Научная статья на тему 'Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления'

Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1958
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / "РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ" / МОДЕЛЬ / EDUCATION SYSTEM / EDUCATION SYSTEM MODEL / RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOL STUDENTS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

В статье проанализирован опыт первого года деятельности первичных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в пилотных и опорных школах Челябинской области. Представлены типы построения моделей воспитательных систем первичных отделений, их преимущества и недостатки, достижения и перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education system of a primary division of the russian movement of school students: establishment stage

Experience of the first year activities in primary divisions of the Russian state and public organization of children and young people “Russian Movement of School Students” at pilot and flagship schools in Chelyabinsk Region are analyzed. Types of the education systems models constructing at the primary divisions, their pros and cons, prospects and achievements are presented.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этап становления»

УДК 371.01 ББК 74. 2

Е.М. Харланова

воспитательная система первичного отделения «российского движения школьников»: этап становления

В статье проанализирован опыт первого года деятельности первичных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в пилотных и опорных школах Челябинской области. Представлены типы построения моделей воспитательных систем первичных отделений, их преимущества и недостатки, достижения и перспективы.

Ключевые слова: воспитательная система, модель воспитательной системы, «Российское движение школьников», модель.

E.M. Kharlanova

education system of a primary division of the Russian movement of school students:

establishment stage

Experience of the first year activities in primary divisions of the Russian state and public organization of children and young people "Russian Movement of School Students" at pilot and flagship schools in Chelyabinsk Region are analyzed. Types of the education systems models constructing at the primary divisions, their pros and cons, prospects and achievements are presented.

Key-words: education system, education system model, Russian Movement of School Students, model.

Завершается первый учебный год, в течение которого на базе образовательных организаций, получивших статус пилотных и опорных школ, начали свою деятельность первичные отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ).

Согласно указу Президента РФ, РДШ создано «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [3]. Организация призвана содействовать созданию еди-о ной системы воспитания, объединить ^ усилия субъектов воспитания, разви-& вать единое информационное простран-^ ство, инициировать и реализовывать ш программы и проекты в этой сфере. В

настоящее время речь идет об этапе ее становления.

В течение года опираясь на Устав организации [4], методические рекомендации [3], организационную поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр», региональных отделений РДШ и учитывая специфику действующей воспитательной системы конкретной школы, первичные отделения творчески выстраивали работу, в соответствии с предоставленной свободой в выборе способа построения организационной структуры, формирования организационной культуры, определения содержания деятельности в рамках предлагаемых направлений: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное.

В этот год первичные отделения накапливали опыт работы, переходя из ре-

жима реагирования на вызовы (связанного с определением механизмов, форм работы, многочисленных и постоянно обновляющихся предложений об участии в разных региональных, федеральных мероприятиях и проектах РДШ) к систематизации деятельности.

В рамках данной статьи рассмотрим первые результаты построения воспитательных систем первичных отделений РДШ. В основе нашего анализа материалы, представленные на Фестиваль моделей воспитательных систем первичных отделений ООГДЮО «РДШ» в Челябинской области, который прошел в мае 2017 года в соответствии с планом совместных мероприятий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет» (далее ЮУрГГПУ) и регионального отделения РДШ Челябинской области.

Проведению фестиваля предшествовала работа научно-методического семинара, организованная кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ЮУрГГПУ, автором и субъектом реализации Концепции научно-методического сопровождения деятельности РДШ в Челябинской области [5]. В рамках семинара в интерактивном взаимодействии кураторов первичных отделений и преподавателей университета были определены компоненты воспитательной системы первичного отделения РДШ и содержательно проработано их возможное наполнение, что позволило говорить участникам в рамках фестиваля на одном языке.

Обращение к методу моделирования было продиктовано стоящими перед пилотными школами задачами, связанными с апробацией и определением наиболее конструктивных практик организации деятельности первичных отделений. Соглашаясь с мнением Л.В. Алиевой, именно моделирование позволяет создать «модели-образцы воспитания, которые, пройдя апробацию, создают ситуацию выбора определенного типа модели воспитания, в основе которой -единство и целостность теоретико-

методологических положений, методического обеспечения, практических результатов» [1, с. 12-13].

Согласованное участниками семинара описание модели воспитательной системы первичного отделения РДШ включало следующие компоненты:

• основные концептуальные идеи, лежащие в основе воспитательной системы, миссия;

• цели и задачи, принципы деятельности, которые ставились при разработке модели;

• среда, в которой создавалась и функционирует модель;

• субъекты, их функции, способ взаимодействия (учащиеся, педагоги, родители) и социальные партнеры;

• содержание деятельности (системообразующие факторы, традиции, основные ценности, символы, ритуалы, атрибуты, основные дела);

• технологическое обеспечение (основные методы, формы, информационные средства);

• управление воспитательной системой первичного отделения РДШ (организационная структура);

• предполагаемый результат (критерии и показатели, методики диагностики).

Также участники представляли способ интеграции деятельности РДШ и воспитательной системы школы и перспективы развития.

При характеристике воспитательной системы первичного отделения РДШ в таких компонентах, как миссия, принципы, субъекты и их функционал, содержание деятельности, технологическое обеспечение фиксировалась общность сформированных позиций.

Как показывает анализ концептуальных идей, при разработке воспитательных систем авторы опирались на лич-ностно ориентированный, деятельност-ный, средовой и системный подходы.

Так, миссия первичного отделения РДШ МБОУ «СОШ № 110» г. Трех-горный звучит так: «Помочь ребенку стать личностью, попробовать себя в разных видах деятельности и на разных уровнях». В центре внимания - реализа-

X

ф

аЗ к

¡51

ш О.С

Ф го

го . .

2 «

Ф со

I- О

о * ^ ^

о I

* г?

?! н |

!§ р

О СО

СО ^

го ш о

X

го

.

го X

ш

ция инициатив, проектов самих школьников.

Сформулированные цели воспитательной системы фиксируют три ключевых положения: 1) обеспечение активной позиции ребенка, его самореализации; 2) включение учащихся в разностороннюю деятельность; 3) социально значимый, созидательный характер деятельности.

Определяя задачи, участники представили не только общие формулировки, например: «определить приоритеты детских интересов и реализовать их на практике, объединить членов РДШ на основе общих программ и проектов и др.», но и представили их дифференцированно. Например, выделены цели: педагогические (изучение потребностей, интересов, ценностных ориента-ций учащихся и др.), информационные (создание системы информирования о деятельности РДШ детей, родителей, педагогов как о движении, предоставляющем возможность реализации их интересов и потребностей и др.), коммуникативные (развитие продуктивной формы общения в разновозрастных группах, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества детей и взрослых и др.), методические (внедрение инновационных технологий и др.).

Основными принципами выступают: добровольность, гуманизм, ориентация на интересы личности, сотрудничество, сотворчество, взаимосвязь с социальной средой и практикой.

В модели МОУ «Миасская СОШ № 1» определен механизм реализации воспитательной системы: 1) самоуправление и самоорганизация совместной деятельности; 2) социальное партнерство; 3) проектирование.

В построении модели разработчики опирались на возможности образовательной среды организации (включая ее материально-пространственный, коммуникативный, информационный, технологический компоненты) и социальной среды муниципального образования. Важную роль играла личность самого куратора РДШ, его опыт, ценностные установки, социальные связи.

Участники отметили, что в рамках РДШ обогатился круг социальных партнеров: молодежными общественными организациями, некоммерческими организациями, представителями СМИ, бизнеса, органов власти и др. Звучало предложение рассматривать и социальных партнеров как субъектов воспитательной системы РДШ.

Содержание деятельности первичного отделения - наиболее согласованный компонент, поскольку задан основными направлениями, региональным и федеральным планом деятельности РДШ. Через проведение мероприятий, дней единых действий, участие в региональных и федеральных проектах, по мнению выступающих, и осуществляется интеграция деятельности РДШ с воспитательной системой школы. Отметим ступени освоения содержания, представленные в воспитательной системе моУ сош № 2 г. Верхнеуральска: 1) досугово-познавательная деятельность (8-11 лет); 2) познавательно-развивающая деятельность (12-14 лет); 3) организационная деятельность(15-17 лет).

Технологический компонент включает широкий спектр основных методов: игровые, проектные, коллективной творческой социально значимой деятельности, интерактивного взаимодействия, театрализации, диалога и др. Он обновляется и обогащается за счет интенсивного общения и взаимодействия первичных отделений с социальными партнерами. Существенную помощь в информационном обеспечении деятельности отделений оказывает реализация информационно-медийного направления, обеспечивающего работу школьных СМИ, взаимодействие с муниципальными и региональными СМИ.

Организационная структура представлена весьма схематично, вопрос о месте первичного отделения РДШ в системе органов ученического самоуправления, соуправления школы остается в большинстве школ открытым.

Предполагаемый результат, критерии мониторинга определены согласованно. Этому способствовало обсуждение данного вопроса в рамках научно-

методического семинара. Выделены следующие критерии (и показатели) деятельности первичного отделения РДШ:

1. Социальная активность (лидер, исполнитель, наблюдатель).

2. Включенность в социальное взаимодействие (количество социальных партнеров; совместных мероприятий РДШ и партнеров).

3. Продуктивность деятельности (количество реализованных проектов, мероприятий, волонтерских акций и т.п.; уровень мероприятий - школьные, поселковые, городские, областные и т.п.; степень удовлетворенности).

4. Динамика и стабильность контингента (сохранность, рост или сокращение).

5. Личностный рост ребенка (достижения, самооценка).

Воспитательная система первичного отделения РДШ в образовательной организации выступает подсистемой воспитательной системы школы, которая «охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетическойсреды» [2,с.299].

Анализ представленных материалов позволяет говорить как минимум о трех типах построения моделей, опираясь на выбранный способ взаимодействия первичного отделения РДШ и воспитательной системы образовательной организации.

модель 1. Обогащение воспитательной системы образовательной организации за счет включения и распространения деятельности первичного отделения РДШ на всех учащихся.

В рамках данной модели школы не строго относятся к членству учащихся в РДШ. Любой школьник, при его желании, участвует в делах и проектах РДШ и имеет право на ношение символики РДШ. Достаточно желания учащегося, а право ему дает статус школьника. Нет дифференциации на актив РДШ и актив школы, это общая команда, в которой к концу года практически все участники идентифицируют себя с членами РДШ.

Школа,осознаваявозможностиРДШ, осуществляет перестройку, корректировку в действующей системе воспитательной работы: 1) расширяет круг социальных партнеров; 2) включается в проекты муниципального, регионального, федерального уровней и инициирует свои проекты, выходя за пределы образовательной организации, муниципального образования; 3) включает новые для себя направления работы, представленные в деятельности РДШ, и обогащает уже существовавшие направления; 4) внедряет новые технологии; 5) интегрирует систему мероприятий.

Спорным является слияние воспитательной системы школы и первичного отделения РДШ - организации, носящей статус государственно-общественной и предполагающей некую дифференциацию, партнерство во взаимодействии с образовательной организацией для реализации принципа самоуправления и самоорганизации своих членов.

модель 2. Создание отделения РДШ как самостоятельной организации, входящей наравне с другими организациями и объединениями в актив школы и организующей проекты, мероприятия для учащихся всей школы. Модель реализована в МБОУ «СОШ № 1» Коркино.

В рамках этой модели первичное отделение имеет фиксированное членство, вступление требует проявления активности со стороны учащегося, разработан и осуществляется ритуал принятия в члены организации. Первичное отделение представляет разновозрастный коллектив, включающий группы по направлениям деятельности.

Достоинством данной модели является обеспечение принципа добровольности включения школьников в организацию и их осознанного участия в ее деятельности, четкость в определении организационного статуса. Имеются и затруднения. В условиях, когда содержание деятельности РДШ пересекается с реализующимися видами деятельности в образовательной организации, возникает ситуация дублирования активом РДШ этой деятельности.

X

ф

аЗ к

Е?г

о о о

X

т

X

ф

^

ш о

X

га I-ш " а. с

Ф го » &

го . .

2 «

ф со

I- о

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го ш о

X

го

.

го X

ш

Модель 3. Создание первичного отделения РДШ на базе действующих объединений учащихся с закреплением за ними соответствующих направлений деятельности РДШ.

Например, в МОУ «СОШ № 107» г. Челябинска до создания первичного отделения действовали разновозрастные отряды, на их базе и было создано первичное отделение. У каждого отряда имеется свой профиль деятельности, что позволило распределить направления и поднаправления деятельности РДШ за конкретными отрядами. В рамках этой модели у детских групп появляется взрослый наставник, педагог, курирующий деятельность отряда. Отряды представлены в системе самоуправления школы, проводят мероприятия для учащихся всей школы. В течение года стали появляться новые отряды, например, появился экологический разновозрастный отряд.

Похожий подход представлен в работе МОУ «СОШ № 9» Копейского городского округа. Осознавая, что в школе уже функционируют профильные объединения, решили создать на их базе объединения первичного отделения РДШ. На первом этапе была проведена спланированная информационная компания среди педагогов, родителей и учащихся о целях и задачах, принципах и направлениях РДШ. Сопоставив направления работы РДШ с действующим профилем объединений, скорректировали и закрепили направленность объединений. Члены объединений стали членами РДШ. Следующим шагом стал день открытых дверей объединений, в котором приняли участие все учащиеся школы, чтобы иметь возможность при желании включиться в деятельность одного из объединений. В результате состав объединений существенно расширился, а их деятельность значительно активизировалась.

В рамках данной модели не возникает ситуации дублирования деятельности действующих объединений, первичное отделение органично вписывается в си-

стему самоуправления образовательной организацией. Однако, как и в первой модели, возникает опасение о добровольности принятия всеми объединениями членства в РДШ.

Мы не претендуем на полное описание возможных вариантов построения воспитательной системы первичного отделения во взаимодействии с образовательной организацией, однако проанализированные материалы показывают, что статус РДШ как государственно-общественной организации уже предопределяет некое противоречие: с одной стороны, это государственная организация, как и школа, она выполняет государственный заказ и реализует его совместно (в системе) с образовательной организацией; с другой стороны, это общественная организация, которая действует по принципам и на основе механизмов общественной организации, что предполагает ее обособленность от образовательной организации и наличие определенных партнерских отношений между ними.

Несмотря на наличие вопросов, на которые еще предстоит дать ответ, все школы отмечают положительное влияние деятельности первичного отделения РДШ на воспитательную систему школы.

Во-первых, происходит обогащение действующей системы новыми направлениями деятельности, технологиями и формами работы, появляются новые социальные партнеры, возможности расширить географию сотрудничества (от муниципального уровня до федерального), привносится полисубъектный проектно-конструктивный способ взаимодействия, что обеспечивает расширение спектра возможностей самореализации учащихся.

Во-вторых, деятельность РДШ позволяет систематизировать воспитательную работу в организации. Ряд школ напрямую заявляет о пересмотре воспитательной системы школы с учетом опыта, который получен благодаря работе первичного отделения РДШ.

В-третьих, наблюдается возрастающее желание школьников участвовать в деятельности РДШ как среди учащихся пилотных и опорных школ, так и среди других образовательных организаций. Отмечаются примеры включения в активную позицию учащихся, которые до начала работы первичных отделений не находили в школе возможностей для самореализации. Уже действующие объединения получают возможность выхода на взаимодействие с объединениями своего профиля через тематические форумы, смены, крупные мероприятия, расширяются перспективы роста.

В-четвертых, педагоги образовательных организаций получают возможность повышения продуктивности организуемой познавательной деятельности учащихся через включение в многочислен-

ные проекты, конкурсы, имеющие предметную направленность. Важным приобретением является и методическое сопровождение деятельности.

Перспективой ближайшего времени выступает создание местных отделений РДШ, развитие воспитательной системы деятельности РДШ во взаимосвязи всех уровней организации (от первичных отделений к местным, региональным, федеральному) и во взаимодействии с образовательными организациями и социальными партнерами. Отметим, что для обеспечения эффективности данной деятельности важны анализ полученного в этом году опыта работы и согласованная работа, направленная на систематизацию деятельности в научно-методическом, организационно-управленческом, практическом аспектах.

Библиографический список

1. Алиева, Л.В. Моделирование как метод реализации системного подхода к воспитанию [Текст] / Л.В. Алиева // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. - С. 9-13.

2. Димухаметов, Р.С. Модель образовательной системы «Школа - правовое пространство» / Р.С. Димухаметов // Проблемы и перспективы развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - С. 297-307.

3. Методические рекомендации для старшего вожатого образовательной организации [Текст] / Е.А. Леванова, С.Ю. Попова, М.И. Прокохина, Т.В. Пушкарева, А.В. Коршунов. - М.: Научно-практический центр СПО-ФДО, 2016. - 47 с.

4. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» № 536 от 29 октября 2015 года.

5. Харланова, Е.М. Научно-методическое сопровождение деятельности первичных организаций «Российского движения школьников»: концептуальные основы [Текст] / Е.М. Харланова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 101-105.

References

1. Alieva L.V. Modeling as a method to realize system approach. Voprosy vospitania. 2014. № 4. P. 9-13. [in Russian]

2. Dimukhametov R.S. Model of "School-Legal Environment" education system. Problemy i perspektivy razvitia sovremennoi semii. Chelyabinsk: Izd-v- ChGPU, 2008. P.297-307. [in Russian]

3. Methodological guidefor the senior counselor of an educational organization. By Levanova E.A., Popova S.Yu., Prokokhina M.I., Korshunov A.V. M.: Nauchno prakticheskii tsentr SPO-FDO, 2016. P.47. [in Russian].

4. Decree of the President of the Russian Federation " On creating the Russian state and public organization of children and young people "Russian Movement of School Students", № 536 of 29 October 2015. [in Russian].

5. Kharlanova E.M. Scientific and methodological support of the activities of primary divisions of Russian Movement of School Students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2016. № 10. P. 101-105. [in Russian].

Сведения об авторе: Харланова Елена Михайловна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: harlanova_em@mail.ru

Information about author: Kharlanova Elena Michailovna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Inclusive and Special Education, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: harlanova_em@mail.ru

к го

О

m

ф

s

Œ Ч

X

<

<

(О X s

s И

od

УДК 378 ББК 74.480

М.В. Циулина, Л.А. Андриевская

процессная модель независимой оценки качества подготовки студентов

педагогического вуза в условиях

«_» _

сетевого взаимодействия1

В статье рассмотрен механизм независимой оценки качества подготовки студентов педагогического вуза, который представлен в виде процессной модели. В предложенной авторами модели процесс независимой оценки качества подготовки студентов построен в условиях педагогического высшего образования и сетевого взаимодействия на основе опыта Межрегионального сетевого педагогического университета.

Ключевые слова: независимая оценка, качество подготовки студентов, высшая школа, процессная модель, сетевое взаимодействие.

M.V. Tsiulina, L.A. Andrievskaya

process model of independent assessment of pedagogical university students training in networking conditions2

Mechanism of in networking conditions represented as a process model is discussed. The proposed model views the process of pedagogical university students training independent assessment built in networking conditions of pedagogical education in inter-regional networking pedagogical university.

Key words: independent assessment, students training quality, higher school, process model, networking.

Модернизация педагогического об- дагога на профессиональный стандарт разования и ориентация подготовки пе- предполагает независимую оценку каче-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 14.04.2017 г. № 16-459 по теме «Независимая оценка качества подготовки студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия».

2 The article is financially supported by Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev research contract of 14.04.2017, № 16-459, "Independent quality assessment of pedagogical university students training in networking conditions").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.