Научная статья на тему 'Культурное пространство региона как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям'

Культурное пространство региона как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красношлык З.П.

В статье определяется рост интереса к духовной культуре народов, развитию национального самосознания. Отмечено, что воспитание базовых ценностей личности закладывается в детстве, в процессе воспитания и образования. Представлена система приобщения дошкольников к народным традициям осетинского народа, определены задачи, формы работы по освоению духовно-нравственной и эстетической ценности народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство региона как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям»

- устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов по физкультуре и плаванию, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;

- семинары-практикумы;

- тренинги и деловые игры с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций (видео), решение педагогических кроссвордов и т.д.;

- дни открытых дверей для родителей с просмотром занятий в физкультурном зале, бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

- физкультурные праздники и досуги с привлечением семьи и т.д.

Родители открыто и доброжелательно идут на содружество с педагогами,

заинтересованы в педагогических знаниях, готовы к развитию родительской рефлексии. Образование родителей в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка.

Таким образом, физкультурное образование основано на специально достигнутом уровне интеграции физкультурной образованности педагогов, детей и их родителей, что позволяет приобщить выпускников дошкольного учреждения к двигательной культуре.

Список литературы:

1. Абдульманова Л.В. Движение как способ жизни ребенка // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь, 2000. - С. 187-225.

2. Волосникова Т.В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М., 2001. - 194 с.

3. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - Владикавказ, 2008. - 150 с.

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

© Красношлык З.П.*

Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

В статье определяется рост интереса к духовной культуре народов, развитию национального самосознания. Отмечено, что воспитание ба-

* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.

зовых ценностей личности закладывается в детстве, в процессе воспитания и образования. Представлена система приобщения дошкольников к народным традициям осетинского народа, определены задачи, формы работы по освоению духовно-нравственной и эстетической ценности народной культуры.

Ключевые слова: культурное пространство региона, народные традиции, народное творчество, познавательно-исторический материал.

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (С.М. Дзидзоева, В.В. Розанов, Р.М. Чумичева).

В условиях духовного возрождения общества закономерен интерес к освоению культурного пространства как основе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Важную роль в сохранении культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком обогатит представление об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию [2].

Нивелирование культурных традиций ведет к потере исторической памяти, преемственности поколений и духовного наследия народов (Г.Н. Волков, Д.С. Лихачев, З.И. Равкин и др.). Признание приоритета национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей требует обоснования аксиологических ориентиров образовательного процесса, определение способов включения в эти ценности с раннего возраста, в период формирования личности ребенка. Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту.

Усвоение их ребенком обогатит представления об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Голованова и др.). Традиции связаны с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа (Н.П. Денисюк, В.М. Каиров, И.В. Суханов и др.) [1]. Эта целостность должна быть сохранена и в сфере современного образования. Использование отдельных компонентов культуры не делает процесс воспитания эффективным, не формирует в сознании и мироощущении личности представления о культурном наследии народа. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что

предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е., прежде всего, в сфере культуры и образования [5].

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей - не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве, отрочестве, в процессе воспитания и образования. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентно-стей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы - формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и другие [4].

Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится основой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, возникновение полярных по своим убеждениям партий, расслоения общества [2].

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют возможность освоения культурного пространства республики или региона; они позволяют не только знакомиться с образом жизни людей разных национальностей, живущих рядом, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сущностное сходство. Таким образом, приобщение детей к народным традициям региона обуславливает необходимость образования в освоении «близкого», эмоционально окрашенного культурного пространства, в ходе которого происходит освоение культурных явлений.

В нашем исследовании мы теоретически обосновали и практически апробировали систему приобщения дошкольников к народным традициям в процессе освоения культурного пространства Северной Осетии, и в частности, к народным традициям осетин.

Методологическую основу исследования составляют работы педагогов, психологов, этнологов: М.М. Бахтина, В.С. Библера, С.М. Кагана; принципы национально-регионального компонента в воспитании детей Г.Н. Волкова; мнение А.С. Выготского о культурном развитии ребенка [3].

В исследовании избранной темы большую помощь оказало изучение работ, посвященных культуре и быту осетин, народов Северного Кавказа (В.И. Абаев, М.М. Блиев, Ю.С. Гаглойти, Б.П. Калоев, М.М. Ковалевский). Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры, научные, архивные, полевые материалы по осетинской этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Для осуществления исследования мы поставили ряд задач: определить наличие условий, способствующих эффективности приобщения к народным традициям осетин; определить наличие знаний и представлений дошкольников об этнокультурных традициях региона; выявить степень участия родителей и педагогов в воспитании дошкольников на основе народных традиций.

Для этого мы провели: анализ планируемой документации, тестирование детей по методике Т.И. Ревенок, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко.

Нами были организованы дни погружения в народные традиции осетин, которые осуществлялись в различных формах. Это непосредственно образовательная деятельность, а также совместная и самостоятельная деятельности. Примерная тематика представлена такими направлениями как: «Мы сказочники», «Народные песни», «Путешествие в страну Фольклорию»; народные игры: «Чепена», «Горелки», «Шлепанка», «Гаккарис». С детьми проводились задания, направленные на выявление полноты и сущности знаний и представлений о народных традициях республики.

Формами контроля и отслеживания результатов являлись: открытые и контрольные занятия (в том числе в присутствии и с участием родителей); анкетирование - опрос детей, родителей, педагогов с целью выявления их ценностных ориентаций; собеседования; наблюдения; диагностика; анализ результатов диагностики.

Приоритетными направлениями нашего исследования явились:

- формирование у детей патриотических чувств к Северной Осетии и ее традициям;

- включение фольклора народов Северной Осетии в повседневную жизнь детей;

- создание соответствующей развивающей среды.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному

творчеству и воспитанию нравственных чувств строилась на основе следующих подходов:

- вовлечения детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, продуктивная);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизации);

- использование взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель»;

- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;

- обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций культуры Северной Осе-

тии, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщали к исторической памяти народов Северной Осетии, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно составленному нами тематическому плану работы. Содержательной основой работы явился познавательно-исторический материал, который разделен на четыре тематических блока: «Круглый год», «Семейный круг», «Родной дом» и «Святые наши имена».

Блок «Круглый год» помогает детям в освоении народного изобразительно-прикладного искусства с опорой на народные традиционные праздники.

Блоки «Семейный круг» и «Родной дом» дают педагогам возможность не просто предоставить детям факты культуры традиционного семейного лада, но перенять бесценный опыт народного педагогического мастерства и наполнить повседневную жизнь детского сада теплотой семейного очага.

В блоке «Святые наши имена» знакомили дошкольников с историко-культурным наследием Северной Осетии с опорой на памятные даты именинного календаря.

Следует отметить, что наиболее почитаемым в Осетии считается Святой Георгий, который символизирует храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами. В нашей республике имя Коста Хетагурова дорого всем. Чем раньше дети познакомятся с его творчеством, тем крепче будут их связи с осетинской землей.

Проведение занятий осуществлялось один раз в неделю во второй половине дня, длительность - 30-40 минут. Четыре занятия в месяц выстраивали в рамках определенного блока. Усвоенный материал дети закрепляли в народных играх (подвижных, хороводных) в собственном творчестве.

Вершиной проводимой работы становились наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей, сотрудников и родителей, в которых со всей полнотой отражается национальный характер.

Нами были проведены такие праздники, как: «К нам пришло, прикатило Рождество», «Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько», «Праздник Джеоргуыба» и др.

Особое внимание уделялось работе с родителями. С ними были организованы консультации: как индивидуальные, так и подгрупповые. Была проведена родительская конференция на тему «Приобщение детей к национальной культуре». К конференции была подготовлена выставка детских работ, педагогическая литература; материалы, отражающие работу дошкольных учреждений.

Результаты исследования показали, что дошкольные образовательные учреждения могут приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоение культурного пространства Северной Осетии,

если педагогическая организация работы будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье.

Список литературы:

1. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности (в контексте традиционных и современных традиций). - Майкоп, 2000. - 27 с.

2. Быстрова А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. - 2004. - 12 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2003. -312 с.

4. Гердер И.Г. Идеи философии и истории человека. - М., 1995. - 428 с.

5. Дзидзоева СМ., Котлярова С.Н. Состояние и пути реализации приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Северной Осетии. Сборник научных статей. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010. -Вып. 6. - Ч. 2. - С. 46-53.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Литвинова Е.Ю.*

Отделение дошкольного образования «Умка» Икрянинской средней общеобразовательной школы, Астраханская область, с. Икряное

Музыкальное воспитание неотъемлемая часть общей культуры личности, средство ее эстетического развития. В статье рассматриваются вопросы музыкального развития дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Анализируется влияние музыки на все стороны формирующейся личности.

Ключевые слова музыкальное воспитание, музыкальная культура, виды музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь

* Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.