Научная статья на тему 'Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота'

Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / SOCIAL ACTIVISM / EDUCATION / SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Маргарита Александровна, Холдобин Дмитрий Владимирович

Рассмотрены педагогические возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота. Обоснована роль общественной практики учебных заведений в формировании базовых национальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Маргарита Александровна, Холдобин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF EDUCATION IN THE FORMATION OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE STUDENTS’ PERSONALITY AS A CITIZEN-PATRIOT

The study considers the pedagogical possibilities of education in the formation of the social activity of the students personality as a citizen-patriot. It substantiates the role of the public practice of educational institutions in the process of formation of basic national values.

Текст научной работы на тему «Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота»

Андреева М.А., Холдобин Д.В.

Бугурусланский филиал Оренбургского государственного университета

E-mail: bfogu@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА

Рассмотрены педагогические возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота. Обоснована роль общественной практики учебных заведений в формировании базовых национальных ценностей.

Ключевые слова: социальная активность, воспитание, социальное действие.

Современное состояние общественного развития, характеризующееся изменениями экономической, политической и духовной сфер, ставит перед человеком задачи на самоопределение, самореализацию, формирование качеств конкурентоспособной личности. Гуманизация и социально-правовое пространство образовательных субъектов, актуализация духовнонравственных аспектов воспитания позволяют создать оптимальные условия для формирования социальной активности личности. Но не всегда положительная открытая социальная среда позитивно воздействует на взрослеющего человека (среда социальная - совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, предметная и человеческая обстановка развития личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания [1, с. 422]).

Воспитание нельзя понимать только в контексте позитивного влияния, оно может быть ориентировано на антигуманные ценности. Поэтому вопрос развития и формирования че-ловека-патриота, отличающегося активной гражданской позицией, высокими нравственными ориентирами, культурой ненасильственного действия, остается одной из важнейших задач воспитательной деятельности каждого педагогического коллектива.

Активность (от фр. а1ш1е - сила действия, лат. аШуиз - действие, поступок, деяние) - действенность, деятельное поведение (антипод пассивности) [2, с. 22]; социальная сознательная деятельность человека, которая изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает желаемые качества личности [3, с. 18-19]. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действи-

тельность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Следует отметить, что для подрастающего поколения характерно усвоение лишь опыта, человек не стремится преобразовать окружающую действительность, пассивно воспринимает происходящее, не проявляя активности и заинтересованности, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Содержательная многогранность понятия «социальная активность» отражает различные взгляды исследователей, специфику философских и психолого-педагогических мыслей, вместе с тем позволяет представить его как интегративное нравственно-волевое качество личности, формирующееся в общественно значимой, социально-воспитательной деятельности.

Важная роль в аспекте формирования социально активной личности как гражданина-патриота отводится воспитанию. А.В. Мудрик определяет воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации, раскрывает содержание понятия «социальное воспитание». Исследователь представляет феномен социального воспитания как взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации.

«Социальное воспитание означает процесс помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях» [4, с. 16]. На ранних этапах развития общества содержательная составляющая понятия воспитания не разделена с социализацией. Под социализацией (от лат. socialis - общественный) понимается процесс ус-

воения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5, с. 1261]. С развитием общества, как только возникает необходимость в специально организованной деятельности по подготовке подрастающего поколения, воспитание становится автономным и представляет собой, по сути, регулируемый и целенаправленный процесс социализации. Идеи социальной обусловленности процесса воспитания как целенаправленной социализации личности были характерны для российской социальнопедагогической мысли (С.Т. Шацкий, А.В. Луначарский, А.Н. Острогорский и др.)

В основе воспитания как относительно социально контролируемой социализации лежит социальное действие. Под действием социальным понимается акция (поступок), которая приводит к изменению социальной ситуации, удовлетворяет потребности субъекта, реализует поставленные цели [6, с. 90].

Современное содержание образования обогащено реализацией воспитательных программ, строящихся на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации (2009). Концепция определила систему базовых национальных ценностей и современный национальный воспитательный идеал, обозначив основной вектор деятельности образовательных учреждений, ориентируемый на формирование общечеловеческих качеств и воспитание личности гражда-нина-патриота, укрепление духовности и нравственности. Духовно-нравственное развития и обогащения личности, формирование патриотического сознания невозможно без создания целесообразно организованной среды. Воспитывающее, моделирующее пространство воздействует на определение гражданских мировоззренческих позиций обучающихся, способных проявлять общественную активность. Обновление современного образования на основе гуманистических концепций, базовых национальных ценностей ставит в центр педагогического процесса человека как саморазвивающую-ся и саморегулирующуюся систему, находящуюся во взаимодействии со средой. Влияние социальной среды на воспитательный процесс отмечал В.Д. Семенов: «Задача социального воспитания состоит в формировании граждан-

ской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время» [4, с. 18].

В обозначенной совокупности задач развития личности свою специфику имеют выбор форм и способов воспитания каждой возрастной категории. Очевидно, что воспитательный эффект будет переоценен если студенческую молодежь включить в мероприятия, которые продуктивны для школьного возраста - литературные композиции, торжественные линейки, конкурсы строя и песни и т. п. Студенчество отличает самостоятельность выбора степени активности индивидуального участия в общественной жизни образовательного учреждения, города, региона. Проявление активности личности зависит от заинтересованности в этом мероприятии, поэтому каждое образовательное учреждение должно учитывать возрастную специфику проводимых мероприятий. Приоритетными для молодежи являются дела предметнопрактического характера (приведение в порядок братских могил, поисковые экспедиции, расчистка родников, уборка и облагораживание памятных, исторических мест, встречи и беседы с участниками войн, организация акций милосердия, оказание посильной помощи нуждающимся ветеранам и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию), участие в деятельности ассоциаций и молодежных организаций. Проявляя социальную активность, личность не только преобразует, творит предметную действительность, но и самого себя.

Нельзя забывать о важном условии реализации этих дел - последующей рефлексии, необходимо обсуждать, дискуссировать, анализировать выполненные мероприятия. Диалоговые формы взаимодействия формируют умения отстаивать и обосновывать свою точку зрения, критически оценивать собственные намерения, поступки, обеспечивая жизненное самоопределение, самостоятельный выбор в пользу гуманистических идеалов. Организация и проведение воспитательных мероприятий, благотворительных акций создают атмосферу эмоциональной отзывчивости, позитивной взаимозависимости, расширяют социальный опыт, что позволяет взрослеющему человеку ощутить собственную значимость, веру в свои силы, себя. Ведущим критерием эффективности формирования

социальной активности личности студента как гражданина-патриота выступает эмоциональная доминанта уверенности в себе, что позволяет взрослеющему человеку более продуктивно включаться в изменяющийся социокультурный контекст жизни. Наличие ситуации эмоционального переживания создает запас активности для последующей деятельности, способствует развитию социальных потребностей. Переживаемое понимание другого происходит главным образом через канал эмпатии, т. е. осуществляется на основе индивидуального опыта чувств, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Именно эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность человека входить в эмоциональный резонанс с окружающим субъектным социумом - сопереживать, сорадо-ваться, сострадать. Развитие эмпатийности личности, активизация эмпатийных взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и структур воспитательной системы способствует гуманизации жизненного многообразия проявлений социальной активности студентов.

Важным компонентом формирования социальной активности личности является гражданско-патриотическое воспитание. Анализ значимости гражданско-патриотического воспитания в формировании социальной активности личности определен практикой реализации программ соответствующей направленности. Так, в учебных заведениях города реализуются программы «Я - патриот», «Мой город - моя судьба», «Отечество», «Россия - Родина моя» и др.

Одним из основных положений программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Добродетель», реализуемой в Бугурусланском филиале ОГУ, является воспитание студента с активной гражданской позицией, владеющего культурой межличностных и межнациональных отношений, способного к сотрудничеству, к проявлению доброты и милосердия по отношению к другим людям, развитию чувства патриотизма, совести как нравственного самосознания личности. Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание носит деятельный характер. Традиционными мероприятиями учебного заведения стали акции «Добрые сердца» для детей сирот коррекционной школы-интерната города, ветеранов войн, участие в городском фестивале военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», организация и

проведение митингов, посвященных дням воинской славы, Великой победы.

Социальную активность можно определить как меру социальной деятельности, черту личности, качество индивида, выражающее его сущность как гражданина-патриота, представителя коллектива.

Наше исследование, экспресс-опрос обучающихся средних и высших учебных заведений города Бугуруслана (всего 230 человек), анкетирование по вопросам соответствующей направленности и содержания среди студентов Бугурусланского филиала ОГУ (всего 80 человек), было направлено на выявление уровней гражданской, политической активности студенчества, политической культуры молодежи, гражданского самосознания.

На основании процентного ранжирования ответов на вопросы были выделены группы студентов с различными (высоким, средним и низким) уровнями гражданской, политической активности. Показателями уровня политической активности студентов выступили: степень заинтересованности общественно-политической жизнью страны; регулярность обращения к информационным источникам, способность отстаивать и аргументировать свою точку зрения; готовность к совершению гражданских поступков, активное выполнение гражданских обязанностей и долга. Для первой группы характерен активный интерес к политической жизни страны, проблемам окружающих людей, ветеранов, пожилых, инвалидов, детей, достаточно выраженная потребность в оказании помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, в политической информированности. Так 28% респондентов продемонстрировали готовность систематически помогать пожилым и детям, имеют сложившую точку зрения на общественно-политическую сферу жизни, способны самостоятельно выстраивать свое политическое поведение в сложном мире общественной жизни. Группа студентов со среднем уровнем отличается преобладанием эпизодического интереса к данной проблеме в сочетании с нежеланием быть организаторами акций благотворительных компаний, а собственная точка зрения на политические проблемы сочетается с неумением ее отстаивать. 54% респондентов выразили готовность оказывать адресную помощь при условии организации этой деятельности дру-

гими и проявили эпизодический интерес к политической жизни и ее информационному освещению. Низкий уровень проявления гражданской, политической активности объединяет тех студентов, для которых проблемы других не входят в круг значимых, отсутствуют инициативность и готовность участия в общественных мероприятиях. 18% респондентов не выразили желания оказывать помощь другим и не проявили потребность в политической информированности.

Сравнительный анализ результатов исследования экспресс-опроса и анкетирования показал различия в проявлениях активности. Действовать, участвовать, либо только желать и быть готовым заниматься значимой деятельностью или проявлять активность по требованию и указанию. Есть и такие студенты, которые проявляют интерес к политической жизни, но в то же время гражданская позиция четко не выражена, деятельность проявляется только в рамках требований и норм, позитивные намерения не подкрепляются действиями.

Опыт участия в благотворительных мероприятиях подтвердили 47% студентов. Относительно влияния студенческой жизни получены следующие результаты: влияет - 21%; влияет незначительно - 43%; не влияет - 36%.

Анализ ответов позволил определить проблемы по становлению гражданской позиции и совершенствованию нравственных качеств личности. Обозначили важный вектор социальновоспитательной деятельности учебных заведений, включающий: организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях по просвещению молодежи; расширение содержания, форм и методов воспитательной работы с учетом не количественных показателей деятельности, а качественных; развитие волонтерского движения; активизацию клубной деятельности.

Учебные заведения города участвуют в общественно-политической деятельности, в подшефных школах и организациях. Общественнополитическая практика позволяет студентам воспитывать в себе черты гражданина, патриота, утверждать престиж и величие Отечества в многообразии форм личностной активности.

На основе анализа планов воспитательной работы учебных заведений на 2011-2012 учебный год (всего 6) отмечены наиболее общие формы утверждения различных сторон активного

взаимодействия образовательных субъектов города - диспуты, митинги, встречи с ветеранами войны и труда, оказание посильной помощи участникам ВОВ, инвалидам локальных войн, семьям погибших, детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, проведение тематических кураторских часов, уроков и др.

На основании опроса студентов, рассмотрения ежегодных планов социально-воспитательной работы, отражения общественно-политической деятельности образовательных учреждений в СМИ, диагностических замеров можно утверждать, что в образовательных учреждениях созданы благоприятные условия для формирования социальной активности личности, воспитания гражданина России. В то же время выявлены проблемы повышения «степени общественности» в социальной активности личности, сотрудничества всех образовательных субъектов в аспекте личностного развития гражданина-патриота, определенный уровень активности поддерживается установками и указаниями, не имеющими эмоционально-мотивационного подкрепления. Данные противоречия обозначили необходимость проведения направленной формирующей воспитательной, психо-лого-педагогической работы со студентами по активизации их деятельности, смещения акцента с формирования личности исполнителя на инициатора, организатора. Образовательному сообществу предложено обогатить содержание обучения программой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, учитывая разные ступени обучения, использовать вариативные формы и методы политической подготовки, обеспечить единство политического образования и посильной общественной практики, сочетать педагогическое руководство воспитательным процессом с развитием самостоятельности и творческой инициативы студенческой молодежи, расширить формы и виды деятельности органов самоуправления (организация практических дел, акций, развитие волонтерского движения), четко определять годовую цикличность проведения мероприятий, проводить круглые столы, способствующие разработке вопросов повышения социализирующего потенциала воспитательной системы образовательных учреждений, разнообразить направления работы (просветительская, аналитическая, методическая деятельность), ввести в прак-

тику воспитательной работы кроме массовых мероприятий «личное шефство», отличающееся высокой степенью включенности студентов в общение, использовать потенциал СМИ в освещении опыта воспитательной работы.

Все предложенные идеи будут неэффективны, если обогащение аксиологического потенциала личности происходит без стремления самого субъекта к самореализации, саморазвитию. Формирование социальной активности личности осуществляется в процессе разнообразной воспитательной деятельности с учетом возрастной специфики. Социальную активность личности формирует не только участие в предметнопродуктивной деятельности, а также позиция

человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности, способного к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, критическому оцениванию собственных намерений и поступков. В общественно полезной деятельности взрослеющий человек не только проявляет себя, но видит свое «я» в оценке других людей, у взрослеющего человека возникает потребность в признании себя обществом.

Успешность формирования социальной активности личности как гражданина-патрио-та заключается в гуманизации образовательного процесса исходя из принципов личностноориентированной педагогики.

05.12.2012

Список литературы:

1. Социальная философия [Текст] : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М. : Акад. Проект, 2003. -560 с. - (Summa). - ISBN 5-8291-0149-1.

2. Гуревич, П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : Олимп ; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 528 с. - ISBN 5739005167.

3. Словарь-справочник «Человек и общество» (Философия) [Текст] / авт.-сост. И. Д. Коротец, Л. А. Штомпель, О. М. Штом-пель. - Ростов-на-Дону : Феникс, 199б. - 544 с. - ISBN 5-85880-125-0.

4. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] : курс лекций : учеб. пособие для пед. вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 440 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Прил. : с. 409-436. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-7695-2673-4.

5. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 4-е изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1989. -1632 с.

6. Современный словарь по общественным наукам [Текст] / под общ. ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. - М. : Эксмо, 2005. -528 с. - (Образовательный стандарт XXI). - ISBN 5-699-12503-5.

Сведения об авторах:

Андреева Маргарита Александровна, директор Бугурусланского филиала Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент Холдобин Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин Бугурусланского филиала Оренбургского государственного университета 461630, Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Оренбургская, 2а, тел. (3535) 24554,

е-таіі: bfogu@mail.ru

UDC 37.035.6

Andreeva M.A., Kholdobin D.B.

Buguruslan (branch) Orenburg state university E-mail: е-mail: bfogu@mail.ru

POSSIBILITY OF EDUCATION IN THE FORMATION OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE STUDENTS’ PERSONALITY AS A CITIZEN-PATRIOT

The study considers the pedagogical possibilities of education in the formation of the social activity of the students personality as a citizen-patriot. It substantiates the role of the public practice of educational institutions in the process of formation of basic national values.

Key words: social activism, education, social action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.