Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА'

ВКЛЮЧЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Е. С., Сайфутдинова Г. С.

Цель - формирование личности гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности. Методы исследования теоретический анализ научной литературы и изучение нормативных документов, обобщение, синтез, контент-анализ. Результаты исследования: социальное проектирование рассмотрено как актуальный метод социального воспитания в системе дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению; гражданско-патриотическое воспитание представлено как часть общего воспитательного процесса, способствующего формированию у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитанию чувства гордости за малую родину и наше Отечество; проанализированы детские социальные проекты: по увековечиванию памяти погибших земляков; сохранению традиций малой родины; благоустройству пришкольных территорий и улиц родного города (села, поселка); решению проблем экологии родного края; созданию органов детского самоуправления; развитию толерантности в обществе и в отношениях между людьми; пропаганде здорового образа жизни среди современной молодежи. Научная новизна результатов исследования: уточнена педагогическая сущность понятия «социальное проектирование» как продуктивный метод воспитания, который направлен на практическое решение определенных социальных проблем у подрастающего поколения, способствующий формированию гражданской позиции, чувства патриотизма в отличие от существующих исследований близких по смыслу дефиниций: актуальный метод воспитательной работы школы (Ю. В. Громыко, Л. А. Хорькова), в системе дополнительного образования детей (А. Н. Варенцова), культурно-досуговой деятельности (Е. В. Олейник) для формирования гражданского общества (Г. М. Криницкая); определена и экспериментально проверена реализация метода социального проекта, обеспечивающего организацию гражданско-патриотического воспитания обучающихся на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» (далее - ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко). Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогами дополнительного образования при разработке конкурсов, программ и технологий целенаправленного формирования гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Е. С., Сайфутдинова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCLUSION OF CREATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE FUTURE ENGINEER

The purpose of the study: the introduction of creative technologies in the educational process of future engineers. Research methods: theoretical and empirical methods of pedagogical research. Theoretical methods of the conducted pedagogical research: - the method of comparative analysis. Empirical research methods: - method of pedagogical observation - study and generalization of pedagogical experience. Research results: according to the theoretical analysis of scientific works in the context of the research topic and the results of their own work, the content of the concept of “creative technologies” is clarified, its resource of economic, social life, its pedagogical activity is determined; the mechanisms of the influence of creativity on the success of the professional development of the future engineer are identified. Scientific novelty: the structural components of creative technologies are defined: conceptual, substantive, procedural, program and methodologist. The principles of creative technology are presented.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА»

Pedagogy ' Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3 — 4 (2021) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

УДК 37 DOI: 10.29013/AJH-21-3.4-17-22

Е. С. МИХАЛЕВА, 1 Г. С. САЙФУТДИНОВА, 2

1ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко» 2 Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана

ВКЛЮЧЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Аннотация

Цель исследования: внедрение креативных технологий в образовательный процесс будущих инженеров.

Методы исследования: теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Теоретические методы проводимого педагогического исследования: - метод сравнительного анализа. Эмпирические методы исследования: - метод педагогического наблюдения; - изучение и обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования: согласно теоретическому анализу научных трудов в контексте темы исследования и результатам собственного труда, уточнено содержание понятие «креативные технологии», определен его ресурс экономической, общественной жизни, его педагогической деятельности; выявлены механизмы влияния креативности на успешность профессионального развития становления будущего инженера.

Научная новизна: определены структурные компоненты креативных технологий: концептуальный, содержательный, процессуальный, программно-методический. Представлены принципы креативной технологии: психологической комфортности, исследовательской активности, коллективной инженерно-творческой деятельности, принцип творческой самореализации и адаптации, принцип креативности.

Практическая значимость: Используемые креативные технологии: технологии исследовательской активности (метод фантастических гипотез, метод Скампер, «мозговая атака», инсерт, приключенческая quest-игра, прием составления кластера), технология решения изобретателских заданий (ТРИЗ Г. С. Альтшуллера, метод проектов); игровые интерактивные технологии (тренинг «Стратегия Диснея», quest-игра); технология креативности.

Внедрение результатов исследования как результат международного открытого вебинара по креативным технологиям в дистанционном формате на онлайн площадке Zoom.

Ключевые слова: креативность; креативные технологии; инженер; инженерное образование; инженерное творчество; метод фантастических гипотез; метод Скампер; инсерт.

Для цитирования: Михалева Е. С., Сайфутдинова Г. С. Включение креативных технологий в образовательную деятельность будущего инженера // Austrian Journal ofHumanities and Social Sciences, 2021, №3-4. - С. 17-22. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-21-3.4-17-22

Введение

Современные условия создания единого экономического пространства неизбежно ставят перед необходимостью включения в креативных технологий в образовательную деятельность будущего инженера.

Исходя из современного уровня развития педагогической науки и практики, креативная технология - это средство развития креативности обучаю-

щихся, применяемое педагогами в образовательном процессе.

Опираясь на опыт собственных практических исследований мы даем следующее определение: креативные технологии - это осознанный, целенаправленный эффективный процесс мыследеятельности будущего инженера, с гарантированным прогнозом креативного продукта.

PREMIER

Publishing

Pedagogy

Выявления перспективных средств и методов обучения является актуальным вопросом в современных условиях образования. При этом наибольшее затруднение в переосмыслении и применении на практике вызывают креативные технологии в инженерном образовании.

Цель исследования внедрение креативных технологий в образовательный процесс будущих инженеров. Креативные технологии в нашем исследовании рассматриваются как конкретный процесс мыследе-ятельности, целью которого является повышение результативности образовательного процесса в контексте оперативных стратегических целей инженерного образования с гарантированным прогнозом креативного продукта. Целью нашего исследования является применение креативных технологий в процессе обучения, направленное на формирование креативности будущих инженеров.

В нашем исследовании определены базовые составляющие креативных технологий, применяемые в образовательной деятельности будущего инженера. Вслед за В. Г. Рындак, выделим структурные компоненты креативных технологий: концептуальный, содержательный, процессуальный, программно-методический. Дадим им краткую характеристику [1].

Концептуальный компонент креативной технологии предполагает включение в процесс подготовки будущего инженера творческой деятельности, провоцирующей их на создание новой, уникальной руководящей идеи, принципов креативной технологии и гипотезы [2].

Креативные технологии включают совокупность следующих принципов:

- принцип коллективной инженерно-творческой деятельности, способствует проявлению активной познавательной деятельности, которая заключается в желании обучающегося принимать участие в обсуждениях на занятиях, использовать полученные знания среди ровесников для решения актуальных для них проблем, тем самым обучающийся получает личный опыт, усваивая общественный; подразумевает развитие потенциала обучающихся в компромиссном сочетании с достигнутым уровнем результата в коллективе, где подразумевается, что личный потенциал ребенка отражается на полноте выполненной работы команды и отражает значение коллективных действий [1];

- принцип психологической комфортности содержится в создании доброжелательной атмосферы

посредством диалоговых форм общения, преимущественно с поощрением инициатив будущих инженеров;

- принцип исследовательской активности опирается на результат собственных усилий, мотивацию научного поиска обучающегося, исходя из собственных знаний, убеждений, умений собственных суждений; Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных исследовательских работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности.

- принцип творческой самореализации и адаптации направлен на ориентации и разрешение нестандартных ситуаций;

- принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в подготовке будущего инженера к выявлению и развитию творческих способностей студента, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Содержательный компонент нацелен на личностную структуру потенциала будущего инженера в развитии его интеллектуального, творческого, духовно-нравственного и ценностного компонента в действенно-практической и эстетико-нравственной сфере личности. По мере изменения состояния личности, проживаемого в содержательном компоненте, происходят изменения поведенческой модели, которые способны генерировать множество оригинальных идей.

Свободные ассоциации и генерации идей, характер содержания образования (сомнения и предположения, источник нового поиска), формы изложения - включает содержательный компонент креативной технологии [3].

Применение креативных методов и средств в обучении характеризуется процессуальным компонентом, который способствует рефлексивной деятельности путем поиска противоречий. Данный компонент обеспечивает активизацию научно-поисковой деятельности будущего инженера и характеризуется дополнительными информационными ресурсами, организационными и базовыми формами креативного процесса.

Согласно проведенным теоретическим и эмпирическим исследованиям, на данный момент актуальны креативные технологии, обеспечивающие эффективную подготовку будущего инженера в образовательной деятельности:

• технология креативного обучения (метод си-нектики, мозговая атака);

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

• технология научно-исследовательской активности (инсерт, метод фантастических гипотез, Скампер, метод составления кластера);

• технология решения изобретательских заданий (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера;

• игровые интерактивные технологии (тренинг «Стратегия Диснея», quest-игра) [4].

Технология креативного обучения нацелена на формирование самостоятельного творческого процесса мыследеятельности и развитие навыков решения задачи в ситуации новизны. В качестве продуктивного способа ассоциаций и аналогий является общеизвестный метод «мозговых атак», который позволяет обучающимся развить мышление на уровне подсознательной активности [5].

Технология Альтрушера1 позволяет найти идеальное решение инженерных исследовательских задач, путем устранения технических противоречий.

Особое место в нашем исследовании отводится технологии научно-исследовательской активности. Действенным способом генерации множества оригинальных идей является метод фантастических гипотез. Фантастические гипотезы - это предположение, предвидение ситуации, которое дает возможность обучающимся проявить фантазию в процессе инженерного образовательного процесса и впоследствии активно применять на практике [6].

Прием, позволяющий обучающемуся отследить свое понимание прочитанного задания, относится к «интерактивной системе записи для эффективного чтения и размышления» («инсерт»). Педагоги, применяя примем инсерт, организуют работу в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Данный прием способствует формированию умений ранжировать информацию по степени новизны; развитию умений анализировать и классифицировать информацию; отстаиванию своей точки зрения. Стимулирование новых идей просматривается в методике Скампер (Scamper). Аббревиатура «SCAMPER» указывает на значение каждой буквы слова, характеризующее самостоятельный способ работы над решением изучаемой пробле-

мы: замещение компонентов, объединение с другими объектами или действиями; адаптация или изменение функции, увеличение или уменьшение, использование для других целей, удаление элементов или их упрощение, перестановка действия. Методика Scamper2 оказала положительное влияние на формирование креативности будущего инженера, позволила не только увидеть проблему с одной стороны, но рассмотреть ее с разных аспектов, объединив при этом не сопоставимые, на первый взгляд, способы и действия [6; 7; 8].

Приключенческая quest-игра- это не только увлекательная игра, это постановка проблемы, реализующая задания воспитательного или образовательного характера. Она предполагает применение элементов сюжетной и ролевой игры, которая связана с поиском информации для решения, поставленной перед будущим инженером задачи. Для квест-игры могут затрагиваться информационные ресурсы, в том числе и в сети Интернет. Квест-игра может включать одновременно несколько форм: интеллектуальное соревнование, мини-проект, деловая игра, массовая акция и другие [9].

Графическим способом организации предлагаемого материала на занятиях, позволяющим сделать наглядными мыслительные процессы, является прием составления кластера, который способствует полному погружению будущего инженера в заданную тему. В работе с кластером необходимо записывать все, что ассоциируется с поставленной задачей и не прекращать, пока не закончится весь поток идей. Важно предоставить обучающимся возможность проявить инициативу и дать волю воображению и даже интуиции.

Данный способ мы применяли в процессе создания и реализации коммерческих молодежных научных проектов.

Заключительным компонентом креативной технологии является программно-методическое обеспечение образовательного процесса будущего инженера, а именно: методические и учебные пособия, учебные планы и программы, дидактические материалы и инструментарий, наглядные и технические средства обучения. Разработан комплекс учебно-методических

1 Еремина Л. И., Нагорнов Ю. С., Нагорнова А. Ю. Технологии креативного развития студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. 2013.- № 1-1.- С. 78-81. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30879 (дата обращения: 04.05.2021).

2 Kamis A. The effectiveness of SCAMPER techniques on creative thinking skills among fashion design vocational college [Электронный ресурс] / Kamis A., Widihastuti Kob C. G.C., Hustvedt G., Saad N. M., Jamaluddin R., Bujeng // Eurasia J. Biosci. 2020.- № 14. - P. 4109-4117.Режим доступа: URL: http://www.ejobios.org/download/the-effectiveness-of-scamper-techniques-on-creative-thinking-skills-among-fashion-design-vocational-8055.pdf.- Загл. с экрана.

теоретических и практических навыков, необходимых для освоения креативных технологий с последующим применением в профессиональной деятельности. Каждый слушатель смог не только получить методическую поддержку, но и применить полученные теоретические знания на практике. Так, например, абитуриенты смогли выполнить несколько заданий. Одно из заданий: заполнить кластер по заданной теме, составить свой мини-проект, используя креативные технологии.

Выводы и перспективы Необходимость актуализации творческого потенциала будущих инженеров и целенаправленного педагогического воздействия на развитие креативных способностей их личности продиктованы быстро меняющейся социокультурной ситуацией, когда наиболее ценными становятся творческая продуктивность, нестандартность решений, оригинальность и социальная значимость результата деятельности профессионала в любой сфере жизни. Достижение результатов происходит за счет своевременного внедрения креативных технологий при теоретическом и практическом обучении.

Таким образом, внедрение креативных технологий в образовательный процесс будущего студента технического вуза; организация совместной творчество преподавателей и студентов; безопасное пространство творческой деятельности в современном техническом образовании отвечает вызовам социума. Это позволяет повысить результативность образовательного процесса.

Активное использование преподавателями креативных технологий в процессе обучения студентов в вузе позволит значительно повысить уровень подготовки будущих инженеров, способных творчески подходить к решению проблем в ситуациях неопределенности [4].

Список литературы:

1. Бугакова Е. В. Организация креативного взаимодействия в профессиональном самоопределении обучающихся / Е. В. Бугакова, Д. В. Мирошникова // KANT. 2019.- № 2 (31).- С. 28-32.

2. Каверина Е. А. «Креативные» идеи в коммуникационных технологиях / Е. А. Каверина // Вестник РГГУ 2010.- № 15 (58).- С. 79-86.

3. Медведь А. А. Институт креативного образования как способ инвестирования в человеческий капитал РФ / А. А. Медведь, А. П. Медведь // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015.- № 4.- С. 136-144.

4. Еремина Л. И., Нагорнов Ю. С., Нагорнова А. Ю. Технологии креативного развития студентов технических вузов // Фундаментальные исследования. 2013.- № 1-1.- С. 78-81. URL: http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=30879 (дата обращения: 04.05.2021).

5. Михалева Е. С. Подготовка педагогов к использованию креативных технологий в системе допобразования детей // Дополнительное образование и воспитание.- Москва, 2020.- № 1.- С. 3-6.

материалов по внедрению креативных техник в образовательный процесс будущих инженеров [3].

Следовательно, креативные технологии являются многофункциональным результативным процессом мыс-ледеятельности, оказывающим положительное значение на формирование креативности будущего инженера. При этом обучающиеся, выбирая оригинальные решения в проблемных вопросах или ситуациях, смогут успешно самоопределиться в профессиональной среде [4].

В нашем исследовании выделялись условия, которые необходимы для реализации креативных технологий в образовательном процессе будущих инженеров с наибольшей продуктивностью:

- формирование «интеллектуальной культуры» будущего инженера, овладение современной методологией творчества, методами постановки и решением актуальных проблем;

- ориентация на восприятие будущего инженера как самообучающегося в процессе творческой деятельности [5];

- реализация креативно-рефлексивной образовательной среды.

Результаты исследования Для практического внедрения в образовательный процесс креативных технологий в системе деятельности инженерного профессионального образования, на базе двух образовательных учреждений: ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поля-ничко» г. Оренбурга (Россия) и Международного образовательного холдинга "Gaudeamus" г. Уральск (Казахстан) был проведен открытый обучающий вебинар на платформе ZOOM. Цель вебинара - формирование

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

6. Мирошникова Д. В. К вопросу о креативности и инновационности будущего будущего учителя / Д. В. Ми-рошникова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научн.-практ. конференции с междун. участием.- Ульяновск, 2017.- С. 318-322.

7. Сенько Ю. В. Авторская позиция преподавателя в методике / Ю. В. Сенько // Известия Алтай. гос. ун-та. 2014.- № 2 (82).- Т 1.- С. 58.

8. Цырельчук Н. А. Культура делового партнерства в профессиональном образовании / Н. А. Цырельчук, С. Н. Анкуда, Е. Г. Ручаевская.- Минск: МГВРК, 2011.- 548 с.

9. Чмир Р. А. Использование квест-технологий в образовательной деятельности высших и средних образовательных учреждений / Р. А. Чмир, Ю. А. Федулова, В. П. Николашин // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. 2016. - № 1.- С. 75-79.

10. Kamis A. The effectiveness of SCAMPER techniques on creative thinking skills among fashion design vocational college [Электронный ресурс] / Kamis A., Widihastuti Kob C. G. C., Hustvedt G., Saad N. M., Jamaluddin R., Bujeng // Eurasia J. Biosci. 2020. - № 14.- P. 4109-4117.Режим доступа: URL: http://www. ejobios.org/download/the-effectiveness-of-scamper-techniques-on-creative-thinking-skills-among-fashion-design-vocational-8055.pdf.- Загл. с экрана.

Информация об авторах:

Михалева Eкатерина Cергеевна, кандидат педагогических наук, ГАУДО «Оренбургский областной

Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»

E-mail: sckoriantowa@yandex.ru

Сайфутдинова Г. С., Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана

ORCID: 0000-0002-7298-0912

E. S. MIKHALEVA, 1 G.S. SAYFUTDINOVA, 2

1GAUDO "Orenburgskij oblastnoj Dvorec tvorchestva detej i molodyozhi im. V. P. Polyanichko", otdel "Centr vospitatel'noj raboty izanyatosti detej v kanikulyarnyj period"

2 West Kazakhstan Agrarian and Technical University named after Zhangir Khan

THE INCLUSION OF CREATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE FUTURE ENGINEER

Abstract

The purpose of the study: the introduction of creative technologies in the educational process of future engineers.

Research methods: theoretical and empirical methods of pedagogical research. Theoretical methods of the conducted pedagogical research: - the method of comparative analysis. Empirical research methods: - method of pedagogical observation - study and generalization of pedagogical experience.

Research results: according to the theoretical analysis of scientific works in the context of the research topic and the results of their own work, the content of the concept of "creative technologies" is clarified, its resource of economic, social life, its pedagogical activity is determined; the mechanisms of the influence of creativity on the success of the professional development of the future engineer are identified.

Scientific novelty: the structural components of creative technologies are defined: conceptual, substantive, procedural, program and methodologist. The principles of creative technology are presented.

Keywords: creativity; creative technologies; engineer; engineering education; engineering creativity; method of fantastic hypotheses; Scamper method; insert.

References:

1. Bugakova E. V. Organizaciya kreativnogo vzaimodejstviya v professional'nom samoopredelenii obuchayush-chihsya [Organization of creative interaction in the professional self-determination of students] KA.NT. 2019.-No. 2(31).- P. 28-32.

2. Kaverina E. A. "Kreativnye" idei v kommunikacionnyh tekhnologiyah [Creative ideas in communication technologies] Vestnik RGGU. 2010.- No. 15(58).- P. 79-86.

3. Medved' A. A. Institut kreativnogo obrazovaniya kak sposob investirovaniya v chelovecheskij kapital RF [Institute of Creative Education as a way of investing in the Human capital of the Russian Federation]. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya "Ekonomika i ekologicheskij menedzhment". 2015.- No. 4.- P. 136-144.

4. Eremina L. I., Nagornov YU. S., Nagornova A. YU. Tekhnologii kreativnogo razvitiya studentov tekhnicheskih vuzov [Technologies of creative development of students of technical universities]. 2013.- No. 1-1.- P. 78-81. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30879 (data obrashcheniya: 04.05.2021).

5. Mihaleva E. S. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniyu kreativnyh tekhnologij v sisteme dopobrazovaniya detej [Preparation of teachers for the use of creative technologies in the system of additional education of children].-Moskva, 2020.- No. 1.- P. 3-6.

6. Miroshnikova D. V. K voprosu o kreativnosti i innovacionnosti budushchego budushchego uchitelya [On the question of creativity and innovation of the future future teacher]. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy nauchn.-prakt. konferencii s mezhdun. uchastiem.- Ul'yanovsk, 2017.- P. 318-322.

7. Sen'ko YU. V. Avtorskaya poziciya prepodavatelya v metodike [The author's position of the teacher in the methodology] Izvestiya Altaj. gos. un-ta. 2014.- No. 2(82).- Vol. 1.- 58 p.

8. Cyrel'chuk N. A. Kul'tura delovogo partnerstva v professional'nom obrazovanii [Business partnership culture in professional education] Minsk: MGVRK, 2011.- 548 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. CHmir R. A. Ispol'zovanie kvest-tekhnologij v obrazovatel'noj deyatel'nosti vysshih i srednih obrazovatel'nyh uchrezhdenij [The use of quest technologies in the educational activities of higher and secondary educational institutions]. Tekhnologii pishchevoj i pererabatyvayushchej promyshlennosti APK-produkty zdorovogo pi-taniya. 2016.- No. 1.- P. 75-79.

10. Kamis A. The effectiveness of SCAMPER techniques on creative thinking skills among fashion design vocational college [Elektronnyj resurs] / Kamis A, Widihastuti, Kob C. G. C., Hustvedt G., Saad N. M., Jamaluddin R., Bujeng // Eurasia J. Biosci. 2020.- No. 14. - P. 4109-4117.- Rezhim dostupa: URL: http://www.ejobios.org/ download/the-effectiveness-of-scamper-techniques-on-creative-thinking-skills-among-fashion-design-vocation-al-8055.pdf.- Zagl. s ekrana.

Information about the authors

Ekaterina S. Mikhaleva, Candidate of Pedagogical Sciences, GAUDO "Orenburg Regional Palace of Children and Youth Creativity named after V.P. Polyanichko" E-mail: sckoriantowa@yandex.ru

G.S. Sayfutdinova, Zhangir Khan West Kazakhstan Agrarian Technical University ORCID: 0000-0002-7298-0912

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.