Научная статья на тему 'Возможности мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку'

Возможности мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учащиеся / мобильные приложения / иностранный язык / мотивация / непрерывное образование / профессионально ориентированное пространство. / students / mobile applications / foreign language / motivation / continuous education / professionally oriented space.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Капина

В статье показана роль и возможности разнообразных мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку. Мобильное обучение связано с электронным и дистанционным обучением, отличием которого является использование мобильных устройств, в процессе которого ученики в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать навыки и умения владения иностранным языком, формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой сфере. Автор делает вывод о том, что применение мобильных приложений в обучении иностранному языку способствует повышению мотивации учеников, создаёт личностное профессионально ориентированное пространство обучающегося, формирует навыки самостоятельного обучения и способности к непрерывному обучению в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOBILE APPLICATIONS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article shows the role and potential of a variety of mobile applications in learning a foreign language. Mobile learning is associated with electronic and remote learning, the difference of which is the use of mobile devices, in the process of students in any place and at any time can develop and improve skills of foreign language proficiency, to form sociocultural and intercultural competences in order to use foreign language as a means of communication in the social and everyday sphere. The author concludes that the application of mobile applications in teaching a foreign language helps to increase the motivation of students, creates a personal professionally oriented space of the learner, forms skills of self-learning and the ability to continuously learn throughout life.

Текст научной работы на тему «Возможности мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку»

• повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся;

• текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе учебных занятий;

• проверка выполнения заданий практикума;

• автоматизированный контроль знаний;

• промежуточная аттестация (зачет, экзамен).

Повседневное наблюдение за учебной работой обучающихся. Данный метод является одним из доступных и активно применяемым педагогическими работниками. Он способствует целенаправленному восприятию педагогическим работником поведения и деятельности обучающихся на занятиях. В наблюдении большое значение имеет точное определение индивидуальных особенностей обучающихся по пониманию и осмысливанию учебного материала, проявлению сообразительности и самостоятельности в ходе выполнения заданий.

Текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе учебных занятий. Для реализации данного метода по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» используются индивидуальный устный опрос и фронтальный письменный экспресс-опрос.

Первый вид опроса, являясь наиболее распространенным при проверке и оценке знаний, заключается в побуждении педагогическим работником обучающегося к ответам на вопросы по содержанию изученного учебного материала и тем самым выявлении качества и полноты его усвоения.

Второй вид опроса представляет собой средство мониторинга, обеспечивающее постоянный контроль и оценку глубины усвоения большинством обучающихся отдельных тем изученного учебного материала.

Проверка выполнения заданий практикума. Практикум по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» представляет собой самостоятельную индивидуальную работу обучающегося по освоению теоретических основ изучаемого курса и приобретению необходимых практических навыков.

Библиографический список

Цель практикума состоит в углублении и теоретическом закреплении знаний о фундаментальных понятиях информатики. Данный метод позволяет педагогическому работнику изучать отношение обучающихся к учебной работе, а также степень самостоятельности при выполнении заданий.

Автоматизированный контроль знаний

Данный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся является весьма эффективным. Его сущность состоит в том, что после изучения определенной темы (раздела) дисциплины обучающемуся предлагаются вопросы в виде компьютерного теста с нумерованными вариантами готовых ответов (из которых следует выбрать один или несколько правильных) или без готовых вариантов ответа (когда обучающийся должен самостоятельно вводить ответ в компьютер).

Промежуточная аттестация (зачет, экзамен).

Данный метод позволяет педагогическому работнику понять и оценить, насколько правильно обучающиеся на основе изученного материала ориентируются в содержании основных методов и средств хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации, а также владеют навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики, а также практическими методами работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных.

Таким образом, в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством усвоения обучающимися содержания рассматриваемой дисциплины.

Кроме того, чтобы активизировать процесс обучения и расширить сферы творческих взаимоотношений между обучающимися и педагогическим работником и тем самым предоставить им право выбора подходящих для них способов и форм освоения учебного материала по рассматриваемой дисциплине, целесообразно ведение рейтингового контроля результатов обучения.

1. Беспалько В.Г Педагогика и прогрессивные идеи обучения. Москва, 1995.

2. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения: учебное пособие. Москва: Академия, 2013.

3. Бедрин В.С. К вопросу о психолого-педагогических подходах к определению электронного обучения и его качества. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72): 264 - 266.

4. Бедрин В.С. К вопросу о подготовке и чтении вузовской лекции. Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73): 144 - 145.

5. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. Москва: Юниги-Дана, 2012.

6. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях: материалы Научно-практической конференции. Москва, 2006: 37 - 61.

7. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2016.

8. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2010.

9. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону, 2011.

10. Бедрин В.С. Особенности использования современных систем управления обучением в высшей школе. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

References

1. Bespal'ko V.G. Pedagogika i progressivnye idei obucheniya. Moskva, 1995.

2. Osmolovskaya I.M. Slovesnye metody obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2013.

3. Bedrin V.S. K voprosu o psihologo-pedagogicheskih podhodah k opredeleniyu 'elektronnogo obucheniya i ego kachestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 5 (72): 264 - 266.

4. Bedrin V.S. K voprosu o podgotovke i chtenii vuzovskoj lekcii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 6 (73): 144 - 145.

5. Gromkova M.T. Pedagogika vysshejshkoly. Moskva: Yunigi-Dana, 2012.

6. Pligin A.A. Razvitie poznavatel'nyh processov v razlichnyh obrazovatel'nyh tehnologiyah. Razvitie poznavatel'nyh processov v razlichnyh obrazovatel'nyh tehnologiyah: materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2006: 37 - 61.

7. Plaksina I.V. Interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.

8. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2010.

9. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii «Prepodavatel' vysshej shkoly». Rostov-na-Donu, 2011.

10. Bedrin V.S. Osobennosti ispol'zovaniya sovremennyh sistem upravleniya obucheniem v vysshej shkole. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10123

Kapina A.A., postgraduate, Gzhel State University (Electroisolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

THE MOBILE APPLICATIONS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article shows the role and potential of a variety of mobile applications in learning a foreign language. Mobile learning is associated with electronic and remote learning, the difference of which is the use of mobile devices, in the process of students in any place and at any time can develop and improve skills of foreign language proficiency, to form sociocultural and intercultural competences in order to use foreign language as a means of communication in the social and everyday sphere. The author concludes that the application of mobile applications in teaching a foreign language helps to increase the motivation of students, creates a personal professionally oriented space of the learner, forms skills of self-learning and the ability to continuously learn throughout life.

Key words: students, mobile applications, foreign language, motivation, continuous education, professionally oriented space.

А.А. Капина, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, поселок Электроизолятор,

E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье показана роль и возможности разнообразных мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку. Мобильное обучение связано с электронным и дистанционным обучением, отличием которого является использование мобильных устройств, в процессе которого ученики в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать навыки и умения владения иностранным языком, формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой сфере. Автор делает вывод о том, что применение мобильных приложений в обучении иностранному языку способствует повышению мотивации учеников, создаёт личностное профессионально ориентированное пространство обучающегося, формирует навыки самостоятельного обучения и способности к непрерывному обучению в течение всей жизни.

Ключевые слова: учащиеся, мобильные приложения, иностранный язык, мотивация, непрерывное образование, профессионально ориентированное пространство.

Развитие педагогики в XXI веке тесно связано с технологическим прогрессом и характеризуется широким использованием информационно-коммуникационных технологий. Использование ресурсов сети Интернет стало неотъемлемой частью преподавания любого предмета, а во время изучения иностранного языка - учебного процесса. Всемирная сеть предоставляет неограниченные возможности по использованию аутентичных материалов различного характера [1 - 8].

Термин «мобильное обучение» (м-обучение) (mobilelearning (m-learning)) относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры, мобильные телефоны и планшетные ПК в процессах преподавания и обучения [2].

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличием которого является использование мобильных устройств, при котором ученики в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать навыки и умения владения иностранным языком (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой сфере.

Одним из самых распространенных мобильных приборов среди молодежи являются смартфоны. По статистике с каждым годом количество пользователей смартфонов увеличивается, а среди молодых людей их популярность вообще трудно переоценить [3].

Именно поэтому игнорировать мобильные устройства на уроках иностранного языка недопустимо. Учитывая это, встает вопрос, как рационально и эффективно можно использовать мобильные телефоны, смартфоны, планшеты на занятии. Но, несмотря на доступность мобильных телефонов среди учащихся и студентов, мобильное обучение недостаточно используется в процессе получения знаний. Самостоятельное обучение, гибкость и мгновенное получение информации являются главными признаками мобильного обучения.

Во время изучения иностранного языка портативные и мобильные приборы используют не только для получения и обработки информации, но и для постоянного обучения, например, использование электронных словарей, книг, предоставление аудио- и видеоподдержки других средств для изучения языков.

Модернизация образовательного процесса требует от учителя иностранного языка внедрение в практику инновационных педагогических технологий. За последние годы подходы к преподаванию иностранного языка значительно изменились, что обусловлено постепенным внедрением в образовательную среду мобильных технологий, которые в сочетании с неисчерпаемыми возможностями Всемирной сети Интернет стали основой для появления мобильного обучения. Существует несколько определений термина Mobilelearning m-learning - «мобильное обучение».

- Mobilelearning - это передача знаний на мобильное устройство (телефон или портативный компьютер) с использованием WAP или GPRS технологий (то есть главной является возможность выхода в сеть Интернет);

- Mobilelearning - это технологии, позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильные телефоны и коммуникаторы (возможность выхода в сеть Интернет здесь не является ключевым);

- Mobilelearning - это процесс обучения, являющийся разновидностью дистанционного, для реализации которого знания передаются на персональные устройства (ноутбук, карманный компьютер или мобильный телефон). Способы передачи информации могут быть разнообразными.

Мобильное обучение имеет ряд преимуществ (табл. 1):

Таблица 1

№ Преимущества мобильного обучения

1. учебный процесс не имеет границ, благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi) дает возможность легко распространять учебные материалы между пользователями;

2. индивидуализация обучения;

3. Наглядность обучения, позволяет активно использовать интерактивные и имитационные наглядные пособия;

4. способствует взаимодействию преподавателя со студентами в режиме реального времени;

5. дает возможность получать образование людям с дополнительными потребностями; - не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, что экономически оправдано;

6. способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышает интерес к учебному процессу благодаря представлению информации в мультимедийном формате;

7. предоставляет возможность обучаться без привязки к определенному месту а в некоторых случаях и времени проведения занятий;

8. помогает выполнять работу с использованием программных средств в аудиториях, которые не оснащены компьютерной техникой.

Несмотря на несомненные преимущества, внедрение мобильного обучения, использование мобильных устройств в образовательных целях имеет определенные недостатки (табл. 2):

Таблица 2

Недостатки мобильного обучения

№ Недостатки

1. отсутствие у некоторых учеников технических средств с необходимым набором функций;

2. слабая методическая подготовка преподавателей к внедрению мобильных устройств в учебный процесс;

3. недостаточный объем имеющихся мобильных ресурсов и программ для учащихся, имеющих различные направления учебной деятельности;

4. мобильные устройства провоцируют студентов на деятельность развлекательного характера во время учебного процесса (игры, общение, просмотр видео - и аудиоресурсов).

Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией - учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов.

Для дополнительной языковой практики существуют следующие приложения:

1. Приложения Британского совета (British Councilapps (http://learnenglish. britishcouncil.org/en/apps) предлагают огромный выбор для смартфонов. Можно посмотреть приложения на сайте Совета и скачать на Google Play, Apple'sAppStore. Особенно выделяется приложение 'Johnny Grammar'sWord Challenge' - это замечательный способ улучшить грамматику

2. Quizlet - бесплатное приложение без рекламы и содержит множество готовых уроков по самым разнообразным темам, например, английский для общения, деловой английский, английский в путешествиях, идиомы и устойчивые сочетания. Приложение позволяет создавать свои модули с лексикой на различные темы.

3. Настоящий английский (Real English) предлагает большой набор приложений для различного уровня - деловой и разговорный английский для начального, среднего и продвинутого уровней. Каждое из приложений содержит 20 уроков, которые фокусируются на определенных областях грамматики и лексики.

4. Дуолинго (Duolingo) - бесплатное приложение, не содержит рекламы и очень эффективное. Процесс обучения в Дуолинго построен в виде игры и получения достижений. Курс состоит из уроков, каждый из которых содержит ряд разнообразных заданий. Предлагаются задания на чтение, перевод, тренировку произношения и правописания.

5. Лингвалео (Lingua Leo) - бесплатное приложение для запоминания слов. Мы предлагаем ученикам использовать данное приложение для запоми-

нания профессиональной лексики, так как есть возможность создавать собственный словарь, куда можно вносить слова, которые нужно выучить или повторить. В данном приложении возможны четыре вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. В первом случае нужно выбрать подходящий перевод к слову из предложенных, во втором - то же, только наоборот. Конструктор - нужно собрать слово на английском из букв, зная перевод. Аудирование - написать слово на слух, не видя никаких подсказок.

6. КаГюо^ - это образовательное приложение (на английском языке), которое позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения.

Кроме того, обычные мобильные приложения, которыми студенты пользуются ежедневно, также могут использоваться для обучения иностранному языку Для студентов с более высоким уровнем подготовки мы предлагаем использовать Вотсап (Whatsapp), Вайбер ^Ьег), ВКонтакте для обмена сообщениями на английском языке и выполнения различных заданий. Создается группа или беседа для определенного количества студентов, в которой они могут обмениваться идеями, мнениями и проектами.

Библиографический список

Можно, например, использовать следующие виды заданий:

• отправить студентам небольшую статью по теме занятия или подкаст и попросить их прислать в ответ аудио-файл с кратким пересказом статьи их собственными словами или мнением по поводу содержания;

• студенты могут отсылать фотографии или картинки с заголовками или комментариями, иллюстрируя использование новой профессиональной лексики;

• объявлять новую тему на каждую неделю и предлагать студентам выкладывать изображения и цитаты, связанные с ней.

Таким образом, применение мобильных приложений в обучении иностранному языку, на наш взгляд, способствует повышению мотивации учеников, создает личностное профессионально ориентированное пространство обучающегося, формирует навыки самостоятельного обучения и способности к непрерывному обучению в течение всей жизни. Кроме того, вооружив студентов легкодоступными инструментами учебы «на бегу», мы даем им возможность включить самообразование в их занятую жизнь, ускорить процесс обучения и гарантировать лучшие результаты.

1. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности (английский язык). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.

2. Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4.

3. Беленов Н.В. Модель BYOD как средство формирования информационной этики. Вестник науки и образования. - 2015 № 5 (7).

4. Минин М.Г., Шайкина О.И. Интенсификация процесса обучения иностранному языку с использованием BYOD-технологии. Язык и культура. 2018. № 44: 267 - 278.

5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва, 2019.

6. Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе. Язык и культура. 2015; № 1 (29): 156 - 168.

7. Minin M.G., Shaykina O.I. Flipped classroom" method with byod-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages. Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 1: 46 - 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shaykina O.I., Minin M.G. Adaptive internet technology as a tool for flipping the classroom to develop communicative foreign language skills. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; Т. 13, № 7: 243 - 249.

References

1. Avramenko A.P. Model' integracii mobil'nyh tehnologij v prepodavanie inostrannyh yazykov dlya razvitiya ustnyh vidov rechevoj deyatel'nosti (anglijskij yazyk). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGU imeni M.V. Lomonosova, 2013.

2. Arhipova M.V. K voprosu o razvitii motivacii izucheniya inostrannogo yazyka u sovremennyh shkol'nikov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4.

3. Belenov N.V. Model' BYOD kak sredstvo formirovaniya informacionnoj etiki. Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2015 № 5 (7).

4. Minin M.G., Shajkina O.I. Intensifikaciya processa obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem BYOD-tehnologii. Yazykikultura. 2018. № 44: 267 - 278.

5. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii. Moskva, 2019.

6. Sysoev P.V. Napravleniya informatizacii lingvisticheskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Yazykikultura. 2015; № 1 (29): 156 - 168.

7. Minin M.G., Shaykina O.I. Flipped classroom" method with byod-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 1: 46 - 53.

8. Shaykina O.I., Minin M.G. Adaptive internet technology as a tool for flipping the classroom to develop communicative foreign language skills. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2018; T. 13, № 7: 243 - 249.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 377

Kirgueva F.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz), Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: kusu@yandex.ru

Gizoev S.E., post-graduate STUDENT, North Ossetian state pedagogical Institute, (Vladikavkaz, Russia), E-mail: sogpi@mail.ru

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER FOR THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The problem of patriotic education of younger generation at the present stage is important. Different authors define patriotism as love for the motherland, attachment to the native land. This feeling must be nurtured. School plays a crucial role in the education of the younger generation. A special place in this education is given to the teacher. The analysis shows that teachers do not always know the methods and forms of instilling patriotic feelings in students. The article attempts to consider the problems of training and improvement of students and future teachers at a university. The main directions of work with students can be: formation of love and devotion to the big and small homeland, ecological culture; development of reverence to customs and traditions of the and other people, feelings of pride for feats of ancestors.

Key words: patriotism, patriotic education, students, homeland, native land, problems of future teacher training.

Ф.Х Киргуееа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»,

г. Владикавказ, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: kusu@yandex.ru

С.Э. Гизоев, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: sogpi@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе стоит остро. Разные авторы определяют патриотизм как любовь к Родине, привязанности к родному краю. Это чувство необходимо воспитывать. Решающую роль в воспитании подрастающего поколения играет школа. Особое место в этом воспитании отводится учителю. Анализ показывает, что не всегда учителя владеют методами и формами привития патриотических чувств обучающимся. В данной статье делается попытка рассмотрения проблем подготовки и совершенствования будущих учителей в условиях вуза. Главными направлениями работы со студентами могут быть следующие: формирование любви и преданности большой и малой Родине, экологической культуры; почитания обычаев и традиций своего и других народов, чувства гордости за подвиги предков.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, обучающиеся, Родина, родной край, проблемы подготовки будущего учителя.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитание гражданственности и патриотизма личности является одним из основных направлений концепции. Современный гражданин считается воспитанным, если он любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции [1 - 11].

Значение патриотизма настолько велико для каждого человека народа в целом, что его можно отнести к разряду социально-нравственных ценностей.

Д.С. Лихачев определяет патриотизм как «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [10]. В.И. Даль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.