Научная статья на тему 'Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций'

Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2795
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / EDUCATION / CHILDREN / YOUTH / SOCIALLY-ORIENTED ORGANIZATION / NON-PROFIT ORGANIZATION / PUBLIC MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынина Мария Владимировна, Коваленко Дмитрий Георгиевич, Кранин Алексей Вадимович

Подчеркивается значение поддержки общественных объединений в системе воспитания подрастающего поколения. Анализируется деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Представлены исторический, правовой и содержательный аспекты деятельности организации и перспективы ее развития в системе общего образования. Рассматриваются направления воспитательной работы с детьми и молодежью в России в некоммерческом секторе при взаимодействии с образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрынина Мария Владимировна, Коваленко Дмитрий Георгиевич, Кранин Алексей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Movement of Schoolchildren as a New Form of Cooperation between Educational Institutions and Socially-Oriented Non-Profit Organizations

The authors emphasize the significance of non-governmental organizations support in rising generation education system. They analyze the activity of Russian movement of schoolchildren. The authors did show historical, legal and informatory aspect of its activities as well as its future trends in the system of school education. They did also consider the strands of educational work with children and youth in Russian non-profit sector in coordination with educational institutions.

Текст научной работы на тему «Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих организаций»

УДК 379.831

Российское движение школьников как новая форма взаимодействия образовательных и социально ориентированных некоммерческих

организаций

М. В. Добрынина, Д. Г. Коваленко, А. В. Кранин

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Подчеркивается значение поддержки общественных объединений в системе воспитания подрастающего поколения. Анализируется деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Представлены исторический, правовой и содержательный аспекты деятельности организации и перспективы ее развития в системе общего образования. Рассматриваются направления воспитательной работы с детьми и молодежью в России в некоммерческом секторе при взаимодействии с образовательными организациями.

Ключевые слова: воспитание; дети; молодежь; социально ориентированная некоммерческая организация; общественное объединение.

Процесс воспитания является неотъемлемой частью образования подрастающего поколения. В разной степени в нем участвуют семья, гражданское общество и государство. Несмотря на различие взглядов в определении процесса воспитания, все сходятся в понимании того, что воспитание является основным средством формирования личности, нужной и полезной себе и обществу.

С педагогической точки зрения воспитание — это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие на основе сотрудничества воспитателей и воспитанников в образовательном процессе. Школа, которая на рубеже XXI в. дистанцировалась от воспитательной работы, сегодня снова активно включается в этот процесс. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [1] гарантирует обеспечение воспитания не только как неотъемлемую часть образования,

© Добрынина М. В., Коваленко Д. Г., Кранин А. В.

взаимосвязанную с обучением, но и как самостоятельную деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Направления воспитательного процесса сформулированы в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [2] (далее Стратегия) и включают в себя:

— гражданское и патриотическое воспитание;

— духовно-нравственное развитие;

— приобщение детей к культурному наследию;

— физическое развитие и культуру здоровья;

— трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

— экологическое воспитание.

Важным становится вопрос: кому отдать первенство в воспитании ребенка? Стратегия не явно, но указывает на главенствующую роль семьи. Государство защищает права родителей, способствует их всестороннему развитию, стимулирует организацию семейных и родительских объединений, создает программы социального сопровождения жизнедеятельности семьи как ячейки общества.

Не меньшая ответственность за воспитательную работу возложена на систему образования. Новые методики, тематические образовательные программы, поддержка одаренных детей, развитие системы дополнительного образования, социально-психологическое сопровождение — всё это положено в основу системы воспитания в образовательных организациях.

Учитывая эволюцию информационного пространства и активное участие в нем детей, государство уделяет большое внимание созданию позитивного и развивающего информационного контента для подрастающего поколения, с одной стороны, и защите от информации, причиняющей вред детскому здоровью и препятствующей развитию, — с другой.

Особое внимание уделяется поддержке общественных объединений в сфере воспитания. Государство видит в них главный ресурс для быстрого совершенствования дополнительного образования: участия родительской общественности в организации и контроле воспитательного процесса и, самое главное, непосредственного вовлечения детей в социально значимую творческую деятельность — культурную, краеведческую, благотворительную, волонтерскую.

Поддержка общественных объединений является, на наш взгляд, основополагающим инструментарием

в системе воспитания подрастающего поколения. Она позволяет, не перегружая образовательного процесса в школах, создать дополнительную среду для вовлечения ребенка в познавательную деятельность, расширить участие семьи и гражданского общества в формировании его личности.

Основной критический аспект данного направления заключается в ограниченной возможности контроля за качеством воспитания и проникновением в развивающую среду под благовидным предлогом деструктивных элементов.

Прямого контроля общественных объединений со стороны государства нет. Запрет на вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений прописан в Федеральном законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ [3]. В связи с этим реализуется система добровольного представления деятельности через реестры социально ориентированных некоммерческих организаций, а также ресурсная поддержка воспитательной работы в общественных объединениях на конкурсной основе в рамках соответствующих программ.

На наш взгляд, наиболее перспективным в сложившейся ситуации является создание государственно-общественных или общественно-государственных организаций, объединяющих идеи гражданского общества и ресурсы государства, направленные на решение актуальных социальных вопросов. Примером могут стать Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ, Ы^://рдш.рф/).

РДШ создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Об-щер о ссийской о бщественно- го суд ар ст-венной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [4].

Создание РДШ породило широкую дискуссию о ее преемственности по отношению к другим детским общественным организациям, в частности к Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.

Идея пионерской организации была сформулирована Н. К. Крупской в 1922 г. в докладе «О бойскаутизме» [5]. Она предлагала создать организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Изначально пионерская организация формировалась по инициативе на местах, не была привязана к школе, носила добровольный характер и ставила во главу угла идейное воспитание детей.

В РДШ первичными являются образовательные организации. На смену идеологическим ценностям пришли созвучные общечеловеческие — патриотизм, отзывчивость, стремление помочь нуждающимся.

В отличие от пионерской организации, позиционирующей себя как детская организация, РДШ воспринимается как организация для детей и имеет цель — совершенствовать государственную политику в области воспитания подрастающего поколения и содействовать формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Структурно обе организации — общественные, но при этом они всегда получали прямую ресурсную поддержку государства.

Преемником пионерии является Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских

организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО, http://www.upo-fco.ru), который консолидирует юридические лица — детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах. Как некоммерческая организация, систематизирующая деятельность детских сообществ, СПО-ФДО сохранил и преумножил методическую составляющую воспитательной работы с детьми.

Сегодня председатель СПО-ФДО Алексей Васильевич Волохов входит в состав координационного совета РДШ. Совет осуществляет от имени СПО-ФДО права юридического лица и исполняет его обязанности, распоряжается имуществом, принимает решения и организует их исполнение, регулирует деятельность СПО-ФДО.

Это дает возможность нам предположить, что большой опыт общественной деятельности, участия в грантах и конкурсах, педагогическое мастерство и профессионализм специалистов послужат на благо развития общественной составляющей РДШ.

Обращая внимание на юридический статус РДШ, мы обнаруживаем, что «статус общественно-государственной организации» отсутствует в формулировках Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ [6]. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об общественных объединениях», впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. Этим обусловлено противоречие, так как согласно ст. 17, вмешательство органов государственной власти

и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

В сложившейся ситуации «статус общественно-государственной организации» можно рассматривать как особое взаимодействие общества и государства, предполагающее наиболее полное соответствие интересов участвующих сторон.

Изучая устав РДШ, мы видим, что предмет деятельности организации в равной степени касается и гражданского общества, и государства, а именно:

— «содействие государственным институтам российского общества в разработке и реализации государственной политики, целевых и иных программ и проектов, совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в сфере воспитания подрастающего поколения и формирования личности;

— содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

— объединение и координация деятельности организаций и лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения или содействующих формированию личности;

— содействие объединению усилий коммерческих и некоммерческих организаций, деловых кругов, отдельных граждан, движимых стремлением внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения и формирование личности;

— создание организаций, движений, кружков, детско-юношеских центров и других структур, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности;

— сохранение, пропаганда и распространение знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;

— ведение издательской и информационной деятельности;

— поддержка детско-юношеских объединений и других структур;

— проведение и популяризация семинаров, лекций, конкурсов, фестивалей, олимпиад;

— развитие детско-юношеских обществ и организаций;

— осуществление просветительской деятельности;

— организация физкультурно-спор-тивного досуга среди подрастающего поколения;

— осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;

— осуществление взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, научными, образовательными, спортивными и иными учреждениями по вопросам деятельности Организации;

— инициирование, разработка и реализация международных, федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, направленных на воспитание подрастающего поколения и формирование личности;

— участие в установленном порядке в работе общественно-государственных и общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную и спортивную, а также благотворительную направленность» [7, п. 2.2].

Работа органов самоуправления РДШ, с одной стороны, соответствует работе органов управления общественными объединениями, а с другой — учитывает участие государства в деятельности РДШ. В их составе — и взрослые организаторы и общественные деятели, и дети — активисты общественных объединений. Сегодня в деятельность РДШ вовлечены образовательные государственные и некоммерческие организации.

Уставная деятельность РДШ спроецирована на детскую аудиторию по четырем основным направлениям.

— «Личностное развитие — творческое развитие, популяризация здорового образа жизни и спорта, выбор будущей профессии.

— Гражданская активность — добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев.

— Военно-патриотическое направление — юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения.

— Информационно-медийное направление — большая детская редакция, создание школьных газет, радио и телевидения, работа с социальными сетями, подготовка информационного контента, дискуссионные площадки» [8].

Анализируя механизмы деятельности РДШ, мы видим два основных вектора — работу по формированию детско-юношеского актива и работу по развитию компетентности педагогов, участвующих в деятельности организации. Технология этих работ является классической для крупных детских организаций и представляет собой совокупность конкурсных программ различной направленности. Участие

детей в программах предполагает отбор в образовательной организации, выход на региональный уровень, а затем на всероссийский. На последнем уровне формируются особые условия и реализуются единые образовательные программы. Полученные компетенции дети демонстрируют в своих образовательных организациях. Анализ конкурсных программ показал, что многие из них ранее выполнялись в некоммерческом секторе или являлись конкурсами дополнительного образования.

Аналогичные механизмы реализуются и в отношении педагогов. Это создание методических и развивающих площадок на региональном и федеральном уровнях по основным направлениям воспитательной работы с детьми в образовательных организациях, подготовка и тиражирование методических указаний, разработанных специалистами Московского педагогического государственного университета.

Являясь общественной организацией, РДШ, однако, по большей части сориентирована на саморазвитие и формирование внутренней иерархии деятельности, чем на общественную работу. На наш взгляд, данный процесс естественен для настоящего возраста РДШ и дает возможность говорить о вариативности ее развития и перспективе участия в воспитательной работе образовательных организаций России.

Отсутствие законодательной базы позволяет рассмотреть три варианта управления общественно-государственной организацией:

— Доминирование государства в управлении РДШ. Данная перспектива дает возможность унифицировать и систематизировать воспитательный процесс в образовательных организациях, входящих в РДШ. Предполагается

максимальное сращивание учебного процесса и воспитательной работы. РДШ сможет использовать все ресурсы образовательной системы. При этом значительно увеличивается опасность формализма в воспитательной работе на местах и замещения воспитания обучением. Эти тенденции наблюдались в СССР в последнее десятилетие существования пионерской организации и привели к ее развалу.

Некоммерческий сектор в рамках воспитания и дополнительного образования будет стагнировать из-за невозможности конкуренции с такой мощной и безоговорочно поддерживаемой государством организацией, как РДШ.

— Доминирование общественности в управлении РДШ. Эта перспектива дает возможность развивать новые, нестандартные и эффективные формы воспитательной работы и социальных практик для детей. В образовательных организациях появится устойчивое разделение, с одной стороны, и сотрудничество между специалистами, ведущими образовательную и воспитательную деятельность, — с другой. Децентрализация процесса воспитания позволит учитывать национальную, социальную специфику регионов и ориентировать подрастающее поколение на первоочередное решение социальных вопросов, актуальных для территорий. Однако общественная доминанта снизит эффективность использования ресурсов образовательных организаций и потребует значительных усилий для профессиональной подготовки организаторов-общественников и контроля за качеством их деятельности.

— Сотрудничество государства и общественности в управлении РДШ. На наш взгляд, эта форма управления является идеальной, однако отсутствие опыта, законодательной и методической базы

делает возможность ее реализации ничтожной. Для данной формы организации требуются научное сопровождение и контроль за распределением прав и обязанностей всех участников.

В заключение обратим внимание на самый важный вопрос организации деятельности РДШ: чем по сути является Российское движение школьников — объединением детей и взрослых или объединением взрослых в интересах детей? Ответ на него покажет эффективность деятельности РДШ в образовательных организациях и будет получен в ближайшие годы.

Литература

1. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: Федеральный закон: по состоянию на 2015 г. с комментариями юристов компании «Гарант». М.: Эксмо, 2015. 329 с. (Гарант: достоверно и актуально: ДА).

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Правительство России: [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/ docs/18312/ (дата обращения: 14.09.2017).

3. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Cop. 1992—2017. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198917&fl d=134&dst=100007,0&rnd=0.6787760924493691#0 (дата обращения: 14.09.2017).

4. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 44: 02 ноября. Ст. 6108.

5. Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Вожатый. 1989. № 1, 2.

6. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Cop. 1992—2017. URL: http://www.consultant.ru/

cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=21 1069&dst=0&rnd=0.7319578640382525#0 (дата обращения: 14.09.2017).

7. Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: принят учредительным съездом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Дума: [Электронный ресурс] / Законодательная Дума Томской области. Cop. 2017. URL: https://duma.tomsk.ru/upload/ site/2016/04/08/5707460e4cf691_Положение.pdf (дата обращения: 14.09.2017).

8. Деятельность: направления // Российское движение школьников: [Электронный ресурс] / РДШ. Cop. 2017. URL: https://рдш.рф/ activity/scope/ (дата обращения: 14.09.2017)

9. Концепция развития дополнительного образования детей: утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство России: [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/14644/ (дата обращения: 14.09.2017).

10. Митин Г. Н. Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 18-21.

11. Поспехов И. А. 1.3. К вопросу о роли общественно-государственных организаций в политической системе общества Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 18-20.

12. Сафина З. Н. Потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии неформального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2014. № 3 (9). С. 7-10.

13. Почему Российское движение школьников сравнивают с пионерами? // Про учебу: интернет-журнал для родителей [Электронный ресурс] / Ассоциация родителей школьников. 16.02.2016. URL: https://prouchebu. com/dvizhenie_shkolnikov/ (дата обращения: 14.09.2017).

14. Нужна ли нам новая пионерия? // Про учебу: интернет-журнал для родителей [Электронный ресурс] / Ассоциация родителей школьников. 16.02.2016. URL: https://prouchebu. com/new_pioner/ (дата обращения: 14.09.2017).

Добрынина Мария Владимировна — кандидат политических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов (ЭТИФ) МИЭТ. E-mail: marin709@rambler.ru

Коваленко Дмитрий Георгиевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративных информационных технологий и систем (КИТИС) МИЭТ. E-mail: media@miee.ru

Кранин Алексей Вадимович — редактор Молодежного инновационного центра МИЭТ. E-mail: mic@miee.ru

Статья поступила 17 августа 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.