Научная статья на тему 'ДЕТСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ДЕТСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна, Гринцова Анастасия Валерьевна

Цель: - формирование личности гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и изучение нормативных документов, обобщение, синтез, контент-анализ. Результаты исследования: - социальное проектирование рассмотрено как актуальный метод социального воспитания в системе дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению; - гражданско-патриотическое воспитание представлено как часть общего воспитательного процесса, способствующего формированию у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитанию чувства гордости за малую родину и наше Отечество; - проанализированы детские социальные проекты: по увековечиванию памяти погибших земляков; сохранению традиций малой родины; благоустройству пришкольных территорий и улиц родного города (села, поселка); решению проблем экологии родного края; созданию органов детского самоуправления; развитию толерантности в обществе и в отношениях между людьми; пропаганде здорового образа жизни среди современной молодежи. Научная новизна результатов исследования: - уточнена педагогическая сущность понятия «социальное проектирование» как продуктивный метод воспитания, который направлен на практическое решение определенных социальных проблем у подрастающего поколения, способствующий формированию гражданской позиции, чувства патриотизма в отличие от существующих исследований близких по смыслу дефиниций: актуальный метод воспитательной работы школы (Ю. В. Громыко, Л. А. Хорькова), в системе дополнительного образования детей (А. Н. Варенцова), культурно-досуговой деятельности (Е. В. Олейник) для формирования гражданского общества (Г. М. Криницкая); - определена и экспериментально проверена реализация метода социального проекта, обеспечивающего организацию гражданско-патриотического воспитания обучающихся на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко» (далее - ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко). Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогами дополнительного образования при разработке конкурсов, программ и технологий целенаправленного формирования гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева Екатерина Сергеевна, Гринцова Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S SOCIAL DESIGN AS A WAY OF ORGANIZING CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

The goal is to form the personality of a citizen and a patriot through the organization of social design and research activities. Research methods theoretical analysis of scientific literature and the study of normative documents, generalization, synthesis, content analysis. Results of the study: - social design is considered as an actual method of social education in the system of additional education of children in the civil-patriotic direction; - civil-patriotic education is presented as part of the general educational process that contributes to the formation of the young generation’s readiness to fulfill their civic duty, constitutional duties, and to foster a sense of pride in their small homeland and our Fatherland; - children’s social projects are analyzed: to perpetuate the memory of fallen countrymen; to preserve the traditions of the small motherland; to improve school territories and streets of their native city (village, village); to solve the problems of ecology of their native land; to create children’s self-government bodies; to develop tolerance in society and in relations between people; to promote a healthy lifestyle among modern youth. Scientific novelty of the research results: The article clarifies the pedagogical essence of the concept of “social design” as a productive method of education, which is aimed at the practical solution of certain social problems in the younger generation, contributing to the formation of a civic position, a sense of patriotism, in contrast to existing studies of similar definitions: the actual method of educational work of the school (Yu. V. Gromyko, L. A. Khor’kova), in the system of additional education of children (A. N. Varentsova), cultural and leisure activities (E. V. Oleynik) for the formation of civil society (G. M. Krinitskaya); Defined the implementation of the method of the social project providing the organization of civil and patriotic education of students on the basis of the GAUDO OODTDM named after V. P. Polyanichko was determined and experimentally tested. The practical significance of the research results lies in the fact that the conclusions and the results obtained can be used by teachers of additional education in the development of competitions, programs and technologies for the purposeful formation of a citizen and a patriot through the organization of social design and research activities.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Pedagogy Педагогика

УДК 371.485

DOI: 10.29013/AJH-21-3.4-9-16

Е. С. МИХАЛЕВА, 1 А. В. ГРИНЦОВА, 1

1 Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко», отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период», г. Оренбург, Россия

ДЕТСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

Цель: - формирование личности гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и изучение нормативных документов, обобщение, синтез, контент-анализ.

Результаты исследования:

- социальное проектирование рассмотрено как актуальный метод социального воспитания в системе дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению;

- гражданско-патриотическое воспитание представлено как часть общего воспитательного процесса, способствующего формированию у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитанию чувства гордости за малую родину и наше Отечество;

- проанализированы детские социальные проекты: по увековечиванию памяти погибших земляков; сохранению традиций малой родины; благоустройству пришкольных территорий и улиц родного города (села, поселка); решению проблем экологии родного края; созданию органов детского самоуправления; развитию толерантности в обществе и в отношениях между людьми; пропаганде здорового образа жизни среди современной молодежи.

Научная новизна результатов исследования:

- уточнена педагогическая сущность понятия «социальное проектирование» как продуктивный метод воспитания, который направлен на практическое решение определенных социальных проблем у подрастающего поколения, способствующий формированию гражданской позиции, чувства патриотизма в отличие от существующих исследований близких по смыслу дефиниций: актуальный метод воспитательной работы школы (Ю. В. Громыко, Л. А. Хорькова), в системе дополнительного образования детей (А. Н. Варенцова), культурно-досуговой деятельности (Е. В. Олейник) для формирования гражданского общества (Г. М. Криницкая);

- определена и экспериментально проверена реализация метода социального проекта, обеспечивающего организацию гражданско-патриотического воспитания обучающихся на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко» (далее - ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогами дополнительного образования при разработке конкурсов, программ и технологий целенаправленного формирования гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности.

Ключевые слова: проект, социальное проектирование, организация дополнительного образования, гражданин, гражданско-патриотическое воспитание.

Для цитирования: Михалева Е. С. Грицова А. В. Детское социальное проектирование как способ организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2021, №3-4. - С. 9-16. DOI: https://doi.org/10.29013/AJH-21-3.4-9-16

Введение

В современном обществе актуализируется задача воспитания конкурентоспособной интеллигентной, творческой личности, готовой к непрерывному саморазвитию, умеющей адаптироваться к новым социальным отношениям, проявляющей активную гражданскую позицию. При этом большое значение придается учреждениям дополнительного образования, позволяющем внедрять проектный метод в педагогическую практику. Практика социального проектирования является актуальным элементом в современной российской системе образования и воспитания, формирования гражданина - патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами.

В системе дополнительного образования активно развивается социальное проектирование, основой которого является полноценное участие обучающихся общеобразовательных учреждений в решении социально-значимых проблем общества [6]. Социальное проектирование - это актуальный метод социального воспитания (Р. Т. Макарова) [4], как в системе воспитательной работы школы (Ю. В. Громыко, Л. А. Хорькова) [1, 7], так и в системе дополнительного образования детей (А. Н. Варенцова)1, культур-но-досуговой деятельности (Е. В. Олейник, С. Н. Ис-пулова, Т. А. Безенкова) [5].

Важнейшей деятельностью подростков для формирования гражданского общества является социальное проектирование (Г. М. Криницкая), направленное на практическое решение определенных социальных проблем (А. В. Шнайдер) [3, 8]. Итак, в ходе сознательного усвоения и воспроизводства данного социального опыта у обучающихся происходит активная социали-

зация личности. Ее показателем является готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества. Помимо этого, социальное проектирование способствует воспитанию у подрастающего поколения гражданской позиции, формированию чувства патриотизма и общественно-направленной мотивации на решение социальных проблем.

Гражданско-патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса и способствует формированию у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитанию чувства гордости за малую родину, тех мест, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Исследователи в педагогической практике выделяют следующие формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, классные часы, военно-патриотические игры (Л. С. Деточенко) [2], уроки мужества, и так далее.

Опираясь на опыт практического исследования данной проблемы, отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период» ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко использует следующую форму практической деятельности, в основе которой лежит метод проектов,- Всероссийскую акцию «Я - гражданин России» (далее - Акция). Данная проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, что способствует позитивному преобразованию реальности.

Основная часть

Участие обучающихся в разработке и реализации социального проекта обладает большим педагогическим потенциалом, который будет способствовать

1 Варенцова А. Н. Социальное проектирование как процесс социализации в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] / XII Международная студенческая научная конференция: студенческий научный форум. 2020. Режим доступа: URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022715

формированию гражданской позиции, так как социальное проектирование выступает в качестве источника знаний, социального опыта, эмоционального переживания, формирования отношения к государству, познания истории и традиций русского народа, изучения прав и обязанностей гражданского общества.

Участники Акции учатся выдвигать гражданские инициативы, развивать конструктивный диалог с властными структурами, сотрудничать с различными организациями и окружающим социумом. Участвуя в проектной деятельности, школьники осваивают правила жизни гражданского общества, получают навыки взаимодействия с представителями власти, со средствами массовой информации, со своими сверстниками, родителями, жителями села, города, района. Это участие, несомненно, воспитывает гражданскую зрелость и патриотическое сознание, лидерские качества, прогрессивные взгляды, независимость убеждений, ответственность, самостоятельность. Помимо этого, Акция реализуется в соответствии с целями и задачами федеральных проектов «Успех каждого ребенка»1 и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г»2.

На региональном этапе Акции в Оренбургской области с 2001 года проводится конкурс детских социальных проектов «Я - гражданин России» (далее - Конкурс). Учредителем Конкурса является министерство образования Оренбургской области, организатором - ГАУДО ООДТДМ имени В. П. Поляничко, отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период». Цель Конкурса - формирование гражданской активности и ответственности молодых граждан Оренбургской области посредством вовлечения их в общественно полезную социальную деятельность. Победители Конкурса ежегодно участвуют в финале Всероссийской акции «Я - гражданин России» и во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя страна - моя Россия», который проводится при поддержке Государственной Думы Российской Федерации.

В ходе областного конкурса детских социальных проектов «Я - гражданин России» юные оренбурж-

цы создают и реализуют детские социальные проекты по увековечиванию памяти погибших земляков; сохранению традиций малой родины; благоустройству пришкольных территорий и улиц родного города (села, поселка); решению проблем экологии родного края; оказанию помощи молодым людям в реализации своих интересов; заботе о людях, нуждающихся в особой защите (пожилых, людей с ограниченными возможностями, детей без родителей и т.д.); созданию органов детского самоуправления; развитию толерантности в обществе и в отношениях между людьми; пропаганде здорового образа жизни среди современной молодежи и так далее.

Одна из номинаций Конкурса посвящена сохранению памяти земляков, погибших на полях сражений. Социальные проекты юных оренбуржцев по увековечиванию памяти погибших земляков способствуют познанию исторического прошлого нашей Родины. Изучение подвига русского народа обучающимися предоставляет им возможность создать правдивые портреты героев прошлых поколений. В ходе реализации таких проектов осуществляется диалог ветеранов боевых сражений и ветеранов тыла в годы Великой Отечественной войны с подрастающим поколением. Этот диалог способствует сохранению исторической правды о событиях Великой Отечественной войны, сохранению традиций преемственности поколений и формированию у молодого поколения гражданско-патриотической позиции в отношении к своей стране, к ее прошлому и настоящему. При проведении встреч с людьми старшего поколения, переживших эти тяжелые годы в истории нашей страны, привычные слова «война», «ветеран», «долг», «Родина», «историческая память» получают особое эмоциональное и духовное наполнение у школьников.

В рамках празднования 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне реализовывались детские социальные проекты, в результате которых появились новые и реставрировались старые, забытые памятники воинам, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, и труженикам тыла; присваивались имена Героев Советского Союза образовательным организациям; были открыты мемориальные

1 Нацпроект «Образование». 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996 «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://static.government. ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

памятные доски; пополнились информационные фонды музеев по истории Великой Отечественной войны и т.д.

Была организована просветительская, исследовательская, творческая, поисковая деятельность среди обучающихся с привлечением общественности. Так, например, в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждение «Тоцкая Средняя общеобразовательная школа им. А. К. Стерелюхина» проект «Наши земляки - наша гордость» стал началом создания серии галерей под открытым небом, и первая из них, которая носит название «История подвигов», приурочена к 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Целью проекта была установка информационных баннеров, посвященных землякам-героям села Тоцкое. Приступив к работе над проектом, ребята разделились на микрогруппы, каждая из которых выполняла свои обязанности. Группа «журналистов» подготовила материал для статьи в районную газету «Авангард» и школьную газету «Парадокс» с целью ознакомления обучающихся школы и жителей села с ходом реализации проекта. Они обратились в районную библиотеку, в районный краеведческий и школьный музеи для доступа к архивным документам, где в итоге была собрана информация о подвигах героев села Тоцкое, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Данная информация была размещена на баннерах. В образовательных организациях был проведен конкурс рисунков на лучший макет баннера. Помимо этого, работала группа «экономисты», которая сделала расчёты по проекту. Смета составила 65000 рублей и включила, в том числе, информационные баннеры и установку стоек для них. За финансовой помощью совместно с представителями школы обратились к главе сельского совета, на что получили одобрение. Таким образом, благодаря проекту детей в типографии села изготовлены баннеры с информацией о героях земляках, участниках Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) в количестве 10 штук и размером 1 м на 70 см. В апреле 2020 г. состоялось торжественное открытие галереи под открытым небом «История подвигов».

Члены поискового отряда «Наследие» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сорочинска» (проект «Дом милосердия») нашли интересные, достоверные факты о том, что в годы войны в г. Сорочинске располагались три эвакуационных госпиталя. Целью проекта была установка мемориальных

досок на зданиях г. Сорочинска. Группа «юристы» изучила нормативно-правовые документы об объектах культурного наследия и акты о порядке установления памятников и мемориальных объектов. Обучающиеся посетили краеведческий музей Сорочинского городского округа и изучили архивные справки, подтверждающие размещение эвакогоспиталей. Они выяснили, что первое отделение эвакогоспиталя размещалось в больнице по улице Карла Маркса (ныне начальная школа № 7), второе отделение размещалось в доме колхозников (ныне здание нарсуда), третье - хирургическое отделение -находилось в здании Сорочинского ветеринарного техникума, четвертое - детский дом по ул. Орджоникидзе, д. 1 (ныне детский сад № 5) и пятое - Дом пионеров по ул. Чапаева, д. 20.

Ребята встретились с заместителем главы администрации городского округа по оперативному управлению муниципальным хозяйством. Организовали рассмотрение и визирование нормативных правовых документов, позволяющих официально установить мемориальные доски на зданиях, где располагались эвакогоспитали. Также узнали последовательность установки и разработали эскиз мемориальных досок. Ребята написали ходатайство на имя главы муниципального образования Сорочинский городской округ, в результате чего получили одобрение на установку мемориальной доски на здании детского сада № 5. Проектировщики выяснили, что здание, где располагался третий эвакогоспиталь в годы ВОВ, ныне Сорочинский ветеринарный техникум, находится в федеральной собственности. В итоге были составлены и отправлены обращения: в «Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет»; инспекцию Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области по установке мемориальной доски на здании техникума. Был получен положительный ответ на разрешение и установку памятных досок на зданиях детского сада № 5 и Сорочинского ветеринарного техникума.

Группой проектировщиков был сделан экономический расчет установки двух досок. Результат составил 25600 рублей. Рассмотрев все возможные способы привлечения финансов, обучающимися было решено провести школьную ярмарку для жителей

I PREMIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 3 — 4 (2021)

Publish ng

ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

микрорайона; организовать сбор и сдачу макулатуры. В результате проведения данных мероприятий ребята смогли собрать 6300 рублей. За недостающей суммой школьники обратились к спонсорам, им была оказана помощь в размере 19300 рублей. По итогам работы над проектом были изготовлены две мемориальные доски для установки на зданиях детского сада № 5 и Сорочинского ветеринарного техникума о том, что в годы войны в этих зданиях находились эвакогоспитали. В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в мае 2020 г., состоялось торжественное открытие памятных досок.

На протяжении 13 лет кадетская рота Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей Акбулакского района Оренбургской области» (проект «Память поколений») два раза в год проводила акцию «Обелиск» на территории кладбища п. Акбулак, где с 2002 г. централизовано хоронили ветеранов Великой Отечественной войны. На сегодняшний день там было захоронено сто участников Великой Отечественной войны и шесть участников локальных войн и вооружённых конфликтов. Целью проекта стало создание «паспорта захоронения» участников и ветеранов ВОВ и книги «Память поколений поселка Акбулак».

Собирая материал о земляках, школьники обратились в центр социального обеспечения населения, районный архив, историко-краеведческий музей им. И. П. Редько, районный пенсионный фонд и редакцию газеты «Степные зори». Руководители этих организаций оказали ребятам необходимую помощь. Кроме того, ребята посетили могилы родственников, захороненных на «Аллее Ветеранов», а члены поисковой группы заинтересовались биографическими данными, подробностями боевой службы, боевыми и трудовыми наградами. В результате был собран богатый материал о земляках, захороненных на «Аллее Ветеранов», необходимый для реализации проекта. Команда проектировщиков обратилась к главе Акбу-лакского района, он поддержал ребят и оказал всестороннюю помощь. Общественный Совет при истори-ко-краеведческом музее им. И. П. Редько специально организовал и провёл тематические встречу для лицеистов, посвящённую труженикам тыла, которые были награждены соответствующими государственными наградами, дающими право на приравнивание их владельцев к ветеранам Великой Отечественной войны. После публикации в районной газете о рабо-

те над проектом «Память поколений», инициативу ребят поддержали спортсмены клуба «Атлант». Они оказали свою помощь в благоустройстве могил, расположенных на «Аллее Ветеранов».

Для защиты проекта весь собранный материал об участниках и ветеранах ВОВ и участниках локальных военных конфликтов ребята систематизировали, составили «паспорт захоронений» и приложения к нему. Оформили презентацию, альбом и макет книги «Память поколений». С просьбой о финансовой помощи для создания книги обратились к попечительскому совету Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1».

В результате работы над проектом «Память поколений» был систематизирован собранный материал в Книге Памяти по следующим разделам: информация о боевом пути и жизни участников Великой Отечественной войны и ветеранах боевых действий международных конфликтов и локальных войн; беседы с людьми, близкими их окружению; информация по фотографиям; архивные документы. Также были подготовлены материалы для паспорта «воинского захоронения» и разработан макет книги «Память поколений».

Результатом проекта «Память поколений» стал «паспорт захоронения» защитников Отечества, книга «Память поколений поселка Акбулак». Руководству поселкового совета были переданы все материалы, собранные по «Аллее Ветеранов». К актуальности проекта было привлечено внимание руководства района и поселкового совета, а также общественности.

Участие в детских социальных проектах по увековечиванию памяти земляков помогает юным орен-буржцам услышать и понять старшее поколение, чтить память павших в боях за Родину и внимательнее относиться к ветеранам Великой Отечественной войны и людям, живущим рядом. Участники проектов многое узнали о военной истории своей страны, сумели привлечь общественное внимание к людям, пережившие страшные годы Великой Отечественной войны, матерям и вдовам солдат, погибших на полях сражений.

В ходе реализации детских социальных проектов школьники не раз убеждались в том, что настоящий патриот - это человек, который не только умеет владеть оружием и имеет воинскую специальность, а, прежде всего, человек, осознающий себя настоящим гражданином своей страны, знающий свои исторические корни и при этом уважающий чужую историю. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические

события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое главное, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге.

Заключение

Двадцатилетний опыт работы с детскими социальными проектами дает возможность сделать определенные выводы:

- обучающиеся, активно принимающие участие в разработке и реализации социального проекта, формируют свои социальные компетенции, развивают специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации;

- проектная деятельность предоставляет обучающимся возможность для самовыражения (проявление способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения (возможность поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения (проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов); самореализации своей личности;

проявление настойчивости, упорства в достижении цели, осознанное участие в общественно полезной деятельности, стремление к гражданскому самовыражению;

— формирование у обучающихся заботы об окружающей среде, о благоустройстве своей малой родины, что характеризуется проявлением активности и готовности участия в общественно полезной деятельности;

— обучение социальному проектированию способствует мотивации подростков к действию, оценке реальной социально-экономической и политической обстановке, проявлению неравнодушия к существующим проблемам окружающего социума и желанию изменить ситуацию в лучшую сторону.

Таким образом, тема статьи позволила убедиться в том, что обучающиеся, работая над социальным проектом, приобретают навыки успешной коммуникации, стабильность душевного здоровья, чувство патриотизма, наблюдается повышение самооценки, обостряется чувство индивидуальности, ярко проявляется чувство межличностного и социального сопереживания.

Список литературы:

1. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018.- Т. 23.- № 1.- C. 93-105.

2. Деточенко Л. С. Эффективность форм гражданского и патриотического воспитания молодежи: по материалам социологического исследования // Поволжский педагогический вестник. 2015.- № 4 (9).- С. 31-42.

3. Криницкая Г. М. Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018.- № 1.- С. 40-45.

4. Макарова Р. Т. Технология социального проектирования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011.- № 1.- С. 5-15.

5. Олейник Е. В., Испулова С. Н., Безенкова Т. А. Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2019.- № 4 (40).- С. 215-224.

6. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы: учебное пособие [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: URL:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58612/1/978-5-7996-2313-5_2018. pdf

7. Хорькова Л. А. Внедрение метода социального проекта в воспитательную работу школы [Электронный ресурс] // Вестник педагога. 2016. Режим доступа: URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/ publ?id=9922

8. Шнайдер А. В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина // Внешкольник Оренбуржья. 2020.- № 2.- С. 17-19.

Информация об авторах:

Михалева Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, методист, Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи

им. В. П. Поляничко», отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период», кабинет № 208;

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 41; E-mail: sckoriantowa@yandex.ru; телефон: (3532) 43-50-79 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4656-3661

Гринцова Анастасия Валерьевна, педагог-организатор, Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко», отдел «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период», кабинет № 208: Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 41; E-mail: shnaider.nastya@mail.ru; телефон: (3532) 43-50-79 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7704-3605

E. S. MIKHALEVA, 1 A.V. GRINTSOVA, 1

1GAUDO "Orenburg Regional Palace of Creativity of Children and Youth named after V. P. Polyanichko", department "Center for educational work and employment of children during the holiday period", Orenburg, Russia

CHILDREN'S SOCIAL DESIGN AS A WAY OF ORGANIZING CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

Abstract

The goal is to form the personality of a citizen and a patriot through the organization of social design and research activities.

Research methods theoretical analysis of scientific literature and the study of normative documents, generalization, synthesis, content analysis.

Results of the study:

- social design is considered as an actual method of social education in the system of additional education of children in the civil-patriotic direction;

- civil-patriotic education is presented as part of the general educational process that contributes to the formation of the young generation's readiness to fulfill their civic duty, constitutional duties, and to foster a sense of pride in their small homeland and our Fatherland;

- children's social projects are analyzed: to perpetuate the memory of fallen countrymen; to preserve the traditions of the small motherland; to improve school territories and streets of their native city (village, village); to solve the problems of ecology of their native land; to create children's self-government bodies; to develop tolerance in society and in relations between people; to promote a healthy lifestyle among modern youth.

Scientific novelty of the research results:

The article clarifies the pedagogical essence of the concept of "social design" as a productive method of education, which is aimed at the practical solution of certain social problems in the younger generation, contributing to the formation of a civic position, a sense of patriotism, in contrast to existing studies of similar definitions: the actual method of educational work of the school (Yu. V. Gromyko, L. A. Khor'kova), in the system of additional education of children (A. N. Varentsova), cultural and leisure activities (E. V. Oleynik) for the formation of civil society (G. M. Krinitskaya);

Defined the implementation of the method of the social project providing the organization of civil and patriotic education of students on the basis of the GAUDO OODTDM named after V. P. Polyanichko was determined and experimentally tested.

The practical significance of the research results lies in the fact that the conclusions and the results obtained can be used by teachers of additional education in the development of competitions, programs and technologies for the purposeful formation of a citizen and a patriot through the organization of social design and research activities. Keywords: project, social design, organization of additional education, citizen, civil and patriotic education.

References:

1. Gromyko Y. U. V. K probleme sozdaniya obshchenarodnoj shkoly budushchego: sintez predmetnogo i proekt-nogo obrazovaniya (On the problem of creating a Public school of the future: synthesis of subject and project education), Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2018. 23.1.- P. 93-105.

2. Detochenko L. S. Effektivnost' form grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya molodezhi: po materialam sociologicheskogo issledovaniya (The effectiveness of forms of civic and patriotic education of young people: based on the materials of a sociological study), Povolzhskij pedagogicheskij vestnik, 2015.- 4 (9).- P. 31-42.

3. Krinickaya G. M. Social'noe proektirovanie kak sredstvo formirovaniya grazhdanskoj pozicii shkol'nikov, YAro-slavskij pedagogicheskij vestnik, 2018.- 1.- P. 40-45.

4. Makarova R. T. Tekhnologiya social'nogo proektirovaniya (Social design technology), Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2011.- 1.- P. 5-15.

5. Olejnik E. V., Ispulova S. N., Bezenkova T. A. Social'noe proektirovanie v kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti po-drostkov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya (Social design in the cultural and leisure activities of adolescents in the institution of additional education), Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019.- 4 (40).- P. 215-224.

6. Social'noe proektirovanie v obrazovanii i praktike social'noj raboty: uchebnoe posobie (Social design in education and practice of social studies) [Elektronnyj resurs]. 2018. Rezhim dostupa: URL: https://elar.urfu.ru/bitst ream/10995/58612/1/978-5-7996-2313-5_2018.pdf

7. Hor'kova L. A. Vnedrenie metoda social'nogo proekta v vospitatel'nuyu rabotu shkoly (Introduction of the social project method in the educational work of the school) [Elektronnyj resurs]. Vestnik pedagoga. 2016. Rezhim dostupa: URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9922

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. SHnajder A. V. Detskoe social'noe proektirovanie v sovremennoj shkole kak sposob vospitaniya grazhdanina (Children's social design in a modern school as a way of educating a citizen), Vneshkol'nik Orenburzh'ya, 2020.2.- P. 17-19.

Information about the author

Ekaterina S. Mihaleva, kandidat pedagogicheskih nauk, metodist, State autonomous institution of additional education "Orenburgskij oblastnoj Dvorec tvorchestva detej i molodyozhi im. V. P. Polyanichko", otdel "Centr vospitatel'noj raboty i zanyatosti detej v kanikulyarnyj period", kabinet № 208; Adres: 460000, g. Orenburg, ul. Sovetskaya, d. 41; E-mail: sckoriantowa@yandex.ru; telefon: (3532) 43-50-79 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4656-3661

Anastasiya V. Grincova, pedagog-organizator, State autonomous institution of additional education "Orenburgskij

oblastnoj Dvorec tvorchestva detej i molodyozhi im. V. P. Polyanichko", otdel "Centr vospitatel'noj raboty i zanyatosti

detej v kanikulyarnyj period", kabinet № 208;

Adres: 460000, g. Orenburg, ul. Sovetskaya, d. 41;

E-mail: shnaider.nastya@mail.ru; telefon: (3532) 43-50-79

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7704-3605

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.