использование знаний, умений, навыков для осознания учащимися значения полученного опыта. Здесь происходит мотивация к изучению математики через интерес к конечному результату проекта, поскольку проектная деятельность учит школьников решать разнообразные учебно-познавательные, прикладные ситуации или просто интересные проблемные задачи [8].
Когда процесс выполнения проектного замысла закончен, а участники достигают запланированного результата, следующим шагом является презентация полученного продукта. При подготовке участников к презентации следует помнить, что им нужно как можно лучше представить продукт, ради которого был организован проект.
Третьим функциональным компонентом методики является содержательный блок, выражающий содержание образования, заложенный в основу учебной и внеучебной проектной деятельности учащихся на занятиях. Необходимо большее внимание уделять проектам, связанным с учебной программой дисциплины. На занятиях важно вызвать познавательный запрос студентов, например:
- раскрывать межпредметные и интеграционные связи;
- включать в рабочую программу небольшие дополнения, которые направлены на формирование отдельных представлений, понятий, имеющих прикладной характер;
- решать задачи прикладного характера;
- разработать систему проблемных задач интеллектуально-практического характера [9].
Осуществив анализ научно-методической литературы, обобщив результаты наблюдений, нами определены общие требования к организации проектной деятельности на занятиях:
- целостность системы;
Библиографический список
- наличие различных типов заданий и связей между ними для формирования умения планировать свою деятельность;
- иерархическая подчиненность заданий;
- связь с учебно-воспитательной средой;
В основу педагогической работы по организации проектной деятельности положены следующие дидактические принципы:
- принцип целостности (влияние составляющих системы на формирование ее целостности);
- принцип научности и доступности (простейшие задачи по математике являются основой для построения более сложных);
- принцип систематичности (формирование умения работать самостоятельно и в группе над проектом, а также планировать свою деятельность осуществляется систематически и целенаправленно);
- принцип противодействия выработке стереотипа мышления (сохранение гармонии между рациональным и психоэмоциональным уровнями восприятия).
Итак, проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в новые нестандартные условия, расширяя границы школьных дисциплин. Проектная деятельность студента рассматривается с нескольких сторон: процесс - как работа по выполнению проекта; продукт - как материализованный результат; защита - как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Выполнение исследовательских проектов дает подрастающему поколению ключ к пониманию того, что знания, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются гораздо быстрее и прочнее, чем сухие факты и статистика.
1. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении. Исследовательская работа школьников. 2006; № 1: 100 - 107.
2. Knoll M. The Project Method: Its Vocational Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education. 2017; Vol. 34, № 3: 59 - 80.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Методист. 2010; № 1: 39 - 46.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. 2015; № 6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Available at: http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FG0S_373.pdf
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2015; № 9: 55 - 59.
7. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А. Структура и содержание проектной деятельности. Стандарты и мониторинг в образовании. 2014; № 4: 21 - 26.
8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2013; № №6: 33 - 38.
9. Степанова С.В. Организация проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. 2010; № 10.
References
1. Obuhov A.S. Ocenka 'effektivnosti primeneniya proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti v obuchenii. Issledovatel'skaya rabota Shkolnikov. 2006,; № 1: 100 - 107.
2. Knoll M. The Project Method: Its Vocational Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education. 2017; Vol. 34, № 3: 59 - 80.
3. Pahomova N.Yu. Proektnoe obuchenie - chto 'eto? Metodist. 2010; № 1: 39 - 46.
4. Guzeev V.V. «Metod proektov» kak chastnyj sluchaj integral'noj tehnologii obucheniya. Direkiorshkoly. 2015; № 6.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://obrpeterhof. ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf
6. Zemlyanskaya E.N. Uchebnye proekty mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2015; № 9: 55 - 59.
7. Kal'nej V.A., Matveeva T.M., Mischenko E.A. Struktura i soderzhanie proektnoj deyatel'nosti. Standarty imonitoring vobrazovanii. 2014; № 4: 21 - 26.
8. Sidenko A.S. Metod proektov: istoriya i praktika primeneniya. Zavuch. 2013; № №6: 33 - 38.
9. Stepanova S.V. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola. 2010; № 10.
Статья поступила в редакцию 09.12.19
УДК 372 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10143
Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
Krasnoshlyk Z.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: zina.solovevа@mail.ru
TECHNOLOGICAL REFERENCE POINT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF RSO-ALANIA. Ethno-cul-tural education of preschoolers is a process of formation of the personality loving his homeland, proud of historical achievements of his people and culture. The territory with which the history of the people is connected, a corner of the native land, is closely connected and is one of the deepest sources of patriotic feelings. The article presents a theoretical analysis of ethno-cultural education of preschool children, identifies features of ethno-cultural education of older preschoolers, systematizes the technology of ethno-cultural education of preschoolers, proposes a partial program "Preschooler in the world of culture of the native land" on the materials of RSO-Al-ania, developed in accordance with the requirements of the GEF DO.
Key words: technology, technological reference point, ethno-cultural education, partial program, culture of native land, preschool education, socio-cultural values.
С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
E-mail:[email protected]
З.П. Краеношлык, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
E-mail: zina.solovevа@mail.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РСО-АЛАНИЯ
Этнокультурное образование дошкольников - процесс формирования личности, любящей свою Родину, гордящейся историческими свершениями своего народа и своей культурой. Территория, с которой связана история народа, уголок родной земли, являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Воспитание гражданина, будущего патриота своего родного края, знающего и любящего свою Родину, способного возрождать и созидать будущую Россию, - задача, которую возможно решить в процессе познания и усвоения исторического опыта народа, его обычаев, обрядов, традиций, культуры. Теоретический анализ этнокультурного образования детей дошкольного возраста определил разработку парциальной программы «Дошкольник в мире культуры родного края» на материалах РСО-Алания в свете требований ФГОС ДО.
Ключевые слова: технологический ориентир, этнокультурное образование, парциальная программа, культура осетинского народа, дошкольное образование.
В настоящее время происходит утрата многих культурных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Исследователи (И.Н. Андреева, А.О. Бороноев, Т.В. Кружилина и др.) связывают это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Возникает потребность в системе образования, обеспечивающей воспитание высоконравственной, толерантной и свободной личности с позитивной национальной идентичностью [4], [5].
Дошкольное образование, являясь начальным звеном системы общего образования, призвано формировать у детей первичные представления о малой родине и Отечестве, развивать у детей представления о социокультурных ценностях народа, отечественных традициях и праздниках, истории и культуре, планете Земля, многообразии мира природы, народов, ее населяющих. Этнокультурное образование детей - одно из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Для того чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо с раннего детства приобщать дошкольников к культурным традициям своего народа. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, края [1], [2], [3].
Исследования, посвященные приобщению дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, края, страны, связаны с изучением определенных механизмов социализации, формированием социальной компетенции ребенка дошкольного возраста (Е.П. Арнаутова и др.), восприятием детьми окружающего мира предметов (О.А. Артамонова и др.), социализацией детей дошкольного возраста (гражданское, патриотическое и правовое воспитание) средствами музейной педагогики (С.А. Дудникова и др.); развитием у дошкольников ценностного отношения к родному городу средствами архитектуры, истории и культуре родного края (О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, РМ. Чумичева и др.); сопровождением процесса по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях региона (С.М. Дзидзоева, З.П. Крас-ношлык, Ф.Х. Киргуева, Л.А. Кучиева и др.).
Очевидно, что первоочередной задачей современной воспитательной политики в республике Северная Осетия-Алания является формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, формирование национального самосознания и развитие базиса личностной культуры, уважительного отношения к иным культурам [6].
Актуальность разработки программы «Дошкольник в мире культуры родного края» обусловлена потребностями современного образования и воспитания в формировании будущего патриота, гражданина страны (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.); созданием образовательной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в истории, культуре родного города; использованием сензитивного периода в воспитании любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу и т.п. [1].
Цель программы: создание в дошкольной образовательной организации благоприятных условий для развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре осетинского народа.
Задачи программы: расширение представлений дошкольников о культурно-историческом, географическом, природном, экологическом своеобразии республики Северная Осетия-Алания; развитие у дошкольников потребности в духовном развитии, интереса к истории осетинского народа; формирование «созидательного» отношения к культурным ценностям, достопримечательностям республики Северная Осетия-Алания; развитие эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края; оснащение развивающей предметно-пространственной среды культурно-историческими элементами, направленными на приобщение детей дошкольного возраста к ценностям истории и культуры осетинского народа; воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков и уважения к их труду и достижениям; организация
взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурным традициям осетинского народа в соответствии с требованиями ФГОС До [7].
Содержание программы для детей старшего дошкольного представлено следующими разделами:
Раздел 1. «В гости к Снежному Барсу» представлен следующими тематическими подразделами: «Волшебные пояса гор», «Дикие и домашние животные Осетии», «Растительный мир Осетии», «Голубое богатство Осетии», «Заповедники и парки Осетии», «Природные памятники Осетии».
Раздел 2. «Семейные фотографии» конкретизируется в следующих тематических подразделах: «Речевой этикет осетин», «Традиционная и современная культура осетинского народа», «Ими гордится Осетия», «Культурная жизнь Осетии», «Национальные игры осетин».
Раздел 3. «Подвиг осетинского народа» конкретизируется в следующих подразделах: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!», «Дни и ночи битву трудную вели - этот день мы приближали, как могли», «Победа будет за нами!».
Раздел 4. «Секреты бабушкиного сундука» включает в себя подразделы: «Традиции осетинского застолья», «Святые места Осетии», «Бытовые традиции осетин», «Праздники и традиционные мероприятия осетинского народа», «Осетины в братской семье российского народа».
Программа реализовывалась в интегрированных видах художественно-творческой деятельности: целевые прогулки («Улицы родного города», «Архитектура моего дома», «Мой любимый музей», виртуальные прогулки по родному городу Владикавказу и республике и т.п.); в процессе организации и проведения экскурсий-путешествий («Путешествие по знакомым улицам родного города Владикавказа», «Краски и литература осетинского народа», «Горные пейзажи родного края», виртуальные экскурсии - путешествия по республике и т.п.); проведения бесед-диалогов («Известные люди родного края», «О произведениях искусства», «Красота спасет мир», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Промыслы осетинского народа» и т.п.); виртуальных экскурсий по музеям Осетии, ознакомлении детей с изобразительными произведениями: Ю. Абисалова, Ш. Бедоева, Х. Гас-саева, Ч. Дзанагова, С. Едзиев, А.-Г Хохова, С. Тавасиев и т.п.; музыкальными инструментами осетинского народа: дыуадастанон (двенадцатиструнная арфа); дала-фандыр (двух- или трёхструнный щипковый инструмент); карцганаг (трещотки); гумсаг (барабан); дала (бубен); фидиуаг (инструмент из бычьего рога) и т.п.; моделировании ситуаций («Встреча с другом», «Сказочное произведение», «Сундучок моей осетинской прабабушки», «Исчезнувшая часть дома», «Атлас растительного и животного мира родного края и т.п.); художественно-творческих видах деятельности («Мы строители», «Архитектура родного города», «Образ родного края в картинах известных художников», «Промыслы осетинского народа», «Осетинские художники-живописцы», «Осетинский орнамент» и т.п.); в процессе проведения народных праздников и развлечений: Ног аз (Новый год), Доныскафан (Праздник черпания воды), Бынаты хицауы ахсав (праздник покровителя жилища), Куадзан (Пасха), и т.п.; в процессе организации народных осетинских игр («Осетинские салки», «Барсы в пещерах», «Джигиты соревнуются», «Водопад и ветер», «Волк и ягнята», «Лягушки», «Тохси» («Крупная кость, бита») и т.п.
Реализация содержания парциальной программы «Дошкольник в мире культуры родного края» предполагает использование технологических ориентиров, способствующих развитию познавательного интереса, творческого опыта, ценностной сферы, индивидуальной траектории развития личности ребенка. Приведем некоторые из них,
Технология, способствующая развитию познавательного интереса дошкольников к истории и культуре осетинского народа
Экскурсии - путешествия по родному городу Владикавказу. Цель состоит в развитии интереса к истории и культуре родного города Владикавказа, его жителям, народным традициям осетинского народа. В ходе экскурсии-путешествия педагог (экскурсовод) знакомит дошкольников с архитектурными сооружениями, памятниками скульптуры, достопримечательности г. Владикавказа: памятник Исса Плиеву (боевой генерал) [2]; скульптура «Фатима, дарящая солнце» (скульптура прекрасной осетинской девушки, которая как бы передает в дар от богов солнечный свет жителям города и его многочисленным гостям); памятник Дзаугу Бугулову (главный герой, облаченный в национальные одежды, сжимает в одной
руке пастушеский посох, а второй будто указывает на место, где должен быть заложен г Владикавказ); фонтан «Нарт Сослан» (доминанта великолепной скульптурной композиции - фигура могучего богатыря Сослана, танцующего с мечом в руке на чаше Уацомонги).
Виртуальное путешествие по знакомым улицам города Владикавказа. Цель: активизировать представления детей о родном городе Владикавказе, повторение названий улиц, на которых живут дети, расположен детский сад, развитие ценностного отношения к родному городу, дому, в котором выросли и живут дети. Педагог вместе с детьми строит из крупного строителя (или стульев) автобус или машину. Затем педагог предлагает детям отправиться в путешествие, «проехать» по улицам родного города Владикавказа (пл. Плиева, пл. Ленина, пл. Штыба, пр-т Мира, пр-т Коста и др.). Дети называют по очереди улицы, а шофёр «везёт» всех пассажиров по этой улице, затем все «возвращаются» на улицу, на которой расположен детский сад. Беседы-диалоги о произведениях искусства осетинских художников. Беседы использовались по трём направлениям: содержательной стороне произведений, средствам выразительности, отношении детей к произведениям искусства осетинских художников. Например, произведения Ко-ста Хетагурова «Автопортрет», Махарбека Туганова «Пир Нартов» и др.
Краеведческие беседы - диалоги о родной республике Северная Осетия. В беседе расширяются представления дошкольников о жизни осетин, их личных и военных умениях, стремлении защищать свою родину, желании сделать все, чтобы родной край был свободный и богатый. В беседе можно рассказать детям легенду «Роща Хетага».
Технология, актуализирующая ценностную сферу дошкольников в процессе приобщения к истории, культуре Северной Осетии
«Угадай произведения осетинских мастеров». Цель: расширение представлений детей о произведениях осетинских писателей и поэтов (Агнаев Гастан, Агузаров Ахсарбек, Баграев Созур и др.), художников (Абисалов Юрий, АбоевЗа-ур-Бек, Бедоев Шалва, ДжанаевАзанбек и др.), композиторов (Газданов Булат, Гурджибеков Георгий и др.), формирование желания детей больше узнать о великих мастерах и их произведениях, развитие ценностного отношениея к труду
Библиографический список
писателя, художника, поэта, композитора. «Певцы родной природы». Цель: познакомить детей с творчеством поэтов, писателей, художников, которые воспевают родную природу. Педагог предлагает дошкольникам послушать поэтические произведения К. Хетагурова, С. Гадиева, И. Арнигона, Ц. Гадиева, С. Баграева, Нигера, А. Царукаева, Н. Джусойты, Ш. Джикаева и др.; картины осетинских художников Ю. Абисалова, З.-Б. Абоева, Ш. Бедоева, А. Джанаева и др. Педагог побуждает дошкольников к высказыванию своего мнения о содержании картин и литературных произведениях.
Технология, стимулирующая развитие индивидуальной траектории личности ребенка в процессе приобщения к ценностям истории и культуры родного края
«Народные инструменты». Цель: расширение представлений дошкольников о народных музыкальных инструментах Осетии: дыуадастанон (двенадца-тиструнная арфа); дала-фандыр (двух- или трёхструнный щипковый инструмент; кисын-фандыр (двух- или трёхструнная скрипка), кырнаг-фандыр (род виолончели); уадындзи др., развитие интереса к народной музыке, ценностного отношения к народным инструментам. Педагог за ширмой издает звуки, дошкольники отгадывают название инструмента. «Народные праздники Осетии». Цель: расширение представлений дошкольников о народных праздниках: Ног аз (Новый год), Доныскафан (Праздник черпания воды), Бынаты хицауы ахсав (Праздник покровителя жилища), Ногбон (Новый год по старому стилю), Куадзан (Пасха), Балдаран (Первое воскресенье после Пасхи) и т.п. Дошкольникам дают рассмотреть иллюстрации, по которым дети должны определить, какой праздник отмечают жители Осетии.
Таким образом, совокупность составляющих технологии обеспечивает «точечное» целенаправленное воздействие на процесс этнокультурного образования дошкольников, будет способствовать формированию познавательного интереса, культурной идентичности, развитию ценностного отношения к родному краю, творческого опыта дошкольников, индивидуальной траектории самовыражения в разных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, конструктивной, речевой, самостоятельной и т.п.).
1. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Воспитание дошкольника в мире культуры родного края на материалах РСО-Алания. Электронно-библиотечная система IPRBOOKS: Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.
2. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П., Платохина Н.А. Я узнаю о Великой Отечественной Войне» (70-летию Победы в ВОВ посвящается): пособие по гражданско-патри-отическому воспитанию старших дошкольников и младших школьников). Владикавказ: Издательство СОГПИ , 2015.
3. Дзидзоева С.М. Развитие исследовательских компетенций студентов-бакалавров в процессе педагогической практики). Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010.
4. Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 274 - 277.
5. Красношлык З.П. Реализация модели формирования гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы IV-й Международной научной конференции. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2012: 171 - 175.
6. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика народов Северного Кавказа. Владикавказ, 2011.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014.
References
1. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P. Vospitanie doshkol'nika v mire kul'tury rodnogo kraya na materialah RSO-Alaniya. 'Elektronno-bibliotechnaya sistema IPRBOOKS: Saratov: Aj Pi 'Er Media, 2019.
2. Dzidzoeva S.M., Krasnoshlyk Z.P., Platohina N.A. Ya uznayu o Velikoj Otechestvennoj Vojne» (70-letiyu Pobedy v VOV posvyaschaetsya): posobie po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu starshih doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI , 2015.
3. Dzidzoeva S.M. Razvitie issledovatel'skih kompetencij studentov-bakalavrov v processe pedagogicheskojpraktiki). Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2010.
4. Kirgueva F.H., Gizoev S.'E. Rol' istorii v vospitanii grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 274 - 277.
5. Krasnoshlyk Z.P. Realizaciya modeli formirovaniya grazhdanskoj identichnosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva: materialy IV-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2012: 171 - 175.
6. Callagova Z.B. 'Etnopedagogicheskaya aforistika narodov Severnogo Kavkaza. Vladikavkaz, 2011.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva, UC Perspektiva, 2014.
Статья поступила в редакцию 06. 12.19
yflK 376.744 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10144
Ivanova G.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary Education, Faculty of Psychology, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Shirkova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), research fellow, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] /[email protected]
Logvinova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign and Russian Philology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FOREIGN STUDENTS' SOCIO-CULTURAL ADAPTATION WITHIN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION. The article discusses theoretical and methodological foundations of the problem of foreign students' socio-cultural adaptation in a modern Russian university. The authors highlight factors affecting the success of foreign students' socio-cultural adaptation, analyze the difficulties faced by this group of students. The results obtained in the empirical study allow to see the dynamics of the levels of foreign students' socio-cultural adaptation. These levels are considered as the basis of the technological approach in the process under consideration. The authors present the program "Foreign Student in a Russian University" which is practice-oriented and provides an opportunity to diagnose the components of the foreign students' adaptation process.
Key words: foreign students, sociocultural adaptation, modern university, pedagogical techniques and technologies, tutor, internationalization of higher education.