ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. психологии и педагогики Московского института государственного управления и права (г. Москва)
УДК 378.141.4
Abramova N.A., Cand. of Sciences (Sciences), Senior Lecturer, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Pavlova E.P., Cand. of Sciences (Sciences), Senior Lecturer, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
QUESTIONS OF TRAINING OF PRIMARY EDUCATION STUDENTS FOR THE WORK WITH CHILDREN WITH LIMITED ABILITIES. The article studies a problem of training of future elementary school teachers for correctional and pedagogical work with children with the limited abilities in the conditions of inclusive education. The authors describe their experience of work with bachelor students, acquired at departments of special (defectology) education and primary education at a pedagogical institute of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, where for maintenance of educational process at future teacher competences for training, education and development of children with limited abilities: ability to train, bring up and develop taking into account social, age, psychophysiological and specific features, including special educational needs of students; readiness for psychology and pedagogical maintenance of teaching and educational process are formed. The presented material allows drawing a conclusion that the problem of providing educational space with the qualified personnel, who are able to work with children with limited abilities, is especially important in connection with the development of inclusive education.
Key words: children with limited abilities, inclusive education, training of future teachers for correctional and pedagogical work.
Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц. Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц. Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрывается проблема подготовки будущих учителей начальных классов к коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Описывается опыт работы с бакалаврами, проведённый на кафедрах специального (дефектологического) образования и начального образования в педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, где для сопровождения образовательно-воспитательного процесса у будущего учителя формируются компетенции для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ: умение обучать, воспитывать и развивать с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что, в связи с развитием инклюзивного образования, особенно важной остается проблема обеспечения образовательного пространства квалифицированными кадрами, умеющими работать с детьми с ОВЗ адекватно их возможностям и потребностям в условиях обычной школы.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивное образование, подготовка будущих учителей к коррекционно-педагогической работе.
В современной социокультурной ситуации возрастает актуальность проблемы обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адекватного их возможностям уровня образования и социальной адаптации. Наряду с этим, главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно быть гуманистически ориентированным. В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на получение образования. Образование, рассматривая человека как основную ценность, направлено на всестороннее развитие личности. При таком подходе наиболее значимой является одна из основных задач образования - это обеспечение максимально благоприятных условий для его саморазвития и адаптации. Тем не менее, современное общество предъявляет
человеку ряд определённых личностных характеристик, востребованных на данном этапе его развития. Эти требования в большинстве своем касаются людей здоровых. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (НОО) отмечено, что он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Так, формирование его личностных характеристик должно быть ориентировано на любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; владение основами умения учиться, на способность к организации собственной деятельности; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни и др. Младший школьный возраст является ответственным периодом жизни человека. В этот период формируются наиболее фундаментальные способности, предопределяющие дальнейшее развитие человека [1].
Проблема реорганизации и преобразования российской системы образования детей с ОВЗ в настоящее время стала актуальной и приобрела жизненную необходимость. Эта проблема влечёт за собой вопрос о кадровых условиях реализации основной образовательной программы и обеспечения детям с ОВЗ доступные условия образовательного пространства. В поисках решения отечественная педагогика рассматривает различные подходы, в том числе, направленные на эволюционные трансформации в образовании в целом, связанные с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Наибольшую актуальность это приобретает в условиях реализации инклюзивной практики, которая предусматривает совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. В свете происходящих изменений в образовании в целом, связанных с решением непростых проблем образовательной инклюзии, решаются и в образовательной территории нашей республики на разных ступенях образования. Педагогическому сообществу ставятся новые требования, в виде конкретных стратегических целей, с позиции включающего образования, где инклюзивной практике отводится особая роль. Собственно, непрерывное инклюзивное образованиепредставляется трамплином для последующего достижения человека, который будет основой сохранения национальной культуры и значимым условием развития личности ребёнка, социальной адаптации его самого и его семьи.
Одним из первых идею интегрального обучения обосновал Л.С. Выготский. Он считал, что должна быть создана такая система обучения, объединяющая обучение и воспитание как нормальных детей, так и детей с проблемами развития, основными задачами которой являются интеграция в жизнь и возможная компенсация недостатков ребёнка с нарушениями в развитии. К преимуществам инклюзивного образования относится успешное овладение «включенным» ребёнком социальным опытом. Наряду с этим, одним из достоинств инклюзии состоит в том, что дети, взаимодействующие с «включенным ребёнком», т. е. дети с нормальным ходом психофизиологического развития, становятся добрее и заботливее, что весьма важно в обществе, в котором зачастую проявляется агрессивность и отсутствие толерантности. Современная дефектология не исключает уже сложившуюся систему специального образования. В свете инклюзии наблюдается прозрачность между двумя образовательными системами: общей и специальной. Ребёнок-инвалид имеет возможность использовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения, сопровождаемую специализированной помощью.
В решении проблемы реализации инклюзивного образования наиболее значимым является подготовка соответствующих психолого-педагогических кадров, владеющих специальными компетенциями работы с «особыми» детьми. Только основные положения дефектологической и психолого-педагогической науки в области психического развития детей определяют подготовку соответствующих педагогических работников. Эти базовые положения являются общими для всех детей различного уровня психофизиологического развития. В связи с этим особо важным является проблема формирования специальных компетенций будущих педагогов, наряду с их профессиональной компетентности. Общепедагогическая подготовка, являющаяся основой профессионально-педагогической подготовки, будущего учителя отражает единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса [2, а 506].
В педагогическом институте Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова с 2002 года активно ведется подготовка будущих учителей по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». Это соответствует требованиям современных образовательных организаций нашей республики и обеспечивает их дефектологическими кадрами. В 2011 году в педагогическом институте открылась кафедра специального (дефектологического) образования, которая занимается подготовкой специалистов и бакалавров дефектологического профиля, что, несомненно, является для нас большим достижением. Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны и реализуются учебные планы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое)
образование по профилям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», включающие дисциплины необходимые для подготовки учителей специального и инклюзивного образования: «Специальная педагогика», «Основы инклюзивного образования» и «Инклюзия в дошкольном образовании». В ходе проведения занятий по этим дисциплинам студенты учатся дифференцировать современные трактовки понятий интеграции и образовательной инклюзии, знакомятся с моделями интегрированного обучения, приобретают навыки проведения комплексной диагностики дошкольников и учащихся с ОВЗ. Кроме этого, на данных дисциплинах формируется готовность к использованию технологий специального и инклюзивного образования учащихся с особыми образовательными потребностями, развиваются профессиональные компетенции в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включенными в систему инклюзивного образования. Студенты знакомятся с современными понятиями интеграции и образовательной инклюзии, с моделями интегрированного обучения, с комплексной диагностикой детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ, с содержанием и планированием коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
С 1 сентября 2016 года в России вступил в силу ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с российским законодательством каждый ребёнок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. У детей с ОВЗ их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Для сопровождения образовательно-воспитательного процесса у будущего учителя начальных классов должны быть сформированы в том числе компетенции для обучения, воспитания и развития «особых» детей. В ФГОС высшего образования отмечено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению Педагогическое образование должен обладать следующими общеобразовательными компетенциями: уметь обучать, воспитывать и развивать с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; быть готовым к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса [3, с. 239]. Также бакалавр по направлению Педагогическое образование должен владеть компетенциями в осуществлении проектной деятельности: умение проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и др.
Однако, на практике обнаруживается, что определенные теоретические знания и компетенции, которыми овладевают бакалавры является недостаточными. Это происходит из-за отсутствия практических навыков работы с детьми с ОВЗ, так как учебная и все виды производственных практик проходят в общеобразовательных учреждениях, в которых обучается небольшое количество детей с ОВЗ. Следовательно, выпускник вуза при трудоустройстве оказывается в двоякой ситуации. Имея теоретические знания и владея практическими общепринятыми моделями обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выпускники испытывают сложности в плане организации учебного процесса с детьми с ОВЗ, обучающимися совместно с нормально развивающимися младшими школьниками.
В целях выявления потребностей студентов в получении умений, необходимых для работы с детьми с ОВЗ нами был проведен опрос, в котором приняли участие 62 студента вторых и третьих курсов педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профиль «Начальное образование». Так как, в нашей республике востребованы специалисты начального общего образования и современная молодежь целенаправленно выбирает профессию учителя начальных классов [4, с. 248]. Следует отметить, что опрошенные студенты еще не изучали специальных дисциплин, в виду специфики реализуемой образовательной программы. Опрос выявил информированность и готовность будущих учителей начальных классов реализовывать коррекци-онно-педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ. Анализ полученных результатов показал, что 23% респондентов согласны с общепринятым определением возрастного ограничения от 7 до 18 лет, что молодежь старше 18 лет не относятся к детям с огра-
ниченными возможностями здоровья. С определением, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют временные и постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии согласны 94,2% опрошенных, при этом все третьекурсники дали утвердительный ответ. По 2% участников опроса считают, что дети с ОВЗ имеют временные и постоянные нарушения только в физическом или только в психологическом развитии.
На вопрос «нуждаются ли в создании специальных условий для получения образования дети с ограниченными возможностями здоровья?» 73% респондентов не сомневаются в необходимости создания специальных условий, 8% считают, что организация таких условий необязательна. Наряду с этим, 18% опрошенных считают, что следует создать временные специальные условия в получении образования детьми с ОВЗ, 1% испытали затруднения в ответе на поставленный вопрос. По мнению специалистов, к специальным условиям относятся необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод [5].
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях можно отнести детей, имеющих, как правило, нарушения психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. С этим утверждением согласились 44,2% опрошенных студентов. Далее были получены следующие результаты: 2% респондентов считают, что к этой категории относятся дети, имеющие, как правило, только соматические заболевания, 28% нарушение слуха и речи,14% нарушения зрения, 14% задержку психического развития и умственную отсталость, 8% комплексные нарушения развития, 24% нарушения опорно-двигательного аппарата, 7% нарушения поведения и общения, 3% затруднились ответить на вопрос. Были заданы вопросы с целью выявления уровня развития мотивации к овладению основами специальной педагогики и дальнейшему саморазвитию в этом направлении. Анализ, полученных ответов, следующий: 34,6% студентов убеждены, что владеют достаточным количеством информации по работе с детьми с ОВЗ, 46,2% молодых людей желают расширить свои знания в сфере будущей профессиональной деятельности, 19,2% опрошенных испытали затруднения в выборе ответа.
С необходимостью и важностью овладения специальными компетенциями нужными в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ согласились 86,5% будущих бакалавров педагогического образования. 13,5% опрошенных считают, что освоение этих компетенций не обязательно, зависит от желания обучающихся, что ставит под сомнение правильность выбора молодыми людьми будущей профессии, хотя возможно, в процессе последующего обучения, они смогут изменить свое мнение.
Интерес вызвали ответы на вопрос: как и где у будущего учителя начальных классов, по их мнению, должны формироваться профессиональные компетенции по обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ. 67,3% из опрошенных студентов посчитали, что для формирования профессиональных компетенций по обучению, воспитанию и развитию детей с ОВЗ достаточно специальных дисциплин, которые ведутся в соответствии с основной образовательной программой профиля, 17,3% опрошенных желают дополнительно посещать специальные факультативы, 7,7% посчитали, что самообразование является более надежным способом для овладения специальными компетенциями, 7,7% затрудняются ответить на данный вопрос. Курсы повышения квалификации для студентов, несмотря на то, что они проводятся на основе заключения договоров по оказанию платных образовательных услуг, хотели бы посещать 21,2% опрощенных студентов и 5,8% решили обучаться на курсах профессиональной переподготовки после получения диплома бакалавра.
Библиографический список
Учитывая возникшую ситуацию, нами также разработана и включена в учебные планы академического и прикладного бакалавриата по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» дисциплина «Основы инклюзивного образования», позволяющая формировать готовность к применению технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, а также развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с ОВЗ, включенных в систему общего образования. В целях формирования и развития специальных компетенций в основную образовательную программу высшего образования профиля «Начальное образование» включены специальные дисциплины, в содержании которых предусмотрены разделы, освещающие вопросы специального и инклюзивного образования. Также, разработана и включена в учебный план магистерских программ по педагогическому образованию всех учебных подразделений СВФУ дисциплина «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Это даёт возможность выпускникам создавать психологическую среду, позволяющую детям с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любой образовательной организации; разрабатывать адаптированные основные образовательные программы для обучения детей с ОВЗ; оказывать посильную помощь педагогам, участвующим в реализации инклюзивного образовательного процесса. Кроме этого, на протяжении десяти лет нами реализуются программы модульных курсов повышения квалификации по актуальным темам ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей, основам обучения и воспитания детей с ОВЗ для специалистов образовательных учреждений, работающих в системе специального и инклюзивного образования.
Все проводимые мероприятия позволяют создать эффективную систему научного обеспечения специального и инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий. Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки дают возможность работникам системы образования республики эффективно реализовывать основные направления Концепции модернизации образования, рационально структурировать содержание обучения детей с оВз, использовать современные методы контроля, повысить качество образования всех детей, независимо от их способностей и возможностей [2, с. 511].
Согласно ФГОС ВО система подготовки будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ основывается на обширной предметной и методической подготовке, при которой учитываются реальные потребности работодателей, общества, и региона в целом в кадрах соответствующей квалификации. Рабочие учебные планы предусматривают модульное построение структуры основной профессиональной образовательной программы, этим самым обеспечивая общепрофессиональную подготовку по данному направлению и формирование готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности области специального и инклюзивного образования.
На наш взгляд, у будущих педагогов начального образования должно быть сформировано стойкое желание изучить детей с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место среди сверстников и в обществе в целом. Значимым для учителя начальных классов, реализующего обучение детей с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии, должна стать необходимость в оказании помощи им и их родителям. Таким образом, в связи с развитием инклюзивного образования особенно важной остается проблема обеспечения образовательного пространства квалифицированными кадрами, умеющими работать с детьми с ОВЗ адекватно их возможностям и потребностям в условиях обычной школы.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
2. Абрамова Н.А. О профессиональной подготовке педагогов для реализации инклюзивного образования. В мире научных открытий. 2015; № 3.1 (63): 503 - 516.
3. Прокопьева М.М., Васильева Т.Г. Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов средствами гуманитарных технологий в условиях вуза. Проектирование содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учётом новой нормативной базы и актуальных задач развития образования: сборник материалов научно-методического семинара Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров. Под редакцией А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой, И.С. Алексеевой. Киров, 2013: 238 - 240.
4. Кожурова А.А., Павлова Е.П. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах республики Саха Якутия. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе профориентации - Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы. Available at: http://center1.testov.net/children/
References
1. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1997.
2. Abramova N.A. O professional'noj podgotovke pedagogov dlya realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. Vmire nauchnyh otkrytij. 2015; № 3.1 (63): 503 - 516.
3. Prokop'eva M.M., Vasil'eva T.G. Razvitie professional'noj kompetentnosti buduschih pedagogov sredstvami gumanitarnyh tehnologij v uslovi-yah vuza. Proektirovanie soderzhaniya i tehnologij podgotovki pedagogicheskih kadrov s uchetom novoj normativnoj bazy i aktual'nyh zad-ach razvitiya obrazovaniya: sbornik materialov nauchno-metodicheskogo seminara Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obrazovaniyu v oblasti podgotovki pedagogicheskih kadrov. Pod redakciej A.D. Nikolaevoj, O.P. Osipovoj, I.S. Alekseevoj. Kirov, 2013: 238 - 240.
4. Kozhurova A.A., Pavlova E.P. Vybor professii uchitelya nachal'nyh klassov sovremennoj molodezh'yu i ih adaptaciya v vuzah respubliki Saha Yakutiya. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. Orel, 2016; 2 (71): 245 - 249.
5. Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sisteme proforientacii - Gorodskojportal professional'noj orientacii uchaschihsya goroda Moskvy. Available at: http://center1.testov.net/children/
Статья поступила в редакцию 14.04.17
УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stzavropol, Russia), E-mail: [email protected] Krasnikov V.N., senior teacher, Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol Branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stzavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE QUESTIONS OF OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF THE INTERRELATION OF POWER AND SOCIETY IN THE CONDITIONS OF A TERRORIST THREAT. The article deals with the socio-pedagogical aspects of the interaction of society with law enforcement agencies in the process of combating crime at the present stage of development. The authors propose to create a public law enforcement academies through training, in which the public can better understand the challenges and problems of law enforcement. The main objective of these academies is to familiarize the population with the work of law enforcement, to promote the establishment of a trusting relationship between citizens and law enforcement agencies, based on mutual respect and understanding. The last course, not only the citizens more closely may perceive the work of police officer, but also more willing and competent to act in the courts, including protecting the rights of guards. All this should bring the realization that the fight against terrorism, crime, and delinquency prevention is not only the matter of law enforcement, but also a duty of society, as citizens have a vital interest in strengthening the rule of law.
Key words: law enforcement bodies, public, interaction.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВО «КрУ МВД России», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
В.Н. Красников, ст. преподаватель каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники ФГКОУ ВО «КрУ МВД России», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОСВЯЗИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ
В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты взаимодействия общества с правоохранительными органами в процессе борьбы с преступностью на современном этапе развития. Авторы предлагают как один из вариантов решения данной проблемы создание общественных правоохранительных академий, пройдя подготовку в которых население сможет лучше понять задачи и проблемы правоохранительной деятельности. Главная задача таких академий - ознакомить население с работой правоохранительных органов, содействовать становлению доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами, базирующихся на взаимном уважении и понимании. Прошедшие курс обучения граждане не только более близко могут воспринять работу правоохранников, но и более охотно и грамотно выступать в судах, в том числе и защищая права стражей порядка. Всё это должно приблизить осознание, что борьба с терроризмом, преступностью, профилактика правонарушений - это не только дело правоохранительных органов, но и обязанность общества, так как и граждане крайне заинтересованы в укреплении правопорядка.
Ключевые слова: правоохранительные органы, общественность, взаимодействие.
Одной из основных проблем деятельности правоохранительных органов в демократическом обществе является применение мер насилия и принуждения. Государство и гражданин, особенно неординарная личность, зачастую вступают в противоречие, а иногда и в конфликт, но ведь и государство, в лице правоохранительных органов, в свою очередь крайне заинтересовано в наличии эффективной обратной связи. Отсутствие взаимодействия правоохранительных органов и общественности приводит страну в целом уже к угрозе государственной безопасности в связи с постоянным ростом террористического насилия. С данным видом преступлений ни одно государство, без активного и широкого привлечения общественности, а надеждой только на оперативно-следственные методы борьбы, справиться не
сможет. Несомненно, что с помощью современных средств ведения информационной войны и психологических методов воздействия международный терроризм навязывает широким слоям общества свои идеи, эффективно решает задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.
В настоящее время часть проблем, которые можно решить административными методами решается, но проблема роста морали, правосознания, в целом воспитания граждан в духе поддержки институтов власти, в том числе и правоохранительной сферы, остается актуальной.
Таким образом, одной из задач сегодняшней системы российских правоохранительных органов является максимальная