Научная статья на тему 'Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ)'

Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1199
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / RUSSIAN SCHOOLCHILDREN''S MOVEMENT / EDUCATIONAL ORGANISATION / AMATEUR ASSOCIATION / ORGANISATION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье рассматривается первоначальный, годичный опыт деятельности общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе общеобразовательных школ. Анализируются содержание и формы деятельности участников детско-юношеской организации, способы организации, вопросы взаимодействия педагогов и школьников. Предпринята попытка выявить контуры нового явления в пространствах школьного воспитания и детско-юношеской жизни, определить складывающиеся тенденции взаимодействия школы как административной организации и РДШ как добровольного, самоуправляемого объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement of schoolchildren and young people: reality contours (in terms of pilot schools, promoting the Russian Schoolchildren''s Movement)

Initial, a year-long to be precise, experience of activity of the public and state organisation "Russian Schoolchildren's Movement" for children and young people on the basis of comprehensive schools is considered in the article. Contents and forms of activity of participants of the organisation for children and young people, ways of the organisation, questions of interaction of pedagogues and schoolchildren are analysed. The attempt to reveal contours of the new phenomenon in media of school upbringing and life for children and young people, to define the developing tendencies of interaction of school as administrative organisation and Russian Schoolchildren's Movement as a voluntary, self-governed association has been undertaken.

Текст научной работы на тему «Детско-юношеское движение школьников: контуры реальности (на материале пилотных школ РДШ)»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет tichomirowa82@mail.ru

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: КОНТУРЫ РЕАЛЬНОСТИ

(на материале пилотных школ РДШ)*

В статье рассматривается первоначальный, годичный опыт деятельности общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе общеобразовательных школ. Анализируются содержание и формы деятельности участников детско-юношеской организации, способы организации, вопросы взаимодействия педагогов и школьников. Предпринята попытка выявить контуры нового явления в пространствах школьного воспитания и детско-юношеской жизни, определить складывающиеся тенденции взаимодействия школы как административной организации и РДШ как добровольного, самоуправляемого объединения.

Ключевые слова: Российское движение школьников, образовательная организация, самодеятельное объединение, детско-юношеская организация, воспитание.

В настоящее время в России реализуется программа деятельности «Российского движения школьников», в которую в 2016-2017 учебном году были вовлечены 11 пилотных школ города Костромы и Костромской области. Данная общественно-государственная детско-юношеская организация ориентирована на развитие и воспитание школьников в соответствии с общечеловеческими и российскими ценностями и нормами, а также на интеграцию воспитательных систем образовательных организаций, всех субъектов воспитательного процесса.

Необходимо отметить, что после ликвидации пионерской организации начали создаваться локальные детские объединения разной направленности, которые пытались восполнить воспитательный потенциал детских самодеятельных коллективов, при этом была утрачена общая идея, объединяющая подрастающее поколение страны. Координация данных объединений также была затруднена, снизился и процент детей, вовлеченных в общественно-полезную деятельность. Ученые-исследователи детского движения, практики, политики понимали необходимость создания единого воспитательного пространства, позволяющего охватить большое количество несовершеннолетних. В 2016 году такая возможность появилась. Указом Президента РФ было создано Российское движение школьников. Целый год региональные отделения РДШ решали организационные моменты и выстраивали работу пилотных площадок. На первый план вышли следующие задачи: подготовка кадров, определение способов и механизмов интеграции воспитательных систем школ с программами деятельности РДШ определение специфики содержания деятельности, организация методического сопровождения, определение механизмов взаимодействия участников программы, координации их деятельности, способов вовлечения учащихся

и средств стимулирования активности всех субъектов воспитательного процесса... Анализ последних публикаций, посвященных опыту деятельности региональных отделений, показал, что в целом задачи не отличаются специфичностью, они достаточно универсальны и продиктованы самой социальной ситуацией в среде образования (Е.И. Макарова, М.П. Нечаев, С.В. Рослякова, Е.М. Харланова и др.). Школы в большинстве случаев были не готовы к реализации данного проекта. Прежде всего волновал следующий вопрос: не будет ли возложена ответственность за реализацию направлений деятельности РДШ в школах на учителей. Образовательные организации заявили об отсутствии подготовленных кадров - вожатых. В регионах возникла острая потребность оперативного решения данной проблемы. В Костромском государственном университете была разработана многоуровневая система подготовки и переподготовки кадров для РДШ, а также многие педагоги прошли курсы повышения квалификации при Костромском областном институте развития образования. Это позволило в кратчайшие сроки отреагировать на заказ со стороны государства и запустить работу пилотных школ. Тем не менее, педагоги высказывали сомнения как в целесообразности, так и продуманности идеи реализации проекта РДШ на базе школ. По данным опроса в начале учебного года наиболее дискуссионными были вопросы, связанные с интеграцией планов воспитательной работы школ и плана деятельности РДШ а так же с мотива-ционным компонентом. Не до конца понятна была и сама идея, лежащая в основе данной программы. Несмотря на относительную стихийность проект вступил в фазу реализации. Спустя год нами предпринята попытка подвести промежуточные итоги.

В июне-июле 2017 года был проведен опрос представителей пилотных школ г. Костромы, непосредственно связанных с реализацией программы

* Работа выполняется в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.

© Тихомирова Е.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

227

РДШ на местах. Результаты опроса носят амбивалентный характер.

Так, на вопрос «Считаете ли вы целесообразным и необходимым внедрение программы РДШ в пространство общеобразовательной школы?» чуть более половины респондентов ответили утвердительно (55,5%), при этом треть полностью не согласна с предыдущим мнением (22,2%) и настроена довольно скептично. Остальные пояснили, что сомневаются в жизнеспособности данной организации в рамках школы, т.к. несмотря на очевидные плюсы организации (интересные конкурсы, проекты), есть и издержки, связанные преимущественно со сложностями совмещения воспитательного плана школы и плана деятельности РДШ. Так же около половины опрошенных (44,4%) указали, что, на их взгляд, с внедрением РДШ в пространство общеобразовательной школы не произошло положительных изменений в воспитательной системе их организации. Данный факт объясняется сразу двумя противоположными обстоятельствами. В первом случае - в некоторых школах и до реализации программы РДШ была выстроена достаточно продуманная и хорошо функционирующая система внеучебной деятельности, предполагающая не только кружковую работу, но и формы, методы, механизмы реализации инициатив самих учащихся. А во втором, к сожалению, наблюдается обратная картина, а именно отсутствие улучшения качества воспитательной работы, несмотря на включение в список пилотных школ. «У нас получилось только участвовать в разовых акциях и единых днях РДШ, которые спускали сверху региональные координаторы. Инициативы от детей пока нет. Кто желал, присоединялся к предложенным делам. Поэтому существенных изменений мы не почувствовали».

33,3% опрошенных отметили позитивные изменения в воспитательной системе школы с внедрением РДШ. Среди них: дополнительные возможности и ресурсы участия во всероссийских конкурсах, проектах, форумах по обмену опытом, открытость и доступность необходимой информации, увеличение информационного пространства для обучающихся, появление новых форм внеучебной деятельности, отвечающих интересам современной молодежи. Обращено внимание на возможность стимулирования детей: школьники стали участниками профильных смен всероссийских детских центров «Орленок», «Артек», «Океан», «Смена», областного лагеря актива «Соколенок», детского космического фестиваля на космодроме Байконур, всероссийской экспедиции «Я познаю Россию» и др.

Респондентам предлагалось по пятибалльной шкале отметить эффективность деятельности их пилотной площадки за этот год. Практически все опрошенные отметили средний уровень эффективности (3 балла - 55,6%, 4 балла - 33,3%), в одном

случае был указан очень низкий уровень (1 балл), высокий уровень не отметил никто. На наш взгляд, объяснение сложившейся ситуации можно увидеть, обратившись к перечисленным респондентами трудностям, с которыми им пришлось столкнуться при реализации предложенной программы. Так, наиболее распространенными стали: увеличение временных затрат на заполнение отчетов (частота встречаемости 88,9%), отсутствие понимания, что необходимо делать и для чего, отсутствие необходимых кадров (в обоих случаях 66,7%), отсутствие материально-технических средств (55,6%), низкая мотивация педагогов и детей (по 44,4%). Реже называемые трудности: отсутствие концептуальной идеи, бюрократические барьеры, отсутствие системной поддержки и методического сопровождения. В единичных случаях педагоги отметили в качестве трудностей неоригинальность идеи, ритуальность необходимых действий («все мероприятия сводятся к тому, что нужно сфотографироваться и выложить фото в соответствующей группе РДШ»), проблемы интеграции РДШ в программу внеурочной деятельности и несвоевременное предупреждение о предстоящих делах.

Вызывает опасение неуменьшающееся количество трудностей, с которыми спустя год все также интенсивно сталкиваются педагоги на местах. Без своевременного реагирования и отсутствия корректировки программа РДШ не сможет быть эффективно реализованной.

Интересны ответы респондентов на блок вопросов, связанных с процессуальными особенностями организации деятельности пилотных площадок: содержание деятельности, формы работы, механизмы вовлечения учащихся в ряды членов организации, система координации деятельности, механизмы управления и распределения полномочий и ответственности.

Рассмотрим наиболее распространенные формы работы, которые были предложены учащимся - членам РДШ. Главенствующую позицию, по данным опроса и анализа содержания сайтов пилотных площадок, заняли социальные акции, экскурсии, дискуссии, познавательные программы, спортивные мероприятия, тематические праздники, командные конкурсы. Здесь наблюдается тенденция слияния плана деятельности РДШ и воспитательного плана школы. Многие традиционные мероприятия теперь приписываются новой организации.

Из менее стандартных форм можно отметить флешмоб как новое социальное явление, как форма работы с учащимися, наиболее соответствующая современной молодежной субкультуре. При этом флешмоб как массовое, коллективное действие позволяет почувствовать свою сопричастность к важным общественным событиям, проявить социальное творчество в доступной и привлекательной для

детей форме, сделать данный процесс более позитивным и ярким в эмоциональном плане (Т.П. Бу-лыгина, Ю.А. Михалёва, О.Е. Солтус и др.). Немаловажным достоинством данной формы является ее гибкость и доступность для реализации в интернет-пространстве. Как отмечает О.В. Лебедева, участие в флешмобах - совершенно добровольное занятие, при котором происходит интеграция общей цели-замысла с индивидуальными целями участников: развлечение; почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения; произвести впечатление на окружающих; самоутверждение; попытка получить острые ощущения; ощущение причастности к общему делу; получить эффект, как от групповой психотерапии; эмоциональная подзарядка и другие (О.В. Лебедева, 2013). При этом педагоги отмечают и психологические издержки: поверхностность, ритуальность (формальность), ресурсозатратность, ориентированность на получение удовольствия и маркетинг или социальную рекламу. Обязательным сопутствующим элементом таких мероприятий является применение символики РДШ. Всё это несет риск утратить социальную и личностную значимость, а также снизить осознанность и рациональность осуществляемых совместно действий.

Значительное место занимает проектная деятельность, осуществляемая учащимися под руководством педагогов. Наиболее существенными достоинствами данной формы работы являются нацеленность на конечный результат и перспективы, возможность решать нетиповые задачи, прогнозирование и контролируемость рисков, возможность распределения зон ответственности для каждого участника, наличие благоприятных условий для коммуникации в деловом аспекте, для самореализации как на индивидуальном, так и групповом уровнях, практико-ориентированность и другие. При этом необходимо учитывать, что эффективность проектной деятельности во многом зависит от качества подготовки педагогов в данной области. Анализ сайтов школ показал, что на данный момент идеи для проектов чаще исходят от федеральной дирекции РДШ и региональных координаторов. При этом есть и проекты, инициированные учащимися, представляющие особую ценность не только для школы, но и для ближайшего микросоциума, к примеру, микрорайона города, целого района, области. Так, заслуживает внимания проект юных экологов опорной школы №10 г. Костромы «На старт, эко-отряд РДШ!», в рамках которого учащиеся выполнили ряд социально значимых работ: наводили порядок в Липовой аллее, которая располагается рядом с Ипатьевским монастырем, организовали для участников городского семинара «Школа-комплекс, как основа раннего экологического образования» квест «Лес - наше богатство!» и флешмоб «Веселая зверобика», провели

эко-эстафеты и др. Учащиеся Островской школы реализовали ряд мероприятий в рамках экологического проекта «Школьный дворик». Представители опорной площадки РДШ - ученики гимназии № 33 г. Костромы принимали активное участие в празднике ко Дню города, участвовали в шествии и в работе интерактивной молодёжной творческой площадки «Молодежь родному краю», провели для горожан и гостей города программу «Играй город» с вопросами экспресс-викторины по важным событиям и датам о любимом городе. Важно, что осуществляемые дела сообразны возрастным интересам и возможностям участников.

В меньшей степени были обозначены педагогами экспедиции, вебинары, информационно-медийные формы работы, квесты. При этом именно они вызывают наибольший отклик у юного поколения. К примеру, активисты опорной школы РДШ - гимназии № 33 г. Костромы стали победителями областной квест игры «Восток 1», организованной организацией «Волонтеры Победы», комитетом по делам молодёжи Костромской области, центром «Патриот», Костромским колледжем бытового сервиса. Учащиеся Островской школы принимали активное участие в онлайн-акциях, которые предлагаются движением в Костромской группе РДШ в Контакте: «Я и мой любимый учитель», «Моя мама», конкурс селфи с классом «Самый дружный класс».

Анализируя материалы опроса, мы пришли к выводу, что в целом наблюдается положительная тенденция увеличения разнообразия видов и форм внеучебной деятельности, предлагаемой учащимся в пилотных школах РДШ, стремление к открытости и прозрачности воспитательного процесса. При этом на данном этапе сложно реализуются основополагающие принципы самоуправления, добровольности участия и равноправия (Устав РДШ) а также не высока и степень охвата детей.

Опрос показал, что только в нескольких школах количество вовлеченных детей варьируется от 25 до 40%, в большинстве же случаев мы наблюдаем от 3 до 10% учащихся пилотных площадок, считающих себя членами РДШ или принимающих участие в соответствующих мероприятиях. Одна школа не смогла дать количественный ответ, что связано с «отсутствием официального членства», и одна школа обозначила степень вовлеченности детей как 100%, что тоже вызывает сомнения в подлинности. При этом педагоги отмечали, что инициатива от учащихся исходит периодически (в 66% случаев), при планировании деятельности только в некоторых отдельно взятых случаях, т.е. разово, или связана с проведением дел, спущенных от дирекции РДШ (11%), либо не исходит совсем (22%). Представители и одной из школ не отметила высокий уровень самодеятельности и инициативы учащихся. Сложившаяся ситуация вполне объяснима: на данном этапе мы наблюдаем

адаптационный процесс школ и учащихся к данной программе, и на многих пилотных площадках педагоги и дети в большей степени ориентированы на организацию рекомендуемых федеральной дирекцией мероприятий и выполнение заданий-поручений (роль исполнителя).

Так, респондентам было предложено кратко охарактеризовать процесс организации деятельности по реализации идеи РДШ в своей школе. Большинство отметили четко выраженную вертикаль: федеральная дирекция РДШ - региональный представитель - заместитель директора по воспитательной работе - вожатый - классные руководители и учащиеся. Данная модель укладывается в предложенную С.В. Росляковой модель первичной ячейки РДШ в единстве управления, самоуправления и соуправления (С.В. Рослякова, 2017). Был отмечен и более прямой путь получения информации с помощью интернет-ресурсов (сайт РДШ, электронная почта, социальные сети). Школы старались оперативно реагировать на предложения со стороны федеральной дирекции РДШ и интегрировать их в собственный план внеучеб-ных мероприятий на год. При этом было отмечено, что многие мероприятия совпадали, в связи с чем, школы «дублировали» одних и тех же детей, представляя их и как представителей школы, и как членов РДШ. В данной ситуации многие учащиеся принимали разовое участие в качестве «случайных исполнителей». И только в школах, где уже практиковалось привлечение учащихся к организации школьной жизни, была выстроена более гибкая и продуманная система реализации детских инициатив и реализован добровольческий механизм членства. К примеру, «создание информационного стенда, принятие обучающихся в члены РДШ, разработка и реализация плана деятельности совместно с детьми, с учетом традиционных мероприятий школы, отчеты о проделанной работе на стенде»; «Руководит деятельностью РДШ в школе детский совет под руководством председателя (лидеры 4 направлений РДШ, их помощники). Председатель избирается тайным голосованием членов Совета. Направляет деятельность педагог доп. образования. На год составляется план деятельности, но который постоянно дополняется участием в региональных и Всероссийских конкурсах, акциях, днях единых действий».

Остается дискуссионным и не до конца ясным механизм включения учащихся в члены РДШ. Согласно ответам опрошенных, единой системы обозначено не было. По частоте применения преобладал механизм включения «по личным достижениям (портфолио)» и случайным образом (33,3%). За ними следуют включение «по личному заявлению» и «все автоматически зачислены» (22,2%). В остальных случаях включение происходило «по желанию принять участие в той или иной акции»,

«по степени активности», «по рекомендации педагогов» и т.д. В итоге можно фиксировать как достаточно распространенное явление - «разовое членство». Это приводит к выводу, об острой необходимости разработки механизма включения учащихся в члены РДШ.

Респондентам также предлагалось обозначить пожелания по оптимизации деятельности РДШ. Наиболее часто встречаемыми были следующие:

- привести в систему мероприятия различных уровней: городские, региональные, местные (исключить дублирование мероприятий);

- уменьшить спонтанность в деятельности федерального и регионального центров, стремится к четкости, плановости и своевременности информирования о предстоящих делах;

- улучшить централизованное снабжение первичных организаций атрибутикой, формой, дипломами с символикой и т.д.;

- представить больше свободы и стимулировать инициативы самих учащихся;

- расширять сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

- решить кадровый вопрос.

Подводя промежуточные итоги, мы приходим к выводу, что Российское движение школьников активно завоёвывает воспитательное пространство ставших пилотными для него школ. Наблюдается интерес учащихся к предлагаемым мероприятиям и к самому движению, фиксируется оптимистическая надежда на поддержку педагогов. Однако для успешного функционирования организации требуется более продуманные и методически обеспечивающие организационные действия рабочих органов самого РДШ.

Библиографический список

1. Булыгина Т.П. Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 606610. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53123.htm (дата обращения 27.07.2017).

2. Живоглядова А.Ю., Коренева В.В. Российское движение школьников как воспитательный механизм молодежи: возможности и недостатки на современном этапе // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. -Чебоксары: Интерактив-Плюс, 2016. - С. 209-211.

3. Лебедева О.В. Флешмоб - инновационная информационно-коммуникативная технология в работе с молодежью // Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заоч. науч.-практ. конф. / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов, 2013. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - С. 102-107.

4. Макарова Е.И. РДШ: первые шаги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 29. - С. 322-324. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770871.htm (дата обращения 27.07.2017).

5. Нечаев М.П. Создание детской общешкольной организации на основе Российского движения школьников // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - № 1 (23). - С. 43-49.

6. Рослякова С.В. К проблеме построения пер-

вичной ячейки Российского движения школьников // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - Ч. 3. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 28-33.

7. Харланова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2017. - № 4. - 2017. - С. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.