458 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Научная статья УДК 343.825
doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.458-465
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рафик Нуруллович Халилов1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, МаШоА"п@ yandex.ru
Аннотация. На основе анализа деятельности ветеранской организации исправительного учреждения сформулирована модель воспитательной работы с молодыми сотрудниками, ее применение может способствовать совершенствованию деятельности воспитательных служб уголовно-исполнительной системы. В статье выявлены наиболее актуальные проблемы воспитательной работы с молодыми сотрудниками в современных условиях, проанализирована работа ветеранской организации Исправительной колонии № 3 УФСИН России по Республике Татарстан по патриотическому и нравственному воспитанию.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, воспитательная работа, ветеранские организации, патриотическое воспитание, модель воспитательного процесса
Для цитирования
Халилов Р. Н. Региональный опыт деятельности ветеранской организации в сфере воспитательной работы с личным составом исправительного учреждения // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31(1-4), № 3. С. 458-465. DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.458-465.
© Халилов Р. Н., 2023
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 459
Original article
REGIONAL EXPERIENCE OF THE VETERAN ORGANIZATION IN THE FIELD OF EDUCATIONAL WORK WITH THE STAFF OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION
Rafik Nurullovich Halilov1
1 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the activities of the veteran organization of the correctional institution, a model of educational work with young employees is formulated, its application can contribute to improving the activities of educational services of the penal system. The article identifies the most urgent problems of educational work with young employees in modern conditions, analyzes the work of the veteran organization of Correctional Colony No. 3 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Republic of Tatarstan on patriotic and moral education.
Keywords: penal enforcement system, educational work, veteran organizations, patriotic education, model of the educational process
For citation
Halilov, R. N. 2023, 'Regional experience of the veteran organization in the field of educational work with the staff of the correctional institution', Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 3, pp. 458-465, doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.458-465.
Формирование профессионально важных качеств у личного состава и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) относится к числу важнейших задач, обеспечивающих эффективность работы системы в целом и отдельного исправительного учреждения в частности. Формирование личного состава исправительного учреждения (ИУ) - важный перманентный процесс, в котором задействованы кадровые, психологические, воспитательные службы исправительного учреждения. В практике деятельности УИС сложились эффективные формы, методы, принципы работы с личным составом. Совершенствование воспитательного процесса относится к числу наиболее актуальных проблем современной уголовно-исполнительной науки, пенитенциарной педагогики и психологии и находится в фокусе общественного внимания.
Вместе с тем практика деятельности отдельного ИУ и УИС в целом показывает, что существующие методы и формы воспитательной работы не обеспечивают должного уровня функционирования кадрового состава, о чем свидетельствуют статистические данные о совершенных административных правонарушениях и уголовных преступлениях. По сведениям Генеральной прокуратуры за девять месяцев 2021 г. прокурорами в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы выявлено более 103 тыс. нарушений. 34 тыс. сотрудников УИС привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности - 1,7 тыс. лиц, за преступления по службе осуждены 89 сотрудников УИС1.
1 См.: URL: https://www.ntv.ru/novosti/2636840 (дата обращения: 07.02.2023).
460 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
В данной работе автор поставил цель проанализировать деятельность ветеранской организации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан по организации воспитательной работы с личным составом ИУ, ее формы, методы, а также провести оценку эффективности сложившейся в ветеранской организации модели воспитательного процесса.
Традиционные и апробированные методы воспитательной работы обучающихся в учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), а также действующих сотрудников регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами1. Основная задача, поставленная государством в данном направлении, заключается в обеспечении эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, что зависит в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры.
В ведомственных нормативных правовых актах подробно детализированы основные аспекты проведения воспитательной работы с сотрудниками в учреждениях УИС: определены формы и методы проведения воспитательной работы, круг ответственных лиц, процедура осуществления наставничества; содержание мероприятий в рамках воспитательной работы.
Моральная зрелость, правовая культура, профессионализм - это личностные качества, формируемые для осуществления профессиональной деятельности, определяющие специфику поведения в профессиональной среде. В специальной педагогической литературе проблема формирования личности сотрудника УИС не раз была предметом исследования с точки зрения организации учебного процесса, педагогических условий, содержания обучения, психологического обеспечения педагогической подготовки [2].
Автор данного исследования много лет проработал на руководящих должностях в УИС, сначала в оперативной службе, много лет - в должности заместителя начальника управления по кадровой работе, на основании личного опыта пришел к твердому убеждению о том, что именно воспитательная работа является основой для формирования личности сотрудника, способного честно и добросовестно исполнять служебный долг.
Так, при поступлении на службу вновь принятый сотрудник нуждается в психолого-педагогическом и воспитательном сопровождении. Категории сотрудников, чьи служебные обязанности непосредственно связаны с работой с осужденными к лишению свободы, попадают в особые условия службы, характеризующиеся целым рядом обстоятельств: взаимодействие с тем особым контингентом, для которого принятые в обществе правовые и моральные устои не являются нормой; неприятие и необязательность следования ими общепринятым этическим и нравственным принципам; сложные иерархические отношения, принятые в криминализированной среде, следовательно, непонимание сложившихся в исправительных учреждениях социальных и личностных отношений; и, наконец, повышенная опасность при исполнении служебных обязанностей. На данном этапе педагогическое и психологическое воздействие предусмотрено в форме наставничества, основным содержанием которого становится знакомство с порядком прохождения службы, с контингентом осужденных к лишению свободы. В этот период
1 См.: О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс»; Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 // СПС «КонсультантПлюс».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 461
сотрудник должен сформировать у себя устойчивую мотивацию к добросовестному несению службы, нетерпимость к нарушению дисциплины и законности.
Второй этап в становлении сотрудника, когда необходимо воспитательное и психологическое воздействие по профилактике профессиональной деформации, наступает по истечении нескольких лет службы. Психологическое состояние сотрудника характеризуется как стабильное, в этот период он уже достаточно адаптирован, разобрался в служебных и межличностных отношениях в коллективе сослуживцев, во взаимоотношениях с руководством, понял специфику жизненного цикла групп осужденных. В этот период возникает опасная ситуация для сотрудника: вступая в личные отношения с осужденными, он вполне может допустить превышение служебных полномочий в пределах своей личной ответственности: назначить или снять взыскание, инициировать подготовку документов недостойного осужденного для условно-досрочного освобождения, то есть те деяния, которые находятся в сфере его компетенции.
В этот период также возникает опасность попадания сотрудника УИС в мировоззренческую ловушку «понятий», по которым живет контингент осужденных к лишению свободы. Специалисты отмечают, что осужденные как «носители маргинализованного сознания, антиправовых установок, ценностей и норм тюремной субкультуры... оказывают значительное деформирующее воздействие» [1, с. 10] на сотрудников УИС. Проблема, обозначенная исследователем, представляется нам достаточно актуальной, связано это с тем обстоятельством, что так называемые «воровские понятия» в силу психологического эффекта включенности сотрудника в криминализированную среду, отчасти недостаточно развитого критического мышления могут стать частью его ценностных установок. Кроме того, «воровские понятия» дают определенную искаженную картину мира, основанную на примитивных представлениях о справедливости, добре, специфические этические нормы и правила.
Представляется, что в современных условиях перед УИС и ее сотрудниками поставлены новые масштабные задачи на фоне усложнения контингента осужденных, обусловленного общей тенденцией назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Мы имеем в виду то обстоятельство, что в ИУ попадают осужденные к лишению свободы, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.
Практика деятельности исправительных учреждений показывает, что воспитательная работа с сотрудниками нуждается в постоянном совершенствовании, поиске новых ресурсов, форм, методов, подходов, на основании которых складываются новые психолого-педагогические технологии. Мы считаем, что они должны основываться в том числе на региональной специфике, которая формирует личный состав сотрудников УИС, то есть национальные, социальные, демографические характеристики, отражающие особенности менталитета.
Воспитательная работа - это сфера взаимодействия в системе «человек - человек», где личностные качества воспитателя: его внутренняя убежденность, авторитет, моральная зрелость, становятся решающими факторами. В связи с этим возрастающую роль приобретает деятельность Общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы, которая стала заметным явлением в современном пенитенциарном пространстве. Председатель Общероссийской общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы С. Х. Шамсунов определил задачи, поставленные перед этой организацией:
«- защита прав и законных интересов пенсионеров и ветеранов;
462 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
- активное содействие в решении задач по укреплению правопорядка в Российской Федерации, а также воспитанию молодых сотрудников;
- тесное взаимодействие в решении поставленных целей с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, структурами МВД России и Минюста России, организациями пенсионеров, ветеранов войны и труда, государственными и общественными организациями, творческими союзами и добровольными обществами» [6, с. 100].
Автор отмечает, что на современном этапе настало время уточнить и расширить сферу деятельности ветеранских организаций на местах и закрепить за ними «проведение работы по патриотическому и военно-патриотическому, нравственному, культурному воспитанию молодых сотрудников УИС» [6, с. 101]. Мы считаем, что высказанная идея является продуктивной и открывает перед ветеранами новые горизонты деятельности, дает им возможность включиться в активную работу.
Совершенно ясно, что ветераны службы обладают достаточным потенциалом для проведения воспитательной работы с действующими сотрудниками УИС. Оценка потенциала ветеранского корпуса не раз была предметом анализа пенитенциарной науки, отмечается, что «ветераны - это хранители традиции государственной службы; это те, кто выполнял служебные задачи по обеспечению безопасности общества и государства в других социально-исторических условиях» [5]. В данном контексте переживание и осмысление опыта «иных социально-исторических условий» для действующих ветеранов - это достаточно сложный и насыщенный процесс, который оказался содержанием их службы. Прежде всего служба современных ветеранов началась в период эволюции социалистической пенитенциарной модели, которая постепенно видоизменялась от карательной к исправительной.
Существенно изменилось отношение к осужденным к лишению свободы: люди преступили закон, но при этом необходимое условие исправительной деятельности - соблюдение их прав и законных интересов, что стало актуальной задачей государства и УИС. В 1990-е годы УИС испытывала серьезные трудности, связанные не только с потерей идеологических установок, являющихся системообразующими для органов государственной службы, но и с недостатком финансирования, задержками денежных выплат, а следовательно, с потерей престижа службы. В этот период ситуация характеризовалась общей криминализацией общества, распространением новых видов преступлений, таких как организованная преступность, мошенничество. Указанные проблемы коснулись практически всех сотрудников УИС и наложили отпечаток на формирование современного ветеранского движения.
В 2001 г. в рамках ветеранского движения в с. Пановка Пестречинского района Республики Татарстан на базе ФКУ ИК-3 был создан Совет ветеранов. Первоначально организаторы поставили перед советом достаточно скромные и утилитарные задачи: оказывать финансовую, бытовую и социальную помощь пенсионерам УИС, проживающим в селе. На современном этапе ветеранская организация - это динамично развивающаяся структура: для ветеранов УИС проводятся культурно-массовые, спортивные мероприятия, организуются выездные экскурсии, отмечаются профессиональные праздники.
Село Пановка - уникальное явление на карте Татарстана, это населенный пункт, где исправительное учреждение является главным структурным элементом. Сегодня практически вся повседневная жизнь села связана с деятельностью ИУ: в селе проживают целые династии сотрудников, многие жители работают в ИУ либо обеспечивают ее жизнедеятельность.
Заметным явлением в истории села и деятельности местной ветеранской организации стала реализованная инициатива по созданию Аллеи славы (2016 г.), на которой
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 463
увековечена память сотрудников УИС - участников Великой Отечественной войны, а также тех тружеников тыла, которые доблестно работали на обеспечение Победы. Исправительно-трудовое учреждение было создано накануне войны - в 1935 г., оно функционировало и в годы войны, сотрудники после фронта поступали на службу. Аллея славы стала центром формирования патриотизма у населения села, в том числе подрастающего поколения и действующих сотрудников ИУ.
В настоящее время тема формирования патриотизма как ключевого термина содержания воспитания, одного из самых понятных для граждан России, становится актуальной. «Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям народа, важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты [5, с. 312].
В контексте воспитательной работы с сотрудниками ФКУ ИК-3 существование Аллеи славы имеет большее значение - на ее площадке проходят все важные для учреждения события: церемонии празднования государственных праздников; торжественных дат, связанных с учреждением; принятие Присяги. По взаимной договоренности активные члены ветеранской организации проводят воспитательную работу с сотрудниками учреждения, она охватывает младший начальствующий и рядовой состав: это начальники отрядов, режимные, оперативные, производственные службы. Планируя воспитательную работу, Совет ветеранов имеет в виду, что это контингент в основном молодой и нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.
Как известно, эффективность воспитательной работы зависит прежде всего от ее адресности и точности педагогического воздействия. Для создания региональной модели воспитательной работы автор провел социологическое исследование с обратной связью, цели которого - экспертиза модели и оценка ее результативности.
На первом этапе была сформулирована исследовательская проблема и определена адресность. Автор статьи на основании анализа личных дел, интервью создал социологический портрет сотрудника УИС, в данном случае, ФКУ ИК-3. Средний возраст -до 35 лет, местный уроженец или уроженец близлежащих небольших населенных пунктов, образование среднее специальное, число получивших образование в учебных заведениях ФСИН России ничтожно мало. Первоначальную специальную подготовку в основном получили в Учебном центре УФСИН России по Республике Татарстан. Для большинства сотрудников мотивирующим фактором службы является денежное и пенсионное обеспечение, социальные льготы и выплаты. Мы выявили, что, во-первых, они испытывали определенные трудности в процессе прохождения службы; во-вторых, устойчивые личностные установки по противодействию влиянию криминализированной среде осужденных у большинства сотрудников не сформированы или сформированы слабо, как и антикоррупционное поведение.
На втором этапе исследования мы выявили наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы, имеющиеся в распоряжении Совета ветеранов ФКУ ИК-3. Для достоверности мы провели выборочный опрос и интервьюирование молодых сотрудников. Наиболее значимыми они назвали мероприятия, проводимые совместными усилиями руководства ИУ, Советом ветеранов и общественностью с. Пановка. Такими праздниками были названы День Победы, День Республики, День села. Фиксируя личные переживания, респонденты отметили, что наибольшее впечатление на них произвело ежегодное празднование Дня Победы, они испытали чувство гордости за участников
464 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Великой Отечественной войны. Некоторые опрошенные отметили, что для них важным стало то, что они увидели преемственность поколений - имена, увековеченные на Аллее славы, имена нынешних ветеранов и действующих сотрудников.
Важное место в воспитательной работе занимает индивидуальная и групповая работа с молодыми сотрудниками. Согласно договоренности с руководством ФКУ ИК-3 представители Совета ветеранов принимают участие в кадровых комиссиях, в соответствии с разработанным планом мероприятий проводят индивидуальные встречи с молодыми сотрудниками.
Тематика встреч напрямую связана с содержанием служебной деятельности: антикоррупционная политика (касающаяся службы в УИС), предупреждение административных и уголовных преступлений, злоупотребление служебными полномочиями и т. д. Мы считаем, что личная убежденность, апелляция к жизненному опыту, глубокое понимание особенностей службы, а также авторитет как показатель жизненного успеха наполняют воспитательную работу необходимым содержанием.
На третьем этапе проведенного исследования нам удалось сформулировать региональную модель воспитательной работы с молодыми сотрудниками УИС, ознакомить с результатами проведенной работы руководство ФКУ ИК-3 и воспитательного отдела УФСИН России по Республике Татарстан.
Выводы
Современное состояние воспитательной работы нуждается в совершенствовании, поиске новых технологий ее проведения. Она требует новых подходов, должна быть адресной и индивидуализированной, опираться на значимые и понятные ориентиры.
Предлагаемая модель воспитательной работы основана на изучении деятельности УИС, специальной литературы и опыта членов Совета ветеранов. Выявлено, что воспитательное воздействие на молодых сотрудников обладает достаточным потенциалом и может дополнять и обогащать деятельность воспитательных служб ИУ и УФСИН России по Республике Татарстан.
Список источников
1. Додуева О. Ф., Евсеева О. В. Некоторые аспекты защиты правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы от негативного влияния субкультуры осужденных // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 4(49). С. 7-12.
2. Долгин Д. С. О понятиях «воспитание», «воспитательный процесс», «воспитательная работа с сотрудниками уголовно-исполнительной системы» // Вестник Кузбасского института. 2016. № 3(28). С. 151-157.
3. Самарин В. А. Деятельность ветеранской организации Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России: исторический опыт // Петербургские пенитенциарные конференции : материалы конференций (Санкт-Петербург, 17-18 мая 2021 г.) : в 4 т. СПб. : Университет ФСИН России, 2021. Т. I. С. 325-330.
4. Соболев Ю. Н. История создания ветеранской организации университета. Роль ветеранов УИС в патриотическом воспитании сотрудников // Петербургские пенитенциарные конференции : материалы конференций (Санкт-Петербург, 17-18 мая 2021 г.) : в 4 т. СПб. : Университет ФСИН России, 2021. Т. I. С. 331-334.
5. Тимощук А. С., Трофимова Н. Н. Общественная организация ветеранов ВЮИ ФСИН России в патриотическом воспитании курсантов // Уголовно-исполнительная система:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 465
педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Томск, 10-11 окт. 2019 г.). Томск : Томский ИПКР ФСИН России, 2019. Т. 7. С. 309-314.
6. Шамсунов С. Х., Заводчиков Н. В. Ветеранское движение уголовно-исполнительной системы современной России: актуальные проблемы и пути их решения // Профессиональное юридическое образование и наука. 2022. № 2(6). С. 100-106.
References
1. Dodueva, O. F. & Evseeva, O. V. 2018, 'Some aspects of protecting the legal consciousness of employees of the penal enforcement system from the negative influence of the subculture of convicts', Bulletin of the Vladimir Law Institute, iss. 4(49), pp. 7-12.
2. Dolgin, D. S. 2016, 'On the concepts of "education", "educational process", "educational work with employees of the penal system"', Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 3(28), pp. 151-157.
3. Samarin, V. A. 2021, 'Activities of the veteran organization of the St. Petersburg IPKR of the Federal Penitentiary Service of Russia: Historical experience', in St. Petersburg Penitentiary Conferences: Conference Proceedings (St. Petersburg, 17-18 May 2021), in 4 vols, vol. I, pp. 325-330, University of the Federal Penitentiary Service of Russia, St. Petersburg.
4. Sobolev, Yu. N. 2021, 'The history of the creation of the veteran organization of the University. The role of UIS veterans in the patriotic education of employees', St. Petersburg Penitentiary Conferences: Conference Proceedings (St. Petersburg, 17-18 May 2021), in 4 vols, vol. I, pp. 331-334, University of the Federal Penitentiary Service of Russia, St. Petersburg.
5. Tymoshchuk, A. S. & Trofimova, N. N. 2019, 'Public organization of Veterans of the Federal Penitentiary Service of Russia in patriotic education of cadets', in Penal system: pedagogy, psychology and law: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Tomsk, October 10-11, 2019), vol. 7, pp. 309-314, Tomsk IPKR of the Federal Penitentiary Service of Russia, Tomsk.
6. Shamsunov, S. H. & Breeders, N. V. 2022, 'Veteran movement of the penal system of modern Russia: actual problems and ways to solve them', Professional Legal Education and Science, iss. 2(6), pp. 100-106.
Информация об авторе
Р. Н. Халилов - кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Татарстан, доцент кафедры уголовного права.
Information about the author
R. N. Halilov - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan, Associate Professor of the Department of Criminal Law.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).
Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 30.04.2023; принята к публикации 31.07.2023.
The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 30.04.2023; accepted for publication 31.07.2023.