Научная статья на тему 'Из опыта работы воспитателей областного социально-реабилитационного центра по гражданско-патриотическому воспитанию'

Из опыта работы воспитателей областного социально-реабилитационного центра по гражданско-патриотическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / RUSSIAN FOLK TRADITIONS / ДОМАШНИЙ УКЛАД / HOME LIFE / МАЛАЯ РОДИНА / LITTLE HOMELAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Марина Николаевна, Антонова Лариса Ивановна, Путилова Татьяна Геннадьевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Воспитание любви к Родине начинается с малого: с любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края, бережного отношения ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к своему Отечеству. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, русских народных традициях, символике, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы воспитателей областного социально-реабилитационного центра по гражданско-патриотическому воспитанию»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

FROM THE EXPERIENCE OF EDUCATORS OF THE REGIONAL SOCIAL REHABILITATION CENTER FOR CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION Kozhevnikova M.1, Antonova L.2, Putilova T.3 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ОБЛАСТНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Кожевникова М. Н.1, Антонова Л. И.2, Путилова Т. Г.3

'Кожевникова Марина Николаевна / Kozhevnikova Marina — воспитатель социальной реабилитации; 2Антонова Лариса Ивановна / Antonova Larisa - воспитатель отделения приема и перевозки несовершеннолетних; 3Путилова Татьяна Геннадьевна /Putilova Tat'yana - воспитатель отделения приема и перевозки несовершеннолетних, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально—реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород

Аннотация: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Воспитание любви к Родине начинается с малого: с любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края, бережного отношения ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к своему Отечеству. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, русских народных традициях, символике, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена.

Abstract: patriotic education of the younger generation has always been one of the most important tasks. Education love of country begins small: with love to the native nature, history and culture of their region, careful attitude to everything that is created by the older generation and preserved by the countrymen. Originating out of love for homeland, Patriotic feelings grow in love for the Fatherland. If the result of pedagogical work, the child will have knowledge of the name of the country, its geography, nature, Russian folk traditions, the symbolism, if he will show interest to gain knowledge, we can assume that the task is completed.

Ключевые слова: патриотизм, гражданин, русские народные традиции, домашний уклад, малая Родина.

Keywords: patriotism, citizen, Russian folk traditions, home life, little homeland.

В современном мире, мире локальных конфликтов, информационных войн и интернет-технологий, повальной глобализации и прививаемой извне политкорректности, пусть робко, но уже ощущается тенденция возвращения к исторически сложившимся традициям воспитания гармоничной, нравственной личности, осознающей свою гражданскую ответственность, уважающей свою Родину, её историю и традиции. Вопрос патриотического воспитания рассматривается на самом высоком уровне, вспомним хотя бы слова Владимира Владимировича Путина, которые он сказал на встрече «Клуба лидеров» в феврале 2016г.: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм».

Почему вопрос патриотического воспитания становится особенно важным в наше время? От решения этого вопроса зависит наше существование как народа, будущее нашей страны. Мы, воспитатели Областного социально-реабилитационного центра г. Белгорода, все чаще в своей работе сталкиваемся с детьми, многие из которых не только не имеют элементарного представления о родном крае, но даже не могут назвать свою фамилию, имена родителей, населенный пункт, где живут. Чаще всего это дошкольники из неблагополучных семей, имеющие специфические особенности развития по так называемому депривированному типу. Эти дети фактически живут в пустоте, имея скудное представление об окружающем мире, своем месте в нем. Но особую тревогу вызывают ребята более старшего возраста (14 - 17 лет),

которые транслируют идеи о превосходстве одной нации над другой. Как, например, Никита С. (16 лет), хорошо и модно одетый подросток, коротко стриженый, с аккуратно зачесанной набок челкой, при поступлении наотрез отказался сесть рядом с семилетним черноглазым мальчуганом со смуглым цветом кожи, объясняя свой поступок словами: «Я с этим нерусским за один стол не сяду», а затем демонстративно вскинул правую руку в характерном для нацистов приветствии. И как убедить юную пятнадцатилетнюю особу, которая из желания стать интересной своему молодому человеку, нарисовала свастику у себя на руке, что это не только не модно, но и абсолютно неприемлемо в стране, заплатившей огромную цену в борьбе с фашизмом... Кем вырастут эти дети? Какими гражданами своей страны они станут? Создается ощущение, что кто-то специально затуманивает сознание современных подростков, искусно подменяя понятие патриотизма воинственными лозунгами, подобно такому: «Россия только для русских».

Что противопоставить такому жесткому прессингу с одной стороны и абсолютной дремучей невежественности с другой? Как убедить и тех, и других, что патриотизм - это «уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре ... Это - ответственность за свою страну и её будущее» (В. В. Путин). Конечно, решение столь важной задачи, как патриотическое воспитание, должно осуществляться в системе, поэтапно, с учетом возрастных особенностей, психического и физического состояния ребенка, его окружения и жизненного опыта.

Все это учитывается в программе «Росинка» по гражданско-патриотическому воспитанию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая была разработана в нашем центре в 2015 г. В программе несколько блоков разной направленности, но объединенных одной задачей - воспитание гармонично развитой личности с высокими нравственными ценностями, гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Она ориентирована на обеспечение личностного роста ребенка, осознающего свою принадлежность к великому многонациональному народу с глубокими историческими и культурными корнями, стремящегося стать достойным гражданином своей страны. Конечно, воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра имеет свою специфику: дети проживают в центре непродолжительное время, группы воспитанников находятся в постоянной динамике и состоят из разновозрастного контингента. Несовершеннолетние находятся на разном уровне психического и интеллектуального развития, многие из них имеют глубокую социально-педагогическую запущенность.

В ходе первичной диагностики выяснилось, что 70% детей имеют дефицит знаний о родном крае, городе или населенном пункте, в котором проживают, его достопримечательностях, знаменитых людях, исторических событиях, культурных традициях, что соответствует низкому уровню знаний и представлений. Средний уровень у 25% воспитанников, а 5% высокий уровень.

У каждого воспитателя своё виденье решения этой проблемы, свои методы и приемы. В блоке «Мой край родной» (воспитатель отделения приема и перевозки несовершеннолетних Путилова Т. Г., воспитатель отделения социальной реабилитации Кожевникова М. Н.) особое внимание уделяют воспитанию у детей любви к малой Родине, формированию реальных представлений, знаний об истории и культурном наследии своего края - Белгородчины, как части огромной России [1, с. 86]. Все начинается в семье с отношения к близким людям, к своему дому, городу или селу, в котором ты живешь, как меняется отношение ребенка, который при поступлении стеснялся говорить о том, что он родом из глубинки, когда на занятиях по краеведению узнаёт о героическом и историческом прошлом своей малой родины, о прославленных земляках, которыми славится наш край. Тематические беседы, такие как «Генерал Ватутин - наш земляк», «История крепостного актера» (о судьбе великого русского актера Щепкина, в честь которого назван областной театр), «Улицы героев» (о земляках - героях Великой Отечественной войны); «Прохоровское поле - третье ратное поле России», «Белгород - город воинской славы», «Наш флаг -наша гордость» позволяют детям ощутить себя преемниками, продолжателями славных традиций Белгородчины. Интерактивные путешествия по населенным пунктам и историческим местам делают их более наглядными и доступными для восприятия воспитанников самых разных возрастов, а конкурсы рисунков и стихов о малой Родине дают возможность каждому воспитаннику признаться в любви к родному краю. Познавательные игры, викторины, эстафеты на свежем воздухе позволяют детям в доступной для них форме проявить себя, применить вновь полученные знания на практике, а работа в командах - ощутить себя частью дружного и сплоченного детского коллектива.

Однако задача патриотического воспитания не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В блоке «Рукотворная краса» (воспитатель отделения приёма и перевозки несовершеннолетних Антонова Л. И.) ребята

знакомятся с русскими народными традициями, с домашним укладом, праздниками, народными промыслами своей местности. Они обучаются основам традиционного русского прикладного искусства. Эти занятия ориентированы на обеспечение личностного роста детей, воспитание у них чувства патриотизма, товарищества, формирование активной гражданской позиции. Как дерево не может расти без корней, так и патриотическое воспитание невозможно без опоры на исторические, культурные и художественные традиции народа. На занятиях дается теоретическая основа, которая знакомит воспитанников с декоративно-прикладным искусством Белгородчины, её культурным наследием, особенностями национального менталитета и местной региональной культуры. Формы реализации разнообразны. Это и мастер-классы, практикумы, познавательные часы, создание и просмотр презентаций, организация выставок, конкурсов на лучшую поделку, защита проектов, постановка спектаклей с использованием самодельных кукол. Все это способствует обогащению внутренней культуры (духовности) и воспитанию внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, отношении к землякам, к природе, к родному краю. Ребенок начинает ощущать себя частью, звеном, соединяющим поколения, обретает исторические и культурные корни, погружается в культурную среду, наполненную поэзией народной мудрости.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду, в основе которой лежит труд, создание красоты своими руками, - один из факторов патриотического воспитания. На занятиях творческих мастерских воспитанники получают практические знания по изготовлению кукол, узнают историю народной куклы, её роль в культурной жизни русского народа. Для создания ощущения погружения в волшебный мир русского фольклора на занятиях звучат народные заговоры, обрядовые песни, запевки, заклички, пословицы и поговорки, народные приметы. Воспитанники с удовольствием рассказывают об известных им народных традициях, сказках, страшилках, которые бытуют в их местности. Мало изготовить народную куклу, нужно уметь и играть с ней. Например, при знакомстве со свадебным обрядом Белгородской губернии каждая из воспитанниц выполняет роль свахи, рассказывая о достоинствах своей куклы-невесты, а итог «смотрин» подводит компетентное жюри «сватов». Результаты труда воспитанников становятся основой для выставок, пополняют экспонаты мини-музея, дарятся гостям и посетителям. Знакомство с обрядовыми, игровыми и обережными куклами на занятиях «Куклы из бабушкиного сундука», «Тайны куклы закрутки», «Куклы Мартинички - весны заклички», «Госпожа Масленица», «Кукла Десятиручка - помощница в делах» и т. д. помогает воспитанникам стать ближе к своим родовым корням.

И мальчикам, и девочкам одинаково интересно узнать о тайне традиционных оберегов, амулетов, изготовить их своими руками. На познавательных часах различной тематики, например: «Куклы народов юга России», «Женский белгородский костюм» ребята узнают много нового и интересного, а участие в итоговой выставке «Эти удивительные куклы» помогают узнать историю своего края. Создание и защита проектов дает простор для самостоятельной деятельности детей. Проекты «Глиняные игрушки Борисовского района», «В мастерской Василисы Премудрой», «Кто такая Столбушка?» позволили воспитанникам по-новому взглянуть на историю родного края.

Одним ребятам запомнились ставшие уже традицией празднования Дня Победы: участие в праздничном концерте для ветеранов Великой Отечественной войны, чаепитие в яблоневом саду с традиционной солдатской кашей, другим - поездки по местам воинской славы, посещение музеев и выставок военной техники. Такое живое, непосредственное приобщение к истории и славному прошлому родного края навсегда останется в памяти наших воспитанников. Кстати, тот самый Никита С. в защитной гимнастерке, в ярко начищенных солдатских сапогах вместе с другими ребятами принял участие в концерте для ветеранов и гостей центра. Это был его сознательный выбор, ведь его об этом никто не просил. Надеемся, что его показной лжепатриотизм был «детской болезнью роста», прививку от которой он получил в нашем центре. Таких примеров немало.

Серьезным и почетным испытанием для нас и наших воспитанников стало участие в областном православном слете «Любовью и единением спасемся», который проходил в селе Белый Колодец Белгородской области летом 2016 г. Целью этого слета стало воспитание интереса к традициям своего народа, духовным и историко-культурным ценностям Белгородского края, основам православной культуры, любви, гордости, уважения и к людям, оставившим добрую память в жизни и истории нашего города, области, и к тем, кто живет здесь сейчас. Выступление требовало хороших знаний по истории и современности. Наша команда «Лучики Белгорода» стала победительницей, но особую гордость вызвало прекрасное знание краеведческого материала во втором задании - квест-опросе «Путешествие по

Белгородчине», состоящем из трех этапов: ответов на вопросы по краеведению, прохождения туристического маршрута и игры в краеведческое лото. Результаты показали и хорошие знания, и сплоченность команды. Прекрасное выступление закончилось красочным театрализованным путешествием в историю города Белгорода от древних времен до сегодняшнего дня в задании «Визитка». Ребята вернулись в центр победителями, и радость от их победы разделили все: и дети, и специалисты центра, не только подготовившие это замечательное выступление, но и указавшие ценностный жизненный ориентир своим воспитанникам.

Воспитание любви к Родине начинается с малого: с любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края, бережного отношения ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к своему Отечеству.

Литература

1. Осыков Б. И. Родное Белогорье. Учебное пособие по краеведению. Харьков: Издательство Кентавр, 1997. 87 с.

ACTUALITY OF FORM OF E-LEARNING IN COMMON EDUCATION AT THE LESSONS OF ART AND WORLD ART CULTURE Ankudinova D.1, Vershinina O.2, Petunina E.3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСКУССТВА И МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Анкудинова Д. С.1, Вершинина О. А.2, Петунина Е. А.3

'Анкудинова Дарья Сергеевна /Ankudinova Dana — магистрант;

2Вершинина Ольга Антоновна / Vershinina Olga — магистрант;

3Петунина Елизавета Андреевна / Petunina Elizaveta — магистрант, кафедра культурологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в данной статье внимание обращается к актуальной проблеме современного мира - дистанционному обучению с использованием массовых открытых онлайн-курсов (MOOC). Основная задача - обосновать и аргументировать актуальность применения МООС как дополнительного ресурса в образовании современного школьника на примере уроков искусства и МХК. Самообразование при помощи дистанционного обучения становится очень популярным в настоящее время. В статье отмечены возможные преимущества и недостатки подобной практики.

Abstract: this article is addressed to the urgent problem of the modern world. This problem is education by e-learning and massive open online courses (MOOC). We are talking about the relevance of the application of MOOC as an additional resource for students in modern school for art and world culture lessons. This practice is known as self-education by e-learning, it is becoming very popular nowadays. The advantages and disadvantages of this practice are found in the article. Also the specifics of MOOC are disclosed.

Ключевые слова: MOOC, искусство, дистанционное обучение. Keywords: MOOC, the art, e-learning.

Открытое образование - актуальная тема для современного мира в эпоху перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Традиция получения образования «раз и навсегда» стремительно уходит в прошлое, сегодня культивируются идеи непрерывности и доступности образования широким массам. В настоящее время постоянной изменчивости и мобильности, человеку необходимо уметь приспосабливаться к новым условиям, поддерживать и обновлять свои знания и умения, чтобы оставаться в числе успешных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.