущениям может свидетельствовать о нестабильном психологическом состоянии человека. Стоит отметить, что исследования значений татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств показали прямую зависимость наличия татуировки и психологического состояния человека [2].

Учёные из Новосибирского государственного медицинского университета в своем исследовании, опубликованном в журнале «Медицина и образование в Сибири» в 2013 году, отметили, что среди 60 человек с татуировками, которые принимали участие в исследовании, у 78% было диагностировано пограничное личностное расстройство [3].

В данном исследовании говорится о том, что люди с ПРЛ страдают от эмоциональной неустойчивости, повышенной тревожности и деструктивного восприятия действительности. Таких людей, как правило, привлекает не само наличие татуировки, а процесс нанесения, связанный с болевыми ощущениями. Тематика таких татуировок в основном связана со смертью. Среди студентов первого курса педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова количество студентов с подобной тематикой составило три человека. В основном студенты-медики имеют оптимистичные татуировки с изображением животных, цветов, различных орнаментов у которых по данным исследования не оказалось ПРЛ. Но, тем не менее, все больше распространяющиеся яркие татуировки, говорят о жажде внимания и чрезмерной амбициозности данной натуры. Например, в статье «Диагноз по тату. О чём расскажут врачу рисунки на Вашем теле», говорится о том, что яркие татуировки на определенных частях тела в некоторых случаях говорят о биполярном расстройстве у человека [4].

Согласно нашим наблюдениям, одной из самых распространенных категорий среди студентов медицинского университета является декоративная группа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.