Научная статья на тему 'Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»'

Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PRACTICE-ORIENTED MODEL / TRAINING TEACHERS / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PROFESSIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

Статья раскрывает вопросы повышения эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно организационные и содержательные аспекты реализации практических занятий, практики, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Актуальность данной проблематики определяется необходимостью оптимизации процесса подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательные организации. Цель данной работы состоит в определении ключевых форм реализации практико-ориентированной модели подготовки студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Разработка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью выдвигает требования повышения профессиональной готовности будущих специалистов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями к осуществлению психолого-педагогической коррекционной работы. Предложенные вариативные формы и средства организации и осуществления практической подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования позволят преподавателям быстро реагировать на появление новой нормативно-правовой документации, новых технологий сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS IN THE FIELD OF “SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION”

The article reveals the issues of increasing the effectiveness of practice-oriented training of specialists for the support of children with special educational needs, and, specifically, organizational and content aspects of conduct of practical classes, practices and extracurricular independent work of students, enrolled in “special (defectological) education”. The urgency of this problem is determined by the necessity of optimization of the process of training pedagogical staff for work with children with special educational needs, especially in connection with the implementation of inclusive education in education organizations. The aim of this work is to define the key forms of realization of practice-oriented model of training of students enrolled in special (defectological) education. The development of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for students with special educational needs and the Federal State Educational Standard of Education of students with mental retardation require the increase of professional preparation of future specialists in support of children with special educational needs to carrying out psychological and pedagogical correction work. The proposed alternative forms and means of organization and implementation of teacher training for special and inclusive education would allow teachers to respond quickly to new normative documents requirements and technologies of support of children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 378.147:376.112.4

ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.03; 13.00.08

В. В. Мануйлова V. V. Manuylova Москва, Россия Moscow, Russia

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. Статья раскрывает вопросы повышения эффективности прак-тико-ориентированной подготовки специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно организационные и содержательные аспекты реализации практических занятий, практики, внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Актуальность данной проблематики определяется необходимостью оптимизации процесса подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательные организации. Цель данной работы состоит в определении ключевых форм реализации практико-ориен-тированной модели подготовки студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Разработка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного

MODELLING PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS IN THE FIELD OF "SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION"

Abstract. The article reveals the issues of increasing the effectiveness of practice-oriented training of specialists for the support of children with special educational needs, and, specifically, organizational and content aspects of conduct of practical classes, practices and extracurricular independent work of students, enrolled in "special (defectolo-gical) education". The urgency of this problem is determined by the necessity of optimization of the process of training pedagogical staff for work with children with special educational needs, especially in connection with the implementation of inclusive education in education organizations. The aim of this work is to define the key forms of realization of practice-oriented model of training of students enrolled in special (defectological) education. The development of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for students with special educational needs and the Federal State Educational Standard of Education of students with mental retardation require the increase of professional preparation of future specialists in support of children with special educational needs to carrying out psychological and pedagogi-

Специальное образование. 2016. № 1

85

стандарта образования обучающихся с cal correction work. The proposed alter-умственной отсталостью выдвигает тре- native forms and means of organization бования повышения профессиональной and implementation of teacher training готовности будущих специалистов по for special and inclusive education would сопровождению детей с особыми образо- allow teachers to respond quickly to new вательными потребностями к осуществ- normative documents requirements and лению психолого-педагогической коррек- technologies of support of children with ционной работы. Предложенные вариа- special educational needs. тивные формы и средства организации и осуществления практической подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования позволят преподавателям быстро реагировать на появление новой нормативно-правовой документации, новых технологий сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: практико- Key words: practice-oriented mod-

ориентированная модель; подготовка el, training teachers, special educational кадров; ограниченные возможности needs, professional preparation. здоровья; профессиональная готовность.

Сведения об авторе: Мануйлова About the author: Manuylova

Виктория Викторовна, почетный работ- Viktoriya Viktorovna, Honored Worker ник среднего профессионального обра- of Secondary Professional Education. зования.

Место работы: заместитель ди- Place of employment: Deputy Direc-

ректора по научно-исследовательской tor for Scientific and Research Activity, работе Института специального образо- Institute of Special Education and Com-вания и комплексной реабилитации Мо- plex Rehabilitation, Moscow City Peda-сковского городского педагогического gogical University. университета.

Контактная информация: 119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, корп 2.

E-mail: m-v-d-2003@mail.ru.

Повышение качества подготовки педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования является важнейшим направлением процесса модернизации российского образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость пересмотра, обновле-

© Мануйлова В. В., 2016

ния и совершенствования теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [9, с. 94].

Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, компетентного, ориентирующегося в смежных об-

86

Специальное образование. 2016. № 1

ластях деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности, — основная цель высшего образования [15, с. 153].

Модель обучения включает в себя моделирование содержания, которое студенты должны усвоить, а также педагогические, познавательные и практические действия, составляющие полноценное обучение. Практико-ориентированное обучение представляет собой модель обучения, в которой организуется самостоятельная деятельность, в процессе которой студенты усваивают знания, приобретают практические умения, развивают профессиональные способности. Особенности преподавания отличаются от других моделей: студенты выполняют практические задания, приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности. Результатом практико-ориен-тированного обучения является становление студента как будущего конкурентоспособного активного участника профессиональной и общественной деятельности.

Содержание обучения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» строится следующим образом: каждой трудовой функции педагога, каждому формируемому умению соответствуют практические занятия. Обучение на практических занятиях носит целенаправленный и комплексный характер, раскрывающий все стороны профессиональной деятельности будущего специали-

ста сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные дидактические цели практических занятий — практическое подтверждение изученных теоретических положений, ознакомление с методикой осуществления практической деятельности [12, с. 47]. В ходе осуществляемой деятельности у студентов вырабатываются умения наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования. Дидактическая цель практических занятий — формирование профессиональных умений, а также умений, необходимых для изучения последующих дисциплин [11, с. 26].

Для подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности важно формировать такие умения, как аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. Основой для определения полного перечня работ является квалификационная характеристика специалиста, включающая трудовые функции и трудовые действия, обозначенная в профессиональном стандарте [13, с. 87].

Содержание практических занятий может включать:

• изучение нормативных документов, справочных материалов,

Специальное образование. 2016. № 1

87

анализ профессиональной документации, выполнение заданий с ее использованием (аналитическая, информационная компетентности),

• практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией воспитательно-образовательной работы учреждения специального и инклюзивного образов а-ния (непосредственно в процессе экскурсий или в видеозаписи),

• проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса с заданной целью (технологическая, проектировочная компетентности),

• анализ психолого-педагогических ситуаций, отработку навыков диагностики и принятия решений (аналитическая, технологическая компетентность),

• практическую работу по формированию общеучебных навыков (реферирование, конспектирование) [7, с. 78].

Основную роль на практических занятиях играет руководство деятельностью студентов [8, с. 124]. Если содержание практических занятий разнообразно и во многом зависит от содержания изучаемой дисциплины, то методика использования знаний едина. Следовательно, структуру (план) проведения занятий можно представить в следующем виде:

• сообщение содержания и цели практического занятия;

• актуализация теоретических знаний, которые необходимы для выполнения практической работы (формулируются вопросы к студентам по актуализации знаний или

определяется алгоритм их актуализации);

• инструктаж по технике безопасности (если в этом есть необходимость);

• инструктаж по организации практической работы;

• определение способов фиксации материала;

• регламент работы, конечный результат;

• подведение итогов практической работы, являющихся формой контроля полученных результатов. Критерии оценки даются только там, где они целесообразны, чтобы избежать формализма в их определении.

Для повышения качества подготовки существенное значение имеет уровень развития дидактического оснащения. Внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на занятии их индивидуальной и групповой работы, развивать активность и инициативу при усвоении рабочего материала.

Средства обучения являются составной частью дидактического оснащения учебного процесса и представляют собой совокупность предметов, которые выполняют учебную, тренирующую функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений, навы-

88

Специальное образование. 2016. № 1

ков, управления их познавательной и практической деятельностью. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение становится более наглядным, что делает доступным самый сложный учебный материал. Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности [1, с. 24]. В этом отношении обучение на практических занятиях может быть более целенаправленным и комплексным, охватывающим все стороны практической деятельности.

На правильный выбор средств обучения в процессе теоретической и особенно практико-ориентиро-ванной подготовки ориентирует их соответствие двум основным признакам: дидактической задаче и способу ее реализации.

Для облегчения реализации самостоятельной внеаудиторной работы используются разработанные к ее осуществлению методические рекомендации, раскрывающие алгоритм выполнения каждого задания. Задания, выносимые на самостоятельное изучение, достаточно разнообразны: это изучение, аннотирование первоисточников, компьютерных обучающих программ для детей с особыми образовательными потребностями, составление таблиц, подготовка сообщений и рефератов, мини-проектов (дидактических пособий по звуковой культуре, на развитие зрительного восприятия, других психических

процессов у детей с особыми образовательными потребностями).

Использование рабочих тетрадей по изучаемой дисциплине позволяет организовывать самостоятельную работу студентов как на занятиях, так и дома, что позволяет также осуществлять контроль за усвоением учебного материала. Особые преимущества для формирования практических профессиональных умений имеет специальное оборудование: логопедические зонды, применяемые для постановки звуков у детей, имеющих нарушения речи; дактильная азбука, являющаяся средством общения, познания детей с нарушенным слухом; точечно-рельефный шрифт Брайля, используемый при обучении лиц с нарушением зрения. Эту группу средств необходимо активно использовать при объяснении в качестве демонстрационного оборудования для иллюстрации, доказательства теоретических положений. Это позволяет раскрыть специфические средства коррекцион-но-воспитательного процесса, которые активно применяются в современной системе отечественного и зарубежного специального образования.

Использование среди технических средств обучения компьютерных презентаций и компьютерных обучающих программ для детей с отклонениями в развитии в рамках учебных занятий существенно обогащает раскрытие особенностей организации и осуществления кор-рекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными

Специальное образование. 2016. № 1

89

потребностями. Использование видео и DVD-фильмов значительно расширяет возможности более глубокого изучения разнообразных тем. Сделать просмотр познавательным, активным позволяет использование методических рекомендаций, включающих перечень вопросов к каждому видео- и DVD-фрагменту, а также серию заданий по уточнению представлений о просмотренном материале. Разработка дидактических средств требует учета большого количества факторов, влияющих на результативность педагогического процесса. Основными факторами являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени.

Таким образом, при создании комплекса средств обучения необходимо учитывать конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем учебной информации, подлежащей усвоению, уровень развития студентов.

Педагоги на учебных занятиях создают условия для включения студентов в активное конструирование собственных знаний. При такой организации деятельности на первый план выходит активная самостоятельная работа студентов, которая становится основной в образовательном процессе и процессе самообразования. Ей придается большое значение в процессе приобретения студентами новых знаний; также ведется постоянный по-

иск рациональных путей ее организации и совершенствования.

Основу определения практико-ориентированной модели составляет понятие «практика». Практика в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки. Назначение практики — подготовка студентов к предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Цель педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студентов системные представления о теории и практике воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также обобщить и систематизировать знания путем их применения в реальной деятельности; расширить и углубить знания благодаря изучению работы конкретных образовательных организаций.

Велика роль практики в формировании профессиональных качеств личности будущего специалиста. Практика — самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, поскольку для ее осуществления необходимо соединить интересы практиканта, педагога и конкретной образовательной организации [6, с. 44].

Структура практики зависит от содержания практического обучения и в итоге должна обеспечить целостную подготовку специалиста и соответствовать его квалификационной характеристике. Взаимо-

90

Специальное образование. 2016. № 1

связь отдельных этапов практики обеспечивается в их последовательной преемственности и развитии. На основании представленной модели подготовки у будущего специалиста формируется комплексная готовность к предстоящей профессиональной деятельности.

Комплексная готовность, «кор-рекционно-педагогическая компетентность», — системное явление, включающее умения, знания, профессионально значимые качества личности педагога, обеспечивающие выполнение коррекционной деятельности педагога сопровождения по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (мотивационная готовность — осознание необходимости коррекцион-ной работы с детьми, стремление к ее проведению, коммуникативность; теоретическая готовность — общепедагогические знания, умения и навыки, знание теоретических основ коррекционно-педагоги-ческой деятельности, психологических особенностей детей; практическая готовность — владение организационными общепедагогическими и коррекционными умениями и навыками; профессионально-личностная готовность — сформи-рованность профессионально значимых качеств личности) [3, с. 34].

Литература

1. Акулова, О. В. Компетентностная модель современного педагога / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова [и др.]. — СПб., 2007.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989.

3. Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. —2000. — № 4.

4. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М., 2005.

5. Кларин, М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) / М. Кларин // Инновационное движение в российском школьном образовании. — М., 1997.

6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова,

A. Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2005.

7. Мануйлова, В. В. Возможности реализации практикоориентированной модели обучения студентов педагогического колледжа посредством учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития / В. В. Мануйлова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. — 2009. — Т. 15, № 5.

8. Мануйлова, В. В. Психолого-педагогические возможности учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития в профессиональной подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений /

B. В. Мануйлова // Изв. Южного федерального ун-та. Сер.: Педагогические науки. — 2010. — Вып. 2.

9. Приходько, О. Г. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы / О. Г. При-ходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова, Н. Ю. Григоренко // Специальное образование. — 2011. — № 4.

Специальное образование. 2016. № 1

91

10. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / М. С. Староверова. — М. : ВЛАДОС, 2013.

11. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Л. Г. Сему-шина, Н. Г. Ярошенко. — М., 1990.

12. Семушина, Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов / Л. Г. Семушина. — М., 1993.

13. Смирнов, И. П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. — М., 2006.

14. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. — М., 2004.

15. Филатова, И. А. Обоснование концепции деонтологической подготовки педагогов-дефектологов / И. А. Филатова // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 4.

References

1. Akulova, O. V. Kompetentnostnaya model' sovremennogo pedagoga / O. V. Akulova, E. S. Zair-Bek, S. A. Pisa-reva, E. V. Piskunova [i dr.]. — SPb., 2007.

2. Bespal'ko, V. P. Slagaemye pedago-gicheskoy tekhnologii / V. P. Bespal'-ko. — M. : Pedagogika, 1989.

3. Demin, V. A. Professional'naya kompetentnost' spetsialista: ponyatie i vi-dy / V. A. Demin // Standarty i monitoring v obrazovanii. —2000. — № 4.

4. Ivanov, D. A. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentariy / D. A. Ivanov,

K. G. Mitrofanov, O. V. Sokolova. — M., 2005.

5. Klarin, M. Pedagogicheskie tekhno-logii i innovatsionnye tendentsii v sovre-mennom obrazovanii (zarubezhnyy opyt) / M. Klarin // Innovatsionnoe dvizhenie v rossiyskom shkol'nom obrazovanii. — M., 1997.

6. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogiche-skiy slovar' / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. — M. : Akade-miya, 2005.

7. Manuylova, V. V. Vozmozhnosti realizatsii praktikoorientirovannoy modeli obucheniya studentov pedagogicheskogo kolledzha posredstvom uchebnoy labora-torii diagnostiki i korrektsii detskogo raz-vitiya / V. V. Manuylova // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'-naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokine-tika. — 2009. — T. 15, № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Manuylova, V. V. Psikhologo-peda-gogicheskie vozmozhnosti uchebnoy la-boratorii diagnostiki i korrektsii detskogo razvitiya v professional'noy podgotovke spetsialistov dlya doshkol'nykh obrazova-tel'nykh uchrezhdeniy / V. V. Manuylova // Izv. Yuzhnogo federal'nogo un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. — 2010. — Vyp. 2.

9. Prikhod'ko, O. G. Model' sovershen-stvovaniya psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s otkloneniyami v raz-vitii v edinom obrazovatel'nom prostran-stve goroda Moskvy / O. G. Prikhod'ko, A. A. Guseynova, E. V. Ushakova, N. Yu. Grigorenko // Spetsial'noe obrazo-vanie. — 2011. — № 4.

10. Staroverova, M. S. Inklyuzivnoe obrazovanie. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ : metod. posobie / M. S. Staroverova. — M. : VLADOS, 2013.

11. Semushina, L. G. Soderzhanie i me-tody obucheniya v srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniyakh : ucheb.-metod.

92

Специальное образование. 2016. № 1

posobie dlya prepodavateley sred. spets. ucheb. zavedeniy / L. G. Semushina, N. G. Yaroshenko. — M., 1990.

12. Semushina, L. G. Standarty urovney professional'nogo obrazovaniya, ikh zna-chenie dlya razrabotki soderzhaniya podgotovki spetsialistov / L. G. Semu-shina. — M., 1993.

13. Smirnov, I. P. Teoriya professional'-nogo obrazovaniya / I. P. Smirnov. — M., 2006.

14. Tatur, Yu. G. Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektiro-vanii standartov vysshego professional'-nogo obrazovaniya / Yu. G. Tatur // Ma-terialy ko vtoromu zasedaniyu metodolo-gicheskogo seminara. — M., 2004.

15. Filatova, I. A. Obosnovanie kontsep-tsii deontologicheskoy podgotovki peda-gogov-defektologov / I. A. Filatova // Pe-dagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2011. — № 4.

Специальное образование. 2016. № 1

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.