Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к формированию патриотического воспитания обучающихся'

Подготовка будущего учителя к формированию патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / обучающиеся / Родина / родной край / проблемы подготовки будущего учителя / patriotism / patriotic education / students / homeland / native land / problems of future teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф. Х. Киргуева, С. Э. Гизоев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе стоит остро. Разные авторы определяют патриотизм как любовь к Родине, привязанности к родному краю. Это чувство необходимо воспитывать. Решающую роль в воспитании подрастающего поколения играет школа. Особое место в этом воспитании отводится учителю. Анализ показывает, что не всегда учителя владеют методами и формами привития патриотических чувств обучающимся. В данной статье делается попытка рассмотрения проблем подготовки и совершенствования будущих учителей в условиях вуза. Главными направлениями работы со студентами могут быть следующие: формирование любви и преданности большой и малой Родине, экологической культуры; почитания обычаев и традиций своего и других народов, чувства гордости за подвиги предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER FOR THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The problem of patriotic education of younger generation at the present stage is important. Different authors define patriotism as love for the motherland, attachment to the native land. This feeling must be nurtured. School plays a crucial role in the education of the younger generation. A special place in this education is given to the teacher. The analysis shows that teachers do not always know the methods and forms of instilling patriotic feelings in students. The article attempts to consider the problems of training and improvement of students and future teachers at a university. The main directions of work with students can be: formation of love and devotion to the big and small homeland, ecological culture; development of reverence to customs and traditions of the and other people, feelings of pride for feats of ancestors.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к формированию патриотического воспитания обучающихся»

нания профессиональной лексики, так как есть возможность создавать собственный словарь, куда можно вносить слова, которые нужно выучить или повторить. В данном приложении возможны четыре вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. В первом случае нужно выбрать подходящий перевод к слову из предложенных, во втором - то же, только наоборот. Конструктор - нужно собрать слово на английском из букв, зная перевод. Аудирование - написать слово на слух, не видя никаких подсказок.

6. КаГюо^ - это образовательное приложение (на английском языке), которое позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения.

Кроме того, обычные мобильные приложения, которыми студенты пользуются ежедневно, также могут использоваться для обучения иностранному языку Для студентов с более высоким уровнем подготовки мы предлагаем использовать Вотсап (Whatsapp), Вайбер ^Ьег), ВКонтакте для обмена сообщениями на английском языке и выполнения различных заданий. Создается группа или беседа для определенного количества студентов, в которой они могут обмениваться идеями, мнениями и проектами.

Библиографический список

Можно, например, использовать следующие виды заданий:

• отправить студентам небольшую статью по теме занятия или подкаст и попросить их прислать в ответ аудио-файл с кратким пересказом статьи их собственными словами или мнением по поводу содержания;

• студенты могут отсылать фотографии или картинки с заголовками или комментариями, иллюстрируя использование новой профессиональной лексики;

• объявлять новую тему на каждую неделю и предлагать студентам выкладывать изображения и цитаты, связанные с ней.

Таким образом, применение мобильных приложений в обучении иностранному языку, на наш взгляд, способствует повышению мотивации учеников, создает личностное профессионально ориентированное пространство обучающегося, формирует навыки самостоятельного обучения и способности к непрерывному обучению в течение всей жизни. Кроме того, вооружив студентов легкодоступными инструментами учебы «на бегу», мы даем им возможность включить самообразование в их занятую жизнь, ускорить процесс обучения и гарантировать лучшие результаты.

1. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности (английский язык). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.

2. Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

3. Беленов Н.В. Модель BYOD как средство формирования информационной этики. Вестник науки и образования. - 2015 № 5 (7).

4. Минин М.Г., Шайкина О.И. Интенсификация процесса обучения иностранному языку с использованием BYOD-технологии. Язык и культура. 2018. № 44: 267 - 278.

5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва, 2019.

6. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе. Язык и культура. 2015; № 1 (29): 156 - 168.

7. Minin M.G., Shaykina O.I. Flipped classroom" method with byod-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages. Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 1: 46 - 53.

8. Shaykina O.I., Minin M.G. Adaptive internet technology as a tool for flipping the classroom to develop communicative foreign language skills. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; Т. 13, № 7: 243 - 249.

References

1. Avramenko A.P. Model' integracii mobil'nyh tehnologij v prepodavanie inostrannyh yazykov dlya razvitiya ustnyh vidov rechevoj deyatel'nosti (anglijskij yazyk). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGU imeni M.V. Lomonosova, 2013.

2. Arhipova M.V. K voprosu o razvitii motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u sovremennyh shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

3. Belenov N.V. Model' BYOD kak sredstvo formirovaniya informacionnoj etiki. Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2015 № 5 (7).

4. Minin M.G., Shajkina O.I. Intensifikaciya processa obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem BYOD-tehnologii. Yazykikultura. 2018. № 44: 267 - 278.

5. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii. Moskva, 2019.

6. Sysoev P.V. Napravleniya informatizacii lingvisticheskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Yazykikultura. 2015; № 1 (29): 156 - 168.

7. Minin M.G., Shaykina O.I. Flipped classroom" method with byod-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 1: 46 - 53.

8. Shaykina O.I., Minin M.G. Adaptive internet technology as a tool for flipping the classroom to develop communicative foreign language skills. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; T. 13, № 7: 243 - 249.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 377

Kirgueva F.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz), Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: kusu@yandex.ru

Gizoev S.E., post-graduate STUDENT, North Ossetian state pedagogical Institute, (Vladikavkaz, Russia), E-mail: sogpi@mail.ru

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER FOR THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The problem of patriotic education of younger generation at the present stage is important. Different authors define patriotism as love for the motherland, attachment to the native land. This feeling must be nurtured. School plays a crucial role in the education of the younger generation. A special place in this education is given to the teacher. The analysis shows that teachers do not always know the methods and forms of instilling patriotic feelings in students. The article attempts to consider the problems of training and improvement of students and future teachers at a university. The main directions of work with students can be: formation of love and devotion to the big and small homeland, ecological culture; development of reverence to customs and traditions of the and other people, feelings of pride for feats of ancestors.

Key words: patriotism, patriotic education, students, homeland, native land, problems of future teacher training.

Ф.Х Киргуееа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»,

г. Владикавказ, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: kusu@yandex.ru

С.Э. Гизоев, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: sogpi@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе стоит остро. Разные авторы определяют патриотизм как любовь к Родине, привязанности к родному краю. Это чувство необходимо воспитывать. Решающую роль в воспитании подрастающего поколения играет школа. Особое место в этом воспитании отводится учителю. Анализ показывает, что не всегда учителя владеют методами и формами привития патриотических чувств обучающимся. В данной статье делается попытка рассмотрения проблем подготовки и совершенствования будущих учителей в условиях вуза. Главными направлениями работы со студентами могут быть следующие: формирование любви и преданности большой и малой Родине, экологической культуры; почитания обычаев и традиций своего и других народов, чувства гордости за подвиги предков.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, обучающиеся, Родина, родной край, проблемы подготовки будущего учителя.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитание гражданственности и патриотизма личности является одним из основных направлений концепции. Современный гражданин считается воспитанным, если он любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции [1 - 11].

Значение патриотизма настолько велико для каждого человека народа в целом, что его можно отнести к разряду социально-нравственных ценностей.

Д.С. Лихачев определяет патриотизм как «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [10]. В.И. Даль

в толковом словаре слово «патриот» характеризует как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4]. Основным критерием всех определений является «чувство любви к своему Отечеству». И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как совокупность взаимосвязанных нравственных чувств и черт поведения, включающих в себя «чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за ее социальные и культурные достояния; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины» [11].

Гражданственность - качество личности, которое проявляется в ощущении себя частью той страны, в которой она живет и трудится.

Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе педагогического образования в России.

В связи с этим именно воспитательная деятельность учителя среди подростков приобретает особую значимость. По мнению Д.С. Лихачева, патриотизм нужно воспитывать.

От уровня воспитанности каждого гражданина зависит развитие всего общества. Развитие достижений страны во многом зависит от преданности своей Родине, любви к ней.

Решающую роль в воспитании подрастающего поколения играет школа, учитель, умеющий правильно проводить эту работу. Сегодня в системе образования необходимы молодые учителя - целеустремленные, неординарные, талантливые, смелые, многогранные и ответственные, способные к сопереживанию и проявлению инициативы. В связи с этим вопросы совершенствования подготовки будущего учителя приобретают особую актуальность.

Однако наблюдения и анализ указывают на недостаточный уровень системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся в современных условиях; отсутствие педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих учителей к осуществлению данного направления воспитательной работы; недостаточную разработанность методологического подхода, соответствующего целостному характеру подготовки и ее специфике.

Анализ литературы по теме исследования, результаты собственных наблюдений позволили выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в специалистах, способных эффективно осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях, и недостаточной разработанностью научно-теоретических, педагогических основ подготовки, обеспечивающих ее эффективность.

Важнейшей задачей образования и государственной политики является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Утрата патриотизма ведет, по мнению В.В. Путина, к потере себя как народа. Патриотизм начинается с любви к своему родному краю, с национальной гордости.

Деятельность учителя по патриотическому воспитанию реализуется через целесообразное сочетание форм и методов в следующих направлениях: нравственное, героическое, историческое, краеведческое, гражданское, спортивное.

Самой главной ценностью личности является познание ценности Отечества. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родины. А любовь и патриотизм связаны со знанием самых простых вещей, которые окружают подростка. Так, флаг РСО-Алании состоит из трёх полос, где белый цвет олицетворяет моральную и духовную чистоту; красный - отвагу, силу и честь; жёлтый -изобилие, благосостояние и процветание. Эти цвета символизируют социальное сознание древнеосетинского общества. Герб - эмблема осетинского государства. Красное поле на щите означает силу и мужество, которые были свойственны осетинскому народу. Золотой окрас леопарда символизирует величие.

Каждый подросток должен знать слова гимнов Осетии и России. Именно с этих символических знаков и элементов закладывается трепетное, патриотическое отношение к своему народу, Родине.

Одним из важнейших средств патриотического воспитания выступает краеведение. Родной край является частицей Родины, вселенной. Ничто так не воспитывает патриотизм, как любовь к родному краю.

Щедрый дар природы, красоту родного края, неповторимые уголки необходимо использовать в воспитании любви к родным местам.

Поэты и художники часто обращались в своих произведениях к удивительной мозаике красок нашего края.

Садами, стадами И хлебом полна, О, как ты богата, Родная страна!

(Коста Хетагуров)

В любом населенном пункте имеются свои исторические, культурные и природные особенности, которые являются средством воспитания в любой личности интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Проблемы подготовки и совершенствования будущих учителей рассматривали в своих работах О.А. Абдуллина, Л.П. Гадзаова, Ф.Н. Гоноболин, Л.Т. Земба-това, З.К. Каргиева, Ф.Х. Киргуева, И.Ю. Кокаева, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Б.А. Тахохов, А.И. Щербаков и другие.

В содержание патриотического воспитания уместно включить такие составляющие, как любовь к Родине, родному краю, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, обычаям и традициям своего народа.

При ознакомлении с историей малой родины поисковая работа поможет молодым людям многое узнать об истории окрестностей, улицы, на которой они живут. Например, во Владикавказе очень много улиц, связанных с достойными личностями-земляками и теми, кто делал историю этого города.

Например, улица, на которой мы живем, носит имя Исса Плиева - советского военачальника, генерала армии, дважды Героя Советского Союза, Героя Монгольской Народной Республики. Жизнь Исса Плиева является примером для гордости и подражания.

История - это живая память народа, важнейшая форма самосознания человека.

Очень действенным средством воспитания патриотизма является военная тема. В годы Великой Отечественной войны весь советский народ встал на защиту Отечества. В этой войне осетины полностью выполнили свой долг. Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. Благодарный народ помнит о своих сыновьях. Многие герои увековечены в памятниках. Погибли, защищая Родину, семь братьев Газдановых из с. Дзуарикау, которые в разное время ушли на фронт. Таких примеров в Осетии немало.

Одним из направлений профессионально-педагогического становления будущих учителей является подготовка студентов к патриотическому воспитанию школьников в современных условиях, преданности Родине, своему краю. Педагогические аксиомы Ш.А. Амонашвили очень точно выражают важность этой работы: «Личность воспитывается Личностью. Благородный человек воспитывается Благородным человеком. Любовь воспитывается Любовью. Доброта воспитывается Добротой. Сердце воспитывается Сердцем. Героизм воспитывается Героизмом» [1].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота страны и малой Родины.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы нами были выделены следующие задачи:

- воспитание у студента любви и преданности Родине, родному краю;

- формирование экологической культуры, любви к родной природе;

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- развитие почитания к обычаям и традициям своего и других народов;

- развитие чувства ответственности и гордости за подвиги предков, достижения страны.

Воспитание патриотизма - это работа системная, многоплановая, повседневная. Она должна носить обязательно живой, неформальный характер.

Эффективным средством воспитательной работы являются заочные путешествия. Можно предложить студентам подготовить заочные экскурсии с презентацией по темам: «По местам боевой славы Осетии», «Экскурсия по Владикавказу», «Путешествие в страну нартов», «Цейское ущелье» и т.д.

Издавна величайшей ценностью на Кавказе считалась верность Родине, селу. Только здесь человек мог приобрести истинное счастье. Именно это мнение народы выражали в пословицах и поговорках. В пословицах отразились представления о моральных качествах человека.

Предавший аул да будет сожжен в ауле (аварская пословица).

Тот, кто покинул аул отца, тот не увидит хорошего дня (черкесская пословица).

Когда народ един, он горы сдвинет (осетинская пословица).

Человеку родной край дороже священной земли Египта (осетинская пословица).

Республика Северная Осетия-Алания многонациональна по своему составу. В ней насчитывается около 100 национальностей: осетины, русские, ингуши, армяне, кумыки, грузины и др. дружно живут и процветают на ее территории. Люди, населяющие нашу республику, толерантны, уважают традиции, обычаи, язык каждого народа.

Одним из важных направлений воспитания патриотизма является развитие чувства гордости за подвиги предков, их достижения. Каждый учитель обязан развивать эти качества у обучающихся.

К сожалению, далеко не всегда молодежь знает имена тех, кто прославлял нашу республику на разных этапах истории.

Например, Северо-Осетинский государственный академический театр носит имя Владимира Тхапсаева - корифея осетинской сцены, служению которой он посвятил всю свою жизнь. Отелло - лучшая роль народного артиста СССР В. Тхапсаева, который он сыграл в Лондоне в труппе с английскими актерами.

Артур Таймазов - это легенда мирового спорта, трехкратный олимпийский чемпион, один из самых выдающихся атлетов современного спорта, борец вольного стиля. Это человек, который прославил всю Осетию.

Гергиев Валерий Абисалович - великий сын Осетии, выдающийся дирижер современности, народный артист России, один из самых известных дирижеров планеты, дважды лауреат Государственной премии, главный дирижер и художественный руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра.

Каждого подростка национального региона нужно научить любить народ и гордиться тем, что он дал человечеству гениального поэта Коста Хетагурова, прославленного полководца Исса Плиева, арктического джигита Юрия Кучиева. Заслуживает уважения народ, который является наследником прославленной кобан-ской культуры и скифского искусства, народ, который, несмотря на все трудности и невзгоды, донес нам прекрасный аланский язык. Надо гордиться народом, кото-

Библиографический список

рый является создателем выдающегося памятника - шедевра мировой цивилизации - нартовского эпоса и неповторимого в мире, божественного танца «Симд».

Каждый человек обязан любить, прежде всего, свой народ, свою малую родину, лелеять ее и способствовать ее процветанию. Но вместе с тем, он должен с уважением относиться и к другим народам - вот принцип, лишенный всякого лицемерия.

1. Дмонашвили Ш.Д. Вера и любовь. Москва, 2009.

2. Битарова AT. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ: СОГу 2012.

3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Государственная программа. Москва, 2005.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: ОГ^ Медиа Групп, 2009.

5. Дзидзоева С.М. К вопросу военно-патриотического воспитания старших дошкольников в условиях региона. Искусство - диалог культур: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018: 284 - 289.

6. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 169 - 171.

7. Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 274 - 277.

8. Данилюк A.A., Кондаков AM, Тишков ВА Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Москва: Просвещение, 2009.

9. Леонтьев A.A. Патриотическое воспитание и национальное образование. Начальная школа (плюс и минус). 2002; № 4: 4 - 6.

10. Лихачев Д.С. Патриотизм и национализм. Малые народы. Избранное. Москва: Российский Фонд Культуры, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 1999.

References

1. Amonashvili Sh.A. Vera i lyubov'. Moskva, 2009.

2. Bitarova A.T. 'Etiket gorskih narodov Severnogo Kavkaza i ego vliyanie na vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz: SOGU, 2012.

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2006-2010 gody. Gosudarstvennaya programma. Moskva, 2005.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: OLMA Media Grupp, 2009.

5. Dzidzoeva S.M. K voprosu voenno-patrioticheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov v usloviyah regiona. -Iskusstvo dialog kul'tun sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 284 - 289.

6. Zembatova L.T. Problema formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov v usloviyah regiona. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 169 - 171.

7. Kirgueva F.H., Gizoev S.'E. Rol' istorii v vospitanii grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 274 - 277.

8. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya: proekt. Moskva: Prosveschenie, 2009.

9. Leont'ev A.A. Patrioticheskoe vospitanie i nacional'noe obrazovanie. Nachal'naya shkola (plyus i minus). 2002; № 4: 4 - 6.

10. Lihachev D.S. Patriotizm i nacionalizm. Malye narody. Izbrannoe. Moskva: Rossijskij Fond Kul'tury, 2006.

11. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 1999.

Статья поступила в редакцию 27.11.19

УДК 37.00 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10125

Sultigova M.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Education and Primary Education Techniques, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: marifa_sultigova@mail.ru

Meirieva A.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Education and Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: lezina07@rambler.ru

PSYCHOLINGUISTIC UNIVERSALES OF ETHNOPEDAGOGICS. In the article the authors execute analysis of ethnopedagogics' psycholinguistic universals. They are represented by intentions and lexical bases categories, word-formation and morphological regularities. The authors carry out psychological interpolation of those linguistic phenomena. Psychological interpretation of the identified linguistic phenomena has been given. The empirical analysis of the intentions reflects the fact that they are conditioned by a single human nature, so these categories remain unchanged in any ethnocultural environment and social niche. The psycholinguistic identity of these intentions and categories in different ethnocultures, due to the unity of internal speech and consciousness, is a regularity that extends to the study of the ethno-language picture of the world, the linguodidactic space of a particular people.

Key words: psycholinguistic universals, ethnopedagogics, intentions, lexical bases categories, word-formation and morphological regularities.

М.М. Султыгова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный

университет», г. Магас, E-mail: marifa_sultigova@mail.ru

А.С. Мейриева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: lezina07@rambler.ru

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

В предлагаемой статье выполнен анализ психолингвистических универсалий этнопедагогики, представленных интенциями и выражающими их лексическими категориями, словообразовательными и морфологическими закономерностями. Дана психологическая интерпретация выявленных языковых явлений. Эмпирический анализ представленных в статье интенций отражает то обстоятельство, что они обусловлены единой природой человека, поэтому названные категории остаются неизменными в любой этнокультурной среде и социальной нише. Психолингвистическое тождество названных интенций и категорий в разных этнокультурах, обусловленное единством внутренней речи и сознания, являет собой закономерность, распространяющуюся на исследование этноязыковой картины мира, лингводидактического пространства конкретного народа.

Ключевые слова: психолингвистические универсалии, этнопедагогика, интенции, лексические категории, словообразовательные и морфологические закономерности.

Этнопедагогика - отрасль педагогики, исследующая национальные формы и методы воспитания как приоритетные в культурном развитии личности. Несмотря на выраженную соотнесенность этнопедагогики с культурой конкретного народа, данная отрасль обнаруживает психолингвистические универсалии. Последние выражают общие воспитательно-образовательные интенции у разных этносов, народов, наций. В данной статье мы попытаемся выявить и классифицировать эти интенции, с точки зрения психолингвистики проанализировать вы-

ражаемые ими лексические категории, словообразовательные и морфологические закономерности.

К интенциям воспитания в любом обществе, как исторически отдаленном, так и современном, отнесем привитие подрастающему поколению 1) социальных компетенций, 2) способности и готовности к общению, 3) культурных ценностей, 4) духовности и нравственности, 5) правовой культуры, гражданственности, патриотизма, 6) потребности, знаний и умений практической (бытовой, производи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.