Научная статья на тему 'Работа сектора "Человек. Гражданин. Патриот" - актуальная составляющая воспитательного процесса в техническом вузе'

Работа сектора "Человек. Гражданин. Патриот" - актуальная составляющая воспитательного процесса в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / ЕДИНСТВО РУССКОГО НАРОДА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / MORAL AND RELIGIOUS VALUES / TRADITIONS / UNITY OF THE RUSSIAN PEOPLE / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева О.С., Сафонова М.Ю., Еремина К.Ю.

Одним из острых вопросов для системы образования является вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, становления гражданина и патриота своей страны. Основная цель сектора «Человек. Гражданин. Патриот» развитие среди молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF THE SECTOR "MAN. CITIZEN. PATRIOT" - THE ACTUAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

One of the acute issues for the education system is the issue ofpatriotic education of student youth, the formation of a national and a patriot of his country. The main aim of the «Man. Citizen. Patriot«the development among young people of high social activity, civic responsibility, spirituality, the formation of citizens who have positive values and qualities.

Текст научной работы на тему «Работа сектора "Человек. Гражданин. Патриот" - актуальная составляющая воспитательного процесса в техническом вузе»

УДК 37.035 (06) СЫСОЕВА ОС.

преподаватель, кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины», ведущий специалист сектора воспитательной работы, Шахтинский институт (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru САФОНОВА М.Ю.

студентка 5 курса, Шахтинский институт (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru ЕРЕМИНА К.Ю.

магистрант 1 курса, ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты

E-mail: profkom@siurgtu.ru

UDC37.035.6 (06) SYSOEVA O.S.

Teacherin the department «Social and humanitarian disciplines», leading specialist in the educational work sector, Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic

Institute) to them.M.I. Platov E-mail:profkom@siurgtu.ru SAFONOVA M.Y.

The 5th year student, Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) to them M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru EREMINA K.Y.

1th year graduate student of Institute of Service and Businesses (branch) DSTU in the city of Shakhty, E-mail: profkom@siurgtu.ru

РАБОТА СЕКТОРА «ЧЕЛОВЕК. ГРАЖДАНИН. ПАТРИОТ» - АКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

WORK OF THE SECTOR «MAN. CITIZEN. PATRIOT» - THE ACTUAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Одним из острых вопросов для системы образования является вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, становления гражданина и патриота своей страны. Основная цель сектора «Человек. Гражданин. Патриот» - развитие среди молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами.

Ключевые слова: нравственные и религиозные ценности, традиции, единство русского народа, мировоззрение.

One of the acute issues for the education system is the issue ofpatriotic education of student youth, the formation of a national and a patriot of his country. The main aim of the «Man. Citizen. Patriot«- the development among young people of high social activity, civic responsibility, spirituality, the formation of citizens who have positive values and qualities.

Keywords: moral and religious values, traditions, unity of the Russian people, world view.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям [1].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных цен-

ностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.

Отсюда одним из острых вопросов для системы образования является вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи, становления гражданина и патриота своей страны. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и непо-

© Сысоева О.С., Сафонова М.Ю., Еремина К.Ю. © Sysoeva O.S., Safonova M.Y., Eremina K.Y.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

вторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой один из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

Данный вопрос актуален и значим в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

Несомненно, огромную роль играет идея единства русского народа в ходе всей истории от Древней Руси и до наших дней. Студентам нельзя не указывать на такой факт, что русскими называли три народа, населявших Русь Великую - Россию, Русь Малую - Украину, Русь Белую - Белоруссию. В то же время представители огромного количества народов считали огромной честью считать себя гражданами России [2]. Поэтому в настоящее время работаданного сектора Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ)наиболее актуальна в связи с событиями, происходящими на Украине.

Сектор «Человек. Гражданин. Патриот» проводит работу со студентами по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению.

Основная цель сектора - развитие среди молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Гражданско-патриотическое воспитание молодых граждан стало приоритетным направлением государственной молодежной политики в сфере воспитательной деятельности. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину, свой народ, уважение к его великим свершениям и славным страницам прошлого.

Участие студенческих объединений должно являться организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально- гуманитарной и педагогической науки, способствовать развитию, обогащению каждой личности, ее саморазвитию и самореализации в вопросах патриотического воспитания.

Поэтому задачами сектора «Человек. Гражданин. Патриот» являются:

- формирование любви к Родине;

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах студенческой молодежи социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, осо-

бенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения молодежи в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание молодежи в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека;

- привитие молодежи чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества и т. д.

Члены студенческого самоуправления, принимающие участие в работе сектора, организуют и проводят флеш-моб акции, мероприятия патриотической направленности, организуют участие студентов в институтских и городских мероприятиях патриотического направления таких, как:

- флеш-моб акция «Георгиевская ленточка»;

- «Никто не забыт - ничто не забыто», акция «Скажи спасибо ветерану» (Посвященные Дню Победы);

- «Это нужно не павшим - это нужно живым» (Посвященные Дню защитников Отечества, Дню освобождения города Шахты от немецко-фашистских захватчиков, Дню вывода советских войск из Афганистана);

- круглый стол «Конституция - главный закон страны», приуроченный к Дню Конституции России;

- митинг памяти и скорби (22 июня) на мемориале Славы в Александровском парке в день начала Великой Отечественной войны;

- акция «Свеча памяти» в день начала Великой Отечественной войны на мемориале «Жертвам фашизма» в поселке шахты им. Красина;

- городской митинг с участием студентов вуза и ветеранов ВОВ в честь празднования Дня Пограничных войск;

- народные гулянья, посвященные государственному празднику Российской Федерации - Дню народного единства и Иконе Казанской Божьей матери;

- «Где же вы, друзья-однополчане?» заседание музыкально-литературной гостиной «Вдохновение» в честь Великой Победы;

- «Новый год- всем!» Доставка новогодних подарков ветеранам ВОВ, тыла, института;

- доставка подарков ветеранам ВОВ и тыла института в честь Дня Победы;

- городской митинг «Да здравствует Отечества герой!», посвященный памяти героев Отечества в Александровском парке;

- участие политехников в областной акции «Наша Победа - родные лица»;

- круглый стол в музее истории и развития Шахтинского института на тему: «Бессмертный полк», посвященный памяти сотрудников и преподавателей института, участников ВОВ и тыла;

- торжественное мероприятие, посвященное празднованию 30-летия со дня открытия памятника Солдату в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- Митинг в рамках областной акции «Судьба и Родина - едины» на мемориальном комплексе Александровского парка;

- «Россия и Украина - друзья навеки» - проект, организованный в поддержку крымчан;

- годовщина присоединения Крыма к России;

- акция «Свеча памяти», посвященная 11 годовщине теракта в Беслане;

- в течение года организация и проведение бесед со студентами младших курсов о Гербе, Гимне, Флаге России, нравственности, культуре, патриотизме (совместный проект с библиотекой института);

- в течение осеннего семестра организация посещения студентами первого курса музея истории и развития Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова;

- организация посещения студентами младших курсов городского музея боевой и трудовой славы и др.

Необходимо, чтобы молодежь помнила о тех, кто завоевал для нее этот мир, чтобы уважение к ветеранам и гордость за свою страну были неотъемлемой частью ее мировоззрения, ценностных приоритетов, чтобы каждый не только теоретически, но и на практике понимал, что означает слово «патриотизм» [1].

Участие студентов должно являться организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально-гуманитарной и педагогической науки, способствовать развитию, обогащению каждой личности, ее саморазвитию и самореализации в вопросах гражданского и патриотического воспитания.

В 2014-2015 уч. г. студенты Шахтинского института (филиала) участвовали в муниципальном конкурсе «Лидер года» с проектом «Человек. Гражданин. Патриот». Работа сектора была оценена по достоинству - I место.

Библиографический список

1. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М., «Наука». 2000. 64 с.

2. Левашов В.К Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий //Социологические исследования. 2006. № 8. 230 с.

References

1. KudryavtcevL.D. Modern society and morality. M., «Nauka». 2000. 64p.

2. Levashov V.K. Patriotism in the context of contemporary socio-political realities // Sociologicheskie issledovaniya. 2006. № 8. 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.