Научная статья на тему 'ИГРОФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ИГРОФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ИГРОФИКАЦИЯ / ПОКОЛЕНИЕ Z / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC VALUES / GAME TECHNOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY / GAMIFICATION / Z GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоногова Людмила Николаевна, Соколов Алексей Михайлович, Богатова Светлана Викторовна

В статье представлен опыт использования игровых технологий и геймификации в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Авторы рассматривают особенности поколения Z (iПоколения), параметры для его успешного обучения. В статье представлены подходы к патриотическому воспитанию. В качестве основы и цели патриотического воспитания в статье рассматривается патриотическое сознание как результат развития первоначального конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Авторами раскрыты критерии сформированности патриотического сознания - мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий. Представлен авторский комплекс игр, механика которых носит универсальный характер и может быть применена при патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в любом регионе Российской Федерации. Комплекс игр объединен в проект «Добро пожаловать в город Техноинноваций», который является частью системы дополнительного образования и призван привить любовь и интерес к родному краю через использование информационных технологий, дать широкий спектр дополнительных знаний и помочь сформировать необходимые социальные и 4К-компетенции. Комплекс включает в себя следующие элементы: проведение экскурсии по городу с использованием робототехники и технологии QR-кодирования; создание виртуальных экскурсий по городу для школьников; разработка при помощи программы Photoshop обучающих настольных игр регионального содержания; проектирование симбирского национального орнамента с помощью языка программирования Scratch; создание «Азбуки родного города» при помощи программы Power Point; создание ребусов «Улицы родного города» при помощи генератора ребусов. Реализация данных сетевых проектов способствует формированию мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов патриотизма у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоногова Людмила Николаевна, Соколов Алексей Михайлович, Богатова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMIFICATION AS A MECHANISM OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

The article presents the experience of using gaming technologies and gamification in the patriotic education of the younger generation. The authors consider the features of Z generation (iGeneration), parameters for their successful learning. The article presents approaches to patriotic education. In the article the basis and purpose of patriotic education are considered as patriotic consciousness as a result of the development of the initial concrete-sensory perception of the surrounding world. The authors disclose the criteria for the formation of patriotic consciousness - motivational-value, cognitive and behavioral. The author's set of games is presented, the mechanics of which are universal and can be applied in the patriotic education of preschool and school age children in any region of the Russian Federation. The complex of games is united in the project «Welcome to the city of Technoinnovations», which is part of the system of additional education and is designed to instill love and interest in the native land through the use of information technology, to provide a wide range of additional knowledge and help to form the necessary social and 4K competencies. The complex includes the following elements: conducting a city tour using robotics and QR-coding technology; creation of virtual city tours for schoolchildren; development of educational board games of regional content using Photoshop; design of the Simbirsk national ornament using the Scratch programming language; creation of the ABC of the hometown using the Power Point program; creating puzzles «Hometown Streets» using a puzzle generator. The implementation of these network projects contributes to the formation of motivational-value, cognitive and behavioral components of patriotism in the younger generation.

Текст научной работы на тему «ИГРОФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 37.035.6

Л. Н. Белоногова http//orcid.org/0000-0002-0840-2034 А. М. Соколов http//orcid.org/ 0000-0001-7548-6082 С. В. Богатова https://orcid.org/0000-0001-8446-7713

Игрофикация как механизм патриотического воспитания подрастающего поколения

Исследование выполнено при поддержке гранта в форме субсидии из областного бюджета Ульяновской области

для реализации «пилотного» проекта «Коллаборативное пространство реализации дополнительных общеразвивающих программ и непрерывного образования педагогических работников»

Для цитирования: Белоногова Л. Н., Соколов А. М., Богатова С. В. Игрофикация как механизм патриотического воспитания подрастающего поколения // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 49-55. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-49-55

В статье представлен опыт использования игровых технологий и геймификации в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Авторы рассматривают особенности поколения Z (Шоколения), параметры для его успешного обучения. В статье представлены подходы к патриотическому воспитанию. В качестве основы и цели патриотического воспитания в статье рассматривается патриотическое сознание как результат развития первоначального конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Авторами раскрыты критерии сфор-мированности патриотического сознания - мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий. Представлен авторский комплекс игр, механика которых носит универсальный характер и может быть применена при патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в любом регионе Российской Федерации.

Комплекс игр объединен в проект «Добро пожаловать в город Техноинноваций», который является частью системы дополнительного образования и призван привить любовь и интерес к родному краю через использование информационных технологий, дать широкий спектр дополнительных знаний и помочь сформировать необходимые социальные и 4К-компетенции. Комплекс включает в себя следующие элементы: проведение экскурсии по городу с использованием робототехники и технологии QR-кодирования; создание виртуальных экскурсий по городу для школьников; разработка при помощи программы Photoshop обучающих настольных игр регионального содержания; проектирование симбирского национального орнамента с помощью языка программирования Scratch; создание «Азбуки родного города» при помощи программы Power Point; создание ребусов «Улицы родного города» при помощи генератора ребусов. Реализация данных сетевых проектов способствует формированию мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов патриотизма у подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотическое сознание, патриотические ценности, игровые технологии, информационные технологии, геймификация, игрофикация, поколение Z.

L. N. Belonogova, A. M. Sokolov, S. V. Bogatova

Gamification as a mechanism of patriotic education of the younger generation

The article presents the experience of using gaming technologies and gamification in the patriotic education of the younger generation. The authors consider the features of Z generation (iGeneration), parameters for their successful learning. The article presents approaches to patriotic education. In the article the basis and purpose of patriotic education are considered as patriotic consciousness as a result of the development of the initial concrete-sensory perception of the surrounding world. The authors disclose the criteria for the formation of patriotic consciousness - motivational-value, cognitive and behavioral. The author's set of games is presented, the mechanics of which are universal and can be applied in the patriotic education of preschool and school age children in any region of the Russian Federation. The complex of games is united in the project «Welcome to the city of Technoinnovations», which is part of the system of additional education and is designed to instill love and interest in the native land through the use of information technology, to provide a wide range of additional knowledge and help to form the necessary social and 4K competencies. The complex includes the following elements: conducting a city tour using robotics and QR-coding technology; creation of virtual city tours for schoolchildren; development of educational board games of regional content using Photoshop; design of the Simbirsk national ornament using the Scratch programming language; creation of the ABC of the

© Белоногова Л. Н., Соколов А. М., Богатова С. В., 2020

hometown using the Power Point program; creating puzzles «Hometown Streets» using a puzzle generator. The implementation of these network projects contributes to the formation of motivational-value, cognitive and behavioral components of patriotism in the younger generation.

Keywords: patriotic education, patriotic consciousness, patriotic values, game technology, information technology, gamification, Z generation.

Введение

Современное общество в условиях информатизации ставит перед гражданами новые задачи. Эта ситуация, безусловно, влияет на обучение и воспитание подрастающего поколения. Многие исследователи [Гималетдинова, 2012; Пащенко, 2013; Малова, 2019; Vezetiu, 2020] считают, что применение информационных технологий в образовании улучшает его качество и мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие.

В современных школах обучается поколение Z ^Поколение). Впервые об особенностях возрастных различий заговорили исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус в 1991 г. [Howe, 1991].

Важной особенностью нового поколения является приоритет инновационных технологий. Представители поколения Z активно используют гаджеты, VR и 3D-реальность. Очень часто термин «поколение Z» выступает в качестве синонима термина «цифровой человек». У представителей поколения Z вызывают интерес наука и высокие технологии (например, инженерно-технические вопросы, нейросети, прототипиро-вание, биомедицина, робототехника), а также искусство. Одна из важных особенностей представителей нового поколения состоит в том, что виртуальное общение они предпочитают вербальному [Левада, 2001].

В системе образования существует проблема обучения и воспитания поколения Z, так как методы и формы обучения, которые использовались ранее, оказались малоэффективными в работе с ним [Асмолов, 2018; Белозерова, 2018; Поляков, 2019]. Понятие «воспитание» мы используем в трактовке И. Ф. Харламова, который рассматривает его как «преднамеренный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями» [Харламов 2000, с. 5].

Выделяют ряд параметров для успешного обучения поколения: оснащенность классов современными гаджетами; применение вместо учебников электронных книг и пособий; индиви-

дуальный подход к каждому ребенку; создание мотивации и здоровой конкуренции среди обучающихся; использование презентаций с наглядными образами и минимумом текста для наилучшего усвоения; применение компьютерных игр при проверке знаний (например, квеста); введение коучинга как предмета, чтобы подрастающее поколение училось корректно ставить цели и достигать их; использование заданий на командообразование.

Патриотическое воспитание: обзор литературы

Проблема патриотического воспитания давно привлекает к себе внимание исследователей. Но в настоящее время вопросы патриотического воспитания активно переосмысливаются и приобретают новое значение в условиях модернизации системы отечественного образования и вызовов современности.

А. К. Быков проблему патриотического воспитания рассматривает в контексте патриотически-воспитывающего обучения. Обучение носит воспитывающий характер и постепенно оказывает влияние на личность. В процессе обучения в школе ребенок не просто усваивает знания, приобретает умения и навыки, но и внутренне принимает положения, требования, нормы, а следовательно, делает их собственными убеждениями, вырабатывает позицию, которая впоследствии проявляется в поведении ребенка [Быков 2006].

Исследователи в качестве основы и цели патриотического воспитания предлагают рассматривать патриотическое сознание как результат развития первоначального конкретно-чувственного восприятия окружающего мира [Поляков, 2004, с. 101; см. также: Котруца, 2007; Райхлина, 2011].

Сознанием в данном случае понимается как форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, присущая только человеку. Патриотическое сознание в данном случае является частью общего сознания личности. Специфика патриотического сознания связана со спецификой отражения феномена Родины. Основная функция патриотического сознания - целеполагание в отношении Родины, регулирование собственного

поведения и деятельности в отношении родного края [Котруца, 2007].

Проявляются патриотические мотивы, взгляды и установки в условиях патриотической деятельности, следовательно, судить о сформированное™ патриотических убеждений можно только в сознательной и целеустремленной деятельности человека, направленной на объекты Родины. Не случайно Л. Н. Котруца предлагает рассматривать в качестве основных характеристик сформированности патриотического сознания характеристики поведения младших школьников [Котруца, 2007].

Теоретические основания исследования

Патриотическое воспитание необходимо понимать как систематическую и целенаправленную педагогическую деятельность, направленную на формирование у младших школьников патриотических чувств и патриотического сознания.

Цель патриотического воспитания - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Педагог должен прививать детям дошкольного и школьного возраста чувство гордости за историческое и культурное наследие своего края. Без изучения национальной традиционной культуры не удастся привить ребенку уважение к своему, а следовательно, и к другим народам.

Согласно проекту Концепции сохранения и развития региональной и местных идентично-стей населения Ульяновской области до 2030 г. основные усилия педагог должен направить на формирование региональной идентичности. Концепт «регион как команда» должен быть реализован и в рамках социокультурного, экологического, духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания населения Ульяновской области. В основе Концепции лежит идея сохранения уникальных историко-культурных традиций и ценностей [Концепция сохранения ... , 2020].

Полагаем, что природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие Ульяновской области предопределяет отбор регионального содержания. Освоение культуры родного края не только позволит школьникам полюбить родную землю и, следовательно, испытать потребность в патриотически ориентированной деятельности, но и поможет адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.

Широкие возможности для работы в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения предоставляют местная природа, история, культура и традиций. Включение регионального материала в школе на уроках и во внеурочной деятельности обладает огромным педагогическим потенциалом для формирования патриотического сознания подрастающего поколения.

С учетом возрастных возможностей и потребностей детей патриотическое воспитание можно осуществить через ознакомление с историей родного края, делая акцент на национальной и социальной самобытности; истории города, школы, семьи; культурных, природных ценностях и этнокультурных традициях региона.

Патриотическое воспитание с привлечением регионального материала формирует у ребенка представление об уникальности вклада каждого субъекта Российской Федерации (и родного края, в частности) в общероссийское и мировое культурное наследие [Белозерцев, 2004].

В содержание патриотического воспитания, помимо регионального материала, предлагаем включать факты и понятия, влияющие на формирование патриотических чувств и патриотического сознания.

Сформированность патриотического сознания у школьников демонстрируют мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент проявляется в наличии интереса к патриотической деятельности, а также в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию на благо малой Родины и страны.

Когнитивный компонент выражается в наличии достаточного объема патриотических знаний, которые, в свою очередь, станут основой патриотического сознания, патриотических чувств и мотивов патриотического поведения.

Поведенческий компонент предполагает осознанное участие в патриотических мероприятиях, в общественно значимой деятельности.

Полагаем, что патриотическое воспитание современного школьника, приобщение его к истории и культуре родного края с использованием современных информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся. Достоинством проекта является сочетание традиционных форм и методов работы с цифровиза-цией. При изучении практически любой темы в рамках патриотического воспитания можно вве-

сти в образовательный процесс информационные технологии и сетевые проекты.

Организация исследования: проект «Добро пожаловать в город Техноинноваций»

Рассмотрим подробнее проект «Добро пожаловать в город Техноинноваций», который является частью системы дополнительного образования и призван привить любовь и интерес к родному краю, в непринужденной игровой форме посредством использования информационных технологий, дать широкий спектр дополнительных знаний и помочь сформировать необходимые социальные навыки (инициативность, адаптируемость, умение принимать решения) и 4К компетенции (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация) [Компетенции «4К» ... , 2019; Левада, 2001]. Одной из важных целей проекта является создание комфортного пространства игры, творчества и обучения, объединяющих детей, родителей и педагогов. Данный проект является логическим продолжением проекта «Игровая мастерская "Улей"», который был успешно реализован и зарегистрирован как база данных. В данную базу вошли следующие игровые практики: «Экскурсия по городу на Волге», «Краеведческое лото», «Ларец тайн области», геокешинг «Тайны города в современности» [Подготовка педагогов ... , 2018].

Несомненным достоинством проекта является тот факт, что школьники знакомятся со своим городом, в то же время у них формируются умения в области применения современных информационных технологий. Во время работы по предложенной системе весьма эффективно действует система наставничества. Много внимания уделяется командной работе. У подрастающего поколения формируются исследовательские умения и навыки и развиваются важнейшие личностные качества: эмоциональный интеллект, творческое и системное мышление, чувство ответственно сти.

Также проект помогает задуматься о будущем и способствует разработке собственной дорожной карты. Таким образом, осуществляется персонализированный подход в образовании.

Проект включает в себя следующие элементы:

— проведение экскурсии по городу с использованием робототехники и технологии QR-кодирования;

— создание виртуальных экскурсий по городу для школьников;

— разработка при помощи программы Photoshop обучающих настольных игр регионального содержания;

— проектирование симбирского национального орнамента с помощью языка программирования Scratch;

— создание Азбуки родного города при помощи программы Power Point;

— создание ребусов «Улицы родного города» при помощи генератора ребусов.

Рассмотрим подробнее реализованные сетевые проекты, цель которых - способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение культуры региона с использованием информационных и интерактивных технологий.

1. Детский сад. «Тайны города У»

Игра предназначена для ознакомления детей дошкольного возраста с известными местами и достопримечательностями нашего города. Кроме этого, игра - отличный способ тренировки визуальной памяти. В игру можно играть как в команде, так и индивидуально. Игра предполагает минимум 2 игрока.

В наборе есть основное игровое поле, на котором изображены достопримечательности города Ульяновска, множество карточек-подсказок и фишки игроков. Нужно разложить игровое поле так, чтобы каждой команде или участнику игры было хорошо его видно, после этого установить фишки игроков. Очередь игры определяется жеребьевкой. Фишка передвигается на первую клетку, когда участник назовет свое имя (название команды), затем ход переходит следующему игроку. После хода второго игрока ход вновь переходит первому игроку, и для того, чтобы он переместился дальше, ему необходимо назвать достопримечательность города Ульяновска, которая изображена на картинке, если он затрудняется, ведущий дает ему карточку-подсказку, после прочтения которой он переходит на следующую ступень, а ход переходит второму игроку. Если игрок может назвать достопримечательность без карточки-подсказки, он проходит через одну ступень вперед. Побеждает игрок, который первым дойдет до финиша.

18 карточек-подсказок представляют собой небольшую информационную справку. Каждая карточка-подсказка связана с одним изображением на игровом поле. Как только один из игроков доходит до финиша, игра заканчивается, и по ее завершению делается повторение всех названных достопримечательностей, чтобы следующая игра

прошла в более быстром темпе. Играть можно до тех пор, пока дети не запомнят всю информацию о достопримечательностях города.

2. Начальная школа. «Симбирские узоры»

Учащиеся начальных классов создают открытки с симбирскими узорами с помощью языка программирования Scratch. Приложение Scratch представляет собой среду для создания программ и анимации [Подготовка педагогов ... , 2018]. Ученики смотрят видеоэкскурсию о городе Ульяновске, подготовленную учениками старших классов. В ходе просмотра экскурсии они узнают интересные исторические факты о достопримечательностях города.

Педагог проводит беседу о том, что нового узнали ученики. Перед школьниками ставятся проблемы: как помочь гостям из других городов? Что можно сделать для них в качестве подарка-сувенира?

Решением проблемы является изготовление открыток с изображением симбирского орнамента с помощью языка программирования Scratch. Учащиеся при помощи программы создают разнообразные виды орнамента. Работы учеников распечатываются, а электронная версия выкладывается на сайте проекта.

3. Начальная школа. Азбука «Ульяновская область от А до Я»

Интерактивная азбука, созданная для начальной школы учащимися старших классов в программе Power Point, позволяет ребенку познакомиться с городом в интерактивной форме. Интерфейс азбуки крайне прост и интуитивен. Для каждой буквы предусмотрено понятное и красивое изображение определенного объекта Ульяновской области, название которого начинается с этой буквы. Чтобы повысить интерес ребенка к происходящим на экране событиям, азбука сделана интерактивной.

4. Средняя школа. Ребусы «Улицы родного города»

Учащиеся средней школы создают ребусы, в которых зашифрованы названия улиц города Ульяновска с помощью генератора ребусов, например, rebus1.com. Данный сервис относится к сетевым сервисам Web 2.0, что позволяет эффективно реализовать формат сетевого взаимодействия.

Работы учащихся распечатываются, а электронная версия выкладывается на сайте проекта.

5. Старшая школа. «Виртуальная экскурсия с РоботУлей»

Старшеклассники могут проводить экскурсии по городу с использованием робототехники и технологии QR-кодирования. Технология QR-кодирования, QR-код (англ. Quick Response, быстрый отклик) - матричный код. В штрихкоде можно закодировать разнообразную информацию, которая состоит из символов: адрес сайта, телефон, географические координаты и многое другое. Считывать информацию с QR-кодов быстро и удобно - достаточно скачать специальную программу-сканер на смартфон. Потом необходимо навести камеру на QR-код, и программа сама перекинет на нужный файл или ссылку. Принцип действия QR-технологии: информация о достопримечательностях города Ульяновска зашифрована в QR-код, который выводится на дисплей РоботУли [Белоногова, 2018].

Заключение

Таким образом, патриотическое воспитание рассматривается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на формирование патриотических чувств и патриотического сознания. В качестве критериев сформированности патриотического сознания можно рассматривать мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий. Современные информационные технологии и игро-фикация, используемые при осуществлении патриотического воспитания поколения Z, позволяют сделать знакомство с родным краем интересным и запоминающимся и существенно повысить мотивацию к познанию малой Родины, а также учитывать интересы подрастающего поколения.

Разработанный авторский комплекс игр, объединенных в проекте «Добро пожаловать в город Техноинноваций», предоставляет возможность осуществлять патриотическое воспитание средствами информационных технологий в системе непрерывного образования «детский сад - школа - вуз», способствует формированию мотива-ционно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов патриотизма у подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1 (23). С. 13-19.

2. Белозерова Л. А. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования / Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков, О. О. Жидяева // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 16-23.

3. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004. 527 с.

4. Белоногова Л. Н. Геокешинг как средство патриотического воспитания подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова, О. А. Городнова // Политическая система России и этатизм современного общества. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (с элементами научной школы для молодежи) : сборник научных трудов. Ульяновск : УлГТУ, 2018. С. 144-147.

5. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

6. Гималетдинова К. Р. Информатизация образования как основополагающий фактор развития современного общества / К. Р. Гималетдинова,

B. Г. Шубович, Р. А. Сайфутдинов, А. Ю. Мулеева // Информационные технологии в образовании : сборник научных трудов. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. С. 30-33.

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. Москва : Корпорация «Русский учебник», 2019. 76 с.

8. Концепция сохранения и развития региональной и местных идентичностей населения Ульяновской области до 2030 г. (проект). URL: https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/15981/ (Дата обращения: 15.05.2020).

9. Котруца Л. Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3.

C. 176-183.

10. Левада Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 7-14.

11. Малова Е. Н. Здоровьесберегающий аспект использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании младших школьников / Е. Н. Малова, В. Г. Шубович, М. М. Шубович // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 70-72.

12. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие. Нижневартовск : Нижневарт. гос. ун-т, 2013. 227 с.

13. Петрищева Н. Н. Развитие коммуникативных и творческих способностей детей в процессе визуального программирования в среде Scratch в дополнительном образовании / Н. Н. Петрищева, К. Р. Гималетдинова, В. Г. Шубович // Информационные технологии в образовании : материалы всероссийской очной научно-практической конференции. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2020. С. 123-128.

14. Подготовка педагогов к гражданскому образованию в контексте регионализации : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Белоногова, Н. М. Новичкова, А. А. Скворцов, И. В. Скворцова ; под ред. Л. Н. Белоноговой, Н. М. Новичковой. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. 226 с.

15. Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. Москва : Центр «Педагогический поиск», 2004. 176 с.

16. Поляков С. Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. № 1 (58). С. 25-33.

17. Райхлина Е. Л. Формирование патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России : монография. Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. 122 с.

18. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособ. Москва : Гардарики, 2000. 519 с.

19. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. N. Y.: Quill William Morrow, 1991. 544 p.

20. Vezetiu E. V. Digital technologies in the organization of the educational process in the teachers training system / E. V. Vezetiu, I. O. Petrishchev, V. G. Shubovich, O. O. Varnavskaya, M. M. Kutepov // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. Т. 11. № 31. С. 438-448.

Reference list

1. Asmolov A. G. Slozhnyj chelovek kak vyzov peda-gogike vozmozhnostej = A complex person as a challenge to the pedagogy of opportunities // Povolzhskij pedagog-icheskij poisk. 2018. № 1 (23). S. 13-19.

2. Belozerova L. A. Sociokul'turnye osobennosti pokolenija Z: opyt jempiricheskogo issledovanija = Soci-ocultural features of Z generation: experience of empirical research / L. A. Belozerova, S. D. Poljakov, O. O. Zhidjaeva // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. 2018. № 3 (25). S. 16-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belozercev E. P. Obrazovanie: istoriko-kul'turnyj fenomen = Education: a historical and cultural phenomenon. Sankt-Peterburg : Juridicheskij centr Press, 2004. 527 s.

4. Belonogova L. N. Geokeshing kak sredstvo patri-oticheskogo vospitanija podrastajushhego pokolenija = Geocaching as a means of patriotic education of the younger generation / L. N. Belonogova, O. A. Gorodnova // Politicheskaja sistema Rossii i jeta-

tizm sovremennogo obshhestva. III Vserossijskaja nauch-no-prakticheskaja konferencija s mezhdunarodnym uchas-tiem (s jelementami nauchnoj shkoly dlja molodezhi) : sbornik nauchnyh trudov. Ul'janovsk : UlGTU, 2018. S. 144-147.

5. Bykov A. K. Problemy patrioticheskogo vospitani-ja = Problems of patriotic education // Pedagogika. 2006. № 2. S. 37-42.

6. Gimaletdinova K. R. Informatizacija obrazovanija kak osnovopolagajushhij faktor razvitija sovremennogo obshhestva = Informatization of education as a fundamental factor in the development of modern society / K. R. Gimaletdinova, V G. Shubovich, R. A. Sajfutdinov, A. Ju. Muleeva // Informacionnye tehnologii v obra-zovanii : sbornik nauchnyh trudov. Ul'janovsk : Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2018. S. 30-33.

7. Kompetencii «4K»: formirovanie i ocenka na uroke = Competencies «4K»: formation and evaluation in the lesson : prakticheskie rekomendacii / avt.-sost. M. A. Pinskaja, A. M. Mihajlova. Moskva : Korporacija «Russkij uchebnik», 2019. 76 s.

8. Koncepcija sohranenija i razvitija regional'noj i mestnyh identichnostej naselenija Ul'janovskoj oblasti do 2030 g. = The concept of preserving and developing regional and local identities of the population of the Ulyanovsk region up to 2030 (proekt). URL: https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/15981/ (Data obrashhenija: 15.05.2020).

9. Kotruca L. N. Formirovanie patrioticheskogo soz-nanija uchashhihsja v uslovijah sovremennoj shkoly = The formation of patriotic consciousness of students in the conditions of modern school // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. 2007. № 3. S. 176-183.

10. Levada Ju. A. Pokolenija HH veka: vozmozhnos-ti issledovanija = Generations of the twentieth century: research opportunities // Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2001. № 5 (55). S. 7-14.

11. Malova E. N. Zdorov'esberegajushhij aspekt ispol'zovanija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v dopolnitel'nom obrazovanii mladshih shkol'nikov = Health-saving aspect to use information and communication technologies in the additional education of primary schoolchildren / E. N. Malova, V G. Shubovich, M. M. Shubovich // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2019. № 12. S. 70-72.

12. Pashhenko O. I. Informacionnye tehnologii v obrazovanii = Information technology in education : uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhnevartovsk : Nizh-nevart. gos. un-t, 2013. 227 s.

13. Petrishheva N. N. Razvitie kommunikativnyh i tvorcheskih sposobnostej detej v processe vizual'nogo programmirovanija v srede = Scratch v dopolnitel'nom obrazovanii. Developing the communicative and creative abilities of children in the process of visual programming in the Scratch environment in additional education / N. N. Petrishheva, K. R. Gimaletdinova, V. G. Shubovich // Informacionnye tehnologii v obra-zovanii : materialy vserossijskoj ochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'janovsk : Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2020. S. 123-128.

14. Podgotovka pedagogov k grazhdanskomu obra-zovaniju v kontekste regionalizacii = Training of educators in civic education in the context of regionalization : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / L. N. Belonogova, N. M. Novichkova, A. A. Skvorcov, I. V. Skvorcova ; pod red. L. N. Belonogovoj, N. M. Novichkovoj. Ul'janovsk : Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2018. 226 s.

15. Poljakov S. D. V poiskah realisticheskogo vospi-tanija. Moskva : Centr «Pedagogicheskij poisk», 2004. 176 s.

16. Poljakov S. D. Sovremennyj podrostok v kul'turno-obrazovatel'nom kontekste: opyt jekspozicii = Modern teenager in cultural and educational context: experience of exposition // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. T. 2. № 1 (58). S. 25-33.

17. Rajhlina E. L. Formirovanie patrioticheskogo samosoznanija studentov pedagogicheskogo vuza v uslovijah stanovlenija grazhdanskogo obshhestva v Ros-sii = The formation of patriotic self-consciousness of pedagogical university students in conditions of civil society formation in Russia: monografija. Tula : Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo, 2011. 122 s.

18. Harlamov I. F. Pedagogika = Pedagogics : ucheb. posob. Moskva : Gardariki, 2000. 519 s.

19. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. N. Y.: Quill William Morrow, 1991. 544 p.

20. Vezetiu E. V. Digital technologies in the organization of the educational process in the teachers training system / E. V. Vezetiu, I. O. Petrishchev, V. G. Shubovich, O. O. Varnavskaya, M. M. Kutepov // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. T. 11. № 31. S. 438-448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.