Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S18. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
ДРТ 76208 УДК 371.398
Борисенко Наталья Павловна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара, г. Самара nek163@mail.ru
Старостина Татьяна Леонтьевна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара, г. Самара sidorov07031970@mail.ru
Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»
Аннотация. В статье авторы делятся опытом воспитательной работы в сфере духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития творческих способностей юного гражданина, повышения уровня его знаний по истории своей страны, своего края и своей семьи. Предлагаются способы формирования нравственно-патриотических чувств ребёнка, таких как любовь к Родине, семейные ценности, уважение к старшему поколению, через обращение к фольклорному наследию. Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, семейные ценности, творческие способности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Мы живём в сложном и многообразном мире. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатством народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.
Передача незаслуженно забытых ценных знаний народа - это забота о культуре будущего. А будущее нашей страны зависит от того, каковы будут его потомки дети, внуки, правнуки. Очень важно, чтобы наши дети развивались гармонично в духе патриотизма и чтобы кроме всего нового, что получают они от современной жизни, активно участвовали в воссоздании того, что было прекрасно в прошлом. Они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. О важности этого подхода в отношении молодого поколения нам поведал еще А. С. Пушкин в своем величайшем произведении «Борис Годунов»: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу».
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. А своеобразным механизмом усвоения и дальнейшего развития народных традиций являются фольклорные коллективы. На наш взгляд, выступления этих коллективов служат своеобразными запускающими механизмами для формирования интереса к национальному наследию, они «запускают» в каждом зрителе, слушателе интерес к истории собственного народа, к творчеству родного края. Особенно ярко это делают детские фольклорные коллективы. В их выступлениях детская непосредственность, личная вовлеченность юных артистов не скрыта под профессионализмом исполнения, не обезличена, не формальна, и потому вызывает невероятной силы отклик в душах зрителей. Но для того, чтобы так было, необходима тщательная, кропотливая, многочасовая работа педагогов по привитию любви к народному творчеству у
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№S18. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
детей, необходимо, чтобы красота народной культуры была для детей-артистов внутренне ощущаемой, искренне переживаемой.
Наша Самарская область славится детским фольклорными коллективами: «Истоки» МБУ ДО ДШИ № 12; Ансамбль народной песни «Услада»; Ансамбль «Горешки» МБУ ДО ДШИ № 3; Детский фольклорный ансамбль «Забавушка» МБУ ДО ДШИ № 3; Детский фольклорный ансамбль «Васильки»; Ансамбль русской песни «Красны девицы»; Фольклорный ансамбль «Реченька» г. Сызрань; Фольклорный ансамбль «Терем» ГБУ СОШ № 5; Театр народной песни «Слобода» МБУ ДО ДШИ № 8 и другие.
Каждый из названных коллективов видит, слышит, воспевает красоту родного края, сохраняя многовековые традиции обрядов, обычаев России и Самарской области. Обмен опытом в этом сложном ответственном деле - важная составляющая развития народных традиций, культуры и фольклорного творчества. Это способствует созданию наиболее благоприятных условий для развития художественно-творческого потенциала обучающихся, исполнительских способностей, вокального мастерства, а также открывает пути повышения интереса к истории своего края, своего народа, своей страны и культуры.
Деятельность детского фольклорного коллектива «Соловушка» включает самые различные формы и способы развития детского интереса к фольклорному наследию родного края, на сегодня накоплен богатый опыт в этом направлении, которым хотелось бы поделиться. Своеобразной изюминкой в работе «Соловушки» в последние годы стало участие в реализации городской проектной площадки «Открой свой город сам и подари его другим». Проект этот включает в себя самые разные виды деятельности, вовлекает детские и подростковые коллективы, работающие в направлениях краеведения, туризма, экскурсионного дела, художественного творчества и проч. Опыт участия «Соловушки» в реализации проекта с одной стороны позволяет выполнять все цели и задачи, сформулированные в образовательной программе и достигать заявленных результатов, а с другой стороны, делает активность «Соловушки» и ее обучающихся востребованной, актуальной в местном сообществе.
Одним из элементов проекта является открытый городской краеведческий конкурс для младших школьников «Люблю тебя моя Самара». Церемония открытия этого конкурса проходит с участием ансамбля «Соловушка», артисты встречаются со зрителями - участниками конкурса, создают им настроение и поддерживают атмосферу праздника встречи с народной культурой, при этом и артисты и зрители находятся в одной возрастной категории - младшие школьники. Так, в 2015 году в открытии конкурса участие ансамбля «Соловушка» выразилось следующим образом: были показаны сцены из представления «Самарские посиделки», включающие яркий песенный материал и текст; были проведены народные игры, ныне почти забытые. В частности, речь идет об играх «Золотые ворота», «Трети лишний», «Ходит царь». Наибольший интерес у ребят вызвала игра «Золотые ворота», ниже представлены ее правила:
Правила игры «Золотые ворота»
Около половины участников образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца из сомкнутых рук пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки. При этом цепочка обегает каждого из стоящих - одного спереди, другого за спиной. Стоящие произносят нараспев речитатив «Золотые ворота...». После слов «Не пропустим вас!» руки опускаются. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Непойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих всё меньше. Последних 3-5 непойманных чествуют как победителей.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S18. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
В рамках проекта проходит не только презентация культурных событий, не только активизируется игровая практика, но и осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся, причем важно отметить, что без помощи взрослых, родителей, ребенку младшего и среднего школьного возраста практически невозможно с ней справиться. Исследование собственной родословной, истории и культуры родного края, семьи, национальности, территории способствует сплочению поколений в рамках одной семьи, прививает исследовательскую культуру не номинально, а в действии. Именно исследовательский интерес и результаты работы в этом направлении позволили открыть новые грани таланта участников ансамбля «Соловушка».
У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Но в настоящее время во многих странах идёт активная переписка истории, историческое значение её развития во многих мировых событиях преуменьшают или отметают чуть ли не полностью.
Именно сейчас святая обязанность учителей, деятелей искусства, педагогов дополнительного образования дать возможность детям не только увидеть и услышать красоту родного края, раскрывая секреты основ народного пения (в нашем случае) но и привить любовь и гордость за своих предков, свой город, родное Отечество. От их знаний, и духовной культуры зависит наше будущее.
Рассказать правду так легко и просто, если ты сам веришь в неё, но сложно убедить в ней людей, которые росли и воспитывались в другой системе, в других странах. Мы помним слова великого русского полководца Александра Невского: « Не в силе Бог, а в правде»!
А наша правда начинается с вопросов: кто я? Кто были мои предки, к какому этносу я принадлежу, какова моя родословная, кем и когда был основан мой город, почему он так называется? Что он значит для России? В поиске ответов на эти и многие другие вопросы наш ансамбль сотрудничает со многими образовательными и культурными учреждениями города, в частности: - МБОУ СОШ № 121; - ГБОУ ДО Самарский Дворец Детского и Юношеского творчества; - ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры». Кафедра теории и истории культуры; - МБУК г. Самара УСДБ.
Исследовательская деятельность аккумулирована в работе ансамбля «Соловушка» в конкретных формах и подтверждается достойными результатами. Так, в 2015 году проходила городская этнографическая интернет-викторина «Многоликое Поволжье», темой которой был девиз: «Они ковали победу, моя семья, мой народ». Участие в этой викторине, во-первых, способствовало углублению знаний учащихся об истории, этнографии народов Поволжья, во-вторых, ориентировало на обращение к истории ССР и конкретных народов страны победительницы во Второй мировой войне, в-третьих, сделало возможным понимание войны одновременно как общего дела всего Отечества и дела, события конкретной семьи, народа, нации. Участник этой викторины от ансамбля Соловушка» получил по ее итогам диплом лауреата II степени.
Городская краеведческая олимпиада по направлению «Этнография», организованная в 2015 г. Центром детско-юношеского туризма прошла по теме «На Ивана Купала». За раскрытие песенно-фольклорного материала, которым отмечают этот праздник русские, украинцы, белорусы, участники «Соловушки» были также награждены дипломами лауреата II степени.
Очень насыщенным на интеллектуальные и культурные события оказывается для «Соловушки» текущий 2016 г. Самарский государственный институт культуры
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S18. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
организовал Областной детский и молодежный фольклорно-этнографический конкурс «Этнолик», в подготовке к которому учащиеся существенно расширили свои знания. Конкурс включал в себя следующие задания: этновизитка, этнокостюм, этно-творчество. На первом этапе ребята показали фильм «Моя Самара, моя семья», в котором увлекательно рассказали о городе, национальных и культурных особенностях Самары, трудовой доблести и боевой славе в городской истории, об истории семьи Борисенко-Николаевых. На втором этапе конкурса представление этнографических костюмов проходило в творческой форме, русские костюмы и головные уборы для детей были представлены в мини-спектакле «Иван Купцов». На третьем этапе конкурса этнотворчества, воспитанник «Соловушки» Илья Николаев читал собственное стихотворение «Люблю тебя, Россия». Вот его заключительные строки:
Великую Россию Врагам не победить. Ты рождена навеки Всегда Великой быть!
V Международный конкурс «Рождественская феерия-2016» - еще одна площадка достижений для Ильи - диплом лауреата I степени за подготовленное стихотворение и презентацию к нему.
IV Городская открытая полиэтническая научно-практическая конференция «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и молодёжной среде» была посвящена 430-летию Самары, ее темой стала «История войны в истории моей семьи» также не осталась без участия «Соловушки». Диплом лауреата II степени получили воспитанники ансамбля. Ставшая традиционной этнографическая интернет-викторина «Многоликое Поволжье» в 2016 г. раскрывала тему «Духовная культура (мифология, религия, народная художественная культура) народов Поволжья». Дополняли эту викторину уникальные фотографии, иллюстрирующие русские обряды и традиции. Итогом участия стал диплом лауреата I степени.
Центр детского и юношеского туризма вновь провел Городскую краеведческую олимпиаду по направлению «Этнография». В этом году темой стала «Этническая история семьи». Диплом лауреата II степени подтверждает стабильность и качество знаний, умений и навыков, которые получают обучающиеся в «Соловушке».
Большой отклик вызвал в сердцах ребят VII областной фестиваль русской народной культуры «Свет бересты», посвящённый 165-летию Самарской губернии и Международному Дню семьи. Организованный Самарским областным дворцом детского и юношеского творчества, фестиваль стал площадкой для выступления на тему «Моей прабабушке», в котором ребята представили презентации, стихи и песни собственного сочинения и в полной мере отвечали теме фестивального проекта «Хранители традиций».
Развитие детского творчества не может проходить в отрыве от развития педагогического состава. Так, в 2016 году был проведен I городской конкурс чтецов «Тры-кинские чтения» среди педагогов, посвящённый Дню Победы. «Соловушка» принесла в «копилку» диплом лауреата I степени.
Самым ярким мероприятием в этом году стала познавательная программа-праздник «Люблю тебя, Россия!», посвящённая Дню России для воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Радуга» МБУ ДО ЦВР «Парус». Она была волнительной, и не потому, что сделали мы её сами, а потому, что на ней присутствовала самая достойная публика - родители, младшие братики и сестрёнки, просто Самарские дети, любимые педагоги.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S18. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
Всем участникам праздника хотелось показать и доказать свою правду. Что наша страна благородная, сильная и прекрасная. А мы Россияне - дети планеты и наши души открыты всему миру и всем добрым людям.
Хочется отметить работу Ильи Николаева. В фильме «Моя Самара - моя семья» он рассказал об истории города, его легендах. Показал красоту - героическое прошлое и настоящее края. Рассказал о своей семье и достойных предках:
- Прабабушке Васильевой Екатерине Петровне (белоруска), Заслуженный учитель, ветеран Великой Отечественной войны.
- Прадедушке Борисенко Иване Степановиче (украинец), ветеран Великой Отечественной войны, встретил Великую Победу в Берлине командиром орудия.
- Трудовые подвиги дедушки Николаеве Дмитрии Михайловиче (мордвин). Бортмеханик - участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
- Прапрабабушке Газукиной Нине Даниловны, ударника коммунистического труда Авиационного завода. Проработала 38 лет мужской профессией - токаря-фрезеровщика.
Всех вдохновило выступление Елены Клёчкиной. Её произведение - Моя Самара было выполнено в форме презентации в стиле рэп (совместная работа ребёнка и родителей). За несколько минут ей удалось показать и рассказать о зарождении России, о возникновении нашего города, его народе, славном купечестве, радости и бедах, несокрушимой воле к победе, радости мирных дней, космической энергии, о нашем Президенте, и счастливом детстве, что все испытания, трудности и войны Россия выдержала с честью и никогда не уронила своего достоинства. Участники слушали, пели и танцевали вместе с Леной.
Достойным завершением праздника стали русский хоровод, в котором приняли участие все дети, и артисты, и зрители, общее чаепитие у самовара с пирогами.
Грандиозным событием весны 2016 г в нашем коллективе стало участие акции «Бессмертный полк». Родители обратились в МБУК г.о. Самара «ЦСДБ», нашу библиотеку, где были сделаны портреты ветеранов. Перед праздником 9 Мая в школе № 121 было проведено торжественное мероприятие «Мы помним - мы гордимся». Где дети рассказывали о героях своей семьи. С каким достоинством и гордостью шли наши дети вместе с родителями по площади Куйбышева, они были не наблюдателями, а участниками парада, и каждый из них как можно выше нес свой портрет ветерана. А люди на трибунах аплодировали потомкам великих победителей. Хочется привести слова из новой песни:
«Бессмертный полк Бессмертный полк России Уверенно в грядущее идёт!»
Сохранение священной памяти о Великой Победе, отстаивание правды о войне - нравственный долг каждого из нас. И мы уверены, что труд педагогов, родителей не пройдёт даром и каждый воспитанник нашего коллектива будет знать и понимать «С чего начинается Родина». Свои проекты, мастер-классы, фильмы, участие в конкурсах, конференциях мы демонстрируем на нашем сайте во^ивИ-ka.3dn.ru.
Важно отметить, что в педагогической работе должно быть не только успешное и разноплановое настоящее, но и планируемое будущее. Именно поэтому на летних каникулах воспитанники «Соловушки» готовят новые творческие работы. Дети по желанию получили задание на лето, выбор тем не случаен, согласован не только с
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S18. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
детьми, но и с их родителями, чья поддержка в работе с младшими школьниками чрезвычайно важна.
- Веткин Артём «Яицкий городок Российской Империи».
- Клечкина Елена «О чём рассказывают купола Самарских храмов».
- Николаев Илья «Правда или быль об Илье Муромце».
Таким образом, развитие чувства патриотизма, осознанной любви к Родине, культуре и традициям своего народа имеет множество форм и практик, поддерживается и находит отклик в детских сердцах, в методических и организационных площадках, позволяет выразить и развить самые разные грани таланта обучающихся на богатейшем фольклорном материале.
Всем кто помогает, раскрывает таланты детей и педагогов, развивает интерес к героическим страницам истории своей страны, воспитывает чувство сопричастности и гордости за свой народ, за Великую Россию.
Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России -Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. Колышет берёзоньку ветер весенний, Весёлой капели доносится звон... Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблён. Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и взлёт журавлей. Любите Россию, любите Россию,-Для русского сердца земли нет милей.
Ссылки на источники
1. Виноградова Н. Ф. Начальная школа XXI века. - М.: Вента-Граф, 2011.
2. День за днём: календарь школьника - М. Изд. Московской Патриархальной Русской Православной церкви, 2011. - 176 с.: ил.
3. Браз С. Л. Программа по курсу «музыкальный фольклор» в школе фольклора / авт.-сост. Н. П. Борисенко, Т. Л. Старостина. - М., 1996.
4. Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Фольклорный ансамбль «Соловушка».
5. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. - М.: Малое предприятие «Петит», 1994.
Natalia Borisenko,
Teacher of additional education, MBU TO the centre "the Sail" g. o. Samara, Samara
nek163@mail.ru
Tatiana Starostina,
Teacher of additional education, MBU TO the centre "the Sail" g. o. Samara, Samara sidorov07031970@mail.ru
Moral and patriotic upbringing of children for example childrens folklore ensemble "Solovushka" Abstract. In article authors share about spiritual government, patriotic education and development creative abilities young citizen, increasing its level his knowledge of the history its country, its edge and its family. A method of forming moral and patriotic feelings of the child through love of country, family values, respect for olderspokaleniya.
Key words: Patriotism, citizenship, family values, creative work capacity.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Борисенко Н. П., Старостина Т. Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -№ S18. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76208.htm.
Рекомендовано к публикации:
Барабановой Н. А., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 16.09.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.09.16
Принята к публикации Accepted for publication 19.09.16 Опубликована Published 23.09.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Борисенко Н. П., Старостина Т. Л., 2016
www.e-koncept.ru