Р.М. Шерайзина, Е.В. Мигунова, М.А. Жигалик
(Великий Новгород)
ВАРИАТИВНАЯ СИСТЕМА СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
VARIABLE SYSTEM OF STUDENT'S MENTORING IN VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS
В статье представлено описание опыта системы наставничества в студенческой среде вуза. Рассмотрены компоненты, направления, способы, формы наставничества студентов; раскрыто соответствие требований стандартов и образовательных результатов наставнической деятельности на кафедре вуза.
Ключевые слова: наставничество студентов, вариативная система, будущие педагоги дошкольного образования, профессиональная подготовка в вузе.
The description of experience of mentoring system in the students' environment of higher education institution is presented in the article. Components, directions, ways, forms of mentoring of students are considered; compliance of requirements of standards and educational results of tutorial activity at the department of higher education institution is disclosed.
Keywords: mentoring of students, variable system, future preschool teachers, vocational training in higher education institution.
В условиях модернизации системы образования повышение роли педагога дошкольного образования делает особенно актуальной проблему качественной профессиональной подготовки студентов в вузе, которая отвечает современным требованиям общества и требованиям стандартов и включает целый ряд компетенций.
Обучение в вузе - важный период становления педагога дошкольного образования как профессионала. В течение этого времени студент проходит серьезную проверку на профессиональную ориентацию, которая может укрепить веру в свои силы и сформировать чувство творческого удовлетворения, без которого не может быть полноценного освоения педагогической профессии, в то же время может стать источником глубокого разочарования и неверия в самого себя.
Ориентация образования на личность студента заключается в учете его индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения. В первую очередь это связано с возможностью выбора студентом форм, методов и способов вовлеченности в образовательный процесс вуза. Поиск студентом личностного смысла и значимости осваиваемого содержания становится ведущим фактором успешности образования, стимулирования непрерывности обучения. Для педагогического образования ведущей ценностью становится сама личность в системе ее способностей решать жизненные и профессиональные задачи, выстраивать траекторию и профессиональные векторы развития [4].
Взгляды общества на обучение в вузе по педагогическим специальностям из-
менились. Обучение рассматривается как процесс становления профессионально-личностной компетентности, которая позволяет будущему педагогу не просто воспроизводить профессиональный функционал, но и принимать самостоятельные решения, что создает условия для самореализации личности, проявления лидерских качеств, готовности отвечать на постоянно возникающие вызовы в образовании.
Новые ориентиры высшего образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал студентов, стать для них, с одной стороны, важнейшим этапом становления и формирования личности, ее ценностных установок, жизненной позиции и, с другой -периодом, предопределяющим стратегию их профессиональной педагогической карьеры, деятельностную самореализацию, способность к творчески результативной профессиональной деятельности в вариативной образовательно-культурной среде [6].
Готовность личности студента вуза к этим процессам может быть обеспечена путем разнообразной образовательной подготовки, представляющей собой систему, характеризующуюся реализацией принципов вариативности, личностной ориентированности, учитывающую потребности и возможности студентов, их мобильность, инициативность, адаптивность в условиях изменяющейся образовательной среды.
В профессиональной подготовке вуза становится актуальным поиск ее содержания, форм и способов, их вариативность, актуализирующих процесс самореализации будущих педагогов дошкольного образования, обеспечивающий успешность освоения компетенций Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГО-СВО) и процесс профессионального становления.
В этой связи сопровождение профессионального роста будущего педагога дошкольного образования имеет огромное значение, оно создает предпосылки к объединению всех субъектов образовательного процесса, к созданию единой педагогической платформы.
Условием создания такой платформы в вузе может стать вариативная система студенческого наставничества, которая понимается нами как система, характеризующаяся разнообразием содержания, средств, методов, форм организации межкурсового взаимодействия студентов в аудиторной и внеаудиторной работе посредством предоставления в разных видах модели действий, способствующая усвоению образовательных компетенций в высшем педагогическом дошкольном образовании в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями студентов.
Наставничество рассматриваться нами как метод педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека. По мнению Г.Х. Вахитовой, наставничество должно начинаться не в образовательной организации (где все выпускники педагогических вузов работают самостоятельно и несут полную персональную ответственность за образовательную деятельность), а еще в процессе обучения студентов, особенно тех, которые высоко мотивированы на получение профессии педагога и хотят уже во время обучения попробовать себя в профессиональной или квазипрофессиональной деятельности [3].
С нашей точки зрения, особую значимость в рамках освоения педагогической профессии приобретает коллективное привлечение студентов к наставнической деятельности, распространяемой на всю студенческую группу.
В данном контексте роль наставника может выполнять целая студенческая группа. Обратимся к такому опыту наставничества, организованного в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого на бакалавриате по направлению подготовки 44.03.01 - педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» в разновозрастной среде развивающего сообщества «учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов», которое работает как система сопровождения образовательной дея-
тельности студентов - будущих педагогов дошкольного образования. Внутри групп выделяются «вовлекающие» лидеры-наставники, студенты, способные увлечь наставнической деятельностью не только наставляемых, но и других наставников.
Обращаясь к проблеме вариативности современного образования, А.Г. Асмолов определил, что вариативность - это расширение возможностей реализации содержания образования разных уровней, подходов, методик, идей и пособий в преподавании. В вариативном образовании студент реализует свое право на свободу выбора образовательного варианта, методов, форм, средств образования, способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования [2], отвечающих познавательным и коммуникативным потребностям личности, что позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося на всех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и является неоспоримым преимуществом системы.
Существенная роль, по мнению И.М. Гор-баткина, в реализации вариативного подхода отводится студенту, у которого должна наблюдаться в определенной форме готовность к вариативному обучению, что предполагает «наличие развитой потребности не только в прогнозировании результатов своей работы, но и умения предвидеть пути развития своего мастерства, возможного совершенствования своих технологических умений, потребности в творческом использовании своей деятельности, потребности в рефлексии своих профессиональных достижений и технологическую готовность к работе по разным программам» [5].
Система наставничества на кафедре вуза складывается из следующих взаимообусловленных компонентов: 1. Заинтересованность кафедры в профессиональном становлении студентов - будущих педагогов дошкольного образования. 2. Конкретные цели, задачи, содержание образования субъектов деятельности по направлению бакалавриата «педагогическое образование»,
профиль «Дошкольное образование», включенные в систему наставничества. 3. Процесс адаптации первокурсников к условиям вуза. 4. Межличностное общение между наставниками и наставляемыми в процессе межкурсового взаимодействия.
Целью наставнической деятельности в данном контексте является сопровождение процесса социализации и профессионализации студентов, организация продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент - студент», «учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов», «студент - педагог», «студент - работодатель - ребенок», совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования посредством усиления межкурсового взаимодействия.
В соответствии с целью наставничества определены задачи: осознание значимости будущей профессии посредством мотивации включенности студентов в совместную деятельность «наставник - наставляемый»; создание комфортной образовательной среды в учебных группах; организация продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент», «учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов», «студент - педагог», «студент - работодатель - ребенок»; развитие активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей студентов в процессе мотивации их к поиску нестандартных решений; обучение командообразованию, межкурсовому взаимодействию, толерантности посредством включения в проектную деятельность; стимулирование студентов к активному участию в конкурсах разного уровня с целью развития компетенций в организации самообразовательной деятельности.
Координацию наставнической деятельности осуществляет проектная группа преподавателей кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого, создающая условия для такого межкурсового взаимодействия в соответствии с Положением о наставничестве студентов
бакалавриата направления подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование».
Деятельность координаторов наставников включает: организацию обучения наставляющих основам научно-исследовательской деятельности, формам и методам активного обучения; приглашение в качестве экспертов, членов жюри, участников проектных групп представителей работодателей (руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций); оказание организационно-методической помощи наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий разного уровня; организацию рефлексии по итогам наставнической деятельности с целью ее корректировки и дальнейшего проектирования; содействие в распространении положительного опыта наставничества в студенческой и профессиональной среде на научно-практических конференциях, заседаниях общественного экспертно-анали-тического совета кафедры, стимулирование публикационной активности.
Студенты-наставники с учетом своих возможностей передают другим студентам (наставляемым) свои умения, навыки, опыт, помогают освоиться в стенах вуза, среди сверстников и в студенческой среде, овладеть новой ролью, разумно организовать свое учебное и досуговое время. При этом к наставляемым предъявляются определенные требования: способность к непрерывному обучению, критическое отношение к изменениям, происходящим в образовании и обществе, потребность в творческом развитии.
Кроме того, сам наставник-студент приобретает: опыт управления и обучения студентов младших курсов, сверстников; признание сокурсников, повышает собственный статус; возможность получать повышенную стипендию разного уровня (вузовский, региональный, международный), включающую показатель социальной активности, проявление инициативы и самостоятельности в образовательном процессе; опыт наставничества в волонтерском движении; умение транслировать свой
опыт наставничества в средствах массовой информации, на конференциях разного уровня.
Наставники организуют и осуществляют совместную деятельность с наставляемыми в следующих направлениях: научно-исследовательское, командообразование; интеграция элементов учебных модулей, творческое, здоровьесберегающее.
В рамках научно-исследовательского направления ежегодно: проводится проблемный семинар «Первые шаги в науке. Погружение в научное исследование» (наставник - 4 курс, наставляемые - 1 курс); старшекурсниками инициируются, организуются научные секции с привлечением студентов младших курсов, студентов других кафедр, школьников, работодателей; результаты прохождения педагогических практик презентуются старшекурсниками для учебных групп младших курсов; осуществляется взаимодействие с магистрантами в условиях научного кружка «Молодой исследователь» (руководитель - д. пед. наук, профессор Р.М. Шерайзина) и др.
Межкурсовые интегрированные занятия проводятся в рамках учебных модулей: «Взаимодействие субъектов образовательного процесса», «Методическое сопровождение художественно-эстетического развития дошкольников», «Организация здо-ровьесберегающего сопровождения ребенка в дошкольной образовательной организации», «Педагогика развития ребенка», «Педагогическое сопровождение познавательного развития ребенка в дошкольной образовательной организации» и др. С целью получения наибольшей результативности привлекаются студенты заочного отделения (являющиеся практикующими педагогами в детском саду) и работодатели, заинтересованные в качественной подготовке студентов, отвечающей современным требованиям ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога.
В рамках направления «командообразо-вание» старшекурсники проводят со студентами первого курса тренинги знакомства, лидерства, командообразования, погружения в профессию по принципу «равный
обучает равного», студенты вовлекаются в экскурсионную деятельность, волонтерское движение и др. Наставничество «равный обучает равного» имеет «тьюторский эффект», так как о своих проблемах и переживаниях студент-младшекурсник скорее расскажет студенту, который, возможно, в недавнем прошлом ее решил, а не преподавателю. С другой стороны, наставник сам приобретает уникальный опыт успешного взаимодействия, осознает его значимость, реализует собственные педагогические потребности, формулирует свои карьерные цели и двигается к ним вместе с наставляемыми. Таким образом создается и развивается успешное инициативное студенческое сообщество.
Здоровьесберегающее направление предполагает: проведение старшекурсниками образовательных квестов «Здоровый образ жизни» со студентами младших курсов, студентами других профилей обучения и школьниками; проведение серии тренингов по здоровому образу жизни; участие в организации «Олимпийских игр» в дошкольных образовательных организациях Великого Новгорода и др.
В ходе реализации творческого направления старшекурсниками проводятся: творческие интеллектуальные игры («Логика: Л.Н. Толстой. Воспитание игрой: интеллекта, коммуникации, актерства»); творческие фестивали военно-патриотической поэзии и поэзии «Мы помним. Мы гордимся» с приглашением представителей разных поколений; ежегодный творческий конкурс между курсами «Моя профессия», «Воспитатель года»; профориентационные творческие встречи, подготовленные студентами разных курсов для школьников, студентов гуманитарно-экономического колледжа - потенциальных абитуриентов профиля и др.
Формы наставничества и межкурсового взаимодействия, в которых каждая учебная группа в течение всего периода обучения в вузе может находиться как в позиции наставника, так и в позиции наставляемого, следующие:
- коммуникативные тренинги (межкурсовое знакомство, танцевальный тренинг, тренинг погружения в профессию);
- тренинги командообразования (сплочение группы, работа в команде, реализация принципов командообразования, решения проблем и конфликтов внутри групп);
- мастер-классы (арт-техники в дошкольном образовании и др.);
- студенческие квесты («здоровый образ жизни студента» и др.);
- конкурсное движение («Моя профессия», «Воспитатель года»);
- портфолио (оказание содействия в его составлении; коллективное творческое портфолио);
- интерактивные игры («Логика игры: "Педагогическое наследие Л.Н. Толстого для детей дошкольного возраста» и др.; интерактивный спектакль);
- педагогические деловые игры («Педагогическое общение: оптимальные пути достижения результатов» и др.);
- интегрированные занятия («Физическое и экологическое воспитание дошкольников: линии пересечения», «Арт-техники в дошкольном образовании», «Реализация ФГОС дошкольного образования» и др.);
- фестивали творчества (фестиваль патриотической песни и поэзии и др.).
Таким образом, в процессе обучения каждый студент проходит определенные этапы наставнической деятельности, может одновременно являться и наставником (инициировать, организовывать и быть как групповым наставником для целого курса, так и индивидуальным для определенной творческой группы и т.д.), и наставляемым (студенты старших курсов, находящиеся на практике в дошкольных образовательных организациях, или работодатели, выполняющие функции наставников в конкурсном движении).
Изменение содержательных и технологических ориентиров подготовки будущих педагогов дошкольного образования, способных сопровождать процессы развития детей в разных видах деятельности, принимающих, понимающих и помогающих дошкольнику, способствует развитию системы наставничества в студенческой среде.
Студент, реализуя себя в наставнической деятельности, готов к непрерывному саморазвитию, самопознанию, построению своей образовательной траектории, профессиональной карьеры, созданию условий для стимулирования инициативы ребенка, проектированию элементов образовательных программ, конструированию образовательной среды в детском саду, организации детской образовательной деятельности и т.д.
Все вышесказанное позволяет определить необходимость проектирования вариативной системы наставничества среди студентов бакалавриата, обогащающей деятельность в образовательном процессе вуза, в структуре которой выделены блоки: знания о наставнической деятельности, ее возможностях; умения решать образовательные задачи вариативными способами; творческие умения, позволяющие спроектировать деятельность в рамках разных направлений; рефлексивные эмоционально-оценочные умения.
Знания о наставнической деятельности позволят выявить ее возможности и создать условия для ее успешной реализации, осознанно включиться студенту в многообразные ситуации выбора, которые продвигают его в образовании, являются предпосылкой субъектного выбора и правильного решения. Знания включают: понятие, возможности и направления наставнической деятельности среди студентов вуза, знания о возможностях образовательной среды вуза, о субъектах образовательного процесса, знания о вариативных способах организации наставничества в студенческой среде.
Решение образовательных задач зависит от умений оценивать их значимость на разных этапах, от целевых ориентиров, планирования действий, условий, личной готовности студента, взаимодействий по вопросам реализации задач. Эти умения позволяют студентам находить возможные варианты выборов, объективно анализировать возникающие проблемные ситуации и возможные способы их решения, интерпретировать результаты, инициировать новую содержательную и организационную платформу.
Творческие умения позволяют спроектировать деятельность в разных направлениях (интегрированная образовательная, оздоровительная, научно-исследовательская, творческая, командообразование). Это выражается в интерпретации содержания, автономности в осуществлении выбора деятельности, содержания, способа действий (умение моделировать содержание, определять степень риска последствий его реализации; устанавливать взаимосвязи между перспективными, стратегическими и тактическими целями, причинно-следственные связи в ходе решения задач; комбинировать условия для решения задач в соответствии с личностно-образовательными потребностями студентов).
Рефлексивные эмоционально-оценочные умения способствуют установлению взаимосвязи между целями (стратегическими, тактическими), выбираемыми способами решения и получаемыми результатами, оценке значимости задач, личностной, образовательной и профессиональной удовлетворенности качеством результатов, планированию последующей наставнической деятельности с учетом ошибок, прогнозированию результатов на основе образовательных запросов и потребностей студентов.
Наставническая деятельность студентов протекает на разных уровнях. Первый - компенсаторный, характеризующийся ликвидацией пробелов в знаниях, умениях, которые выявляются еще в период адаптации студента к условиям вуза. Для второго уровня (экстенсивный) характерно накопление, приобретение новых знаний, ориентация на усвоение новой информации о содержании, формах, методах, приемах, средствах профессиональной деятельности, на расширение профессиональных знаний, которое обеспечивает возможность обновления привычного арсенала педагогических средств и выбор среди них более эффективных. Третий уровень - творческий, которому присущ поиск не столько примеров конкретных решений, сколько идей, лежащих в их основе, новые знания приобретают роль импульса творческой деятельности, возникает цепная реакция творческих идей.
Новые требования к системе дошкольного образования предусматривают изменение содержания, технологий обучения как детей, так и студентов. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования, способных организовывать и сопровождать общение, деятельность, взаимодействие детей и родителей, предполагает необходимость включения вариативных способов и приемов сотрудничества студентов в аудиторной и внеаудиторной работе в вузе. Это позволяет формировать и развивать у студентов требуемые стандартом профессиональной деятельности компетенции для эффективной реализации задач ФГОС дошкольного образования.
Наставническая деятельность в студенческой среде реализуется на основе трех стандартов: профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» в части общепедагогических, специальных функций и трудовых действий; ФГОС дошкольного образования и ФГОС ВО по направлению 44.03.01 - «педагогическое образование».
Образовательным результатом студенческой наставнической деятельности является соответствие совокупности требований, определенных в вышеперечисленных стандартах.
В результате освоения практики наставничества у студентов бакалавриата формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Мы констатируем, что многие группы компетенций и профессиональных действий, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», близки по содержательному наполнению. Это и позволило сформулировать образовательные результаты (компетенции), полученные студентом в ходе освоения навыков наставнической деятельности, соответствующие трудовым функциям педагога дошкольного образования.
Нами также выделены возможные риски в ходе реализации вариативной системы наставничества в студенческой среде:
1. Неподготовленность наставника и последующее неправильное взаимодействие с наставляемыми (способ преодоления - компетентная подготовка наставников из числа студентов старших курсов). 2. Низкая мо-тивационная готовность студентов разных курсов к наставнической деятельности (способ преодоления - использование активных методов работы с наставниками и наставляемыми, включение в деятельность, для которой необходима помощь студентов-старшекурсников). 3. Затруднения наставников в процессе самообразования (способ преодоления - создание определенных условий по мере выявления затруднения). Проблему выявления затруднений студентов в процессе самообразования рассматривала Г.В. Сергеева, которая выдела три группы, связанные: с недостаточным обеспечением ресурсами (время, необходимая литература, доступ к интернету и др.); с характером самой деятельности и способностью ее осуществления; с индивидуальными особенностями или ситуацией (плохое самочувствие, неуверенность в своих силах и др.) [7].
Результаты анкетирования показали, что большинство студентов профиля «Дошкольное образование» готовы учиться и совершенствовать навыки наставника, для этого, по их мнению, необходимо тренировать себя, приобретать опыт наставничества, предпринимать попытки выхода из зоны комфорта с целью дальнейшего развития, расширять кругозор, иметь мотивацию, развивать навыки самоанализа.
Предложенная система наставничества в студенческой среде органично дополняет подготовку бакалавра дошкольного образования, цели которой ориентированы на профессиональную квалификацию «Воспитатель (педагог дошкольного образования)», обозначая лучшие инновационные, продуктивные образовательные практики взаимодействия, способствуя созданию особого образовательно-профессионального пространства подготовки будущего педагога дошкольного образования на основе единой
Таблица
Соответствие совокупности требований стандартов и образовательных результатов наставнической деятельности
ФГОС высшего образования (бакалавриат по направлению «Педагогическое образование») Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования (воспитатель)» ФГОС дошкольного образования Образовательные результаты наставнической деятельности в студенческой среде
способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья развитие умения детей работать в группе сверстников, развитие коммуникативных способностей детей, умения разрешать конфликтные ситуации студент демонстрирует в ходе межкурсового взаимодействия межличностное продуктивное взаимодействие, умение работать в любой смешанной группе, команде; проявление толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОСДО; участие в планировании и корректировке образовательных задач совместно с другими специалистами обеспечение вариативности содержания образовательных программ дошкольного образования, создание условий для профессионального развития, консультативной поддержки, организационно-методического сопровождения педагогических работников студент демонстрирует способность осуществлять поиск информации для решения актуальных задач образовательной деятельности в вузе, в.т.ч. с использованием ИКТ-техноло-гий, самопрезентации личностных и образовательных достижений, проектирования образовательной деятельности в различных формах наставничества
готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей повышение социального статуса дошкольного образования; признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений студент демонстрирует в ходе моделирования образовательного процесса детского сада в аудиторной и внеаудиторной деятельности способность решать образовательные задачи развития детей; проявляет интерес к разработке содержания игровой деятельности
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья умение организовывать сотрудничество с семьями воспитанников, вовлекать их непосредственно в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи студент демонстрирует способности межличностного взаимодействия и сотрудничества со студентами разных курсов, колледжа и преподавателями, умение использовать способы и формы взаимодействия с родителями в ходе реализации детско-взрос-лых проектов
способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов для творчества умение осуществлять поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, проектировать образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; развитие творческого потенциала каждого ребенка студент демонстрирует способность организовывать любое сообщество на примере продуктивного взаимодействия студентов разных курсов и профилей, педагогов дошкольного образования, осуществляет поиск способов поддержки детских и семейных образовательных инициатив, способен обеспечить включение детей в творческий процесс
команды преподавателей и студентов, решающих задачи модернизации системы высшего педагогического образования.
Литература
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление/ под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
2. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // Магистр. - 1995. - .№1. - С. 23-32.
3. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2016. - № 5 (170). - С. 64-66.
4. Вершловский С.Г., Гриб Т.И., Кричевский В.Ю. и др. Учитель-Методист-Наставник стажера. -М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
5. Горбаткин И.М. Формирование готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях вариативного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 168 с.
6. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования: кол. моногр. / под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 228 с.
7. Сергеева Г.В. Особенности профессионального самообразования студентов и педагогов дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. -С. 135-140.