Научная статья на тему 'Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся (на примере суворовского училища)'

Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся (на примере суворовского училища) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3477
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Е. М., Шабля И. Н.

В статье представлен опыт организации и осуществления такого важного направления воспитательной работы как формирование и воспитание будущего патриота и гражданина своей Родины; представлено содержание гражданско-патриотического воспитания; описаны виды деятельности, в которые можно включать воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся (на примере суворовского училища)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА)

© Воронцова Е.М.* *, Шабля И.Н.*

Уссурийское суворовское военной училище Министерства обороны Российской Федерации, г. Уссурийск

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье представлен опыт организации и осуществления такого важного направления воспитательной работы как формирование и воспитание будущего патриота и гражданина своей Родины; представлено содержание гражданско-патриотического воспитания; описаны виды деятельности, в которые можно включать воспитанников.

Ключевые слова патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, программа воспитательной работы.

На сегодняшний день в нашей стране принята и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4], которая определяет воспитательную работу в современной школе в свете перехода на новые образовательные Стандарты общего образования. В документе определены цель, задачи, принципы и основные направления воспитания. Среди направлений воспитательной работы авторы документа особо выделяют направление, связанное с воспитанием гражданственности и патриотизма.

Данное направление воспитательной работы очень важно для государства и общества, поскольку, как отмечают В.И. Лутовинов и С.И. Мешкова [5], отечественная система образования всегда испытывала проблемы и сложности связанные с воспитанием у учащихся чувства патриотизма, вызванные как объективными, так и субъективными причинами. Однако, необходимость этого направления не вызывает сомнений, ведь с его помощью происходит формирование российской идентичности и мировоззренческое самоопределение учащихся. Кроме того, происходит формирование таких качеств личности, как высокое патриотическое сознание; верность Отечеству; готовность к выполнению конституционных обязанностей; уважение традиций и истории Отечества, города, семьи, образовательного учреждения; осмысление себя как гражданина общества.

* Педагог-организатор Уссурийского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики Школы педагогики Дальневосточного федерального университета.

Теория и методика обучения и воспитания

87

Сегодня во всех образовательных учреждениях, начиная с детского сада, заканчивая системой профессионального образования, ведется активная работа по гражданско-патриотическому воспитанию. В практике работы Уссурийского суворовского военного училища такое направление также присутствует. Ему уделяется пристальное внимание в ходе воспитательной работы. И это не случайно, поскольку воспитанник суворовского училища - это будущий офицер, который должен любить и уважать свою Родину, прививать, в последующем, это чувство своим подчиненным.

Гражданско-патриотическое воспитание в училище осуществляется посредством включения учащихся (воспитанников) в следующие виды деятельности:

1. Встречи с ветеранами Великой отечественной войны; членами общественных организаций; ветеранами труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

2. Посещения военно-мемориальных комплексов, военно-исторических музеев города Уссурийска и Приморского края. В частности, Уссурийского гарнизона; 5 Краснознаменной общевойсковой армии; Драматического театра Восточного военного округа.

3. Участие в тематических акциях различных уровней (Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», училищная акция «Милосердие»).

4. Подготовка к концертам, посвященным праздничным датам: Дню образования училища, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню знаний, Дню вручения суворовских погон.

5. Систему классных часов гражданско-патриотического направления воспитательной работы (18 часов в год).

6. Занятия в кружках туристическо-краеведческого направления (археологический клуб «Резерв», «Юный десантник», «История военного образования Приморского края», «Солдаты победы - история подвига»).

7. Экскурсии в рамках Дней открытых дверей в воинские части, расположенные на территории города и края.

8. Участие в смотрах строевой песни.

9. Участие в смотрах стенной печати.

10. Коллективно-творческая деятельность (КТД в роте, во взводе), направленная на развитие творческих способностей и социализацию обучающихся в рамках данного направления воспитательной работы.

11. Мероприятия выходного и праздничных дней; мероприятия каникулярного периода и летней творческой школы.

12. Участие суворовцев в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней.

При реализации всех этих видов деятельности в своей работе мы опираемся на «Методические рекомендации» [3] в которых рассматривается

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

специфика и особенности воспитания учащихся; представлены основные принципы работы; подробно раскрывается содержание каждого из направлений воспитательной деятельности.

В целях осуществления работы по гражданско-патриотическому воспитанию нами разработана программа по данному направлению воспитательной деятельности, включающая в себя тематику классных часов для учащихся (см. табл. 1). При ее разработке мы опирались на методические работы, раскрывающие некоторые аспекты данного направления деятельности. К числу таких работ можно отнести статьи и методические пособия следующих авторов: Д.В. Григорьева [1], Е.Ю. Ижогиной [2], В.А. Горского [6], Е.Н. Степанова [7], П.В. Степанова [8]. При составлении плана большое внимание уделено активным методам обучения и воспитания, позволяющим учащимся выразить и высказать собственную позицию и мнение.

Тематика классных часов

Таблица 1

5 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитриевым Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (21.09.1380 г.) 09

2. День информирования. «День танкиста» 09

3. «Жизнь, ставшая легендой».А.В. Суворов, в рамках дня информирования 10

4. «День снятия блокады города Ленинграда» (27.01.1944 г.) 01

5. «День защитника Отечества» 02

6. «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве» (23.08.1943 г.) 03

7. «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» (Ледовое побоище, 18.04.1242 г.) 04

8. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне» 05

Профессия во славу России

9. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

10. «История герба России», классный час 12

11. День информирования. «День спасателя РФ» 12

12. «Украденное детство. Дети на войне», классный час 04

Традиции России

13. «Символы России», игра 10

14. «Рождество Христово в истории России», в рамках дня информирования 01

15. «Русская масленица», классный час 03

16. «Голубь мира», классный час 05

Страницы великой истории

17. «День октябрьской революции 1917 года» 11

18. День информирования. «Города-герои», виртуальное путешествие 02

6 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1. «День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией» (08.09.1812 г.) 09

2. День информирования. «Международный день мира» 09

Теория и методика обучения и воспитания

89

Продолжение табл. 1

3. «День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» (07.11.1941 г.) 11

4. «День защитника Отечества» 02

5. «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» (Ледовое побоище, 18.04.1242 г.) 04

6. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

7. День информирования. «День рождения Российского флота» (1696 г.) 10

8. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

9. День информирования. «День спасателя РФ» (27.12.1995 г.) 12

10. «История флага и гимна России», классный час 12

11. «Веселая масленица - как это было 100 лет назад», классный час 03

12. «Путь в космос», классный час 04

Страницы великой истории

13. «Сын полка», классный час 10

14. «Пионеры герои ВОВ», классный час 01

15 День информирования. «Города-герои», виртуальное путешествие 02

16. «У войны не женское лицо», кинолекторий с просмотром фильма «А зори здесь тихие» 03

17. «О чем говорят солдатские письма», классный час 05

18. «О героях былых времен. Защитники Брестской крепости», классный час 05

7 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1. День информирования. «День солидарности в борьбе с терроризмом» 09

2. «День Победы русской армии под командованием Петра первого над шведами в Полтавском сражении» (10.07.1709 г.) 09

3. «День народного единства» (04.11.1612 г.) 10

4. День информирования. «День Ракетных войск стратегического назначения» (17.12) 12

5. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (24.12.1790 г.) 12

6. «День защитника Отечества» 02

7. «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» (Ледовое побоище, 18.04.1242 г.) 04

8. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

9. «Гордо реет Андреевский флаг» (История парусного флота России), в рамках дня информирования 10

10. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

11. «Духовные традиции офицеров русской армии», классный час 03

Традиции России

12. |«О чем говорят солдатские письма», классный час |05

Страницы великой истории

13. «Герои земли русской. Подвиг И. Сусанина», классный час 10

14. «Детство, опаленное войной», классный час 01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. «Партизанское движение», в рамках информирования 01

16. «Герои Советского союза - наши земляки» 02

17. «Марина Раскова - женщина-штурман России» 03

18. «Путь в космос», классный час 04

90

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Продолжение табл. 1

8 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1 «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра» (11.09.1790 г.) 09

2. День информирования. «День солидарности в борьбе с терроризмом» 09

3. «День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут» (09.08.1714 г.) 10

4. «День военного разведчика (05.11.1918 г.), классный час 11

5. «День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (24.12.1790 г.) 12

6. «День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп» (01.12.1853 г.) 12

7. «День памяти воинов - интернационалистов», классный час 02

8. День информирования. «День войск противовоздушной обороны» 04

9. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

10. «Ордена и медали РФ», в рамках дня информирования 10

11. «История русского военного мундира», в рамках дня информирования 01

12. «Легендарный путь инженерных войск», классный час 01

13. «Герои - мои однофамильцы», классный час 03

Традиции России

14. «День защитника Отечества» 02

15. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

Страницы великой истории

16. «День освобождения узников фашистских концлагерей», в рамках дня информирования 03

17. «А.И. Маресьев - подвиг вчера и сегодня», классный час 04

18. «Подвиг разведчика. Н.И. Кузнецов», классный час 05

9 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1. «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра» (11.09.1790 г.) 09

2. «Праздник белых журавлей», классный час 10

3. «День народного единства» (04.11.1612 г.) 11

4. «День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп» (01.12.1853 г.) 12

5. «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» (05.12.1941 г.) 12

6. «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» (02.02.1943 г.) 02

7. «День защитника отечества» 02

8. День информирования. «Берлинская операция» (16.04-08.05.1945 г.) 04

9. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

10. День информирования. «Международный день памяти жертв фашизма» 09

11. День информирования. «День космических войск» (04.10.1957 г.) 10

12. День информирования. «День Тихоокеанского флота» (21.05. 1731 г.) 05

13. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

Традиции России

14. | «Рождество Христово в истории России», классный час 01

Теория и методика обучения и воспитания

91

Продолжение табл. 1

15. «Великие полководцы победы», классный час в рамках информирования 03

16. «Военные геральдические знаки Вооруженных сил РФ», классный час 03

17. «Русские обряды и традиции», классный час 04

Страницы великой истории

18. | «Я говорю с тобой из Ленинграда», классный час 101

10 класс

Дни воинской славы России

1. «День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией» (08.09.1812 г.) 09

2. «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве» (23.08.1943 г.) 09

3. «День народного единства» (04.11.1612 г.) 11

4. День информирования. «День Героев Отечества» (09.12) 12

5. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (02.02. 1943 г.) 02

6. День информирования. «Московская наступательная операция 1941-1942» 04

7. «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» (Ледовое побоище, 18.04.1242 г.) 04

8. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

6. День информирования. «День воздушно-десантных войск РФ» (02.08) 09

7. День информирования. «День подразделений специального назначения» (24.10.1950 г.) 10

8. День информирования. «День штурмана» (25.01.1701 г.) 01

9. День информирования. «День моряка-подводника» (19.03) 03

10. День информирования. «День пограничника» (28.05.1918 г.) 05

Традиции России

12. День информирования «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

13. «День защитника Отечества» 02

Страницы великой истории

16. «Штрафные роты», классный час 12

17. День информирования. «День Героев Отечества», классный час 12

18. «Подвиг А. Матросова», классный час 03

11 класс

Дни воинской славы и памятные даты России

1. «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитриевым Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве» (21.09.1380 г.) 09

2. «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве» (23.08.1943 г.) 10

3. «День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» (07.11.1941 г.) 11

4. «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» (05.12.1941 г.) 12

5. «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» (02.02.1943 г.) 02

6. «День защитника Отечества» 02

7. «День Победы русской армии под командованием Петра первого над шведами в Полтавском сражении» (10.07.1709 г.) 03

92

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Окончание табл. 1

8. «День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» (Ледовое побоище, 18.04.1242 г.) 04

9. «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 05

Профессия во славу России

10. День информирования. «Международный день памяти жертв фашизма» 09

11. День информирования. «День таможенника РФ» (25.10.1653 г.) 10

12. День информирования. «Боевой путь и традиции Уссурийского СВУ» (01.12.1943 г.) 11

13 День информирования. «Владивосток - «Город воинской славы» (04.11.2010 г.) 12

14 «Традиции русского военного этикета», классный час 01

15 «Исторические традиции изготовления военных знамен в России» классный час, в рамках дня информирования 04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиции России

16 «Роль казачества в истории России», классный час в рамках дня информирования 03

17 День информирования. «День военного автомобилиста» (29.05.1910 г.) 05

Страницы великой истории

18 |«День памяти жертв Холокоста», классный час 01

Из табл. 1 видно, что план работы в рамках гражданско-патриотического воспитания построен по концентрическому принципу, о чем свидетельствует повторяющаяся тематика классных часов, которые, однако, содержательно при переходе из класса в класс усложняются. Кроме того, прослеживается взаимосвязь между содержанием некоторых учебных предметов (например, история и литература) и содержательной стороной плана.

Следует отметить, что при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо осуществлять усложнение деятельности. Усложнение будет происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход от регулирования поведения обучающегося со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и педагогами. По этой причине при переходе из класса в класс должны изменяться формы и виды деятельность учащихся. Чем старше становятся воспитанники, тем больше им необходимо давать возможности для выражения собственного мнения, обсуждения и дискуссии со сверстниками. По этой причине в своей деятельности мы применяем следующие формы работы: классные часы, КТД, тематические акции, посещения, экскурсии, праздники, конкурсы.

Также не нужно забывать и о том, что одним из элементов любой системы, в том числе и воспитательной (в независимости от направления), является дополнительное образование, способствующее развитию мотивации к творчеству, содействию личностному и профессиональному определению, приобщению к здоровому образу жизни. Выстроенная в училище система дополнительного образования оказывает неоценимую помощь при организации гражданско-патриотического воспитания.

Построенная таким образом работа по гражданско-патриотическому воспитанию, включающая в себя три взаимосвязанных между собой эле-

Теория и методика обучения и воспитания

93

мента (воспитательная деятельность, основное образование, дополнительное образование), позволяет формировать ответственного, целеустремленного, уважающего свое Отечество и его историю воспитанника, который в будущем станет полноправным членом общества нашей Страны.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Ижогина Е.Ю. Система работы классного руководителя старших классов / Е.Ю. Ижогина // Классный руководитель. - 2010. - № 2. - С. 46-54.

3. Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелёва. -М.: Просвещение, 2014. - 238 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

5. Лутовинов В.И. Проблемы воспитания патриотизма / В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 50-53.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. -111 с.

7. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. - 2006. - № 3. - С. 5-16.

8. Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. -127 с.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ПИСЬМЕННОМУ ПЕРЕВОДУ) СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

© Г абдуллина А.Ш.*

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В данной статье мы анализируем существующие методики обучения переводу и представляем свою методику обучения переводческой ком-

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.