УДК 329.78
Подобин Алексей Евгеньевич
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ИЗ ОПЫТА КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*
В статье обсуждается необходимость и особенности подготовки педагогов, которые имеют специальную подготовку для работы в детско-юношеских общественных объединениях. Акцентируется внимание на необходимости создания самостоятельной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», где основой профилизации станут требования профессионального стандарта деятельности старшего вожатого в сфере организации и сопровождения деятельности детских общественных объединений. Раскрываются первые шаги по разработке и реализации подобной программы в Костромском государственном университете. Утверждается важность системы внеаудиторной деятельности, позволяющей планомерно формировать высокий уровень профессиональных и общекультурных компетенций у будущих специалистов, описывается опыт функционирования специально организованной среды института педагогики и психологии КГУ, наполненной педагогическими ценностями и содержанием, приобщающей студента к профессиональной деятельности в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности.
Ключевые слова: детско-юношеское движение, воспитание, старший вожатый, образовательная программа, профессиональная подготовка, педагогическое образование.
Высшее педагогическое образование сегодня находится на острие, как повестки государственной политики, так и общественного внимания. Именно на школу возлагается миссия гуманизации социума, формирования патриотизма, создания платформы для научного прорыва, модернизации экономики и производственной сферы через постановку нового типа мышления у подрастающего поколения. Важная роль в этом процессе возлагается на сферу воспитания, которая возвращается в качестве важнейшей составляющей в образовательный процесс не только на декларативном, но и на нормативном уровне. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения предъявляют требования как к содержанию учебного материала, осваиваемым умениям и навыкам, так и к организации внеучебной деятельности, воспитательного процесса.
Особую роль в управлении социальным становлением учащихся должны играть детско-юношеские общественные объединения и организации, спектр которых постоянно расширяется и в организационном, и в содержательном плане. В октябре 2015 года Указом Президента РФ года была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», которая призвана совершенствовать государственную политику в области воспитания подрастающего поколения и содействовать формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [4]. Необходимо отметить, что создание организации «сверху» стало выражением естественных потребностей школьных педагогов в единой детской организации с общими идеями, проектами, полем взаимодействия и коммуникации. РДШ («Российское движение школьников») в перспективе может
прийти в каждую школу, объединить деятельность различных детских организаций, выявить наиболее успешные программы и опыт, существующий в регионах, распространить его на всю страну.
Создание РДШ требует педагогов, которые имеют специальную подготовку для работы в детско-юношеских общественных объединениях. В январе 2017 года Министр труда и социального развития Российской Федерации подписал приказ об утверждении профессионального стандарта специалиста в области воспитания, в котором среди обобщенных трудовых функций выделена «организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации» и определено наименование должности, реализующей данную функцию, - «старший вожатый». В соответствии с этим документом, старший вожатый оказывает обучающимся педагогическую поддержку в создании общественных объединений, осуществляет педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений, развивает самоуправление обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов [3]. Среди специфических трудовых действий старшего вожатого, отличающих его деятельность от других педагогов, выделяют педагогическое стимулирование и педагогическую поддержку детских социальных инициатив, включая организацию социального партнерства социальных институтов; развитие форм и способов взаимодействия детских общественных объединений с другими институтами социализации, педагогическую поддержку их совместной деятельности; организационно-педагогическую поддержку самоорганизации обучающихся, организацию работы органов самоуправления обучающихся, определение педагогических средств его развития и другие. Кроме того стандарт предъявляет особые требования к знаниям и умениям старшего вожатого, касающимся социального проектирования
* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.
200
Вестник КГУ ^ 2017
© Подобин А.Е., 2017
и проектной деятельности школьников, разработки программ деятельности детских общественных объединений, моделей детского самоуправления, теории и методики педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений, помощи институтам социализации во взаимодействии с детскими общественными объединениями.
В какой-то мере близким к требованиям профессионального стандарта деятельности старшего вожатого является содержание подготовки бакалавров по направлениям «Организация работы с молодежью» и «Психолого-педагогическое образование». Однако в первом случае основное внимание сосредотачивается на готовности выпускников решать задачи государственной молодежной политики; у них отсутствует фундаментальное педагогическое образование и недостаточно внимания уделяется специфике работы с обучающимися на всех ступенях общего образования [2]. Во втором случае акценты делаются на подготовке к социально-педагогической деятельности, защите прав обучающихся, сопровождению детей с ОВЗ и других специфических категорий, их адаптации к условиям обучения, диагностической, профилактической и профориентационной деятельности и т.п. [1].
Необходимо указать еще на одно важное обстоятельство, касающееся педагогического образования. В качестве одной из особенностей педагогической профессии традиционно выделяют двойственный характер подготовки: с одной стороны, педагогу необходима широкая психолого-педагогическая компетентность, а с другой - как правило, он должен быть специалистом в преподаваемом предмете, т.е. иметь фундаментальную подготовку в одной из отраслей научного знания. Система подготовки бакалавров в большей степени акцентируется на втором аспекте, а собственно педагогическая составляющая, зачастую, сосредотачивается на дидактике и методике преподавания предмета, в то время как для педагогов детско-юношеских организаций именно подготовка в сфере воспитания, возрастной, социальной и педагогической психологии выходит на первое место.
Все вышеуказанные обстоятельства остро ставят вопрос создания самостоятельной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», где основой профилизации станут требования профессионального стандарта деятельности старшего вожатого в сфере организации и сопровождения деятельности детских общественных объединений.
В Костромском государственном университете, в рамках выполнения государственного задания № 27.4374.2017/НМ «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и ре-
гиональном уровнях», была разработана образовательная программа подготовки педагогов по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» с двумя профилями, один из которых -организатор детского движения. Общий объем профильной подготовки данной направленности составил 2556 часов (71 з. е.), в т.ч. 951 час контактной работы преподавателя и студента, 1605 часов самостоятельной работы. Кроме того, учебным планом предусмотрено 972 часа практики (ознакомительная, педагогическая, преддипломная).
Обязательные для изучения студентами части учебного плана дополнены модулем «Детско-юношеская организация: история, современность и перспективы развития» (12 з. е.), включающим такие дисциплины как: «История развития детско-юношеских общественных организаций», « Детско-юношеская организация в системе общественной жизни и системе образования», «Государственная политика в области развития детского движения», «Особенности деятельности Российского движения школьников».
Вариативная часть учебного плана расширила обязательный для подготовки в университете всех педагогов модуль «Технологии и методика воспитания в системе образования» за счет таких дисциплин как «Технологии формирования коллектива в детско-юношеских организациях», «Методика организации игровой деятельности в детском движении», «Педагогические технологии работы с временным детским коллективом». Также она включила новые модули «Личность организатора детского движения» и «Основы детского самоуправления», где студенты изучают такие дисциплины как «Организация проектных команд в детско-юношеской организации», «Организация взаимодействия школьников в гетерогенной разновозрастной группе», «Педагогические основы детского самоуправления», «Со-активность детей и принципы функционирования общественных организаций» и другие. Кроме того для них организован «Методический практикум организатора детско-юношеского движения».
В качестве дисциплин по выбору студентам предложены: «Исторический опыт практики и социализирующий потенциал скаутинга в России», «Исторический опыт практики и социализирующий потенциал пионерской организации в России», «Формирование организационной культуры первичной детско-юношеской организации», «Основы социального партнёрства и сетевого взаимодействия в детско-юношеской организации», «Компетенции вожатых и инструкторов детских общественных объединений», «Создание имиджа детской общественной организации», а так же курсы, посвященные лидерству, самореализации личности ребенка, технологиям разрешения конфликтов, основам социализации и профориентации в детско-юношеских организациях, методике организации волонтерского движения и социальных акций.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
201
В 2017 году в ходе приемной компании в Костромском государственном университете впервые осуществлен набор на направление подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями: начальное образование и организатор детского движения. На 20 мест, финансируемых за счет субсидий федерального бюджета, было подано 165 заявлений абитуриентов, в т.ч. 18 - по договорам об оказании платных образовательных услуг. Данная образовательная программа реализуется в институте педагогики и психологии КГУ (далее - ИПП), имеющем многолетний оригинальный опыт подготовки педагогов.
Спецификой ИПП является система внеаудиторной деятельности, позволяющая планомерно формировать высокий уровень профессиональных и общекультурных компетенций у будущих специалистов. В первую очередь это осуществляется за счет эффекта «соленого огурца» - нахождения студента в культурной среде института, в своеобразной профессионально ориентированной общности старшекурсников и преподавателей на начальных этапах профессионального становления и трансляции этой культуры младшим товарищам по мере перехода в новые статусы. Попадая в специально организованную среду института, наполненную педагогическими ценностями и содержанием, у студента происходит интериоризация образа мыслей, образа поведения и образа окружения, которые вместе могут быть обозначены как образ жизни. Трансляция образа жизни осуществляется всем коллективным субъектом института педагогики и психологии: студентами-старшекурсниками, преподавателями, администрацией, учебно-вспомогательным и даже административно-хозяйственным персоналом. Во многом этому способствует локальное расположение института в отдельном корпусе, что позволило сформировать уникальную предметно-эстетическую среду, насыщенную возможностями для организации социально-педагогической деятельности. Кроме трех концертных залов (на 130, 300 и 550 мест) в институте имеются большое количество помещений для работы инициативных групп, ресурсный центр, оснащенный современной техникой, тренинговый и конференц-залы, библиотека и электронный читальный зал. Просторные фойе с приспособленными для легкого монтажа стендами дают возможность как информирования о предстоящих событиях, так и презентации результатов различных акций и мероприятий.
Социально-педагогическая деятельность в институте педагогики и психологии строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности в вузе к интегративному субъекту социально-педагогической деятельности в регионе (от организации отдельных акций до реализации комплексных долгосрочных программ и проектов совместно с различными административными структурами, учреждениями, НКО).
Включение в систему внеаудиторной деятельности начинается непосредственно перед началом обучения на августовских адаптационно-мотива-ционных сборах первокурсников, где происходит первое знакомство студентов друг с другом, со старшекурсниками и преподавателями, традициями университета и факультета, сплочение учебных групп. Здесь же уточняются представления новых студентов о себе, будущей сфере профессиональной деятельности, происходит формирование позитивного образа профессии и обучения в вузе.
Дальнейшая организация продвижения студента по пути профессионального становления предполагает изменение его позиции от участника-наблюдателя, соотносящего собственные возможности с требованиями профессии и осуществляющего первые пробы, к организатору дел для других студентов и далее - инициативному деятелю, полноценному субъекту профессиональной деятельности во внешней для вуза среде. Динамика позиции будущего специалиста влечет за собой расширение поля деятельности, при этом годовой цикл мероприятий, направленных на профессиональное воспитание, может значительно не изменяться. Например, в ходе «Фестиваля специальностей института педагогики и психологии», организаторами которого в октябре каждого года выступают второкурсники, студенты третьего курса в ходе конкурса агитбригад и стенных газет представляют свою будущую профессию и ресурсы института, обеспечивающие профессиональное становление будущих специалистов, четверокурсники и пятикурсники участвуют в конкурсе профессионального мастерства. Новички же (первокурсники) презентуют себя и свое видение будущей профессии в творческой форме и являются в большей степени зрителями. Таким образом, в одном мероприятии имеется возможность реализации самых разных позиций.
В контексте подготовки организаторов детского движения особое место приобретает сложившаяся в институте педагогики и психологии система студенческого самоуправления, которая неоднократно становилась победителем регионального конкурса «Смотр молодежного самоуправления» и Всероссийского конкурса проектов Федерального агентства по делам молодежи. Наряду с традиционными старостатом и профбюро, в институте работает Координационый совет ИПП - орган самоуправления, объединяющий представителей студенческих объединений «Кураторы Школы профессионального вожатого», «Организаторы программы «Палитра фестивалей» (являющейся событийной основой социально-педагогической деятельности института), «Пресс-центр», волонтерского отряда, хореографической, театральной и вокальной студий, педагогических коллективов авторских лагерей «Комсорг», «Кентавр», «Соколенок», «Мир людей», футбольной команды и сборной института по студенческому многоборью, участвующей в спартакиаде университета.
202
Вестник КГУ 2017
В этих объединениях студенты получают опыт самостоятельной деятельности, принятия коллегиальных решений и ответственности, реализации проектов социально-педагогической направленности. Старшекурсники не только проводят для новичков объединений занятия по профилю деятельности, но и обучают социальному проектированию, фандрайзингу, правилам организации деятельности, развивают лидерский и личностный потенциал в ходе тренингов. Актив института постоянно представляет университет на региональных и всероссийских форумах, откуда студенты привозят новые идеи и проекты.
Работа объединений строится таким образом, чтобы все участники могли получить опыт, соответствующий профессиональному стандарту специалиста в области воспитания. Анализ набора необходимых умений старшего вожатого, приведенного в стандарте, показывает широкий потенциал системы внеаудиторной деятельности института педагогики и психологии КГУ в их формировании. Здесь ребята в деятельностном режиме осваивают умения:
- организовывать совместную социально и лич-ностно значимую деятельность детей и взрослых;
- организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах;
- осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности;
- анализировать результаты деятельности детских общественных объединений;
- организовывать обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности;
- мотивировать обучающихся к реализации социальных проектов;
- организовывать проектную деятельность;
- проводить консультирование обучающихся по вопросам реализации ими социальных инициатив;
- организовывать поддержку социальных проектов обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации;
- устанавливать контакты с клубами по месту жительства, учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания обучающихся;
- оказывать педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления;
- проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у обучающихся лидерского потенциала и организаторских способностей;
- проводить коллективные творческие, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания и другие.
Таким образом, система социально-педагогической деятельности института педагогики и психологии является неотъемлемой составляющей подготовки организаторов детского движения, где происходит приобщение студента к профессиональ-
ной деятельности в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности. Она позволяет студентам уточнить получаемые в ходе профессионального обучения представления о профессии, ее аксиологических аспектах, проектировать собственный профессиональный рост, осуществлять профессиональные пробы, самоутверждаться и самореализовываться в качестве специалиста.
Костромской государственный университет не останавливается на достигнутом. Поиски в сфере подготовки организаторов детского движения продолжаются. Начата подготовка магистров по программе данной направленности. В следующем году КГУ будет осуществлять набор на образовательную программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями: история и организатор детского движения, реализация которой будет осуществляться в институте гуманитарных наук и социальных технологий. Соответственно, «вписывание» новой программы в систему работы этого института потребует как корректировки содержания учебных дисциплин, так и новых идей, приемов, средств обеспечения организации опыта и формирования специфических умений и компетенций у будущих специалистов в сфере воспитания - старших вожатых.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71309970/ (дата обращения 22.10.2017).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. № 1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71145066/ (дата обращения 22.10.2017).
3. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/ps_ specialist_v_oblasti_vospitaniya.pdf (дата обращения 22.10.2017).
4. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html (дата обращения: 1.09.2017).
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
203