80 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Научная статья
УДК 37.035.6:343.8
ВКЛАД ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Антон Сергеевич Бушмакин1
1 Пермский институт ФСИН России, г. Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается роль ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в патриотическом воспитании и социокультурном развитии сотрудников пенитенциарной службы и курсантов, обучающихся в образовательных организациях ФСИН России. Особое внимание автором уделяется деятельности С. В. Ерофеева и его вкладу в сохранение исторического наследия в системе исполнения уголовных наказаний. На основе анализа его деятельности в качестве председателя Регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы по Пермскому краю и руководителя исторической экспозиции ГУФСИН России по Пермскому краю, расположенной в г. Соликамске, а также его научной и педагогической работы описывается значимость сохранения исторической памяти и формирования патриотических ценностей в профессиональном контексте уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: историческое наследие, патриотическое воспитание, ФСИН России, курсанты, социокультурное развитие
Для цитирования
Бушмакин А. С. Вклад ветеранских организаций в патриотическое воспитание, социокультурное развитие и сохранение исторического наследия в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(04). С. 80-86.
© Бушмакин А. С., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 81
Original article
THE CONTRIBUTION OF VETERANS' ORGANIZATIONS
TO PATRIOTIC EDUCATION, SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF HISTORICAL HERITAGE IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA
Anton Sergeevich Bushmakin1
1 Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The article examines the role of veterans' organizations of the penal correction system in the patriotic education and socio-cultural development of the penal system employees and cadets studying in educational organizations. The author pays special attention to the activities of Sergei Vasilyevich Yerofeyev and his contribution to the preservation of historical heritage in the penal system. Based on the analysis of his activities as a chairman of the Regional Branch of the All-Russian Public Organization of veterans of the Penal System in the Perm Region and a head of the historical exposition of the in the Perm Region, located in Solikamsk, as well as his scientific and pedagogical work, the importance of preserving historical memory and the formation of patriotic values in the professional context of the penal system is described.
Keywords: patriotic education, the FPS Russia, cadets, socio-cultural development
For citation
Bushmakin, A. S. 2024. 'The contribution of veterans' organizations to patriotic education, socio-cultural development and preservation of historical heritage in the penal system of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 3(04), pp. 80-86.
В современных условиях, характеризующихся интенсивными изменениями, происходящими на мировой арене, российское общество сталкивается с вызовами, которые могут привести к смысловой и ценностной дезориентации граждан, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на социокультурное развитие личности. В настоящее время мы видим, как происходит искажение традиционных ценностей, присущих русской культуре, как западные недоброжелатели активно пытаются изменить и переписать исторические факты, принижая значение России в мировой истории.
В условиях подобных угроз одним из эффективных способов защиты государства является формирование у его граждан осознанного отношения к Родине, ее историческому прошлому, настоящему и будущему. В связи с этим патриотическое воспитание и необходимость социокультурного развития личности становится важным стабилизирующим фактором, который помогает гармонизировать различные жизненные установки граждан, их взгляды и убеждения.
С учетом политических и социально-экономических условий, характерных для различных этапов развития государства, подходы к пониманию патриотизма, а также цели и задачи патриотического воспитания неизбежно изменяются. Все это подчеркивает необходимость создания нового всестороннего подхода к воспитанию личности, об-
82 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
ладающей глубокой ответственностью перед Родиной и готовностью исполнять свои гражданские обязанности.
Истоки возникновения патриотизма лежат в многовековом существовании отдельных государств, что привело к возникновению привязанности к родной земле, языку и традициям. В ходе формирования наций и национальных государств патриотизм стал неотъемлемой частью общественного сознания, воплощая основные аспекты национального развития.
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, патриотизмом является преданность и любовь гражданина к своей стране и своему народу. Это нравственное и политическое убеждение, включающее в себя гордость за достижения и культуру своей Родины, стремление сохранить ее уникальность и культурные особенности, а также отождествление себя с народом и желание защищать интересы своей страны [3, с. 4]. Патриотизм, являясь социальным чувством, выражает высшую степень привязанности человека к своей стране, в основе которого лежит любовь к Родине и готовность ставить ее интересы выше своих личных, вплоть до готовности жертвовать своими экзистенциальными потребностями ради ее блага [4, с. 176].
Необходимо отметить, что патриотизм и социокультурное развитие личности имеют тесную взаимосвязь. Патриотическое воспитание является ключевой составляющей воспитательного процесса личности, направленной на формирование у подрастающего поколения чувства любви и привязанности к родной земле, государству, его природным богатствам, национальной культуре и традициям. Патриотизм передается из поколения в поколение как неотъемлемая часть культурного наследия, способствуя сохранению и укреплению национальной идентичности и культурных ценностей общества. Особую значимость приобретает патриотическое воспитание, основанное на историческом наследии Великой Отечественной войны, делая существенный вклад в процесс подготовки молодежи к выполнению роли защитников Отечества, поэтому важно развивать в обществе национальное самосознание, сохраняя память об истории своей страны, ее роли в мировой истории и формируя у подрастающего поколения чувство ответственности за будущее своей Родины [6, с. 53].
Значительная роль в обеспечении правопорядка и сохранении состояния безопасности граждан и государства принадлежит сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС РФ) [1, с. 53], поэтому их патриотическое воспитание и социокультурное развитие имеют особое значение. Патриотизм как важный аспект социокультурного развития играет ключевую роль в воспитательном процессе, помогая формировать у сотрудников УИС РФ чувство принадлежности к своему народу и государству. Формирование патриотических ценностей среди сотрудников пенитенциарных учреждений является ключевым элементом их профессионального и социокультурного становления. Начинать данный процесс необходимо задолго до поступления на службу в исправительные учреждения. Наиболее подходящим для этих целей является период обучения будущих офицеров в образовательных организациях ФСИН России [5, с. 73].
В целях проведения воспитательной работы с сотрудниками пенитенциарных учреждений и курсантов образовательных организаций ФСИН России, в учреждениях и органах ФСИН России созданы и функционируют подразделения отделов кадров по работе с личным составом. Кроме того, неоценимый вклад в данный процесс вносит Общероссийская общественная организация ветеранов УИС. Именно на роли ветеран-
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 83
ских организаций в процессе патриотического воспитания и социокультурного развития настоящих и будущих сотрудников УИС РФ следует остановить наше внимание.
Ветераны играют ключевую роль в передаче молодым сотрудникам пенитенциарной системы практического опыта и ценностей, накопленных поколениями сотрудников, а регулярные мероприятия и встречи направлены на развитие и укрепление у молодежи патриотических чувств и уважения к своей Родине и избранной профессии. Взаимодействие такого рода не только способствует сохранению культурного наследия, но и способствует формированию у молодежи высоких моральных стандартов и профессионального поведения, что так необходимо в условиях службы в пенитенциарных учреждениях.
Одним из ярких представителей ветеранов УИС Пермского края является С. В. Ерофеев, заместитель председателя Регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов УИС по Пермскому краю, полковник внутренней службы в отставке. Сергей Васильевич заслуживает особого внимания. Являясь выдающимся деятелем УИС РФ, он посвятил свою жизнь службе и активной деятельности в сфере исправления осужденных, воспитания сотрудников, курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также жителей своего родного города, в котором и началась его служба.
С. В. Ерофеев прослужил в УИС РФ более 37 лет. Свой профессиональный путь начал в 1985 г. в г. Соликамске, где начал работу в должности инженера по организации труда осужденных, и благодаря высокому уровню профессионализма, компетентности и личностным качествам успешно продвинулся по карьерной лестнице, заняв должность заместителя начальника управления ГУФСИН России по Пермскому краю.
На протяжении своей карьеры С. В. Ерофеев демонстрировал значительные достижения в различных областях служебной деятельности, направленной не только на исправление осужденных, но и воспитание сотрудников пенитенциарной системы. В 2010 г. в звании полковника внутренней службы, С. В. Ерофеев вышел в отставку, но не оставил свою деятельность и продолжил активно участвовать в жизни родного ведомства.
В настоящее время С. В. Ерофеев является заместителем председателя Регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов УИС по Пермскому краю, а также уже более 14 лет руководит постоянно действующей исторической экспозицией ГУФСИН России по Пермскому краю. Заслуги С. В. Ерофеева не были оставлены без внимания руководства ФСИН России, и в 2022 г. приказом директора ФСИН России ему заслуженно присвоено звание «Почетный работник УИС России».
Благодаря своему профессионализму и многолетнему опыту С. В. Ерофеев оказывает значительное влияние на развитие подрастающего поколения и формирование патриотических ценностей среди сотрудников УИС РФ. Его отличает вдумчивый и настойчивый подход к решению задач, что позволяет успешно взаимодействовать с органами государственной власти и средствами массовой информации. Эти качества способствуют созданию устойчивой платформы для воспитательной и просветительской работы, которая не только охватывает сотрудников и ветеранов, но и активно привлекает молодое поколение, включая курсантов образовательных организаций ФСИН России, прибывающих в исправительные учреждения г. Соликамска для прохождения практики, и учащихся школ г. Соликамска.
Важно отметить, что деятельность С. В. Ерофеева не ограничивается формальными мероприятиями, она направлена на глубокое проникновение патриотических идей в со-
84 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
знание каждого человека. В эпоху глобальных перемен и вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, такие инициативы особенно важны, так как они помогают сохранить духовные и нравственные ориентиры, а внимание к истории и культурным традициям родной страны являются важной составляющей государственной политики.
Огромное значение несет деятельность С. В. Ерофеева, направленная на сохранение и популяризацию культурного наследия УИС РФ. Историческая экспозиция, созданная и поддерживаемая под его руководством, не только служит важным образовательным инструментом, но и является местом, где сохраняется память о героическом прошлом нашей страны. Экспозиция регулярно обновляется и пополняется новыми материалами, что делает ее постоянно актуальной для всех посетителей. На базе постоянно действующей экспозиции истории уголовно-исполнительной системы под его руководством с 2010 по 2024 год было проведено более 300 организованных экскурсий, которые посетили более 5000 человек, включая учащихся школ, сотрудников и ветеранов, курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также гостей города. Важным аспектом данной работы является включение посетителей музея в обязательные экскурсии по историческим местам города, что способствует укреплению их профессиональной и гражданской позиции.
Значительным вкладом в сохранение исторического наследия страны является поисковая работа, проводимая С. В. Ерофеевым, по установлению имен сотрудников и служащих системы, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны. Благодаря его усилиям, были установлены и преданы широкой огласке имена 15 Героев Советского Союза и 5 Полных кавалеров ордена Славы. Результатом этой работы стали издания нескольких памятных книг, которые играют важную роль в сохранении исторической памяти и патриотическом воспитании [2].
Кроме того, С. В. Ерофеев внес вклад в популяризацию службы в уголовно-исполнительной системе через средства массовой информации. За последние пять лет им было подготовлено и размещено более тысячи публикаций и сюжетов, посвященных деятельности сотрудников УИС РФ и ветеранов. Разнообразие форматов публикаций позволяет охватить широкую аудиторию, что помогает формировать положительный имидж пенитенциарной системы в обществе и повышает престиж службы среди молодежи.
Таким образом, патриотическое воспитание и социокультурное развитие сотрудников и курсантов образовательных организаций ФСИН России, играющих ключевую роль в поддержании правопорядка и общественной безопасности страны, являются фундаментальными аспектами их профессионального становления. Вклад ветеранов УИС, таких как Сергей Васильевич, в воспитание молодого поколения сотрудников, курсантов имеет важное значение, способствуя укреплению патриотических ценностей и сохранению духовных и нравственных ориентиров. В условиях современных вызовов, когда дестабилизирующие факторы могут оказать негативное влияние на общественное единство страны, это становится особенно актуальным.
Деятельность ветеранов УИС ориентирована не только на выполнение формальных задач, но и на глубокое проникновение патриотических идей в сознание каждого участника образовательных и воспитательных мероприятий, что вносит значимый вклад в укрепление внутренней стабильности и консолидацию российского общества. Пример Сергея Васильевича Ерофеева, который является образцом русского офицера, посвятившего свою жизнь служению Отечеству, иллюстрирует высокие моральные
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 85
и профессиональные стандарты, необходимые для всех сотрудников УИС. Его вклад в патриотическое воспитание и социокультурное развитие молодежи продолжает играть ключевую роль в поддержании традиций и преемственности поколений.
Список источников
1. Бушмакин А. С. Организация социокультурной деятельности курсантов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(2). С.52-62.
2. Герои уголовно-исполнительной системы Прикамья. Биографические и архивные материалы о Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы / сост. С. В. Ерофеев. 2-е изд. доп., Пермь : Издательский дом Типография купца Тарасова, 2020.
3. Демин И. В., Долгина Е. С. Патриотизм: понятие и виды // Вестник магистратуры. 2015. № 11-2(50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-ponyatie-i-vidy (дата обращения: 21.08.2024).
4. Павлов А. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-ochen-kratkaya-istoriya-idei (дата обращения: 21.08.2024).
5. Пивоварова Т. В. Патриотическое воспитание сотрудников Университета ФСИН России // Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 2(6). С. 72-76.
6. Шатров А. Г Патриотическое воспитание курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России на героических традициях Великой Отечественной войны // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2(8).
References
1. Bushmakin, A. S. 2024, 'Organization of socio-cultural activities of cadets in the educational process of the educational organization of the FPS', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(2), pp. 52-62.
2. Yerofeev, S. V. (comp.) 2020, Heroes of the penal system of the Kama region. Biographical and archival materials about the Heroes of the Soviet Union and full cavaliers of the Order of Glory, 2nd ed., Perm.
3. Demin, I. V. & Dolgina, E. S. 2015, 'Patriotism: the concept and types', Bulletin of the Magistracy, iss. 11-2(50), viewed 21 August 2024, https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-ponyatie-i-vidy.
4. Pavlov, A. 2018, 'Patriotism. A very brief history of the idea', Philosophical Anthropology, iss. 1, viewed 21 August 2024, https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-ochen-kratkaya-istoriya-idei.
5. Pivovarova, T. V. 2022, 'Patriotic education of employees of the University of the FPS of Russia', Professional legal education and science, iss. 2(6), pp. 72-76.
6. Shatrov, A. G. 1998, 'Patriotic education of cadets and students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the heroic traditions of the Great Patriotic War', Psychopedagogy in law enforcement agencies, iss. 2(8).
Информация об авторе
А. С. Бушмакин - старший преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования.
86 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Information about the author
A. S. Bushmakin - senior lecturer at the Department of regime organization, security and escort.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования
Статья поступила в редакцию 17.05.2024; одобрена после рецензирования 31.05.2024; принята к публикации 20.06.2024.
The article was submitted 17.05.2024; approved after reviewing 31.05.2024; accepted for publication 20.06.2024.