Научная статья на тему 'Опыт магистерской подготовки организаторов детского движения'

Опыт магистерской подготовки организаторов детского движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ВОЖАТЫЙ / СПЕЦИАЛИСТ РДШ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN / LEADER / SPECIALIST OF RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN / EDUCATIONAL ORGANISATION / CHILDREN'S AND YOUTH ORGANISATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье рассматривается первоначальный опыт магистерской подготовки организаторов детского движения, специалистов для общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе Костромского государственного университета. Анализируются содержание учебного плана, формы работы, способы организации обучения, вопросы методического обеспечения. Предпринята попытка выявить контуры нового направления подготовки и определить перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Master’s training of the organisers of children’s movement

The article examines the initial experience of Master’s training of the organisers of the children’s movement, specialists for the public-state children’s and youth organisation “Russian movement of schoolchildren” on the basis of Kostroma State University. The content of the curriculum, the form of work, the ways of organising the training, the questions of methodological support are analysed. An attempt has been made to reveal the contours of a new direction of preparation and to determine the prospects.

Текст научной работы на тему «Опыт магистерской подготовки организаторов детского движения»

УДК 378 ; 159.9:37

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет tichomirowa82@mail.ru

ОПЫТ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ*

В статье рассматривается первоначальный опыт магистерской подготовки организаторов детского движения, специалистов для общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе Костромского государственного университета. Анализируются содержание учебного плана, формы работы, способы организации обучения, вопросы методического обеспечения. Предпринята попытка выявить контуры нового направления подготовки и определить перспективы.

Ключевые слова: Российское движение школьников, вожатый, специалист РДШ, образовательная организация, детско-юношеская организация, высшее образование.

Российское движение школьников - общественно-государственная детско-юношеская организация, ориентированная на развитие и воспитание школьников в соответствии с общечеловеческими и российскими ценностями [7]. Механизмами реализации направления «РДШ как школа подготовки кадров» являются подготовка специалистов РДШ на базе региональных Институтов развития образования и учреждений высшего профессионального образования, разработка формата и функционала специалиста «вожатый РДШ», разработка и внедрение единой общероссийской очно-заочной системы обучения и социального продвижения школьного актива.

В рамках реализации программ деятельности «Российского движения школьников» в Костромской области в 2016-2017 учебном году были созданы 11 пилотных площадок на базе общеобразовательных школ. Опрос педагогов как пилотных, так и школ, которые ведут подготовку к взаимодействию с РДШ, позволил выявить наиболее волнующие учительское сообщество проблемы. Среди них: отсутствие опыта работы с детьми в требуемом формате диалогичных отношений, определение способов и механизмов интеграции воспитательных систем школ с программой деятельности РДШ, определение специфики содержания деятельности, организация методического сопровождения, определение механизмов взаимодействия участников программы, координации их деятельности, способов вовлечения учащихся и средств стимулирования активности всех субъектов воспитательного процесса... Больше всего умы педагогической общественности волновал вопрос: не будет ли возложена ответственность за реализацию направлений деятельности РДШ на учителей школ. В целом, образовательные организации заявили об отсутствии подготовленных кадров - вожатых [6]. Острота проблемы кадрового обеспечения осознается на всех уровнях, осуществляющих организационное развертывание детско-юношеской общественно-государственной организации.

Е.М. Харланова отмечает, что в условиях создания организации требуется совмещение функций анализа и систематизации позитивных практик РДШ, проектирования инноваций, создание воспитательной системы, методическое обеспечение ее реализации, распространения опыта, что обусловливает необходимость научно-методического сопровождения деятельности РДШ. Реализовать такое сопровождение во взаимодействии педагогов пилотных школ, членов региональных отделений, ученых, педагогов и студентов педагогических вузов могут структуры, сохранившие традиции и ведущие исследования детского и молодежного движения [8]. На наш взгляд, в нашем регионе такой структурой может являться опорный университет.

3 ноября 2016 г. в Костромском государственном университете прошло Всероссийское совещание Министерства образования и науки Российской Федерации и образовательных организаций высшего образования. Была рассмотрена перспектива создания на базе костромского вуза площадки по подготовке кадров для Российского движения школьников.

Рассмотрение вопроса о возможности подготовки кадров для обеспечения реализации программы внедрения РДШ на базе Костромского государственного университета стало возможным благодаря наличию широкого спектра ресурсов, которыми обладает университет на сегодняшний день. Потенциал вуза в этом направлении обусловлен многолетней историей методической и научно-исследовательской деятельности, которая велась еще на историко-педагогическом факультете (пионер-факе) Костромского педагогического института [1; 5], и ведется до сих пор только в новом формате.

Актуальность внедрения новых образовательных программ продиктована потребностью повысить уровень психологической готовности и методического мастерства специалистов в области воспитания. В современном социальном контексте востребована подготовка специалистов, готовых к осуществлению воспитательной деятельности не

* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.

204

Вестник КГУ ^ 2017

© Тихомирова Е.В., 2017

только в виде стандартной организации внеучеб-ной активности детей в виде набора мероприятий, чаще спущенных сверху, но в формате проектного подхода, позволяющего учитывать потребность подрастающего поколения в деятельном самостоятельном участии в организации собственной жизнедеятельности, видеть данный процесс целостно от цели к результату, работать в команде, а также обеспечить реалистичность принимаемых детским сообществом решений и гибко реагировать на изменение их интересов и потребностей.

Для реализации нового проекта в университете разработано три модели подготовки кадров: краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная подготовка.

В рамках последней в 2017-2018 учебном году был осуществлен набор в магистратуру на новую открывшуюся программу обучения по направлению «Психология» профиль «Социокинетика детства. Социальная психология организации школьников».

При разработке образовательной программы несомненно возникает ряд вопросов для обсуждения:

1. Кто является целевой аудиторией программы подготовки?

Программа рассчитана на людей, которые уже имеют опыт работы с детскими коллективами в рамках организации деятельности детских общественных объединений как Костромы и Костромской области, так и других регионов РФ. В первую очередь, мы заинтересованы в привлечении тех, в чьи функциональные обязанности входят или будут входить организация методического сопровождения деятельности вожатых, тьюторов, координация взаимодействия всех участников движения, проведение диагностики эффективности работы, обобщение и анализ опыта, разработка рекомендаций по оптимизации процесса внедрения детского движения в пространство общеобразовательной организации.

Таким образом, программа рассчитана на методистов внешкольного образования, председателей муниципальных организаций, руководителей региональных отделений, координаторов детского движения.

2. Что принципиально нового в данной программе?

Мы привыкли, что подготовка специалистов в области работы с детьми и молодежью выстраивается по принципу погружения обучающихся в систему педагогических знаний и умений, которая ориентирована на формирование в основном технологической компетенции, которая выступает основой для создания методического продукта. Рассматривая детское движение как явление, прежде всего социальное, социально-педагогическое, в естественном функционировании которого проявляется немало социально-психологических механизмов, мы сочли целесообразным открыть данную программу обучения в рамках направления «Психология».

Вслед за Е.Н. Солововой, В.В. Сафоновой, К.С. Махмурян, мы понимаем под профессиональной компетентностью педагога, в том числе организатора детского движения совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входит и социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи [3]. Ориентация программы на проектно-инновационную и организационно-управленческую деятельности позволит создать условия для формирования компетенций, связанных с организацией, управлением, проектным и педагогическим обеспечением, поддержкой организованной социальной активности детей подросткового и юношеского возраста... Как отмечает А.В. Малиновский, проектно ориентированные методические системы, основанные на солидарных действиях всех членов детского объединения, наиболее характерны для современных детских движений [2].

Будущий магистр по детскому движению должен уметь видеть, распознавать проблемы, всесторонне их изучать с помощью научного инструментария, делать из результатов этого изучения не просто выводы, а выводы, которые могут переходить в предложения по управленческим решениям, оформляться в методические рекомендации и т.п. В связи с этим важное место займет и исследовательская работа в сфере детского движения, предполагающая учет возрастных особенностей психосоциального развития детей, знание основ психологии самоорганизации субъектов воспитания, способность к адаптации проектной деятельности под возможности детей школьного возраста. Одной из основных задач мы видим формирование исследовательской компетенции методистов детского движения и понимаем ее как способность грамотно выстраивать многоуровневое взаимодействие всех участников движения, создавать, изучать, обобщать опыт деятельности и выстраивать траектории дальнейшего развития. Для этого необходимо владеть методами исследования социально-психологических процессов, знать особенности личности взрослого и ребенка, понимать механизмы групповой динамики и др.

3. Что позволяет нам реализовать поставленные задачи?

Прежде всего, хочется акцентировать внимание на логике предлагаемого нами учебного плана. Он состоит из базовой и вариативной частей. В первую базовую часть входят такие дисциплины, как методологические проблемы психологии, планирование теоретического и эмпирического исследования, качественные и количественные методы исследований в психологии, актуальные проблемы теории и практики современной психологии, научные школы, статистические методы в психологии, психология социального развития человека, препо-

давание психологии, информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога. Все дисциплины направлены на овладение базовыми знаниями, необходимыми для владения инструментами познания человека и его взаимодействия с миром, умениями и навыками для организации исследовательской деятельности. Названные дисциплины призваны формировать способность и готовность обучающихся к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения. В процессе освоения этих дисциплин развиваются способности осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического). На занятиях вырабатывается готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий и др. Овладение основами исследовательской деятельности позволит будущим специалистам гибко реагировать на изменение запросов общества, сферы интересов подрастающего поколения, действовать в нестандартных ситуациях.

Основы профессиональной направленности образовательной программы составляет вариативная часть, которая учитывает специфику деятельности будущего специалиста и характеризующаяся практикоориентированностью предлагаемых дисциплин. Будущим магистрам предлагаем изучить: актуальные проблемы психосоциального развития школьников, современные концепции психологии и педагогики воспитания школьников, социальную психологию детских и юношеских групп, социально-психологические аспекты участия школьников в субкультурных общностях, психологию организаторской деятельности школьников, социокинети-ку детства, исторический опыт детского движения, организацию и содержание коллективной деятельности школьников.

Блок данных дисциплин направлен, прежде всего, на проникновение в сущность общественного движения детей, его социальные и психологические истоки, специфику воспитательных функций детских общественных объединений, содержание и способы организации коллективной деятельности детских сообществ. При изучении этих дисциплин ожидается формирование способности создавать методики для экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в сфере общественной жизни детей, готовности решать управленческие задачи с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности.

В комплексе учебных занятий по этим дисциплинам предусматривается формирование способности разрабатывать и внедрять на основе обобщения и анализа предшествующего опыта детского движения новые адекватные новым социальным реалиям методы и формы работы с детьми и молодежью, и др.

Магистрантам так же предлагается ряд дисциплин по выбору, которые наиболее соответствуют их профессиональным интересам. Среди них: социокультурное проектирование в работе детских и юношеских объединений; методика проведения и подготовки массовых мероприятий школьников; особенности организации игровой деятельности; формирование образа детского объединения; управление и самоуправление в общественной организации детей; взаимодействие взрослых и детей в детских и юношеских общественных организациях; организационная культура детских и юношеских объединений; методическое обеспечение детских и юношеских объединений; и др.

Приобретенные навыки лягут в основу методической копилки будущего специалиста. Дисциплины направлены в основном на формирование способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики методиста РДШ, способности и готовности к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий и на ряд общекультурных компетенций.

4. Чему будет посвящена магистерская диссертация? Диссертационная работа будет отвечать компетентностной модели выпускника и направлена на изучение проблем, вытекающих из острых противоречий теории и практики организации работы региональных отделений РДШ, раскрытие психологических механизмов деятельного участия детей в жизни ближайшего микросоциума, психологических возможностей и ресурсов мотиваци-онной включенности детей в процесс построения собственной жизни, определение специфики груп-пообразования в интернет-пространстве, изучение возможностей виртуальной среды для работы с детьми и др.

5. И последний вопрос: есть ли возможность продолжения обучения в личной перспективе? Несомненно. У выпускников данного направления появляется уникальная возможность продолжить свое профессиональное становление в рамках аспирантуры.

Также предполагается создание координационной методической площадки на базе университета, которая позволит осуществлять систематичные продуктивные контакты, обмениваться опытом и получать необходимую методическую помощь.

206

Вестник КГУ 2017

Так уже в декабре 2017 г. на базе университета прошел семинар «Социо-культурные практики оптимизации системы воспитания образовательных организаций». К участию в семинаре были приглашены ученые, преподаватели вузов, специалисты в области детского и молодежного движения, педагоги-специалисты в области воспитательной деятельности общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты органов управления образованием, участники социально-ориентированных детско-юношеских общественных объединений, магистранты, аспиранты, представители экспертных сообществ. Целью семинара было в соответствии с современными стратегическими ориентирами воспитания, развития социальных инициатив, организации деятельности детско-юношеских общественных объединений, определить научно-методические подходы к пониманию феномена «социо-культур-ные практики»; обобщить опыт использования социо-культурных практик в развитии и оптимизации системы воспитания в образовательных организациях.

Направлениями научно-методического семинара стали практики детского самоуправления; практики индивидуализации воспитания; практики разновозрастного воспитания в образовательной организации; практики организации социального партнерства; практики проектной деятельности; практики деятельности детско-юношеских объединений в школе; практики организации коллективной деятельности школьников.

Таким образом, новое направление подготовки позволит получить высококвалифицированные кадры для Российского движения школьников, владеющие не только профессиональными, но и надпро-фессиональными компетенциями. Мы надеемся, что после выпуска данные специалисты смогут по-новому выстроить работу с детьми, сделать ее менее формализованной, более соответствующей потребности подрастающего поколения участвовать в жизни ближайшего социума.

Библиографический список

1. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака: (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета

им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - № 1. - С. 97-102.

2. Малиновский А.В. Социально-психологические условия формирования качества детского движения в современной России // Вестник Кост -ромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -№ 2. - С. 178-183.

3. Муравьева Л.А. Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога-организатора детского движения» // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал. - 2008. -№ 6. - С. 17-20.

4. Основы социокинетики детства: Пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений и для тех, кто обеспечивает государственную поддержку развития детского общественного движения / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - 528 с.

5. Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов: Материалы науч.-практ. конф., посвященной обобщению опыта профессионального воспитания на исто-рико-педагогическом факультете Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова, прошедшей в г. Костроме 25 октября 2008 г. / рук. ред. группы К.А. Воронина. - М.: Книжный клуб Книговек, 2011. - 176 с.

6. Тихомирова Е.В. Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 3. - С. 227-231.

7. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html (дата обращения: 1.09.2017).

8. Харланова Е.М. Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций российского движения школьников: концептуальные основы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 10. - С. 101-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.